|
Скачать 5.93 Mb.
|
Администрация Шелковского муниципального района ЧР Одобрена на педагогическом совете школы Утверждена приказом № 80/1 от 29.08.11г. Приказ №1от 29.08.2011г. Директор школы: _______ /А.А.Дадуллаев/ Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Новощедринская средняя общеобразовательная школа» Шелковского муниципального района на 2011-2015гг.
I.Целевой блок. 1.1.Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Новощедринская средняя общеобразовательная школа» разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения к структуре основной образовательной программы. Данная программа разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно. Она принимается педагогическим советом школы после обсуждения ее педагогическим коллективом и родительским сообществом. Основная образовательная программа МКОУ «Новощедринская СОШ» является документом, регламентирующим содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса, определяющим путь достижения образовательного стандарта. Образовательное учреждение берет на себя следующие обязательства по выполнению задач, поставленных в стандарте нового поколения: «Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся. Создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся». С учетом условий работы образовательного учреждения, приоритетных направлений образовательной деятельности и специфики средств обучения (школа работает по системе учебников «Начальная школа XXI века») в данном документе раскрываются цели, принципы и подходы к отбору содержания, организации педагогического процесса, характеризуется учебный план начальной школы. Цели программы : создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья и безопасности учащихся и обеспечение их эмоционального благополучия; развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка Реализация содержания основной образовательной программы позволит достичь основных задач начального образования, обозначенных в ФГОС второго поколения: - формирование универсальных учебных действий , обеспечивающих умение учиться; - активизация познавательной деятельности; - достижение учащимися начального звена личностных , метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы; - создание условий для рефлексии – способности осознавать и оценивать «свои мысли и действия как бы со стороны , соотносить результат деятельности с поставленной целью , определять свое знание и незнание. Программа соответствует основным характеристикам современного образования: --доступности, открытости, перспективности и научной обоснованности развития, вариативности, технологичности, поликультурности, носит личностно ориентированный характер. Программа отвечает возрастным особенностям учащихся: --любознательности, активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству. Основная образовательная программа школы предназначена для удовлетворения индивидуального, социального, государственного заказа в области образования и направлена на удовлетворение потребностей: - учащихся и родителей – в развитии умственного, физического и духовного потенциала каждого учащегося; его успешной социализации в обществе, сохранения и укрепления здоровья, готовности к продолжению образования на следующей ступени; - общества и государства – в формировании человека и гражданина, способного к продуктивной, творческой деятельности в различных сферах жизни, нацеленного на совершенствование и преобразование общества. ^ В основной части образовательной программы начального общего образования раскрываются следующие направления деятельности образовательного учреждения. ^ II. Планируемые результаты .1. Формирование универсальных учебных действий. Дается характеристика разных видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Приводятся конкретные примеры вклада каждого учебного предмета в развитие УУД. Выделяются различия между предметными и метапредметными универсальными действиями. ^ С учетом авторских программ системы учебников «Начальная школа XXI века» раскрываются результаты, которые должен достичь младший школьник за годы изучения данного учебного предмета. ^ В учебном плане отражается учебная номенклатура изучаемых предметов, число часов на их изучение в неделю, нагрузка учащегося в неделю (общая часть), а также основные направления внеурочной деятельности (вторая половина дня). На основе предложенного в данном документе учебного плана, образовательное учреждение вносит в него коррективы с учетом типа школы, условий ее функционирования, педагогического кадрового состава и др. ^ Раскрывается содержание универсальных учебных действий разного вида (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), как метапредметных УД, которыми должен овладеть ребенок, закончивший обучение в начальной школе. ^ Программы учебных предметов представляются в авторском варианте системы учебников «Начальная школа XXI века». Кроме указанных программ в документе раскрывается содержание следующих программ образования младших школьников: ^ VII. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни VIII. Программа коррекционной работы ^ Этот раздел документа характеризует содержание и формы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Программа адресована администрации, педагогическому коллективу МКОУ «Новощедринская СОШ», учащимся 1-4-х классов и их родителям. Срок реализации программы 4 года. Обучение осуществляется в 1 смену. На первой ступени обучения в школе реализуется учебная программа УМК «Начальная школа 21 века. Состав участников образовательного процесса: Дети (учащиеся) Оптимальный возраст начала школьного обучения – не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять: - для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры; Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
Педагоги: за время работы школы, в ней сложился хороший коллектив. Большинство учителей имеют высшее педагогическое образование, большой опыт работы и достаточно высокий уровень инновационного потенциала успешно прошедшие курсы повышения квалификации в ЧИПКРО по программе: «Содержание и технологические аспекты внедрения ФГОС в начальной школе» (в объеме 98 часов); изучившие требования, предъявляемые к ООП федеральным государственным стандартам, владеющие современными технологиями обучения, ответственные за качественное образование. Родители, изучившие особенности ООП, нормативные документы и локальные акты, обеспечивающие ее выполнение. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждения «Новощедринская средняя общеобразовательная школа» Новощедринского сельского поселения Шелковского муниципального района зарегистрировано в установленном порядке в Управлении муниципальным имуществом Администрации Шелковского муниципального района (свидетельство о государственной регистрации юридического лица, серия 20 , регистрационный № 000802362от 24.09.2010г) и внесено в записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном 24 сентября 2010 года за основным государственным регистрационным номером 1082035001146 (Свидетельство Межрайонной ИФНС России № 5 по Чеченской Республике серия 20 №000974177 от 27.11.2008г), действующее на основании собственного, разработанного, учрежденного и зарегистрированного в отделе ИЗО Администрации Шелковского муниципального района Устава школы (№390 от 20.08.2010г), прошедшее процедуры государственной аккредитации и лицензирования в 2009г, получившее и имеющее надлежащим образом оформленные соответствующие документы: лицензию на право осуществления образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего образования (серия А №186525, регистрационный № 0224 от 20 июля 2009г, действительна на период до 30 июля 2014г) . ^ МКОУ «Новощедринская СОШ» Шелковского муниципального района располагается в одном типовом административном здании, рассчитанном на 364 обучающихся. Построено здание в 1988 году, реконструировано в 2009 году. На первом этаже располагается начальная ступень образовательного учреждения и кабинеты первой и второй ступени. На втором этаже располагаются предметные кабинеты второй и третьей ступени и в одном крыле здания- начальная ступень. Сегодня в школе обучается 435 школьников. Школа работает в 1- сменном режиме. На территории школы находится небольшая спортивная площадка. Географическое расположение школы: отдаленность от важных административных городов усложняет вывоз детей на различные досуговые мероприятия. Запросы учащихся и родителей в сфере образования определяют направленность деятельности образовательного учреждения. За годы функционирования образовательного учреждения многие выпускники достигли высоких результатов в личностном и профессиональном развитии, многие из них окончили высшие учебные заведения, и вернулись работать в родное село. В сельском поселении Новощедринская проживают более 2000 человек. Национальный состав: чеченцы, русские, кумыки,ногайцы,аварцы. Данная образовательная программа направлена на реализацию приоритетной цели современного начального образования – развитие личности младшего школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями путем приобретения знаний, умений, навыков. Спортивная работа – регулярное участие в районной спартакиаде и занятие призовых мест, спортивные соревнования и спортивные мероприятия в школе, спортивные занятия во внеурочное время. Экологическая работа – изучение особенностей местной флоры и фауны, походы, экскурсии. Использование полученных материалов на уроках биологии и географии. . Проводятся различные праздничные мероприятия, имеющие воспитательное значение В образовательном учреждении используются современные образовательные технологии деятельностного типа: компьютеры, проекторы, интерактивная доска. Документация, регламентирующая осуществление образовательного процесса: приказы Министерства образования и науки Чеченской Республики, УО администрации Шелковского муниципального района и образовательного учреждения. Рекомендации и методические письма ЧИПКРО. ^ 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. Планируемые результаты:
В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям. Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями— познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета,—овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения. ^ строится с учётом необходимости:
С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания. Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования. ^ Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки. Подобная структура планируемых результатов показывает, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся. На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
^ (метапредметные результаты) В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится:
^ ·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; ·работать с несколькими источниками информации; ·сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится:
^ ·делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; ·составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится:
^ ·сопоставлять различные точки зрения; ·соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; ·в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. ^ (метапредметные результаты) В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете. Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры. Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиасообщения. Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером Выпускник научится:
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться: ·использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке. Обработка и поиск информации Выпускник научится:
^ грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений Выпускник научится:
^ ·представлять данные; ·создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель». Планирование деятельности, управление и организация Выпускник научится:
^ ·проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы; ·моделировать объекты и процессы реального мира. Обобщенная модель планируемых результатов. Результатом интеграции информации из ФГОС, примерной основной образовательной программы и УМК «Начальная школа 21 века» является обобщенная модель планируемых результатов: Планируемые результаты
Планируемые предметные результаты освоения основной образовательной программы достаточно полно представлены в ФГОС и Примерной основной образовательной программе с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя следующие учебные предметы: - филология (русский язык, литературное чтение,чеченский язык, литературное чтение, иностранный язык); - математика и информатика; - обществознание и естествознание (окружающий мир); - искусство ( музыка); - технология; (ИЗО и Художественный труд) - физическая культура. Портрет выпускника начальной школы:
^ В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Новощедринская СОШ» предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой. ^ отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру, личностные качества. Они не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу. Результаты личностных достижений учащегося фиксируются учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио. Характеристика содержит следующие позиции:
С 1-го класса в течение всех лет обучения ведется портфолио ученика. Портфолио (портфель достижений) - это интегральная (накопительная) оценка, представляющая собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях (учеба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития. В состав портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его учебной деятельностью, входят: -подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Такими работами (в рамках обсуждаемых предметов) могут быть, описания различных учебных задач и ситуаций, учебных и проверочных материалов, как минимум следующие: выборка работ из «^ » по русскому языку; |