Программа по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 класс icon

Программа по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 класс





Скачать 255.08 Kb.
Название Программа по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 класс
А.Т.Смирнова
Дата 19.05.2013
Размер 255.08 Kb.
Тип Пояснительная записка
МОУ «Станская средняя общеобразовательная школа»


«Утверждаю»

Директор школы

--------------------/Смирнова Г.Н./

Пр. №------от--------------------------


Программа по основам безопасности жизнедеятельности

10-11 класс



Программа составлена

учителем ОБЖ МОУ «ССОШ»

Шаровой В.П.

на основе программы, разработанной

авторским коллективом

под руководством А.Т.Смирнова.


2009

2009 г.



Оглавление


Пояснительная записка . .. . . . . . . ..

Содержание программы . . . . . . . .

Развёрнутое тематическое планирование 10 класс

Развёрнутое тематическое планирование 11 класс . . . . .

Календарно-тематическое планирование 10 класс . . . .

Календарно-тематическое планирование 11 класс . . . . .


Пояснительная записка

Программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г №1089).

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

События, происходящие в нашей стране в последнее время, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций со­циального характера, низкий уровень профессиональной подготовки специалистов, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отразились на состоянии здоровья и жизни людей. Поэтому обучение уча­щихся общеобразовательных учреждений безопасному поведению стало одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений. В этой связи возрастает роль и ответ­ственность системы образования за подготовку обучающихся вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.

Всестороннее рассмотрение вопросов безопасности личности, общества, государства, затрагивающее все направления человеческой жизнедеятельности от принципов здорового образа жизни и стимулов деятельности до философии бытия, может быть охвачено только новой широкой образовательной областью, имеющей перекрестные связи практически со всеми предметами образовательной программы.

Гуманизация образования при изучении и освоении материалов курса «Основы безопасности жизнедеятельности» заключается в целенаправленности процесса обучения на обеспечение безопасности как коренной потребности человека. Демократизация состоит в приобщении к решению важнейших проблем человека, общества, государства, мирового сообщества каждого выпускника общеобразовательного учреждения.

^ Основные задачи курса:

  1. Изучение и освоение основ здорового образа жизни ,обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.

  2. Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни , в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучение и освоение методов и приемов защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.

  3. Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи.

  4. Изучение современного комплекса проблем безопасности жизни и жизнедеятельности, формирующее у учащихся научные взгляды на главные особенности постиндустриального периода перехода человечества к устойчивому (ноосферному) развитию, а также социально значимую ценностную ориентацию личности.

  5. Изучение основ военной службы, обеспечивающей традиционный аспект национальной безопасности.

Содержание программы 10-11классов включает в себя пять глав:

  • основы здорового образа жизни;

  • безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи;

  • современный комплекс проблем безопасности;

  • основы военной службы.

В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения. Девушки углубленно изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни, для чего в программу введен специальный раздел.

^ Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10,11 классах на базовом уровне из расчета 1 час в неделю.

Программа рассчитана на 70 учебных часов.

УМК для 10 класса общеобразовательного учреждения, на основе которого ведется преподавание предмета, содержит:

А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся10 кл. общеобразоват. учреждений – 3-е изд. - М.: Просвещение.2002.

УМК для 11 класса общеобразовательного учреждения, на основе которого ведется преподавание предмета, содержит:

А.Т.Смирнов, , Б.И.Мишин, В.А.Васнев Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся11 кл. общеобразоват. учреждений – 3-е изд. - М.: Просвещение.2002.

В 10 классе изучаются три раздела:

  • Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • Основы медицинских знаний и здорового образа жизни;

  • Основы военной службы.

В первом разделе учащиеся повторяют правила поведения в опасных и ЧС, изученных в основной общеобразовательной школе. Знакомятся с основными положениями нормативно-правовых актов РФ по обеспечению безопасности своей территории и населения, рассматривают место и роль РСЧС, узнают о формах уголовной ответственности несовершеннолетних.

