ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРС ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ
Обсуждено
на заседании кафедры
Протокол № ____________
от “___” _________ 2004 г.
Методические указания к практическим занятиям
по лучевой диагностике и лучевой терапии
для студентов III курса педиатрического
факультета
Гродно, 2004 год
ЗАНЯТИЕ №1
ТЕМА: Организация отделений лучевой диагностики. Методы рентгенологических исследований. Принципы противолучевой защиты.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать основы организации работы отделения лучевой диагностики, свойства рентгеновских лучей, принципы противолучевой защиты в клинике, методы рентгенологических исследований, их классификацию.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Проверка исходного уровня теоретических знаний студентов - 15 мин.
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом - 45 мин.
Обсуждение результатов самостоятельной работы - 25 мин.
Общие выводы по текущей теме - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, кабинеты лучевой диагностики.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Физические принципы получения рентгеновского изображения. Законы скиалогии.
Основные методы рентгеновского исследования и их характеристика.Особенности
применения у детей.
Рентгеновская компьютерная томография. Принцип получения изображения. Устройство томографа.
Рентгенконтрастные соединения. Классификация.
Методика анализа рентгеновских изображений.
Организация работы отделения лучевой диагностики.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
1. Самостоятельно опознать изображение всех органов человека на рентгенограммах, указать их основные анатомические структуры.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000. - С. 71 - 106.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М. Медицина, 1993. - С. 53-80.
Линденбратен Л.Д., Наумов Л.Б. Медицинская рентгенология. М. Медицина, 1984. - С. 14-43.
Клиническая рентгенорадиология. Руководство в 5 томах под ред. Г.А. Задгенидзе. - М. Медицина, 1984.
Методические разработки к практическим занятиям по рентгенологии для студентов III курса. Гродно, 1981.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №2
ТЕМА: Основы ультразвукового исследования.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать свойства ультразвука, применяемые в диагностике, принцип методов ультразвуковых исследований, основы анализа изображений на сонограммах.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Проверка уровня теоретических знаний студентов - 15 мин.
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом - 45 мин.
Обсуждение результатов самостоятельной работы - 25 мин.
Общие выводы по текущей теме - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, кабинеты лучевой диагностики.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Физические принципы получения ультразвукового изображения. Понятие эхогенности.
Свойства ультразвука.
Устройство ультразвукового аппарата.
Основные режимы ультразвукового исследования и их характеристика.
Допплерография. Варианты допплерографии.
Методика анализа ультразвуковых изображений.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
1. Самостоятельно опознать изображение органов на сонограммах.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000. - С.124-135.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М. Медицина, 1993. - С. 80-90.
Клиническая ультразвуковая диагностика. Руководство для врачей в 2 т. под ред. Н.М. Мухарлямова. - М.: Медицина, 1987.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №3
ТЕМА: Принципы регистрации излучений в радионуклидной диагностике. Магнитно-резонансный метод исследования. Термография.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать принципы регистрации излучений в радионуклидной диагностике, магнитно-резонансной томографии, термографии. Показания и противопоказания к этим исследованиям.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Проверка уровня теоретических знаний студентов - 15 мин.
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом - 45 мин.
Обсуждение результатов самостоятельной работы - 25 мин.
Общие выводы по текущей теме - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, кабинеты лучевой диагностики.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Физические принципы радионуклидной диагностики. Понятие радиофармацевтического препарата и его свойства.
Устройство сцинтиляционного датчика.
Основные методы радионуклидной диагностики и их характеристика.
Однофотонная и позитронная эмиссионная томография. Принципы получения изображения.
Радиоиммунный анализ.
Методика анализа радионуклидных изображений.
Магнитно-резонансная томография - принцип, возможности, показания, противопоказания.
Термография - принцип, возможности, показания, противопоказания.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
1. Самостоятельно опознать изображение органов человека на сцинтиграммах.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000. - С. 106-124, 135-146.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М. Медицина, 1993. - С. 90-131.
Линденбратен Л.Д., Лясс Ф.М. Медицинская радиология. - М.: Медицина, 1979. - С.23-53.
Клиническая рентгенорадиология. Руководство в 5 томах под ред. Г.А. Задгенидзе. - М.: Медицина, 1984.
Методическая разработка для практических занятий по медицинской радиологии. Гродно, 1990.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №4
ТЕМА: Методы лучевой диагностики, применяемые в остеологии. Рентгеанатомия опорно-двигательного аппарата.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать принципы рентгеновских, ультразвуковых, радионуклидных методов исследований, применяемых в остеологии, их возможности, показания и противопоказания к назначению; основы анализа изображений на рентгенограммах и сцинтиграммах нормальных костей и суставов.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Проверка уровня теоретических знаний студентов - 15 мин.
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом - 45 мин.
Обсуждение результатов самостоятельной работы - 25 мин.
Общие выводы по текущей теме - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, кабинеты лучевой диагностики.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Ретгенография - возможности, показания, противопоказания.
Рентгеновская компьютерная томография - возможности, показания, противопоказания.
Сонография - возможности, показания.
Сцинтиграфия - возможности, показания, противопоказания.
Магнитно-резонансная томография - возможности, показания, противопоказания.
Подготовка больных к различным видам исследования.
Рентгенанатомия нормального скелета у взрослого.
Рентгенанатомия нормального скелета у ребенка.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000.- С. 425-433.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М. Медицина, 1993. - С. 354-359, 344-347, 353-369.
Линденбратен Л.Д., Лясс Ф.М. Медицинская радиология. - М. Медицина, 1979. - С. 203 - 218.
Линденбратен Л.Д., Наумов Л.Б. Медицинская рентгенология. М. Медицина, 1984. - С. 269 - 275.
Клиническая рентгенорадиология. Руководство в 5 томах под ред. Г.А. Задгенидзе. - М.: Медицина, 1984.
Методические разработки к практическим занятиям по рентгенологии для студентов III курса. Гродно, 1981.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №5
ТЕМА: Основные рентгенологические синдромы при поражениях опорно-двигательного аппарата.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать основные рентгенологические синдромы при травматических, воспалительных, дегенеративно-дистрофических и опухолевых поражениях опорно-двигательного аппарата.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Проверка уровня теоретических знаний студентов - 15 мин.
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом - 45 мин.
Обсуждение результатов самостоятельной работы - 25 мин.
Общие выводы по текущей теме - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, кабинеты лучевой диагностики.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Рентгеновские синдромы - изменение положения, формы и величины костей; изменение костной структуры; изменение контуров кости; изменения рентгеновской суставной щели.
Рентгеновская семиотика при травматических поражениях костей и суставов.
Особенности переломов и вывихов в детском возрасте.
Рентгеновская семиотика при воспалительных заболеваниях опорно-двигательного аппарата.Острый гематогенный остеомиелит у детей.
Рентгеновская семиотика при дегенеративно-дистрофических заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
Рентгеновская семиотика при доброкачественных и злокачественных опухолях костей.Опухоли костей у детей.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000. - С. 433-469.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М.: Медицина, 1993. - С. 359 - 388.
Линденбратен Л.Д., Наумов Л.Б. Медицинская рентгенология. М. Медицина, 1984. - С. 275 - 306.
Клиническая рентгенорадиология. Руководство в 5 томах под ред. Г.А. Задгенидзе. - М.: Медицина, 1984.
Методические разработки к практическим занятиям по рентгенологии для студентов III курса. Гродно, 1981.
Методическая разработка для практических занятий по медицинской радиологии. Гродно, 1990.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №6
ТЕМА: Комплексное лучевое исследование при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать возможности методов лучевой диагностики при исследовании опорно-двигательного аппарата, показания к назначению каждого метода, противопоказания к применению; уметь обосновать назначение каждого метода исследования.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Проверка исходного уровня теоретических знаний студентов - 15 мин.
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом - 45 мин.
Обсуждение результатов самостоятельной работы - 25 мин.
Общие выводы по текущей теме - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, кабинеты лучевой диагностики.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Комплексная лучевая диагностика травматических поражений ОДА.
Комплексная лучевая диагностика при воспалительных процессах в костях и суставах.
Комплексная лучевая диагностика при опухолях ОДА.
Комплексная лучевая диагностика дегенеративно-дистрофических поражений.
Особенности лучевого обследования у детей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
1. Самостоятельно выписать направление в кабинет лучевой диагностики, с учетом конкретного заболевания.
2. Оформить протокол лучевого исследования.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000. - С. 433-469.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М.: Медицина, 1993. С. 363 - 388.
Линденбратен Л.Д., Лясс Ф.М. Медицинская радиология. - М.: Медицина, 1979. - С. 203-218.
Линденбратен Л.Д., Наумов Л.Б. Медицинская рентгенология. М. Медицина, 1984. С. 279 - 294.
Клиническая рентгенорадиология. Руководство в 5 томах под ред. Г.А. Задгенидзе. - М.: Медицина, 1984.
Методические разработки к практическим занятиям по рентгенологии для студентов III курса. Гродно, 1981.
Методическая разработка для практических занятий по медицинской радиологии. Гродно, 1990.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №7
ТЕМА: Методы лучевой диагностики, применяемые в пульмонологии
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать возможности рентгеновских, радионуклидного, ультразвукового и термографического методов лучевой диагностики при определении патологии со стороны органов дыхания.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Проверка уровня теоретических знаний студентов - 15 мин.
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом - 45 мин.
Обсуждение результатов самостоятельной работы - 25 мин.
Общие выводы по текущей теме - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, кабинеты лучевой диагностики.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Рентгенография - возможности, показания, противопоказания к назначению метода.
Рентгеновская компьютерная томография - возможности, показания, противопоказания к назначению метода.
Ангиопульмонография - возможности, показания, противопоказания к назначению метода.
Пульмоносцинтиграфия - возможности, показания, противопоказания к назначению метода.
Сонография - возможности, показания, противопоказания к назначению метода.
Термография - возможности, показания, противопоказания к назначению метода.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000. - С.170-184.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М. Медицина, 1993. - С. 137-151.
Линденбратен Л.Д., Наумов Л.Б. Медицинская рентгенология. М. Медицина, 1984. - С. 73-83.
Клиническая рентгенорадиология. Руководство в 5 томах под ред. Г.А. Задгенидзе. - М. Медицина, 1984.
Методические разработки к практическим занятиям по рентгенологии для студентов III курса. Гродно, 1981.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №8
ТЕМА: Основные рентгенологические синдромы патологии органов дыхания.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать основные рентгеновские симптомы и синдромы, встречающиеся при патологии органов дыхания.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Проверка уровня теоретических знаний студентов -15 мин.
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом - 45 мин.
Обсуждение результатов самостоятельной работы - 25 мин.
Общие выводы по текущей теме - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, кабинеты лучевой диагностики.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Методика анализа корней, легочного рисунка, синусов, средостения, ребер и куполов диафрагмы на рентгенограмме.
Методика анализа просветления и затемнения в легких.
Синдром очаговой тени.
Синдром шаровидной тени.
Синдром ограниченного и распространенного затемнения.
Синдром диссеминации.
Синдром кольцевидной тени.
Патология корней.
Просветление в легочном поле.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
1. Самостоятельно опознать на рентгенограмме патологические изменения в легких и оформить это в виде протокола исследования.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000. - С. 184-198.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М.: Медицина, 1993. - С. 151-163.
Линденбратен Л.Д., Наумов Л.Б. Медицинская рентгенология. М. Медицина, 1984. - С. 83-141.
Клиническая рентгенорадиология. Руководство в 5 томах под ред. Г.А. Задгенидзе. - М.: Медицина, 1984.
Методические разработки к практическим занятиям по рентгенологии для студентов III курса. Гродно, 1981.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №9
ТЕМА: Лучевые признаки повреждений и основных заболеваний органов дыхания и средостения
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать лучевые признаки основных повреждений и заболеваний органов дыхания и средостения; уметь определить на рентгенограмме острую патологию легких.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Проверка уровня теоретических знаний студентов - 15 мин.
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом - 45 мин.
Обсуждение результатов самостоятельной работы - 25 мин.
Общие выводы по текущей теме - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, кабинеты лучевой диагностики.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Основные рентгенологические симптомы и синдромы при воспалительных заболеваниях легких. Особенности рентгеновского проявления пневмонии в детском возрасте.
Центральный и периферический рак легкого.
Гидроторакс.
Пневмоторакс.
Заболевания средостения.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
1. Самостоятельно определить на рентгенограммах и оформить в виде протокола исследования такую острую потологию легких, как пневмоторакс, пневмонию, гидроторакс.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000. - С. 198-231.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М. Медицина, 1993. - С. 163-171, 177-182.
Линденбратен Л.Д., Наумов Л.Б. Медицинская рентгенология. М. Медицина, 1984. - С. 123-127, 148-153.
Клиническая рентгенорадиология. Руководство в 5 томах под ред. Г.А. Задгенидзе. - М. Медицина, 1984.
Методические разработки к практическим занятиям по рентгенологии для студентов III курса. Гродно, 1981.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №10
ТЕМА: Внутрисиндромная дифференциальная лучевая диагностика при поражении органов дыхания
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать возможности и показания к назначению рентгеновских, радионуклидных и сонографического методов лучевой диагностики, ситуацию при которой они будут назначаться, выбрать оптимальные методы.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Проверка уровня теоретических знаний студентов - 15 мин.
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом - 45 мин.
Обсуждение результатов самостоятельной работы - 25 мин.
Общие выводы по текущей теме - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, кабинеты лучевой диагностики.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Диагностический алгоритм при кровохаркании и кровотечении.
Диагностический алгоритм при острой одышке и боли в груди.
Диагностический алгоритм при шаровидном образовании в легком.
Диагностический алгоритм при объемном образовании в средостении.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
1. Самостоятельно оформить направление в кабинет лучевой диагностики с учетом показаний при каждом конкретном заболевании легких.
2. С помощью лучевого диагноста или с помощью протокола лучевого исследования правильно оценить морфологические изменения в легких.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000. - С.124-135.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М. Медицина, 1993. - С. 147-151, 182-188.
Линденбратен Л.Д., Лясс Ф.М. Медицинская радиология. - М. Медицина, 1979. - С. 87-116.
Клиническая рентгенорадиология. Руководство в 5 томах под ред. Г.А. Задгенидзе. - М. Медицина, 1984.
Клиническая ультразвуковая диагностика. Руководство для врачей в 2 т. под ред. Н.М. Мухарлямова. - М.: Медицина, 1987.
Методическая разработка для практических занятий по медицинской радиологии. Гродно, 1990.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №11
ТЕМА: Рентгенологическое исследование сердца и сосудов.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать методы рентгенологического исследования сердца (рентге-носкопия, рентгенография и вентрикулография); центральных и периферических сосудов (рентгенография, ангиография); методики рентгеноэндоваскулярных вмешательств.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Проверка уровня теоретических знаний студентов - 15 мин.
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом - 45 мин.
Обсуждение результатов самостоятельной работы - 25 мин.
Общие выводы по текущей теме - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, кабинеты лучевой диагностики.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Рентгеновская анатомия и физиология сердца и крупных сосудов у взрослых и детей.
Методы рентгеновского исследования сердца (стандартные исследования; контрастные исследования - вентрикулография). Показания и противопоказания.
Методы рентгеновского исследования сосудов (рентгенография; контрастное исследование - ангиография). Возможности, показания и противопоказания.
Рентгеноэндоваскулярные методики исследования с проведение лечебных мероприятий.
Общая рентгеновская семиотика заболеваний сердечно-сосудистой системы (митральный, аортальный пороки; поражение миокарда; поражение перикарда; атеросклероз аорты и крупных сосудов; варикозное расширение вен нижних конечностей).
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
1. Оформить направление к лучевому диагносту и осуществить подготовку больного к рентгеновскому исследованию.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000. - С. 231-274.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М. Медицина, 1993. - С. 188-193, 194-198, 203-208, 211-223.
Линденбратен Л.Д., Наумов Л.Б. Медицинская рентгенология. М. Медицина, 1984. - С. 170-209.
Клиническая рентгенорадиология. Руководство в 5 томах под ред. Г.А. Задгенидзе. - М. Медицина, 1984.
Методические разработки к практическим занятиям по рентгенологии для студентов III курса. Гродно, 1981.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №12
ТЕМА: Ультразвуковое исследование сердца и сосудов.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать методы ультразвукового исследования, применяемые для диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы; общую сонографическую семиотику наиболее часто встречающиеся заболеваний.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Проверка уровня теоретических знаний студентов - 15 мин.
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом - 45 мин.
Обсуждение результатов самостоятельной работы - 25 мин.
Общие выводы по текущей теме - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, кабинеты лучевой диагностики.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Ультразвуковая анатомия и физиология сердца и крупных сосудов у взрослых и детей.
Методы ультразвукового исследования сердца и сосудов (стандартная методика исследования). Возможности, показания и противопоказания.
Контрастная эхокардиография. Возможности, показания и противопоказания.
Методы допплерографического исследования сердца и сосудов. Возможности, показания и противопоказания.
Общая ультразвуковая семиотика заболеваний сердечно-сосудистой системы (митральные и аортальные пороки; поражение миокарда; поражение перикарда; сужение просвета центральных и периферических сосудов).
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000. - С. 231-274.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М. Медицина, 1993. - С. 193-194, 198-200, 208-224.
Клиническая ультразвуковая диагностика. Руководство для врачей в 2 т. под ред. Н.М. Мухарлямова. - М. Медицина, 1987.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №13
ТЕМА: Радионуклидные и комплексные лучевые исследования сердца и сосудов.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать методики радионуклидного исследования полостей сердца, миокарда, крупных и периферических сосудов; выбрать оптимальные методы лучевого исследования сердца и крупных сосудов при различной патологии; определить показания и противопоказания к назначению методов, обосновать их назначение.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Проверка уровня теоретических знаний студентов - 15 мин.
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом - 45 мин.
Обсуждение результатов самостоятельной работы - 25 мин.
Общие выводы по текущей теме - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, кабинеты лучевой диагностики.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Радионуклидная анатомия и физиология сердца и крупных сосудов.
Методы радионуклидного исследования сердца (равновесная вентрикулография, сцинтиграфия миокарда). Возможности, показания и противопоказания.
Методы радионуклидного исследования сосудов (ангиосцинтиграфия). Возможности, показания и противопоказания.
Общая радионуклидная семиотика заболеваний сердечно-сосудистой системы (сердечные пороки, нарушение гемодинамики в малом круге кровообращения, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда).
Диагностический алгоритм при поражениях сердца и сосудов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
1. При консультации лучевого диагноста или с помощью протокола лучевого исследования правильно оценить морфологические и функциональные изменения при наиболее частых заболеваниях сердца.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000. - С. 231-274.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М. Медицина, 1993. - С. 200-203, 208-211, 224-228.
Линденбратен Л.Д., Лясс Ф.М. Медицинская радиология. - М. Медицина, 1979. - С. 93-107.
Клиническая рентгенорадиология. Руководство в 5 томах под ред. Г.А. Задгенидзе. - М. Медицина, 1984.
Методическая разработка для практических занятий по медицинской радиологии. Гродно, 1990.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №14
ТЕМА: Рентгенологические исследования органов пищеварения.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать рентгеновскую анатомию и физиологию желудочно-кишечного тракта, гепатобилиардной системы и поджелудочной железы; рентгеновские методы диагностики заболеваний кишечной трубки, печени, желчевыводящих путей, поджелудочной железы.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Проверка уровня теоретических знаний студентов - 15 мин.
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом - 45 мин.
Обсуждение результатов самостоятельной работы - 25 мин.
Общие выводы по текущей теме - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, кабинеты лучевой диагностики.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Рентгеновская анатомия и физиология желудочно-кишечного тракта.
Методы рентгеновского исследования желудочно-кишечного тракта (рентгеноскопия, рентгенография). Возможности, показания и противопоказания.
Рентгенконтрастные вещества, применяемые в исследовании кишечной трубки и желчевыводящих путей; способы их введения; подготовка больных.
Общая рентгеновская и РКТ семиотика заболеваний пищеварительной системы (язвы, полипы, рак, кардиоспазм, дивертикулы, воспалительные процессы кишечной трубки; камни желчного пузыря и желчевыводящих путей; кисты и опухоли печени и поджелудочной железы; острый панкреатит; острая кишечная непроходимость; прободная язва кишечной трубки).
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
1. Оформить направление к лучевому диагносту.
2. Распознать на рентгенограммах признаки прободной язвы, острой кишечной непроходимости.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000. - С. 274-349.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М. Медицина, 1993. - С. 228-254, 262-265, 279-281.
Линденбратен Л.Д., Наумов Л.Б. Медицинская рентгенология. М. Медицина, 1984. - С. 214-240.
Клиническая рентгенорадиология. Руководство в 5 томах под ред. Г.А. Задгенидзе. - М. Медицина, 1984.
Методические разработки к практическим занятиям по рентгенологии для студентов III курса. Гродно, 1981.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №15
ТЕМА: Ультразвуковое исследование органов пищеварения.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать методы ультразвукового исследования желудочно-кишечного тракта; определить показания и противопоказания к их назначению; знать методы подготовки больных при ультразвуковом исследовании органов ЖКТ.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Проверка уровня теоретических знаний студентов - 15 мин.
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом - 45 мин.
Обсуждение результатов самостоятельной работы - 25 мин.
Общие выводы по текущей теме - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, кабинеты лучевой диагностики.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Ультразвуковая анатомия и физиология желудочно-кишечного тракта, гепатобилиарной системы, поджелудочной железы.
Методы ультразвукового исследования желудочно-кишечного тракта. Возможности, показания и противопоказания.
Методы ультразвукового исследования гепатобилиарной системы. Возможности, показания и противопоказания.
Методы ультразвукового исследования поджелудочной железы. Возможности, показания и противопоказания.
Общая ультразвуковая семиотика заболеваний пищеварительной системы (острый хронический панкреатит; желчекаменная болезнь; опухоли и кисты печени и поджелудочной железы).
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
1. Распознать на сонограммах очаговые поражения печени, желчекаменную болезнь.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000. - С. 274-349.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М. Медицина, 1993. - С. 262-265, 271-284.
Клиническая ультразвуковая диагностика. Руководство для врачей в 2 т. под ред. Н.М. Мухарлямова. - М. Медицина, 1987.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №16
ТЕМА: Радионуклидные и комплексные лучевые исследования органов пищеварения.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать радионуклидные методы лучевой диагностики, применяемой при заболевании органов ЖКТ; определить показания и противопоказания к их назначению; уметь выбрать оптимальные методы лучевой диагностики при каждом виде заболевания ЖКТ.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Проверка уровня теоретических знаний студентов - 15 мин.
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом - 45 мин.
Обсуждение результатов самостоятельной работы - 25 мин.
Общие выводы по текущей теме - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, кабинеты лучевой диагностики.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Радионуклидная анатомия и физиология желудочно-кишечного тракта, гепатобилиарной системы, поджелудочной железы.
Методы радионуклидного исследования желудочно-кишечного тракта (статическая и динамическая сцинтиграфия). Возможности, показания и противопоказания.
Методы радионуклидного исследования гепатобилиарной системы (динамическая и статическая сцинтиграфия). Возможности, показания и противопоказания.
Методы радионуклидного исследования поджелудочной железы (сцинтиграфия).
Общая радионуклидная семиотика заболеваний пищеварительной системы (функциональные нарушения печени; кисты и опухоли печени).
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
1. При консультации лучевого диагноста или с помощью протокола лучевого исследования правильно оценить морфологические и функциональные изменения при наиболее частых заболеваниях ЖКТ.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000. - С. 274-349.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М. Медицина, 1993. - С. 268-271, 284-288.
Линденбратен Л.Д., Лясс Ф.М. Медицинская радиология. - М. Медицина, 1979. - С. 144-153.
Клиническая рентгенорадиология. Руководство в 5 томах под ред. Г.А. Задгенидзе. - М. Медицина, 1984.
Методическая разработка для практических занятий по медицинской радиологии. Гродно, 1990.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №17
ТЕМА: Комплексные лучевые исследования в эндокринологии.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать лучевую анатомию и физиологию желез внутренней секреции; методы лучевой диагностики и их заболеваний; уметь определить показания и противопоказания к назначению каждого метода.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Проверка уровня теоретических знаний студентов - 15 мин.
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом - 45 мин.
Обсуждение результатов самостоятельной работы - 25 мин.
Общие выводы по текущей теме - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, кабинеты лучевой диагностики.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Лучевая анатомия и физиология желез внутренней секреции.
Ультразвуковое исследование надпочечников, щитовидной и паращитовидных желез. Возможности. показания и противопоказания.
Методы радионуклидного исследования надпочечников, щитовидной и паращитовидных желез. Возможности. показания и противопоказания.
Общая семиотика заболеваний надпочечников, щитовидной и паращитовидных желез (опухоли, различные виды зоба, тиреоидиты).
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
На основании анамнеза и клинической картины болезни определить показания и противопоказания к лучевому обследованию.
Оформить направление к лучевому диагносту и осуществить подготовку больного к лучевому исследованию или лечению.
Совестно с врачом - лучевым диагностом наметить объем и последовательность лучевых исследований (рентгенологическое, УЗИ, радионуклидное и т.д.).
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000. - С. 469-482.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М. Медицина, 1993. - С. 388-398.
Линденбратен Л.Д., Лясс Ф.М. Медицинская радиология. - М. Медицина, 1979. - С. 156-184.
Клиническая ультразвуковая диагностика. Руководство для врачей в 2 т. под ред. Н.М. Мухарлямова. - М. Медицина, 1987.
Методическая разработка для практических занятий по медицинской радиологии. Гродно, 1990.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №18
ТЕМА: Комплексные лучевые исследования в неврологии.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать лучевую анатомию и физиологию гипофиза, головного и спинного мозга; методы лучевой диагностики, применяемых при их заболеваниях; показания и противопоказания при их назначении; уметь выбрать оптимальные методики исследования.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Проверка уровня теоретических знаний студентов - 15 мин.
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом - 45 мин.
Обсуждение результатов самостоятельной работы - 25 мин.
Общие выводы по текущей теме - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, кабинеты лучевой диагностики.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Лучевая анатомия и физиология гипофиза, головного и спинного мозга.
Методы рентгеновского исследования гипофиза, головного и спинного мозга. Возможности. показания и противопоказания.
Методы ультразвукового исследования головного мозга. Возможности, показания и противопоказания.
Методы радионуклидного исследования гипофиза, головного и спинного мозга. Возможности, показания и противопоказания.
Методы магнитно-резонансного исследования гипофиза, головного и спинного мозга. Возможности, показания и противопоказания.
Общая семиотика заболеваний гипофиза, головного и спинного мозга.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
1. При консультации лучевого диагноста или с помощью протокола лучевого исследования правильно оценить морфологические и функциональные изменения при наиболее частых заболеваниях органов эндокринной системы.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000. - С. 385-425.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М. Медицина, 1993. - С. 342-344, 398-399.
Клиническая рентгенорадиология. Руководство в 5 томах под ред. Г.А. Задгенидзе. - М. Медицина, 1984.
Методическая разработка для практических занятий по медицинской радиологии. Гродно, 1990.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №19
ТЕМА: Рентгенологические исследования в урологии и нефрологии.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать рентгеновскую анатомию почек и мочевыводящих путей; рентгеновские методы, применяемые в диагностике заболеваний МВС; определить показания и противопоказания к назначению каждого метода.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Проверка уровня теоретических знаний студентов - 15 мин.
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом - 45 мин.
Обсуждение результатов самостоятельной работы - 25 мин.
Общие выводы по текущей теме - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, кабинеты лучевой диагностики.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Рентгеновская анатомия и физиология мочевыделительной системы у детей и взрослых.
Методы рентгеновского исследования мочевыделительной системы (обзорная, экскреторная, ретроградная, антеградная пиелография). Возможности, показания и противопоказания.
Рентгеновская компьютерная томография МВС. Возможности, показания и противопоказания.
Контрастные вещества, способы их введения, побочные действия, профилактика и лечение осложнений.
Общая рентгеновская семиотика заболеваний мочевыделительной системы (камни, нефроптоз, дистопия почек, гидронефроз, опухоли).
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
На основании анамнеза и клинической картины болезни определить показания и противопоказания к лучевому обследованию.
Оформить направление к лучевому диагносту и осуществить подготовку больного к лучевому исследованию или лечению.
Совместно с врачом - лучевым диагностом наметить объем и последовательность лучевых исследований (рентгенологическое, УЗИ, радионуклидное и т.д.)
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000. - С. 349-385.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М. Медицина, 1993. - С. 290-296.
Клиническая рентгенорадиология. Руководство в 5 томах под ред. Г.А. Задгенидзе. - М. Медицина, 1984.
Методические разработки к практическим занятиям по рентгенологии для студентов III курса. Гродно, 1981.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №20
ТЕМА: Комплексные лучевые исследования в урологии и нефрологии.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать методы ультразвукового и радионуклидного исследования; показания и противопоказания к назначению каждого метода; уметь выбрать оптимальные методы исследования при различной патологии МВС.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Проверка уровня теоретических знаний студентов - 15 мин.
Самостоятельная работа студентов с учебным материалом - 45 мин.
Обсуждение результатов самостоятельной работы - 25 мин.
Общие выводы по текущей теме - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, кабинеты лучевой диагностики.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Методы ультразвукового исследования мочевыделительной системы. Возможности, показания и противопоказания.
Общая ультразвуковая семиотика заболеваний мочевыделительной системы (камни, гидронефроз, кисты и опухоли почек).
Методы радионуклидного исследования мочевыделительной системы (статическая и динамическая сцинтиграфия, ренорадиография).
Общая радионуклидная семиотика заболеваний мочевыделительной системы (нарушение функций почек, кисты и опухоли почек).
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
1. При консультации лучевого диагноста или с помощью протокола лучевого исследования правильно оценить морфологические и функциональные изменения при наиболее частных заболеваниях почек.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000. - С. 349-385.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М. Медицина, 1993. - С. 288-290, 298-308.
Линденбратен Л.Д., Лясс Ф.М. Медицинская радиология. - М. Медицина, 1979. - С. 187-201.
Клиническая рентгенорадиология. Руководство в 5 томах под ред. Г.А. Задгенидзе. - М. Медицина, 1984.
Клиническая ультразвуковая диагностика. Руководство для врачей в 2 т. под ред. Н.М. Мухарлямова. - М. Медицина, 1987.
Методическая разработка для практических занятий по медицинской радиологии. Гродно, 1990.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №21
ТЕМА: Работа в кабинетах лучевой диагностики. Клинический разбор больных.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать лучевую анатомию и физиологию органов человека; организацию работы кабинетов лучевой диагностики в стационаре и поликлинике; основные симптомы и синдромы лучевой диагностики и уметь их определять с помощью средств визуализации.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Участие студентов в работе кабинетов лучевой диагностики - 40 мин.
Анализ диагностических изображений с преподавателем - 45 мин.
Обсуждение результатов проведенной работы - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, кабинеты лучевой диагностики.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Знание лучевой анатомии и физиологии исследуемых систем и органов человека.
Умение назначать методы лучевой диагностики в соответствии с основными показаниями и противопоказаниями к исследованию.
Знание основных симптомов и синдромов в лучевой диагностике и умение их диагностировать с помощью клинических изображений.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
Уметь определить основную острую хирургическую и терапевтическую патологии с помощью средств визуализации.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М. Медицина, 1993. - С. 20-23, 30-50.
Линденбратен Л.Д., Лясс Ф.М. Медицинская радиология. - М. Медицина, 1979. - С. 23-55.
Линденбратен Л.Д., Наумов Л.Б. Медицинская рентгенология. М. Медицина, 1984. - С. 10-50.
Клиническая рентгенорадиология. Руководство в 5 томах под ред. Г.А. Задгенидзе. - М. Медицина, 1984.
Клиническая ультразвуковая диагностика. Руководство для врачей в 2 т. под ред. Н.М. Мухарлямова. - М. Медицина, 1987.
Методические разработки к практическим занятиям по рентгенологии для студентов III курса. Гродно, 1981.
Методическая разработка для практических занятий по медицинской радиологии. Гродно, 1990.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №22
ТЕМА: Принципы и биологические основы лучевой терапии.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать основные виды ионизирующего излучения, процессы взаимодействия ионизирующего излучения с веществом, биологическое его действие на клеточные структуры.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Проверка уровня теоретических знаний студентов - 15 мин.
Обсуждение темы занятия - 30 мин.
Ознакомление с организацией работы в радиологическом отделении - 40 мин.
Общие выводы по текущей теме - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, радиологическое отделение, кабинеты лучевой терапии.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Физические характеристики ионизирующего излучения. Понятия энергии и линейной передачи энергии ионизирующего излучения.
Процессы взаимодействия и элементарных частиц с веществом.
Понятие дозы. Клиническая дозиметрия.
Биологическое действие ионизирующего излучения.
Понятие радиочувствительности и радиотерапевтического интервала.
Способы модификации радиотерапевтического интервала.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000. - С. 28-39.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М. Медицина, 1993. - С. 8-30.
Линденбратен Л.Д., Лясс Ф.М. Медицинская радиология. - М. Медицина, 1979. - С. 226-241, 284-301.
Клиническая рентгенорадиология. Руководство в 5 томах под ред. Г.А. Задгенидзе. - М. Медицина, 1984.
Методическая разработка для практических занятий по медицинской радиологии. Гродно, 1990.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №23
ТЕМА: Планирование лучевой терапии. Подготовка пациентов к лучевой терапии.
^
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать вопросы планирования и подготовки пациентов к лучевой терапии; определить показания и противопоказания к их назначению. психологическую подготовку к лучевой терапии.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Проверка уровня теоретических знаний студентов - 15 мин.
Обсуждение темы занятия - 30 мин.
Ознакомление с организацией работы в радиологическом отделении - 40 мин.
Общие выводы по текущей теме - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, радиологическое отделение, кабинеты лучевой терапии.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Классификация методов лучевой терапии.
Показания и противопоказания к проведению лучевой терапии. Особенности проведения лучевой терапии у детей.
Подготовка больного к лучевой терапии. Индивидуальная топографо-анатомическая карта.
Способы подведения дозы. Понятия толерантности, кумулятивного радиационного эффекта, номинальной стандартной дозы, фактора “время, доза, фракционирование”.
Понятия поля облучения, дозного поля, изодозной кривой, РИО, РИК.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
На основании анамнеза и клинической картины болезни определить показания и противопоказания к лучевому лечению.
Оформить направление к лучевому терапевту.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000. - С.633-639, 647-653.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М. Медицина, 1993. - С. 505-520.
Линденбратен Л.Д., Лясс Ф.М. Медицинская радиология. - М. Медицина, 1979. - С. 305-324.
Клиническая рентгенорадиология. Руководство в 5 томах под ред. Г.А. Задгенидзе. - М. Медицина, 1984.
Методическая разработка для практических занятий по медицинской радиологии. Гродно, 1990.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №24
ТЕМА: Методы лучевой терапии.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать методы дистанционной, короткофокусной и контактной лучевой терапии; уметь определить показания и противопоказания к каждому методу; принципы работы технических устройств.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Проверка уровня теоретических знаний студентов - 15 мин.
Обсуждение темы занятия - 30 мин.
Ознакомление с организацией работы в радиологическом отделении 40 мин.
Общие выводы по текущей теме - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, радиологическое отделение, кабинеты лучевой терапии.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Источники ионизирующего излучения в лучевой терапии.
Дистанционный метод лучевой терапии. Технические устройства и варианты дистанционной лучевой терапии. Показания.
Короткофокусный метод лучевой терапии. Техническое устройство близкофокусной лучевой терапии. Показания.
Контактные методы лучевой терапии. Технические устройства и варианты контактной лучевой терапии. Показания.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
Совместно с врачом - лучевым терапевтом провести выбор метода лучевой терапии и составить план курса лечения.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000. - С. 639-647.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М. Медицина, 1993. - С. 520-527.
Линденбратен Л.Д., Лясс Ф.М. Медицинская радиология. - М. Медицина, 1979. - С. 543-581.
Клиническая рентгенорадиология. Руководство в 5 томах под ред. Г.А. Задгенидзе. - М. Медицина, 1984.
Методическая разработка для практических занятий по медицинской радиологии. Гродно, 1990.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №25
ТЕМА: Лучевые поражения при лучевой терапии. Особенности проявления лучевых поражений у детей.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать осложнения, возникающие при проведении курса лучевой терапии; возможные отдаленные последствия; способы их профилактики и принципы лечения.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Проверка уровня теоретических знаний студентов - 15 мин.
Обсуждение темы занятия - 30 мин.
Демонстрация слайдов - 40 мин.
Общие выводы по текущей теме - 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната, радиологическое отделение, кабинеты лучевой терапии.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Классификация лучевых реакций и повреждений.
Этиология и патогенез лучевых реакций и повреждений.
Клиническая картина лучевых реакций и повреждений.
Особенности проявлений лучевых поражений у детей.
Основные принципы лечения лучевых реакций и повреждений.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000. - С653-656.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М. Медицина, 1993. - С. 533-536.
Линденбратен Л.Д., Лясс Ф.М. Медицинская радиология. - М. Медицина, 1979. - С. 324-332.
Клиническая рентгенорадиология. Руководство в 5 томах под ред. Г.А. Задгенидзе. - М. Медицина, 1984.
Методическая разработка для практических занятий по медицинской радиологии. Гродно, 1990.
Лекционный материал.
ЗАНЯТИЕ №26
ТЕМА: Дифференцированный зачет.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Выявление и оценка уровня подготовки студента по теории лучевой диагностики и лучевой терапии; определение степени их практической подготовки.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тестовый контроль теоретических знаний студентов по перечню вопросов к зачетному занятию - 40 мин.
Контроль практических навыков студентов (самостоятельная оценка студентом результатов одного из лучевых методов диагностики) - 40 мин.
Итоговая оценка знаний студента преподавателем - 10 мин.
Место проведения занятия: учебная комната.
Продолжительность занятия: 2 часа.
ТРЕБУЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Знание анатомии и физиологии исследуемых систем и органов человека.
Знание принципов визуализации исследуемых органов с помощью различных типов физических излучений.
Умение назначать методы лучевой диагностики в соответствии с основными показаниями и противопоказаниями к исследованию.
Знание основных симптомов и синдромов в лучевой диагностике и умение их диагностировать с помощью клинических изображений.
Знание принципов и основных понятий лучевой терапии.
Знание подготовки пациента к лучевой терапии и умение диагностировать лучевые реакции и повреждения и назначать лечение.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 2000.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология. - М. Медицина, 1993.
Линденбратен Л.Д., Наумов Л.Б. Медицинская рентгенология. М. Медицина, 1984.
Линденбратен Л.Д., Лясс Ф.М. Медицинская радиология. - М. Медицина, 1979.
Клиническая рентгенорадиология. Руководство в 5 томах под ред. Г.А. Задгенидзе. - М. Медицина, 1984.
Клиническая ультразвуковая диагностика. Руководство для врачей в 2 т. под ред. Н.М. Мухарлямова. - М. Медицина, 1987.
Методические разработки к практическим занятиям по рентгенологии для студентов III курса. Гродно, 1981.
Методическая разработка для практических занятий по медицинской радиологии. Гродно, 1990.
Лекционный материал.
ВОПРОСЫ
К ЗАЧЕТНОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКЕ И ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ
Основные методы рентгенологического исследования.Особенности проведения рентгеновских исследований у детей.
Частные методы рентгенологического исследования ( продольная томография, флюорография, дигитальная рентгенография).
Специальные методы рентгенологического исследования. Виды рентгенконтрастных веществ и способы искусственного контрастирования.
Основные свойства рентгеновских лучей.
Радионуклидные диагностические исследования (радиометрия, клиническая и лабораторная, радиография, динамическая сцинтиграфия, однофотонная и позитронная эмиссионная компьютерная томография). Особенности проведения у детей.
Основные физические свойства ультразвука, используемые в диагностике. Эффект Допплера.
Виды ультразвуковых исследований (показания, диагностические возможности).
Принципы термографического метода исследования (тепловидение).
Физические основы магнитно-резонансной томографии.
Показания, противопоказания, диагностические возможности магнитно-резонансной томографии. Особенности проведения исследований у детей.
Показания к лучевой диагностике повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей.
Роль рентгенологических, радионуклидных, ультразвуковых, магнитно-резонансных, термографических методов при исследовании опорно-двигательной системы.
Порядок анализа рентгенограмм опорно-двигательной системы. Возрастные особенности.
Основные рентгенологические синдромы при повреждениях костей и суставов. Особенности переломов у детей.
Основные рентгенологические синдромы заболеваний костей и суставов.
Последовательность лучевых исследований при острой травме конечности.
Последовательность лучевых исследований при травме позвоночника.
Лучевые исследования при воспалительных заболеваниях костей и суставов.
Лучевые исследования при злокачественных опухолях скелета и мягких тканей.
Лучевые исследования при подозрении на асептический невроз кости.
Рентгенологические признаки деформирующего артроза.
Лучевая семиотика остеохондроза позвоночника.
Методы рентгенологического исследования легких. Диагностический минимум.
Методика анализа рентгенограмм грудной клетки в прямой и боковой проекциях. Особенности рентгенанатомии органов грудной клетки у детей.
Методика анализа теней и просветлений на рентгенограммах легких.
Показания к рентгенографии, рентгеноскопии, флюорографии легких.
Показания к рентгеновской компьютерной томографии грудной клетки.
Важнейшие рентгенологические синдромы болезней легких.
Внутрисиндромная дифференциальная рентгенодиагностика при обширном затемнении легочного поля.
Внутрисиндромная дифференциальная рентгенодиагностика при ограниченном затемнении легочного поля.
Внутрисиндромная дифференциальная рентгенодиагностика при круглой тени в легочном поле.
Внутрисиидромная дифференциальная рентгенодиагностика при очагах и диссеминациях в легких.
Внутрисиндромная дифференциальная рентгенодиагностика при патологических изменениях корней легких.
Внутрисиндромная дифференциальная рентгенодиагностика при патологических изменениях легочного рисунка.
Внутрисиндромная дифференциальная рентгенодиагностика при обширном просветлении легочного поля.
Роль радионуклидных исследований при лучевой диагностике заболеваний легких (ингаляционная и перфузионная сцинтиграфия, позитивная сцинтиграфия.)
Роль компьютерной рентгеновской томографии, магнитно-резонансной томографии, УЗИ при лучевой диагностике заболеваний и повреждений легких. Показания к применению. Клиническое значение.
Методы рентгенологического исследования сердца и крупных кровеносных сосудов (рентгенография, рентгеновская компьютерная томография, ангиокардиография, коронарография, аортография).
Методы исследования периферических кровеносных сосудов (селективная артериография, цифровая субтракционная артериография, флебография).
Лимфография. Способы визуализации лимфатических узлов.
Показания и методы УЗИ сердца и сосудов и их диагностические возможности.
Показания к применению, клиническое значение и основы анализа радионуклидных исследований сердечно-сосудистой системы (радиокардиография, радионуклидная ангиокардиография, миокардиосцин-тиграфия, радионуклидная ангиография, лимфоспинтиграфия).
Показания к применению и клиническое значение термографии при заболеваниях сосудов.
Диагностическая программа лучевого исследования при кардиомегалии, сердечной недостаточности.
Диагностическая программа лучевого исследования при артериальной гипертензии.
Тактика исследования при подозрении на ишемию миокарда.
Методика анализа рентгеноанатомических структур на рентгенограммах органов желудочно-кишечного тракта. Особенности рентгенанатомии у детей.
Показания к УЗИ печени и поджелудочной железы, основы ультразвуковой анатомии, определение жидкости в брюшной полости.
Показания к применению, клиническое значение и основы анализа гепатобилисцинтиграмм, гепатосцинтиграмм.
Диагностические программы лучевого обследования при дисфагии.
Диагностическая программа лучевого исследования при абдоминальной травме.
Диагностическая программа лучевого исследования при острой боли в животе.
Лучевое исследование при острой кишечной непроходимости.
Лучевое исследование при желудочно-кишечном кровотечении.
Лучевое исследование при опухолевидном образовании в животе.
Рентгенологические признаки язвы желудка и 12 перстной кишки.
Рентгенологические признаки опухоли желудочно-кишечного тракта.
Лучевая семиотика острого холецистопанкреатита.
Радионуклидные методы исследования мочевыделительной системы (ренорадиография, динамическая сцинтиграфия, ангионефросцинтиграфия).
УЗИ мочевыделительной системы (принцип, возможности, показания, противопоказания.)
Рентгенологические методы диагностики мочевыделительной системы (обзорная рентгенография, экскреторная урография, прямая пиелография, цистография, уретрография, рентгеновская компьютерная томография).
Лучевая семиотика пиелонефрита, гломерулонефрита, мочекаменной болезни, киоты, опухоли, травмы, аномалии развития почек и мочевого пузыря.
Лучевая анатомия и физиология гипофиза
Лучевая анатомия и физиология щитовидной железы
Лучевая анатомия и физиология надпочечников
Лучевое исследование при клинической картине гипотиреоза.
Лучевое исследование при одиночном узле в щитовидной железе.
Виды ионизирующих излучений, применяемых в радиологической клинике.
Доза, мощность дозы, единицы измерения ионизирующего излучения
Методы лучевой терапии злокачественных опухолей.
Факторы, влияющие на радиочувствительность клетки.
Мероприятия, обеспечивающие защиту здоровых тканей при облучении опухоли.
Принципы лучевой терапии злокачественных новообразований. Особенности проведения лучевой терапии у детей.
Разновидности курса лучевой терапии в зависимости от пели лечения.
Определение понятий: сочетанная, комбинированная , комплексная терапия злокачественных опухолей.
Противопоказания к проведению лучевой терапии
Определение единиц дозы "рад", "грей", "кулон/кг", "рентген", "зиверт", "бэр", единиц радиоактивности " беккерель", "кюри".
Определение понятий:относительная глубинная доза, интегральная доза, изодозная кривая.
Глубина возникновения максимальной дозы при применении гамма-излучения, рентгеновского излучения, тормозного излучения, излучений высоких энергий, быстрых электронов и протонов.
Показания к применению близкофокусной рентгенотерапии
Показания и противопоказания к контактной лучевой терапии.
Аппликационный, внутриполостный и внутритканевой методы облучения больного, общии и отличительные признаки.
Классификация лучевых реакций и повреждений
Нуклиды, наиболее часто применяемые для контактных методов облучения. Открытые и закрытые источники излучения.
Этапы предлучевой подготовки. Психологическая подготовка больных.
Принципы клинической топометрии
Общие принципы ведения больных в радиологической клинике
Принципы радиационной безопасности
Стохастические эффекты при действии низких доз радиации
Категории облучаемых лиц.
Категории пациентов, которым проводится радионуклидная диагностика. Величина ПДД для категорий АД, БД, ВД.
|