|
Скачать 373.57 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ^ для врачей-реабилитологов, врачей по лечебной физкультуре, врачей спортивной медицины, врачей-терапевтов, врачей-педиатров, врачей-неврологов, врачей-травматологов-ортопедов, врачей подростковых кабинетов, заведующих отделениями реабилитации Минск, 2010 Разработчики программы: Г.М. Загородный – заведующий кафедрой спортивной медицины и лечебной физкультуры государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», кандидат медицинских наук, доцент; О.В. Петрова – ассистент кафедры спортивной медицины и лечебной физкультуры государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»; Т.А. Пристром – ассистент кафедры спортивной медицины и лечебной физкультуры государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», кандидат медицинских наук Рецензент: Е.А. Лосицкий - директор Республиканского центра спортивной медицины Рекомендована к утверждению: Кафедра спортивной медицины и лечебной физкультуры государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования» Протокол заседания от ___ ____________ 2010 г. № _____ Учебно-методический совет государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования» Протокол заседания от____ ___________2010 г. №___ ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Современные тенденции развития медицины диктуют необходимость активного использования средств лечебной физической культуры (ЛФК) в восстановительном лечении. Средства ЛФК улучшают адаптационные возможности организма, обеспечивают оздоровительный эффект, профилактику многих заболеваний, особенно сердечно-сосудистых. Это требует, с одной стороны, индивидуального выбора и дозирования нагрузок, а с другой - медицинского контроля их эффективности. Владение основами врачебного контроля за состоянием здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, обеспечит благотворное влияние физической тренировки на организм. ^ - повышение квалификации врачей-реабилитологов, врачей по лечебной физкультуре, врачей спортивной медицины, врачей-терапевтов, врачей-педиатров, врачей-неврологов, врачей-травматологов-ортопедов, врачей подростковых кабинетов, заведующих отделениями реабилитации по теме «Основы лечебной физкультуры и врачебного контроля в спорте и фитнесе» в объеме 80 часов. ^
^ лекции – 18 часов, практические занятия – 54 часа, тематические дискуссии – 8 часов, которые проводятся на базе 5-й городской клинической больницы г. Минска, Республиканского центра спортивной медицины, РНПЦ неврологии и нейрохирургии. Основным направлением в обучении слушателей курса является внедрение современных технологий в повседневную практику работы врачей по лечебной физкультуре, врачей-реабилитологов, врачей спортивной медицины. Преподавание учебного материала осуществляется с использованием графопроектора, мультимедийных устройств и наглядных материалов. С целью контроля качества усвоения учебного материала, определения степени результативности курсов повышения квалификации, совершенствования форм, методов и содержания учебного процесса на практических занятиях проводится тестирование, устный опрос слушателей, решение ситуационных задач по избранным разделам. Для определения уровня знаний слушателей на начальном этапе и по окончании обучения проводится тестовый контроль знаний. Итоговой формой аттестации слушателей курса является собеседование. ^
1. Основы идеологии белорусского государства Мировоззренческая основа белорусской государственной идеологии. Система идеологической работы. Роль и значение идеологии в государстве и обществе. Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство. Модель социально-экономического развития Беларуси. Сущностные характеристики социально ориентированной многоукладной рыночной экономики. Здоровье и здравоохранение в системе ценностей и приоритетов белорусского общества и государства. Цель государственной политики в области здравоохранения. Антикоррупционное законодательство. Закон Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» от 14 ноября 2005г. №60-З. Закон Республики Беларусь «О ратификации Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию» от 26 декабря 2005г. № 75-З. Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 20 июля 2006г. № 165-З. Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь по вопросу усиления ответственности за преступления, связанные с коррупцией» от 18 июля 2007г. № 264-З. Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006г. №2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007г. № 220 «Об утверждении Государственной программы по борьбе с коррупцией на 2007 - 2010 годы». Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2007г. №729 «О мерах по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006г. № 2». Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2007г. №188 «О плане мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003г. № 204-3 (с изм. и доп.), ст. 22, 23 Закона Республики Беларусь «О борьбе с организованной преступностью» от 27.06. 2007 № 244-З (с изм. и доп.). Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении положения о комиссии по предупреждению коррупционных проявлений в системе Министерства здравоохранения Республики Беларусь» от 13 декабря 2005г. № 740. Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006-2010 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.09.2006 г. № 1269. Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 № 135. ^ 1.1.1. Характеристика метода ЛФК (кинезотерапии) Практическое занятие. Определение лечебной физической культуры (ЛФК) как метода реабилитации больных средствами физической культуры и спорта. История развития лечебной физкультуры. ЛФК – метод неспецифической, патогенетической и функциональной терапии. Общая и специальная тренировка в процессе занятий лечебной физической культурой. Стимулирующее влияние физических упражнений. Трофическое действие физических упражнений. Механизмы формирования компенсаций. Нормализация функций и расширение функциональных возможностей. ЛФК как способ психологической реабилитации больных. Показания и противопоказания к применению лечебной физкультуры. ^ Характеристика физических упражнений. Гимнастические упражнения, их классификация. Спортивно-прикладные упражнения. Игры. Неспецифический и общетренирующий эффект гимнастических, спортивно-прикладных, игровых упражнений. Патогенетическое воздействие специальных гимнастических упражнений. Пассивные, активные и активно-пассивные упражнения. Практическое занятие. Виды гимнастических упражнений (дыхательные, корригирующие, упражнения в равновесии и на координацию движений, идеомоторные, упражнения для развития силы, на растягивание и расслабление). Общеразвивающие и специальные упражнения. Спортивно-прикладные упражнения. Малоподвижные, подвижные, спортивные игры. ^
Клинико-физиологическое обоснование применения средств ЛФК в комплексном лечении сколиотической болезни. Задачи лечебной физической культуры. Типы сколиозов. Лечебная гимнастика и лечебное плавание как основные формы ЛФК при сколиозе. Массаж. Ортопедические мероприятия. Соблюдение режима статических нагрузок на позвоночник. Плоскостопие, его виды, степени. Задачи ЛФК при плоскостопии. Практическое занятие. Основные принципы консервативного лечения сколиотической болезни. Профилактические мероприятия. Питание детей, больных сколиозом. Методика лечебной гимнастики при сколиозе. Специальные упражнения. Лечебное плавание. Массаж. Оценка эффективности лечебных мероприятий. Особенности методики ЛФК при хирургическом лечении сколиоза. Особенности методики ЛФК при плоскостопии. Профилактика плоскостопия. Использование ортезов. Тематическая дискуссия. Критерии прогрессирования сколиотической деформации. Использование средств ЛФК в комбинации с ортопедическим лечением при бурно прогрессирующих сколиозах. Возможности занятий спортом при сколиозе. ^ Практическое занятие. Влияние систематических занятий физической культурой и спортом на функциональное состояние нервной системы. Исследование уравновешенности и подвижности основных нервных процессов. Уровни организации движения. Психологическое тестирование. Психометрические тесты. Исследование рефлексов. Изучение статокинетических функций. Оценка координации и равновесия. Стабилометрические исследования. Нарушение координации при занятиях физической культурой и спортом. Функциональное состояние сенсорных систем организма. Методы исследования функций анализаторов. Нарушения функции зрения. Нарушения слуха. Особенности заболеваний периферической нервной системы. Исследование нервно-мышечного аппарата (электромиография, тепинг-тест). ^ Структурные и функциональные особенности спортивного сердца. Кардиомиопатии в спорте. Причины и механизмы развития. Артериальная гипертензия и гипотензия. Анализ и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Электрокардиография (ЭКГ). Вариабельность сердечного ритма. Кардиоинтервалография (КИГ). Перенапряжение сердечно-сосудистой системы у спортсменов. Эхокардиография (ЭхоКГ) в спорте. Стресс-методы диагностики. Особенности функционировании системы внешнего дыхания при интенсивной мышечной деятельности. Методы исследования функционального состояния системы внешнего дыхания. Основные статические показатели. Динамические исследования вентиляции легких. Практическое занятие. Возрастные структурные особенности спортивного сердца (повышенная капилляризация, гипертрофия миокарда, дилятация полостей) в видах спорта. Функциональные характеристики сердечно-сосудистой системы. Пульсотонометрия. Общий гемодинамический показатель. Динамические наблюдения. Особенности ЭКГ и ЭхоКГ у спортсменов. КИГ. Другие методы диагностики сердечно-сосудистой системы. Определение показателей внешнего дыхания. Спирометрия, спирография. Определение должных величин. Пневмотахометрия. Особенности в видах спорта. Тематическая дискуссия. Инструментальные методы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Электрокардиография. Кардиоинтервалография. Система кардиодатчиков Полар. Эхокардиография. Стресс-методы диагностики. ^ Классификация проб и тестов. Требования, предъявляемые к тестам. Нагрузочные пробы. Основные параметры, оценивающиеся при нагрузочном тестировании. Простейшие нагрузочные пробы, пробы на восстановление. Изменения ЧСС и АД при физических нагрузках. Фармакологические пробы. Простейшие пробы для оценки состояния вегетативной нервной системы. Ортостатическая и клиностатическая пробы. Практическое занятие. Виды физических нагрузок. Стандартные нагрузки: велоэргометрия, тредмил, степ-тест. Одномоментные пробы на восстановление. Комбинированная проба Летунова. Типы реакций сердечно-сосудистой системы на нагрузку. Организация тестирования и меры предосторожности. Условия проведения тестирования. Противопоказания к нагрузочному тестировании: абсолютные и относительные. Критерии прекращения нагрузки: клинические и ЭКГ-критерии. Методика проведения субмаксимального нагрузочного тестирования. ^ Питание спортсменов: биохимические и физиологические основы. Понятие о рациональном питании. Основные питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и вода. Витамины и витаминоподобные вещества. Микро- и макроэлементы. Биологически активные добавки. Нутрициологическая характеристика игровых и силовых видов спорта, видов спорта на выносливость, единоборств. «Сгонка» веса. Продукты повышенной биологической ценности. Индивидуализация рационов. Цитотест. Коррекция питания при перелетах. «Питание на дистанции». Практическое занятие. Практические варианты восполнения дефицита нутриентов в рассматриваемых видах спорта с учетом этапа подготовки и возрастно-полового состава спортсменов. Коррекция диеты при заболеваниях ЖКТ, опорно-двигательного аппарата, перенапряжении сердечно-сосудистой системы. Питание в особых условиях проведения тренировочного процесса. ^ Организация ВПН. Цели и задачи ВПН. Врачебно-педагогические наблюдения как важнейшая форма совместной работы врача и тренера. ВПН в этапных, текущих и оперативных обследованиях. Методы исследования, используемые при врачебно-педагогических наблюдениях. Методы проведения ВПН. Варианты оценки результатов ВПН. Практическое занятие. Методы ВПН: непрерывного наблюдения, оценки суммарной реакции организма, с дополнительной нагрузкой, специальных тестов. Особенности применения методов в зависимости от контингента спортсменов. Применение инструментальных методов. Оформление протоколов проведения ВПН. Критерии оценки результатов ВПН. ^ Оценка исходного уровня функционального состояния организма. Внешние признаки утомления. Коррекция физических нагрузок учебно-тренировочного процесса. Рационализация условий проведения занятий ЛФК, оздоровительной программы. Профилактические мероприятия. Аппаратное обеспечение врачебного контроля при проведении ВПН. Рекомендации по результатам проведения ВПН. Тематическая дискуссия. Самоконтроль на занятиях фитнесом и ЛФК. Диетокоррекция. «Слабые места» в организации и проведении ВПН на занятиях ЛФК и фитнесом. Контроль за соблюдением назначений и рекомендаций. ^
^ ОСНОВНАЯ:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
Руководитель ___________ Г.М. Загородный авторского коллектива Зав. кафедрой ____________ Г.М. Загородный Методист учебно-методического отдела _____________ Е.А. Семашко Начальник учебно-методического отдела _____________ Е.Ю. Писарик
УЧЕБНЫЙ ПЛАН повышения квалификации ^ для врачей-реабилитологов, врачей по лечебной физкультуре, врачей спортивной медицины, врачей-терапевтов, врачей-педиатров, врачей-неврологов, врачей-травматологов-ортопедов, врачей подростковых кабинетов, заведующих отделениями реабилитации Продолжительность обучения: 2 недели (80 часов) Форма получения образования: очная (дневная)
Декан факультета общественного здоровья и здравоохранения _________________ И.Н. Мороз Заведующий кафедрой спортивной медицины и лечебной физкультуры _________________ Г.М. Загородный УТВЕРЖДАЮ Ректор БелМАПО ___________Ю.Е. Демидчик ________________20 _ г. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН повышения квалификации ^ для врачей-реабилитологов, врачей по лечебной физкультуре, врачей спортивной медицины, врачей-терапевтов, врачей-педиатров, врачей-неврологов, врачей-травматологов-ортопедов, врачей подростковых кабинетов, заведующих отделениями реабилитации Продолжительность обучения: 2 недели (80 часов) Форма получения образования: очная (дневная)
Декан факультета общественного здоровья и здравоохранения ________________ И.Н. Мороз Заведующий кафедрой спортивной медицины и лечебной физкультуры __________________Г.М. Загородный |
![]() |
Кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой спортивной медицины и лечебной физкультуры |
![]() |
Примерный план подготовки содержание программы квалификационные требования к врачу спортивной медицины Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»,... |
![]() |
Оглавление пояснительная записка Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»,... |
![]() |
Кандидат медицинских наук, доцент И. И. Пикиреня Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»,... |
![]() |
Кандидат медицинских наук Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»,... |
![]() |
В. В. Кирковский рекомендована к утверждению Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»,... |
![]() |
Примерный план подготовки содержание программы квалификационные требования к врачу функциональной Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»,... |
![]() |
Примерный план подготовки содержание программы квалификационные требования к врачу-гематологу информационная Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»... |
![]() |
А. К. Ткаченко рекомендована к утверждению Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»,... |
![]() |
В. П. Курчин рекомендована к утверждению Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»,... |