Социальное становление детей с нарушением слуха в учреждении интернатного типа icon

Социальное становление детей с нарушением слуха в учреждении интернатного типа





Скачать 39.64 Kb.
Название Социальное становление детей с нарушением слуха в учреждении интернатного типа
Дата 26.03.2013
Размер 39.64 Kb.
Тип Документы
Социальное становление детей с нарушением слуха

в учреждении интернатного типа

"Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества" (Мудрик А.В.). Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. Успешная социализация - это не только эффективная адаптация человека в обществе, но и способность в определённой мере противостоять обществу, части жизненных коллизий, мешающих его развитию и самореализации.

В частности, в нашей стране глухие и слабослышащие на протяжении многих лет рассматриваются как страта, автономная социальная группа, имеющая свои особые социокультурные отличия и требующая особых условий организации жизнедеятельности.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности детей с нарушением слуха, очень сложный и долгий процесс. Наличие такого отклонения как нарушение слуха, значительно усложняет социализацию глухих и слабослышащих детей, что в первую очередь связано с отсутствием или недоразвитием речи и, как следствие, нарушением социальных контактов ребенка с окружающим миром. Отсутствие длительного контакта со слышащими ровесниками делает ребенка к моменту окончания школы и выхода во взрослую жизнь социальным инвалидом.

Действия педагогического коллектива школы направлены на создание необходимых педагогических условий, которые позволят воспитаннику с нарушениями слуха проявить себя активной личностью, имеющей четкую социокультурную идентификацию, и в будущем полностью включиться в социальную жизнь общества.

Дети с недостатками слуха в большинстве своем обучаются в школах-интернатах. Это обусловлено своеобразием воспитательного процесса, требующего непрерывного и долговременного воздействия на учащихся, единства обучающих и воспитывающих действий, создание слухоречевой среды, комплексного подхода к воспитанию. Школа-интернат обеспечивает практически круглосуточное коррекционно-воспитательное воздействие на детей с нарушением слуха, создавая благоприятные условия для их социализации, где участниками процесса социального становления его как личности является все окружение, а кураторами – педагоги и психологи.

При поступлении ребенка в школу-интернат проводятся мероприятия, способствующие осуществлению успешной адаптации к новым социальным условиям. Педагогами и психологами выявляется уровень развития познавательных и психических процессов, эмоционально-волевой сферы, состояние слуха и речи, осуществляется наблюдение за поведением и адаптацией ребенка в коллективе, за взаимодействием со взрослыми и сверстниками в процессе учебной и внеурочной деятельности, сбор анамнестических данных, информационных данных о семье, взаимоотношениях родителей и ребенка.

Общение является одним из важнейших факторов социализации. Отставание в овладении словесной речью приводит к ограничениям социальных контактов, появлению фрустрации у детей и их родителей. Невозможность сообщить планы на будущее, описать события внутренней жизни, обсудить возникающие проблемы приводит к замыканию в себе, трудностям социальных взаимодействий. Усилия педагогов направлены на то, чтобы обогатить социальный опыт ребенка на всех этапах воспитательно-образовательного процесса.

Деятельность сурдопедагога, воспитателя, классного руководителя направлена на обучение глухих и слабослышащих детей нормам речевого общения, принятого среди слышащих. Педагоги школы осуществляют постоянный контроль за произношением, за качеством устной речи, соблюдением воспитанниками правил ведения диалога. Такая работа проводится не только на специально организованных индивидуальных и внеклассных занятиях, но и в процессе организации жизнедеятельности детей.

Оптимальные условия для социального воспитания представляет деятельность ребенка - игровая, учебная, трудовая. Внеклассная работа предоставляет неисчерпаемые возможности для реализации различных видов деятельности. В начальных классах приоритет отдается игровой деятельности, в частности сюжетно-ролевой игре, что связано «…со своеобразием развития глухого ребенка и обуславливает иные сроки появления психологических новообразований» (Л.С.Выготский). В среднем и старшем звене игры приобретают другую направленность и наполняемость содержания. Как правило, это коллективные творческие дела, которые позволяют в полной мере раскрыть и реализовать возможности детей. Виды и формы КТД, проводимые в школе, разнообразны: школьные праздники, Дни здоровья, трудовые десанты, КВНы, литературные гостиные, вечера отдыха, ток-шоу и др. Выбор КТД зависит от уровня развития детей и коллектива. Педагоги, организуя игру, совместно с учениками создают особое пространство деятельности, в котором они могут готовиться к решению жизненно важных проблем и затруднений, «проживают» эти ситуации и способы решения в рамках игровой ситуации.

Одним из составляющих социализации является интеграция воспитанников в социум с целью повышения уровня воспитанности детей, сформированности у них гуманистических личностных ценностей, высокой социальной активности. Содействовать максимальному преодолению отрыва ребенка от семьи и изоляции его от общества позволяет организация совместной творческой деятельности подростков с ограниченными сенсорными возможностями и их слышащими сверстниками.

Таким образом, рассматривая проблему социального становления и социокультурной идентификации детей с нарушением слуха ключевым моментом должна стать убежденность в том, что глухота больше не воспринимается как отклонение от нормы. Как следствие признается необходимость перестройки образовательного процесса: во главу угла ставится формирование личности неслышащего человека – активного, самостоятельного, не испытывающего комплекса неполноценности, осознающего свое место в обществе.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Социальное становление детей с нарушением слуха в учреждении интернатного типа icon Учреждениях интернатного типа, оздоровительных домах ребенка, организациях для детей- сирот и детей,

Социальное становление детей с нарушением слуха в учреждении интернатного типа icon Восприятие у детей с нарушением слуха

Социальное становление детей с нарушением слуха в учреждении интернатного типа icon 1. Характеристика детей с нарушением слуха

Социальное становление детей с нарушением слуха в учреждении интернатного типа icon Особенности педагогического сопровождения детей с нарушением слуха

Социальное становление детей с нарушением слуха в учреждении интернатного типа icon Использование икт на внеклассных занятиях для детей с нарушением слуха

Социальное становление детей с нарушением слуха в учреждении интернатного типа icon К вопросу об интеграции детей с нарушением слуха в общеобразовательную среду Любимов М. Л

Социальное становление детей с нарушением слуха в учреждении интернатного типа icon Проект специального федерального государственного стандарта общего образования для детей с нарушением
Проект специального федерального государственного стандарта общего образования для детей с нарушением...
Социальное становление детей с нарушением слуха в учреждении интернатного типа icon О некоторых трудностях детей с нарушением слуха в процессе обучения в общеобразовательной школе

Социальное становление детей с нарушением слуха в учреждении интернатного типа icon Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха в условиях ппмс центра

Социальное становление детей с нарушением слуха в учреждении интернатного типа icon Инструкция по приему детей с нарушениями слуха в дошкольные организации образования коррекционного

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы