|
Скачать 3.29 Mb.
|
![]() ГООУ «Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII – VIII вида, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» ФГОС НОО Основная общеобразовательная программа начального общего образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 397700 г. Бобров, Воронежская область, ул. Кирова,32. Сайт: http://bsshi.my1.ru/ E-mail: [email protected] Телефон (847350) 4-13-89 «Принято» «Утверждено» Педагогический совет №1 Директор школы-интерната «31» августа 2011г. ………………В.В.Брызгалина Приказ № 448 «01» сентября 2011г. ^ ГООУ «Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII – VIII вида, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VII вида г. Бобров 2011 Содержание ^ …………………………………………………………………….8 1.1 Цель и задачи реализации ООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования……………………………11 1.2 Основные принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования ………………………………………………..13 1.3 Общая характеристика ООП НОО ……………………………………………………… 14 ^ …………………………...........................16 2.1. Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные)17 III. Учебный план начального общего образования…………………………………….24 ^ ……………………………………………………………27 4.1. Ценностные ориентиры начального общего образования……………………………..28 4.2. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования…………………………………………………….31 4.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов……….37 4.4. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию…………………………………………………………………………………….44 ^ ………………………………….47 5.1. Общие положения…………………………………………………………………………47 5.2 Основное содержание учебных программ на ступени начального общего образования……………………………………………………………………………………..49 5.2.1. Программа курса «Русский язык» по УМК «Школа России»………………………..49 5.2.2.Программа курса «Литературное чтение» по УМК «Школа России………………...65 5.2.3.Программа курса « Математика» по УМК «Школа России»………………………..78 5.2.4. Программа курса «Окружающий мир» по УМК «Школа России»…………………..91 5.2.5. Программа курса «Изобразительное искусство» по УМК «Школа России»……..106 5.2.6. Программа курса «Музыка» по УМК «Школа России»…………………………….118 5.2.7. Программа курса «Технология» по УМК «Школа России»…………………………137 5.2.8. Программа курса «Физическая культура по УМК «Школа России»………………148 5.2.9. Программа курса «Ритмика»………………………………………………………….171 ^ ……………………………………………….176 6.1. Концептуальное содержание программы……………………………………………176 ^ ………………………………………………………………………………………………….191 VIII. Программа коррекционной работы………………………………………………..206 ^ ……………………..209 X. Программно-методическое обеспечение основной образовательной программы начального общего образования…………………………………………………………..226 Паспорт основной образовательной программы начального общего образования ГООУ «Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
^ Основная образовательная программа (далее ООП) начального общего образования ГООУ «Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII – VIII вида, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 Содержание ООП начального общего образования определяется:
ООП разработана с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, осуществляемого в ГООУ «Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII – VIII вида, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья», отраженных в программе развития школы- интерната. Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. При определении стратегических характеристик ООП учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. ^ - гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; - воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей среде, Родине, семье; - единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; - общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; - обеспечение самообразования личности, создание условий для её самореализации, творческого развития; - формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; - формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; - содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности. ^ : а) Личностно ориентированные принципы (адаптивности, развития, психологической комфортности). б) Культурно ориентированные принципы (образа мира, целостности содержания образования, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, овладения культурой). в) Деятельностно - ориентированные принципы (обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации, управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, с опорой на предшествующее развитие). 1.1 Цель и задачи реализации ООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. ^ является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. ^
^
Достижение новых результатов образования в значительной степени возможно благодаря эффективному ^ УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество, как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности. Концепция ^ в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС. Ведущей целевой установкой УМК «Школа России» является: «Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека - гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества». ^
^ Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты): - являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу; - обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики учащихся и требований, предъявляемых системой оценки; - являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие учащимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям. ^ - междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий»; - программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура», «Ритмика». ^ В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации (децентрация- механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной). В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. ^ У выпускника будут сформированы: -внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению; -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; -ориентация на осознание своих неудач и удач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения; -готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке; -осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества (член семьи, член классного коллектива, горожанин, селянин), умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, признание общепринятых морально- этических норм, готовность соблюдать их, способность к самооценке своих действий, поступков; -осознание себя как гражданина России, россиянина, как