Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Декан ФФК
___________В.И. Андреев
«___» ____________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ООП: 034300 Физическая культура
ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ: Оздоровительная физическая культура
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): магистр
БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2012 г.
КУРС 1; СЕМЕСТР 1,2;
^
ПРЕРЕКВИЗИТЫ: анатомия человека, физиология, спортивная физиология, биохимия, спортивная биохимия, возрастная морфология.
КОРЕКВИЗИТЫ: «Теория и методика физкультурно-оздоровительной деятельности», «Спортивно-оздоровительные мероприятия», «Мониторинг физического состояния человека», «Курортология». Рекреалогия» и «Лечебная физическая культура и массаж».
^
Лекции
|
16
|
часов (ауд)
|
Лабораторные занятия
|
40
|
часов (ауд.)
|
Практические занятия
|
8
|
часа (ауд.)
|
^
|
60
|
часов
|
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
|
160
|
часов
|
ИТОГО
|
224
|
часов
|
^
|
очная
|
ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: ЭКЗАМЕН ВО 2 СЕМЕСТРЕ.
Обеспечивающая кафедра: «Спортивных дисциплин»
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ: к.п.н. А.В. Белоусов
РУКОВОДИТЕЛЬ ООП: к.п.н. А.В. Белоусов
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: д.м.н., проф. Л.В. Капилевич
Томск
2012
^
В результате освоения данной дисциплины магистрант приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей Ц2, Ц3, Ц4, Ц5, Ц6 основной образовательной программы «Физическая реабилитация».
Целями освоения дисциплины «Физическая реабилитация» являются:
формирование у студентов системы знаний о структуре мероприятий физической реабилитации;
вырабатывание у студентов умений и навыков организационно-методических аспектов первичной и вторичной профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний и видов инвалидности;
изучение основных принципов медицинской и физической реабилитации при всех главных формах патологии: в травматологии и ортопедии, заболеваниях внутренних органов, обмена веществ, повреждениях и заболеваниях нервной системы, операциях на органах грудной клетки и брюшной полости, заболеваниях и повреждениях различных систем у инвалидов различного профиля;
развитие у студентов представлений об этиопатогенезе главных форм патологии и механизмах лечебного и реабилитационного действия физических упражнений, массажа и физиотерапии;
освоение студентами основ фундаментальных знаний о возможностях коррекции типичных факторов риска заболеваний с акцентом на использование естественных профилактических и лечебных средств (физической активности, рационального питания, других компонентов здорового образа жизни).
^
Дисциплина «Физическая реабилитация» М.2.ПВ.1, входит в вариативную часть профессионального цикла программы подготовки магистров по направлению 034300 "Физическая культура".
Преподавание дисциплины, согласно Учебному плану, осуществляется в 1 и 2 семестрах 1 курса.
Данная дисциплина имеет важное значение в профессиональной подготовке выпускника, так как основная ее направленность – формирование системы знаний о роли различных факторов, таких как психотерапия, лечебная физическая культура, мануальная терапия и прочих, в восстановлении здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими способностями для достижения максимальной физической, психической, социальной и профессиональной полноценности.
Пререквезитами для дисциплины «Физическая реабилитация» являются дисциплины по общенаучным, профессиональным циклам и специальным дисциплинам: анатомия человека, физиология, спортивная физиология, биохимия, спортивная биохимия, возрастная морфология.
Кореквезиты: «Теория и методика физкультурно-оздоровительной деятельности», «Спортивно-оздоровительные мероприятия», «Мониторинг физического состояния человека», «Курортология». Она является базовой для дисциплин «Рекреалогия» и «Лечебная физическая культура и массаж».
