|
Скачать 135.36 Kb.
|
![]() Составители: К.Н.Угляница, заведующий кафедрой онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор РЕЦЕНЗЕНТЫ: Кафедра онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет»; Н.Г.Луд, заведующий кафедрой онкологии с курсом факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор ^ Кафедрой онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 05.05.2010 г.); Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 10.06.2010 г.); Секцией по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 3 от 17.06.2010 г.) ^ Подготовка медицинских сестер с высшим образованием осуществляется на базе среднего специального медицинского образования. Приобретенные ранее основы знаний по дисциплине «Онкология и сестринское дело в онкологии» в действующей системе подготовки медицинских сестер с высшим образованием существенно дополняются и совершенствуются. Изучение дисциплины «Онкология и сестринское дело в онкологии» по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело» создает фундаментальную базу для последующего овладения знаниями и умениями в позитивном решении ряда вопросов по демографической безопасности населения страны. Структура программы представлена учебным материалом по общей онкологии и наиболее важными разделами частной онкологии, основные вопросы которых излагаются в лекциях и изучаются на практических занятиях. В процессе преподавания дисциплины изучаются основные положения фундаментальной онкологии, вопросы организации онкологической помощи населению, эпидемиологии и профилактики новообразований, принципы диагностики и лечения основных нозологических форм рака, основы деонтологии в онкологии. Указанная последовательность позволит поэтапно формировать знания, умения и навыки у медицинских сестер с высшим образованием для проведения мероприятий в здравоохранении по профилактике, диагностике и лечению рака, а также по различным аспектам оказания медсестринской помощи, реабилитации и диспансеризации онкологических пациентов. Специфика преподавания дисциплины состоит в том, что основное внимание уделяется овладению знаниями, умениями и навыками по организации сестринского дела в онкологии и уходу за пациентами при диагностике, применении специальных методов лечения и реабилитации, а также симптоматического лечения некурабельных пациентов. Для совершенствования уровня подготовки необходимо знание и понимание ранее изученных теоретических и клинических дисциплин. Изучение дисциплины «Онкология и сестринское дело в онкологии» базируется на знаниях, полученных на кафедрах патологической анатомии, патологической физиологии, фармакологии, клинических кафедрах. Изучение вопросов онкологии и сестринского дела в онкологии требует также знания ряда нормативных документов, регламентирующих деятельность онкологической службы страны. Типовая учебная программа по дисциплине «Онкология и сестринское дело в онкологии» разработана в соответствии с: образовательным стандартом по специальности 1 – 79 01 06 «Сестринское дело» (ОС РБ 1 – 79 01 06 – 2007), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2008 г. № 40; типовым учебным планом по специальности 1 – 79 01 06 «Сестринское дело», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь от 12.02.2008 г. (регистрационный номер № L 79-003/тип.). Цель и задачи учебной дисциплины Цель: формирование у будущих специалистов базовых знаний, умений и практических навыков в области онкологии, необходимых для оказания квалифицированной медсестринской помощи онкологическим пациентам и решения задач по диагностике, лечению и профилактике злокачественных опухолей. Задачи: овладеть базовыми знаниями по общей онкологии: канцерогенез, канцерогены, классификация, биология и закономерности развития опухолей; сформировать знания по эпидемиологии и профилактике новообразований, организации онкологической службы Республики Беларусь и принципам диспансеризации онкологических пациентов; развить умения и навыки по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации больных основными нозологическими формами новообразований; сформировать умения и практические навыки по оказанию квалифицированной медсестринской помощи онкологическим пациентам. ^ � Студент должен знать: основы канцерогенеза, биологии и закономерностей опухолевого роста; структуру и принципы организации онкологической службы Республики Беларусь; эпидемиологию и принципы профилактики рака; основы классификации злокачественных опухолей; принципы диагностики и специального лечения новообразований; принципы организации и методологию ухода за онкопациентами. уметь: выполнять сестринские вмешательства и процедуры, наиболее часто используемые в онкологии; составить план обследования пациента при подозрении на опухоль; интерпретировать данные лабораторных и визуализирующих методов исследования; сформулировать диагноз, определить клиническую группу и тактику лечения онкологического пациента; диагностировать осложнения специального лечения и оказывать помощь при их развитии; проводить симптоматическое лечение больных генерализованными формами онкологической патологии; провести профилактический осмотр здорового человека с целью выявления предраковых заболеваний и ранних форм новообразований; оформить первичную специальную документацию на онкопациентов; проводить лекции и беседы для населения на онкологические темы. ^ � 1. Общая онкология. В данном разделе изучаются современные представления о механизмах канцерогенеза, понятия о биологических особенностях опухолевого роста и закономерностях развития рака, характеристика канцерогенов, эпидемиология и тенденции заболеваемости раком, организация и структура онкологической службы Республики Беларусь, принципы профилактики рака, особенности деонтологии в онкологии, диспансеризация онкологических пациентов, принципы симптоматического лечения онкологических пациентов. Изучаются основы диагностики и специального лечения злокачественных новообразований. ^ Изучаются основы диагностического алгоритма, принципы специального лечения при наиболее часто встречающихся нозологических формах злокачественных новообразований. Предусмотрено изучение методологических принципов оказания медсестринской помощи онкологическим пациентам на этапах диагностики, специального лечения, реабилитации, диспансеризации и проведения симптоматической терапии ^ � Основными методами обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной дисциплины, являются: лекции и практические занятия; коммуникативные методы (собеседования, дискуссии, олимпиады); дистанционные методы (компакт-диски лекций, интернет); научно-исследовательская работа студентов (работа в студенческом научном обществе при кафедре); интерактивное обучение (моделирование и решение проблемных диагностических, лечебных и организационных ситуаций в онкологии). ^ � Самостоятельная работа студентов включает: изучение первичной документации (амбулаторные карты, истории болезни, рентгенограммы, эхограммы, КТ- и МРТ-граммы, результаты функциональных и лабораторных исследований) и курация пациентов; изучение специальной литературы и подготовку рефератов для углубления знаний по некоторым темам дисциплины; участие в научно-исследовательской работе и выступление с докладами на студенческих конференциях. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путем устного опроса, выполнения и защиты рефератов на практических занятиях, компьютерного тестового контроля, оценки уровня овладения практическими навыками, решения ситуационных задач. На изучение дисциплины «Онкология и сестринское дело в онкологии» по специальности 1 – 79 01 06 «Сестринское дело» отведено 100 учебных часов. Из них –56 аудиторных часов, в том числе лекций – 14 часов, практических занятий – 42 часа. Форма текущей аттестации: зачет – 8 семестр. ^
^ 1.Общая онкология 1.1. Основы канцерогенеза. Организация онкологической службы в Республике Беларусь. Эпидемиология и профилактика злокачественных опухолей Основы канцерогенеза. Механизмы возникновения злокачественных новообразований. Биология и формы роста злокачественных опухолей. Закономерности и периоды развития рака. Факультативные и облигатные предраковые заболевания. Понятие о раннем раке. Принципы оценки распространенности опухолевого процесса по стадиям и системе ТNM. Организация медицинской помощи онкологическим пациентам в Республике Беларусь. Структура онкологической службы страны. Онкологический диспансер, онкологический кабинет. Принципы диспансеризации онкологических пациентов. Учетная документация, правила ее заполнения и ведения. Клинические группы онкологических пациентов. Основы деонтологии в онкологической практике. Тактика и взаимоотношения врача и среднего медицинского персонала с различными категориями онкологических пациентов. Информация родственников. Правила поведения студентов в онкологической клинике. Эпидемиология злокачественных новообразований. Современные тенденции динамики и структуры заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований в мире. Особенности распространения злокачественных опухолей на территории республики. Понятие о демографическом и эпидемиологическом переходах. Профилактика злокачественных новообразований. Понятие о канцерогенах. Химические, физические и биологические канцерогены. Механизм их действия. Влияние пола и возраста, условий жизни и вредных привычек на развитие рака. Понятие о первичной, вторичной и третичной профилактике рака. Выявление рака в доклиническом периоде. Методы скрининга. Значение профилактических осмотров в раннем распознавании рака. Формирование групп повышенного онкологического риска. Социально-гигиенические и индивидуальные меры профилактики рака. Борьба с курением. Гигиена питания. Понятие о наследственной предрасположенности к раку. Противораковая пропаганда. Методология и деонтологические особенности чтения лекций для населения на онкологические темы. ^ Доклинический и клинический периоды развития опухоли. Патогенез и динамика развития симптомов злокачественных новообразований. Понятие о клинических феноменах. Понятие о диагностическом алгоритме в онкологии. Особенности физикального обследования при подозрении на злокачественную опухоль. Показания и методологические основы способов визуализации в онкологии. Эндоскопические, рентгенологические и ультразвуковые методы выявления опухолей. Компьютерная томография. Ядерно-магнитная резонансная томография. Радионуклидная диагностика. Лабораторные исследования. Способы верификации диагноза. Понятие о стандартах обследования и порядок их использования. ^ Классификация методов специального лечения. Понятие о комбинированном, комплексном и многокомпонентном лечении пациентов. Хирургическое лечение злокачественных новообразований. Классификация оперативных вмешательств: радикальные, паллиативные и симптоматические. Особенности операций в онкологии. Понятие об абластике и антибластике. Принципы подготовки пациентов к плановым и экстренным оперативным вмешательствам. Особенности послеоперационного ухода и методы профилактики осложнений хирургического лечения. Лучевая терапия злокачественных опухолей. Характеристика ионизирующих излучений и биологические основы лучевой терапии злокачественных новообразований. Основные способы (статический, подвижный), методы (наружный, внутриполостной, внутритканевой) и дозовые режимы лучевой терапии. Радиочувствительность опухолей. Методы повышения эффективности лучевой терапии, понятие о радиомодификации. Ранние и поздние лучевые повреждения нормальных тканей, их профилактика и лечение. Принципы применения интервенционной радиологии в онкологической практике. Особенности ухода за пациентами при проведении лучевой терапии. Химиотерапия злокачественных новообразований. Классификация, механизм действия противоопухолевых препаратов. Общие принципы назначения и способы применения химиотерапевтических препаратов. Понятие о таргетной терапии. Адъювантная и неоадъювантная химиотерапия. Понятие о высокодозной химиотерапии и трансплантации стволовых клеток. Побочные эффекты и осложнения химиотерапии, классификация, клиника, профилактика и лечение. Особенности ухода за пациентами при проведении химиотерапии. Эндокринная и иммунная терапия злокачественных новообразований. Понятие о рецепторной теории действия гормонов. Гормонозависимые опухоли. Виды гормональных терапевтических воздействий (аддитивное, аблативное, антагонистическое). Показания к применению гормонов. Осложнения эндокринной терапии. Диагностика, лечение, профилактика. Понятие о противоопухолевом иммунитете. Показания и методы иммунотерапии в онкологии. Цитокины. Модификаторы биологических реакций. Паллиативная медицина. Понятие о качестве жизни пациентов. Организационные, медицинские, социальные и деонтологические аспекты симптоматической терапии пациентов в терминальной стадии опухолевого процесса. Принципы диагностики и лечения хронического болевого синдрома. Особенности лечения инфекционных осложнений у онкологических пациентов. Способы коррекции опухолевой интоксикации, метаболических и диспепсических нарушений. Принципы лечения осложнений химиолучевой терапии. Возможности использования методов нетрадиционной медицины в симптоматическом лечении онкологических пациентов. Особенности ухода за пациентами в терминальной стадии заболевания. Психологические аспекты симптоматической терапии пациентов. Основные методы коррекции психоэмоциональных нарушений. Хосписы, их роль в оказании симптоматической помощи. ^ Рак легкого. Эпидемиология. Возрастно-половые особенности. Классификация. Диагностика. Выбор метода лечения в зависимости от локализации опухоли, стадии и гистологического строения. Особенности ухода за пациентами. Основы реабилитации. Профилактика и скрининг рака легкого. Рак молочной железы. Эпидемиология. Этиопатогенез. Классификация. Клинические формы: узловая, диффузные (отечно-инфильтративная, маститоподобная, рожистоподобная и панцирная), рак Педжета. Диагностика. Принципы лечения. Особенности ухода за пациентами. Основы реабилитации. Скрининг рака молочной железы. Профилактика. Мастопатии. Этиопатогенез. Классификация. Клиника. Общие принципы диагностики и терапии. ^ Рак пищевода. Эпидемиология. Этиопатогенез. Классификация. Диагностика. Принципы лечения, реабилитации и профилактики. Рак желудка. Эпидемиология. Этиопатогенез. Классификация. Диагностика. Принципы лечения. Виды оперативных вмешательств. Реабилитация пациентов после оперативного лечения. Профилактика рака желудка. Рак толстой кишки. Эпидемиология. Этиопатогенез. Классификация. Диагностика. Принципы лечения, реабилитации и профилактики. Особенности ухода за пациентами с опухолями пищеварительной системы на различных этапах диагностики, лечения и реабилитации. ^ Рак кожи. Эпидемиология. Этиопатогенез. Классификация. Диагностика. Лечение. Меры профилактики рака. Меланома. Эпидемиология. Факторы, способствующие малигнизации пигментных невусов, меры профилактики их озлокачествления. Признаки малигнизации невусов. Лечебная тактика при подозрении на малигнизацию невуса. Особенности роста и метастазирование меланомы. Методы диагностики. Принципы лечения и реабилитации. Опухоли костей и мягких тканей. Эпидемиология. Классификация. Особенности клинического течения. Диагностика. Методы лечения, реабилитации и профилактики. Особенности ухода за пациентами с новообразованиями кожи, мягких тканей и костей. ^ Рак щитовидной железы. Эпидемиология. Этиопатогенез. Классификация. Методы диагностики. Принципы лечения. Методы скрининга рака щитовидной железы. Лечебная тактика при узловых образованиях в железе. Злокачественные лимфомы. Эпидемиология. Современные представления об этиологии и патогенезе. Классификация. Диагностический алгоритм при подозрении на лимфому. Объем исследований для оценки распространенности процесса. Стадирование лимфом. Принципы лечения. Понятие о трансплантации стволовых клеток. Дифференциальный диагноз с лимфоаденопатиями. Информационная часть Литература Основная: 1. Онкология: учеб. пособие / под общ. ред. И.В. Залуцкого. – Мн.: Выш. шк., 2007. – 703 с. 2. Угляница К.Н. Общая онкология: учеб. пособие / К.Н. Угляница, Н.Г. Луд, Н.К. Угляница – Гродно, 2007. – 818 с.: ил. Дополнительная: 3. Клиническая онкология: справ. пособие / под ред. С.З. Фрадкина, И.В. Залуцкого – Мн.: Беларусь, 2003. – 784 с. 4. Ганцев Ш.Х. Онкология: учебник. – М.: Мед. информ. агентство, 2004. – 516 с. 5. Онкология: учебник с компакт-диском / по ред. В.И. Чиссова, С.И. Дарьяловой. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2009. – 560 с.: ил. 6. Алгоритмы диагностики и лечения злокачественных новообразований (приказ МЗ РБ № 80 от 09.02.2007). Приложение к изданию «Онкологический журнал». – №3. – 2007. – Минск, 2007. – 512 с. ![]() ![]() |