представителя одного из ее народов с определенной культурой; уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям; -эстетические чувства, стремление к красоте, желание участвовать в ее сохранении, в творческом, созидательном процессе; -основы экологической культуры, бережное отношение к природе; -установка на здоровый образ жизни; ^ для формирования: - понимания необходимости учения, выраженной учебно-познавательной мотивации, устойчивого познавательного интереса; - способности выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально- этическими нормами; - стремления соблюдать безопасные, экологически грамотные нормы поведения в обществе (семья, школа, общественные места) и природе; - патриотических чувств к своему Отечеству, народу, его культуре; интереса к особенностям других стран, народов, к их традициям; - осознанного принятия правил здорового образа жизни, понимания ответственности за свое здоровье и окружающих, уважительного и заботливого отношения к людям с нарушением здоровья; - личностной и социальной активности в различной природоохранной, созидательной, творческой деятельности, направленной на поддержание чистоты и красоты окружающей среды. ^ Выпускник научится: - принимать и сохранять учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу до окончательного ее решения; - планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно, в том числе и во внутренней речи) свои действия в соответствии с решаемой задачей; -действовать по плану, а также по инструкциям учителя или содержащимся в других источниках информации (в учебнике , тетради с печатной основой и т.д.); - выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий; - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; -оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления. Выпускник получит возможность научиться: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - адекватно оценивать свои достижения (что усвоил в результате решения учебной задачи, и на каком уровне), осознавать трудности, понимать их причины, в сотрудничестве с учителем намечать действия для преодоления затруднений, восполнять пробелы в знаниях и умениях. ^ Выпускник научится: - анализировать свое знание и незнание, умение и неумение по изучаемому вопросу (теме, разделу) и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи; - осознавать учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу, читая учебный текст (формулировку задания), слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в материалах учебников, тетрадей с печатной основой; - различать основную и второстепенную информацию, под руководством учителя фиксировать информацию разными способами (словесно, схематично и др.); - понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; -дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы); -анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков ( существенных, несущественных), описывать (характеризовать) их на основе предложенного плана; -сравнивать изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находить общие существенные признаки и распределять (классифицировать) их на группы; -владеть общими способами решения учебных задач; ориентироваться на возможность решения конкретных учебных задач разными способами; -проводить для решения учебных задач анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям; - осуществлять подведение под понятие на основе разграничения существенных и несущественных признаков объектов; -под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; - строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме рассуждения; -использовать рисунки, рисунки-схемы, чертежи, планы, отражающие пространственное расположение предметов, отношения между ними или их частями для решения познавательных задач; -преобразовывать реальный объект наблюдения из чувственной формы в модель (пространственно-графическую или знаково-символическую), в которой выделены существенные признаки объекта; - кодировать/замещать, использовать знаки и символы в качестве условных заместителей реальных объектов и явлений окружающего мира; -декодировать/интерпретировать информацию, представленную в условных знаках. ^ - пользоваться различными дополнительными источниками информации (справочники, энциклопедии, научно-популярные, учебно-познавательные книги, СМИ и др.), осуществлять поиск и выделение в них необходимой информации, фиксировать ее разными способами и сопоставлять; - преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесную информацию переводить в наглядную и наоборот); систематизировать и структуировать информацию, отображая ее в разной форме (план описания, схема, таблица и др.); - осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения конкретной учебной задачи; устанавливать аналогии с целью более простого и быстрого ее решения; -проводить синтез как составление целого из частей, самостоятельно восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций; -выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств; -выделять проблему (совместно с учителем и одноклассниками), при изучении новой темы, решении новой задачи, проведении исследования; -анализировать результаты исследования и представлять их в разных формах ( словесной, наглядной). -создавать собственные простые модели; - участвовать в коллективной проектной деятельности, проводимой в урочное и внеурочное время. ^ Выпускник научится: - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; - формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; -проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения; -под руководством учителя участвовать в организации и осуществлении групповой работы: распределять роли, сотрудничать, оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнерам; -строить небольшие монологические высказывания с учетом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства. ^ -оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; -создавать высказывания для решения различных коммуникативных задач, адекватно использовать в них разнообразные средства языка; -оперировать в речи языком предметной области (филологии, математики, естествознания, технологии), правильно (адекватно) использовать соответствующие понятия (лингвистические, математические, естественнонаучные и др.); -стараться уважать позицию партнера в процессе совместной деятельности, договариваться с партнерами о способах решения возникающих проблем, принимать и реализовывать общее решение; - проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, оказывать помощь взрослым и сверстникам для достижения общего успеха. |