1. Статистико-социологическая оценка распространенности детей с недостатками интеллектуального развития icon

1. Статистико-социологическая оценка распространенности детей с недостатками интеллектуального развития





Скачать 57.96 Kb.
Название 1. Статистико-социологическая оценка распространенности детей с недостатками интеллектуального развития
Дата конвертации 23.04.2013
Размер 57.96 Kb.
Тип Документы
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНУ

Содержание курса « Основы олигофренопедагогики»


1. Статистико-социологическая оценка распространенности детей с недостатками интеллектуального развития.

2. Определение понятий «умственная отсталость», «ЗПР». Современное состояние проблем .умственной отсталости и ЗПР.

3. Этиологические факторы, вызывающие нарушения или замедление темпов интеллектуального развития у детей.

4. Определение, основные категории и современное состояние науки олигофренопедагогики. Основные категории: воспитание, обучение, развитие, коррекция, реабилитация, компенсация, адаптация, интеграция.

^ 5. Связь олигофренопедагогики с другими науками. Современное состояние олигофренопедагогики.

6.
Современные классификации умственной отсталости. Классификация умственной отсталости по МКБ-9 и МКБ-10. Понятие о степени глубины дефекта при умственной отсталости. Структура дефекта при олигофрении.

7. Краткая характеристика детей, имеющих ту или иную степень глубины умственной отсталости (дебильность, имбецильность, идиотия; легкая, средняя, тяжелая, глубокая умственная отсталость).

^ 8. Генетические формы умственной отсталости. Умственная отсталость при болезни Дауна.

9.
Классификация олигофрении (по М.С. Певзнер). Психолого-педагогическая характеристика детей. Классификация Г.Е. Сухаревой. Психолого-педагогическая характеристика детей.

10. Понятие о приобретенных нарушениях интеллекта. Понятие "деменция". Психолого-педагогическая характеристика детей с дементными формами умственной отсталости (шизофреническая, эпилептическая, гидроцефалическая деменции, деменция при сифилисе головного мозга; посттравматическая деменция; деменция после перенесения инфекций мозга: энцефалита, менингита, менингоэнцефалита).

11. Особенности познавательной деятельности и усвоения социальных умений умственноВыделите ообенности восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, воли умственно отсталых детей. Особенности взаимоотношений умственно отсталых детей: с педагогами, родителями, взрослыми, сверстниками, младшими старшими детьми. Особенности становления социально значимых умений и навыков.

12. Взаимосвязь развития интеллекта и речи у умственно отсталых детей. Структура дефекта при умственной отсталости. Первичный и вторичный дефекты. Взаимосвязь мышления и речи (Л.С. Выготский). Этапы становления речи умственно отсталых детей по сравнению с нормально развивающимися детьми. Нарушения речи умственно отсталых детей как следствие (вторичный дефект) первичного нарушения интеллекта.

^ 13. Программное обеспечения обучения и воспитания умственно отсталых детей .

14.
Система специальных(коррекционных) образовательных учреждений


^ Памятка «Общие сведения об умственной отсталости»

1.Причины умственной отсталости.

^ Биологические факторы

Социальные факторы

  • Эндогенные (внутренние):

- генетические поражения хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.


  • Экзогенные (внешние):

- внутриутробные нарушения / тяжелый токсикоз, интоксикации разного характера, краснуха, и другие заболевания матери в тяжёлой форме/


- родовые травмы /асфиксия, внутричерепная травма/


- заболевания, перенесенные в раннем возрасте /менингиты, энцефалиты, травмы и др./


- посттравматическая, эпилептическая, шизофреническая и др. деменция

  • Неблагоприятные социальные условия:

- тяжелое материальное положение в семье, конфликтные ситуации, аморальные семьи с низким уровнем развития и т.д.

- длительная депривация / пребывание с раннего возраста в больнице, детском доме/, приводящая к дефициту информации, обеднению жизненного опыта и т.п.

- отсутствие своевременной коррекционно-развивающей работы с ребенком.



2. Первичные и вторичные дефекты развития / по Л.С. Выготскому/

Первичные признаки (поражение головного мозга)

Вторичные, третичные признаки (нарушение познавательной деятельности)

Слабость замыкательных функций коры головного мозга, затруднения в выработке новых условных связей, инертность нервных процессов и т.п.


Осложняют созревание высших психических функций (память, словесно-логическое мышление и др.), которое идет в процессе социального развития, и создают тем самым вторичные и третичные признаки.

Наслоения, которые надстраиваются над первичными.