^
В процессе освоения данной дисциплины формируются следующие компетенции:
общекультурные компетенции:
способен расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-15);
способен осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОК-16);
профессиональные компетенции:
в педагогической деятельности:
способен решать нестандартные проблемы в разных видах профессиональной деятельности (ПК-4);
в проектной деятельности:
способен формулировать цели проекта (программы) для решения задач повышения эффективности физкультурно-оздоровительной, рекреационной деятельности, определять критерии и показатели достижения целей, выявлять приоритеты решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности (ПК-8);
способен разрабатывать обобщенные варианты решения проблемы, анализировать эти варианты, прогнозировать последствия, находить компромиссные решения в условиях многокритериальности, неопределенности, планировать реализацию проекта (ПК-9);
в рекреационной деятельности:
способен выполнять научные исследования и использовать их результаты в целях повышения эффективности организации досуга занимающихся с использованием средств физической культуры (ПК-14);
способен разрабатывать комплексные программы рекреационной деятельности для разных групп населения (ПК-15);
способен решать нестандартные проблемы в процессе рекреационной деятельности (ПК-16);
способен управлять отношениями с лицами вовлеченными в процесс физической рекреации (ПК-17);
способен управлять своим физическим и психическим состоянием в целях повышения результативности рекреационной деятельности (ПК-18);
в научно-исследовательской деятельности:
обладает высоким уровнем знаний о выполняемых научных исследованиях в области оздоровительной физической культуры (новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями) (ПК-24);
способен выявлять современные практические и научные проблемы, применять современные технологии и новации в сфере оздоровительной физической культуры (ПК-25);
способен разрабатывать планы, программы и методики проведения исследований в области оздоровительной физической культуры (ПК-26);
способен использовать методики и технологии из смежных областей знаний при проведении научно-исследовательской работы в области оздоровительной физической культуры (ПК-27);
способен интерпретировать результаты собственных научных исследований и выявлять их практическую значимость (ПК-28).
^
После изучения данной дисциплины магистранты приобретают знания, умения и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы: Р1, P2, Р3, P4, P6, Р9, P11,P13,P16*. Соответствие результатов освоения дисциплины «Физическая реабилитация» формируемым компетенциям ООП представлено в таблице.
^
|
Результаты освоения дисциплины
|
З. 2.1, З. 2.2
|
^
Систему научного знания о физической культуре и спорте, её структуре, междисциплинарную интеграцию комплекса наук, изучающих физическую культуру и спорт: естественнонаучных, психолого-педагогических, социально-гуманитарных; стратегии разрешения проблем в отрасли.
|
У.2.1, У.2.2
|
^
Оперировать основными теоретическими знаниями о физической культуре и спорте на основе критического осмысления; проводить анализ и представлять интегративную информацию по вопросам развития физической культуры и спорта на местном и региональном уровне для принятия управленческих решений по её совершенствованию.
|
В.2.1, В.2.2
|
В результате освоения дисциплины магистрант должен владеть:
Профессиональной речевой коммуникацией на русском языке; актуальными средствами, методами, технологиями профессиональной деятельности, способами определения приоритетных видов профессиональной деятельности в физкультурном образовании, спорте, двигательной рекреации и туризме и использования их для решения задач сохранения и укрепления здоровья и повышения качества жизни населения, подготовки спортсменов высокой квалификации.
|
*Расшифровка кодов результатов обучения и формируемых компетенций представлена в Основной образовательной программе подготовки магистров по направлению 034300 "Физическая культура".
^
Структура дисциплины по разделам, формам организации и контроля обучения
№
|
Название раздела/темы
|
Аудиторная работа (час)
|
СРС
(час)
|
Итого
|
Формы текущего контроля и аттестации
|
Лекции
|
Практ./ семинар
|
Лаб. зан.
|
|
Организационно-методические основы реабилитации.
|
2
|
2
|
|
4
|
8
|
|
|
Физиотерапия в системе физической реабилитации.
|
2
|
2
|
4
|
8
|
16
|
|
|
Психотерапия в системе физической реабилитации.
|
2
|
2
|
4
|
8
|
16
|
|
|
Оздоровительные системы физической культуры.
|
2
|
2
|
4
|
8
|
16
|
|
|
Физическая реабилитация в травматологии и ортопедии.
|
2
|
2
|
6
|
10
|
20
|
|
|
Физическая реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
|
2
|
2
|
6
|
10
|
20
|
|
|
Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания.
|
2
|
2
|
6
|
10
|
20
|
|
|
Физическая реабилитация при заболеваниях органов пищеварения, обмена веществ, суставов и органов мочевыделения.
|
2
|
2
|
6
|
10
|
20
|
|
|
Физическая реабилитация при оперативных вмешательствах на органах грудной клетки и брюшной полости.
|
2
|
2
|
6
|
10
|
20
|
|
110
|
Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях нервной системы.
|
2
|
2
|
6
|
10
|
20
|
|
111
|
Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях у детей и подростков.
|
2
|
2
|
6
|
10
|
20
|
|
112
|
Особенности занятий физическими упражнениями в период беременности, в родах и послеродовой период. ЛФК при гинекологических заболеваниях.
|
2
|
2
|
6
|
10
|
20
|
|
|
Итого
|
24
|
24
|
60
|
108
|
108
|
|
^
Организационно-методические основы реабилитации. Введение в предмет. Понятие о реабилитации. Ее задачи, принципы и средства. Составление реабилитационных программ. Общая характеристика средств физической реабилитации. Основы ЛФК. Методика расчета алгоритмов физической нагрузки при использовании тренажеров нового поколения. Основы физиотерапии. Основы лечебного массажа.
