«Согласовано» «Согласовано» Утверждаю
Руководитель МО Заместитель Директор
______Платонов А.С. директора по УВР Юхмачинская СОШ Протокол №1 от ______Рахматуллина Л.А. _________Романов А.Н.
«26»августа 2011г «1» сентября 2011 г. Приказ №11 от
01 сентября 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности
в 11 классе
Хайбуллина Ильнара Рафаиловича
преподавателя-организатора ОБЖ
МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
Алькеевского муниципального района РТ
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от
27.08.2011 г.
^
Примерная рабочая программа по курсу ОБЖ в МОУ «СОШ с.Юхмачи» составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).
1. Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.
2. Региональный компонент (национально-региональный) – устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.).
3. Компонент образовательного учреждения – устанавливается образовательным учреждением.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ – 3 часа.
Основными целями изучения курса ОБЖ в МОУ «СОШ с.Юхмачи» являются:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим.
Примерная программа по основам применительно к учебной программе “Основы безопасности жизнедеятельности” Сборник нормативных документов, Дрофа, 2008г., безопасности жизнедеятельности разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, разработана и программы общеобразовательных учреждений “Основы безопасности жизнедеятельности” комплексная программа 5 – 11 классы. Основная школа, средняя (полная) школа. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. Москва «Просвещение» 2009г.
Примерная рабочая программа ориентирована на использование учебника “Основы безопасности жизнедеятельности” для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений / Составитель: Фролов М.П., Литвинов Е.А., Смирнов Т.А., под ред. Ю.Л. Воробьёва / Ю.П. Подолян. – М. : АСТ: Астрель, 2008.
Москва Издательство АСТ 2000г.;
а также дополнительных пособий:
для учащихся:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений, Составитель: М.П. Фролов (и др.); под редакцией Ю.Л. Воробьёва. – М. : АСТ: Астрель, 2008.
- Основы медицинских знаний и охрана здоровья “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 11 кл., Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 1995г.
для учителя:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений, Составитель: М.П. Фролов (и др.); под редакцией Ю.Л. Воробьёва. – М. : АСТ: Астрель, 2008.
- Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 11 класс (Текст): к учебнику М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова, Т.А. Смирнова (и др.) «Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс» под ред. Ю.Л. Воробьёва/ Ю.П. Подолян. – М. : АСТ : Астрель, 2008.
- Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
- Основы медицинских знаний и охрана здоровья “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 11 кл., Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 1995г.
- Дидактические материалы “Основы безопасности жизнедеятельности”: 5 – 9 кл., В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов, Дрофа 2000г.
- Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 8 – 11 кл. В.Г.Бубнов, Н.В. Бубнова, АСТ – Астрель Москва 2005г.
- Справочник И.Ф. Богоявленский, Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций, Санкт-Петербург 2005г.
Курс предназначен для ознакомления учащихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, а также для приобретения ими знаний умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
В процессе изучения данного курса учащиеся ознакомятся с организацией Российской системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, приобретут практические навыки по гражданской обороне, оказанию само- и взаимопомощи и знания по основам здорового образа жизни.
Настоящая программа является примерной, определяющей базовое содержание курса для общеобразовательных учреждений.
Учебный год, как правило, завершать проведением Дня защиты детей, который проводить как объектовую тренировку для подготовки учащихся и персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях в соответствии с планом по гражданской обороне учебного заведения и с учётом местных условий.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, в 10 – 11 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: плакаты, карточки (практические задания), аудио- и видеотехнику, знакомство с тренажёром “Максим”.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых помощью компьютера: слайд-лекций, программ обучения, игровых программ.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно–тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно–методического обеспечения, список литературы, приложения к программе.
Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:
-учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
-семинары и круглые столы;
-индивидуальные консультации;
- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.
Реализация программы позволит сформировать у обучаемых цельное представление по обеспечению защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Реализация программы поможет также определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учётом своих возможностей и потребностей.
^
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
усвоение и закрепление учащимися знаний:
- об опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера;
- о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства;
- об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса;
- о государственной системе обеспечения защиты населения страны от ЧС мирного и военного времени;
- об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации;
- об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и ЧС, при угрозе террористического акта;
- о мерах профилактики наркомании;
- о роли ЗОЖ для обеспечения демографической безопасности страны;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
усвоение учащимися содержания:
- основных положений Конституции РФ и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму;
- нормативно-правовых актов РФ, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму.
усвоение и закрепление учащимися знаний:
- о предназначении, основных функциях и задачах Вооружённых Сил РФ;
- о видах Вооружённых Сил РФ и родах войск;
- о руководстве и управлении Вооружёнными Силами РФ;
- об участии Вооружённых Сил России в контртеррористических операциях;
- о государственных и военных символах РФ.
формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином РФ конституционного долга и обязанностей по защите Отечества.
развитие у учащихся:
- личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта;
- потребности в соблюдении норм ЗОЖ;
- потребности к выполнению требований, предъявляемых гражданину России в области безопасности жизнедеятельности;
- физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооружённой защите РФ, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооружённых Силах РФ или других войсках.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения:
Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и ЧС (природного, техногенного и социального характера);
умение анализировать своё поведение в повседневной жизни и в различных опасных и ЧС, в том числе при угрозе совершения террористического акта;
умение вносить определённые коррективы в своё поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищённости своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
умение формировать навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях ЧС;
умение формировать навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
умение формировать ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина РФ в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооружённой защите РФ;
умение формировать ключевые компетенции в осуществлении осознанного своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, и пути продолжения своего образования.
^
Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
^
Знать:
основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях ЧС, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
организацию защиты населения в РФ от ЧС природного и техногенного характера, в том числе организационные основы борьбы с терроризмом;
основные принципы здорового образа жизни;
правила оказания первой медицинской помощи;
основы обороны государства и военной службы;
боевые традиции Вооружённых Сил России, государственные и военные символы РФ.
Уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
грамотно действовать при возникновении угрозы ЧС и во время ЧС;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы;
пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учётом индивидуальных качеств.
^
ДЛЯ 11 КЛАССА
Раздел 1. Основы военной службы (25 часов)
Воинская обязанность (10 часов)
Определение воинской обязанности и её содержание. Воинский учёт, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Основное предназначение воинского учёта. Государственные органы, осуществляющие воинский учёт. Категория граждан, не подлежащая воинскому учёту. Сведения о гражданине, которые содержатся в документах по воинскому учёту.
Время первоначальной постановки граждан на воинский учёт. Состав комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учёт. Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на воинский учёт.
Основные обязанности граждан по воинскому учёту до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы.
Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе, определённое Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Периоды обязательной подготовки к военной службе и их основное предназначение.
Общие требования к качествам военнослужащих, исполняющих обязанности на должностях связи и наблюдения. Водительские и технические должности, прочие воинские должности.
Предназначение подготовка по военно-учётным специальностям. Порядок осуществления отбора граждан для подготовки по военно-учётным специальностям. Льготы, предоставляемые гражданину, прошедшему подготовку по военно-учётной специальности, при призыве на военную службу.
Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.
Основное предназначение и порядок проведения медицинского освидетельствования граждан, желающих поступить на учёбу в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования.
Критерии по определению профессиональной пригодности призывника к военной службе.
Предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан. Военные сборы. Пребывание в запасе.
^
Общевойсковые уставы – это нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. История создания общевоинских уставов в России. Структура общевоинских уставов, их назначение и содержание.
История военной присяги в России. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Условия приведения военнослужащих к военной присяге. Военная присяга. Её роль и значение для каждого военнослужащего.
Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Распорядок дня и регламент служебного времени.
Воинские звания военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации. Порядок присвоения воинских званий. Предназначение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих, их воспитательное значение.
Статус военнослужащего. Защита свободы, чести и достоинства военнослужащих. Права и свободы военнослужащих. Довольствие военнослужащих. Льготы и компенсации.
История контрактной службы. Поступление на военную службу по контракту. Прохождение военной службы по контракту. Особенности прохождения службы по контракту военнослужащими-женщинами.
Постановка проблемы. Альтернативная гражданская служба и её отличие от военной службы. Разрешение проблемы. Сравнение законов и выяснение отличий.
Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, её сущность и значение. Уголовная ответственность за преступления против военной службы.
Увольнение с военной службы. Запас Вооружённых Сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.
^
Воинская честь и достоинство – Неотъёмлемое качество военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации. Гуманность и человеколюбие – это неотъёмлемое качество российского воина во все времена. Чувство глубокой ответственности за защиту Родины, готовность к преодолению трудностей при исполнении воинского долга.
Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.
Общие требования воинской деятельности: внимание, быстрота и гибкость мышления, самостоятельность, ответственность, способность принимать решения.
История российского офицерского корпуса. Требования, предъявляемые к офицеру военной службы. Военные образовательные учреждения.
Некоторые вопросы международного права войны. Международная миротворческая деятельность Вооружённых сил Российской Федерации.
^
Основы здорового образа жизни (6 часов)
Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.
Формирование правильных взаимоотношений полов. Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.
Инфекции, передаваемые половым путём (ИППП), формы передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.
ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
«Факторы риска», способные привести к суициду. Психологическая устойчивость – основа предупреждения суицида.
Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.
^
Сердечная недостаточность и причины её возникновения. Общие правила оказания первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, основные причины его возникновения, признаки возникновения. Первая медицинская помощь при инсульте.
Понятие о ране, разновидностях ран. Последовательность оказания первой медицинской помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.
Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Основные правила оказания первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. Черепно-мозговая травма, основные причины её возникновения и возможные последствия. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Травма груди, причины её возникновения, возможные последствия. Первая медицинская помощь при травме груди. Травма живота, причины её возникновения, возможные последствия. Первая медицинская помощь при травме живота. Травма в области таза, причины её возникновения, возможные последствия. Первая медицинская помощь при травме в области таза. Травма позвоночника и спины, основные виды травм позвоночника и спины, их возможные последствия. Правила оказания первой медицинской помощи при травмах позвоночника и спины.
Реанимация. Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция лёгких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких.
^
№
п/п
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
^
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
|
^
измерители
|
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
|
Домаш-нее задание
|
^
|
|
план.
|
факт.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
Раздел I. Основы военной службы
|
^
|
1
|
Войны в истории человечества и России
|
1
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Война как форма взаимоотношений народов и государств. Негативное влияние войны на судьбы народов и государств. Россия в мировом сообществе. Военные угрозы национальной безопасности России. Роль Вооружённых Сил в обеспечении национальной безопасности страны.
|
Иметь представление: о роли войны в жизни общества, о роли ВС РФ в обеспечении национальной безопасности страны.
Использовать: полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.
|
Индиви-дуальный опрос
|
Цели и задачи курса ОБЖ в текущем году
|
& 1.1
|
|
|
2
|
Военная служба – особый вид государственной службы
|
1
|
Комбинированный урок
|
Военная служба – особый вид федеральной государственной службы. Конституция РФ и вопросы военной службы. Законы РФ, определяющие правовую основу военной службы. Военные аспекты международного военного права.
|
Знать: основные законодательные акты РФ, определяющие правовую основу военной службы.
Использовать: полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе
|
Индиви-дуальный опрос
|
|
& 1.2
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
3
|
Исполнение обязанностей военной службы
|
1
|
Комбинированный урок
|
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» об исполнении обязанностей военной службы. Принципы военной службы. Отличие военной службы от других видов государственной службы.
|
Знать: основные положения законодательства РФ об исполнении обязанностей военной службы.
Использовать: полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе
|
Индиви-дуальный опрос
|
|
& 1.3
|
|
|
4
|
Организация обороны РФ
|
1
|
Комбинированный урок
|
Организация обороны РФ. Федеральный закон «Об обороне». Права и обязанности граждан РФ в области обороны.
|
Знать: основные положения законодательства РФ об обороне государства.
Использовать: полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе
|
Индиви- дуальный опрос
|
|
& 1.4
|
|
|
5
|
Основные сведения о воинской обязанности
|
1
|
Комбинированный урок
|
Воинская обязанность, определение воинской обязанности и её содержания. Воинский учёт, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
|
Знать: об обязанностях граждан по защите государства; о воинской обязанности.
Использовать: полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе
|
Работа по карточкам
|
|
& 2.1
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
6
|
Организация воинского учёта и его предназначение
|
1
|
Комбинированный урок
|
Организация воинского учёта. Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Обязанности граждан по воинскому учёту.
|
Знать: об организации воинского учёта, о первона-чальной постановке граж-дан на воинский учёт, об обязанностях граждан по воинскому учёту.
Использовать: полученные знания для осознанного самоопределения по отно-шению к военной службе
|
Работа по карточкам
|
|
& 2.2
|
|
|
7
|
Обязательная подготовка граждан к военной службе
|
1
|
Комбинированный урок
|
Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.
|
Знать: о содержании обязательной подготовки граждан к военной службе.
Использовать: приобретён-ные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
|
Индивиду-альный опрос
|
.
|
& 2.3
|
|
|
8
|
Добровольная подготовка граждан к военной службе
|
1
|
Комбинированный урок
|
Основные направления доброволь-ной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-приклад-ными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершен-нолетних граждан в общеобразова-тельных учреждениях среднего (полного) общего образования. Обучение по программам подгото-вки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования
|
Знать: об основных направлениях добровольной подготовки граждан к военной службе
Использовать: приобретённые знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы
|
Тест
(20 минут)
|
|
&2.4
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
9
|
Освидетельство-вание граждан и профессиональ-ный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учёт. Психологиче-ская квалификация воинских должностей.
|
1
|
Комбинированный урок
|
Организация и предназначение медицинского освидетельствова-ния и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учёт. Категории годности к военной службе. Организация профес-сионально-психологического отбора граждан при первоначаль-ной постановке их на воинский учёт. Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодёжи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей
|
Знать: об организации медицинского освидетель-ствования и профессиона-льно-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учёт, о категориях годности к военной службе.
Использовать: приобретённые знания при первоначальной постановке на воинский учёт и для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
|
Работа по карточкам
|
|
&2.5 – 2.6
|
|
|
10
|
Организация призыва на военную службу. Прохождение военной службы по призыву.
|
1
|
Комбинированный урок
|
Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставление отсрочек. Ответственность граждан по вопросам призыва. Прохождение военной службы по призыву. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.
|
Знать: о призыве на военную службу, времени и организа-ции призыва, о порядке ос-вобождения граждан от военной службы и предоста-вление отсрочек, о порядке прохождения военной служ-бы по призыву, об общих, должностных и специальных обязанностях военнослужащих.
Использовать: полученные знания при постановке на воинский учёт.
Владеть навыками: оценки уровня своей подготовленности к военной службе.
|
Работа по карточкам
|
Ответст-венность граждан по вопросам призыва
|
& 2.7 – 2.9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
Особенности военной службы (8 часов)
|
11
|
Общевоинские уставы Вооружённых Сил – закон воинской жизни
|
1
|
Комбинированный урок
|
Общевоинские уставы – нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы ВС РФ, Устав гарнизонной и караульной службы ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ, Строевой устав ВС РФ, их предназначение и основные положения.
|
Знать: о нормативно-
правовых актах, регламентирующих жизнь и быт военнослужащих; о предназначении общевоинских уставов ВС.
Использовать: приобретённые знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы.
|
Проверочная работа по разделу «Воинская обязанность» (20 минут)
|
|
& 3.1
|
|
|
12
|
Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России
|
1
|
Комбинированный урок
|
Военная присяга – основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга.
|
Знать: о традициях ВС РФ.
Использовать: приобретённые знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы
|
Индивиду-альный опрос
|
|
& 3.2
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
13
|
Размещение военнослужа-щих, распределение времени и повседневный порядок
|
1
|
Комбинированный урок
|
Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас
|
Знать: о повседневном порядке жизни воинской части.
Использовать: приобретённые знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы
|
Индивиду-альный опрос
|
|
& 3.3
|
|
|
14
|
Воинские звания военнослужа-щих ВС РФ. Военная форма одежды
|
1
|
Комбинированный урок
|
Воинские звания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации. Военная форма одежды
|
Знать: воинские звания военнослужащих ВС РФ, виды военной формы.
Владеть навыками: осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
|
Индивиду-альный опрос
|
История возникно-вения воинских званий. История появления военной формы одежды
|
& 3.4 – 3.5
|
|
|
15
|
Статус военнослужа-щего. Социальная и правовая защита военнослужа-щего
|
1
|
Комбинированный урок
|
Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву
|
Иметь представление: о статусе военнослужащего; его правах и свободах; льготах, предоставляемых военнослужащим.
Использовать: полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе
|
Тест
(15 минут)
|
|
& 4.1 – 4.2
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
16
|
Прохождение военной службы по контракту
|
1
|
Комбинированный урок
|
Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
|
Знать: основные условия прохождения военной службы по контракту; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; сроки военной службы по контракту; права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Использовать: приобретённые знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы.
Владеть навыками: осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе; оценки уровня своей подготовленности к ней
|
Работа по карточкам
|
Прохож-дение службы военно-служащими-женщинами
|
& 4.3 – 4.4
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
17
|
Альтернативная гражданская служба
|
1
|
Комбинированный урок
|
Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Сроки альтернативной гражданской службы для разных категорий граждан. Время, которое не засчитывается в срок альтернативной гражданской службы. Подача заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
|
Знать: особенности прохождения альтернативной гражданской службы.
Владеть навыками: оценки уровня своей подготовленности к военной службе.
|
Тест (15 минут)
|
|
С. 284 – 293
|
|
|
18
|
Права и ответственность военнослужащих
|
1
|
Комбинированный урок
|
Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, её сущность и значение. Уголовная ответственность за преступления против военной службы.
|
Знать: общие права и обязанности военнослужащих; виды ответственности, установленной для военнослужащих; об уголовной ответственности за преступления против военной службы.
Владеть навыками: оценки уровня своей подготовленности и осознанного самоопределения по отношению к военной службе.
|
Индивиду-альный опрос
|
|
& 4.5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
19
|
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе
|
1
|
Комбинированный урок
|
Увольнение с военной службы. Запас ВС РФ, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.
|
Знать: об основах военной службы.
Иметь представление: об основных правах и обязанностях во время пребывания в запасе.
Использовать: полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе.
|
Работа по карточкам
|
|
& 4.6
|
|
|
^
|
20
|
Военно-служащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества
|
1
|
Комбинированный урок
|
Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить воинское звание защитника Отечества: любовь к Родине, её истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя России, народа и Отечества.
|
Иметь представление: об основных качествах военнослужащего.
Владеть навыками: оценки уровня своей подготовленности и осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.
Использовать: приобретённые знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы.
|
Проверочная работа по разделу «Особенности военной службы»
(20 минут)
|
|
& 5.1
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
21
|
Военнослужа-щий специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможно-стей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении бое-способности и боеготовности подразделения. Потребность по-стоянно повышать военно-профес-сиональные знания, совершенство-вать свою выучку и военное масс-стерство. Быть готовым к грамот-ным профессиональным действи-ям в условиях современного боя.
|
Знать: об основных качествах военнослужащего.
Использовать: приобретённые знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы.
|
Индивиду-альный
опрос
|
|
& 5.2
|
|
|
22
|
Требования воинской деятельности, предъявляемые к морально-этическим, индивидуально-психологиче-ским и профес-сиональным качествам гражданина
|
1
|
Комбинированный урок
|
Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах ВС и родах войск Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодёжи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчёта).
|
Знать: об основных видах военно-профессиональной деятельности и их особен-ностях в различных видах ВС и родах войск; о требованиях, предъявляемых военной службой к уровню подготовки призывника.
Уметь: оценивать уровень своей подготовленности к военной службе.
Использовать: приобретённые знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
|
Индивиду-альный
опрос
|
|
& 5.3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
23
|
Воинская дисциплина. Её суть и значение.
|
1
|
Комбинированный урок
|
Военная дисциплина, её сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.)
|
Знать: о значении воинской дисциплины и видах дисциплинарных взысканий, налагаемых на солдат и матросов; об уголовной ответственности за преступления против военной службы.
Использовать: приобретённые знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы
|
Работа по карточкам
|
|
& 5.4 – 5.5
|
|
|
24
|
Офицер Российской армии. Подготовка офицерских кадров
|
1
|
Комбинированный урок
|
Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приёма граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования
|
Знать: об организации подготовки офицерских кадров для ВС РФ, об основных видах военных образовательных учреждений профессионального образования; правила приёма в военные образовательные учреждения.
Владеть навыками: осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
|
Индивиду-альный
опрос
|
|
& 5.6 – 5.7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
25
|
Международ-ная (миротворческая) деятельность ВС РФ
|
1
|
Комбинированный урок
|
Участие ВС РФ в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России. Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента
|
Знать: о миротворческой деятельности ВС РФ.
Владеть навыками: осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
|
Работа
по карточкам
|
|
& 5.8
|
|
|
^
|
Основы здорового образа жизни (6 часов)
|
26
|
Правила личной гигиены и здоровье
|
1
|
Комбинированный урок
|
Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма
|
Знать: об основных составляющих ЗОЖ и их влиянии на безопасность жизнедеятельности.
Использовать: приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ведения ЗОЖ
|
Проверочная работа по разделу «Военнослужа-щий – защитник своего Отечества»
(20 минут)
|
|
& 6.1
|
|
|
27
|
Нравствен-ность и здоровье. Правильное взаимоотношение полов
|
1
|
Комбинированный урок
|
Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический, культурный и материальный факторы). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи
|
Знать: о факторах, оказывающих влияние на гармонию совместной жизни.
Использовать: приобретённые знания для воспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи
|
Индивиду-альный
опрос
|
|
& 6.2
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
28
|
Заболевания, передаваемые половым путём. Меры профилактики
|
1
|
Комбинированный урок
|
Инфекции, передаваемые половым путём (ИППП), формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью
|
Знать: об основах личной гигиены; об уголовной ответственности за заражение ИППП.
Использовать: приобретённые знания для ведения ЗОЖ
|
Работа
по карточкам
|
|
& 6.3
|
|
|
29
|
СПИД. Профилактика СПИД
|
1
|
Комбинированный урок
|
ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД – это финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика СПИД. Ответственность за заражение ВИЧ инфекцией
|
Знать: о путях заражения ВИЧ-инфекцией; о профилактике СПИДа; об ответственности за заражение ВИЧ-инфекцией.
Использовать: приобретённые знания для ведения ЗОЖ
|
Индивиду-альный
опрос
|
Просмотр фильма «ВИЧ. Знать, чтобы жить»
|
Повто-рить
& 6.3
|
|
|
30
|
Психологическое состояние человека и причины самоубийств
|
1
|
Комбинированный урок
|
Факторы риска, способные привести к суициду. Психологическая устойчивость – основа предупреждения суицида
|
Знать: факторы риска, способные привести к суициду.
Иметь представление: о способах профилактики самоубийств
|
Индивиду-альный
опрос
|
|
& 6.4
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
31
|
Семья в современном обществе. Законодательство и семья
|
1
|
Урок обобщения и система-тизации знаний
|
Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей
|
Знать: об основах законодательства РФ о семье.
Использовать: приобретённые знания для воспитания в себе качеств, необходимых для создания прочной семьи
|
Семинар
|
|
& 6.5
|
|
|
^
|
32
|
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте
|
1
|
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
|
Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины возникновения. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте
|
Знать: правила оказания первой медицинской помощи при сердечной недостаточности и инсульте.
Владеть навыками: оказания
первой медицинской помощи при сердечной недостаточности и инсульте.
|
Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте
(15 минут)
|
|
& 7.1
|
|
|
33
|
Первая медицинская помощь при ранениях
|
1
|
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
|
Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечений. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью.
|
Знать: виды ран и правила оказания первой медицинской помощи при ранении, правила наложения жгута и давящей повязки.
Владеть навыками: оказания
первой медицинской помощи при кровотечениях
|
Практическая работа. Первая медицинская помощь при ранениях
(15 минут)
|
|
& 7.2
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
34
|
Первая медицинская помощь при травмах
|
1
|
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
|
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника.
|
Знать: правила оказания первой медицинской помощи при травмах.
Владеть навыками: оказания
первой медицинской помощи при травмах, растяжениях
|
Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при травмах
(15 минут)
|
|
& 7.3 – 7.4
|
|
|
35
|
Первая медицинская помощь при остановке сердца
|
1
|
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
|
Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и её признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких. Правила сердечно-лёгочной реанимации
|
Знать: о возможных причинах клинической смерти и её признаках; о приёмах проведения искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца.
Владеть навыками: проведения искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца
|
Проверочная работа по разделу «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
(20 минут)
|
Оказание помощи тонущему
|
|
|
|
|