Рабочая учебная программа по патологической физиологии для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245 icon

Рабочая учебная программа по патологической физиологии для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245





Скачать 423.08 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по патологической физиологии для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245
Дата10.04.2013
Размер423.08 Kb.
ТипРабочая учебная программа
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Ставропольская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

(ГБОУ ВПО СтГМА Минздравсоцразвития России)


кафедра патологической физиологии


Утверждаю

проректор по учебной работе

профессор А.Б.Ходжаян


«____»______________2012 г.


Согласовано

декан факультета


профессор Е.В.Щетинин


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по патологической физиологии


для специальности 060101 – лечебное дело


Всего часов – 245

В том числе:

Лекций – 54

Практических занятий – 108

Самостоятельных занятий – 83


Отчётность – экзамен, 6 семестр


г. Ставрополь, 2012


Рабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной) учебной программы (2002) и государственного образовательного стандарта

2-го поколения


Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры

патологической физиологии

«___» _____________2012 года, протокол №__


Заведующий кафедрой, профессор Е.В.Щетинин


Рабочая учебная программа согласована с цикловой методической комиссией

медико-биологических дисциплин

«____» _____________2012 года


Председатель ЦМК, профессор А.А. Коробкеев


^ Организационно – методические положения


Учебная дисциплина «Патологическая физиология» изучается студентами ΙΙΙ курса лечебного факультета очной формы обучения на базе среднего образования. Рабочая учебная программа по патологической физиологии составлена на основании требований Государственного Стандарта, предъявляемым к студентам по специальности 060101 «Лечебное дело» с учётом особенностей изучения дисциплины в медицинской академии.

В соответствии с учебным планом студенты ΙΙΙ курса лечебного факультета изучают дисциплину «Патологическая физиология» V-VΙ семестрах, соответственно. Всего на учебный материал отводится 245 академических часов, аудиторных – 163 часа, в том числе: 54 часа лекций, 109 часов практических занятий и 82 часа самостоятельной подготовки. Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена.

Рабочая программа составлена на основе разделов и тем, рекомендованных примерной программой по патофизиологии для студентов медицинских вузов (2002). Содержание отражает основные фундаментальные разделы и темы программы, согласно плана подготовки врача общей практики преимущественно для сельского здравоохранения.

Приоритетными направлениями при изучении предмета следует считать знание причин, механизмов формирования, исходов, принципов этиотропной и патогенетической терапии типовых патологических процессов и типовых нарушений органов и систем организма. Особое внимание уделяется изучению причин и механизмов формирования краевой патологии (патология системы дыхания, в том числе и аллергической природы). В центре внимания остаются основные проблемы медицинской науки – сердечно-сосудистая и онкологическая патология, нарушения нервной и эндокринной системы. Основу 80% заболеваний человека составляет воспаление как типовой патологический процесс, среди приоритетных направлений при изучении дисциплины ему уделяется особое внимание.

При формировании практических навыков отводится большое место клиническим анализам крови, мочи, функциональным пробам при сердечно-сосудистых заболеваниях, при болезнях пищеварительного тракта и других, что для врача общей практики является немаловажным.

Учебный материал распределён между лекциями, практическими занятиями и самостоятельной работой студента в учебное и внеучебное время. Лекции читаются по наиболее важным проблемам патофизиологии. Содержание лекций отражает современные достижения науки и практики. К чтению лекций привлекаются профессора и доценты кафедры.

На практических занятиях студенты самостоятельно под руководством преподавателя проводят экспериментальные исследования, протоколируют и анализируют полученные результаты, изучают готовые мазки крови, препараты, данные гемограмм, электрокардиограмм, результаты биохимических анализов и др., проводят патофизиологический анализ, формулируют заключение по данным ситуационных задач. К экспериментам студенты допускаются после ознакомления с основными требованиями, предъявляемыми к медико-биологическому эксперименту, которые рассматриваются на первом занятии. Студентов знакомят с приёмами работы на животных и техникой безопасности, проведением процедур различного рода, включая методы обезболивания животных и их эвтаназии.

Продолжительность практических занятий – 3 академических часа. С целью контроля усвоения учебной дисциплины на кафедре осуществляется текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний. Применяется тестовый контроль, решение ситуационных задач, проведение итоговых занятий, сдача практических навыков. Студент аттестуется на каждом практическом занятии. За время обучения проводится 4 итоговых занятия. Успеваемость студентов в ходе изучения дисциплины обобщается и каждому из них определяется рейтинг успеваемости. Рейтинг успеваемости применяется для определения итоговой оценки студенту, согласно Положению о рейтинговой системе оценки знаний студентов на кафедре.

Итоговая аттестация осуществляется после 6 семестра в форме экзамена. Программа и порядок проведения экзамена заблаговременно доводится до сведения студентов. Перед экзаменом проводятся консультации по графику. Процедура проведения экзамена предусматривает три этапа: 1) тестовые формы контроля; 2) практические навыки; 3) устное собеседование.

Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, экзаменационные материалы, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса. При проведении практических занятий по темам: типовые нарушения сердечно-сосудистой , дыхательной и нервной систем используется диагностическая аппаратура на базе персональных компьютеров.

Учебный процесс на кафедре тесно связан с воспитанием студентов в соответствии с Концепцией воспитательной работы, принятой в академии. В ходе учебного процесса студентам прививаются навыки аккуратности, воспитываются дисциплинированность, обязательность, прилежание в учёбе, уважительное отношение к одногруппникам и преподавателям, принципы деонтологии, высокой нравственности и гражданской позиции. Студентам прививаются навыки межнационального общения, национальной толерантности, вреде приёма наркотических средств, табакокурения. Сотрудники кафедры читают лекции по актуальным проблемам патологии местному населению.

Ц е л и и з а д а ч и д и с ц и п л и н ы

Задачей дисциплины является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях возникновения, развития и исходов болезни, патологических процессов, отдельных заболеваний, принципах их терапии и профилактики; обучение умению использовать полученные знания в клинике; создание методологической и методической основы клинического мышления и рационального действия врача общей практики.


