|
Скачать 199.68 Kb.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор института физики высоких технологий ___________Лопатин В.В. «___»_____________2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БИОХИМИИ И МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ
2011 г. ^ Выпускник ОП на основе знаний, умений, навыков приобретает компетенции, необходимые для самореализации в производственно-технологической и проектной деятельности в области высокотехнологичных процессов получения современных лекарственных и медицинских препаратов. Выпускник ОП на основе знаний, умений, навыков приобретает компетенции, необходимые для самореализации в научно-исследовательской и инновационной деятельности, связанной с выбором необходимых методов исследования, модификации существующих и разработки новых способов создания инновационного продукта. Выпускник ОП на основе знаний, умений, навыков приобретает компетенции, необходимые для самореализации в организационно-управленческой деятельности, связанной с выполнением междисциплинарных проектов в профессиональной области, в том числе в интернациональном коллективе. Выпускник образовательной программы на основе знаний, умений, навыков, приобретенных компетенций интегрирует знания в области фундаментальных наук для решения исследовательских и прикладных задач применительно к профессиональной деятельности. Выпускник формирует личностные качества, обеспечивающие саморазвитие и профессиональное самосовершенствование; активную жизненную позицию, умение нести ответственность за принятие своих решений. ^ Модуль «биологическая химия» относится к математическому и естественнонаучному циклу. Для полноценного усвоения данного курса большое значение имеют знания, приобретенные студентами, на таких дисциплинах, как общая и неорганическая химия (Б2.Б4), органическая химия (Б2.Б5), общая биология и микробиология (Б2.Б7) Для успешного обучения данной дисциплине студент должен знать структуру органических соединений и основ химической кинетики, характеристики коллоидных растворов; строение и функции внутриклеточных структур, клеток и тканей; основные физиологические процессы; физико-химические принципы разделения веществ (хроматография, электрофорез, масс-спектрометрия, спектрофотометрия, флюорометрия); современные колориметрические и оптические методы исследования; ^
уметь использовать:
Студент должен иметь опыт:
В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции: ^ - Способность самостоятельно совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и профессиональный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности; Готовность к кооперации с коллегами для выполнения научно-исследовательских и научно-производственных работ, в том числе интернациональных; способность проявлять инициативу, личную ответственность; быть коммуникабельным. 2. Профессиональные - Способность к овладению базовыми знаниями в области базовых естественных и технических наук, применение их в различных видах профессиональной деятельности; Понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, быть готовым к использованию в профессиональной деятельности информационных и коммуникативных технологий; Быть способным к планированию, проведению теоретических и экспериментальных исследований, обработке полученных результатов и представлению их в форме, адекватной задаче; Быть способным к организационно-управленческой и инновационной деятельности в биофармацевтической области, демонстрировать знания для решения проблем устойчивого развития. ^
^ Таблица 2. Методы и формы организации обучения (ФОО)
* - Тренинг, ** - Мастер-класс ^ , направленная на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений, включает: - работа с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса; - опережающая самостоятельная работа; - изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку; - подготовка к лабораторным работам; - подготовка к контрольной работе, экзамену. 6.2 ^ ориентированная на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов - поиск, анализ, структурирование и презентация информации; - исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах; - анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме. ^ самостоятельное изучение 1. Иммуноглобулины, особенности строения, избирательность взаимодействия с антигеном. Многообразие антигенсвязывающих участков Н- и L-цепей. Классы иммуноглобулинов, особенности строения и функционирования. 2. Молекулярные механизмы генетической изменчивости. Молекулярные мутации: замены, делеции, вставки нуклеотидов. Частота мутаций, зависимость от условий среды (радиация, химические мутагены). Рекомбинации как источник генетической изменчивости. Механизмы увеличения числа и разнообразия генов в генотипе в ходе биологической эволюции. 3. Происхождение разнообразия антител. Особенности структуры ДНК при дифференцировке и созревании В–лимфоцитов. Транспозиция V, D, J-участков генов в ходе формирования полных генов L- и Н–цепей. Образование гипервариабельных участков V-сегментов Н- и L-генов за счет соматических мутаций. С-области Н-цепей определяют классы Ig. Перестройка ДНК в ходе переключения класса Ig. Иммунодефициты. 4. Наследственные болезни – результат дефектов в генотипе; многообразие и распространенность. Международная исследовательская программа «Геном человека». Технология рекомбинантных ДНК, конструирование химерных молекул ДНК и их клонирование. Полимеразная цепная реакция (ПЦР) и полиморфизм длины рестрикционных фрагментов (ПДРФ) как методы изучения генома диагностики болезней. Генная терапия. 5. Белки мембран – интегральные, поверхностные, «заякоренные». Значение посттрансляционных модификаций в образовании функционально-активных мембранных белков. Механизмы переноса веществ через мембраны: простая диффузия, первично-активный транспорт (Nа+-К+-АТФа-за, Са2+-АТФаза), пассивный симпорт и антипорт, вторично-активный транспорт, регулируемые каналы (Са2+-канал эндоплазматического ретикулума). 6. Адгезивные белки межклеточного матрикса; фибронектин и ламинин, их строение и функции. Роль этих белков в межклеточных взаимодействиях и развитии опухолей. Структурная организация межклеточного матрикса. Изменения соединительной ткани при старении, коллагенозах. Роль коллагеназы при заживлении ран. Оксипролинурия при коллагенозах. 7. Важнейшие белки миофибрилл: миозин, актин, актомиозин, тропомиозин, тропонин. Молекулярная структура миофибрилл. Биохимические механизмы мышечного сокращения и расслабления. Роль градиента одновалентных ионов и ионов кальция в регуляции мышечного сокращения. Саркоплазматические белки: миоглобин, его строение и функции. Экстрактивные вещества мышц. Особенности энергетического обмена в мышцах; креатинфосфат. 8. Химический состав нервной ткани. Миелиновые мембраны: особенности состава и структуры. Энергетический обмен в нервной ткани; значение аэробного распада глюкозы. Биохимия возникновения и проведения нервного импульса. Молекулярные механизмы синаптической передачи. Медиаторы: ацетилхолин, катехоламины, серотонин, -аминомасляная кислота, глутаминовая кислота, глицин, гистамин. 9. Нарушения обмена биогенных аминов при психических заболеваниях. Предшественники катехоламинов и ингибиторы моноаминооксидазы в лечении депрессивных состояний. Физиологически активные пептиды мозга. ^ Оценка результатов самостоятельной работы организуется в виде самоконтроля студентов путем участия их в научно-практических конференциях, семинарах, анализа результатов контрольных работ, тестов. Контроль со стороны преподавателя происходит при проведении контрольных работ, написания реферата и его презентация. ^ Самостоятельная работа студентов обеспечивается учебно-методическими материалами, рекомендованными как список основной, дополнительной литературы и электронных ресурсов. ^ При изучении дисциплины «Основы биохимии и молекулярной биологии» преподавателем оцениваются исходные знания студентов в следующих формах: - текущий (внутрисеместровый) контроль осуществляется при выполнении контрольных работ, вынесенных преподавателем в рейтинг-план, и защиты лабораторных работ.
^ Рейтинг план освоения дисциплины в течение семестра представлен в Приложении 1. . Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля (дисциплины) Основная литература:
^
Рекомендуемые интернет-ресурсы: базы данных, информационно-справочные и поисковые системы http://www.pubmedcentral.nih.gov - U.S. National Institutes of Health (NIH). Свободный цифровой архив журнальных публикаций по результатам биомедицинских научных исследований. http://www.biochemistry.org - Сайт Международного биохимического общества (The International Biochemical Society). http://medbiol.ru - ^ . Cайт для образовательных и научных целей. http://molbiol.edu.ru - Практическая молекулярная биология. Используемое программное обеспечение ^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины включает термостат, сушильный шкаф, фотоэлектроколориметр, спектроэлектрофотометр, камеры для проведения электрофареза, диализа и хроматографии, электроплитки, соответствующие реактивы и набор расходных материалов. Для выполнения самостоятельной работы студенты пользуются компьютерным классом, где имеется доступ к информационным ресурсам, ограниченный квотами, введенными в ТПУ. Программа одобрена на заседании ________________________________ __________________________________________________________ (протокол № 1 от «30» 08. 2010 г.). Автор(ы) Серебров В.Ю. Рецензент(ы) Чубик М.В. |