^ Применение постоянного, переменного тока, ультразвука, магнитотерапии, светолечения, теплолечения, водолечения, ингаляций в системе восстановления физиологических функций организма человека.
^ Факторы лечебного действия психотерапии в эмоциональной и когнитивной сферах. Типы отношения к болезни. Личностные реакции на болезнь, аггравация, симуляция, диссимуляция.
Уровни внутренней картины болезни: сенсорный, эмоциональный, когнитивный и поведенческий.
Основные понятия: энергии (органа), мышечный панцирь, заземление. Основные приемы: работа с дыханием (брюшное дыхание), напряженные позы, динамические упражнения. Рациональные и иррациональные суждения, основные иррациональные суждения, принцип действия. Изменения эмоций через изменение мыслей.
^ Оздоровительные системы восточного типа: ха-тха йога, цигун. Оздоровительные системы западного типа: система физических упражнений Купера, система Изотон, система оздоровления по П.К. Иванову.
^ Понятие о травме и травматической болезни. Физическая реабилитация при переломах длинных трубчатых костей и костей плечевого пояса. Физическая реабилитация при повреждениях суставов. Физическая реабилитация при переломах позвоночника и таза. Физическая реабилитация при травмах кисти и стоп. Физическая реабилитация при челюстно-лицевых травмах, повреждениях ЛОР-органов и глаз. Физическая реабилитация больных при ожогах и отморожениях. Основные принципы реабилитации спортсменов при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии.
^ Общие данные о заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Физическая реабилитация при атеросклерозе. Физическая реабилитация при ишемической болезни сердца. Физическая реабилитация при инфаркте миокарда. Физическая реабилитация при гипертонической болезни. Физическая реабилитация при гипотонической болезни и нейроциркуляторной дистонии. Физическая реабилитация при приобретенных пороках сердца. Физическая реабилитация при облетирирующем эндартериите и варикозном расширении вен.
^ Физическая реабилитация при бронхиальной астме. Физическая реабилитация при эмфиземе легких. Физическая реабилитация при бронхите и бронхоэктатической болезни. Физическая реабилитация при пневмонии. Физическая реабилитация при плевритах. Физическая реабилитация при пневмосклерозе.
^ Физическая реабилитация при гастритах и язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Физическая реабилитация при дисфункциях кишечника и желчевыводящих путей, энтероколитах и опущениях органов брюшной полости. Физическая реабилитация при расстройствах обмена веществ. Физическая реабилитация при заболеваниях суставов. Физическая реабилитация при заболеваниях органов мочевыделения. Игры при заболеваниях внутренних органов (дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем).
^ Физическая реабилитация при оперативных вмешательствах на сердце, крупных сосудах и легких. Физическая реабилитация при оперативных вмешательствах на органах брюшной полости.
^ Характеристика изменений при заболеваниях и повреждениях нервной системы. Физическая реабилитация при церебро-васкулярной патологии. Физическая реабилитация при травматической болезни спинного мозга. Физическая реабилитация при остеохондрозе позвоночника. Физическая реабилитация при заболеваниях и травмах периферической нервной системы. Физическая реабилитация при черепно-мозговой травме. Физическая реабилитация при неврозах. Игры для больных при заболеваниях и повреждениях нервной системы.
^ Анатомо-физиологическая характеристика детского организма в разные возрастные периоды. Реабилитация детей с врожденной аномалией развития. Реабилитация детей при возрастных инфекционных заболеваниях и их профилактика. Реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы у детей. Реабилитация детей с заболеваниями органов дыхания. Реабилитация детей при заболеваниях и повреждениях нервной системы. Подвижные игры в системе реабилитации детей.
^ Основные изменения в организме женщины в период беременности. Гимнастика в период беременности. Гимнастика в родах. Гимнастика в послеродовой период. ЛФК при гинекологических заболеваниях.
^
Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе, формируемых в рамках данной дисциплины и указанных в пункте 3.
№
|
Формируемые
компетенции
|
^
|
|
|
|
|
11
|
22
|
23
|
44
|
55
|
66
|
77
|
88
|
99
|
110
|
111
|
112
|
|
|
З.2.1
|
Xx
|
|
xx
|
xx
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
З.2.2.
|
|
xx
|
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
|
У.2.1.
|
xx
|
xx
|
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
|
У.2.2.
|
|
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
|
В.2.1.
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
|
В.2.2.
|
|
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
xx
|
^
При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности магистрантов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.
^
|
Виды учебной деятельности
|
ЛК
|
Семинар
|
ЛБ
|
СРС
|
Дискуссия
|
х
|
х
|
|
|
IT-методы
|
х
|
|
|
х
|
Командная работа
|
|
х
|
|
х
|
Разбор кейсов
|
|
|
|
|
Опережающая СРС
|
|
х
|
|
х
|
Индивидуальное обучение
|
|
х
|
x
|
|
Проблемное обучение
|
|
|
x
|
|
Обучение на основе опыта
|
|
х
|
x
|
х
|
Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:
изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий;
самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;
закрепление теоретического материала при проведении лабораторных работ с использованием учебного и научного оборудования и приборов, выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий.
^ , направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений заключается в:
Работу с лекционным материалом. Поиск и анализ информации по индивидуально заданной теме курса.
Изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку.
Подготовку к семинарским занятиям.
Подготовка к текущему контролю и экзамену.
6.1.1. Темы, выносимые на самостоятельную проработку:
Физиологически обоснованные, педагогические принципы лечебно-восстановительной тренировки.
Является ли метод ЛФК одновременно методом неспецифической и патогенетической терапии?
В чем заключаются профилактические позиции ЛФК?
Какие существуют способы дозировки физической нагрузки при лечебном использовании физических упражнений?
Как широко используются физиотерапевтические средства при лечении и реабилитации?
Методы основанные на использовании постоянного тока низкого напряжения
Расскажите об использовании импульсных токов.
Какое воздействие на организм оказывают диадинамотерапия и импульсотерапия?
Расскажите о различных видах магнитотерапии.
Каково назначение метода электростимуляции?
Охарактеризуйте воздействие электрического поля ультравысокой частоты (УВЧ) и индуктотерапии.
Вибротерапия и ультразвуковая терапия. Механизмы их влияния на организм.
Лечебное воздействие светолечения и лазерного излучения.
Перечислите применяемые процедуры водолечения и охарактеризуйте их.
Раскройте понятия «теплолечение» и «бальнеолечение».
Расскажите о мануальной терапии.
Классификация видов массажа.
Расскажите о периодах физической реабилитации больных с переломами диафиза плечевой кости.
Физическая реабилитация больных с переломами лучевой кости в типичном месте.
Физическая реабилитация больных при переломе бедренной кости (при консервативном и оперативном лечении).
Двигательные тесты, характеризующие степень восстановления плечевого сустава после операции.
Двигательные тесты, характеризующие степень восстановления спортсменов после операции (менискэктомия).
^ направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала магистрантов и заключается в:
1) выработке навыков восприятия и анализа профессиональной информации;
2) формировании навыков организации и реализации спортивно-оздоровительного туризма;
3) развитие и совершенствование способностей к принятию решений и их реализации;
4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении профессиональных проблем.
Для решения первой задачи студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу монографии и научные статьи по проблемам спортивно-оздоровительного туризма. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях и коллоквиумах.
Для развития навыков самостоятельной работы студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и научно-методической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.
Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.
^
Для развития навыков самостоятельной работы студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и научно-методической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.
Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Александров А.А. Современная психотерапия. С.-Пб.: Академический проект, 1997.
Бирюков А. А. Лечебный массаж / А. А. Бирюков. – М.: Советский спорт, 2000. – 293 с.
Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации М.: 2001.
Епифанов В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: учебник для вузов / В. А. Епифанов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 565 с.
Епифанов В. А. Лечебная физическая культура: учебное пособие / В. А. Епифанов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 567 с.
Комарова П.А., Благовидова Л.А. Руководство по физическим методам лечения. М.: Медицина, 1983.
Кондратенко В.Г., Донской Д.И. Общая психотерапия. Мн.: 1988.
Ситель А.Б. Мануальная медицина. М., 1993.
Улащик В.С., Лукомский И.В. Основы общей физиотерапии. Минск, 1997.
Физическая реабилитация: учебник для студентов академий и ин-тов физ. культуры / по ред. проф. Попова С. Н. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 605 с.
Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Оздоровительная физическая культура: учеб. для студентов. Мн. Тесей. 2003. 384 с.
Храмов В.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры: Тексты лекций. Гродно: ГрГУ, 2000. 80с.
Цзынь Це и др. Универсальная цыгун-терапия. К.: 2000.
Велитченко В. К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие / В. К. Велитченко. – М.: Тера-Спорт, 2003. – 336 с.
Волков В. К. Лечение и реабилитация больных гипертонической болезнью в условиях поликлиники / В. К. Волков, Л. Е. Цикулин. – М.: Медицина, 1989. – 256 с.
Козырева О. В. Игры, которые нравятся дошкольникам (Авторская программа оздоровительно-развивающих игр для детей дошкольного возраста) / О. В. Козырева. – М.: РИЦМГИУ, 2002. – 40 с.
ЛФК в системе медицинской реабилитации / под ред. проф. Каптелина А. Ф. и Лебедевой И. П. – М.: Медицина, 1995. – 98 с.
Потапчук А. А. Лечебная физическая культура в детском возрасте / А. А. Потапчук, С. В. Матвеев, М. Д. Дидур. – СПб.: Речь, 2007. – 464 с.
Шакиров А. Г. ЛФК при заболеваниях суставов и остеохондрозе у спортсменов (методические рекомендации) / А. Г. Шакиров. – М.: Изд-во Высшая школа, 1982. – 26 с.
Юмашев Г. С. Основы реабилитации / Г. С. Юмашев, К. И. Ренкер. – М.: Медицина, 1973
Гойденко В.С., Ситель А.Б. Мануальная терапия неврологических проявлений остеохондроза позвоночника. М.: Медицина, 1988.
Полякова Т.Д. Применение метода биомеханической стимуляции при повреждениях и травмах плеча у студенческой молодежи. Учебно-методическое пособие. Мн.: 2002.
^
Проверка знаний студентов осуществляется на лабораторных занятиях (текущий контроль), а по отдельным разделам следует проводить рубежный контроль знаний студентов в форме коллоквиумов, что позволяет при индивидуальном обсуждении со студентами выявить степень их подготовленности.
Учебным планом предусмотрен экзамен в конце 2-го семестра.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену
Дайте определение понятия «реабилитация».
Расскажите об отдельных аспектах реабилитации.
Что такое физическая реабилитация?
Перечислите принципы медицинской и физической реабилитации и охарактеризуйте их.
Средства медицинской и физической реабилитации.
Каковы требования к составлению реабилитационных программ?
Раскройте понятие «лечебная физическая культура».
Какие особенности метода ЛФК по сравнению с другими методами лечения?
Назовите четыре механизма влияния физических упражнений и дайте каждому характеристику.
Какие существуют средства ЛФК?
Раскройте содержание следующих средств ЛФК: гимнастические упражнения, спортивно-прикладные упражнения, малоподвижные и спортивные игры, трудотерапия, естественные факторы природы, массаж.
Какие существуют периоды в ЛФК?
Дайте характеристику 3 периодам в ЛФК.
Какие существуют формы ЛФК?
Раскройте и дайте характеристику основной форме ЛФК – занятию лечебной гимнастикой.
Дайте определение понятий «физиотерапия» и «физические факторы».
Задачи общей и частной физиотерапии.
Какое местное и общее воздействие на организм оказывают физические факторы?
Раскройте понятие «электролечение» и назовите его виды.
Дайте характеристику лечебного массажа.
Методы лечебного массажа.
Каковы методические особенности лечебного массажа?
Общие показания и противопоказания к проведению лечебного массажа.
Сочетание лечебного массажа с различными физиотерапевтическими процедурами и ЛФК.
Дайте представление о видах лечебного массажа.
Расскажите о сегментарно-рефлекторном массаже.
Задачи и методы массажа при травмах ОДА.
Массаж при заболеваниях суставов.
Расскажите о массаже при травмах и заболеваниях нервной системы.
Факторы лечебного действия психотерапии.
Психология больного. Внутренняя картина болезни.
Телесноориентированная психотерапия.
Основные понятия рационально-эмотивной психотерапии.
Дайте определение понятию «травма» и «травматическая болезнь».
Назовите виды травм.
Какие стадии выделяют в развитии травматического шока и чем они характеризуются?
Переломы, виды переломов.
Дайте характеристику методам лечения переломов.
Характеристика повреждений суставов (виды, симптоматика, лечение).
Периоды физической реабилитации при внутрисуставных переломах и вывихах.
Перелом хирургической шейки бедра: задачи и методика физической реабилитации по трем периодам.
«Привычный вывих плеча», причины.
Задачи и методика физической реабилитации спортсменов в первом периоде после оперативного лечения привычного вывиха плеча.
Задачи и методика физической реабилитации спортсменов во втором и третьем периодах после оперативного лечения привычного вывиха плеча.
Охарактеризуйте повреждения локтевого сустава.
Внутрисуставной перелом локтевого сустава: задачи и методы физической реабилитации.
Виды вывихов в локтевом суставе. Методика физической реабилитации при вывихах в локтевом суставе.
Виды повреждений коленного сустава.
Физическая реабилитация при оперативном лечении разрыва крестообразных связок.
Физическая реабилитация при переломе мыщелков бедра и большеберцовой кости.
Задачи и методика физической реабилитации спортсменов в раннем послеоперационном лечении при менискэктомии.
Задачи и методика физической реабилитации спортсменов во втором периоде после менискэктомии.
Задачи и методика физической реабилитации спортсменов в тренировочно-восстановительном периоде после менискэктомии.
Физическая реабилитация при повреждениях голеностопного сустава.
Повреждения позвоночника.
Причины возникновения и методы лечения компрессионных переломов позвоночника.
Физическая реабилитация при компрессионных переломах шейных позвонков.
Физическая реабилитация при компрессионных переломах грудных и поясничных позвонков.
Виды переломов таза.
Восстановительное лечение при разрыве лонного сочленения. Средства ЛФК и характеристика периодов.
Методика ЛФК при переломе вертлужной впадины.
Методика ЛФК при переломах типа Мальгеня.
Повреждения кисти и методы их лечения и реабилитации.
Физическая реабилитация при переломах отдельных костей стопы.
Физическая реабилитация при оперативном сшивании ахиллова сухожилия.
Особенности физической реабилитации при челюстно-лицевых травмах.
Физическая реабилитация при повреждениях ЛОР-органов.
Методика физической реабилитации при травмах глаз.
Дайте характеристику ожогам и «ожоговой болезни».
Физическая реабилитация на разных стадиях развития ожоговой болезни.
Отморожение, степени отморожения и течение.
Физическая реабилитация при отморожениях.
Основные принципы реабилитации спортсменов.
Этапы реабилитации спортсменов.
Построение этапа начальной спортивной тренировки.
Экспертная оценка готовности спортсмена к тренировочно-соревновательным нагрузкам после травмы и операции.
Правильная осанка дошкольника.
Правильная осанка школьника.
Правильная осанка взрослого человека.
Нарушение осанки, степени нарушения, причины.
Виды нарушения осанки.
Сколиотическая болезнь.
Плоскостопие.
Специальные физические упражнения при плоскостопии.
Задачи и методика физической реабилитации на стационарном этапе при инфаркте миокарда.
Задачи и методика физической реабилитации на санаторном этапе при инфаркте миокарда.
Задачи и методика физической реабилитации на поликлиническом этапе при инфаркте миокарда.
Каковы механизмы лечебного действия физических упражнений при гипертонической болезни?
Каковы задачи и содержание методики ЛФК по двигательным режимам при гипертонической болезни?
Каковы задачи и методики физической реабилитации при нейроциркуляторной дистонии?
Задачи и методика физической реабилитации при заболеваниях органов пищеварения.
Каковы механизмы лечебного действия физических упражнений при заболеваниях органов пищеварения, задачи и содержание методики ЛФК по двигательным режимам?
Какие методы физиотерапии применяют при заболеваниях органов пищеварения?
Задачи и методика физической реабилитации при нарушениях основного обмена.
Каковы механизмы лечебного действия физических упражнений при нарушениях основного обмена, задачи и содержание методики ЛФК по двигательным режимам?
Какие методы физиотерапии применяют при нарушениях основного обмена?
Задачи и методика физической реабилитации при заболеваниях суставов.
Каковы механизмы лечебного действия физических упражнений при заболеваниях суставов, задачи и содержание методики ЛФК по двигательным режимам?
Какие методы физиотерапии применяют при заболеваниях суставов?
Задачи и методика физической реабилитации при заболеваниях органов системы выделения.
Каковы механизмы лечебного действия физических упражнений при заболеваниях органов системы выделения, задачи и содержание методики ЛФК по двигательным режимам?
Какие методы физиотерапии применяют при заболеваниях органов системы выделения?
^
Александров А.А. Современная психотерапия. С.-Пб.: Академический проект, 1997.
Бирюков А. А. Лечебный массаж / А. А. Бирюков. – М.: Советский спорт, 2000. – 293 с.
Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации М.: 2001.
Епифанов В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: учебник для вузов / В. А. Епифанов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 565 с.
Епифанов В. А. Лечебная физическая культура: учебное пособие / В. А. Епифанов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 567 с.
Комарова П.А., Благовидова Л.А. Руководство по физическим методам лечения. М.: Медицина, 1983.
Кондратенко В.Г., Донской Д.И. Общая психотерапия. Мн.: 1988.
Ситель А.Б. Мануальная медицина. М., 1993.
Улащик В.С., Лукомский И.В. Основы общей физиотерапии. Минск, 1997.
Физическая реабилитация: учебник для студентов академий и ин-тов физ. культуры / по ред. проф. Попова С. Н. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 605 с.
Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Оздоровительная физическая культура: учеб. для студентов. Мн. Тесей. 2003. 384 с.
Храмов В.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры: Тексты лекций. Гродно: ГрГУ, 2000. 80с.
Цзынь Це и др. Универсальная цыгун-терапия. К.: 2000.
б) дополнительная литература:
Велитченко В. К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие / В. К. Велитченко. – М.: Тера-Спорт, 2003. – 336 с.
Волков В. К. Лечение и реабилитация больных гипертонической болезнью в условиях поликлиники / В. К. Волков, Л. Е. Цикулин. – М.: Медицина, 1989. – 256 с.
Козырева О. В. Игры, которые нравятся дошкольникам (Авторская программа оздоровительно-развивающих игр для детей дошкольного возраста) / О. В. Козырева. – М.: РИЦМГИУ, 2002. – 40 с.
ЛФК в системе медицинской реабилитации / под ред. проф. Каптелина А. Ф. и Лебедевой И. П. – М.: Медицина, 1995. – 98 с.
Потапчук А. А. Лечебная физическая культура в детском возрасте / А. А. Потапчук, С. В. Матвеев, М. Д. Дидур. – СПб.: Речь, 2007. – 464 с.
Шакиров А. Г. ЛФК при заболеваниях суставов и остеохондрозе у спортсменов (методические рекомендации) / А. Г. Шакиров. – М.: Изд-во Высшая школа, 1982. – 26 с.
Юмашев Г. С. Основы реабилитации / Г. С. Юмашев, К. И. Ренкер. – М.: Медицина, 1973
Гойденко В.С., Ситель А.Б. Мануальная терапия неврологических проявлений остеохондроза позвоночника. М.: Медицина, 1988.
Полякова Т.Д. Применение метода биомеханической стимуляции при повреждениях и травмах плеча у студенческой молодежи. Учебно-методическое пособие. Мн.: 2002.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Электронная книга, опубликованная по изданию: Михайлов Б. В., Сердюк А. И., Федосеев В. А. Психотерапия в общесоматической медицине: Клиническое руководство / Под общ. ред. Б. В. Михайлова. Харьков: Прапор, 2002. 128 с. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.psychiatry.ua/books/psyther/ - 2010
Интегрированная система информационных ресурсов (ИСИР) РАН [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://isir.ras.ru/ – 2010
Психотерапия. Учебник для студентов медицинских ВУЗов [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://bookap.info/genpsy/psykarv/oglav.shtm - 2010
Электронный учебник «Основы физической культуры в вузе» [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.sport.msu.ru/edu/ – 2010.
Информационный портал «Здоровый образ жизни» [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.zdobr.ru/ – 2010.
Информационный портал «Я иду на урок физкультуры» [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://spo.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=230010 – 2010.
Международный форум медицины и психологии [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://med.org-s.ru/index.php?board=85.0 – 2010.
^
|