МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ
|
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
профессор, С.Т.Сохов
«_03_» ____июля__________2012
|
^
«ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ И СОСТОЯНИЙ»
Курс 4 , семестр 8 , форма обучения очная
Направление подготовки (специальность) – 030401.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:
ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» квалификация «специалист», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 24 » декабря 2010 г. № 2057
Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России «09» июня 2011г., Протокол № 6
Программа обсуждена на заседании кафедры психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии «14» МАЯ 2012 года Протокол № 10
Зав. кафедрой, профессор ________________В.Л. Малыгин
Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета
«28» мая 2012 года Протокол № 25
Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич
Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии
«07» июня 2012 года Протокол № 7
Председатель ученого совета, профессор _________________________ Н.А. Сирота
^
2.1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)
Цель освоения учебной дисциплины (модуля) Профессиональная теоретическая и практическая подготовка психологов, по определению кризисных состояний и психологической коррекции этих состояний. Знать основные формы и этапы развития расстройств, связанных со стрессом, кризисным состоянием; предмет и задачи психодиагностики, психокоррекции, психотерапии и психопрофилактики; современные направления исследований в данной области; отечественные классификации в сопоставлении с МКБ-10.
Владеть практическими навыками психологического обследования пациентов с расстройствами, связанными со стрессом.
Уметь оценивать роль психологических и социальных факторов в происхождении и развитии расстройств, связанных со стрессом и кризисным состоянием, с учетом состояния конкретного больного; планировать психодиагностические обследования и реализовывать психокоррекционные, психотерапевтические, реабилитационные и психопрофилактические мероприятия
При этом задачами дисциплины являются
Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:
Особенности кризисной терапии
Влияние экстремальных ситуаций, на психическое здоровье пострадавших
Посттравматическое стрессовое расстройство, клиническая картина, виды течения
Основы диагностики острой стрессовой реакции и ПТСР
Стратегии работы с посттравматическим расстройством и кризисными состояниями
Умение проводить дифференциальную диагностику кризисных состояний
Грамотное и обоснованное использование методов психотерапии в зависимости от особенности кризиса
^
2.2.1. Учебная дисциплина (модуль) ориентирован на студентов младших курсов.
2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки:
основные знания по физиологии, анатомии ЦНС, психиатрии, патопсихологии, возрастной психологии;
навыки и знания основ психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии
полемики и обсуждения полученного материала на практических занятия самостоятельной работы с рекомендуемой литературой
составлять справки и рефераты
представлять их другим слушателям и с помощью преподавателя проводить дискуссию в группе
воспроизводит материалы дисциплины, интерпретировать и оценивать их.
применять научные методы, представленные в рамках лекционных занятий в процессе подготовки доклада.
обосновывать свои ответы на вопросы, высказывания и суждения.
^
2.3.1.Перечислить виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины:
Психолого-педагогическая
Организационно-управленческая
Научно-исследовательская
^ :
п/№
|
Номер/ индекс компетенции
|
Содержание компетенции (или ее части)
|
|
1
|
2
|
3
|
|
(ОК-2)
|
пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук
|
|
(ОК-3)
|
владению культурой научного мышления, обобщением, анализ и синтезом фактов и теоретических положений
|
|
(ОК-12)
|
проведению библиграфической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр.
|
|
(ПК-9)
|
владением необходимыми знаниями об основных направлениях
клинико-психологических вмешательств (психотерапии и
психологического консультирования) и их теоретической обоснованности
|
|
(ПК-13)
|
владением навыками консультирования медицинского персонала (или сотрудников других учреждений) по вопросам взаимодействия с пациентами (клиентами), создания необходимой психологической атмосферы и терапевтической среды, навыками психологического консультирования населения в целях психопрофилактики и развития
|
а) Студент должен знать:
Особенности, функциональные обязанности, задачи и принципы организации работы психолога в экстремальной ситуации
Основные теоретические подходы отечественной и основных зарубежных школ к анализу кризисной терапии
Методы диагностики острой стрессовой реакции, травматического стресса и ПТСР.
Клиническую картину и стратегии психотерапии ПТСР
Особенности работы с травматической личностью
Особенности течения патологического горя
б) Студент должен уметь:
Уметь организовывать работу психолога в экстремальной ситуации
Уметь диагностировать острую стрессовую реакцию, травматический стресс
Уметь использовать техники и методы экстренной психологической помощи
Уметь проводить коррекционную работу с больными, страдающими ПТСР
б) Студент должен владеть:
Организацией работы в экстремальной ситуации
Диагностикой острой стрессовой реакции, травматического стресса
Основами коррекционной работы с кризисной личностью
Овладеть техниками и методами экстренной психологической помощи в различных психотерапевтических направлений, таких как: эриксоновский гипноз, нейролингвистическое программирование, психосинтез, телесно-ориентированная и арт-терапия
Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.
^ – собеседование, реферат, эссе, тестирование
Компетенции – обеспечивают интегральный подход в обучении студентов. В компетенциях выражены требования к результатам освоения общей образовательной программы (ОПП).
Все компетенции делятся на общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), которые распределенные по видам деятельности выпускника
^
3.1.1. Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Всего часов/ зачетных единиц
|
Семестры
|
№ 8
|
№ __
|
часов
|
часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
^ , в том числе:
|
51
|
51
|
|
Лекции (Л)
|
15
|
15
|
|
Практические занятия (ПЗ),
|
36
|
36
|
|
Семинары (С)
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
^ ,в том числе:
|
57
|
57
|
|
Реферат (Реф)
|
15
|
15
|
|
^
|
24
|
24
|
|
Подготовка к текущему контролю (ПТК))
|
18
|
18
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^
|
Собеседование (обсуждение лекций, рекомендованных статей)
|
собеседование
|
|
^
|
экзамен
|
экзамен
|
|
^
|
108 час.
|
108
|
|
|
ЗЕТ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^
п/№
|
№ компетенции
|
Наименование раздела учебной дисциплины
|
^
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
ОК-2
ОК-3
ОК-12
|
Введение в кризисную терапию.
|
История выделения данного направления. Понятия кризиса медицинская и психологическая модель кризиса. Классификация кризисов. Внутренние и внешние кризисы. Возможные исходы кризиса.
|
|
ОК-2
ОК-3
ОК-12
ПК-9
|
Понятие, причины, показатели стресса.
|
Понятие стресса, стадии развития стресса. Физиология стресса, стресс-лимитирующие системы. Острая и хроническая психическая травма. Понятие дистрэсса и эустресса. Виды стресса (эмоциональный, травматический, боевой)
|
|
ОК-2
ОК-3
ОК-12
ПК-9
|
Экстренная психологическая помощь
|
Чрезвычайная (экстремальная) ситуация Классификация экстремальных ситуаций. Факторы экстремальной ситуации. Главные принципы оказания помощи. Правила первой помощи для психологов.
|
|
ОК-2
ОК-3
ОК-12
ПК-9
|
Посттравматическое стрессовое расстройство.
|
Определение ПТСР. Диагностические критерии по МКБ-10 и DSM IV, понятие и характеристики травмы. История ПТСР. Этиология и эпидемиология ПТСР. Клиническая картина ПТСР
|
|
ОК-2
ОК-3
ОК-12
ПК-9
|
Методы диагностики ПТСР
|
Шкала оценки тяжести воздействия травматического события, Миссисипская шкала, Опросник Бека для оценки депрессии, Опросник психологической симптоматики Дерогатиса, Опросник травматического стресса.
|
|
ОК-2
ОК-3
ОК-12
ПК-9
|
Психотерапия ПТСР
|
Особенности психотерапии ПТСР в различных школах. Стратегия психокоррекции и психотерапии при ПТСР. Установление раппорта, создание зоны доверия, установление безопасного контакта. Создание ресурсного состояния Работа с трамвой. ДПДГ. Формирование комплекса жертвы. Работа с системой ценностей и убеждений.
|
|
ОК-2
ОК-3
ОК-12
ПК- 9
|
Горе, скорбь, и тяжелая утрата
|
Реакция горя, её причины. Классификации реакции горя и скорби на тяжёлую утрату. Нормальная и патологическая реакция горя, её стадии (Василюк). Психологическая помощь оказываемая горюющим (Ворден, Уайтед). Психоаналитический подход в психотерапии патологического горя.
|
|
ОК-2
ОК-3
ОК-12
ПК-9
|
Смерть и умирание. Работа с терминальными больными
|
Стадии реакции пациента на известие об обнаружении у него неизлечимой болезни по Э.Кюблер-Росс: психологический шок и отрицание, озлобление, «сделка», депрессия, принятие. Клиническая картина. Как следует вести себя с умирающим пациентом. Особенности психокоррекционной работы с умирающими больными и их родственниками. Экзистенциальный подход.
|
|
ОК-2
ОК-3
ОК-12
ПК- 9
|
Психология насилия
|
Семейное (домашнее) насилие. Мифы о семейном насилии. Характерные признаки поведения жертвы. Сексуальное насилие. Особенности клинической психодиагностики, психокоррекции, психотерапии и психопрофилактики лиц, переживших насилие
|
|
ОК-2
ОК-3
ОК-12
ПК- 9
|
Экзистенциальные кризисы
|
Внутренние кризисы. Возрастные и экзистенциальные кризисы. Уровни Уилбера. Духовные кризисы. Особенности психокоррекции и психотерапии при экзистенциальных кризисах. Поддерживающая психотерапия и методики на получения ресурса.
|
^
п/№
|
№ семестра
|
Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)
|
^
(в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
|
Л
|
ПЗ
|
СРС
|
всего
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
4
|
7
|
8
|
9
|
|
8
|
Введение в кризисную терапию.
|
2
|
2
|
4
|
8
|
|
|
|
Понятие, причины, показатели стресса.
|
1
|
4
|
6
|
11
|
Собеседование, эссе
|
|
8
|
Экстренная психологическая помощь
|
1
|
4
|
6
|
11
|
|
|
8
|
Посттравматическое стрессовое расстройство.
|
2
|
4
|
6
|
12
|
собеседование
|
|
8
|
Методы диагностики ПТСР
|
1
|
4
|
6
|
12
|
|
|
8
|
Психотерапия ПТСР
|
2
|
4
|
6
|
12
|
собеседование
|
7.
|
8
|
Горе, скорбь, и тяжелая утрата
|
2
|
4
|
6
|
12
|
эссе
|
8.
|
8
|
Смерть и умирание. Работа с терминальными больными
|
1
|
4
|
5
|
10
|
собеседование
|
9.
|
8
|
Психология насилия
|
2
|
4
|
6
|
11
|
|
10.
|
8
|
Экзистенциальные кризисы
|
1
|
2
|
6
|
9
|
собеседование
|
|
|
ИТОГО:
|
15
|
36
|
57
|
108
|
|
^
п/№
|
Название тем лекций учебной дисциплины (модуля)
|
Семестр
|
8
|
1
|
2
|
3
|
|
Кризисная психотерапия
|
2
|
|
Понятие стресса, причины стресса, показатели стресса. Стресс по Г.Селье
|
1
|
|
Острая реакция на стресс.
Экстренная психологическая помощь
|
1
|
|
Посттравматическое стрессовое расстройство.
|
2
|
|
Методы диагностики ПТСР
|
1
|
|
Психотерапия ПТСР
|
2
|
|
Отдельные формы внешних кризисов. Горе, скорбь, и тяжелая утрата
|
2
|
|
Основные принципы психологической поддержки и психотерапии терминальным больным
|
1
|
|
Психология насилия. Семейное (домашнее) насилие. Сексуальное насилие
|
2
|
|
Особенности протекания экзистенциальных кризисов.
|
1
|
|
Итого:
|
15
|
^
п/№
|
Название тем практических занятий базовой части дисциплины по ФГОС и формы контроля
|
Объем
семестр
|
8
|
1
|
2
|
3
|
|
Введение в кризисную терапию.
|
2
|
|
Понятие, причины, показатели стресса.
|
4
|
|
Экстренная психологическая помощь
|
4
|
|
Посттравматическое стрессовое расстройство.
|
4
|
|
Методы диагностики ПТСР
|
4
|
|
Психотерапия ПТСР
|
4
|
|
Горе, скорбь, и тяжелая утрата
|
4
|
|
Смерть и умирание. Работа с терминальными больными
|
4
|
|
Психология насилия
|
4
|
|
Экзистенциальные кризисы
|
2
|
|
Итого
|
36
|
^
3.3.1. Виды СРС
№ п/п
|
№ семестра
|
Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)
|
Виды СРС
|
Всего часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
8
|
Введение в кризисную терапию.
|
Подготовка к занятиям
Реферат, доклад
|
4
|
|
Понятие, причины, показатели стресса.
|
1. Подготовка к занятиям
2. Работа с литературой.
2. Подготовка докладов по материалам лекций и дополнительной литературы.
Реферат, доклад
|
6
|
|
Экстренная психологическая помощь
|
1. Подготовка к занятиям
2. Работа с литературой.
Реферат, доклад
|
6
|
|
Посттравматическое стрессовое расстройство.
|
1. Подготовка к занятиям
2. Работа с литературой.
Реферат, доклад
|
6
|
|
Методы диагностики ПТСР
|
1. Подготовка к занятиям
2. Работа с литературой.
Реферат, доклад
|
6
|
6.
|
Психотерапия ПТСР
|
1. Подготовка к занятиям
2. Работа с литературой.
Реферат, доклад
|
6
|
7.
|
Горе, скорбь, и тяжелая утрата
|
1. Подготовка к занятиям
2. Работа с литературой.
Реферат, доклад
Подготовка к тестированию
|
6
|
8
|
8
|
Смерть и умирание. Работа с терминальными больными
|
1. Подготовка к занятиям
2. Работа с литературой.
Реферат, доклад
|
5
|
9
|
Психология насилия
|
1. Подготовка к занятиям
2. Работа с литературой.
Реферат, доклад
|
6
|
10
|
Экзистенциальные кризисы
|
1. Подготовка к занятиям
2. Работа с литературой.
Реферат, доклад
Подготовка к тестированию
|
6
|
ИТОГО часов в семестре:
|
57
|
^
Семестр № 8
Понятие стресса, стрессора. Теория общего адаптационного синдрома Г. Селье.
Психологическая помощь при острой реакции на стресс.
Критерии диагностики ПТСР.
Стратегия психотерапии ПТСР, тактика, цели, ошибки.
Понятие насилия и его виды.
Интервью-расследование и терапевтическое интервью.
Психотерапия жертв сексуального насилия. Особенности психотерапевтической работы с детьми, подвергшимися насилию.
Понятие утраты и виды реакций на утрату.Симптоматика горя по Линдеману.
Терминальные больные. Психологический статус.
Психологическая помощь терминальным больным и их близким.
Психологическое консультирование суицидентов.
Вторичная травма. Понятие, особенности, психокореккция.
Синдром эмоционального выгорания. Причины, признаки, психологическая помощь.
^
3.4.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств
№ п/п
|
№ семестра
|
Виды контроля
|
Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)
|
Оценочные средства
|
Форма
|
Кол-во вопросов в задании
|
К-во независимых вариантов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
1
|
ВК
|
Введение в кризисную терапию.
|
Собеседование
|
1
|
10
|
|
1
|
ТК
|
Экстренная психологическая помощь
|
Собеседование,
|
1
|
10
|
|
1
|
ТК
|
Понятие, причины, показатели стресса.
|
Собеседование
|
1
|
0
|
|
1
|
ТК
|
Посттравматическое стрессовое расстройство.
|
собеседование
|
1
|
10
|
|
1
|
ТК
|
Методы диагностики ПТСР
|
собеседование
|
1
|
10
|
|
1
|
ТК
|
Психотерапия ПТСР
|
собеседование
|
1
|
10
|
|
1
|
ТК
|
Горе, скорбь, и тяжелая утрата
|
собеседование
|
1
|
10
|
|
1
|
ТК
|
Смерть и умирание. Работа с терминальными больными
|
собеседование
|
1
|
10
|
|
1
|
ТК
|
Психология насилия
|
собеседование
|
1
|
10
|
|
1
|
ПК
|
Экзистенциальные кризисы
|
собеседование
|
1
|
10
|
|
|
|
|
тестирование
|
30
|
1
|
^ :
для входного контроля (ВК)
|
1. Учение о стрессе Г. Селье.
|
2. Возрастные кризисы. Выготский
|
3.Аналитическая психология и психотерапия.
|
для текущего контроля (ТК)
|
1.Критерии диагностики ПТСР.
|
2.Стратегия психотерапии ПТСР, тактика, цели, ошибки.
|
3. Ресурсные техники в психотерапии ПТСР.
|
для промежуточного контроля (ПК)
|
1. 1.назовите Стадии общего адаптационного синдрома (по Г.Селье):
Напряжения, резистенции, истощения
Вегетативная, эмоциональная-поведенческая, когнитивная, социально-психологическая
Острый эмоциональный шок, психофизиологическая демобилизация, разрешения, восстановления
Мобилизации, стадия стенической отрицательной эмоции, стадия астенической отрицательной эмоции, стадия невроза
|
2.Варианты течения ПТСР предложенные Волошиным:
Острый, хронический, отстроченный
Тревожный, астенический, дисфорический, соматоформный
Активно-оборонительный, пассивно-оборонительный, деструктивный
Первичный, вторичный, повторный
Вегетативный, эмоциональная-поведенческий, когнитивный , социально-психологический
|
3. Кто предложил термин «посттравматическое стрессовое расстройство»?
Фрейд
Смулевич
Кардинер
Майерс
Горовиц
|
^
3.5.1. а) Основная литература:
Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы. Научное издание. /Под ред. А.Л. Журавлевой, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 474 с.
Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. -464с.
Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. -432с.
3.5.2. б) Дополнительная литература:
Бука Т.Л., Митрофанова Л.М. Психологический тренинг в группе. Учебное пособие. - М.: Институт Психотерапии, 2008. - 144 с.
Булюбаш И.Д. Руководствово по гештальт-терапии. –М.: Психотерапия, 2008, 766 с.
Психология экстремальных ситуаций. Пособие. /Под ред. Шойгу Ю.С. М.: Смысл, Издательский центр Академия, 2009. – 319 с
Клиническая психология. Общая часть: учебное пособие. /Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. – М.:ЮНИТИ, 2010 – 247с.
Личностные расстройства /Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Пособие. СПб.: Питер, 2010. -156с.
Смулевич А.Б. Психопатология личности и коморбидных расстройств: учеб. пособие . – М. : МЕДпресс-информ, 2009. – 208 с. : ил.
Судаков С.А. Кластерный анализ в психиатрии и клинической психологии: руководство + CD-DISK. М.: МИА 2010, 160 c.
^
Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы. Наборы слайдов, таблиц/мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины. Видеофильмы. Доски.
^
Используемые образовательные технологии при изучении данной дисциплины
50 % интерактивных занятий от объема аудиторных занятий
Примеры интерактивных форм и методов проведения занятий:
Неимитационные технологии (лекция, дискуссия), имитационные технологии (ролевые игры, тренинг, ситуация-кейс).
^
п/№
|
Наименование последующих дисциплин
|
Раздела данной дисциплины, необходимые для изучения последующих дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7-8
|
9-10
|
1
|
Основы психологического консультирования, псикоррекция и психотерапия
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2
|
Суицидология
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
3
|
Практикум по психокррекции и психотерапии
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
4
|
Психотерапия: теория и практика
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
5
|
Психология развития и возрастная психология
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
6
|
Основы психосоматики
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
^
Обучение складывается из аудиторных занятий (51час), включающих лекционный курс и практические занятия, и самостоятельной работы (57 час.). Практические занятия проводятся в виде дискуссий, подобное изложение материала, позволяет студентам быть включенными в занятие, последовательно приобретая и закрепляя полученные знания
В соответствии с требованиями ФГОС-3 ВПО в учебном процессе широко используются активных и интерактивных формы проведения занятий (имитационные технологии: ролевые игры, тренинг, ситуация-кейс др.; неимитационные технологии: лекция, дискуссия).
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 50 % от аудиторных занятий.
Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку докладов, рефератов, эссе и включает работу с литературой (анализ выделение наиболее значимого), подготовку устного доклада, написание эссе в свободном стиле.
Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций и состояний» и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение (в разделе СРС).
Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Университета и кафедры.
Написание реферата, эссе формированию навыков (умений): анализировать литературу по конкретному вопросу, выделять наиболее существенный для темы материал, анализировать и рефлексировать свое отношение к проблеме, соотнося его с личностным опытом и тем самым развиваясь как личность.
Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность.
Текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий.
В конце изучения учебной дисциплины (модуля) проводится промежуточный контроль знаний посредством собеседования и тестирования.
|