|
Скачать 57.96 Kb.
|
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНУ Содержание курса « Основы олигофренопедагогики» 1. Статистико-социологическая оценка распространенности детей с недостатками интеллектуального развития. 2. Определение понятий «умственная отсталость», «ЗПР». Современное состояние проблем .умственной отсталости и ЗПР. 3. Этиологические факторы, вызывающие нарушения или замедление темпов интеллектуального развития у детей. 4. Определение, основные категории и современное состояние науки олигофренопедагогики. Основные категории: воспитание, обучение, развитие, коррекция, реабилитация, компенсация, адаптация, интеграция. ^ Современные классификации умственной отсталости. Классификация умственной отсталости по МКБ-9 и МКБ-10. Понятие о степени глубины дефекта при умственной отсталости. Структура дефекта при олигофрении. 7. Краткая характеристика детей, имеющих ту или иную степень глубины умственной отсталости (дебильность, имбецильность, идиотия; легкая, средняя, тяжелая, глубокая умственная отсталость). ^ Классификация олигофрении (по М.С. Певзнер). Психолого-педагогическая характеристика детей. Классификация Г.Е. Сухаревой. Психолого-педагогическая характеристика детей. 10. Понятие о приобретенных нарушениях интеллекта. Понятие "деменция". Психолого-педагогическая характеристика детей с дементными формами умственной отсталости (шизофреническая, эпилептическая, гидроцефалическая деменции, деменция при сифилисе головного мозга; посттравматическая деменция; деменция после перенесения инфекций мозга: энцефалита, менингита, менингоэнцефалита). 11. Особенности познавательной деятельности и усвоения социальных умений умственноВыделите ообенности восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, воли умственно отсталых детей. Особенности взаимоотношений умственно отсталых детей: с педагогами, родителями, взрослыми, сверстниками, младшими старшими детьми. Особенности становления социально значимых умений и навыков. 12. Взаимосвязь развития интеллекта и речи у умственно отсталых детей. Структура дефекта при умственной отсталости. Первичный и вторичный дефекты. Взаимосвязь мышления и речи (Л.С. Выготский). Этапы становления речи умственно отсталых детей по сравнению с нормально развивающимися детьми. Нарушения речи умственно отсталых детей как следствие (вторичный дефект) первичного нарушения интеллекта. ^ Система специальных(коррекционных) образовательных учреждений ^ 1.Причины умственной отсталости.
2. Первичные и вторичные дефекты развития / по Л.С. Выготскому/
3. Умственная отсталость ^
4. Общие закономерности психического развития:
5. Специфические закономерности умственной отсталости:
6. Степени снижения олигофрении: (для самостоятельной работы)
^ (по М.С. Певзнер)». Умственно отсталые школьники представляют собой особую категорию детей. Они отличаются от учащихся других видов специальных школ. Однако состав учеников каждой школы VIII вида весьма разнообразен. В связи с этим в нашей школе педагоги пользуются классификацией, предложенной Марией Семеновной Певзнер. Эта классификация позволяет понять причины, обуславливающие особенности различных сторон психической деятельности и поведения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, и облегчает поиск путей коррекционно-воспитательной работы. В классификации Марии Семёновны Певзнер наряду с характеристикой структуры основного интеллектуального дефекта дифференцирован ряд нейродинамических, психопатологических и других расстройств, осложняющих слабоумие и по-разному влияющих на нарушения работоспособности и познавательной деятельности в целом. Такой подход к систематике олигофрении явился продуктивным для целей дифференциации методов психолого-педагогической коррекции. М.С. Певзнер выделила 5 основных форм олигофрении:
|