Общая характеристика работы Актуальность исследования icon

Общая характеристика работы Актуальность исследования





Скачать 322.98 Kb.
Название Общая характеристика работы Актуальность исследования
Дата 13.04.2013
Размер 322.98 Kb.
Тип Документы
Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Экономические интересы стоматологических учреждений и организаций в современных условиях, их финансово-хозяйственная политика определяют изменение статуса и организационно-правовой формы их деятельности. Выход на рынок частных стоматологических клиник (кабинетов) и конкурсное их участие в реализации ряда целевых программ по охране здоровья граждан сопровождаются негативными тенденциями показателей стоматологической заболеваемости, как в России в целом, так и в Республике Татарстан, представляющей предметную область настоящего исследования.

Стоматологическая служба Республики Татарстан объединяет: 196 амбулаторно-поликлинических ЛПУ государственного сектора (28 стоматологических поликлиник, в т.ч. 7 детских; 168 стоматологических (зубоврачебных) отделений в центральных районных и участковых больницах, МСЧ); 268 кабинетов (216 – в школах , 25 - в ВУЗах, 27 - на промышленных предприятиях) и 315 частных стоматологических организаций (кабинетов). Такая организационная структура требует единой вертикали управления, способствующей успешному решению социальной и профилактической направленности стоматологической помощи населению, а также экономической эффективности затраченных государственных и частных инвестиций.

Изучению вопросов организации и управления в стоматологических учреждениях и организациях посвящено ряд работ (Леонтьев В.К., Алимский А.В., Шестаков В.П. 1996-2002; Павлов Н.Б. 2003; Вагнер В.Д., 2001; Дейнеко Л.Г., 2003; Ковальский В.Л., Бутова В.Г. 2005-2006 гг.; и др.) Однако в них недостаточно исследованы вопросы сочетания экономических интересов производителей стоматологических услуг и интересов государства по предоставлению социальных гарантий гражданам на бесплатную стоматологическую помощь.

В настоящее время в отрасли появились новые возможности, связанные с повышением качества оказываемых услуг здравоохранения, за счет развития форм государственно-частного партнерства, привлечения к финансированию средств добровольного медицинского страхования, личных средств граждан и др.

Все это, в свою очередь, обуславливает необходимость разработки новых методов и механизмов управления и принятия решений в системе здравоохранения – вообще, и в стоматологии, - в частности. Проблема совершенствования статуса стоматологических учреждений в современных условиях актуализируется в свете повышения значимости первичного звена и отсутствия стратегии реформирования стоматологической службы в рамках разрабатываемых мероприятий по приоритетным направлениям реализации Национального приоритетного проекта «Здоровье». Кроме того, многие направления развития отрасли, связанные с выполнением государственных гарантий по обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской помощью не имеют объемно-финансовых нормативов в части деятельности стоматологической службы.

Таким образом, текущая ситуация развития рыночной среды существования стоматологических учреждений и организаций, а также ориентация здравоохранения на доступность, качество первичной медико-санитарной помощи населению порождает проблему грамотного сочетания государственного регулирования основной деятельности ЛПУ и предпринимательства в стоматологии, обуславливает необходимость поиска новых организационно-финансовых моделей эффективного управления.

^ Цель работы - разработка новой модели управления стоматологическими учреждениями и организациями для эффективного сочетания государственного регулирования основной и предпринимательской деятельности в здравоохранении.

Для достижения поставленной цели в исследовании решались следующие задачи:

  1. Изучить существующее правовое поле гарантированного государством объема оказания стоматологической помощи населению России и Республики Татарстан, а также профилактических мероприятий.

  2. Изучить показатели стоматологической заболеваемости населения России и на этой основе выработать современные подходы к государственному регулированию стоматологической службы Республики Татарстан, ориентированной на доступность стоматологической помощи.

  3. Дать сравнительную оценку медико-экономических показателей работы некоммерческих и коммерческих учреждений и организаций, развивающих платные стоматологические услуги населению Республики Татарстан для определения основных направлений развития предпринимательства.

  4. Разработать механизмы обеспечения эффективности деятельности стоматологических учреждений в условиях сочетания государственного регулирования деятельности и возможностей развития платных услуг населению.

^ Научная новизна исследования состоит в следующем:

- обоснована возможность планировать приоритетные целевые профилактические программы в зависимости от уровня стоматологической заболеваемости и экономической ситуации в регионе;

-дана сравнительная экономико-правовая оценка различных форм организации деятельности в стоматологии для обоснования выбора наиболее эффективного пути развития рыночных отношений в отрасли.

^ Практическое значение имеет представленные организационно-методические основы по разграничению полномочий органов управления в отрасли: федеральный, уровень субъекта РФ, муниципальный, особенно с точки зрения управления ресурсами в стоматологии.

Разработанная модель управления службой и система организационно-методического руководства позволяет объединить первичное звено (ФАП, участковая больница, ЦРБ, стоматологическая поликлиника), а также частные стоматологические структуры с головным координирующим центром - Республиканской стоматологической поликлиникой.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Результаты анализа основ государственного регулирования и предпринимательства в стоматологии для обоснованного выбора организационно-правовой формы стоматологических учреждений.

2. Мероприятия по сочетанию программ профилактики стоматологических заболеваний и платных услуг населению на уровне субъекта РФ.

3. Механизмы эффективного управления деятельностью стоматологического ЛПУ – Республиканской стоматологической поликлиники в условиях государственного регулирования деятельности и развития предпринимательства.

^ Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации обсуждались на отдельческой и межотдельческой конференции ГУ ННИИ общественного здоровья РАМН (2006г.). Основные положения и результаты исследования нашли отражение в материалах: ХIII Московского международного стоматологического форума и Х Всероссийской научно-практического конференции «Актуальные проблемы стоматологии» 22-24 апреля 2003 г. в г. Москва; Научно-практической конференции «Утробинские чтения» 31 мая 2005 г. в г. Казань; V Всероссийской конференции СТАР с международным участием «Профилактика основных стоматологических заболеваний» г.Казань, 2006 г.

Результаты исследования использовались при подготовке итоговых документов коллегий Минздрава Республики Татарстан в 2003-2006 гг., нашли отражение при формировании Республиканской программы профилактики и совершенствования стоматологической службы Республики Татарстан на 1999-2002 гг. и на 2006-2008 годы.

Результаты исследования представлены в 5 публикациях.

Работа состоит из введения, заключения, трех глав собственных исследований, выполнена на 135 страницах, иллюстрирована 17 рисунками и 23 таблицами. Список литературы включает 142 источника, в том числе 7 зарубежных.

^ Содержание работы

Во введении работы обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи исследования, научная новизна и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

^ В первой главе представлен обзор отечественной и зарубежной литературы по проблемам организационно-правовых основ и перспектив государственного регулирования и развития предпринимательства в здравоохранении. Рассматриваются актуальные проблемы правового обеспечения деятельности лечебно-профилактических учреждений здравоохранения в современных условиях

^ Во второй главе представлена методика и база исследования (рис. 1). В соответствии с поставленными целью и задачами в исследовании была использована комплексная методика, включающая изучение и обобщение опыта, статистический, информационно - аналитический, экономический методы и метод организационного моделирования. Программа исследования включала в себя формулирование цели и задач исследования, его основных направлений, материалов, методов и объектов исследования.

Исследование проводилось в четыре этапа в период с 2002-2005гг.

В качестве материалов исследования были использованы источники литературы и научно-практические публикации, статистические материалы Министерства здравоохранения и социального развития России и Республики Татарстан; материалы республиканских целевых программ, а также нормативные и правовые документы. В главе представлена база исследования, дана характеристика социально-экономического развития Республики Татарстан – как фактора, влияющего на развитие рынка стоматологических услуг населению.

^ В третьей главе показано развитие государственного регулирования и предпринимательства в стоматологии Республики Татарстан. В главе проанализированы основные направления развития государственной стоматологии в Республике Татарстан в 1999-2006 гг. и на период до 2008 года.





























Рисунок 1. Методика проведения исследования.

Осуществление задач стало возможным благодаря использованию положений исследования в республиканской целевой программе «Совершенствование стоматологической службы РТ на 1999-2002 годы», утвержденной Постановлением Кабинета Министров РТ №43 от 01.02.1999г. завершающим этапом реализации которой явилось создание Центра новых технологий и профилактики стоматологических заболеваний на базе РСП. В целом за 4 года на Программу было выделено 18,5 млн. рублей. Кроме того, разработана Республиканская Программа профилактики стоматологических заболеваний в Республике Татарстан на 2006 – 2008 годы, которая сформирована на основе преемственности к ранее принятой Республиканской целевой программе и является ее продолжением с учетом стоматологической заболеваемости в настоящее время и прогноза ее развития.

По данным эпидемиологического обследования населения, проведенного стоматологической службой Республики Татарстан, практически все взрослое и 75-90% детского населения подвержено стоматологическим заболеваниям полости рта и вынуждено обращаться в лечебные учреждения. На одного ребенка 12 –летнего возраста приходится в среднем 3,5 кариозных зубов, что по классификации Всемирной организации здравоохранения (5 степеней поражения) составляет высокую степень интенсивности этого заболевания. В этих условиях одним из важнейших вопросов государственного регулирования процессов улучшения и сохранения стоматологического здоровья населения является его диспансеризация. Общая динамика показателей диспансеризации взрослого населения республики Татарстан в 2003 -2005 гг. свидетельствует о широком охвате населения целевыми программами обеспечения стоматологического здоровья (таб.1).

Достижением службы детской стоматологии республики является возрождение системы школьных стоматологических кабинетов (с количеством учащихся свыше 800 человек); количество кабинетов с 2000 по 2004 год увеличилось на 24% или на 44 кабинета; проведение 1-2-х кратной плановой санации полости рта организованному детскому контингенту.

Таблица 1

Сравнительные показатели диспансеризации взрослого населения

Республики Татарстан за 2003-2005 гг.



Показатель

2003

2004

2005

1.

Состоит на учете на начало года

26926

25396

25283

2.

Взято на учет в течение года

8686

8067

7465

3.

Снято с учета в течение года

8248

8008

8212

4.

В т.ч. по выздоровлению

5103

4654

4502

5.

Состоит на учете на конец года

27364

25455

24536

Наглядно произошедшие изменения с заболеваемостью детей, связанные с реализацией программ профилактики представлены на рисунке 2.



Рисунок .2. Динамика состояния проблемы стоматологической заболеваемости детей до и после введения программ профилактики (2000 и 2005гг.)


На фоне неблагополучной ситуации с заболеваемостью детей, в республике наблюдалась неблагоприятная ситуация с обеспеченностью врачами службы детской стоматологии, наблюдается снижение количества кадров: почти на 7% - стоматологов и на 17% - ортодонтов, что можно рассматривать как одну из причин проблемной ситуации с показателями здоровья у детей республики. Однако, основной недостаток в организации диспансеризации – это отсутствие полного охвата неорганизованного детского населения. Диспансеризация неорганизованных детей реальна только при 100% охвате диспансерным наблюдением беременных женщин. С этой целью с 1998 года проводится сплошная диспансеризация беременных женщин и детей раннего возраста от 1 до 3-х лет. В результате проводимой работы удалось увеличить охват профилактическими осмотрами беременных женщин на 16%, однако остается высокой нуждаемость в лечении у беременных женщин, которая за период с 2002 по 2004 годы выросла на 2,3%. Безусловным подтверждением необходимости государственных гарантий в области стоматологии является динамика показателей профилактической работы, гигиенического воспитания беременных женщин в Республике (таб.2.).

Таблица 2

Динамика показателей по профилактике стоматологических заболеваний, гигиеническому обучению и воспитанию среди беременных женщин

Республики Татарстан в 2003-2005 гг. (%)



Показатель

2003

2004

2005

1.

Уд. Вес осмотренных

100

100

100

2.

Уд. Вес с интактными зубами (здоровые)

9,8

8,3

9,9

3.

Уд. Вес ранее санированных (не нуждаются в лечении)

27,5

30,3

30,0

4.

Уд. Вес нужд. В лечении среди осмотренных

62,5

62,7

59,4

5.

Уд. Вес санированных от нуждающихся

92,2

91,2

96,9

6.

Уд. Вес сигнальных талонов от всех осмотренных

7,6

6,5

3,8

7.

Число женщин с хронич. течением кариеса

55,3

60,5

69,6

8.

Число женщин с острым течением кариеса

35,2

31,5

27,2

9.

Число женщин с острейшим течением кариеса

9,5

8,0

3,2

11.

КПУ

3,8

4,2

3,9

12.

Уд. Вес составляющих КПУ: -К

33,7

33,1

34,8






51,2

53,1

52,6






15,1

13,8

12,6

13.

Охвачено профилактическими мероприятиями общего действия

31,9

41,9

41,6

14.

Охвачено профилактическими мероприятиями местного действия

63,2

63,5

56,1

15.

Охвачено гигиеническим обучением и воспитанием:

- выбор гигиенического средства;

- обуч. немед. средствам профилактики;

- беседы


55,0

50,1

50,1


64,1

64,1

86,4


59,9

56,1

81,6

Как видно из таблицы 2, особенно показателен рост за год (на 5,7 %) доли санированных беременных женщин от нуждающихся, который составил почти 97% в 2005 г., при том, что % женщин с хроническим течением кариеса остаются выше 55% на протяжение трех последних лет.

Показатель острого течения кариеса среди беременных заметно снизился (на 8%) за три года и достиг уровня 27,2%, а острейшее течение кариеса наблюдается только у 3, 2% беременных в 2005 г., что на 6,3% ниже аналогичного показателя в 2003 г.

За годы анализируемого периода после введения программ профилактики в среднем по республике нуждаемость в лечении зубов у школьников снизилась на 9%; у дошкольников - на 8,6%. При лечении школьников произошло снижение удельного веса осложненных форм кариеса с 20,8% до 11,2%.

Одной из причин высокой стоматологической заболеваемости в Республике у взрослого и детского населения, является также недостаточное поступление фтора с питьевой водой. Например, в городе Зеленодольске в результате комплекса проведенных мероприятий в рамках реализации республиканской программы профилактики и начального этапа внедрения метода фторирования молока удалось снизить распространенность кариеса зубов у детей школьного возраста на 4,5% , нуждаемость в стоматологическом лечении - на 20,4%, увеличить число ранее санированных - на 15%, достигнуть роста показателя детей с интактными зубами на 33,8%.

Финансовая деятельность стоматологических учреждений Республики Татарстан государственной формы собственности за 2002-2005 гг. годы характеризуется увеличением доли предпринимательской деятельности стоматологических поликлиник республики, которая составляет 65% к общему объему бюджетного финансирования в среднем по РТ.

Предпринимательская деятельность государственных стоматологических поликлиник осуществляется на фоне бурного роста альтернативного негосударственного сектора в стоматологии (табл.3).

Развитие форм предпринимательства в государственных ЛПУ и рост частной стоматологической помощи на фоне анализируемых в работе негативных показателей стоматологической заболеваемости групп населения республики, актуализирует установления форм управления специальностью и службой на уровне субъекта РФ.

Таблица 3

Позиционирование на рынке Республики Татарстан частных стоматологических организаций.

Период

Всего частных стоматологических структур

Из них,

открывшиеся впервые

Повторное

лицензирование

1996-1998

85

43

-

2002

147

46

39

2003

196

49

27

2004

271

75

11

2005

315

44

50

Уровень качества лечения, который сегодня имеется в стоматологических структурах частной формы собственности во многом является заслугой и координирующего центра – Республиканской Стоматологической поликлиники (РСП). РСП изначально проводила политику необходимости вневедомственного контроля экспертами Медицинского Совета по Стоматологии при Главном внештатном стоматологе МЗ РТ при процедуре лицензирования и аккредитации, а также контроля за выполнением условий и требований лицензионного договора.

В вопросах контроля качества лечения возрастает роль профессиональной Ассоциации. В 2003 году создана Ассоциация стоматологов Республики Татарстан и Ассоциация негосударственных стоматологических структур. Врачи-стоматологи государственной и частной системы здравоохранения работают в едином правовом и информационном поле.

В качестве примера развития регулируемого предпринимательства может выступать Республиканская стоматологическая поликлиника: цифры динамики дохода РСП от предпринимательской деятельности за 1998-2004 гг. составили 20 млн. 848 тыс. рублей (на сегодня - уже 37 млн.392,5 тыс.рублей). Отдача от реализации возмездных услуг, сочетающихся с программами государственного регулирования объемов и качества государственных гарантий можно выразить следующим образом: привлечены дополнительные средства; заплачены все налоги; появилась заинтересованность медицинского персонала; созданы новые рабочие места; осуществлен рост профессионального уровня; увеличилась заработная плата. Привлечение дополнительного источника средств позволило внедрить современные технологии, а также освоить дополнительные виды и объемы медицинской помощи. Объем дорогостоящей высокотехнологичной стоматологической помощи составляет в среднем по РСП 70% от общего объема оказанных услуг.

Основное условие для развития предпринимательской деятельности в некоммерческой стоматологической поликлинике – выполнение объемов Базовой программы ОМС, а также Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению РСП успешно перевыполняет: в 2001году выполнение плановых показателей составило 111,8%, в 2002г. – 104%, в 2003г. – 133%, в 2004г. -132%. В тоже время следует сказать, что данная тенденция не всегда поощряется при возмещении расходов в системе ОМС, что потребовало пересмотреть подходы к сочетанию бесплатной и платной стоматологической помощи на уровне республиканской больницы, а также проработать вопросов внутриучрежденческого контроля за функцией врачебной должности и соблюдения объемов и качества услуг в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Сегодня принято оценивать значение любого мероприятия, проводимого в здравоохранении по достигнутому результату. Если говорить о том, каким путем достигается качество лечения на базе сочетания привлекаемых финансовых средств, то следует выделить в качестве основных достижений сочетания бюджетных и внебюджетных программ.

1. Повышение эффективности использования материально-технической базы и возможность ее обновления.

2. Рост профессионального уровня кадров, в том числе административно-управленческого аппарата за счет повышения требовательности и возможности внедрения передовых систем материального стимулирования и мотивации труда стоматологов.

3. Внедрение новых медицинских технологий, отвечающих потребностям рынка и спросу потребителей стоматологических услуг.

На схеме рисунка 3 представлена модель совершенствования организационной структуры стоматологической службы республики Татарстан, которая предполагает создание управленческой вертикали, а именно, объединение вновь созданных на базе крупных стоматологических поликлиник регионов- 5-ти Межрегиональных Центров (МРЦ) по стоматологии с головным Центром на базе РСП МЗ РТ.



Рисунок 3. Совершенствование организационной структуры стоматологической службы в Республике Татарстан.


В целом, как видно, построение системы управления предпринимательской деятельностью осуществлялось параллельно с укреплением государственного регулирования в стоматологии Республике Татарстан, результатами которого явились кроме возрождения системы школьных кабинетов и проведения 1-2-х кратной плановой санации полости рта организованному детскому контингенту стало снижение нуждаемости в лечении беременных женщин (на 4,2%), рост числа ранее санированных беременных женщин (на 9%), уменьшение (в 3 раза) количества нуждающихся в лечении беременных женщин с острейшими формами кариеса, внедрение профилактических программ на коммунальном уровне (проект фторирования молока охватывает 11000 детей г. Нижнекамска и 3500 детей г. Зеленодольска); проведение сплошной диспансеризации беременных и детей от 1-го года до 3-х лет и др.

^ В четвертой главе представлена разработка механизма обеспечения эффективности основной и предпринимательской деятельности в Республиканской стоматологической поликлинике.

Основной задачей Республиканской стоматологической поликлиники (РСП МЗ РТ) является удовлетворение общественной потребности в медицинском обслуживании граждан. РСП МЗ РТ является некоммерческой организацией и имеет три самостоятельные структуры, имеющие самостоятельные источники финансирования и дохода:

- отделение по оказанию стоматологической помощи населению РТ, финансируемое за счет средств бюджета РТ и обязательного медицинского страхования;

- отделение протезирования льготного контингента в соответствии с законодательством РФ и РТ, финансируемое за счет целевых средств бюджета;

- отделение платных медицинских услуг, осуществляющее свою деятельность за счет собственных средств.

Укомплектованность медицинскими кадрами в РСП в 2005 году по врачебным штатным ставкам составляла около 98%, при этом обеспеченность ставок физическими лицами зафиксирована на уровне 85%.

Общий рост производительности труда составил по сравнению с 2002 г. 117,8%, причем в отделении платных услуг -129%, а в лечебно-хирургическом отделении – 118%. Наблюдается стабильный рост количества выработанных УЕТ в поликлинике в целом (в 1,35 раза в 2004 году по сравнению с 2002 годом) и в лечебно-хирургическом отделении (ЛХО) – в 1,37 раза. Рост производительности труда на фоне имеющейся тенденции не полной укомплектованности кадрового состава поликлиники отчасти связан с высоким уровнем квалификации персонала. Вопросам повышения квалификации и обучения кадров уделяется в поликлинике первостепенное значение. Все врачебные кадры поликлиники имеют личные сертификаты специалистов на соответствие занимаемым должностям, 68,2% всех врачей имеют категории. Зубные техники и средний медицинский персонал в 75% случаев имеют категории и 84% имеют сертификаты соответствия занимаемым должностям.

Сравнительная характеристика квалификационного уровня врачебных кадров в Республиканской стоматологической поликлинике, г. Казань и Российской Федерации в 2004 г. выглядит следующим образом: 58% врачей РФ имеют сертификат и 33% категории; по г. Казань – 93,4% -сертифицированы и 58, 1% имеют категории; в РСП – 100% и 68,2% соответственно. Высокий уровень квалификации персонала поликлиники отражается на увеличении потребности населения в ее услугах. За 2002-2004гг. наблюдается рост посещений стоматологических кабинетов поликлинике как городским, так и сельским населением

Как показал проведенный анализ, структура услуг зависит от источников их финансирования. Анализ структуры бюджетных услуг в 2004 гг. показал, что более 37% их общего количества приходится на терапевтическую помощь, примерно в равных долях (на уровне 23%) оказывается ортодонтическая и ортопедическая помощь, около 17% приходится на хирургическую помощь. На внебюджетных приемах (ОМС и платные услуги) в 2004 г. также большую часть (почти 37%) составляли терапевтические приемы, около 5% - хирургические, 38% - ортодонтические и 20% - ортопедические. Основной объем (79-91% в зависимости от вида) всей стоматологической помощи оказываемой населению в РСП составляет в анализируемых годах помощь, финансируемая по линии средств бюджета, т.е. обеспечивающая гарантии населения на бесплатную и доступную стоматологию. На уровне 29-34% находится помощь, оплачиваемая населением и работодателями.

Источники финансирования стоматологических услуг по программам предоставления отражаются на показателях интенсивности труда персонала. Динамика интенсивности труда стоматолога-хирурга в 2002-2004гг. характеризуется следующими цифрами: количество посещений в смену уменьшилось с 14,6 до 7,6, а количество удалений в 8,8 до 5. В тоже время в 2004г. соотношение вылеченных зубов к удаленным составило 15,8 (в 2002г. – 11), а соотношение неосложненных зубов к осложненным в 2004 г. -3,7 против 2,6 в 2002г. На фоне снижения количественных показателей работы стоматологов-хирургов и роста качества их труда наблюдается снижение интенсивности труда стоматологов-терапевтов: процент санированных пациентов от первичных снизился с 70% в 2002г. до 53,4% в 2004г., а количество выработанных УЕТ в смену снизилось с 19,6 до 16,3. На платных приемах посещений стало на 1,3 меньше в 2004 г., чем в 2002 г., а пломб за смену стало делаться 2,4 против 3,5 в 2002г.

В главе также проанализированы особенности управления бюджетной и предпринимательской деятельностью в Республиканской стоматологической поликлинике. Предпринимательская деятельность в бюджетном учреждении здравоохранения имеет свои особенности: собственник учреждения выдает разрешение на оказание платных услуг в рамках основной деятельности сверх программы государственных гарантий; прейскурант предельных цен на платные услуги утверждает вышестоящая организация по подчиненности, что негативно отражается на полноте возмещения фактических расходов конкретного ЛПУ, имеющего развитую материально-техническую базу, высококвалифицированный персонал, дорогостоящие расходные материалы и медикаменты, высокие технологии лечения и т.д.; учет расходов и доходов по платным услугам осуществляется через счета системы федерального (территориального) казначейства, что затрудняет свободное распоряжение заработанными средствами в ЛПУ; налоговый учет данной деятельности осуществляется по общему режиму налогообложения в РФ, не предусматривающему льгот социальной сфере по федеральным, региональным и местным налогам.

В условиях реформирования бюджетной системы РФ и здравоохранения, наблюдается значительное снижение объема финансирования из средств бюджетов всех уровней. Так, в РСП в 2003 году консолидированный бюджет составлял 23859,4 тысячи рублей, в 2004 году – 19269,4 тысячи рублей, а в 2005 году составил 19577,1 тысячи рублей. При этом доля платных услуг возросла с 34,8% в 2003 году до 42,8% в 2005 году. Это неизбежно приводит к увеличению расходов учреждения за счет внебюджетных средств.

В условиях сочетания государственного регулирования и платных услуг населению понятие экономической эффективности в бюджетном учреждении, традиционно связанное с необходимостью достижения заданных результатов при использовании наименьшего объема средств, претерпевает существенное изменение, меняя и методы решения управленческих задач. В этих условиях менеджмент конкретного учреждения разрабатывает адаптационные механизмы организации и планирования потоков пациентов, расстановки кадров и их мотивации, договорные схемы лечения по запросам граждан и т.д., которые позволили бы обеспечить доступность и качество всех видов стоматологического лечения для населения при условии достижения экономической эффективности деятельности учреждения.

^ Пятая глава посвящена обоснованию новых методов управления стоматологическим учреждением в условиях сочетания государственного регулирования деятельности и развития предпринимательства.

Теоретически пути обеспечения финансового благополучия медицинских учреждений, как и любых других организаций просты – это увеличение доходов и уменьшение расходов. Это касается работы при оказании платных услуг, где методы рационализации при наличии определенной специфики, можно свести, к разработке методов управления доходами и методов управления расходами.

Увеличить доходы можно двумя путями: увеличением объемов оказываемой медицинской помощи и повышением цены на услуги. В свою очередь увеличение объемов оказываемой медицинской помощи предполагается осуществить за счет: увеличения объемов услуг на прежних мощностях; увеличения производственных мощностей; повышения интенсивности труда; повышения квалификации работников. Повышение цены на медицинскую услугу возможно при: наличии права на повышение цен - наличии спроса, дающего возможность повышение цены; адекватной оценке рыночных факторов, позволяющих повысить цены до уровня, обеспечивающего наибольшую экономическую эффективность.

Уменьшение расходов возможно путем принятия управленческих решений по следующим вопросам: четким определением видов и объемов услуг, оказываемых за счет финансирования из средств ОМС, бюджета. Все услуги выходящие за эти рамки, оказываются за дополнительную плату; использованием стандартов (протоколов ведения больных), регламентирующих объемы медицинской помощи при конкретном заболевании (услуги, предоставляемые сверх стандартов, оказываются за дополнительную плату); нормированием расходных материалов; экономическим стимулированием персонала к экономии ресурсов.

В практике работы Республиканской стоматологической поликлиники используются два подхода к оценке экономической эффективности внебюджетной деятельности ЛПУ: операционный анализ деятельности и методика безубыточного планирования объемов деятельности с учетом возмещения совокупных расходов РСП за счет многоканального поступления финансовых средств.

В основе рассмотренных подходов обеспечения экономической эффективности предпринимательской деятельности лежит внедряемый в Республиканской стоматологической поликлинике механизм бюджетирования, или составления бюджетов структурных подразделений. Бюджетирование - это разработка финансовой структуры РСП по подразделениям в зависимости от достижения финансовых критериев. Все частное здравоохранение на западе пришло к выводу о необходимости бюджетирования, или деления организации на центры ответственности (таб. 4).

Таблица 4

Центры финансовой ответственности в РСП, развивающей

платные стоматологические приемы

Группа

Название

центра

ответственности

Наименование центров

ответственности

Оценочный

критерий

эффективности

работы

№ I

«Центры

затрат»

Структурные подразделения, которые не приносят доход, но без которых не будет и финансового результата (администрация, бухгалтерия, др.).

Достижение точки

безубыточности

№2

«Центры

доходов»

Подразделения, выполняющие государственный заказ.

Маржинальный доход

№3

«Центры

прибыли»

Подразделения, оказывающие платные услуги.

Прибыль

№4

«Центры

инвестиций»

Подразделения, оснащенные уникальным дорогостоящим оборудованием, которое окупится через несколько лет (УЗИ, КТ, др.).

По

остаточному доходу

На основании внедренного бюджетирования в РСП осуществляется планирование дохода структурным подразделениям и учреждению в целом.

На практике ведения платных приемов в РСП выявлено существенное значение для экономических показателей деятельности величины налогов, что потребовало введения в функцию экономической службы планирование налоговой нагрузки (НН):

денежное выражение налогов

НН = ----------------------------------------------- х 100%

выручка

В этой связи возможность налогового регулирования рассматривается, как важнейший механизм экономических методов управления предпринимательской деятельностью. Построение оптимизационных схем налогообложения в лечебно-профилактических учреждениях (на примере РСП МЗ РТ) значительно снижает риски нерентабельной работы по платным приемам.

Проанализировав законодательно разрешенные практики налоговых режимов в РФ: общий режим налогообложения медицинской деятельности; упрощенный режим налогообложения, имеющий ряд ограничений по применению и предусматривающий замену всех существующих налогов общего режима одним: с дохода от предпринимательской деятельности по ставке 6% и с дохода, уменьшенного на величину расходов по ставке 15%; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, заключающийся в установлении базовой доходности с объекта налогообложения по ставке 15%, - был сделан вывод о необходимости оптимизации налогообложения платных услуг, что благоприятно скажется на экономических результатах ЛПУ, а также на цене услуг для пациентов. Работая на общем режиме налогообложения, РСП МЗ РТ уплачивает налог на прибыль, налог на имущество, налог на добавленную стоимость, налог на рекламу. В тоже время, согласно ст.346.12 НК РФ, организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения.

Сопоставление налоговой нагрузки по РСП в 2004 году при различных вариантах уплаты налогов показало, что:

1. Налоговая нагрузка при общем режиме налогообложения составила:

1187990

НН=----------------------- х 100% = 13,9 % от выручки.

8540100

2. Налоговая нагрузка при упрощенной системе налогообложения составила:

623270

НН=- --------------------- х 100% = 7,3 % от выручки.

8540100

Следовательно, налоговая нагрузка учреждения уменьшается практически в два раза при переходе на уплату налогов по упрощенной системе налогообложения.

Таким образом, применение всего комплекса методов оценки и планирования доходов, расходов и налоговой нагрузки в Республиканской стоматологической поликлинике позволяет грамотно сочетать программы бесплатной и платной для населения стоматологической помощи.


ВЫВОДЫ.

1. Проблемы профилактики и лечения стоматологических заболеваний выделяются в отдельное направление охраны здоровья населения РФ. Удельный вес стоматологических заболеваний среди общей заболеваемости населения по обращаемости достигает 20-25 % (третье место), составляя 345-550 случаев на 1000 жителей; обращаемость за стоматологической помощью занимает второе место после обращаемости к врачам – терапевтам. Практически все взрослое и 85-90% детского населения Республики Татарстан нуждается в стоматологической помощи и вынуждено обращаться в лечебные учреждения. Распространенность кариеса постоянных зубов в возрасте 6 лет составляет по Республике Татарстан 14%, по РФ - 22%: Интенсивность кариеса постоянных зубов составляет в среднем на одного ребенка 15-летнего возраста - 3,32 в РТ и 4,37 в РФ (по индексу КПУ), что по классификации ВОЗ определяет высокую интенсивность заболевания. За годы анализируемого периода, наблюдается уменьшение числа посещений (на 13%) и объемов лечебно-хирургической работы в государственных стоматологических ЛПУ РТ, как у детей и подростков, так и по всем возрастным группам.

2. В условиях роста стоматологической заболеваемости населения актуализируются вопросы сохранения государственного регулирования в стоматологии. Вопросы координации действий по сохранению и улучшению стоматологического статуса пациента могут быть отрегулированы на уровне профессиональных ассоциаций медицинских работников, а также при сохранении функций главных специалистов-стоматологов в органах управления здравоохранением. Программы профилактики и диспансеризации населения осуществляются в рамках сотрудничества государства, частных инвесторов, страховщиков. Основными стратегическими направлениями государственного регулирования стоматологической помощи Республики Татарстан на современном этапе социально-экономических реформ являются: работа с детским населением в школах и дошкольных учреждениях; усиление кадрового обеспечения детской стоматологии; усиление мероприятий по диспансерному наблюдению за беременными; внедрение программ фторирования молока в городах республики; развитие новых центров современных технологий.

3. В последние годы в республике Татарстан прослеживается относительная финансово-хозяйственная самостоятельность ЛПУ стоматологического профиля. Объем средств от предпринимательской деятельности государственных учреждений здравоохранения Республики Татарстан, оказывающих платные стоматологические услуги, составляет в 2003-2005гг. более 50% к общему объему бюджетного финансирования, при том, что доля поступлений от платных услуг в здравоохранении Республики не превышает 15%. Развитии платных услуг, оказываемых сверх программы государственных гарантий в государственных ЛПУ повышает возможности населения для выбора более качественной, сервисной помощи, повышения уровня квалификации персонала, обновления материально-технической базы, развития новых технологий лечения и протезирования.

4. Основными организационно-правовыми проблемами возмездного оказания услуг населению в государственном ЛПУ являются: невозможность получения финансовых средств в самостоятельное распоряжение; несоответствие размера утверждаемых цен на платные услуги фактическим расходам по их оказанию; трудоемкость оформления первичных учетных и отчетных документов по предпринимательской деятельности. Все это ставит высококвалифицированные и высокооснащенные государственные клиники в невыгодные условия на рынке. Налоговый учет деятельности осуществляется по общему режиму налогообложения в РФ и не предусматривает льгот социальной сфере по федеральным, региональным и местным налогам.

5. При построении стратегии развития предпринимательства и координации деятельности стоматологических учреждений и организаций в субъекте РФ государственные институты по размещению государственного заказа на конкурсной основе ориентируются на сотрудничество с ЛПУ любой организационно-правовой формы. При этом, важно сохранить республиканские головные центры по оказанию доступной стоматологической помощи населению, такие как Республиканская стоматологическая поликлиника (РСП). На данные учреждения, помимо реализации программ государственных гарантий с учетом развития высокотехнологичных видов помощи, должны быть возложены функции координации действий всех субъектов оказания стоматологической помощи населению.

6. Понятие экономической эффективности деятельности РСП Республики Татарстан в условиях сочетания государственного регулирования и развития платных услуг связанно с необходимостью достижения наилучших медико-экономических результатов при использовании планового объема финансовых средств, а методы решения этих задач требуют совершенствования. В практику деятельности РСП введен метод планирования доходов на основе составления дифференцированных бюджетов структурным подразделениям, которые классифицируются как: центры расходов, центры доходов, центры инвестиций. В РСП внедрена и рекомендована к использованию в РТ система дифференцированных конечных экономических показателей работы для различных структурных подразделений (показатели окупаемости расходов, показатели маржинального дохода; показатели бухгалтерской и чистой прибыли). При этом на экономические результаты деятельности существенно влияют вопросы налогообложения платных услуг, что является важнейшим механизмом экономических методов управления предпринимательской деятельностью.


Предложения

1.Некоммерческий фонд в Республике Татарстан является оптимальной организационно-правовой формой, в которую может быть преобразовано государственное (муниципальное) учреждение, поскольку: его создание не противоречит действующему законодательству; его имущество (как целиком, так и частично) может быть впоследствии внесено в уставный капитал хозяйственных обществ; он вправе заниматься предпринимательской деятельностью, доходы от которой будут направляться на продекларированные в Уставе фонда цели, не подвергаясь при этом излишней регламентации со стороны государства.

2.Для оптимизации налогообложения в части предпринимательской деятельности для стоматологических учреждений и организаций наилучшим вариантом является переход на упрощенную систему налогообложения, которая в два раза сокращает налоговую нагрузку.


Список работ, опубликованных по теме диссертации:

1. Шаймиева Н.И. Разгосударствление стоматологической службы. /Экономика и медицина сегодня. - 2005.- №2. – С.93-94.

2. Габуева Л.А., Щепин О.П., Шаймиева Н.И. Основные направления развития государственной стоматологии в республике Татарстан в 1999-2008 гг. Бюлл. ГУ ННИИ общественного здоровья РАМН. - 2006.- Вып. 2.- С. 40-47.

3. Щепин В.О., Габуева Л.А., Шаймиева Н.И.Сочетание государственного регулирования и предпринимательской деятельности при оказании стоматологических услуг населению Республики Татарстан. Бюлл. ННИИ общественного здоровья РАМН.– 2006. - Вып. 3. - С.43-46.

4. Щепин. В.О., Габуева Л.А., Шаймиева Н.И. Анализ финансовой деятельности медицинской организации. / Здравоохранение. - 2005. - №11. - С. 47-51.

5. Шаймиева Н.И. Определение организационно-правового статуса некоммерческих организаций здравоохранения, развивающих платные медицинские услуги. Казань.: Стоматология плюс. Итоги и перспективы научных исследований и практических достижений. – 2006. - С.154-157.



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Общая характеристика работы Актуальность исследования icon Общая характеристика работы актуальность исследования

Общая характеристика работы Актуальность исследования icon Общая характеристика работы актуальность исследования

Общая характеристика работы Актуальность исследования icon Общая характеристика работы Актуальность темы исследования

Общая характеристика работы Актуальность исследования icon Общая характеристика работы Актуальность темы исследования

Общая характеристика работы Актуальность исследования icon Общая характеристика работы Актуальность темы исследования

Общая характеристика работы Актуальность исследования icon Общая характеристика работы актуальность темы исследования

Общая характеристика работы Актуальность исследования icon Дергунов Анатолий Владимирович общая характеристика работы актуальность исследования

Общая характеристика работы Актуальность исследования icon Общая характеристика диссертации актуальность темы исследования

Общая характеристика работы Актуальность исследования icon Общая характеристика работы актуальность

Общая характеристика работы Актуальность исследования icon Общая характеристика работы. Актуальность

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы