|
Скачать 322.98 Kb.
|
Содержание
Цель работыНаучная новизна Практическое значение Апробация и внедрение результатов исследования. Содержание работы В первой главе Во второй главе В третьей В четвертой главе Пятая глава |
Общая характеристика работы Актуальность исследования. Экономические интересы стоматологических учреждений и организаций в современных условиях, их финансово-хозяйственная политика определяют изменение статуса и организационно-правовой формы их деятельности. Выход на рынок частных стоматологических клиник (кабинетов) и конкурсное их участие в реализации ряда целевых программ по охране здоровья граждан сопровождаются негативными тенденциями показателей стоматологической заболеваемости, как в России в целом, так и в Республике Татарстан, представляющей предметную область настоящего исследования. Стоматологическая служба Республики Татарстан объединяет: 196 амбулаторно-поликлинических ЛПУ государственного сектора (28 стоматологических поликлиник, в т.ч. 7 детских; 168 стоматологических (зубоврачебных) отделений в центральных районных и участковых больницах, МСЧ); 268 кабинетов (216 – в школах , 25 - в ВУЗах, 27 - на промышленных предприятиях) и 315 частных стоматологических организаций (кабинетов). Такая организационная структура требует единой вертикали управления, способствующей успешному решению социальной и профилактической направленности стоматологической помощи населению, а также экономической эффективности затраченных государственных и частных инвестиций. Изучению вопросов организации и управления в стоматологических учреждениях и организациях посвящено ряд работ (Леонтьев В.К., Алимский А.В., Шестаков В.П. 1996-2002; Павлов Н.Б. 2003; Вагнер В.Д., 2001; Дейнеко Л.Г., 2003; Ковальский В.Л., Бутова В.Г. 2005-2006 гг.; и др.) Однако в них недостаточно исследованы вопросы сочетания экономических интересов производителей стоматологических услуг и интересов государства по предоставлению социальных гарантий гражданам на бесплатную стоматологическую помощь. В настоящее время в отрасли появились новые возможности, связанные с повышением качества оказываемых услуг здравоохранения, за счет развития форм государственно-частного партнерства, привлечения к финансированию средств добровольного медицинского страхования, личных средств граждан и др. Все это, в свою очередь, обуславливает необходимость разработки новых методов и механизмов управления и принятия решений в системе здравоохранения – вообще, и в стоматологии, - в частности. Проблема совершенствования статуса стоматологических учреждений в современных условиях актуализируется в свете повышения значимости первичного звена и отсутствия стратегии реформирования стоматологической службы в рамках разрабатываемых мероприятий по приоритетным направлениям реализации Национального приоритетного проекта «Здоровье». Кроме того, многие направления развития отрасли, связанные с выполнением государственных гарантий по обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской помощью не имеют объемно-финансовых нормативов в части деятельности стоматологической службы. Таким образом, текущая ситуация развития рыночной среды существования стоматологических учреждений и организаций, а также ориентация здравоохранения на доступность, качество первичной медико-санитарной помощи населению порождает проблему грамотного сочетания государственного регулирования основной деятельности ЛПУ и предпринимательства в стоматологии, обуславливает необходимость поиска новых организационно-финансовых моделей эффективного управления. ^ - разработка новой модели управления стоматологическими учреждениями и организациями для эффективного сочетания государственного регулирования основной и предпринимательской деятельности в здравоохранении. Для достижения поставленной цели в исследовании решались следующие задачи:
^ исследования состоит в следующем: - обоснована возможность планировать приоритетные целевые профилактические программы в зависимости от уровня стоматологической заболеваемости и экономической ситуации в регионе; -дана сравнительная экономико-правовая оценка различных форм организации деятельности в стоматологии для обоснования выбора наиболее эффективного пути развития рыночных отношений в отрасли. ^ имеет представленные организационно-методические основы по разграничению полномочий органов управления в отрасли: федеральный, уровень субъекта РФ, муниципальный, особенно с точки зрения управления ресурсами в стоматологии. Разработанная модель управления службой и система организационно-методического руководства позволяет объединить первичное звено (ФАП, участковая больница, ЦРБ, стоматологическая поликлиника), а также частные стоматологические структуры с головным координирующим центром - Республиканской стоматологической поликлиникой. На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Результаты анализа основ государственного регулирования и предпринимательства в стоматологии для обоснованного выбора организационно-правовой формы стоматологических учреждений. 2. Мероприятия по сочетанию программ профилактики стоматологических заболеваний и платных услуг населению на уровне субъекта РФ. 3. Механизмы эффективного управления деятельностью стоматологического ЛПУ – Республиканской стоматологической поликлиники в условиях государственного регулирования деятельности и развития предпринимательства. ^ Материалы диссертации обсуждались на отдельческой и межотдельческой конференции ГУ ННИИ общественного здоровья РАМН (2006г.). Основные положения и результаты исследования нашли отражение в материалах: ХIII Московского международного стоматологического форума и Х Всероссийской научно-практического конференции «Актуальные проблемы стоматологии» 22-24 апреля 2003 г. в г. Москва; Научно-практической конференции «Утробинские чтения» 31 мая 2005 г. в г. Казань; V Всероссийской конференции СТАР с международным участием «Профилактика основных стоматологических заболеваний» г.Казань, 2006 г. Результаты исследования использовались при подготовке итоговых документов коллегий Минздрава Республики Татарстан в 2003-2006 гг., нашли отражение при формировании Республиканской программы профилактики и совершенствования стоматологической службы Республики Татарстан на 1999-2002 гг. и на 2006-2008 годы. Результаты исследования представлены в 5 публикациях. Работа состоит из введения, заключения, трех глав собственных исследований, выполнена на 135 страницах, иллюстрирована 17 рисунками и 23 таблицами. Список литературы включает 142 источника, в том числе 7 зарубежных. ^ Во введении работы обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи исследования, научная новизна и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту. ^ представлен обзор отечественной и зарубежной литературы по проблемам организационно-правовых основ и перспектив государственного регулирования и развития предпринимательства в здравоохранении. Рассматриваются актуальные проблемы правового обеспечения деятельности лечебно-профилактических учреждений здравоохранения в современных условиях ^ представлена методика и база исследования (рис. 1). В соответствии с поставленными целью и задачами в исследовании была использована комплексная методика, включающая изучение и обобщение опыта, статистический, информационно - аналитический, экономический методы и метод организационного моделирования. Программа исследования включала в себя формулирование цели и задач исследования, его основных направлений, материалов, методов и объектов исследования. Исследование проводилось в четыре этапа в период с 2002-2005гг. В качестве материалов исследования были использованы источники литературы и научно-практические публикации, статистические материалы Министерства здравоохранения и социального развития России и Республики Татарстан; материалы республиканских целевых программ, а также нормативные и правовые документы. В главе представлена база исследования, дана характеристика социально-экономического развития Республики Татарстан – как фактора, влияющего на развитие рынка стоматологических услуг населению. ^ главе показано развитие государственного регулирования и предпринимательства в стоматологии Республики Татарстан. В главе проанализированы основные направления развития государственной стоматологии в Республике Татарстан в 1999-2006 гг. и на период до 2008 года. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Рисунок 1. Методика проведения исследования. Осуществление задач стало возможным благодаря использованию положений исследования в республиканской целевой программе «Совершенствование стоматологической службы РТ на 1999-2002 годы», утвержденной Постановлением Кабинета Министров РТ №43 от 01.02.1999г. завершающим этапом реализации которой явилось создание Центра новых технологий и профилактики стоматологических заболеваний на базе РСП. В целом за 4 года на Программу было выделено 18,5 млн. рублей. Кроме того, разработана Республиканская Программа профилактики стоматологических заболеваний в Республике Татарстан на 2006 – 2008 годы, которая сформирована на основе преемственности к ранее принятой Республиканской целевой программе и является ее продолжением с учетом стоматологической заболеваемости в настоящее время и прогноза ее развития. По данным эпидемиологического обследования населения, проведенного стоматологической службой Республики Татарстан, практически все взрослое и 75-90% детского населения подвержено стоматологическим заболеваниям полости рта и вынуждено обращаться в лечебные учреждения. На одного ребенка 12 –летнего возраста приходится в среднем 3,5 кариозных зубов, что по классификации Всемирной организации здравоохранения (5 степеней поражения) составляет высокую степень интенсивности этого заболевания. В этих условиях одним из важнейших вопросов государственного регулирования процессов улучшения и сохранения стоматологического здоровья населения является его диспансеризация. Общая динамика показателей диспансеризации взрослого населения республики Татарстан в 2003 -2005 гг. свидетельствует о широком охвате населения целевыми программами обеспечения стоматологического здоровья (таб.1). Достижением службы детской стоматологии республики является возрождение системы школьных стоматологических кабинетов (с количеством учащихся свыше 800 человек); количество кабинетов с 2000 по 2004 год увеличилось на 24% или на 44 кабинета; проведение 1-2-х кратной плановой санации полости рта организованному детскому контингенту. Таблица 1 Сравнительные показатели диспансеризации взрослого населения Республики Татарстан за 2003-2005 гг.
Наглядно произошедшие изменения с заболеваемостью детей, связанные с реализацией программ профилактики представлены на рисунке 2. ![]() Рисунок .2. Динамика состояния проблемы стоматологической заболеваемости детей до и после введения программ профилактики (2000 и 2005гг.) На фоне неблагополучной ситуации с заболеваемостью детей, в республике наблюдалась неблагоприятная ситуация с обеспеченностью врачами службы детской стоматологии, наблюдается снижение количества кадров: почти на 7% - стоматологов и на 17% - ортодонтов, что можно рассматривать как одну из причин проблемной ситуации с показателями здоровья у детей республики. Однако, основной недостаток в организации диспансеризации – это отсутствие полного охвата неорганизованного детского населения. Диспансеризация неорганизованных детей реальна только при 100% охвате диспансерным наблюдением беременных женщин. С этой целью с 1998 года проводится сплошная диспансеризация беременных женщин и детей раннего возраста от 1 до 3-х лет. В результате проводимой работы удалось увеличить охват профилактическими осмотрами беременных женщин на 16%, однако остается высокой нуждаемость в лечении у беременных женщин, которая за период с 2002 по 2004 годы выросла на 2,3%. Безусловным подтверждением необходимости государственных гарантий в области стоматологии является динамика показателей профилактической работы, гигиенического воспитания беременных женщин в Республике (таб.2.). Таблица 2 Динамика показателей по профилактике стоматологических заболеваний, гигиеническому обучению и воспитанию среди беременных женщин Республики Татарстан в 2003-2005 гг. (%)
Как видно из таблицы 2, особенно показателен рост за год (на 5,7 %) доли санированных беременных женщин от нуждающихся, который составил почти 97% в 2005 г., при том, что % женщин с хроническим течением кариеса остаются выше 55% на протяжение трех последних лет. Показатель острого течения кариеса среди беременных заметно снизился (на 8%) за три года и достиг уровня 27,2%, а острейшее течение кариеса наблюдается только у 3, 2% беременных в 2005 г., что на 6,3% ниже аналогичного показателя в 2003 г. За годы анализируемого периода после введения программ профилактики в среднем по республике нуждаемость в лечении зубов у школьников снизилась на 9%; у дошкольников - на 8,6%. При лечении школьников произошло снижение удельного веса осложненных форм кариеса с 20,8% до 11,2%. Одной из причин высокой стоматологической заболеваемости в Республике у взрослого и детского населения, является также недостаточное поступление фтора с питьевой водой. Например, в городе Зеленодольске в результате комплекса проведенных мероприятий в рамках реализации республиканской программы профилактики и начального этапа внедрения метода фторирования молока удалось снизить распространенность кариеса зубов у детей школьного возраста на 4,5% , нуждаемость в стоматологическом лечении - на 20,4%, увеличить число ранее санированных - на 15%, достигнуть роста показателя детей с интактными зубами на 33,8%. Финансовая деятельность стоматологических учреждений Республики Татарстан государственной формы собственности за 2002-2005 гг. годы характеризуется увеличением доли предпринимательской деятельности стоматологических поликлиник республики, которая составляет 65% к общему объему бюджетного финансирования в среднем по РТ. Предпринимательская деятельность государственных стоматологических поликлиник осуществляется на фоне бурного роста альтернативного негосударственного сектора в стоматологии (табл.3). Развитие форм предпринимательства в государственных ЛПУ и рост частной стоматологической помощи на фоне анализируемых в работе негативных показателей стоматологической заболеваемости групп населения республики, актуализирует установления форм управления специальностью и службой на уровне субъекта РФ. Таблица 3 Позиционирование на рынке Республики Татарстан частных стоматологических организаций.
Уровень качества лечения, который сегодня имеется в стоматологических структурах частной формы собственности во многом является заслугой и координирующего центра – Республиканской Стоматологической поликлиники (РСП). РСП изначально проводила политику необходимости вневедомственного контроля экспертами Медицинского Совета по Стоматологии при Главном внештатном стоматологе МЗ РТ при процедуре лицензирования и аккредитации, а также контроля за выполнением условий и требований лицензионного договора. В вопросах контроля качества лечения возрастает роль профессиональной Ассоциации. В 2003 году создана Ассоциация стоматологов Республики Татарстан и Ассоциация негосударственных стоматологических структур. Врачи-стоматологи государственной и частной системы здравоохранения работают в едином правовом и информационном поле. В качестве примера развития регулируемого предпринимательства может выступать Республиканская стоматологическая поликлиника: цифры динамики дохода РСП от предпринимательской деятельности за 1998-2004 гг. составили 20 млн. 848 тыс. рублей (на сегодня - уже 37 млн.392,5 тыс.рублей). Отдача от реализации возмездных услуг, сочетающихся с программами государственного регулирования объемов и качества государственных гарантий можно выразить следующим образом: привлечены дополнительные средства; заплачены все налоги; появилась заинтересованность медицинского персонала; созданы новые рабочие места; осуществлен рост профессионального уровня; увеличилась заработная плата. Привлечение дополнительного источника средств позволило внедрить современные технологии, а также освоить дополнительные виды и объемы медицинской помощи. Объем дорогостоящей высокотехнологичной стоматологической помощи составляет в среднем по РСП 70% от общего объема оказанных услуг. Основное условие для развития предпринимательской деятельности в некоммерческой стоматологической поликлинике – выполнение объемов Базовой программы ОМС, а также Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению РСП успешно перевыполняет: в 2001году выполнение плановых показателей составило 111,8%, в 2002г. – 104%, в 2003г. – 133%, в 2004г. -132%. В тоже время следует сказать, что данная тенденция не всегда поощряется при возмещении расходов в системе ОМС, что потребовало пересмотреть подходы к сочетанию бесплатной и платной стоматологической помощи на уровне республиканской больницы, а также проработать вопросов внутриучрежденческого контроля за функцией врачебной должности и соблюдения объемов и качества услуг в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Сегодня принято оценивать значение любого мероприятия, проводимого в здравоохранении по достигнутому результату. Если говорить о том, каким путем достигается качество лечения на базе сочетания привлекаемых финансовых средств, то следует выделить в качестве основных достижений сочетания бюджетных и внебюджетных программ. 1. Повышение эффективности использования материально-технической базы и возможность ее обновления. 2. Рост профессионального уровня кадров, в том числе административно-управленческого аппарата за счет повышения требовательности и возможности внедрения передовых систем материального стимулирования и мотивации труда стоматологов. 3. Внедрение новых медицинских технологий, отвечающих потребностям рынка и спросу потребителей стоматологических услуг. На схеме рисунка 3 представлена модель совершенствования организационной структуры стоматологической службы республики Татарстан, которая предполагает создание управленческой вертикали, а именно, объединение вновь созданных на базе крупных стоматологических поликлиник регионов- 5-ти Межрегиональных Центров (МРЦ) по стоматологии с головным Центром на базе РСП МЗ РТ. Рисунок 3. Совершенствование организационной структуры стоматологической службы в Республике Татарстан. В целом, как видно, построение системы управления предпринимательской деятельностью осуществлялось параллельно с укреплением государственного регулирования в стоматологии Республике Татарстан, результатами которого явились кроме возрождения системы школьных кабинетов и проведения 1-2-х кратной плановой санации полости рта организованному детскому контингенту стало снижение нуждаемости в лечении беременных женщин (на 4,2%), рост числа ранее санированных беременных женщин (на 9%), уменьшение (в 3 раза) количества нуждающихся в лечении беременных женщин с острейшими формами кариеса, внедрение профилактических программ на коммунальном уровне (проект фторирования молока охватывает 11000 детей г. Нижнекамска и 3500 детей г. Зеленодольска); проведение сплошной диспансеризации беременных и детей от 1-го года до 3-х лет и др. ^ представлена разработка механизма обеспечения эффективности основной и предпринимательской деятельности в Республиканской стоматологической поликлинике. Основной задачей Республиканской стоматологической поликлиники (РСП МЗ РТ) является удовлетворение общественной потребности в медицинском обслуживании граждан. РСП МЗ РТ является некоммерческой организацией и имеет три самостоятельные структуры, имеющие самостоятельные источники финансирования и дохода: - отделение по оказанию стоматологической помощи населению РТ, финансируемое за счет средств бюджета РТ и обязательного медицинского страхования; - отделение протезирования льготного контингента в соответствии с законодательством РФ и РТ, финансируемое за счет целевых средств бюджета; - отделение платных медицинских услуг, осуществляющее свою деятельность за счет собственных средств. Укомплектованность медицинскими кадрами в РСП в 2005 году по врачебным штатным ставкам составляла около 98%, при этом обеспеченность ставок физическими лицами зафиксирована на уровне 85%. Общий рост производительности труда составил по сравнению с 2002 г. 117,8%, причем в отделении платных услуг -129%, а в лечебно-хирургическом отделении – 118%. Наблюдается стабильный рост количества выработанных УЕТ в поликлинике в целом (в 1,35 раза в 2004 году по сравнению с 2002 годом) и в лечебно-хирургическом отделении (ЛХО) – в 1,37 раза. Рост производительности труда на фоне имеющейся тенденции не полной укомплектованности кадрового состава поликлиники отчасти связан с высоким уровнем квалификации персонала. Вопросам повышения квалификации и обучения кадров уделяется в поликлинике первостепенное значение. Все врачебные кадры поликлиники имеют личные сертификаты специалистов на соответствие занимаемым должностям, 68,2% всех врачей имеют категории. Зубные техники и средний медицинский персонал в 75% случаев имеют категории и 84% имеют сертификаты соответствия занимаемым должностям. Сравнительная характеристика квалификационного уровня врачебных кадров в Республиканской стоматологической поликлинике, г. Казань и Российской Федерации в 2004 г. выглядит следующим образом: 58% врачей РФ имеют сертификат и 33% категории; по г. Казань – 93,4% -сертифицированы и 58, 1% имеют категории; в РСП – 100% и 68,2% соответственно. Высокий уровень квалификации персонала поликлиники отражается на увеличении потребности населения в ее услугах. За 2002-2004гг. наблюдается рост посещений стоматологических кабинетов поликлинике как городским, так и сельским населением Как показал проведенный анализ, структура услуг зависит от источников их финансирования. Анализ структуры бюджетных услуг в 2004 гг. показал, что более 37% их общего количества приходится на терапевтическую помощь, примерно в равных долях (на уровне 23%) оказывается ортодонтическая и ортопедическая помощь, около 17% приходится на хирургическую помощь. На внебюджетных приемах (ОМС и платные услуги) в 2004 г. также большую часть (почти 37%) составляли терапевтические приемы, около 5% - хирургические, 38% - ортодонтические и 20% - ортопедические. Основной объем (79-91% в зависимости от вида) всей стоматологической помощи оказываемой населению в РСП составляет в анализируемых годах помощь, финансируемая по линии средств бюджета, т.е. обеспечивающая гарантии населения на бесплатную и доступную стоматологию. На уровне 29-34% находится помощь, оплачиваемая населением и работодателями. Источники финансирования стоматологических услуг по программам предоставления отражаются на показателях интенсивности труда персонала. Динамика интенсивности труда стоматолога-хирурга в 2002-2004гг. характеризуется следующими цифрами: количество посещений в смену уменьшилось с 14,6 до 7,6, а количество удалений в 8,8 до 5. В тоже время в 2004г. соотношение вылеченных зубов к удаленным составило 15,8 (в 2002г. – 11), а соотношение неосложненных зубов к осложненным в 2004 г. -3,7 против 2,6 в 2002г. На фоне снижения количественных показателей работы стоматологов-хирургов и роста качества их труда наблюдается снижение интенсивности труда стоматологов-терапевтов: процент санированных пациентов от первичных снизился с 70% в 2002г. до 53,4% в 2004г., а количество выработанных УЕТ в смену снизилось с 19,6 до 16,3. На платных приемах посещений стало на 1,3 меньше в 2004 г., чем в 2002 г., а пломб за смену стало делаться 2,4 против 3,5 в 2002г. В главе также проанализированы особенности управления бюджетной и предпринимательской деятельностью в Республиканской стоматологической поликлинике. Предпринимательская деятельность в бюджетном учреждении здравоохранения имеет свои особенности: собственник учреждения выдает разрешение на оказание платных услуг в рамках основной деятельности сверх программы государственных гарантий; прейскурант предельных цен на платные услуги утверждает вышестоящая организация по подчиненности, что негативно отражается на полноте возмещения фактических расходов конкретного ЛПУ, имеющего развитую материально-техническую базу, высококвалифицированный персонал, дорогостоящие расходные материалы и медикаменты, высокие технологии лечения и т.д.; учет расходов и доходов по платным услугам осуществляется через счета системы федерального (территориального) казначейства, что затрудняет свободное распоряжение заработанными средствами в ЛПУ; налоговый учет данной деятельности осуществляется по общему режиму налогообложения в РФ, не предусматривающему льгот социальной сфере по федеральным, региональным и местным налогам. В условиях реформирования бюджетной системы РФ и здравоохранения, наблюдается значительное снижение объема финансирования из средств бюджетов всех уровней. Так, в РСП в 2003 году консолидированный бюджет составлял 23859,4 тысячи рублей, в 2004 году – 19269,4 тысячи рублей, а в 2005 году составил 19577,1 тысячи рублей. При этом доля платных услуг возросла с 34,8% в 2003 году до 42,8% в 2005 году. Это неизбежно приводит к увеличению расходов учреждения за счет внебюджетных средств. В условиях сочетания государственного регулирования и платных услуг населению понятие экономической эффективности в бюджетном учреждении, традиционно связанное с необходимостью достижения заданных результатов при использовании наименьшего объема средств, претерпевает существенное изменение, меняя и методы решения управленческих задач. В этих условиях менеджмент конкретного учреждения разрабатывает адаптационные механизмы организации и планирования потоков пациентов, расстановки кадров и их мотивации, договорные схемы лечения по запросам граждан и т.д., которые позволили бы обеспечить доступность и качество всех видов стоматологического лечения для населения при условии достижения экономической эффективности деятельности учреждения. ^ посвящена обоснованию новых методов управления стоматологическим учреждением в условиях сочетания государственного регулирования деятельности и развития предпринимательства. Теоретически пути обеспечения финансового благополучия медицинских учреждений, как и любых других организаций просты – это увеличение доходов и уменьшение расходов. Это касается работы при оказании платных услуг, где методы рационализации при наличии определенной специфики, можно свести, к разработке методов управления доходами и методов управления расходами. Увеличить доходы можно двумя путями: увеличением объемов оказываемой медицинской помощи и повышением цены на услуги. В свою очередь увеличение объемов оказываемой медицинской помощи предполагается осуществить за счет: увеличения объемов услуг на прежних мощностях; увеличения производственных мощностей; повышения интенсивности труда; повышения квалификации работников. Повышение цены на медицинскую услугу возможно при: наличии права на повышение цен - наличии спроса, дающего возможность повышение цены; адекватной оценке рыночных факторов, позволяющих повысить цены до уровня, обеспечивающего наибольшую экономическую эффективность. Уменьшение расходов возможно путем принятия управленческих решений по следующим вопросам: четким определением видов и объемов услуг, оказываемых за счет финансирования из средств ОМС, бюджета. Все услуги выходящие за эти рамки, оказываются за дополнительную плату; использованием стандартов (протоколов ведения больных), регламентирующих объемы медицинской помощи при конкретном заболевании (услуги, предоставляемые сверх стандартов, оказываются за дополнительную плату); нормированием расходных материалов; экономическим стимулированием персонала к экономии ресурсов. В практике работы Республиканской стоматологической поликлиники используются два подхода к оценке экономической эффективности внебюджетной деятельности ЛПУ: операционный анализ деятельности и методика безубыточного планирования объемов деятельности с учетом возмещения совокупных расходов РСП за счет многоканального поступления финансовых средств. В основе рассмотренных подходов обеспечения экономической эффективности предпринимательской деятельности лежит внедряемый в Республиканской стоматологической поликлинике механизм бюджетирования, или составления бюджетов структурных подразделений. Бюджетирование - это разработка финансовой структуры РСП по подразделениям в зависимости от достижения финансовых критериев. Все частное здравоохранение на западе пришло к выводу о необходимости бюджетирования, или деления организации на центры ответственности (таб. 4). Таблица 4 Центры финансовой ответственности в РСП, развивающей платные стоматологические приемы
На основании внедренного бюджетирования в РСП осуществляется планирование дохода структурным подразделениям и учреждению в целом. На практике ведения платных приемов в РСП выявлено существенное значение для экономических показателей деятельности величины налогов, что потребовало введения в функцию экономической службы планирование налоговой нагрузки (НН): денежное выражение налогов НН = ----------------------------------------------- х 100% выручка В этой связи возможность налогового регулирования рассматривается, как важнейший механизм экономических методов управления предпринимательской деятельностью. Построение оптимизационных схем налогообложения в лечебно-профилактических учреждениях (на примере РСП МЗ РТ) значительно снижает риски нерентабельной работы по платным приемам. Проанализировав законодательно разрешенные практики налоговых режимов в РФ: общий режим налогообложения медицинской деятельности; упрощенный режим налогообложения, имеющий ряд ограничений по применению и предусматривающий замену всех существующих налогов общего режима одним: с дохода от предпринимательской деятельности по ставке 6% и с дохода, уменьшенного на величину расходов по ставке 15%; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, заключающийся в установлении базовой доходности с объекта налогообложения по ставке 15%, - был сделан вывод о необходимости оптимизации налогообложения платных услуг, что благоприятно скажется на экономических результатах ЛПУ, а также на цене услуг для пациентов. Работая на общем режиме налогообложения, РСП МЗ РТ уплачивает налог на прибыль, налог на имущество, налог на добавленную стоимость, налог на рекламу. В тоже время, согласно ст.346.12 НК РФ, организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения. Сопоставление налоговой нагрузки по РСП в 2004 году при различных вариантах уплаты налогов показало, что: 1. Налоговая нагрузка при общем режиме налогообложения составила: 1187990 НН=----------------------- х 100% = 13,9 % от выручки. 8540100 2. Налоговая нагрузка при упрощенной системе налогообложения составила: 623270 НН=- --------------------- х 100% = 7,3 % от выручки. 8540100 Следовательно, налоговая нагрузка учреждения уменьшается практически в два раза при переходе на уплату налогов по упрощенной системе налогообложения. Таким образом, применение всего комплекса методов оценки и планирования доходов, расходов и налоговой нагрузки в Республиканской стоматологической поликлинике позволяет грамотно сочетать программы бесплатной и платной для населения стоматологической помощи. ВЫВОДЫ. 1. Проблемы профилактики и лечения стоматологических заболеваний выделяются в отдельное направление охраны здоровья населения РФ. Удельный вес стоматологических заболеваний среди общей заболеваемости населения по обращаемости достигает 20-25 % (третье место), составляя 345-550 случаев на 1000 жителей; обращаемость за стоматологической помощью занимает второе место после обращаемости к врачам – терапевтам. Практически все взрослое и 85-90% детского населения Республики Татарстан нуждается в стоматологической помощи и вынуждено обращаться в лечебные учреждения. Распространенность кариеса постоянных зубов в возрасте 6 лет составляет по Республике Татарстан 14%, по РФ - 22%: Интенсивность кариеса постоянных зубов составляет в среднем на одного ребенка 15-летнего возраста - 3,32 в РТ и 4,37 в РФ (по индексу КПУ), что по классификации ВОЗ определяет высокую интенсивность заболевания. За годы анализируемого периода, наблюдается уменьшение числа посещений (на 13%) и объемов лечебно-хирургической работы в государственных стоматологических ЛПУ РТ, как у детей и подростков, так и по всем возрастным группам. 2. В условиях роста стоматологической заболеваемости населения актуализируются вопросы сохранения государственного регулирования в стоматологии. Вопросы координации действий по сохранению и улучшению стоматологического статуса пациента могут быть отрегулированы на уровне профессиональных ассоциаций медицинских работников, а также при сохранении функций главных специалистов-стоматологов в органах управления здравоохранением. Программы профилактики и диспансеризации населения осуществляются в рамках сотрудничества государства, частных инвесторов, страховщиков. Основными стратегическими направлениями государственного регулирования стоматологической помощи Республики Татарстан на современном этапе социально-экономических реформ являются: работа с детским населением в школах и дошкольных учреждениях; усиление кадрового обеспечения детской стоматологии; усиление мероприятий по диспансерному наблюдению за беременными; внедрение программ фторирования молока в городах республики; развитие новых центров современных технологий. 3. В последние годы в республике Татарстан прослеживается относительная финансово-хозяйственная самостоятельность ЛПУ стоматологического профиля. Объем средств от предпринимательской деятельности государственных учреждений здравоохранения Республики Татарстан, оказывающих платные стоматологические услуги, составляет в 2003-2005гг. более 50% к общему объему бюджетного финансирования, при том, что доля поступлений от платных услуг в здравоохранении Республики не превышает 15%. Развитии платных услуг, оказываемых сверх программы государственных гарантий в государственных ЛПУ повышает возможности населения для выбора более качественной, сервисной помощи, повышения уровня квалификации персонала, обновления материально-технической базы, развития новых технологий лечения и протезирования. 4. Основными организационно-правовыми проблемами возмездного оказания услуг населению в государственном ЛПУ являются: невозможность получения финансовых средств в самостоятельное распоряжение; несоответствие размера утверждаемых цен на платные услуги фактическим расходам по их оказанию; трудоемкость оформления первичных учетных и отчетных документов по предпринимательской деятельности. Все это ставит высококвалифицированные и высокооснащенные государственные клиники в невыгодные условия на рынке. Налоговый учет деятельности осуществляется по общему режиму налогообложения в РФ и не предусматривает льгот социальной сфере по федеральным, региональным и местным налогам. 5. При построении стратегии развития предпринимательства и координации деятельности стоматологических учреждений и организаций в субъекте РФ государственные институты по размещению государственного заказа на конкурсной основе ориентируются на сотрудничество с ЛПУ любой организационно-правовой формы. При этом, важно сохранить республиканские головные центры по оказанию доступной стоматологической помощи населению, такие как Республиканская стоматологическая поликлиника (РСП). На данные учреждения, помимо реализации программ государственных гарантий с учетом развития высокотехнологичных видов помощи, должны быть возложены функции координации действий всех субъектов оказания стоматологической помощи населению. 6. Понятие экономической эффективности деятельности РСП Республики Татарстан в условиях сочетания государственного регулирования и развития платных услуг связанно с необходимостью достижения наилучших медико-экономических результатов при использовании планового объема финансовых средств, а методы решения этих задач требуют совершенствования. В практику деятельности РСП введен метод планирования доходов на основе составления дифференцированных бюджетов структурным подразделениям, которые классифицируются как: центры расходов, центры доходов, центры инвестиций. В РСП внедрена и рекомендована к использованию в РТ система дифференцированных конечных экономических показателей работы для различных структурных подразделений (показатели окупаемости расходов, показатели маржинального дохода; показатели бухгалтерской и чистой прибыли). При этом на экономические результаты деятельности существенно влияют вопросы налогообложения платных услуг, что является важнейшим механизмом экономических методов управления предпринимательской деятельностью. Предложения 1.Некоммерческий фонд в Республике Татарстан является оптимальной организационно-правовой формой, в которую может быть преобразовано государственное (муниципальное) учреждение, поскольку: его создание не противоречит действующему законодательству; его имущество (как целиком, так и частично) может быть впоследствии внесено в уставный капитал хозяйственных обществ; он вправе заниматься предпринимательской деятельностью, доходы от которой будут направляться на продекларированные в Уставе фонда цели, не подвергаясь при этом излишней регламентации со стороны государства. 2.Для оптимизации налогообложения в части предпринимательской деятельности для стоматологических учреждений и организаций наилучшим вариантом является переход на упрощенную систему налогообложения, которая в два раза сокращает налоговую нагрузку. Список работ, опубликованных по теме диссертации: 1. Шаймиева Н.И. Разгосударствление стоматологической службы. /Экономика и медицина сегодня. - 2005.- №2. – С.93-94. 2. Габуева Л.А., Щепин О.П., Шаймиева Н.И. Основные направления развития государственной стоматологии в республике Татарстан в 1999-2008 гг. Бюлл. ГУ ННИИ общественного здоровья РАМН. - 2006.- Вып. 2.- С. 40-47. 3. Щепин В.О., Габуева Л.А., Шаймиева Н.И.Сочетание государственного регулирования и предпринимательской деятельности при оказании стоматологических услуг населению Республики Татарстан. Бюлл. ННИИ общественного здоровья РАМН.– 2006. - Вып. 3. - С.43-46. 4. Щепин. В.О., Габуева Л.А., Шаймиева Н.И. Анализ финансовой деятельности медицинской организации. / Здравоохранение. - 2005. - №11. - С. 47-51. 5. Шаймиева Н.И. Определение организационно-правового статуса некоммерческих организаций здравоохранения, развивающих платные медицинские услуги. Казань.: Стоматология плюс. Итоги и перспективы научных исследований и практических достижений. – 2006. - С.154-157. |