|
Скачать 0.91 Mb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 ст. Тбилисской муниципального образования Тбилисский район ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА «Развитие познавательного интереса к биологии как средство повышения качества обучения школьников» Автор Черобаева Ольга Юрьевна, учитель биологии МБОУ СОШ№5 Ст. Тбилисская 2011 г. Содержание стр. Пояснительная записка к педагогическому опыту 1. Литературный обзор состояния вопроса………………………………… 5 1.1. История темы педагогического опыта в педагогике…………………… 5 1.2. История изучения темы педагогического опыта…………………………...7 1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта………8 ^ формирования представляемого педагогического опыта……………… 9 ^ ………………………………………………………9 3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте……………………………………… 9 3.2. Актуальность педагогического опыта…………………………………… 9 3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте………………… 10 3.4. Результативность педагогического опыта……………………………… 10 3.5. Новизна представляемого педагогического опыта………………………11 3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта………… . 11 3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта…………………………………………………………… 11 4. Выводы…………………………………………………………………… 15 5. Приложение 1. Программа биологического и экологического воспитания учащихся…………………………………………………………17 6. Приложение 2. Программа факультативного курса «Экологическая азбука»……………………………………………... 24 7.Приложение 3. Курс «Молекулярные основы жизнедеятельности организмов»…………………………………………… 28 8. Приложение 4. Программа работы с одаренными детьми………………30 9. Приложение 5. Тематический план повторения курса биологии……………………………………………………………………… 42 Пояснительная записка к педагогическому опыту I. 1. Название. Развитие познавательного интереса к биологии как средство повышения качества образования школьников. ^ В данном опыте работы рассматриваются вопросы подготовки учащихся к ЕГЭ. Предлагается система организации биологического образования. Суть системы заключается в том, что начиная с начальной школы, дети вовлекаются в активный познавательный процесс. Этому способствует факультативный курс «Экологическая азбука», занятия в кружках, на учебно-опытном участке, научном обществе. Цель создания системы - осознанный выбор предмета для итоговой аттестации. Для облегчения повторения и обобщения материала школьного курса биологии предлагается тематический план повторения. К каждому элементу содержания составлены вопросы и задания, облегчающие процесс самоподготовки учащихся к итоговой аттестации. ^ Биологическое образование, проектная деятельность, тематическое повторение, план-конспект, экологическая деятельность, личностно - ориентированное обучение. 4. Автор. Черобаева Ольга Юрьевна, МБОУ «СОШ№5» станицы Тбилисской, учитель биологии, адрес: ул. Октябрьская, 133, тел. 2-46-51. Мобильный телефон автора: +7(918)322–56-57. Адрес электронной почты автора [email protected] ^ 1. Формат присланного материала: - документ в формате Microsoft Word (версия1997-2003) ^ - описание проблемы; - поясняющий текст, методические материалы. ^ - бесплатный; - нет ограничений по использованию. 6. Поставщик ЦОР - учебная литература; - Дрофа; - Просвещение; 1. Литературный обзор состояния вопроса. 1.1. История темы педагогического опыта в педагогике. Новый стандарт среднего (полного) общего образования по биологии предъявляет особые требования к знаниям, которыми должны овладеть учащиеся. Так, особо подчеркивается, что выпускники должны уметь самостоятельно проводить биологические исследования; анализировать и использовать биологическую информацию; развивать познавательный интерес; интеллектуальные и творческие способности. Задания повышенного уровня сложности в материалах ЕГЭ требует от учащихся умений проводить сравнения, объяснять факты, делать выводы, выявлять причины и следствия. ^ � создания определенной системы подготовки учащихся к итоговой аттестации. При подготовке к ЕГЭ, прежде всего, необходимо обеспечить усвоение основного содержания курса биологии: важнейших биологических теорий, законов, закономерностей, понятий и фактов, необходимых для их конкретизации, оперирование разнообразными видами учебной деятельности. В наиболее тщательной отработке в процессе изучения нового материала и его закрепления нуждаются знания и умения базового уровня. С этой целью при организации учебного процесса на уроках биологии в старшей школе, особое внимание должно быть уделено повторению [3]. Как сделать знания прочными, действенными? Как создать продукт, пользуясь которым выпускник школы мог всегда быть уверенным в своих знаниях, и, следовательно, защищенным в жизни путем использования полученных знаний? Иного пути, чем многократное повторение изученного, нет. Повторение – это многократное возвращение к старым знаниям, систематическое воспроизведение их в памяти учащихся. Повторение учебного материала является необходимой частью процесса обучения. Если новые понятия опираются на ранее усвоенные, то они не только расширяют и углубляют старые понятия, но и укрепляют их. При подготовке к ЕГЭ необходимо обратить внимание на материал, который ежегодно вызывает затруднения у многих выпускников, участвующих в ЕГЭ. Традиционно слабо выполняются задания о метаболизме, путях и направлениях эволюции, способах видообразования. С трудом выполняются задания на установление взаимосвязи строения и функции нуклеиновых кислот, органоидов клетки, тканей, систем органов, на нахождение признаков сходства и различий процессов мейоза и митоза, фотосинтеза и хемосинтеза. При решении этой проблемы необходимо учитывать дидактические основания, существующие в современной науке [2]. При организации повторения необходимо научить школьников: работе с учебником, извлечению из него важной информации, установлению взаимосвязи с раздельными фрагментами текста, содержащимися как внутри параграфа, так и в разных параграфах, главах, разделах; научить работе с заданиями, отличающимися по своим формулировкам, типологиям, уровням сложности; научить приемам работы с информацией – от тренировки памяти до систематизации материала по разным классификационным основаниям и трансформации этого материала в текст, таблицу, график; создать у школьников мотивацию к ускоренному изучению курса [4]. Для формирования ключевых компетенций учащихся необходимы личностно ориентированные технологии. Технологический подход в образовании продиктован необходимостью ориентации на запросы учащихся; необходимостью подготовки выпускника школы, обладающего не только знаниями, умениями и навыками, но и такими личностными качествами, которые повышают его адаптивность в постоянно меняющихся условиях страны. Высокий уровень знаний должен нести функциональную направленность. Эта задача сформулирована в Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. Реализация технологического подхода освобождает школьников от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, к потере интереса к обучению. Такой подход позволяет сформировать умения выделять главные мысли в учебном материале каждого урока, учит их сравнивать, обобщать, рассуждать [1]. Именно личностно ориентированная технология отвечает на традиционный вопрос «Как учить результативно?». Анализ педагогической литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что для качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации необходимо создать определенную систему биологического образования, правильно и грамотно организовать процесс повторения учебного материала всего курса биологии. Литература. 1. Беседина Л.А. Что является технологией в образовании //Биология в школе №8. 2008г. 2. Калинова Г.С., Никишова Е.А. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. – М.: «Русское слово», 2009г. 3. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. ЕГЭ 2010. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся. – М.: «Интеллект центр», 2010 г. 4. Лернер Г.И. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. - М.: «Астрель», 2009г. 5. Подласый И.М. Как сделать знания прочными. // Народное образование №5, 2003 г. 1.2. История изучения темы педагогического опыта. В 2002 году создана программа по экологическому и биологическому воспитанию учащихся МБОУ «СОШ№5».
Согласно учебному плану в 9 классе введен элективный курс «Здоровый образ жизни». В 10 классе – элективный предмет «Цитология». Начиная с 2002 года, совершенствуются приемы и методы по подготовке учащихся к ЕГЭ. В 2009 году составлен тематический план повторения всего курса биологии. ^ Система биологического и экологического воспитания, тематическое повторение, проектный метод, элементы содержания кодификатора, систематизация и обобщение знаний, личностно-ориентированный подход, план-конспект. ^ Работа подготовки учащихся к ЕГЭ начинается с начальной школы (факультативный курс «Экологическая азбука», школьная теплица, летний экологический лагерь), среднее звено (учебно-опытный участок, теплица, факультативный курс «Основы экологии»), старшее звено (школа одаренных детей, участие в исследовательской деятельности). В 10-11 классе осуществляется целенаправленная подготовка к итоговой аттестации. Группа детей (3-5человек), начиная с начальной школы, проявляющих особый интерес к биологии, к 10 классу делает осознанный выбор предмета для итоговой аттестации. ^ 3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте. Для развития познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, использую современные образовательные технологии: проблемного и дифференцированного обучения, тестового контроля знаний, информационно-коммуникационные технологии, технологии решения изобретательских задач. 3.2. Актуальность педагогического опыта Актуальность педагогического опыта обосновывается совершенствованием системы подготовки к ЕГЭ и повышением качества биологического образования. 3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте. Предлагаемый педагогический опыт соответствует основным закономерностям и принципам современной педагогики. Способствует совершенствованию методики подготовки учащихся к ЕГЭ. ^ Сложившаяся система подготовки к ЕГЭ дает стабильные результаты. Участие в научно-практических конференциях: - «Эврика»: диплом второй степени, 2008г., диплом третьей степени, 2011г. - Научно-практическая конференция МСХА учащихся Кубани – диплом второй степени, 2011 г. - Всероссийский «Молодежный биологический чемпионата» - региональные победители (дипломы второй и третьей степени), 2011г. - Всероссийский конкурс исследовательских работ «Достояние России» - диплом второй степени, 2009г. - Всероссийский конкурс исследовательских работ им. В.И. Вернадского – диплом, грамота за лучшую работу, представленную сельской школой, 2010г. – Международный фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо», финалисты, 2011г. Итоги сдачи ЕГЭ
3.5. Новизна представляемого педагогического опыта.
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта. Опыт может быть использован для подготовки к ЕГЭ учащимися и педагогами. 3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта. На протяжении многих лет в МБОУ «СОШ№5» Тбилисского района сложилась определенная система биологического и экологического образования, которая помогает создать научный багаж знаний, который является надежным фундаментом для подготовки к итоговой аттестации (приложение1). Биологическое образование в школе построено таким образом, что ученик проходит путь от формирования стойкого интереса к предмету в начальной школе, через совершенствование знаний в среднем звене, к осознанному выбору предмета на итоговой аттестации. Итогом работы является решение проблемы преемственности, непрерывности биологического образования. Экологическое образование является неотъемлемой частью системы биологического образования. Оно помогает формировать положительную мотивацию учебной и исследовательской деятельности. Подготовка к ЕГЭ начинается с начальной школы. Для учащихся четвертых классов составлена программа факультативного курса «Экологическая азбука» (приложение 2). Основной целью создания данной программы является формирование интереса к предмету; в простой, нетрадиционной форме познакомить учащихся с основными экологическими законами; развитие у школьников интереса к живой природе, в потребности личного участия в уходе за окружающей средой. Составлен экологический практикум. Предлагаются практические работы, которые позволяют познакомить школьников с многообразием растительного и животного мира; определить антропогенные факторы загрязнения окружающей среды. Занятия продолжаются и в летний период. На базе школьного лагеря «Солнышко» организована работа экологического отряда для учащихся 4-5 классов. Это удачный пример привлечения детей к исследовательской деятельности, возможностью обучать их научным методам познания. Полученные здесь умения самостоятельно вести наблюдения, планировать, проводить эксперименты, выдвигать гипотезы, становятся ведущими и в учебном процессе. Формированию интереса к предмету, живой природе способствуют занятия учеников начальной школы в школьной теплице. В теплице функционируют кружки: «Овощевод», «Юный цветовод». Именно в процессе занятий осуществляются первые опыты и открытия на эмпирическом уровне. Учебная и опытническая работа учеников среднего звена осуществляется на учебно-опытном участке. Поддерживает их исследования факультативный курс «Основы экологии». Помимо этого, учебным планом предусмотрено изучение биологических дисциплин через элективные учебные предметы и элективные курсы (9кл). Обучать детей на более высоком уровне мотивации способствуют занятия учеников старшего звена в летней школе одаренных детей. Разработана программа курса «Молекулярные основы жизнедеятельности живых организмов» (приложение 3). Предлагаемый курс позволяет на высоком уровне изучить наиболее сложные вопросы биологии, помогает подготовиться к олимпиадам, ЕГЭ. Таким образом, сопряжение теории с практикой проходит через все звенья биологического образования, подтверждая слова Герда: « Все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдений, сравнений и опытов» Исследовательская деятельность является обязательным компонентом системы подготовки к ЕГЭ. Исследовательской деятельностью я занимаюсь на протяжении 10 лет. За это время выполнено около 30 исследовательских проектов. Тематика работ самая разнообразная: «Изучение биологии и экологии мхов», «Лесопатологические исследования пойменного леса», «Изучение видового многообразия трутовых грибов ст. Тбилисской», «Комплексное исследование лесополос поселка Восточного», «Особенности содержания прыткой ящерицы в домашних условиях» и т.д. Алгоритм работ над исследовательскими проектами следующий: выбор темы, анализ научной литературы, проведение исследований, анализ и обсуждение полученных результатов, оформление работы, выступление. Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным направлением я ставлю процесс интеграции теории и практики. Ученик должен умело пользоваться полученными знаниями в практической жизни, объяснять явления, происходящие в живой природе. Метод проектов позволяет решить учителю следующие задачи: развитие самостоятельности учащихся при проведении исследований, умение анализировать полученные результаты, осуществлять взаимосвязь знаний из различных областей науки, умело пользоваться научной литературой. Использование проектной технологии позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ученику, при этом учитываются: уровень знаний, психологические и эмоциональные особенности, умение работать самостоятельно. Таким образом, использование проектной технологии позволяет решить многие задачи, которые ставит ЕГЭ перед учениками и учителем. Большое внимание уделяю работе с одаренными детьми. Разработан широкий спектр заданий, которые помогают развить творческие способности ребенка (приложение 4). Следует отметить, что все вышеприведенные шаги являются предварительным этапом для подготовки к экзамену. Рассмотрим конкретные методы и приемы работы с выпускниками, выбравшими для сдачи экзамен по биологии. С чего же начать подготовку детей к итоговой аттестации? 1. Прежде всего, учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы. Назначение и структуру работы, распределение заданий по тематическим блокам, видам деятельности, уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом. 2. Необходимо изучить кодификатор элементов содержания, в котором представлены вопросы для проверки основного учебного содержания. При этом необходимо учитывать, что содержание экзаменационной работы составлено в соответствии стандарту биологического образования, а не программе и учебнику по которым ведется обучение в той или иной школе. 3. Необходим тщательный анализ ошибок, допущенных учащимися при сдаче ЕГЭ в предыдущие годы. Наиболее пристальное внимание при подготовке к ЕГЭ уделяется повторению. Ввиду сложности данного процесса и необходимости системного подхода, я поставила цель: составить тематический план повторения, который позволил бы учащимся самостоятельно осуществлять подготовку к экзамену (приложение 5). Задачи, которые были поставлены для достижения цели, можно сформулировать следующим образом: 1. Структурировать элементы содержания блоков кодификатора, разбив их на более простые и доступные для понимания элементы знаний, на конкретные параграфы, где встречается тот или иной вопрос. 2. Добиться усвоения элементов знаний через использование активных приемов познания: составления планов - конспектов, таблиц, схем, рисунков, которые помогают активизировать процесс запоминания. Составление плана - конспекта требует тщательного изучения материала, который необходимо прочитать несколько раз и выделить главные мысли. Составление таблиц разных видов: общего содержания, сравнительных, позволяет включать в работу все виды памяти. Составление схем, очень информативно и позволяет не только изучить новый материал, но и запомнить его. Большое внимание уделяю выполнению рисунков. Например: зарисовать клетку растений, животных, грибов. 3. Организовать повторение таким образом, чтобы ученик смог сам контролировать процесс повторения, выявлять пробелы в той или иной области знаний и ликвидировать их. Это достигается путем вопросов, на которые должен ответить ученик после изучения той или иной темы. 4. Выводы 1. Начинать подготовку детей к итоговой аттестации необходимо с начальной школы. Ученик проходит путь от формирования стойкого интереса к предмету в начальной школе, через совершенствование знаний в среднем звене, к осознанному выбору предмета на итоговой аттестации. 2. Использовать план тематического повторения, который позволяет осуществлять качественную подготовку учащихся к итоговой аттестации. Используя данный опыт, можно получить стабильные положительные результаты при подготовке к ЕГЭ. Приложении 1 Биологическое и экологическое образование школьников Тбилисской МБОУ «СОШ №5». Природа не только среда, окружающая нас, но всенародное достояние и богатство, за которое каждый гражданин нашего общества в ответе -это красная нить мировоззренческих убеждений, от которых зависят социально-политические позиции человека. Формирование таких позиций зависит от того, как познается природа, как человек с детства видит, понимает и чувствует её, как она входит в его жизнь. В.А. Сухомлинский. Концепция биологического и экологического образования учащихся Тбилисской МБОУ «СОШ№ 5». Экологические проблемы, ставшие ныне глобальными, затрагивают интересы каждого человека, каждой социальной группы, человечества в целом. Разрешение экологических проблем зависит не только от уровня развития науки и техники, но в первую очередь от уровня ответственности человека за состояние природной среды. Однако, как отмечают специалисты, современный человек не подготовлен к той мере ответственности, к тому уровню требований, который предъявляет сегодня состояние окружающей среды. Выпускник школы слабо вооружен знаниями в области экологических взаимодействий разного уровня, их влияния на здоровье человека, генофонд биосферы. ^ важнейших задач современного общества — это условие его дальнейшего выживания. Поэтому, так важно содержание этого образования, тот научный багаж, фундамент знаний, который должен войти в мировоззрение нового поколения, стать основой его деятельности. Иждивенчески -потребительский образ жизни подрастающих поколений, недостаточная мировоззренческая культура, слабое развитие творческого начала учащихся препятствуют восприятию экологических проблем как личностно значимых. ![]() В системе непрерывного экологического образования школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде - экологическим. В этом направлении работает Тбилисская МБОУ « СОШ№5». Принципы биологического и экологического образования; - показ целостности окружающей среды; - межпредметность и непрерывность образования; - использование краеведческого, регионального подхода к решению проблем окружающей среды. ^ 1.. Развитие познания и мышления. Познавательная функция направлена на достижение общеобразовательных целей: форсирование экологической ответственности, знаний об организации окружающей среды, единстве живой и неживой природы, включенности отдельного человека и человечества в целом в глобальные биосферные процессы. 2. ^ Экологическое образование а, следовательно, и биология как учебная дисциплина - это, по мнению Г.А. Ягодина, не просто знания, умения и навыки, - это мировоззрение, вера в приоритет жизни, в особую роль человека - капитана и команды космического корабля «Земля». Оно призвано актуализировать формирование у школьников современной научной картины мира, которая позволяет развивать представление в целостности мира на разных уровнях. 3. ^ Законы экологии важны не сами по себе, а как мотивы и смыслы поведения человека, как основы норм и правил поведения. Нравственно все то, что способствует выполнению человеком его биосферной функции - поддержанию устойчивости и сохранению биосферы и окружающей среды; безнравственно все то, что этому противоречит. Нормы и правила жестко детерминируют деятельность человека: норма не имеет градаций, ей либо следуют, либо нет. ^ Задачи: обучение: формирование знаний основных законов биологии и экологии. воспитание потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на состояние здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды; развитие способности к целевому, причинному анализу экологических ситуации, решению экологических проблем, личному участию в практических делах по защите окружающей среды. ^ В рамках школьного центра развития личности создана научно-творческая лаборатория «Экология». Лаборатория имеет структурные подразделения: учебно-опытный участок, школьная теплица, научное общество «Факел», школьная библиотека. Каждый отдел имеет свои определенные задачи, которые направлены на выполнение главной цели - воспитание экологически грамотной личности. Практическая деятельность экологического содержания включает три основных составляющих: уход за ландшафтом, мониторинг состояния природной среды, пропаганда идеи устойчивого развития; сохранение биоразнообразия, защита окружающей среды от разрушения и загрязнений. ^ Экологическое воспитание осуществляется через занятость детей в кружках, которые функционируют в теплице, на учебно-опытном участке, в школьной библиотеке, научном обществе «Факел». Учебно-опытный участок -лаборатория под открытым небом, где осуществляется исследовательская и научная работа ребят под руководством их педагогов. Площадь участка 1 га. Он включает следующие отделы: овощной, коллекционный, лекарственный, цветочно-декоративный, экологический. Школьная теплица - очень красивый участок живой природы. Учащиеся самого разного возраста посещают кружки «Мир растений», «Комнатное цветоводство», «Юный овощевод». Научное общество «Факел» - творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытнической деятельности. ![]() ^ Малая академия наук (МАИ) Экологическое воспитание Школьная теплица Учебно-опытный участок Школьная библиотека Экологические экскурсии, походы Биологическое и экологическое образование и воспитание является одним из приоритетных направлений работы МБОУ «СОШ№5». В мировой и отечественной практике используются три возможные модели экологического образования: однопредметная, многопредметная, смешанная. Педагоги нашей школы отдают предпочтение смешанной модели экологического образования. В школе введен факультативный курс предмета экология для учащихся 6 классов, с одновременной экологизацией таких предметов, как природоведение, биология, химия, география. В школе накоплен большой опыт в области экологического образования и воспитания, выработалась определенная системность, разработаны эффективные методические приемы, накоплен фактический материал. В этом году продолжили изучение технологии выращивания овощей методом узких гряд. Шнитт-лук, душистый лук, 9 разновидностей капусты украшали наши грядки. В течение лета учащиеся ухаживали за этими растениями, изучая морфологические признаки, вели фенологические наблюдения. Интересными оказались опыты эффективности совместного выращивания репчатого лука и моркови, опыт по сравнению посадки картофеля клубнем, глазками, частью клубня. Кроме опытнической работы учащиеся собирают коллекции растений, коллекционный отдел УОУ с каждым годом расширяется. Юннаты проводят работу по составлению коллекций лука, капусты, зеленых и пряных овощных культур, цветочно-декоративных лекарственных растений. «Экологизация сознания» приходит именно как результат этой работы. Положение о научном обществе «Факел» Тбилисской МОУ « СОШ№5» 1.Общие положения. Школьное научное общество ( ШНО ) -творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, культуры, техники. Развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытнической деятельности под руководством учителей. Задачи ШНО:
^ : организация и проведение исследовательских работ, создание кружков, факультативов, разработка творческих заданий для учащихся разного возраста, организация лектория по вопросам культуры умственного труда, проведение научных конференции. Членство в обществе:
Члены общества имеют право ; => использовать материальную базу общества для самостоятельной работы => рекомендовать соискателей в члены общества => принимать участие в секционных и общих конференциях, собраниях общества => избирать и быть избранным в руководящие органы общества => добровольно выйти из состава общества => носить значок или иную символику общества Руководящие ораны общества; * верховным органом ШНО является общее собрание членов общества, которое проводится не реже одного раза в год * собрание избирает и заслушивает президента и вице-президента общества «Факел» * президент разрешает спорные вопросы при работе жюри, является председателем школьного научного совета, членом методического совета школы Структура общества:
^ Факел » являются исследовательские работы, с которыми ребята выступают на школьных и районных научно-практических конференциях, активно участвуют в работе Малой сельскохозяйственной академии наук Кубани. |
![]() |
Литературный обзор из дипломной работы |
![]() |
Гемопоэтические стволовые клетки (литературный обзор) |
![]() |
Пояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 8 Квалификационные требования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор С. И. Третьяк |
![]() |
Пояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 12 Квалификационные требования «Белорусский государственный медицинский университет» кандидат медицинских наук, доцент О. Т. Прасмыцкий |
![]() |
Пояснительная записка |
![]() |
Пояснительная записка |
![]() |
Пояснительная записка |
![]() |
Пояснительная записка |
![]() |
Пояснительная записка |
![]() |
Пояснительная записка |