|
Скачать 0.85 Mb.
|
А.Р. МАЛЛЕР ПОМОЩЬ ДЕТЯМ с недостатками развития Книга для родителей МОСКВА 2006 В пособии представлена современная система помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Главное внимание отводится педагогической работе с такими детьми в семье. На доступных примерах показано, как воспитывать и обучать детей-инвалидов, прививать им навыки самообслуживания, развивать речь, учить играть и выполнять несложные задания, связанные с жизненными ситуациями. Даны описания игр и дидактических упражнений, направленных на развитие познавательной деятельности детей. Рассматриваются возможные пути интеграции таких детей в общество. Пособие адресовано родителям, также может быть использовано практическими работниками специальных (коррекционных) дошкольных учреждений, студентами дефектологических факультетов педвузов. ^ Появление в семье ребенка — одна из самых больших радостей в жизни. С детьми родители связывают свои самые светлые надежды. Уход за малышом требует времени и сил, но эти заботы приятны и приносят удовлетворение. Однако рождение ребенка с отклонениями в развитии1 ставит его родителей перед неожиданными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: почему так случилось именно с нами? что будет с нашим ребенком? Ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, мать органически чувствует его беспомощность и любит малыша независимо от его состояния. Отец больше поглощен мыслями, каким вырастет его ребенок, что ждет его в дальнейшем. И если он не видит никаких перспектив и будущее представляется ему совершенно беспросветным, а жена к тому же всецело поглощена уходом за ребенком и своими переживаниями, он может покинуть семью. Тяжело сказывается на семейных отношениях и нарушение социальных связей, когда один из родителей частично или полностью выключается из общественной жизни и лишается из-за этого психологической помощи, позволяющей противостоять стрессу. Как же строить отношения в семье, в которой родился ребенок с проблемами в развитии? Прежде всего, не вините друг 1В тексте используются выражения «дети с ограниченными возможностями» , «ребенок с недостатками развития», «ребенок с отклонениями (проблемами) в развитии», «ребенок с особыми образовательными потребностями». Во всех случаях имеются в виду дети с тяжелыми нарушениями интеллекта. друга в случившемся. Постарайтесь поддерживать в семье спокойные, ровные отношения. Не замыкайтесь на своем несчастье, не ограничивайтесь только домашними заботами, общайтесь с друзьями, родственниками. Не стесняйтесь гулять с ребенком, спокойно отвечайте на вопросы посторонних. Найдите возможность оставлять малыша с кем-либо из близких, чтобы отвлечься от постоянных забот. Бытует мнение, что с педагогической работой можно подождать, а ребенок с возрастом самостоятельно научится одеваться, играть, говорить. Это ошибочная точка зрения. Начинайте регулярные занятия с малышом как можно раньше и проводите их не эпизодически, а изо дня в день. Желательно, чтобы ребенком занимались оба родителя. Если воспитание переносится только на одного из них, то ему и предъявляют все претензии. В итоге возникают разногласия между супругами. В каждой семье по-своему оценивают возможности ребенка и его успехи. Одни родители не замечают прогресса в развитии малыша и считают занятия нецелесообразными. Однако практика показала, что необучаемых детей нет: если ребенку не под силу натянуть колготки, то он, возможно, самостоятельно наденет панаму; если он не сможет выложить из палочек простую фигурку, то соберет их и сложит в коробку. Важно подобрать доступное для малыша задание и запастись терпением. Другие родители завышают способности ребенка. В подобных случаях специалистам приходится нелегко: они вынуждены показывать, какие трудности возникают у ребенка при выполнении того или иного задания, стараются дать совет, как лучше их преодолевать. К сожалению, достичь ощутимых результатов трудно, но упорядочить поведение ребенка, научить его самообслуживанию и элементарным формам общения можно. Постоянные занятия с ребенком не только пойдут ему на пользу, но и облегчат вашу собственную жизнь, несмотря на то что реальные результаты вы можете получить не скоро. ^ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Особенности детей с недостатками развития Общим для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта, являются также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Внимание у таких детей всегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственно крайне слабое произвольное внимание, необходимое для выполнения различных игровых и бытовых заданий. Однако, как показывает практика, развить внимание у таких детей можно. Если вы проявите терпение и умелый подход к вашему малышу, то со временем научите его активно играть с яркими картинками и движущимися предметами, с радостью выполнять ваши задания, переключаться с одного вида деятельности на другой. С памятью у детей с ограниченными возможностями также проблемы. Они не в состоянии запомнить названия реальных или изображенных на картинках предметов, тексты коротких стихотворений. Не отчаивайтесь и по нескольку раз возвращайтесь к пройденному. Некоторые дети с легкостью усваивают различные события и числа. Особенно у детей с недостатками развития нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то, о чем ему рассказывают. В младшем возрасте ребенок практически не в состоянии самостоятельно объединить в группы игрушки, относящиеся, например, к одежде, мебели, посуде и др. Он не осознает, что платье и брюки — это одежда, а стул и стол — мебель, поэтому беспорядочно и бессистемно хватает все, что попадается ему под руку. Если предложить ребенку рассказать содержание простой сюжетной картинки, то в лучшем случае он назовет некоторые предметы, изображенные на ней. Малыш не сможет правильно расположить картинки в последовательности происходящих событий. Не справится он и с составлением рассказа по нескольким сюжетным картинкам. С возрастом в результате обучения дети с нарушениями интеллекта усваивают элементарные понятия, которые, однако, остаются недифференцированными и малосвязанными между собой. Словарный запас у таких детей бедный, они не самостоятельны в своих суждениях и часто механически повторяют то, что слышали от взрослых. Нарушение мышления у ребенка непосредственно сказывается на овладении речью. В младшем возрасте такой ребенок с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае он улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Со временем ребенок начинает лучше понимать обращенную к нему речь, однако еще долго он воспринимает только то, что связано с его личным опытом. Собственная речь у детей с недостатками развития появляется очень поздно. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются ко взрослым жестами, отдельными звуками, особыми словами, в которые они вкладывают определенный смысл. Движения ребенка с ограниченными возможностями неуклюжи, некоординированы, их точность и темп нарушены. Чаще всего ребенок бывает медлителен и неловок. Особенно плохо удаются малышу движения пальцев рук: ребенок с трудом учится шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Он не может бросить и поймать мячик, надеть кольца на стержень, чтобы собрать пирамидку. Из-за нарушений координации движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода. С самого раннего возраста уделяйте внимание коррекции движений детей. Если вы будете систематически заниматься с сыном или дочкой физической культурой, то со временем движения ребенка станут более точными и координированными. Таковы отличительные особенности психической деятельности большинства детей с ограниченными возможностями. Вместе с тем, поведение таких детей различно. Один ребенок более спокойный, сравнительно легко подчиняется требованиям взрослого. Другой крайне возбудим, неуправляем, вскакивает с места, хватает все, что попадается под руку, ломает или бросает игрушки, толкает рядом сидящих. Некоторые дети беспрестанно разговаривают сами с собой, задают окружающим стереотипные вопросы, не ожидая и не выслушивая ответа на них. Таким малышам не под силу выполнить элементарные задания, но многие из них любят разглядывать книжки с большими яркими картинками, слушать музыку, смотреть детские телепередачи. Учитывайте наклонности ребенка, это поможет вам организовать его досуг, проводить с ним различные занятия. Легко возбудимых детей следует приучать к соблюдению режима, предлагать им выполнить то или иное задание, постепенно и последовательно увеличивая число поручений. Надо следить за тем, чтобы работа выполнялась ребенком аккуратно и доводилась до конца. Прежде чем указать на допущенные ребенком ошибки, надо сначала подчеркнуть его достижения. В таких условиях у него уменьшается возбуждение, улучшается внимание, повышаются работоспособность, ответственность за свое поведение. Случается, что у ребенка возникают непроизвольные движения, например покачивания туловищем. Заметив появление таких навязчивых движений, взрослый должен чем-нибудь занять ребенка: предложить убрать игрушки в ящик, что-то принести, переставить и др. Нельзя оставлять ребенка бездеятельным долгое время. Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью. Обычно они замкнуты, пассивны, негативно реагируют на происходящее вокруг. Старайтесь привлечь внимание своего малыша красочными предметами и картинками. Занимаясь с ним, будьте сами более эмоциональными, время от времени разыгрывайте небольшие сценки, беря на себя какую-нибудь роль, а затем предложите ребенку изобразить, например, лисичку, медвежонка. К заторможенным детям необходим чуткий, бережный подход. Таких детей следует выводить из пассивного состояния осторожно, без нажима. Для этого надо поощрять, ободрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности, вселять в них уверенность в своих силах. Благотворно действует на ребенка спокойный, негромкий голос взрослого, иногда даже шепот. При таком доверительном общении дети легче подчиняются требованиям взрослых. (Упражнения для занятий с заторможенными детьми, а также с двига-тельно беспокойными детьми даны в Приложении 1.) Приведем пример из практики. Алеша В., 8 лет. Мальчик от второй беременности, единственный ребенок в семье. По словам родителей, отягчающей наследственности нет, однако первый ребенок скончался через несколько часов после появления на свет от глубокой асфиксии. Алеша тоже родился с тяжелой формой асфиксии и был приложен к груди только к концу четвертых суток. Следовательно, причина дефекта была либо в нарушении внутриутробного развития, либо в тяжелой родовой травме. У мальчика наблюдалось своеобразное недоразвитие моторики при отсутствии параличей (хотя, по словам матери, в раннем детстве у него был легкий правосторонний парез — не поднималась правая рука). Его движения были неорганизованны, некоординированны, нецеленаправленны. Ребенок был беспомощен в действиях с предметами. Кроме того, Алеша очень плохо говорил, хотя и понимал речь. У него проявлялись резкие расстройства в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость в сочетании с вялостью, апатией, равнодушное отношение к окружающему, поставленной задаче, отсутствие учета ситуации; ему одинаково трудно давались как фиксация на задании, так и переключение на новое. Прежде всего, перед педагогом встал вопрос: с чего начать работу, как организовать поведение, внимание, деятельность мальчика? Самым важным представлялось пробудить у Алеши интерес к занятиям. Педагог, обращаясь к мальчику, говорил: «У меня сегодня есть для тебя что-то очень, очень интересное! Посмотрим...» Открывал портфель и вынимал содержимое. Алеша приступал к выполнению задания с разрешения педагога. После занятия он помогал сложить все в портфель, действуя по инструкции: «Дай, пожалуйста! По- ложи сюда. Закрой». При этом учитель настаивал, чтобы ребенок повторял за ним: «На это! Вот это! Это сюда. Это туда». Если Алеша бросал что-нибудь на пол, то непременно должен был поднять и положить на место. Игрушки он обычно «пробовал на вкус», картинки лизал. Учитель просил вынуть игрушку изо рта, вытереть губы платком. Педагог прежде всего приучал Алешу подчиняться инструкциям: «Нельзя — можно, подожди, потерпи — теперь делай», «Слушай внимательно, вначале посмотри, а потом выполняй». Взрослый предлагал поглядеть молча и послушать: «Едет машина, за окном идет дождь, поет птичка» и т.д. Для развития внимания и координации движений проводилась игра «Цирк». От мальчика требовалось, держа на вытянутых руках дощечку с установленными на ней предметами, перенести ее с одного места на другое, переставить небьющуюся кружку с водой и постараться ее не пролить, передвинуть башенку из кубиков так, чтобы она не развалилась, и т.д. Алеша не умел ходить по лестнице, поэтому на занятиях он выполнял такие упражнения: поднимался и опускался по лестнице, как это принято, держался вначале за перила, потом за руку воспитателя, наконец самостоятельно; шагал по комнате за руку под счет; ходил на носках; привставал на носки и пытался коснуться руками висящего воздушного шарика; сидел прямо, держа руки за спиной, и т.д. Затем Алешу учили выполнять предметные действия. Выяснилось, что при нормальном мышечном развитии пальцы у него слабые, движения некоординированные. Поэтому ему назначили массаж кистей рук, а затем упражнения, развивающие пальцы: он ломал тонкие палочки на маленькие кусочки; сжимал мяч (проколотый), резиновый баллон (набирал и выпускал из него воду); мял глину; брал со стола двумя пальцами карандаш, разжимал пальцы и бросал его на стол; катал карандаш ладонью по дощечке; мял бумагу; пользовался ножницами — вначале пластмассовыми, а затем обычными («Сделаем чик-чик!»); резал бумагу ножницами на короткие полоски («Сделаем кисточки»), а также по проведенной линии; застегивал и расстегивал пуговицы, кнопки, крючки, «молнии»; нанизывал шарики на тонкую проволоку, а бусы на нитку и т.д. Особую трудность для Алеши составляли занятия по рисованию, так как пальцы у него расслаблялись, фломастер еле держался. Мальчик отрабатывал движения трех пальцев, дер-кавших фломастер (имитация движений, которые делают, когда дают корм птицам), выполнял специальные упражнения для указательного пальца: держал фломастер между средним и большим пальцами, указательный палец на фломастере; на счет «раз-два» поднимал и опускал указательный палец. Только после таких предварительных упражнений, как штриховка, проведение прямых линий («Нарисуем коврик, дождь из тучи, землю и траву на земле; как осенью падают листочки»), замкнутых кривых («Нарисуем дым, большое О и ежика Тепу»), переходили к написанию палочек по опорным точкам и линиям, вначале длинным, потом коротким. Кроме заданий, связанных с организацией поведения, упражнений, выправлявших осанку, развивавших пальцы, выполнялась работа по развитию речи (артикуляционная гимнастика, тренировка в понимании речи собеседника и произнесении отдельных слов), предлагались упражнения на развитие математических представлений (один — много — мало; большой — маленький). Мальчик учился различать геометрические фигуры с опорой на элементарные ассоциации (квадратик — дом, треугольник — крыша, кружок — мяч), распознавать цвета. Занятия проводились в занимательной игровой форме, инструкцию ребенок получал дозированно, с учетом этапов действия. Работа с Алешей велась скрупулезно, даже педантично. Потребовалось терпение, умение мгновенно учитывать ситуацию. Несмотря на все трудности, педагог добился положительных результатов. Помните, что для воспитания ребенка с отклонениями в развитии вы должны быть прежде всего выдержанными, настойчивыми и, несомненно, обладать педагогической изобретательностью. Среди детей с недостатками развития значительную часть составляют дети, у которых диагностирован синдром Дауна (в специальных учреждениях — 30% и более общего состава групп и классов). У таких детей своеобразный тип лица: узкие глаза с приподнятыми наружными углами, маленький, пуговкой, нос, румянец на щеках, рот полуоткрыт, зубы эро-зированные, редко расставленные. Голова меньше обычного, •-«лтонр. Многие дети с синдромом Дауна стра- дают нарушениями ^А, «„ . тей-даунов — 60-80%, примерно 50% детей иную степень близорукости и у 20% обнаруживается дальнозоркость, поэтому родителям обязательно следует сделать аудиограмму и проконсультироваться с офтальмологом. Особенности детей с синдромом Дауна очень различны: одни из них вялы и апатичны, другие, наоборот, — возбудимы и беспокойны. Несмотря на то что способности к познанию у таких детей значительно ниже, чем у здоровых, они отличаются умением подражать окружающим. Существует интересная зарубежная программа по организации ранней коррекционной работы с детьми-даунами «Маленькие ступеньки»1. Практически с рождения с ребенком проводят занятия по следующим направлениям: 1. Общая моторика. i . v «>- J 2. Тонкая моторика. >■ * . <. ч, *. v ; ■ ч 3. Зрительно-моторная координация. -и»ч - г■< < it,-r ч 4. Восприятие и понимание речи. чтг ^Ф-и\л ' "v v , 5. Развитие социальных навыков. Следуя программе «Маленькие ступеньки», родителям необходимо дифференцировать приемы и методы коррекционной работы, учитывая особенности ребенка, шире использовать разнообразные игровые приемы. Вы можете изучить темпы развития ребенка в доречевой период, используя специальную таблицу (Приложение 2). Дети с синдромом Дауна плохо говорят, но гораздо лучше понимают чужую речь, так как их пассивный словарь богаче активного. Таким детям трудно говорить, поскольку их артикуляционный аппарат недоразвит, и может создаться ложное представление об истинном уровне их познавательной деятельности. Однако, если ребенку дать задания, не связанные с его собственной речью, например разложить в группы картинки с мебелью и посудой или показать круг, квадрат, он легко выполнит такие задания. Дети-дауны эмоциональны. Они могут испытывать гнев, страх, радость, грусть. Как правило, свои чувства они выражают недостаточно ярко, хотя иногда их переживания очень сильны даже по незначительному поводу. "У некоторых детей про- 1 ^ Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. — М., 1998. И являются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность, недоброжелательность. Однако большинство из них ласковы, дружелюбны, уравновешены, любят слушать музыку, им присуще чувство ритма. Детям с синдромом Дауна музыка доставляет удовольствие и, по-видимому, усиливает их энергию, необходимую для выполнения многих практических заданий, поэтому занятия с детьми, например ручным трудом, целесообразно проводить под музыку. Благодаря тому, что эти дети эмоциональны, контактны, им можно помочь, если с ними настойчиво и доброжелательно заниматься. Дети-дауны, как правило, делают то, что им говорят родители. Они обучаются несложным действиям с предметами, распознают их по форме, цвету и другим наглядным признакам. Таких детей можно научить неплохо читать, что очень важно для формирования их речи. Критерием развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте является игра, а в более старшем — способность к общению с окружающими, возможность выполнения несложных видов труда, т.е. социальная адаптация. А вот обучить таких детей счету нелегко, хотя, если начать занятия как можно раньше, со временем дети приобретут определенные счетные навыки. Если вы кропотливо, изо дня в день будете заниматься с ребенком, то он обязательно постепенно овладеет несложными видами хозяйственно-бытового труда, адаптируется в жизни. Знания психологических особенностей детей с синдромом Дауна помогут вам успешнее решать вопросы педагогической работы. Медицинская помощь детям и их родителям1 Признаками умственной отсталости являются недоразвитие и поражение головного мозга, эмоционально-волевой сферы и всей личности ребенка. Умственная отсталость возникает при поражении формирующегося мозга, т.е. во внутриутробный период, при родах, в раннем младшем возрасте (до 3 лет). Причинами умственной отсталости, как правило, являются генетические факторы: патологическая наследственность, нарушения хромосомного набора, эндокринной системы и др. 1 В разделе использованы материалы врача-психоневролога, канд. психолог, наук М.Г. Рейдибойма. 12 Кроме генетических, причинами умственной отсталости могут быть и внешние (экзогенные) факторы: вирусные заболевания матери в первые месяцы беременности — краснуха, свинка, грипп и др.; природовые осложнения — родовые травмы и асфиксия, или кислородная недостаточность, однако родовые травмы и асфиксия не всегда приводят к умственной отсталости. Детей с тяжелыми нарушениями интеллекта, как правило, выявляют рано, до года или в первые годы жизни. Они значительно позже, чем нормально развивающиеся дети, начинают держать голову, самостоятельно садиться, ползать, стоять, ходить, реагировать на игрушки, узнавать близких, существенно отстают в понимании и овладении речью. Большинство таких детей находится в учреждениях Министерства здравоохранения и социального развития, однако значительная часть их проживает в семьях. С ними можно проводить специальную работу и в домашних условиях. Большую помощь родителям оказывают врачи и педагоги-дефектологи. Любая медицинская помощь начинается с постановки диагноза. В диагнозе, поставленному ребенку с интеллектуальной недостаточностью, указываются форма и степень умственной отсталости, причины заболевания и осложняющие расстройства. Для выяснения этих вопросов врач подробно изучает историю жизни и болезни ребенка (они часто совпадают), проводит обследование общего физического состояния, внутренних органов, нервной системы, учитывает результаты обследования ребенка другими специалистами и данные лабораторных анализов. Исключительное значение в оценке состояния ребенка имеют наблюдения родителей. Постоянно общайтесь с ребенком, проводите с ним коррек-ционные занятия, выполняйте рекомендации педагога и назначения врачей. Чтобы вам ничего не упустить из виду, ведите дневниковые записи, в которых фиксируйте и достижения, и новые проблемы. По возможности, регулярно советуйтесь с лечащим врачом, педагогом-дефектологом, не стесняйтесь лишний раз обратиться за помощью к специалистам. Полученные от них сведения — основа всесторонней оценки состояния здоровья и психических особенностей ребенка. Важно не переоценить отдельные его достижения, так как иногда при относительно хорошем словарном запасе ребенка страдают другие его интеллектуальные функции. Например, подросток с выраженной умственной отсталостью научился у младшей сестры механическому счету на английском языке. Но, называя число, он не соотносил его с количеством предметов, т.е. даже в подростковом возрасте у него не было сформировано истинное представление о числе. Вместе с тем, он очень хорошо говорил, любил общаться со взрослыми. В учреждениях здравоохранения, образования или социальной защиты детям с ограниченными возможностями оказывают различную медицинскую помощь. В специализированных отделениях психиатрических больниц пытаются с помощью нейролептиков и психотропных препаратов смягчить протекание болезни, а также облегчить или устранить нарушения поведения, эмоциональные расстройства, судорожные припадки. Иногда детей оперируют в связи с врожденным пороком сердца, аномалиями строения губ, твердого и мягкого нёба (расщелинами, часто называемыми «заячьягуба», «волчьяпасть») и т.д. Так, судорожный синдром влияет на состояние ребенка и ведет к нарастанию психических нарушений. Для лечения подбирают соответствующие препараты. Если психическое состояние ребенка устойчиво и нет острой необходимости помещать его в лечебное учреждение, то медицинская помощь оказывается на дому. Как правило, врач назначает медикаментозное лечение, состоящее из двух групп препаратов: общеукрепляющих и ноотропов. К общеукрепляющим относятся витаминные препараты и биостимуляторы, т.е. медикаменты, улучшающие обмен веществ. Ноотро-пы влияют на обменные процессы непосредственно в нервных клетках и, как следствие, — на психическое развитие ребенка. Стимулирующие препараты иногда комбинируются с успокаивающими, благодаря чему ребенок становится более уравновешенным, у него улучшаются внимание, память, что положительно сказывается на его обучении. Однако не следует переоценивать значение медикаментозного лечения и делать неоправданно оптимистические прогнозы. Кроме медикаментов, используются физиотерапевтические процедуры и водолечение, оказывающие успокаивающее действие. Здоровье ребенка во многом зависит от четко организованного охранительного режима дня. Старайтесь, чтобы ваш малыш отдыхал зимой в проветренной просторной комнате, а летом на воздухе. Все это восстанавливает работу нервной системы, улучшает состояние внутренних органов и в итоге укрепляет здоровье ребенка. Спланированный распорядок дня — это и основа выработки стереотипов, т.е. привычек и навыков уравновешенного поведения. Психическое развитие ускоряется под влиянием ощущений, идущих с кожи, мышц. Привлекайте ребенка к посильному труду. Так, вместе с ним пересадите цветок, полейте грядку, если вы находитесь на даче; переставьте легкие предметы в комнате, попросите малыша принести нужную вам вещь. Ребенок должен чувствовать вашу уверенность в нем и его силах, знать, что вы доверяете ему. Попробуйте поиграть с ним в простейшие спортивные игры, занимайтесь с малышом лечебной физкультурой. Попросите, чтобы в кабинете ЛФК вас обучили приемам успокаивающего, расслабляющего и стимулирующего массажа. Делайте его периодически вашему сыну или дочке. Стимулирующий массаж поможет регулировать поведение и эмоциональное состояние ребенка. Среди детей с проблемами развития особую тревогу вызывают малыши с комбинированными нарушениями. Например, у ребенка, наряду с умственной отсталостью, тяжело поражен опорно-двигательный аппарат, нарушены слух или зрение. В каждом случае необходимо систематическое наблюдение специалистов: невропатолога, ортопеда, отоларинголога, офтальмолога. Врачи назначат требуемое лечение, порекомендуют ортопедическую обувь, слуховой аппарат или очки. Нужно, чтобы ребенок ежегодно проходил диспансерный осмотр. Это даст вам возможность определить состояние слуха, зрения, физического развития, а также наметить меры для его улучшения. Врачи-специалисты оценивают данные лабораторных исследований. Результаты анализов крови и мочи помогут своевременно выявить возможные отклонения в здоровье сына или дочери. Прежде чем сделать обязательные для каждого ребенка предохранительные прививки, посоветуйтесь с врачами, не игнорируйте рекомендации специалистов, поскольку прививки иногда вызывают ухудшение состояния ребенка, особенно маленького, обостряют течение судорожных припадков. По этим причинам дети с нарушениями развития нередко освобождаются от профилактических прививок на один год или более. Заш постоянный контакт с медицинскими работниками, на-злюдения за физическим и психическим развитием ребенка помогут избежать возможных осложнений его состояния. Однако лучше заранее принять необходимые меры, чтобы исключить малейшую возможность появления больного малыша. Генетические исследования будущей матери и плода позволяют предупредить тяжелые формы психического недоразвития. Они проводятся в центрах и лабораториях, созданных при всех областных больницах и медицинских институтах. Важнее всего профилактика наследственных форм умственной отсталости на разных этапах генетического исследования матери и плода. Даже при высоком риске появления ребенка с генетическим дефектом определенный шанс рождения здорового малыша остается. Уже на раннем этапе беременности проводят исследование околоплодной жидкости: ее биохимических особенностей и хромосомного набора клеток зародыша. Такие исследования позволят безошибочно выявить наследственную патологию и прервать беременность по медицинским показаниям. Значительную часть детей с ограниченными возможностями составляют дети с синдромом Дауна. Угроза рождения таких детей увеличивается с возрастом женщины. У 40-летних рожениц дети с синдромом Дауна появляются с частотой 1:100. Если же не учитывать возраст рожениц, новорожденные с этим диагнозом встречаются с частотой 1:600-900. Чтобы предупредить аномалии развития плода, нужно вовремя выявить наследственные нарушения обмена веществ и начать лечение. В медицине известно несколько десятков наследственных дефектов, обусловливающих патологию развития, некоторые из которых, например фенилкетонурия1, успешно лечатся, главным образом правильно организованным питанием. Поэтому в родильных домах проводится исследование всех новорожденных младенцев с целью своевременного выявления наиболее часто встречающихся наследственных нарушений обмена веществ. Чтобы предупредить отклонения психического развития у детей, прежде всего, должно быть хорошее здоровье у роди- 1 Фенилкетонурия — наследственная болезнь, вызванная нарушением обмена веществ в организме. В печени больных отсутствует фермент фени-лаланингидроксилаза, что приводит к накоплению в крови неполных про-~"" ™ " ияшшению развития плода. телей. Экзогенные формы у т^*,__ болезнью матери, можно предотвратить, если она будет vw№ гать простуд; эти формы представляют особую опасность в первые три месяца беременности. Будущая мать должна очень осторожно относиться к применению лекарственных препаратов, особенно снижающих давление и антибиотиков. В первые 12 недель беременности, когда идет закладка органов и тканей эмбриона, медикаменты следует применять строго по назначению врача. Обычно в аннотации к лекарствам сказано, можно ли их принимать беременным и кормящим матерям. Необходимо полностью исключить сигареты и алкоголь. Помните, что состояние родителей сказывается на поведении ребенка. В некоторых случаях врач вынужден оказывать медикаментозную помощь взрослым, чтобы снять невротические проявления, обусловленные постоянными тревогами и переживаниями за судьбу сына или дочери. Вы можете получить от врача советы по вопросам социальной защиты ребенка. Врач выдаст документы для оформления пенсии по инвалидности. Таким образом, выполняя с ребенком коррекционные задания, периодически советуйтесь с врачами-специалистами разного профиля, так как именно комплексная помощь будет полезна вашему ребенку. Системы помощи детям с ограниченными возможностями и их родителям В настоящее время большое внимание уделяется проблеме помощи детям с ограниченными возможностями. Решению этой проблеме во многом способствует деятельность различных международных организаций: ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения, Международная ассоциация по научному изучению умственной отсталости, Международная лига обществ содействия умственно отсталым и др. Помощь государства семье в работе с детьми с недостатками развития во многом зависит от общего уровня экономики и культуры страны, состояния здравоохранения и традиционных ме- |