^ В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные понятия общей нозологии: роль причин, условий и реактивности организма в возникновении, развитии и исходе болезней;

- причины и механизмы типовых патологических процессов, их проявления и значение для организма при развитии различных заболеваний;

- причины, механизмы и основные (важнейшие) проявления типовых нарушений функций органов и физиологических систем организма;

- этиологию, патогенез, проявления и исходы наиболее частых заболеваний человека, принципы их этиологической и патологической терапии;

- значение экспериментального метода (моделирования болезней и болезненных состояний на животных) в изучении патологических процессов; его возможности, ограничения и перспективы;

- значение патофизиологии для развития медицины и здравоохранения; связь патофизиологии с другими медико-биологическими и медицинскими дисциплинами.

уметь:

- проводить патофизиологический анализ клинико-лабораторных, экспериментальных и других данных;

- применить полученные знания при изучении клинических дисциплин и в последующей лечебно-профилактической деятельности;

- планировать и проводить (с соблюдением соответствующих правил) эксперименты на животных, обрабатывать и анализировать результаты опытов, правильно понимать значение эксперимента для изучения клинических форм патологии;

- определять по данным ЭКГ основные виды аритмий, признаки ишемии и инфаркта миокарда;

- проводить анализ крови и по данным гемограммы дать заключение о наличии и виде типовой формы патологии системы крови;

- дифференцировать виды гипоксий и патологические типы дыхания;

- давать по данным анализа мочи и клиренс-тестов характеристику типовых нарушений функций почек;

- дифференцировать различные виды желтух;

- определять по данным анализа желудочного и кишечного сока типовые нарушения секреторной функции желудка и кишечника;

- определять по температурной кривой тип лихорадочной реакции;

- интерпретировать результаты диагностических аллергических проб;

- обосновать принципы патогенетической терапии изучаемых наиболее распространённых заболеваний.

иметь представление:

- об основных перспективных направлениях развития патофизиологии.

владеть:

- расчётами величин ударного и минутного объёмов сердца по формуле Старра;

- анализом электрокардиограмм при следующих нарушениях сердечного ритма: автоматизма, возбудимости, проводимости;

- методикой определения количества эритроцитов, гемоглобина и количества лейкоцитов в единице объёма крови анализом гемограмм для выявления типовых нарушений красной и белой крови;

- навыками расшифровывать анализы мочи, экскрементов, желудочного сока для определения типов нарушений органов и систем;

- методикой для определения типов лихорадочных реакций, температурных кривых, умением объяснить их особенности и охарактеризовать суточные колебания температур;

- навыками по показателям газового состава крови определять тип гипоксии.

обладать набором компетенций:

- способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы социальных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты;

- готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, знание иностранного языка в области патофизиологии.

- способность владеть компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовность работать с информацией из различных источников, применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач в области патофизиологии;

- способность и готовность к логическому анализу различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики по проблемам патофизиологии;

- готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции;

- способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно образовательные технологии;

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, быть способным приумножить отечественные и мировое культурное наследие;


^ Содержание дисциплины


Введение. Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Литература.


^ Раздел 1. Общая нозология.

Тема 1. Общее учение о болезни.

Основные понятия «общей нозологии», «общая этиология», «общий патогенез». Норма, здоровье, переходные состояния организма между здоровьем и болезнью (предболезнь). Понятие о патологическом процессе, патологической реакции, патологическом состоянии, типовом патологическом процессе. Современные представления о болезни. Периоды и продолжительность болезни. Исходы.

Повреждающее действие факторов внешней среды. Классификация повреждающих факторов внешней среды. Болезнетворное действие физических факторов внешней среды. Патогенное действие химических факторов на организм. Болезнетворное влияние биологических факторов.

Тема 2. Повреждение клетки.

Причины, общие механизмы повреждения клетки, проявления повреждения клетки. Специфические и неспецифические механизмы повреждения клетки. Проявления повреждения клетки, последствия. Адаптивно-приспособительные механизмы защиты клеток от повреждения. Виды гибели клетки.

Тема 3. Реактивность организма.

Определение понятия «реактивность организма», «резистентность организма». Взаимосвязь реактивности и резистентности. Виды реактивности организма. Факторы индивидуальной реактивности. Понятия о механизмах индивидуальной реактивности. Роль реактивности в болезни.


^ Раздел 2. Типовые патологические процессы

Тема 4. Типовые нарушения обмена веществ.

Этапы нарушения обмена веществ. Виды нарушения углеводного обмена. Гипогликемические и гипергликемические состояния, их виды, механизмы Понятие «Сахарный диабет Ι и ΙΙ типа». Причины, механизмы развития, патогенез основных проявлений. Нарушения жирового и белкового обмена при сахарном диабете. Виды нарушения водно-солевого обмена (дисгидрии). Гипогидратация. Виды, причины, механизмы развития, последствия. Гипергидратация. Виды, причины, механизмы развития, последствия. «Отёк». Определения понятия, виды, причины, механизмы развития. Роль учения Старлинга в понимании механизмов развития отёков. Классификация отёков по патогенезу. Типовые нарушения белкового и жирового обмена веществ. Виды, этиология, патогенез. Голодание, виды, этиология, патогенез. Атеросклероз, этиология, патогенез. Нарушения кислотно-основного равновесия. Понятие, виды.

Тема 5. Изменения регионарного кровообращения и микроциркуляции.

Артериальная и венозная гиперемия, ишемия, стаз, тромбоз, эмболия. Их этиология, патогенез. Макро- и микроскопические признаки. Изменения и нарушения микроциркуляции при них. Последствия для организма. Этиология, патогенез, стадии тромбообразования. Виды тромбов, исходы, последствия. Эмболия определения понятия.

Этиология, патогенез, виды, последствия.

Тема 6. Воспаление.

Определение. Классификация. Этиология и патогенез воспаления как типового патологического процесса. Роль медиаторов воспаления. Биологическое значение воспаления. Внешние признаки воспаления и основные механизмы их развития. Местное и общее при воспалении. Тактика врача при лечении острого воспаления. Хроническое воспаление. Виды, этиология, патогенез. Отличие острого воспаления от хронического. Последствие хронического воспаления.

Тема 7. ^ Ответ острой фазы. Лихорадка.

Характеристика понятия «Ответ острой фазы». Медиаторы ответа острой фазы. Явления недомогания и защитно-приспособительные реакции. Белки острой фазы. Механизмы развития ответа острой фазы. Определение понятия «лихорадка». Этиология. Понятие об экзогенных и эндогенных пирогенных веществах (первичных и вторичных). Механизмы лихорадочной реакции. Стадии. Изменения и нарушения функций органов и систем при лихорадке. Биологическое значение лихорадки. Лихорадка как компонент ответа острой фазы.

Тема 8. ^ Опухолевый процесс.

Причины и механизмы развития опухолей. Доброкачественные и злокачественные опухоли. Теории трансформации здоровой клетки в опухолевую. Классификация канцерогенов. Понятие об анаплазии, атипизме опухолевых клеток, опухолевой прогрессии.

Тема 9. ^ Экстремальные состояния.

Шок. Характеристика понятия, виды. Общий патогенез шоковых состояний, сходство и различие отдельных видов шока. Стадии шока, основные функциональные и структурные нарушения на разных его стадиях. Значение исходного состояния и реактивных свойств организма для исхода шока. Кома, Виды комы. Этиология и патогенез коматозных состояний. Стадии комы. Нарушения функций организма при коматозных состояниях. Принципы терапии. Виды коллапсов, причины и механизмы развития. Патофизиологические основы профилактики и терапии экстремальных состояний.

Тема 10. Аллергия.

Аллергия определения понятия. Классификации по этиологии и патогенезу. 4 типа аллергических реакций по классификации Gell, Coombs. Причины, механизмы развития по стадиям. Проявления, последствия. Понятие об аутоаллергических реакциях. Понятие о десенсибилизации и гипосенсибилизации. Основные принципы профилактики и терапии аллергических реакций разных типов.


^ Раздел 3. Типовые нарушения функций органов и систем.

Тема 11. Типовые нарушения системы иммунобиологического надзора (ИБН).

Виды нарушений ИБН. Иммунопатологические состояния. Виды. Первичные иммунодефициты. Наследственные и врождённые. Вторичные (приобретённые) иммунодефициты и иммунодепрессивные состояния. Синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД). Физиологическая и патологическая толерантность их роль в здоровом и больном организме. Понятие об аутоагрессивных процессах.

Тема 12. Типовые нарушения внешнего и внутреннего дыхания.

Гипоксия. Определения понятия. Классификация гипоксий по происхождению (Петров И.Р.), по патогенезу (А.Д. Адо). Этиология, патогенез отдельных видов гипоксий, последствия. Механизмы срочной и долговременной компенсации при гипоксии.

Понятие дыхательная недостаточность (ДН). Виды ДН по этиологии и патогенезу. Обструктивный, рестриктивный и смешанный тип нарушения вентиляции легких. Критерии. Диффузионные формы ДН. Причины, механизмы, проявления, критерии. Вентиляционно-перфузионная форма ДН. Причины, механизмы, проявления, критерии. Ценрогенная ДН. Виды одышек и патологических типов дыхания. Периодическое дыхание. Терминальное дыхание. Их причины, механизмы развития, биологическое значение.

Тема 13. Типовые нарушения системы почек.

Нефротический и нефритический синдромы. Этиология, патогенез. Этиология, патогенез иммунных нефропатий. Ренальные и экстраренальные симптомы и синдромы при нефропатиях. Понятие «азотемия», «уремия», «почечная недостаточность». Виды почечной недостаточности. Патогенез. Исходы.

Тема 14. Типовые нарушения системы крови.

Определения понятия «анемия». Методы изучения анемий. Принципы классификаций анемий. Этиология, патогенез, картина крови при различных видах анемий. Острая кровопотеря. Этиология, патогенез, стадии компенсации. Патогенез острой постгеморрагической анемии в зависимости от стадии компенсации при острой кровопотере. Картина крови по стадиям. Хр. кровопотери. Этиология, патогенез.

Хроническая постгеморрагическая анемия как симптом хр. кровопотери. Картина крови при ней. Лейкоцитозы. Определения понятия. Виды лейкоцитозов по этиологии и патогенезу. Абсолютный и относительный лейкоцитоз. Виды абсолютных лейкоцитов, их значения в клинике. Лейкопения определения понятия. Виды лейкопении по этиологии и патогенезу. Абсолютные лейкопении, их виды, значение для клиники. Агранулоцитозы как особый вид абсолютных лейкопений. Определения понятия «лейкоз». Классификация лейкозов по морфогенетическому принципу, по течению, по количеству лейкоцитов в периферической крови. Основные отличия в картине крови при острых и хронических лейкозах. Лейкозы и лейкемоидные реакции. Методы изучения лейкозов. Нарушение гемостаза. Понятие, виды, этиология, патогенез.

Тема 15. Типовые нарушения сердечно сосудистой системы.

Определения понятия «сердечная недостаточность». Виды по этиологии, по течению по фазам и отделам сердца. Этиология и патогенез о. и хр. сердечной недостаточности. Артериальные гипертензии, определение понятия. Виды. Первичные и вторичные артериальные гипертензии. Гипертоническая болезнь. Этиология, патогенез, современные концепции происхождения и развития гипертонической болезни. Артериальная гипотензия, определения понятия. Виды. Первичные и вторичные артериальные гипотензии. Гипотоническая болезнь. Этиология, патогенез. Сердечные аритмии, определение понятия. Их виды по этиологии и патогенезу. Классификации. Этиология, патогенез, ЭКГ признаки отдельных видов сердечных аритмий. Коронарная недостаточность. Понятие, причины, виды, механизмы развития. Инфаркт миокарда.

Тема 16. Типовые нарушения системы пищеварения.

Последствия удаления различных отделов желудочно-кишечного тракта. Демпинг - синдром. Этиология, патогенез, проявления. Нарушения секреторной и моторной функции желудка. Этиология, патогенез. Язвенная болезнь желудка и 12 –перстной кишки. Этиология, патогенез, современная концепция происхождения и развития. Нарушение полостного и пристеночного пищеварения в кишечнике. Этиология, патогенез, последствия. Синдром мальабсорбции. Глютеновая болезнь.

Тема 17. Типовые нарушения функций печени. Желтухи.

Печёночная недостаточность определения понятия. Классификация по патогенезу. Проявления и последствия печёночной недостаточности. Печёночная кома. Желтухи, определения понятия. Классификация по патогенезу. Этиология, патогенез отдельных видов желтух. Дифференциальная диагностика их.

Тема 18. Типовые нарушения эндокринной системы.

Роль эндокринной системы в болезни. Причины и основные структуры повреждения в патогенезе эндокринных расстройств. Роль нарушений механизмов обратной связи в развитии эндокринных заболеваний. Этиология, патогенез отдельных синдромов при заболеваниях эндокринной системы. Гипо- и гиперфункциональные нарушения коры надпочечников, гипофиза и щитовидной железы.

Тема 19. Типовые нарушения нервной системы.

Общая этиология и особенности повреждения нервной системы.

(роль гематоэнцефалического барьера, следовых реакций, второй сигнальной системы и др.). Основные типовые патологические процессы в нервной системе: генератор патологически усиленного возбуждения, дефицит торможения, денервационный синдром, синдром нервных дистрофий, патологическая система, спинальный шок и др. Болевой синдром. Понятие ноцицептивная и антиноцицептивная системы.

Заключение. Краткий итог изучения дисциплины. Задачи на предстоящую аттестацию. Способы самостоятельного пополнения знаний.


^ Распределение часов по разделам, темам и видам учебных занятий


Раздел, тема



Всего часов

Лекций

Практ. занятий

Сам. работа

1

2

3

4

5

5-й, 6-й семестры обучения

Введение

7,5

2

3

2,5

Раздел 1. Общая нозология.

1. Общее учение о болезни.

16,5

2

9

5,5

2. Повреждение клетки.

7,5

2

3

2,5

3. Реактивность организма

10,5

4

3

3,5

Раздел 2. Типовые патологические процессы

4. Типовые нарушения обмена веществ.


18



2


10


6

5. Изменения регионарного кровообращения и микроциркуляции


9





6


3

6. Воспаление.

15

4

6

5

7. Ответ острой фазы. Лихорадка.

7,5

2

3

2,5

8. Опухолевый процесс.

7,5

2

3

2,5

9. Экстремальные состояния.

4,5




3

1,5

10. Аллергия

16,5

4

7

5,5

Раздел 3. Типовые нарушения функций органов и систем.

11. Типовые нарушения системы иммунобиологического надзора (ИБН).


7,5


2


3


2,5

12. Типовые нарушения внешнего и внутреннего дыхания.


15



4



6


5

13. Типовые нарушения функций почек.


7,5


2


3


2,5

14. Типовые нарушения системы крови.


28,5


6


13


9,5

15. Типовые нарушения сердечно сосудистой системы


23


6


9


8

16. Типовые нарушения системы пищеварения


7,5


2


3


2,5

17. Типовые нарушения функций печени. Желтухи.


7,5


2


3


2,5

18. Типовые нарушения эндокринной системы.


7,5


2


3


2,5

19. Типовые нарушения нервной системы.


15


3


7


5

Заключение.

6

1

2

3

ВСЕГО:

245

54

108

83



Информационно-методическое обеспечение


л и т е р а т у р а


о с н о в н а я


  1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология. – М.: ГЭОТАР – Медицина, 2007. – 496 с.

  2. Патофизиология. /Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. – М.: «Академия», 2007. – 830 с.


д о п о л н и т е л ь н а я

  1. Патологическая физиология: Учебник для медицинских вузов / Под ред. В.В.Новицкого и Е.Д.Гольберга. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2001. – 716 с.

  2. Патологическая физиология / Под ред. А.Д.Адо, В.И. Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А. Владимирова. – М.: Триада-Х, 2000. – 574 с.




  1. Хендерсон Д.М. Патофизиология органов пищеварения. – М:, БИНОМ, 1999. – 272 с.

  2. Шиффман Ф.Д. Патофизиология крови. М. – СПб.: БИНОМ, 2007. – 211 с.

  3. Кеттай Л.В., Арки Р.А. Патофизиология эндокринной системы. М. – СПб.: БИНОМ, 2007. – 198 с.

  4. Гриппи М.А. Патофизиология лёгких. – М. – СПб.: БИНОМ, 2001. – 205 с.

  5. Шейман Д.А. Патофизиология почки. Москва. М. – СПб.: БИНОМ, 2007. – 251 с.

  6. Пытский В.И. Аллергическиз заболевания. – М.: Мед., 2001. – 345 с.

  7. Болезни сердца и сосудов / под ред. В.И. Чазова/. – М.: Мед, 1992

  8. Подымова С.Д. Болезни печени. – М.: Мед, 1993. – 543 с.

  9. Дыгай А. Воспаление и гемопоэз. – Томск, 1992. – 189 с.

  10. В.Г. Овсянников. Общая патология (патологическая физиология). – Ростов-на-Дону, в 2-х частях. – 1997 и 2005.



Материально-техническое обеспечение


- учебные комнаты, лаборатория;

- созданные на кафедре учебные фильмы;

- мультимедийный атлас патологии, программа компьютерного тестирования;

- тематические наглядные пособия: схемы, таблицы;

- микропрепараты;

- аппарат для определения уровня сахара в крови;

- комплекс мониторный кардио-респираторной системы и гидратации тканей КМ-АР-01 ДИАМАНТ;

- электроэнцефалограф «ТЕЛЕПАТ 104Р»;

- электрокардиограф;

- спектрофотометр;

- велоэргометр;

- лабораторные животные;

- медицинский инструментарий;

- химические реактивы и индикаторы;

- медицинская техника: микроскопы, аппараты для измерения АД, стетофонендоскопы, термометры, дистиллятор, центрифуга, аппарат переменного тока, аппарат Комовского,гемометр Салли, счетчик клеток крови, камера Горяева.


^ План лекций


№ лекции


Наименование лекции

Перечень учебных вопросов лекции

5-и семестр обучения

1.


Введение. Предмет и задачи патофизиологии. Методы исследования

1. Патофизиология как наука, предмет, задачи, методы изучения.

2. Патофизиология как медицинская дисциплина, предмет, задача, методы изучения.

3. Роль патофизиологии в общей системе подготовки врача.

2.



Общее учение о болезни. Общая этиология. Общий патогенез. Концепции происхождения болезни.

1. Понятие «общая нозология».

2. Общая этиология. роль повреждающих факторов внешней среды в происхождении болезни. Концепции происхождения болезни.

3. Общий патогенез: начальное звено, ведущее звено патогенеза, причинно-следственная связь, порочный круг в патогенезе болезни.

4. Стадии, исходы болезни.

5. Общие принципы терапии болезни.

3.



Повреждение клетки.

1. Этиология повреждения клетки.

2. Специфические и неспецифические механизмы повреждения клетки.

3. Последствия повреждения. Формы гибели клетки.

4.



Учение о реактивности организма, её роль в болезни.

1. Определение понятия «реактивность организма».

2. Виды реактивности по А,Д,Адо.

3. Критерии индивидуальной реактивности.

4. Факторы индивидуальной реактивности.

5.



Реактивность организма. Механизмы индивидуальной реактивности.

1. Индивидуальная реактивность как совокупность реакций организма на данный раздражитель.

2. Механизмы реакций на данный раздражитель (данные теорий И.П.Павлова, Г.Селье и других исследователей).

3. Формирование функциональных систем сохранения жизни (совокупность наследственных и приобретённых адаптационных программ организма). Возможность управления ими.

6.



Патофизиология обмена веществ.

1. Нарушения водно-солевого обмена (дисгидрии).

2. Гипогидратации, виды, этиология, патогенез. Коррекция.

3. Гипергидратации, виды, этиология, патогенез. Коррекция.

4. Понятие «отёк». Виды, этиология, патогенез.

7.



Воспаление. Острое воспаление. Этиология, патогенез. Биологическая роль воспаления

1. Определение понятия «Воспаление», этиология, патогенез острого воспаления.

2. Биологическая роль острого воспаления.

3. Принципы терапии.

8.



Воспаление. Этиология, патогенез хронического воспаления. Виды хронического воспаления.

1. Этиология, патогенез первичного хронического воспаления. Вторичное хроническое воспаление.

2. Особенность развития острого и первичного хронического воспаления. Последствия.

3. Перспективы в лечении различных видов хронического воспаления.

9.



Ответ острой фазы. Лихорадка.

1. Понятие «ответ острой фазы» (ООФ).

2. Лихорадка как реакция ООФ. Причины, патогенез.

3. Отличие лихорадки от перегревания.

10.



Патофизиология опухолевого процесса.

1. Определение понятия «опухолевый процесс».

2. Этиология опухолевого процесса, виды канцерогенов.

3. Стадии канцерогенеза.

4. Виды опухолей. Атипизмы опухолевого процесса.

5. Антибластомная резистентность организма

11.



Типовые нарушения иммунологической реактивности. Аллергия.

1. Определение понятия «Аллергия».

2. Классификации аллергии по этиологии, по патогенезу.


12.



Аллергия (продолжение).

1. Причины и механизмы развития по стадиям отдельных видов аллергических реакций.

2. Значение аллергических реакций организма. Принципы терапии аллергических заболеваний.

13.



Типовые нарушения системы иммунобиологического надзора.

1. Виды типовых нарушений системы иммунобиологического надзора.

2. Иммунодефициты и иммунодефицитные состояния. Виды, этиология, патогенез. Последствия.

3. Понятия «физиологическая толерантность», и «патологическая толерантность». Значение, последствия.

14.



Типовые нарушения системы внешнего и внутреннего дыхания. Гипоксия.

1. Определение понятия «Гипоксия».

2. Виды гипоксий по происхождению и по патогенезу.

3. Гипоксии при нарушениях внутреннего дыхания (циркуляторная, гемическая, тканевая). Этиология, патогенез.

4. Газовый состав крови при гипоксиях.

5. Последствия для организма.

15.



Типовые нарушения системы внешнего дыхания. Дыхательная недостаточность, её виды критерии.

1. Понятие «внешнее дыхание».

2. Виды гипоксий при нарушениях внешнего дыхания (экзогенные респираторные гипоксии). Этиология, патогенез.

3. Газовый состав крови при гипоксиях с нарушениями внешнего дыхания.

4. Понятие «дыхательная недостаточность». Виды по этиологии и патогенезу. Критерии отдельных видов дыхательной недостаточности.

16.



Типовые нарушения системы крови. Общее учение об анемиях.

1. Определение понятия «Анемия».

2. Методы изучения анемий.

3. Патологические формы эритроцитов.

4. Принципы классификаций анемий.

5. Значение для врача

17.



Типовые нарушения системы крови. Лейкоцитозы. Лейкопении.

1. Определение понятия «лейкоцитоз», этиология, патогенез.

2. Понятия «абсолютный», «относительный» лейкоцитоз.

3. Виды абсолютных лейкоцитозов. Значение для практического врача.

4. Лейкопении, этиология, патогенез.


18.



Типовые нарушения системы крови. Гемобластозы. Лейкозы.

1. Понятия «гемобластозы», «лейкозы».

2. Этиология, патогенез лейкозов, методы изучения.

3. Классификации лейкозов.

4. Картина крови при лейкозах.

5. Лейкемоидные реакции.

6-й семестр обучения

19

Типовые нарушения сердечно сосудистой системы. Сердечная недостаточность

1. Понятие «Сердечная недостаточность».

2. Виды сердечной недостаточности по фазам, отделам сердца, по этиологии, по течению.

3. Этиология и патогенез о. и х. сердечной недостаточности.

4. Гемодинамические показатели при сердечной недостаточности

20

Типовые нарушения сердечно сосудистой системы. Системные нарушения артериального кровяного давления. Артериальные гипертензии и артериальные гипотензии.

1. Понятие «артериальная гипертензия». Первичные и вторичные артериальные гипертензии.

2. гипертоническая болезнь, понятие, концепции происхождения и развития гипертонической болезни.

3. Артериальные гипотензии, понятие, первичные и вторичные артериальные гипотензии.

4. Гипотоническая болезнь, этиология, патогенез.

21

Типовые нарушения сердечно сосудистой системы. Сердечные аритмии.

1. Сердечные аритмии. Определение понятия.

2. Виды сердечных аритмий по этиологии и патогенезу.

3. этиология, патогенез, ЭКГ признаки при отдельных видах сердечных аритмий.

4. Комбинированные сердечные аритмии. Механизм re-entry. Последствия для организма.

22

Типовые нарушения системы пищеварения.

1. Типовые нарушения пищеварения в полости рта.

2. Типовые нарушения секреторной и моторной функций желудка. Этиология, патогенез нарушений пищеварения.

3. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки. Этиология, патогенез, современная концепция.

4. Нарушения пищеварения в кишечнике. Этиология, патогенез.

5. Мальабсорбция, причины, механизмы развития. Глютеновая болезнь


23

Типовые нарушения функций печени. Печёночная недостаточность. Виды желтух, этиология, патогенез.

1. Печёночная недостаточность, этиология, патогенез, виды.

2. Печёночная кома, патогенез.

3. Виды желтух, их причины, механизмы развития, проявления и последствия.

4. Экспериментальное изучение функций печени.

24

Типовые нарушения функций почек.

1. Понятия «нефропатии», «иммунные нефропатии». Этиология, патогенез.

2. нефротический синдром, виды по течению, ренальные, экстраренальные проявления.

3. Нефротический синдром, виды, ренальные, экстраренальные проявления.

4. Острая и хроническая почечная недостаточность, причины, патогенез. Уремия.

25

Типовые нарушения эндокринной системы.

1. Этиология типовых нарушений эндокринной системы.

2. Виды типовых нарушений (центральные, железистые, постжелезистые) в зависимости от локализации повреждений.

3. Нарушения механизма обратной связи в развитие эндокринных заболеваний гипо- и гиперфункционального характера.

4. Роль эндокринной системы в болезни.

5. Этиология, патогенез отдельных заболеваний желез внутренней секреции.

26

Типовые нарушения функций нервной системы

1. Этиология типовых нарушений нервной системы. Особенности возникновения повреждения в нервной системе (наличие гематоэнцефалического барьера, роль слова, следовых реакций, условных рефлексов).

2. Этиология и патогенез типовых нарушений нервной системы: генератора патологически усиленного возбуждения, патологической системы, дефицита торможения, денервационного, деафферентационного синдромов, синдрома нервных дистрофий.


27

Типовые нарушения функций нервной системы (продолжение).

1. Болевой синдром. Теории боли. Ноцицептивная и антиноцицептивная системы. Принципы терапии боли.

2. Роль нервной системы в болезни.




^ План практических занятий


Порядковый номер занятия

Наименование занятия

Перечень учебных вопросов занятия

5 – й семестр обучения

1.


Введение. Патологическая физиология как медицинская дисциплина

1. Патофизиология как наука и медицинская дисциплина. Предмет изучения.

2. Задачи патофизиологии

3. Методы исследования.

4. Роль патофизиологии в общей системе подготовки врача.

2.



Общая нозология. Общая этиология. Общий патогенез. Роль повреждающих факторов внешней среды в происхождении болезни. Действие изменённого атмосферного давления.

1. Понятие «общая нозология», «общая этиология», «общий патогенез».

2. Определение понятия «болезнь» Стадии и исходы болезни.

3. Роль повреждающих факторов внешней среды в происхождении болезни.

4. Влияние изменённого атмосферного давления на организм.

3.



Общая этиология. Общий патогенез. Повреждающее действие на организм электрического тока и механических факторов

1. Роль причин и условий в возникновении болезни.

2. Причины, условия, механизмы и исходы развития электротравмы.

3. Роль механических факторов внешней среды в возникновении болезни и патологических процессов.

4. Травматический шок. Этиология, патогенез, стадии, последствия.


4.



Общая этиология. Общий патогенез. Повреждающее действие лучистой энергии.

1. Сущность понятия «Патогенез болезни».

2. «Начальное звено в патогенезе», «причинно-следственная связь в патогенезе», «ведущее звено патогенеза», «порочный круг» в патогенезе болезни.

3. Лучевая болезнь. Этиология, патогенез, формы, последствия для организма.

4. Картина крови по стадиям костномозговой формы лучевой болезни.

5. Солнечный удар. Этиология, патогенез.

5.



Повреждение клетки как общий закон развития болезни.

1. Уровни повреждения при болезнях.

2. Причины повреждения клеток. Экзогенные и эндогенные факторы.

3. Специфические механизмы повреждения клетки.

4. Неспецифические механизмы повреждения клетки.

5. Проявления повреждения клетки, последствия. Виды гибели клетки.

6.



Реактивность организма. Её роль в болезни

1. Определение понятия «реактивность организма».

2. Виды реактивности организма.

3. Факторы индивидуальной реактивности

4. Понятия о механизмах индивидуальной реактивности.

5. Роль реактивности в болезни.

7.



Общие типовые патологические процессы. Типовые нарушения углеводного обмена.

1. Определение понятия «болезнь», «типовой патологический процесс», «патологическое состояние».

2. Этапы нарушения обмена веществ.

3. Виды нарушения углеводного обмена. Понятие «Сахарный диабет Ι и ΙΙ типа».

4. Нарушения жирового и белкового обмена при сахарном диабете.

8.



Типовые нарушения водно-солевого обмена.

1. Виды нарушения водно-солевого обмена (дисгидрии).

2. Гипогидратация. Виды, причины, механизмы развития, последствия.

3. Гипергидратация. Виды, причины, механизмы развития, последствия.

4. «Отёк». Определения понятия, виды, причины, механизмы развития. Роль учения Старлинга в понимании механизмов развития отёков.

5. Классификация отёков по патогенезу.

9.


Коллоквиум.

Итоговое занятие по общей нозологии и по некоторым вопросам типовых патологических процессов.

10.



Общие типовые патологические процессы. Изменения регионарного кровообращения и микроциркуляции.

1. Артериальная гиперемия. Этиология, патогенез, признаки, последствия.

2. Венозная гиперемия. Этиология, патогенез, признаки, последствия для организма.

3. Ишемия, Этиология, патогенез, признаки, последствия для организма.

11.



Общие типовые патологические процессы. Изменения регионарного кровообращения и микроциркуляции. Тромбоз. Эмболия.

1. Тромбоз определения понятия.

2. Этиология, патогенез, стадии тромбообразования. Виды тромбов, исходы, последствия.

3. Эмболия, определения понятия.

4. Этиология, патогенез, виды, последствия.

12.



Воспаление.

1. Воспаление. Определение понятия.

2. Причины, механизмы развития острого воспаления.

3. Стадии, исходы, принципы терапии острого воспаления.

13.



Воспаление. Местное и общее при воспалении. Биологическое значение. Острое воспаление. Хроническое воспаление.

1. Местные клинические признаки острого воспаления, механизм их развития.

2. Общие изменения в организме при остром воспалении.

3. Биологическое значение острого воспаления.

4. Понятие «Хроническое воспаление», виды, этиология, патогенез. Отличие острого воспаления от хронического. Последствие хронического воспаления.

14.



Ответ острой фазы. Лихорадка.

1. Ответ острой фазы, определение, признаки, медиаторы, значение.

2. Лихорадка как часть ответа острой фазы.

3. Этиология, патогенез, стадии, биологическое значение.

3. Сходство и различия лихорадки и перегревания.

15.



Опухолевый процесс.

1. Опухолевый процесс, определение понятия.

2. Этиология опухолевого процесса, виды канцерогенов.

3. Патогенез опухолевого процесса. Понятия «протоонкогены», «онкогены».

Механизмы канцерогенеза. Стадии.

4. Виды опухолей. Атипизмы опухолевого процесса.

5. Антибластомная резистентность организма, виды, механизмы.

16.



Экстремальные состояния.

1. Понятие «Экстремальные состояния».

2. Виды экстремальных состояний. Шок, коллапс, кома. Причины, механизмы развития, последствия.

17.



Типовые нарушения иммунологической реактивности. Аллергия.

1. Аллергия определения понятия.

2. Классификации по этиологии и патогенезу.

3. 4 типа аллергических реакций по классификации Gell, Coombs. Причины, механизмы развития по стадиям. Проявления, последствия.

18.


Коллоквиум

Итоговое занятие по общим типовым патологическим процессам.

6-й семестр обучения

19.

Типовые нарушения системы иммунобиологического надзора (ИБН).

1. Виды нарушений ИБН.

2. Иммунопатологические состояния. Виды.

3. Первичные иммунодефициты. Наследственные и врождённые.

4. Вторичные (приобретённые) иммунодефициты и иммунодепрессивные состояния. Синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД).

20.

Типовые нарушения внешнего и внутреннего дыхания. Гипоксия

1. Гипоксия. Определения понятия.

2. Классификация гипоксий по происхождению (Петров И.Р.), по патогенезу (А.Д. Адо).

3. Этиология, патогенез отдельных видов гипоксий, последствия.

21.

Типовые нарушения внешнего дыхания. Дыхательная недостаточность.

1. Понятие дыхательная недостаточность (ДН).

2. Виды ДН по этиологии и патогенезу.

3. Обструктивный, рестриктивный и смешанный тип нарушения вентиляции легких. Критерии.

4. Диффузионные формы ДН. Причины, механизмы, проявления, критерии.

5. Вентиляционно-перфузионная форма ДН. Причины, механизмы, проявления, критерии.

6. Ценрогенная ДН. Патологические формы дыхания.

22.

Типовые нарушения функций почек.

1. Нефротический синдром. Этиология, патогенез.

2. Нефритический синдром. Этиология, патогенез.

3. Этиология, патогенез иммунных нефропатий.

4. Ренальные и экстраренальные симптомы и синдромы при нефропатиях.

23.

Типовые нарушения системы крови. Общее учение об анемиях.

1. Определения понятия «анемия».

2. Методы изучения анемий.

3. Принципы классификаций анемий

24.

Типовые нарушения системы крови. Острая и хроническая кровопотери. Острая и хроническая постгеморрагические анемии.

1. Острая кровопотеря. Этиология, патогенез, стадии компенсации.

2. Патогенез острой постгеморрагической анемии в зависимости от стадии компенсации при острой кровопотере. Картина крови по стадиям.

3. Хр. кровопотери. Этиология, патогенез.

4.Хроническая постгеморрагическая анемия как симптом хр. кровопотери. Картина крови при ней.

25.

Типовые нарушения системы крови. Лейкоцитозы, лейкопении.

1. Лейкоцитозы. Определения понятия.

2. Виды лейкоцитозов по этиологии и патогенезу.

3. Абсолютный и относительный лейкоцитоз. Виды абсолютных лейкоцитов, их значения в клинике.

4. Лейкопения определения понятия.

5. Виды лейкопении по этиологии и патогенезу.

6. Абсолютные лейкопении, их виды, значение для клиники. Агранулоцитозы как особый вид абсолютных лейкопений

26.

Типовые нарушения системы крови. Гемобластозы. Лейкозы

1. Определения понятия «лейкоз».

2. Классификация лейкозов по морфогенетическому принципу, по течению, по количеству лейкоцитов в периферической крови.

3. Основные отличия в картине крови при острых и хронических лейкозах.

4. Лейкозы и лейкемоидные реакции.

5. Методы изучения лейкозов.

27.

Коллоквиум

Итоговое занятие (А) по типовым нарушениям функций органов и систем.

28.

Типовые нарушения сердечно сосудистой системы. Сердечная недостаточность

1. Определения понятия «сердечная недостаточность».

2. Виды по этиологии, по течению по фазам и отделам сердца.

3. Этиология и патогенез о. и хр. сердечной недостаточности.

29.

Типовые нарушения сердечно сосудистой системы. Системные нарушения артериального кровяного давления. Артериальные гипертензии и артериальные гипотензии.

1. Артериальные гипертензии, определение понятия. Виды. Первичные и вторичные артериальные гипертензии.

2. Гипертоническая болезнь. Этиология, патогенез, современные концепции происхождения и развития гипертонической болезни.

3. Артериальная гипотензия, определения понятия. Виды. Первичные и вторичные артериальные гипотензии.

4. Гипотоническая болезнь. Этиология, патогенез.

30.

Типовые нарушения сердечно сосудистой системы. Сердечные аритмии.

1. Сердечные аритмии, определение понятия. Их виды по этиологии и патогенезу. Классификации.

2. Этиология, патогенез, ЭКГ признаки отдельных видов сердечных аритмий.

31.

Типовые нарушения пищеварения. Нарушения пристеночного и полостного пищеварения.

1. Последствия удаления различных отделов желудочно-кишечного тракта. Демпинг- синдром. Этиология, патогенез, проявления

2. Нарушения секреторной и моторной функции желудка. Этиология, патогенез.

3. Язвенная болезнь желудка и 12 –перстной кишки. Этиология, патогенез, современная концепция происхождения и развития.

4. Нарушение полостного и пристеночного пищеварения в кишечнике. Этиология, патогенез, последствия. Синдром мальабсорбции. Глютеновая болезнь.


32.

Типовые нарушения функций печени. Желтухи.

1. Печёночная недостаточность определения понятия. Классификация по патогенезу.

2. Проявления и последствия печёночной недостаточности. Печёночная кома.

3. Желтухи, определения понятия. Классификация по патогенезу.

4. Этиология, патогенез отдельных видов желтух. Дифференциальная диагностика их.

33.

Типовые нарушения эндокринной системы.

1. Причины и основные структуры повреждения в патогенезе эндокринных расстройств.

2. Роль нарушений механизмов обратной связи в развитии эндокринных заболеваний.

3. Этиология, патогенез отдельных синдромов при заболеваниях эндокринной системы.

4. Гипо- и гиперфункциональные нарушения коры надпочечников, гипофиза и щитовидной железы.

34.

Типовые нарушения нервной системы.

1. Общая этиология и особенности повреждения нервной системы.

(роль гематоэнцефалического барьера, следовых реакций второй сигнальной системы и др.).

2. Основные типовые патологические процессы в нервной системе. Генератор патологически усиленного возбуждения, дефицит торможения, денервационный синдром, синдром нервных дистрофий, патологическая система, спинальный шок и др.

3. Болевой синдром. Понятие ноцицептивная и антиноцицептивная системы. Виды боли. Принципы терапии

35.

Коллоквиум

Итоговое занятие (В) по типовым нарушениям функций органов и систем.

36.

Практические навыки

Итоговое занятие по обсуждению практических навыков и умений курса патологической физиологии.



^ Протокол согласования


Наименование дисциплины

Предмет согласования

Роспись зав. кафедрой.



Физика

Законы гемодинамики, возникновение и проведение электрических импульсов. Принципы работы электрокардиографа.

Виды лучистой энергии. Виды ионизирующей радиации.




Биоорганическая и биологическая химия

Закономерности протекания химических реакций, превращения энергии в химических реакциях

Биохимия этапов углеводного, жирового, белкового обмена веществ.




Анатомия

Анатомия большого и малого круга кровообращения, анатомия регуляторных эндокринных и нервных систем и внутренних органов.






Гистология

Строение клетки. Строение, микроструктура органов дыхания, пищеварения, почек, печени, эндокринной и нервной систем. Строение и функции клеток крови. Современная схема кроветворения. Строение и функции клеток сердечной ткани. Центральные и периферические органы иммунной системы. Т – В – А – системы иммунитета. Их взаимодействия в иммунном ответе.






Нормальная физиология

Функции клетки, клеточных органелл. Мембраны клетки. Транспорт веществ через клетку. Механизмы мембранного потенциала покоя и потенциала действия. Физиология кровообращения. Гемодинамические показатели сердечной деятельности (систолический, минутный объём крови, сердечный индекс). Механизмы формирования сосудистого тонуса. Факторы, определяющие величину артериального кровяного давления.

Физиологические свойства миокарда, их особенность проводимость, сократимость. Электрокардиограмма здорового человека.

Понятие «система крови» (Г.Ф.Ланга), функции крови. Нервная и гуморальная регуляция эритропоэза, лейкопоэза.

Физиология дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной, эндокринной, нервной систем.




Микробиология

Структурная и функциональная организация иммунной системы. Иммунитет, его формы и значение. Неспецифический и специфический иммунитет. Формирование иммунного ответа.




Патологическая анатомия

Общие закономерности развития типовых патологических процессов: деструктивных, дистрофических, воспалительных. Морфологические проявления типовых нарушений органов и систем






Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа по патологической физиологии для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245 iconРабочая учебная программа по патологической физиологии для иностранных студентов по специальности

Рабочая учебная программа по патологической физиологии для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245 iconРабочая учебная программа по патологической физиологии для специальности 060103 педиатрия Всего часов

Рабочая учебная программа по патологической физиологии для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245 iconРабочая учебная программа дисциплины акушерство и гинекология для специальности 060101 лечебное дело

Рабочая учебная программа по патологической физиологии для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245 iconРабочая учебная программа по фтизиопульмонологии для студентов иностранного факультета англоязычного

Рабочая учебная программа по патологической физиологии для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245 iconРабочая программа по патологической физиологии по специальностям «060101 лечебное дело» И«060101-

Рабочая учебная программа по патологической физиологии для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245 iconРабочая учебная программа Специальность: 1-79 01 01 "Лечебное дело" Общее количество учебных часов:
«Дерматовенерология» для специальности 1 79 01 01 "Лечебное дело" высшего медицинского образования...
Рабочая учебная программа по патологической физиологии для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245 iconРабочая учебная программа по оториноларингологии для специальности 060101 лечебное дело

Рабочая учебная программа по патологической физиологии для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245 iconРабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060101 лечебное дело г. Ставрополь, 2009

Рабочая учебная программа по патологической физиологии для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245 iconРабочая учебная программа по гистологии, эмбриологии, цитологии для специальности 060101 Лечебное

Рабочая учебная программа по патологической физиологии для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 245 iconРабочая учебная программа по дисциплине лечебная физкультура и врачебный контроль для специальности

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы