|
Скачать 119.78 Kb.
|
7. Грибковые поражения СОПР. Проявления в полости рта ВИЧ - инфекцииАктуальность темы. Кандидозные поражения являются наиболее распространенными среди заболеваний слизистой оболочки полости рта у людей зрелого возраста. В конце ХХ века в мире произошел рост заболеваемости кандидозом, что может быть связано, как с распространением и бесконтрольностью употребления антибиотиков, так и с ростом количества иммуноскомпроментированных больных, со склонностью к диссеминации грибковой инфекции. Кроме того, стоматологу следует помнить, что кандидоз полости рта может быть одним из проявлений ВИЧ - инфекции, рост которой на Украине приобретает угрожающие размеры. ВИЧ - инфекция может длительное время иметь бессимптомное течение, однако некоторые проявления в полости рта выступают в качестве ее индикаторов и дают возможность врачу – стоматологу заподозрить данное состояние. Знание основных клинических признаков кандидоза и ВИЧ – инфекции, методов лечения этих заболеваний, даёт возможность своевременно диагностировать кандидоз и ВИЧ – инфекцию, а также провести адекватную терапию или выбрать соответствующую тактику ведения больного. ^ Общая цель: уметь установить окончательный диагноз и провести лечение кандидоза; установить предварительный клинический диагноз ВИЧ – инфекции, основываясь на ВИЧ – ассоциированных заболеваниях полости рта и выбрать адекватную тактику ведения больного.
Определение и обеспечение исходного уровня знаний – умений ^ Задание №1. К врачу-стоматологу обратился мужчина в возрасте 56 лет, находящийся на диспансерном учете по поводу бронхиальной астмы. На протяжении длительного времени принимает кортикостероидные препараты. Последнее время жалуется на боль и появление «ранок» в межпальцевых складках. Какие данные анамнеза у этого больного являются ведущими для постановки предварительного диагноза?
Задание №2. К врачу – стоматологу обратился мужчина в возрасте 25 лет с жалобой на чувство жжения во рту. Из анамнеза установлено, что у больного на протяжении последних 3 месяцев отмечается общая слабость, быстрая утомляемость, жажда и полиурия. Объективно: больной вялый, кожа сухая, в области больших складок отмечаются эрозии с обрывками мацерированного эпителия на фоне гиперемии. Патологию какой системы следует заподозрить у этого больного в первую очередь? А. Сердечно – сосудистой В. Нервной С. Пищеварительной D. Эндокринной E. Кроветворной ^ Во время консультации пациента в возрасте 77 лет врач выявил интертригинозное язвенное воспаление кожи на фоне опрелости. Пациент принимает дексаметазон на протяжении последних 6 лет по поводу пемфигоида. Какой метод исследования позволит определить причину осложнения?
Задание №4. При исследовании мокроты у женщины 25 лет, являющейся ВИЧ – инфицированной, было выявлено большое количество округлых не окрашивающихся клеток, объединенных в цепочки и находящиеся в стадии почкования. Для какого заболевания характерна данная микроскопическая картина?
Задание №5. К врачу – дерматологу обратилась женщина в возрасте 55 лет с жалобами на язвенное воспаление кожи в больших складках тела. После тщательного исследования был установлен диагноз: поверхностный кандидоз кожи. Укажите медикаменты, которые необходимо назначить в первую очередь для местного лечения у данной больной?
Задание №6. На приём к врачу семейной медицины обратилась женщина 37 лет с жалобами на боль в животе, понос, сыпь на коже. Пол года назад перенесла острую пневмонию, лечилась дома. После тщательного обследования был установлен диагноз: дисеминированный кандидоз. Укажите медикаменты, которые необходимо использовать в первую очередь для общего лечения данной больной?
Задание №7. Женщина в возрасте 27 лет обратилась к семейному врачу семейной медицины с жалобами на субфебрилитет на протяжении последних 3 месяцев, общее увеличение лимфатических узлов, диарею, резкое уменьшение веса. В анамнезе рискованное сексуальное поведение. Какое заболевание можно заподозрить у данной больной?
Эталоны ответов: Задание №1: A Задание №2: D Задание №3: B Задание №4: C Задание №5: C Задание №6: D Задание №7: С ^
Содержание обучения в соответствии с целями Теоретические вопросы темы
Источники информации Основная литература
Дополнительная литература
![]() Тактический алгоритм лечения кандидозного поражения полости рта ![]() ![]() Граф логической структуры темы: «Проявления в полости рта ВИЧ-инфекции» ![]() Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения Задание №1. К стоматологу обратилась женщина 28 лет с жалобами на жжение языка, появившееся 2 недели назад после перенесенной пневмонии. Объективно: слизистая оболочка полости рта без видимых патологических изменений. Язык оточен, на спинке определяется обильный творожистый налёт, снимающийся при поскабливании. После снятия налета местами обнаруживается эрозированная болезненная поверхность. Слюна пенится. Какой наиболее вероятный диагноз?
Задание №2. К стоматологу обратилась женщина в возрасте 25 лет с жалобами на неприятные ощущения в языке, усиливающиеся при приёме пищи. Ощущения появились неделю назад на фоне перенесенного острого отита. Принимала сумамед. Объективно: слизистая оболочка полости рта ярко гиперемирована, сухая. Язык отёчен, на боковых поверхностях – отпечатки зубов. На спинке языка определяется обильный, крошковатый, беловатый налёт, снимающийся при поскабливании. Слюна пенится. Укажите возбудителя данного заболевания.
Задание №3. К стоматологу обратился мужчина в возрасте 68 лет с жалобой на боль в углу рта. Является пользователем съёмных пластиночных протезов. Объективно: лицо симметрично, нижняя треть укорочена, в углах рта глубокие складки. При открывании рта в углах обнаруживаются участки, покрытые беловатым налётом, после снятия которого оголяется эрозированная болезненная поверхность. Кожа вокруг поражения гиперемирована. Укажите правильный диагноз.
Задание №4. У мужчины в возрасте 70 лет врачом стоматологом диагностирована кандидозная заеда. Какие методы обследования являются наиболее информативными при данном заболевании?
Задание №5. К врачу – стоматологу обратился мужчина в возрасте 55 лет с жалобами на жжение в полости рта. Страдает сахарным диабетом. Объективно: слизистая оболочка полости рта бледно – розовая, язык обычных размеров. Нитевидные сосочки языка атрофированы на значительной поверхности спинки языка, где определяется незначительное количество крошковатого налёта. Слюна вязкая, тянется нитками. Какой наиболее вероятный диагноз?
Задание №6. К врачу – стоматологу обратилась женщина в возрасте 55 лет с жалобами на жжение во рту, усиливающееся при приёме пищи. Страдает сахарным диабетом. Пользуется полными съёмными протезами. Объективно: слизистая оболочка полости рта бледно-розового цвета, на спинке языка крошковатый налёт. Гипосаливация, слюна вязкая, тянется нитями. Какой наиболее вероятный диагноз?
Задание №7. К врачу – стоматологу обратилась женщина в возрасте 23 лет с жалобами на боль и жжение в полости рта и языке. Неделю назад выписана из стационара, где лечилась по поводу пневмонии. Объективно: слизистая оболочка полости рта сухая, ярко – гиперемированная. Язык отёчен. На спинке языка и слизистой щёк определяется обильный творожистый налёт, трудно снимающийся при поскабливании. После снятия налёта оголяется эрозированная болевая поверхность. Слюна пенистая. При микроскопическом обследовании соскоба с поверхности языка определяется большое количество округлых клеток в стадии почкования, объединённых в цепочки. Выберете препарат для общей этиотропной терапии заболевания.
Задание №8. К врачу стоматологу обратилась девушка 19 лет с жалобами на неприятные ощущения и необычный вид полости рта и языка. После тщательного обследования врач диагностировал острый псевдомембранозный кандидозный стоматит. Выберите препараты для местной этиотропной терапии данного заболевания.
Эталоны ответов: Задание №1: D Задание №2: B Задание №3: D Задание №4: A Задание №5: В Задание №6: C Задание №7: D Задание №8: A ^ В начале занятия проводится проверка и коррекция исходного уровня знаний – умений путем решения тестовых заданий. Далее студенты приступают к самостоятельной работе – приему пациентов в клиническом зале под контролем преподавателя. Студенты проводят опрос пациентов, собирают жалобы, анамнез, проводят объективное обследование, результаты обследования заносятся в амбулаторную карту, выявляют основные клинические синдромы, при помощи диагностических алгоритмов проводят дифференциальную диагностику, устанавливают предварительный диагноз. Выбирают дополнительные методы обследования и оценивают их результаты, при помощи преподавателя устанавливают окончательный диагноз. помощи тактических алгоритмов составляют план местного и общего лечения, проводят местное лечение очага поражения, дают рекомендации по поводу проведения лечения на дому. После окончания приёма студент заполняет амбулаторную карту стоматологического больного, журнал ежедневного учёта. Далее анализируется проведенная самостоятельная работа, акцентируется внимание на допущенных ошибках. При отсутствии тематических больных студенты решают ситуационные, в том числе визуализированные, задания. Усвоение темы проверяется при помощи тестов для итогового контроля. В конце занятия подводится итог, выставляются оценки. |