Второй раздел акцентирует внимание учащихся на сохранении и укреплении здоровья как важной составляющей безопасности человека и общества. Значительное внимание уделено профилактике вредных привычек.

Третий раздел знакомит с историей создания, традициями ВС РФ, организацией военной службы и бытом военнослужащих.

Первый раздел «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» завершает формирование у обучаемых целостного представления о проблемах безопасности, охватывающих теорию и практику защиты человека и общества от опасных и вредных факторов среды обитания.

^ Глава 1. «Опасные и ЧС, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения» (7 часов).

Урок 1. «Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования».

Действия потерпевших бедствие при аварии транспортных средств. Причины попадания че­ловека в условия вынужденного автономного существования, основные способы выживания и безопасного поведения. Учащиеся закрепляют знания, полученные ранее, и отрабатывают навыки по ориентированию, оборудованию временного убежища, добыче огня, обеспечению водой и питанием.

Урок 2. «Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера». Поведение в местах с повышенной криминогенной опасностью: на улице, в общественных местах и на железнодорожном транспорте, в подъезде дома, в лифте.

Урок 3. «Уголовная ответственность несовершеннолетних».

Ответственность за совершение уголовного преступления. Виды и категории преступлений, а также возраст, с которого наступает уголовная ответственность, и виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Особо подчеркивается тот факт, что отношения отдельных людей и групп людей между собой должны строиться таким образом, чтобы не создавалась взаимная опасность.

Особое место в цепочке правонарушений занимают криминогенные действия на транспортных средствах, что создает серьезную опасность для жизни и здоровья людей, наносит материальный ущерб. В связи с этим одна из тем этой главы рассматривает уголовную ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспортных средств.

Рассматривается уголовная ответственность за хулиганство и вандализм, разбираются признаки хулиганства, подчеркивается социальная опасность этих явлений.

Урок 4. «Правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера».

Действия в тех или иных ситуациях. Схемы-алгоритмы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного (землетрясения, наводнения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары) и техногенного характера (пожары, взрывы, химические и радиационные аварии).

Урок 5. «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)».

Организационно-правовая сторона проблемы защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации. История создания РСЧС, ее предназначение, структура и задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Права и обязанности граждан в этой области.

Урок 6. «Законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства».

Содержание основных законодательных актов, права и обязанности граждан Российской Федерации в области прав и свобод человека, охраны его жизни и здоровья, безопасности граждан, общества и государства. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», закон Российской Федерации «О безопасности», федеральные законы «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне».

Урок 7. Контроль знаний по главе 1 «Опасные и ЧС, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения»

Глава 2. «Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны» (8 часов).

Урок 8. «Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи ГО».

Система гражданской обороны в Российской Федерации, ее история и предназначение. Задачи гражданской обороны по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий, организация управления, структура управления и органы управления гражданской обороны. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, планирование мероприятий гражданской обороны и обязанности учащихся в этой области.

Урок 9. «Современные средства поражения и их поражающие факторы».

Ядерное, химическое и бактериологическое оружие массового поражения, их поражающие факторы, способы доставки, признаки применения и способы защиты. Современные обычные средства поражения, мероприятия, проводимые по защите населения при его применении.

Урок 10. «Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени».

Способы оповещения.

Урок 11. «Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени».

Система оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны, их виды и предназначение, а также правила заполнения и поведения в защитных сооружениях. Основные средства защиты органов дыхания и кожи, их назначение и правила пользования.

Урок 12. «Средства индивидуальной защиты».

Состав и назначение СИЗ. Средства защиты органов дыхания, их назначение и правила пользования: противогазы, респираторы, ПТМ, ватно-марлевая повязка. Средства защиты кожи, назначение, правила пользования: изолирующие, фильтрующие, простейшие. Медицинские средства индивидуальной защиты АИ-2.

Урок 13. «Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС».

Предназначение аварийно-спасательных работ, их содержание, оказание помощи и эвакуация пострадавших, организация санитарной обработки людей после пребывания в зонах заражения. Эвакуация. Способы рассредоточения и эвакуации. Правила поведения граждан при эвакуации.

Урок 14. « Организация ГО в ОУ».

Обязанности учащихся. Эвакуация. План по ГО в школе.

Урок 15. Контроль знаний по главе 2 «Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны».

^ Второй раздел «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» раскрывает проблемы сохранения и укрепления здоровья человека, закрепляет знания учащихся о факторах, влияющих на здоровый образ жизни, и факторах, разрушающих здоровье человека.

^ Глава 3. «Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний» (9 часов).

Урок 16. «Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности».

Здоровье человека и его составляющие. Критерии здоровья человека, факторы риска во внешней и внутренней средах организма человека, сохранение и укрепление здоровья.

Урок 17. «Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика».

Основные инфекционные заболевания и их профилактике. Причины возникновения инфекционных заболеваний, их классификация и механизм передачи инфекций, понятие об иммунитете и иммунной системе человека.

Характерные инфекционные заболевания и меры их профилактики.

Урок 18. «ПМП при ушибах, растяжении связок, и вывихах. Переломы костей».

Характеристика, симптомы, причины, последствия ушибов, растяжений связок, вывихов и переломов костей. ПМП.

Урок 19. «Понятие об острой сердечной недостаточности».

Инсульт. Инфаркт. Характеристика состояний. Причины. ПМП.

Урок 20. «Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания».

Этапы реанимации. Прикардиальный удар. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких, их сочетание.

Урок 21. «Тепловой удар. Солнечный удар. Ожоги».

Характеристика. Причины. ПМП.

Урок 22. «Отморожения и замерзание. Поражения электрическим током и молнией».

Характеристика состояний. Причины возникновения. ПМП.

Урок 23. «Отравления».

Ядовитые вещества в быту. Химические отравляющие вещества. Причины отравлений. Признаки. ПМП.

Урок 24. Контроль знаний по главе 3 «Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний».

Глава 4. «Основы здорового образа жизни» (5 часов).

Урок 25. «Здоровый образ жизни и его составляющие».

Элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, рациональное питание, активный отдых и сон), рациональное их сочетание для обеспечения высокого уровня жизни.

Урок 26. «Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека».

Значение режима труда и отдыха человека, его физические и духовные качества. Суточные ритмы, околосуточные ритмы. Жаворонки и совы.

Урок 27. «Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека».

Двигательная активность и закаливание организма. Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие таких качеств, как сердечно-дыхательная выносливость, мышечная сила и выносливость, скоростные качества и гибкость. Закаливание - эффективное средство повышения устойчивости организма к изменениям погодных условий, правила использования факторов окружающей среды для закаливания.

Урок 28. «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек».

Опасности, связанные с употреблением веществ, разрушающих организм человека. Употребление табака и алкоголя, наркомания и токсикомания, их влияние и последствия для здоровья человека.

Урок 29. Контроль знаний по главе 4 «Основы здорового образа жизни».

^ Глава 5. «Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества» (4 часа).

Урок 30 «История создания ВС РФ. Организационная структура ВС. Виды ВС, рода войск. История их создания и предназначение».

Требования Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.99 г. «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе». Оборона государства, его вооруженная защита, положения Конституции и законов Российской Федерации по вопросам военной обязанности и военной службы.

Исторический материал об организации Вооруженных Сил Московского государства в XIV—XV веках, военных реформах Ивана Грозного и Петра I, военной реформе в России во второй половине XIX века, создании Советских Вооруженных Сил и основных предпосылках проведения нынешней военной реформы.

Организационная структура Вооруженных Сил, виды Вооруженных Сил и рода войск. Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы и Военно-Морской Флот, история их создания и предназначение. Воздушно-десантные войска и Тыл Вооруженных Сил.

Урок 31. «Функции и основные задачи современных ВС России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа ВС».

Функции и основные задачи Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Основные этапы и содержание военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях.

Урок 32. «Другие войска, их состав и предназначение с учетом концепции государственной политики РФ по военному строительству».

Войска, не входящие в состав Вооруженных Сил (пограничные войска, внутренние войска, железнодорожные войска, войска Федерального агентства правительственной связи и информации, войска гражданской обороны), их предназначение с учетом концепции государственной политики по военному строительству.

Урок 33. Контроль знаний по главе 5 «Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества».

Урок 34-35. Повторительно-обобщающие уроки.

11 класс.

В 11 классе изучаются 2 раздела, которые содержат 5 глав.

Первая глава знакомит с основными положениями о значении семьи и с отдельными положениями Семейного кодекса России. Информирует об основных болезнях, передающихся половым путем, и о СПИДе, причинах, способствующих их распространению, и мерах профилактики.

Глава 2 знакомит с порядком оказания ПМП при ранениях, травмах и остановке сердца.

Главы 3, 4 и 5 содержат материал по основам военной службы: о воинской обязанности; организации воинского учета; обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе, о постановке на воинский учет; правовые основы военной службы.


Первый раздел «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» завершает формирование у учащихся целостного представления о сохранении и укреплении здоровья, а также навыков оказания первой медицинской помощи пострадавшим в неотложных ситуациях.

^ Глава первая «Основы здорового образа жизни» (8 часов).

Урок 1. «Правила личной гигиены и здоровья».

Личная жизнь человека. Гигиенические правила и нормы, направленные на сохранение здоровья, активного долголетия и профилактику заболеваний.

Урок 2. «Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды».

Требования личной гигиены по уходу за кожей, зубами, волосами, одеждой.

Урок 3. «Некоторые понятия об очищении организма».

Роль очищения организма. Голодание. Способы очищения организма.

Урок 4. «Нравственность и здоровье».

Нравственность и взаимоотношения полов. Понятие о семье и ее значении в жизни каждого человека, причины и последствия ранних браков. Советы по достижению взаимопонимания и уважения друг к другу.

Урок 5. «Инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики».

Болезни, передаваемые половым путем. Опасности, связанные с заражением венерическими заболеваниями, их последствия и меры по предотвращению заражения этими болезнями.

Урок 6. «СПИД и его профилактика».

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), способы и методы его профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией.

Урок 7. «Семья в современном обществе. Законодательство и семья».

Проблемы семьи и брака в современном обществе с точки зрения законодательства о семье. Условия и порядок заключения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей.

Урок 8. Контроль знаний по главе 1 «Основы здорового образа жизни».

^ Глава вторая «Основы медицинских знаний и правила оказания ПМП» (10 часов).

Урок 9-10. «ПМП при острой сердечной недостаточности и инсульте».

Практическое занятие по оказанию ПМП при ОСН и инсульте. Причины возникновения.

Урок 11. «ПМП при ранениях».

Травмы. Раны. Правовой аспект оказания ПМП.

Урок 12. «Способы остановки кровотечения».

Правила наложения давящей повязки и жгута. Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях. Техника наложения жгута-закрутки. Борьба с болью. Способы иммобилизации. Транспортировка.

Урок 13. «ПМП при травмах опорно-двигательного аппарата».

Перелом. Вывих. Растяжение и разрыв связок. Растяжение мышц и сухожилий. Причины. ПМП. Профилактика.

Урок 14. «ПМП при черепно-мозговой травме».

Ушибы, сдавления и ранения. Сотрясения. ПМП.

Урок 15. «ПМП при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника».

Воздухонепроницаемая повязка. Асептическая повязка. Профилактика шока. ПМП.

Урок 16. «ПМП при остановке сердца».

Практические действия при экстренной реанимационной помощи.

Урок 17. « Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких».

Техника проведения прекардиального удара, непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила оказания помощи пострадавшему при остановке сердца.

Урок 18. Контроль знаний по главе 2 «Основы медицинских знаний и правила оказания ПМП».

Второй раздел «Основы военной службы» продолжает тематику ОБЖ 10 класса. В процессе изучения этого раздела одной из основных задач является теоретическая и морально-психологическая подготовка юношей к выполнению своего конституционного долга, которая поможет им в дальнейшем успешнее адаптироваться к условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию.

^ Глава третья «Воинская обязанность» (7 часов).

Урок 19. «Основные понятия о воинской обязанности».

Федеральный закон «Об обороне». Мобилизация. Военное положение. Военное время.

Урок 20. «Организация воинского учета и его предназначение».

Комплектование ВС. Документы по воинскому учету. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Медицинское освидетельствование. Обязанности граждан по воинскому учету.

Урок 21. «Обязательная подготовка граждан к военной службе».

Периоды подготовки. Требования к индивидуально-психологическим качествам.

Урок 22. «Добровольная подготовка граждан к военной службе».

Занятия граждан военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам с целью военной подготовки несовершеннолетних граждан. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.

Урок 23. «Организация медицинского освидетельствования граждан при поставке их на воинский учет».

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Проблемы по комплектованию ВС РФ. Медицинское обследование при постановке на воинский учет, его предназначение. Категории годности к военной службе.

Урок 24. «Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе».

Запас ВС РФ. Военные сборы, их предназначение, порядок освобождения от военных сборов. Присвоение воинских званий гражданам пребывающим в запасе.

Урок 25. Контроль знаний по главе 3 «Воинская обязанность».

^ Глава четвертая «Особенности военной службы» (5 часов).

Урок 26. «Правовые основы военной службы».

Отличительная черта военной службы. Единоначалие. Военная форма одежды и знаки различия. Законодательство РФ по вопросам обороны. Защита Отечества – долг и обязанность гражданина РФ (ст. 59 Конституции РФ). Президент – Верхоный Главнокомандующий ВС (ст 83 Конституции РФ). Федеральный Закон РФ «Об обороне». Статус военнослужащих. Права военнослужащих. Льготы. Обязанности военнослужащих. Ответственность. Военные аспекты международного права.

Урок 27. «Общевоинские уставы ВС РФ. Военная присяга».

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок и правила принятия присяги на верность Родине.

Урок 28. «Прохождение военной службы по призыву, контракту».

«Контрактная служба», условия ее прохождения. Требования, предъявляемые гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы военнослужащих.

Урок 29. «Права и ответственность военнослужащих».

Виды ответственности военнослужащих и понятие воинской дисциплины. Дисциплинарный устав ВС РФ. Уголовная ответственность за преступления против военной службы.

Урок 30. Контроль знаний по главе 4 «Особенности военной службы».


^ Глава пятая «Военнослужащий – защитник Отечества. Честь и достоинство воина ВС» (4 часа).

Урок 31. «Военнослужащий – патриот, специалист, подчиненный».

Основные качества военнослужащего – патриота – защитника Отечества. Патриотизм. Честь, достоинство, верность воинскому долгу и военной присяге.

Урок 32. «Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально – психологическим качествам гражданина».

Общие требования воинской деятельности. Морально – психологические требования. Повышение качества подготовки молодежи призывного возраста к военной службе. Требования к физическим качествам. Основные понятия о взаимоотношениях в воинском коллективе, их основы. Психологическая совместимость.

Урок 33. «Международная деятельность ВС РФ».

Роль международной деятельности ВС РФ в проведении военной реформы. Правовая база проведения миротворческой деятельности ВС России. Статус военнослужащего контингента миротворческих сил России.

Урок 34. Контроль знаний по главе 5 «Военнослужащий – защитник Отечества. Честь и достоинство воина ВС».

Урок 35. Повторительно – обобщающий урок.


^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность:

  • -использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • -участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

  • -поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • -оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;

  • -осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.



^

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.

Уметь

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;

  • оказания первой медицинской помощи;

  • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.



Литература, используемая в организации учебного процесса:


  1. Армейская служба. Призыв, освобождение, отсрочка. М., 1997. (Библиотечка РГ).

  2. Бадирова 3. А. и др. Основы планирования семьи. Соликамск, 1997.

  3. Бубнов В. Г., Бубнова Я. В. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани: Учебное пособие для учащихся 9—11 классов. М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.

  4. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Под ред. О. Н. Русака. ЛТА. СПб., 1997.

  5. Виноградова А. В., Шаховец В. В. Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях. М., 1996.(Библиотечка журнала «Военные знания»).

  6. Военная реформа: Вооруженные Силы Российской Федерации. М.: РАУ- Университет, 1998.

  7. Вознесенский В. В., Зайцев А. П. Сильнодействующие ядовитые вещества. Технические жид­кости. Ртуть. М., 1996. (Библиотечка журнала«Военные знания»),

  8. Волков С. В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993.

  9. Воробьев Ю. Л. и др. Катастрофы и человек. М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.

  10. Гриненко М. Ф., Ефимова Т. Я. Сколько же надо двигаться. М.: Знание, 1995.

  11. Дуриков А. П. Радиация вокруг нас. М.,1992. (Библиотечка журнала «Военные знания»).

  12. Енгелфрид Ю., Махолл Д., Плетнева Т. В.Как защитить себя от опасных веществ в быту. М.:Издательство МГУ, 1994.

  13. Котик М. А. Психология и безопасность. Таллин: Валгус, 1987.

  14. Жилое Ю. Д. и др. Основы медико-биологических знаний. (Азбука первой медицинской помощи). М.: Высшая школа, 1996.

  15. П. Зайцев А. П. Помощь пострадавшим. Защитные меры. М., 1996. (Библиотечка журнала «Военные знания»).

  16. Кукин Я. Я., Лапин В. Л., Попов В. М., Марчевский Л. Э., Сердюк Н. И. Радиационная без­
    опасность в жизнедеятельности человека. Курск,1995.

  17. Лапин В. Л., Попов В. М., Рыжков Ф. Я., Томаков В. И. Безопасное взаимодействие человека с техническими системами. Курск, 1995.

  18. Латчук В. Я. и др. Безопасность жизнедеятельности: Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. М.: Издательство

  19. АСТ, 1998.Мишин Б. И. Основы безопасности жизнеде­ятельности: Программно-методические материалы. М.: Дрофа, 1998.

  20. О долге и чести воинской в Российской армии. М.: Воениздат, 1990.

  21. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Воениздат, 1994.

  22. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья / Пер. с англ. М.: Физкуль­тура и спорт, 1993.

  23. Сборник нормативных актов по военному законодательству. М.: Престо, 1997.

  24. Сулла М. Б. Охрана труда. М.: Просвещение, 1989.

  25. Учебное пособие для подготовки медицинских сестер / Под ред. А. Г. Сафонова. М.: Медицина, 1991.

  26. Холл Э. Д. Радиация и жизнь. М.: Медицина, 1989.

  27. Шойгу С. К. и др. Учебник спасателя. М.:МЧС России, 1997.

  28. Шойгу С. К. и др. Катастрофы и государство. М.: Энерго атомиздат, 1997.

  29. Шойгу С. К., Кудинов С. М., Неживой А. Ф., Черокарис А. В. Охрана труда спасателей. М.:МЧС России, 1998.




Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 класс icon Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 6 класс

Программа по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 класс icon Примерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности Пояснительная
Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента...
Программа по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 класс icon Образовательный стандарт основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности изучение
Освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасной...
Программа по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 класс icon Приказ № 2011 год. 2011 год. Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 10 11 класс
Рабочая программа создана на основании Положения о рабочей программе в моу сош с. Серпиевка, утверждённого...
Программа по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 класс icon Программа Обучения детей и подростков Правилам пожарной безопасности (обеспечение безопасности жизнедеятельности)

Программа по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 класс icon Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности в 11 классе Хайбуллина Ильнара Рафаиловича

Программа по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 класс icon Программа олимпиады учащихся по «Основам безопасности жизнедеятельности» 27 апреля 2013 года

Программа по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 класс icon Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе федерального компонента

Программа по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 класс icon Олимпиада по «основам безопасности жизнедеятельности»

Программа по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 класс icon Конспект открытого урока по основам безопасности жизнедеятельности тема

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы