|
Скачать 1.23 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития РФ Институт последипломного и дополнительного образования Факультета последипломного и дополнительного образования Кафедра клинической фармакологии, бактериологии, аллергологии и иммунологии ФПДО Утверждаю проректор по последипломному образованию, доцент А.Я.Сохач «____»_____________20 г. «Согласовано» Декан ФПДО д.м.н. Н.В.Агранович «____»_____________20 г. ^ по циклу профессиональной переподготовки аллергология и иммунология 040102 для врачей специальности 060101 – лечебное дело 060102 - педиатрия Всего часов – 576 В том числе: Лекций – 160 Практических занятий – 344 Самостоятельных занятий -72 Отчетность – экзамен г. Ставрополь, 2011 Учебная программа общего усовершенствования разработана на основании типовой учебной программы государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования врачей по аллергологии и иммунологии г.Москва 2005г. Рабочая учебная программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры клинической фармакологии, бактериологии, аллергологии и иммунологии ФПДО « » 2011 года, протокол № Заведующий кафедрой, профессор_________________В.А. Батурин Рабочая программа утверждена на заседании цикловой методической комиссии ФПДО « » 2011 года Председатель ЦМК проф.______________________ Ю.В. Первушин Рабочая программа утверждена Центром управления качеством образования СтГМА « » 2011 года Председатель ЦУКО профессор___________________ Ю.В. Первушин ^ Цикл аллергологии и иммунологии является клинической дисциплиной и предназначен для профессиональной переподготовки врачей с базовыми специальностями высшего медицинского образования «060101»- лечебное дело, «040200»-педиатрия». Программа составлена с учетом достаточного уровня теоретической подготовки врачей, приступающих к изучению аллергологии и иммунологии, и тех требований, которые предъявляются к врачам аллергологам-иммунологам, решения задач по первичному обследованию больного аллергопатологией и болезнями, вызванными иммунодефицитными состояниями, постановкой предварительного диагноза, оказанию первичной экстренной помощи. Цикл профессиональной переподготовки изучается в объёме 576 часов с чтением лекций (160 часов), практических занятий (344 часов) и самостоятельных занятий (72 часов). Лекции читаются профессором и доцентом кафедры по наиболее важным темам цикла. На лекциях при необходимости демонстрируются больные с изучаемой патологией, применяются информационные технологии и технические средства обучения. Практические занятия проводятся в специализированных кабинетах и аудиториях кафедры. Занятия обеспечиваются необходимым наглядным материалом, приборами, компьютерами, проекторами и др. Количество врачей в клинической группе составляет 6-8 человек. В ходе учебного занятия врачи проходят входное тестирование (собеседование), самостоятельно и при участии преподавателя решают поставленные перед ними задачи по овладению знаниями и приобретению необходимых навыков, отчитываются за проделанную на занятии учебную работу. В конце занятия врачам предлагается решить несколько ситуационных задач или пройти тестирование. По окончании каждой темы врачи сдают зачет. Итоговая аттестация врачей включает в себя три этапа: тестирование, собеседование и проверка практических навыков. Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для врачей и преподавателей по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, экзаменационные материалы, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса. В предлагаемой рабочей программе изложено содержание всех видов занятий с врачами, приведены планы и краткое содержание лекций по аллергологии и иммунологии, темы семинаров и практических занятий, разработаны контрольные вопросы к занятиям, указана необходимая литература. ^ Совершенствование профессиональных навыков, приобретение новых теоретических знаний, освоение вопросов организации аллергологической и иммунологической помощи. Задачи цикла основаны на улучшении состояния здоровья населения и демографических показателей. Профессиональная переподготовка по аллергологии и иммунологии строится по принципу приобретения врачами необходимого объема теоретических знаний и практических навыков. В результате изучения дисциплины врач аллерголог-иммунолог должен ЗНАТЬ: ^ - основы организации амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи населению; - основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения в области аллергологии и иммунологии; - основы страховой медицины в здравоохранении; -основные права и обязанности медицинских работников; -вопросы законодательства по профессиональным нарушениям и формы уголовной ответственности за их совершение; - общие вопросы организации плановой (амбулаторной, диспансеризация) и экстренной помощи в стране по аллергологии и иммунологии, взрослому населению и детям; - разработка планов и мероприятий по улучшению специализированной помощи; - работа врача аллерголога-иммунолога в условиях страховой медицины; -топографическая анатомия бронхолегочного аппарата, пищеварительного тракта, органов брюшной полости и малого таза, анатомические и физиологические особенности детского возраста; - этиопатогенетические механизмы аллергических заболеваний; - клиническая симптоматика основных терапевтических заболеваний; -устройство и принцип действия лечебного и диагностического оборудования для диагностики и лечения аллергических и иммунодефицитных заболеваний; - вопросы медицинского обслуживания участников войн и ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и населения, подвергшегося радиационному воздействию вследствие радиационных аварий; -оформление документации экстренных оповещений о поствакцинальных осложнениях; ^ : -основные положения организации аллергологической и иммунологической службы; -владеть методиками сбора анамнеза, специфической диагностикой, специфической иммунотерапией больных с аллергическими и иммунологическими заболеваниями; -виды специфической иммунодиагностики; -виды специфической иммунотерапии; -состав противошокового набора и оказание неотложной помощи при острых аллергических состояниях; -интерпретацию иммунограмм; -иммунотропную терапию; -диспансерное ведение больных с аллергическими и иммунодефицитными заболеваниями; -структуру аллергологического кабинета (отделения) и его оборудование. -порядок приобретения, хранения и подсчета потребности в лечебных и диагностических аллергенах; -организацию педиатрических аллергологических кабинетов; -организацию стационарной специализированной помощи больным с аллергическими и иммунодефицитными заболеваниями; -порядок госпитализации больных с аллергическими и иммунодефицитными заболеваниями; -средства доставки лекарственных средств в верхние и нижние дыхательные пути; - клиническая иммунология; -медицинское освидетельствование призывников и военных с аллергическими и иммунодефицитными заболеваниями; -проведение медикосоциальной экспертизы больных с аллергическими и иммунодефицитными заболеваниями. УМЕТЬ: ^ - собрать анамнез и сопоставить полученные сведения с данными имеющейся медицинской документации на больного с тем, чтобы выбрать нужный вид общеклинического и специфического обследования; - проводить физикальное обследование больного; - осуществлять экспертизу временной нетрудоспособности; -осуществлять диспансеризацию больных с аллергическими заболеваниями и иммунодефицитным состоянием; -владение оформлением медицинской документации установленного образца и оформлением протокола исследования. -определять показатели гуморального, клеточного иммунитета, фагоцитоза и системы комплемента, общий и специфический IgE. -проводить первичную, вторичную и третичную профилактику при аллергических и иммунодефицитных заболеваниях; - проводить реабилитацию больных аллергическими заболеваниями и иммунодифицитными состояниями. ^ - владеть техникой постановки кожных тестов; - владеть техникой проведения провокационных (назальных, коньюнктивальных, ингаляционных, сублингвальных, пероральных) тестов; - владеть методикой простановки теста торможения естественной миграции лейкоцитов. - владеть методикой элиминационных и экспозиционных тестов; - владеть неотложной терапией при анафилактическом шоке, отеке Квинке, крапивнице и астматическом статусе; -владеть методикой титрования аллергенов и аллергоидов для проведения АСИТ; -владеть методиками проведения предсезонной и круглогодичной АСИТ; -владеть методикой сезонной АСИТ по Бламутье; -владеть навыками бодиплетизмографии, спирометрии, пикфлоуметрии, риноманометрии; -использовать средства доставки лекарственных средств в верхние и нижние дыхательные пути; - владеть методиками введения иммунотропных препаратов. -проведение бронхомоторных тестов. ^ -о проведении проточной цитофлюориметрии; -о проведении лабораторной специфической диагностики аллергических заболеваний; -клинической трактовке лабораторных данных; -генетических аспектах аллергических и иммунодефицитных заболеваний; - патогенезе аллергических реакций (1- 4 типов); -ведение пациентов с первичными и вторичными иммунодефицитами - лечение и диагностика больных СПИД. ВЛАДЕТЬ: - постановкой кожных тестов (аппликационных, скарификационных, прик-тестов и в/к тестов); - проведением провокационных (назальных, коньюнктивальных, ингаляционных, сублингвальных, пероральных) тестов; - проведением холодового, теплового теста и теста со жгутом, велоэргометрия при крапивницах, при бронхиальной астме; - простановки теста торможения естественной миграции лейкоцитов; -в/м и в/в манипуляции при острых аллергических состояниях; - трахеотомия, установка языкодержателя при асфиксии; - ИВЛ, непрямой массаж сердца при тяжелых аллергических состояниях ; - подкожное, интраназальной и сублингвальное введение аллергенов (аллергоидов) во время проведения АСИТ; - разведение и введение высокотехнологичных иммунотропных препаратов; - проведения спирометрии, пикфлоуметрии и риноманометрии; - проведение бронхомоторных тестов. ^ -способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и необходимое знание иностранного языка для профессионального общения и работы с оригинальной литературы по аллергологии и иммунологии; -способность владеть компьютерной техникой, применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач в области аллергологии и иммунологии; -способность и готовность применять методы асептики и антисептики, медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях. -способность и готовность к осуществлению профилактики развития анафилактического шока, астматического статуса и лекарственной аллергии у больных с аллергическими заболеваниями и иммунодефицитными состояниями (ОВИМ и др.); -способность и готовность проводить квалифицированный диагностический поиск для выявления осложнений бронхиальной астмы, аллергического ринита, атопического дерматита, крапивницы и лекарственной аллергии на ранних стадиях при типичных и атипичных их проявлениях, используя клинические, лабораторные и инструментальные методы в необходимом объеме; -способность и готовность правильно формулировать установленный диагноз с учетом МКБ-10 и рекомендаций ВОЗ; -способность и готовность оценить необходимость выбора амбулаторного и стационарного режима лечения, эффективность диспансерного наблюдения больного, прогноз заболевания, оформлять текущую и первичную медицинскую документацию; -способность и готовность оценить возможности применения лекарственных средств для лечения и профилактики аллергических заболеваний и иммунодефицитных состояний; -способность и готовность интерпретировать результаты современных, диагностических технологий, применяемых в аллергологии и иммунологии, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов (АСИТ, моноклональные антитела, в/в иммуноглобулины); -способность и готовность к проведению мероприятий при неотложных и угрожающих жизни состояниях в аллергологии и иммунологии (первичные иммунодефициты, анафилактический шок, астматический статус, с-м Лайела и др.); -способность и готовность к анализу показателей службы аллергологии и иммунологии с целью оптимизации её функционирования. ^ ВВЕДЕНИЕ Аллергология – клиническая дисциплина медицины, в сферу интересов которой входят аллергические заболевания. В основе аллергических болезней лежат иммунологически опосредованные реакции повышенной чувствительности организма к генетически чужеродным веществам. В связи с большой практической значимостью аллергология и иммунология выделены в самостоятельную специальность. Создание службы аллергологии и иммунологии, а также внедрение в клиническую практику потребовали организации системы подготовки квалифицированных кадров. В период обучения в ВУЗе аллергология и иммунология как предмет не преподается. Подготовка специалиста аллерголога-иммунолога начинается, как правило, в последипломный период. Аллергология и иммунология включает, как самостоятельные, так и комбинированные способы лечения. Поэтому освоение этой специальности возможно только при длительном обучении в специализированных учебных учреждениях, имеющих штат преподавателей, необходимое демонстрационное, рабочее и учебное оборудование. На цикле врач работает литературой по аллергологии и иммунологии и осваивает при личном участии преподавателя семиотику заболеваний. При этом прослушивание лекций, участие в дискуссиях и семинарских занятиях, выступления на конференциях, работа с компьютерными программами и слайдами облегчает освоение теоретического материала. Одновременно врач знакомится с последними достижениями клинической фармакологии, медицинской генетики и психотерапии, медицинской статистики, компьютерной информатики. При освоении аллергологии и иммунологии врач получает необходимые знания смежных специальностей. Основной целью обучения на цикле профессиональной переподготовки по аллергологии и иммунологии является овладение врачами-терапевтами и врачами-педиатрами полным объемом систематизированных теоретических знаний, профессиональных навыков по всем курсам программы, необходимых для самостоятельной работы в должности врача аллерголога-иммунолога. Данная специальность позволяет работать как в амбулаторно-поликлинической, так и в стационарной службе. По окончании цикла профессиональной переподготовки врачей по специальности «Аллергология и иммунология» проводится аттестация специалистов с присвоением квалификационной категории и сертификата.
Социальная гигиена как наука. Организм и среда, биосоциальные аспекты здоровья и болезни. Здоровье человека как социальная ценность общества. Теоретические основы отечественного здравоохранения. Основные руководящие документы Правительства в области охраны здоровья и перспективы развития здравоохранения. Характеристика состояния здоровья страны и задачи здравоохранения Основы социальной гигиены и медицинской генетики. Социальные аспекты медицинской генетики. Критика представления о фатальности, неизлечимости наследственных болезней. Генетика человека и научно-технический прогресс. 1.2. ^ Теоретические основы санитарной статистики. Основные показатели, методика, расчет, оценка. Оценка достоверности показателей. Анализ деятельности медико-генетических консультаций. Общие методические статистические подходы. Учет, отчетность и ведение документации в медико-генетической консультации. 1.3. ^ Закон РФ «О медицинском страховании граждан РФ» и механизмы его реализации. Понятие о страховой медицине. Обязательное страхование. Добровольное страхование. Основные принципы медицинского страхования в современных условиях. Организационные принципы помощи больным аллергическими заболеваниями. 1.4.^ Основные положения организации аллергологической и иммунологической службы. Задачи врача аллерголога-иммунолога аллергологического кабинета в поликлинике. Консультирование больных аллергическими заболеваниями. Специфическая диагностика. Специфическая иммунотерапия. Расшифровка иммунограмм. Иммунотропная терапия. Учет больных аллергическими заболеваниями. Разработка планов мероприятий по улучшению специализированной помощи. Санитарно-просветительская работа. Диспансеризация определенных групп больных. Диспансеризация больных с определенными нозологическими формами.Особенности наблюдения. Поллинозы. Аллергическая риносинусопатия. Бронхиальная астма. Аллергические поражения кожи. Пищевая аллергия. Лекарственная аллергия. Помощь больным, получающим иммунотропную терапию. Структура аллергологического кабинета и его оборудование. Расположение кабинета. Перечень медикаментов, необходимых в кабинете. Противошоковый набор. Аллергены для диагностики и лечения. Порядок приобретения аллергенов. Упаковка производственных аллергенов. Хранение аллергенов. Организация педиатрических аллергологических кабинетов. Организация стационарной специализированной помощи больным аллергическими заболеваниями. Основные задачи аллергологического кабинета. Анализ причин неэффективности специфической гипосенсибилизации в условиях амбулатории. Более углубленное аллергологическое обследование, невыполнимое в амбулаторно-поликлинических условиях. Уточнение диагноза в сомнительных случаях. Специфическая гипосенсибилизация при высокой степени сенсибилизации и системных реакциях на введение аллергена. Специфическая сенсибилизация у лиц, имеющих сопутствующие заболевания. Неспецифическая терапия больных лекарственной аллергией. Порядок госпитализации. Противопоказания для госпитализации больных в аллергологический стационар. Организация работы аллергологического стационара. Помещения, необходимые аллергологическому стационару (аллергологический процедурный кабинет для функциональных проб). Специальное оборудование. Диетпитание больных аллергологического стационара. Штаты аллергологического стационара и нормы нагрузки. Санитарно-эпидемиологический режим в стационаре. Особенности организации педиатрического аллегологического стационара. 1.5. Экстремальные ситуации. Участие аллерголога в бригаде по оказанию неотложной помощи аллергологическим больным. 1.6. Документация аллергологических учреждений. Документация аллергологического кабинета. Паспорт больного аллергологическим заболеванием. Лист специфического аллергологического обследования. 1.7. ^ Факторы, влияющие на распространенность аллергических заболеваний. Значение изучения распространенности аллергических заболеваний для профилактики аллергии. Медико-социальный прогноз. Медико-географический прогноз. Характеристика отдельных аллергических заболеваний в общей структуре заболеваемости. 1.8. ^ Этиология, эпидемиология и патогенез СПИДа. Структурная организация вируса, его вариабельность. Особенности заражения ВИЧ, пути передачи, распространенность СПИДа. Иммунологические сдвиги при СПИДе. Клиника ВИЧ – инфекции. Особенности клинических форм и стадий заболеваний. «Маски» СПИДа. Разработка методов ранней и экспресс диагностики ВИЧ-инфекций. Поиски эффективных методов борьбы с вирусом и иммунодефицитом – этиотропные и иммуномодулирующие препараты. 1.9. ^ Социально-экономические аспекты экспертизы нетрудоспособности. Определение понятий временной и стойкой нетрудоспособности. Роль медицинских и социальных факторов при экспертизе нетрудоспособности. Понятие о клиническом и трудовом прогнозе. Временная нетрудоспособность. Правила выдачи листка нетрудоспособности. Стойкая утрата трудоспособности. Причины инвалидности больных аллергическими заболеваниями. Показания к направлению МСЭК и порядок оформления документов. Основные положения медико-социальной реабилитации. Трудоустройство больных аллергическими заболеваниями. Основные показания и организация санаторно-курортного лечения аллергологических больных.
2.1 Введение в иммунологию. Предмет и задачи иммунологии. Развитие иммунологии. Задачи и перспективы современной иммунологии. Учение об иммунитете. Определение и виды иммунитета. Понятие об иммунной и лимфоидной системе. Иммунологический надзор и поддержание антигенного постоянства внутренней среды. ^ Неспецифические факторы иммунной реактивности организма. Клетки и ткани, как факторы неспецифической резистентности организма. Кожные и слизистые покровы и их барьерная функция. Воспаление и его роль в иммунном ответе. Виды воспалений. Стадии воспалительного процесса. Клеточные факторы и их роль в воспалении. Химические медиаторы воспаления. Цитокины и их регуляторы воспаления. Фагоцитарная система. Клетки фагоцитарной системы. Молекулярные основы фагоцитоза. Стадии фагоцитоза. Естественные киллерные клетки. Гуморальные неспецифические факторы иммунной защиты. Система комплемента и ее иммунобиологическая активность. Другие неспецифические факторы иммунитета. Лизоцим. Трансферрин. Белки острой фазы. Врожденные и приобретенные дефекты биосинтеза гумораьных неспецифических факторов. Структура и функция лимфоидной системы. Костный мозг. Тимус. Лимфатические узлы. Селезенка. Пейеровы бляшки. Понятие о мукозной лимфоидной системе. Иммунобиологическая активность первичных вторичных и третичных органов лимфоидной системы. Лейкоциты. Тканевые и циркулирующие макрофаги. Т-клеточная система иммунитета. Система В-лимфоцитов человека. Виды антигенов: полноценные антигены, гаптены, полугаптены.. Иммуногенная активность антигенов. Иммуноглобулины. Классификация, структура и функции. Генетические дефекты синтеза иммуноглобулинов и их значение в клинике. Клиническое применение иммуноглобулинов. Генетические основы иммунного ответа. Главный комплекс гистосовместимости. Гуморальные факторы костного мозга. Особенности организации и функционирования иммунной системы детей. Нейрогуморальная регуляция иммунной системы. Медикаментозная регуляция иммунной системы. Иммунносупрессанты. Иммуннотропные препараты.. Регуляция иммунологической толерантности. Аутоиммуннитет и аутоиммуннопатология. 2.3. ^ Исследование клеточных и гуморальных факторов иммунной системы и их клиническое значение. Клиническое значение исследования содержания и функциональной активности гранулоцитов крови, моноцитов крови, естественных киллеров. Клиническое значение исследования содержания и функциональной активности неспецифических гуморальных факторов. Клиническое значение исследования содержания и функциональной активности Т-лимфоцитов и их субпопуляций. Клиническое значение исследования содержания и функциональной активности В-лимфоцитов и их субпопуляций. Клиническое значение исследования содержания и функциональной активности иммуноглобулинов разных классов и субклассов. Иммунная система при инфекции. Вирусные инфекции, бактериальные инфекции, паразитарные инфекции. Принципы иммунодиагностики инфекционных заболеваний. Трансплантационный иммунитет. Типы трансплантатов. Генетические основы совместимости донора и реципиента. Клеточные и гуморальные факторы трансплантационного иммунитета. Клинические проявления тканевой несовместимости. Иммуносупрессорная терапия при трансплантации. Врожденные иммунодефициты и их классификация. Иммуногенетические механизмы формирования врожденных иммунодефицитов. Дефициты белков системы комплемента и их клинические проявления. Дефициты Т-клеточного иммунитета и их клинические проявления. Дефициты гуморального иммунитета (В-лимфоцитов) и их клинические проявления. Вторичные иммунодефициты. 2.4. Принципы лабораторной диагностики иммунодефицитов. Болезни системы крови. Иммуннолабораторная диагностика заболеваний системы крови. 2.5. Аллергия Понятие об аллергии и предмете аллергология. Определение понятия аллергия. Предмет аллергологии. Взаимоотношения аллергологии и иммунологии с другими медицинскими специальностями. Причины выделения аллергологии в самостоятельную специальность. История учения об аллергии. Взаимоотношения аллергии и иммунитета. Особенности аллергических реакций. Значение реакций аллергии и иммунитета для организма. 2.6.Классификация аллергических реакций. IgE- зависимых аллергических реакций. Аллергических реакций 2-го типа. Реакций типа феномена Артюса. Клеточных аллергических реакций. 2.7. Классификация экзоаллергенов. Определение понятия «аллерген». Бытовые, эпидермальные, пищевые, пыльцевые, лекарственные аллергены. 2.8.Патогенез IgE- зависимых аллергических реакций. 2.9.Патогенез реакций типа феномена Артюса. Патогенез клеточных аллергических реакций. 2.10.Генетические аспекты аллергических заболеваний. Место наследственной патологии в структуре заболеваемости населения. Роль генетических, средовых факторов на развитие аллергических заболеваний. 3. Специфическая диагностика аллергических заболеваний 3.1.Специфическая диагностика аллергических заболеваний in vivo Аллергологический анамнез. Значение аллергологического анамнеза в диагностике аллергии. Аллергологический анамнез при пыльцевой, бытовой, пищевой, лекарственной, эпидермальной, химической, грибковой, бактериальной аллергии. Особенности аллергологического анамнеза у детей грудного и раннего возраста. Прямые кожные аллергические пробы с неинфекционными аллергенами. Выбор метода кожного тестирования. Капельная кожная проба, тест-укол, скарификационные кожные пробы. Внутрикожные аллергические пробы. Показания и противопоказания к постановке аллергических проб. Оценка аллергических кожных проб. Ложноположительные и ложноотрицательные кожные пробы. Профилактика осложнений при постановке аллергических кожных проб. Диагностическая значимость кожных аллергических проб с неинфекционными аллергенами. Кожные аллергические пробы с инфекционными, грибковыми, бактериальными аллергенами. Аппликационные кожные тесты. Показания к проведению. Виды аппликационных проб. Техника выполнения. Подбор концентрации аллергенов. Оценка теста. Ложноположительные и ложноотрицательные тесты. Особенности кожного тестирования у детей грудного и раннего детского возраста. Провокационные аллергологические тесты. Значение провокационных аллергологических тестов в аллергии. Провокационный аллергический конъюнктивальный тест. Показания и противопоказания к проведению. Техника проведения теста. Оценка теста. Провокационный аллергический назальный тест. Показания и противопоказания к проведению. Техника проведения теста. Оценка теста. Ложноположительный и ложноотрицательный назальный тест. Профилактика осложнений. Диагностическая значимость теста. Провокационный ингаляционный тест. Относительные и абсолютные противопоказания к проведению. Техника проведения теста с пыльцевыми и бытовыми аллергенами. Оценка теста. Ложноположительный и ложноотрицательный назальный тест. Осложнения ингаляционного теста. Профилактика осложнений. Возможные ошибки при проведении ингаляционного теста. Диагностическая значимость теста. Провокационный сублингвальный тест в диагностике лекарственной аллергии. Показания и противопоказания к проведению теста. Условия выполнения. Техника выполнения. Возможные ошибки при проведении. Оценка теста. Профилактика осложнений. Возможные ошибки при проведении сублингвального теста. Диагностическая значимость теста. Тест торможения естественной миграции лейкоцитов по Адо А.Д. Показания к проведению. Техника выполнения. Оценка теста. Диагностическое значение. Профилактика осложнений. Причины ложных результатов. Элиминационные тесты. Показания к поведению. Условия выполнения. Техника проведения. Диагностическая значимость теста. Провокационный экспозиционный тест. Показания к проведению. Техника выполнения. Оценка теста. Современные иммунологические тесты диагностики пищевой аллергии. 3.2. Специфичеcкая диагностика аллергических заболеваний in vitro. Роль лабораторных методов специфической диагностики в алергологической клинике. Лабораторная специфическая диагностика атопических реакций. Показания для назначения лабораторных тестов. РАСТ. Принцип. Условия выполнения. Трактовка. Преимущества и недостатки метода. Иммуноферментные методы и тест-системы в диагностике аллергических заболеваний. Тет спефического высвобождения медиаторов аллергии. Принцип. Условия выполнения. Ошибки в назначении, выполнении и оценке тестов. Лабораторная диагностика клеточных аллергических реакций. 4. Пыльцевая аллергия 4.1. Этиология поллинозов. Свойства пыльцы аллергенных растений. Постулаты Томмена. Физико-химические свойства аллергенной пыльцы. Иммунологические свойства растительной пыльцы. Важнейшие семейства растений, вызывающих поллинозы. Семейство злаковых. Семейство сложноцветных. Группа деревьев. Группа кустарников. ^ Распространенность поллинозов в разных климато-географических зонах России. Методы исследования. Гравиметрические методы. Волюметрические методы. 4.3 Патогенез поллинозов. Роль наследственности. Роль средовых воздействий. Особенности IgЕ-зависимых аллергических реакций при поллинозах. ^ Условия, способствующие возникновению пыльцевой аллергии. Роль неспецифических заболеваний верхних дыхательных путей. Роль вирусных инфекций. Клинические особенности пыльцевого аллергического конъюнктивита. Особенности конъюнктивита у детей. Сезонность клинических проявлений. Приступообразность течения. Клинические особенности поражения верхних дыхательных путей. Асептичность. Поражение придаточных пазух. Клинические особенности пыльцевой бронхиальной астмы. Обратимость функциональных изменений в легких при элиминации аллергена. Поражение кожи. Пыльцевая крапивница и отек Квинке. Пыльцевой контактный аллергический дерматит. Аллергическое поражение пищевого тракта. Аллергические поражения урогенитального тракта. Пыльцевой аллергический цистит. Пыльцевой аллергический уретрит. Пыльцевой аллергический вульвит. Поражение сердца. Поражение центральной и периферической нервной системы. Аллергическая мигрень. Синдром Миньера пыльцевой этиологии. Поражение зрительного нерва. Пыльцевая эпилепсия. Изменения периферической крови при поллинозах. ^ Особенности аллергического анамнеза. Сезонность заболевания. Сочетание с перекрестной пищевой и лекарственной аллергией. Кожные аллергические пробы. Особенности скарификационных, прик-тестов, внутрикожных проб с пыльцевыми аллергенами. Провокационные пробы с пыльцевыми аллергенами. Провокационный назальный, конъюнктивальный, ингаляционный тест. Лабораторная диагностика поллинозов. ^ Специфическая терапия при поллинозах. Элиминация аллергена (полная, частичная). Классический метод специфической терапии. Круглогодичная специфическая иммунотерапия. Ингаляционный метод специфической иммунотерапии. Аппликационный метод. Метод сезонной специфической терапии по Бламутье. Осложнения специфической иммунотерапии при поллинозах. Местная аллергическая реакция. Общая аллергическая реакция. Системная аллергическая реакция. Профилактика осложнений специфической иммунотерапии. Неспецифическая терапия при поллинозах. Санаторно-курортное лечение. Профилактика поллинозов. Прогноз. Вопросы МСЭ и реабилитации. ^ |