Задание практического тура республиканской олимпиады школьников по биологии 2009 г., Минск icon

Задание практического тура республиканской олимпиады школьников по биологии 2009 г., Минск





Скачать 116.62 Kb.
Название Задание практического тура республиканской олимпиады школьников по биологии 2009 г., Минск
Дата 06.04.2013
Размер 116.62 Kb.
Тип Документы
Утверждено

Заместитель председателя

Оргкомитета заключительного этапа

Республиканской олимпиады,

заместитель Министра образования

Республики Беларусь

К.С. Фарино


ЗАДАНИЕ
практического тура республиканской олимпиады школьников по биологии 2009 г., Минск



11 и 11' классы



Код:


Место для баллов:

Республиканская олимпиада школьников 2009


КАБИНЕТ 1. БИОХИМИЯ И БИОТЕХНОЛОГИЯ (38 баллов).


Часть 1. Биохимия (18 баллов).


^ ЗАДАНИЕ 1 (9 баллов). Проанализируйте состав содержимого флаконов А, В, С, используя приведенные качественные реакции.


  1. Качественная реакция на сахарозу.

К 3 каплям раствора сахарозы добавляют 1 каплю 10% раствора NaOH и 1 каплю 2% раствора Co(NO3)2. Появляется фиолетовое окрашивание.

2. Качественная реакция на витамин С.

К 3 каплям раствора, содержащего аскорбиновую кислоту (витамин С), добавляют 1 каплю 5% раствора K3[Fe (CN)6] и 1 каплю 1% раствора FeCl3. Оставляют на 5 мин для развития окраски. Жидкость приобретает зеленовато-синюю окраску и выпадает осадок берлинской лазури.

^ 3. Качественная реакция на белок.

К 3 каплям раствора, содержащего белок, добавляют 3 капли 10% раствора NaOH и 1 каплю 1% раствора CuSO4. Появляется фиолетовое окрашивание.

^ 4. Качественная реакция на витамин В6 (пиридоксин).

К 3 каплям раствора, содержащего витамин, добавляют 3 капли 1% раствора FeCl3. развивается красное окрашивание.


Анализ проводите на полиэтиленовых пластинках с белой бумагой. Соответствующее количество капель наносите прямо на пластинку.

^ Работайте аккуратно!!


1.1. (6 баллов). Результаты анализа (верный ответ обведите кружком).


Раствор А:


1) Проба на сахарозу: положительная отрицательная


2) Проба на белок: положительная отрицательная

3) Проба на витамин С: положительная отрицательная

^ 4) Проба на витамин В6: положительная отрицательная

Раствор В:


1) Проба на сахарозу: положительная отрицательная


2) Проба на белок: положительная отрицательная

3) Проба на витамин С: положительная отрицательная

^ 4) Проба на витамин В6: положительная отрицательная


Раствор С:


1) Проба на сахарозу: положительная отрицательная


2) Проба на белок: положительная отрицательная

3) Проба на витамин С: положительная отрицательная

4) Проба на витамин В6: положительная отрицательная


1.2. (3 балла). Определите вещество (вещества), содержащиеся в растворах А, В и С, ответы внесите в таблицу.





Вещество (вещества)

Раствор А





Раствор В





Раствор С







^ ЗАДАНИЕ 2 (1 балл). Решите задачу:

Молекула гликогена содержит 10 000 остатков глюкозы, каждый десятый из которых является концевым. Сколько молекул глюкозо-6-фосфата и свободной глюкозы образуется при полном расщеплении этой молекулы?

^ ЗАДАНИЕ 3 ( 3 балла). Дайте ответы на вопросы:


3.1. Две синтетазы аминоацил-тРНК поменяли специфичность в отношении аминокислот: фермент №1 стал связывать тРНК1 и аминокислоту №2, а фермент №2 – тРНК2 и аминокислоту №1. Сохранит ли генетический код специфичность?

3.2. Какую долю в массе тироксина (молекулярная масса 785 Да) составляет йод (атомная масса 130)?


3.3. Одна из современных классификаций аминокислот предполагает деление их на гидрофильные и гидрофобные в зависимости от особенностей строения боковых радикалов аминокислот. Соотношение гидрофильных и гидрофобных радикалов в составе пептида (белка) определяет его способность растворяться в воде.

Укажите, какие аминокислоты в составе пептида


вал – гис - арг – арг – мет – асп - про


снижают его общую растворимость.


^ ЗАДАНИЕ 4 (3 балла). Решите задачу:

Из биологической жидкости выделена смесь белков с молекулярной массой:

1 – 45000 (изоэлектрическая точка 7,0)

^ 2 – 95000 (изоэлектрическая точка 7,0)

3 – 95000 (изоэлектрическая точка 5,0)

4 – 160000 (изоэлектрическая точка 9,0)

Учитывая, что при прочих равных условиях растворимость белка зависит от его молекулярной массы, для разделения полученной смеси исследователь использовал приемы высаливания.

4.1. (1 балл). Один из белков ему удалось осадить при рН 5,0 с помощью сульфата аммония. Какой? Укажите номер белка.

4.2. (1 балл). Затем, увеличив рН до величины 7,0, исследователь, постепенно добавляя соль, добился последовательного выпадения еще двух белков. Укажите их порядковые номера.


4.3. (1 балл). Какой белок остался в растворе?


^ ЗАДАНИЕ 5 (2 балла). Решите задачу:

Гликофорин – небольшой трансмембранный гликопротеин эритроцитов. Функция этого белка состоит в поддержании цитоскелета эритроцитов. Гидрофильный С-концевой участок этой молекулы погружен в цитоплазму, а гидрофобный альфа-спиральный участок пронизывает неполярный бислой.

^ Оцените толщину плазматической мембраны эритроцита, исходя из длины гидрофобной области гликофорина.


1) масса гликофорина 16000 Да, средняя масса аминокислоты – 125 Да.


^ 2) на 1 виток α-спирали приходится в среднем 3,6 аминокислоты, длина витка спирали – 0,54 нм.


3) гидрофобная часть гликофорина составляет 16% от всей длины вытянутой цепи белка и изгибов не имеет.


^ 4) допустим, что гидрофобная фаза липидов составляет половину от общей толщины мембраны.

Ответ:

Часть 2. Биотехнология (20 баллов).


^ ЗАДАНИЕ 6 (10 баллов). Определение количества молочной кислоты в кисломолочных продуктах.

Образование молочной кислоты является важнейшим признаком, по которому можно судить об эффективности молочнокислого брожения и соответственно о качестве получаемого кисломолочного продукта. Количество молочной кислоты в исследуемой пробе определяют методом титрования раствором NaOH. Кислотность молока или кисломолочного продукта выражают в градусах Тернера (°Т) или процентах молочной кислоты.


Кислотность определяют по следующей формуле:


V1 × 10

V2

Кислотность (в °Т) = ,


где V1 – объем 0,01 н. раствора NaOH, пошедшего на титрование (мл);

V2 – объем исследуемого кисломолочного продукта (мл).


Для каждого из производимых молочной промышленностью продукта существуют нормы по кислотности, утвержденные Министерством здравоохранения, свидетельствующие о качестве продукта (таблица 1).


^ Таблица 1

Показатели качества кисломолочных продуктов



Продукт

Кислотность (в °Т)

Свежее молоко

16–18

Не свежее молоко

25–35

Ацидофилин

140–150

Ряженка

90–100

Варенец

90–100

Йогурт

100–150

Кефир

70–90

Творог

220-240

Сметана

50–70

Кумыс

150–160


Вам предлагается определить кислотность пяти исследуемых образцов и определить, какой кисломолочный продукт соответствует каждому из образцов.

Результаты наблюдений внесите в соответствующие графы таблицы 2 «Количества молочной кислоты в кисломолочных продуктах».

^ При выполнении работы будьте осторожны и не допускайте попадания реактивов на кожу и одежду.


Материалы и оборудование

  1. 5 стеклянных пробирок с образцами кисломолочных продуктов, обозначенные “1”, “2”, “3”, “4”, “5”.

  2. раствор “0,01 н. NaOH” с пипеткой.

  3. раствор индикатора “Фенолфталеин” с пипеткой.


Ход работы:

Определение количества молочной кислоты проводят по следующей методике:

  • в пробирку с исследуемым образцом добавляют 1–2 капли фенолфталеина и титруют 0,01 н. раствором NaOH при постоянном взбалтывании до появления устойчивой слабо-розовой окраски;

  • определяют объем затраченного на титрование 0,01 н. раствора NaOH, определяют количество молочной кислоты в °Т по формуле. При расчетах учитывают объем исследуемого образца, который записан на пробирке;

  • данные заносят в графу “кислотность” таблицы 2 «Количества молочной кислоты в кисломолочных продуктах»;

  • полученные данные сравнивают с данными, приведенными в таблице 1. Определяют, какой кисломолочный продукт соответствует каждому из образцов;

  • данные заносят в графу “продукт” таблицы 2 «Количества молочной кислоты в кисломолочных продуктах»

Таблица 2

Количества молочной кислоты в кисломолочных продуктах


^ Номер образца

Кислотность (в °Т)

Продукт

1







2







3







4







5









^ ЗАДАНИЕ 7 (10 баллов). Определение степени бактериальной обсемененности молока и кисломолочных продуктов.

Молоко – благоприятная среда для развития микроорганизмов, поэтому при соответствующих температурных условиях микроорганизмы в нем бурно размножаются. Попадание в него микроорганизмов происходит при дойке с поверхности вымени, с кожи животного, посуды, оборудования, кормов, рук и одежды доильщика. Загрязненное молоко содержит значительное количество бактерий группы кишечной палочки, а также гнилостных и маслянокислых бактерий. При микробиологическом анализе молока определяют общую численность бактерий, титр кишечной палочки и проводят пробу на редуктазу.

Количество редуктазы в молоке является показателем его бактериальной обсемененности. Редуктаза – анаэробная дегидрогеназа, передающая водород от окисляемого субстрата любому ненасыщенному соединению, но неспособная передавать его кислороду воздуха. Редуктаза накапливается в молоке главным образом при размножении в нем микроорганизмов, поэтому ее количество является показателем бактериальной обсемененности молока. Обнаруживается редуктаза по скорости обесцвечивания красителей метиленовый синий или резазурин (таблица 3).


^ Таблица 3

Классификация молока или кисломолочного продукта по редуктазной пробе с применением красителей



Качество молока или кисломолочного продукта

Количество бактерий (млн / мл)

Скорость обесцвечивания красителя, мин

Хорошее

Менее 0,5

Не обесцвечивается

Удовлетворительное

0,6–4,0

5-30 мин

Плохое

4,0–20,0

5 мин и менее


Вам предлагается определить количество редуктазы в пяти ранее исследованных образцах и определить качество кисломолочных продуктов.

Результаты наблюдений внесите в соответствующие графы таблицы 4 «Бактериальная обсемененность молока и кисломолочных продуктов».

^ При выполнении работы будьте осторожны и не допускайте попадания реактивов на кожу и одежду.


Материалы и оборудование

  1. 5 пластиковых пробирок Эппендорф с образцами кисломолочных продуктов, обозначенные “1”, “2”, “3”, “4”, “5”.

  2. 1 пластиковая пробирка Эппендорф с прокипяченым молоком, обозначенная “К”.

  3. раствор “Краситель на редуктазу” с пипеткой.


Ход работы:

Определение количества редуктазы проводят по следующей методике:

  • в пробирки Эппендорф с исследуемыми образцами добавляют 2 капли красителя для определения редуктазы;

  • содержимое пробирок тщательно перемешивают и засекают время начала добавления красителя;

  • учитывают время изменение окраски пробы. Для сравнения используют окраску пробы с прокипяченым молоком, в которой не содержится редуктазы;

  • Данные заносят в графу “скорость обесцвечивания красителя” таблицы 4 «Бактериальная обсемененность молока и кисломолочных продуктов»;

  • ориентируясь на данные таблицы 3, делают заключение о качестве молока или кисломолочного продукта. Данные заносят в графу “качество образца” таблицы 4 «Бактериальная обсемененность молока и кисломолочных продуктов».


^ Таблица 4

Бактериальная обсемененность молока и кисломолочных продуктов



Номер образца

Скорость обесцвечивания красителя

Качество образца

1







2







3







4







5









плохо
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Задание практического тура республиканской олимпиады школьников по биологии 2009 г., Минск icon Задания письменного заочного (первого) тура IV корпоративной олимпиады по биологии учащейся молодежи

Задание практического тура республиканской олимпиады школьников по биологии 2009 г., Минск icon Ответы на вопросы республиканской заочной олимпиады по биологии, экологии и охране природы

Задание практического тура республиканской олимпиады школьников по биологии 2009 г., Минск icon Методические рекомендации по разработке заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников

Задание практического тура республиканской олимпиады школьников по биологии 2009 г., Минск icon Иалы республиканской научно-практической конференции, посвященной дню пожилых людей «Гериатрия в

Задание практического тура республиканской олимпиады школьников по биологии 2009 г., Минск icon Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии

Задание практического тура республиканской олимпиады школьников по биологии 2009 г., Минск icon Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по физической культуре

Задание практического тура республиканской олимпиады школьников по биологии 2009 г., Минск icon Всероссийской научной эколого-биологической олимпиады обучающихся удод
Задание Задание включает 30 вопросов, к каждому дается 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите...
Задание практического тура республиканской олимпиады школьников по биологии 2009 г., Минск icon Вопросы предметно методической олимпиады по биологии

Задание практического тура республиканской олимпиады школьников по биологии 2009 г., Минск icon Методические рекомендации для организаторов муниципального этапа экологической олимпиады школьников

Задание практического тура республиканской олимпиады школьников по биологии 2009 г., Минск icon Ответы на вопросы заочной олимпиады по биологии, экологии и охране природы

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы