|
Скачать 0.49 Mb.
|
Краснодарский край село Александровка МО Ейский район Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 имени кавалера ордена Мужества Евгения Лазарева УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №1 от 30.08.2011 года Председатель педсовета __________ Е.П.Захарова Рабочая программа внеурочной деятельности Тип программы: образовательная программа, ориентированная на достижение результатов определенного уровня «Валеология или уроки здоровья». Срок реализации программы- 4 года. ^ - 7-10 лет. Составитель программы: учитель химии, биологии Никитина Елена Васильевна Пояснительная записка. В современных условиях государство и школа уже не имеют достаточно возможностей обеспечить охрану здоровья учащихся. Утратила свои позиции школьная гигиена, значительно меньше средств выделяется на образование вообще и охрану здоровья школьников в частности. В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся. Год от года возрастают учебные нагрузки, досуг всё чаще отдаётся просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, нарушениям осанки и зрения. Есть и положительные моменты. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до Президента. Ответственность за то, что лишь менее 10 % школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, наконец – то приняла на себя школа. Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия, сущность которого, по словам И.И. Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста. В младшем школьном возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Несомненно, родители стараются прививать ребёнку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей. ^ Учить быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
Программа состоит из основного блока, который предназначен для работы с детьми младшего школьного возраста. ^ : программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста 6-10 лет. Занятия проводятся в малых группах 10-12 человек. ^ : группы детей набираются без предъявления требований к базовым знаниям. Место реализации – Александровская средняя общеобразовательная школа. Методика работы по программе строится в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребёнка. Проведения занятий исключает академический стиль назидания и указания. Это скорее всего совместное размышление об образе жизни, попутные советы, путешествие в тайны своей сущности, связанное с многими открытиями. Важно, чтобы в учебном процессе у каждого ребёнка формировалось настроение особой радости, нежности к самому себе, а через себя – к другим. При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы, основными элементами которых являются деловые игры, беседы, тренинги, оздоровительные минутки, деловые игры. Игра – один из способов развития в ребёнке его интеллекта, творческих способностей, физического здоровья, нравственности, достоинства. Использование на занятиях различных игровых моментов позволяет удовлетворить базовые возрастные потребности ребёнка в игре, подражании, движении, практическом действии. Это способствует продуктивному усвоению обсуждаемой темы занятий. Кроме этого, предполагается проведение подвижных, развивающих и психологотехнических игр. ^ : занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут. Ожидаемый результат: Сформировать у младшего школьника доминанту на здоровый образ жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья на основе полученных знаний и умений. Программой предусмотрено проведение диагностической работы. В начале учебного года проводится анкетирование по выявлению ведущего мотива выбора обучаемыми данной кружковой деятельности, с целью реализации принципа индивидуализации процесса обучения. Ежеквартально и ежегодно заполняется график посещаемости и наполняемости групп для выявления рейтинга объединения. Данные фиксируются графически. Предусмотрено также проведение диагностической работы по выявлению уровня усвоения знаний, умений, навыков в учебной деятельности по анатомии, физиологии, гигиене с целью определения уровня сформированности валеологической культуры личности и социально – психологического благополучия обучаемых в объединении. Данная диагностическая работа является инструментом, позволяющим оценить эффективность программы, однако при отслеживании результатов образовательной деятельности непосредственно на занятии достаточным является ранжирование команд детей, пар партнёров и отдельных обучаемых по степени успешности их деятельности в играх и творчестве. Предметом анализа для педагога здесь должны стать активность, состояние здоровья, а также продукты игровой и творческой деятельности ребёнка, которые не могут быть подвергнуты количественной и сравнительной оценке. На протяжении всего учебного года ребёнку предлагается ведение собственного дневника здоровья, в котором он делает записи и наблюдения, связанные с изменением в его физическом развитии (изменение роста, веса), размышления о своих привычках, желаниях, мечтах. В процессе приобщения к законам своего развития ребёнок должен получить указанные ниже конкретные знания и умения из различных областей наук о человеке: анатомии, физиологии, психогигиены, психологии. ^
Содержание программы первого года обучения.
Значение воды для человека. Уход за своим телом, глазами, ушами, зубами, за руками и ногами. Уход за кожей. Практические занятия по уходу: опыты и наблюдения. Как человек общается с окружающей средой? (с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания – 5 органов чувств). Какие органы нам помогают воспринимать окружающий мир?
Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. Доктор Здоровая Пища даёт нам советы. Золотые правила питания: умеренность и разнообразие. Игры, опыты, оздоровительные минутки. Сон- лучшее лекарство. Как сделать сон полезным. Гигиене сна.
Как настроение? Почему у человека бывает разное настроение. Я пришёл из школы. Причины ,влияющие на настроение. Как начинать день? Игра «Любишь –не любишь». Правила поведения в школе. Я – ученик.
Вредные привычки. Воля , смелость. Что нужно делать, чтобы быть здоровым и красивым. Курение загрязняет лёгкие, курение загрязняет проникновение воздуха в организм и нормальную работу сердца. Последствия курения.
Скелет – наша опора. Осанка – стройная спина. Закаливание, обтирание и обливание. Правила поведения и безопасности на воде.
Тематическое планирование курса «Азбука здоровья» 2 класс
|