|
Скачать 53.47 Kb.
|
Лекция №2 Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков «Здоровье - это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничному единству физических и интеллектуальных характеристик, формированию адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста» Академик РАМН Е.Ю.Вельтищев Определяющие признаки здоровья:
Группы здоровья Институт гигиены ДиП предложил давать качественную характеристику здоровья популяции путем распределения ее на группы здоровья: I – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений; II – здоровые с функциональными или небольшими морфологическими отклонениями; III – больные в компенсированном состоянии; IV – в субкомпенсированном состоянии; V – в декомпенсированном состоянии; Распределение детей по группам здоровья очень важно для
Показатели здоровья:
Индекс здоровья – удельный вес детей не болеющих в течении года, среди всех обследованных (в процентах). Патологическая пораженность – частота хронических заболеваний функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных. Фактор – существенное обстоятельство, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер. 3 группы факторов:
Г.Н.Сердюковской установлено выраженное влияние на здоровье детей следующих факторов среды:
«Приоритетное» значение имеет экологический фактор, который определяет 30% заболеваемости. Экологическая патология – раздел медицины, изучающий заболевания, вызванные химическими, физическими и биологическими факторами окружающей среды. Академик РАМН М.Я.Студенкин указывает на 3 патологических состояния, которые в известной степени могут служить биологическими маркерами загрязнения окружающей среды:
Экосенситивность детей – особая чувствительность детского организма к воздействию экологических факторов. Экосенситивные периоды – 3 год, 5, 11 и 13 лет. Пелиатры относят также профессиональные вредности у родителей по меньшей мере в течение 2 лет перед рождением ребенка. Курение во время беременности и дома. Социально-гигиенический фактор определяет 27,5% заболеваемости. У детей в возрасте до 1 года имеет характер семьи и образование родителей. В возрасте 1-4 лет увеличивается роль жилищных условий. «Уязвимые» дети – это дети которые в большей степени подвержены риску заболеть. Это внебрачные дети, дети из неполной семьи, из семьи проживающей в неблагоприятных жилищных условиях, социально-экономических, семьи кВ которых отмечается алкоголизм, асоциальное поведение, небрежное отношение к воспитанию детей. + единственного в семье ребенка, детей, рожденных после длительного бесплодия; детей, рожденных в позднем браке. К асоциальным факторам относятся войны. Биологические факторы: заболевания матери в течении беременности, и осложнения течения беременности и родов. Гигиена образовательной деятельности В современном 7 классе подросткам необходимо прочитать 1900 учебника, 1400 страниц литературно-художественных произведений, выучить более 740 определений и около 400 понятий. При 12-летнем образовании: 1 ступень – начальное 4 года Основное – 6 лет Среднее – 2 года. Виды деятельности ДиП:
Нормативы: Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы с 1 сентября по 1 июня. Для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю продолжительность не более 8-10 минут. Готовность детей к обучению в школе: 1) уровень биологического развития; 2) состояние здоровья на момент ом=смотра; 3) острая заболеваемость за предшествующий год; В возрасте 5-7 лет дети могут сохранять активное внимание в течении 15 минут. В 8-10 лет – 20 минут В 11-12 лет – 25 минут В 12-15 лкт – 30 минут. Утомляемость – состояние, возникающее в результате деятельности ребенка. Признаки утомления:
Усталость – субъективная оценка утомления. Переутомление – это кумулированное состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе. Выраженные признаки переутомления:
Гигиенические принципы организации обучения детей в школе:
Объем домашнего задания: 1 класс (со второго полугодия) – 1 час 2 класс – до 1,5 часов\3-4 классы – до 2 часов 5-6 классы – до 2,5 часов 7 класс-8 класс Основная группа (дети без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными морфофункциональными отклонениями, достаточно подготовленные). Подготовительная группа (дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточно физически подготовленные). Специальная группа (дети, имеющие значительное отклонение в состоянии здоровья). Гигиенические требования к ручкам и карандашам.
|