|
Скачать 94.94 Kb.
|
![]() (5класс) Подготовила и провела: Комарова И.В. Класс: 5 класс. Тема: История лоскутной пластики Тип урока: комбинированный Цели урока:
Методы обучения: Устное изложение нового материала, беседа, демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов. Объект работы: Образцы тканей. Наглядно-иллюстрированный материал: Образцы тканей, плакат, инструкционно-технологические карты, образцы изделий из лоскута. Оборудование, инструменты, материалы: Швейная машинка, утюг, ножницы, иглы, ткань, рабочая тетрадь, ручка, линейка. Межпредметные связи: черчение, русский язык, химия, физика, математика. Профориентация: профессия декоратор, технолог. Время: 90 мин; (2 урока по 45 мин.) Ход урока I. Организационный момент (2—3 мин.) Проверка присутствия учащихся (по журналу), проверка готовности учащихся к уроку. ^
Учащиеся работают по карточкам контроля знаний.
3. Повторение правил техники безопасности. При работе за швейной машиной.
При работе с утюгом.
По окончании влажно-тепловой обработки ткани утюг следует включить. 4. Объяснение нового материала. Удивительное рукоделие — лоскутное шитье издавна известно многим народам. Лоскутная техника — своими корнями уходит глубоко в древность. Кстати, где первоначально возникло лоскутное шитье? ^ Самое древнее изделие в стиле лоскутной мозаики датируется 980 г. До нашей эры и было найдено в Египте. Фрагменты мозаичных изделий были обнаружены при раскопках скифских курганов (над могилой насыпали высокий холм). В Европе лоскутная мозаика появилась около 800 лет назад, во времена крестовых походов. На юге Франции и Англии, где примерно до 1750 г. бережливые женщины, выкроив из дорого ситца одежду, стали использовать его остатки для создания других изделий. Таким образом, первоначально лоскутная техника возникла в результате нехватки материалов и их дороговизны. Как и когда лоскутная мозаика появилась на Руси? Сообщение 2. В России шить из лоскутков стали во второй половине XIX в., в это время появился в продаже дорогой заморский ситец. Идеей для создания лоскутной техники послужили обыкновенные заплаты, которые обыкновенно ставились на еще крепкие, но слегка потертые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это помогло мастерицам прийти к мысли о возможности создания изделий из лоскутков. Расцвет лоскутного шитья пришелся на конец XIX в. и был связан с развитием машинного производства ситца. В обиход вошли ситцевые изделия. Их украшали лоскутными орнаментами. Готовые изделия можно было рассматривать, как калейдоскоп. По выполненной работе можно было судить о вкусе, настроении, а если хорошо присмотреться, то даже узнать, о чем думала работница, создавая новая новое изделие (образец). Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. Очень часто на страницах журналов можно увидеть изделия, выполненные в лоскутной технике. (Показ журналов мод.) Лоскутная техника очень проста, поэтому доступна каждому. Для этого вида рукоделия не нужны какие-то особенные материалы, а лишь оставшиеся при раскрое кусочки ткани и нитки. (Демонстрация образцов тканей и самых обычных инструментов: ножницы и иголка.) Вход идут не только ткани, но и пряжа, тесьма, ленты, кружева (образец). Для изготовления прихватки лучше использовать ситец. Ситец хорошо стирается и сравнительно долговечен. Мы будем использовать кусочки ткани оставшиеся после раскроя фартука. В качестве прокладочных материалов используется синтепон, ватин (образец). Хорошо иметь в запасе нетканый прокладочный материал-флизелин, который применяется для растра — это ткань с вычерченной на ней сеткой из геометрических фигур (образец, журналы мод). Быстро, а главное со вкусом подобрать ткани для выполнения изделия из лоскутков, поможет цветовой круг (плакат). Цвет имеет решающее значение в зрительном восприятии композиции. (Учащимся раздается материал в виде карточек с примерами цветового сочетания.) \ Родственное цветовое сочетание имеет общий цветовой тон с различной насыщенностью. Это цветовое сочетание вызывает в композиции состояние покоя, равновесия. Контрастное сочетание - не имеют общего цветового тона. Создают яркие, сочные, живые композиции. Родственно — контрастные сочетания имеют один общий цветовой тон и два различных цветовых тона. Вызывают чувство тепла, веселое настроение. В лоскутной технике, как правило, используются геометрические рисунки. Элементами этой мозаики могут служить: квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, 6-8-ми угольник. Их называют шаблонами. Существует несколько видов орнамента из повторяющих элементов. Сегодня мы начнем изготовлять прихватку, состоящую из квадратов ткани одинаковой величины, но разных цветов. На сегодняшнем уроке мы изготовим лицевую часть прихватки, в стиле лоскутной мозаики. ^ Показ трудовых приемов. Инструкционно-технологические карты на столах у учащихся. Нам необходимо иметь два квадрата ткани одного рисунка и два квадрата ткани другого рисунка.
Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование. Целевые обходы.
^ Какие изделия можно выполнить из лоскутков? Какие инструменты и материалы необходимы для выполнения работ из лоскутков? Что обозначают в переводе с немецкого языка слово «шаблон»? Из каких операций складывается процесс изготовления прихватки? Какой ткани отдается предпочтение в лоскутной технике? ^ Сообщение о достижении цели урока. Цель урока достигнута, т.к. учащийся хорошо освоил лоскутную технику и закрепил на практике весь изученный материал. Анализ выполнения учащимися практических работ. Показ лучших работ. Разбор типичных ошибок. а) Перекошенная прихватка: не соблюдена нить основы; кривой шов стачивания; шов вытянут утюгом. б) Не совмещение середины прихватки. Рассмотрение случаев потери рабочего времени. Сообщение критериев оценок и их аргументация.
7. Сообщение темы следующего урока: «Изготовление прихватки. Окончательная отделка.» VI. Домашнее задание (2-5 мин.) Принести лоскуты х/б ткани 20 х 20 см, ватин 20 х 20 см и лицевую часть прихватки. |