Вторичные и третичные признаки легче поддаются коррекции, т.к. они более молоды по времени возникновения и более податливы в работе.


3. Умственная отсталость

^ ОЛИГОФРЕНИЯ ДЕМЕНЦИЯ

Различия:

  • Раннее действие вредности

  • Недоразвитие психики

  • Законченный процесс (непрогредиентное состояние)

  • Позднее действие вредности

  • Повреждение психики (разрушение уже сформированных образований)

  • Текущий процесс (прогредиентное состояние)

Сходства:

  • Органическое повреждение центральной нервной системы.

  • Нарушение познавательной деятельности и личности в целом.

  • Необратимое состояние

4. Общие закономерности психического развития:



  • Поступательный, поэтапный характер развития психики;

  • Наличие сензитивных (наиболее благоприятных) периодов в развитии каждой психической функции;

  • Прохождение детьми всех периодов развития (возрастные границы могут быть разные).


5. Специфические закономерности умственной отсталости:

  • Замедленный темп психического развития;

  • Замедленный прием и переработка информации;

  • Неравномерность физического и психического развития;

  • Дисгармоничность в развитии психики (высшие психические функции менее развиты);

  • Ослаблена роль второй сигнальной системы (трудность в словесной регуляции поведения).


6. Степени снижения олигофрении:

(для самостоятельной работы)

Дебильность

Имбецильность

Идиотия











^ Памятка «Клинико-патогенетическая классификация олигофрении

(по М.С. Певзнер)».


Умственно отсталые школьники представляют собой особую категорию детей. Они отличаются от учащихся других видов специальных школ. Однако состав учеников каждой школы VIII вида весьма разнообразен. В связи с этим в нашей школе педагоги пользуются классификацией, предложенной Марией Семеновной Певзнер. Эта классификация позволяет понять причины, обуславливающие особенности различных сторон психической деятельности и поведения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, и облегчает поиск путей коррекционно-воспитательной работы. В классификации Марии Семёновны Певзнер наряду с характеристикой структуры основного интеллектуального дефекта дифференцирован ряд нейродинамических, психопатологических и других расстройств, осложняющих слабоумие и по-разному влияющих на нарушения работоспособности и познавательной деятельности в целом. Такой подход к систематике олигофрении явился продуктивным для целей дифференциации методов психолого-педагогической коррекции.

М.С. Певзнер выделила 5 основных форм олигофрении:

  1. Неосложненная форма олигофрении

  2. Олигофрения, осложненная нарушениями, нейродинамических процессов

  3. Олигофрения с психопатоподобными формами поведения

  4. Олигофрения с нарушениями различных анализаторов

  5. Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

1. Статистико-социологическая оценка распространенности детей с недостатками интеллектуального развития icon А. Р. Маллер помощь детям с недостатками развития Книга для родителей

1. Статистико-социологическая оценка распространенности детей с недостатками интеллектуального развития icon Оценка распространенности злокачественных новообразований в регионе хромовой промышленности

1. Статистико-социологическая оценка распространенности детей с недостатками интеллектуального развития icon «Влияние социально-экономических факторов на динамику распространённости кариеса у детей школьного
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования...
1. Статистико-социологическая оценка распространенности детей с недостатками интеллектуального развития icon Оценка динамики развития тазобедренного сустава у детей в условиях сохраняющегося патологического

1. Статистико-социологическая оценка распространенности детей с недостатками интеллектуального развития icon Методика: измерение показателей физического развития: оценка росто-весового соотношения, определения

1. Статистико-социологическая оценка распространенности детей с недостатками интеллектуального развития icon 2. Профилактическая и лечебная помощь новорожденным в дп. Антенатальная профилактика. Оценка генеалогического

1. Статистико-социологическая оценка распространенности детей с недостатками интеллектуального развития icon Область медицинской науки, изучающая заболевания и повреждения, в лечении которых важнейшее значение
Изучение причин, механизмов развития и распространенности хирургических заболеваний
1. Статистико-социологическая оценка распространенности детей с недостатками интеллектуального развития icon Капитализм как «идеальный тип» или социологическая шизофрения?

1. Статистико-социологическая оценка распространенности детей с недостатками интеллектуального развития icon Задержка психического развития у детей (зпр) Нормы развития ребенка: Примерные данные для ориентировки

1. Статистико-социологическая оценка распространенности детей с недостатками интеллектуального развития icon Особенности стоматологического обследования детей с соматической патологией, с нарушением психического

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина