А. Р. Маллер помощь детям с недостатками развития Книга для родителей icon

А. Р. Маллер помощь детям с недостатками развития Книга для родителей





Скачать 0.85 Mb.
Название А. Р. Маллер помощь детям с недостатками развития Книга для родителей
страница 1/5
Дата 30.03.2013
Размер 0.85 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5
А.Р. МАЛЛЕР

ПОМОЩЬ ДЕТЯМ

с недостатками развития

Книга для родителей


МОСКВА 2006

В пособии представлена современная система помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Главное внимание отводится педагогической работе с такими детьми в семье. На доступных при­мерах показано, как воспитывать и обучать детей-инвалидов, при­вивать им навыки самообслуживания, развивать речь, учить играть и выполнять несложные задания, связанные с жизненными ситуа­циями. Даны описания игр и дидактических упражнений, направ­ленных на развитие познавательной деятельности детей. Рассмат­риваются возможные пути интеграции таких детей в общество.

Пособие адресовано родителям, также может быть использовано практическими работниками специальных (коррекционных) до­школьных учреждений, студентами дефектологических факульте­тов педвузов.


^ ОТ АВТОРА

Появление в семье ребенка — одна из самых больших радо­стей в жизни. С детьми родители связывают свои самые свет­лые надежды. Уход за малышом требует времени и сил, но эти заботы приятны и приносят удовлетворение.

Однако рождение ребенка с отклонениями в развитии1 ста­вит его родителей перед неожиданными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: почему так случилось именно с нами? что будет с нашим ребенком?

Ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, мать орга­нически чувствует его беспомощность и любит малыша неза­висимо от его состояния. Отец больше поглощен мыслями, каким вырастет его ребенок, что ждет его в дальнейшем. И если он не видит никаких перспектив и будущее представ­ляется ему совершенно беспросветным, а жена к тому же все­цело поглощена уходом за ребенком и своими переживания­ми, он может покинуть семью. Тяжело сказывается на семейных отношениях и нарушение социальных связей, ког­да один из родителей частично или полностью выключается из общественной жизни и лишается из-за этого психологи­ческой помощи, позволяющей противостоять стрессу.

Как же строить отношения в семье, в которой родился ре­бенок с проблемами в развитии? Прежде всего, не вините друг

1В тексте используются выражения «дети с ограниченными возможностя­ми» , «ребенок с недостатками развития», «ребенок с отклонениями (проблема­ми) в развитии», «ребенок с особыми образовательными потребностями». Во всех случаях имеются в виду дети с тяжелыми нарушениями интеллекта.

друга в случившемся. Постарайтесь поддерживать в семье спо­койные, ровные отношения. Не замыкайтесь на своем несча­стье, не ограничивайтесь только домашними заботами, общай­тесь с друзьями, родственниками. Не стесняйтесь гулять с ребенком, спокойно отвечайте на вопросы посторонних. Най­дите возможность оставлять малыша с кем-либо из близких, чтобы отвлечься от постоянных забот.

Бытует мнение, что с педагогической работой можно по­дождать, а ребенок с возрастом самостоятельно научится оде­ваться, играть, говорить. Это ошибочная точка зрения. Начи­найте регулярные занятия с малышом как можно раньше и проводите их не эпизодически, а изо дня в день. Желательно, чтобы ребенком занимались оба родителя. Если воспитание переносится только на одного из них, то ему и предъявляют все претензии. В итоге возникают разногласия между супру­гами.

В каждой семье по-своему оценивают возможности ребен­ка и его успехи. Одни родители не замечают прогресса в раз­витии малыша и считают занятия нецелесообразными. Одна­ко практика показала, что необучаемых детей нет: если ребенку не под силу натянуть колготки, то он, возможно, са­мостоятельно наденет панаму; если он не сможет выложить из палочек простую фигурку, то соберет их и сложит в короб­ку. Важно подобрать доступное для малыша задание и запас­тись терпением. Другие родители завышают способности ребенка. В подобных случаях специалистам приходится не­легко: они вынуждены показывать, какие трудности возни­кают у ребенка при выполнении того или иного задания, ста­раются дать совет, как лучше их преодолевать. К сожалению, достичь ощутимых результатов трудно, но упорядочить пове­дение ребенка, научить его самообслуживанию и элементар­ным формам общения можно. Постоянные занятия с ребен­ком не только пойдут ему на пользу, но и облегчат вашу собственную жизнь, несмотря на то что реальные результаты вы можете получить не скоро.

^ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОМОЩИ

ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ

Особенности детей с недостатками развития

Общим для детей с тяжелыми интеллектуальными нару­шениями, помимо их позднего развития и значительного сни­жения интеллекта, являются также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, мото­рики, эмоциональной сферы.

Внимание у таких детей всегда в той или иной степени на­рушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекают­ся, им свойственно крайне слабое произвольное внимание, необходимое для выполнения различных игровых и бытовых заданий. Однако, как показывает практика, развить внима­ние у таких детей можно. Если вы проявите терпение и уме­лый подход к вашему малышу, то со временем научите его активно играть с яркими картинками и движущимися пред­метами, с радостью выполнять ваши задания, переключаться с одного вида деятельности на другой.

С памятью у детей с ограниченными возможностями так­же проблемы. Они не в состоянии запомнить названия реаль­ных или изображенных на картинках предметов, тексты ко­ротких стихотворений. Не отчаивайтесь и по нескольку раз возвращайтесь к пройденному. Некоторые дети с легкостью усваивают различные события и числа.

Особенно у детей с недостатками развития нарушено мыш­ление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобще­ния, очень узко воспринимает то, о чем ему рассказывают. В младшем возрасте ребенок практически не в состоянии само­стоятельно объединить в группы игрушки, относящиеся, на­пример, к одежде, мебели, посуде и др. Он не осознает, что

платье и брюки — это одежда, а стул и стол — мебель, поэтому беспорядочно и бессистемно хватает все, что попадается ему под руку.

Если предложить ребенку рассказать содержание простой сюжетной картинки, то в лучшем случае он назовет некото­рые предметы, изображенные на ней. Малыш не сможет пра­вильно расположить картинки в последовательности проис­ходящих событий. Не справится он и с составлением рассказа по нескольким сюжетным картинкам.

С возрастом в результате обучения дети с нарушениями интеллекта усваивают элементарные понятия, которые, од­нако, остаются недифференцированными и малосвязанными между собой. Словарный запас у таких детей бедный, они не самостоятельны в своих суждениях и часто механически по­вторяют то, что слышали от взрослых.

Нарушение мышления у ребенка непосредственно сказы­вается на овладении речью. В младшем возрасте такой ребе­нок с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем слу­чае он улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Со временем ребенок начинает лучше понимать обращенную к нему речь, однако еще долго он воспринимает только то, что связано с его личным опытом.

Собственная речь у детей с недостатками развития появля­ется очень поздно. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружа­ющих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются ко взрослым жестами, отдельными звуками, особыми словами, в которые они вкладывают определенный смысл.

Движения ребенка с ограниченными возможностями не­уклюжи, некоординированы, их точность и темп нарушены. Чаще всего ребенок бывает медлителен и неловок. Особенно плохо удаются малышу движения пальцев рук: ребенок с тру­дом учится шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Он не может бросить и поймать мячик, надеть кольца на стержень, чтобы собрать пирамидку. Из-за нарушений координации движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют по­стоянного ухода. С самого раннего возраста уделяйте внима­ние коррекции движений детей. Если вы будете системати­чески заниматься с сыном или дочкой физической культурой,

то со временем движения ребенка станут более точными и ко­ординированными.

Таковы отличительные особенности психической деятель­ности большинства детей с ограниченными возможностями. Вместе с тем, поведение таких детей различно. Один ребенок более спокойный, сравнительно легко подчиняется требова­ниям взрослого. Другой крайне возбудим, неуправляем, вска­кивает с места, хватает все, что попадается под руку, ломает или бросает игрушки, толкает рядом сидящих. Некоторые дети беспрестанно разговаривают сами с собой, задают окру­жающим стереотипные вопросы, не ожидая и не выслушивая ответа на них. Таким малышам не под силу выполнить эле­ментарные задания, но многие из них любят разглядывать книжки с большими яркими картинками, слушать музыку, смотреть детские телепередачи. Учитывайте наклонности ребенка, это поможет вам организовать его досуг, проводить с ним различные занятия.

Легко возбудимых детей следует приучать к соблюдению режима, предлагать им выполнить то или иное задание, посте­пенно и последовательно увеличивая число поручений. Надо следить за тем, чтобы работа выполнялась ребенком аккурат­но и доводилась до конца. Прежде чем указать на допущен­ные ребенком ошибки, надо сначала подчеркнуть его дости­жения. В таких условиях у него уменьшается возбуждение, улучшается внимание, повышаются работоспособность, ответ­ственность за свое поведение.

Случается, что у ребенка возникают непроизвольные дви­жения, например покачивания туловищем. Заметив появле­ние таких навязчивых движений, взрослый должен чем-ни­будь занять ребенка: предложить убрать игрушки в ящик, что-то принести, переставить и др. Нельзя оставлять ребенка бездеятельным долгое время.

Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью. Обычно они замкнуты, пассивны, негатив­но реагируют на происходящее вокруг. Старайтесь привлечь внимание своего малыша красочными предметами и картин­ками. Занимаясь с ним, будьте сами более эмоциональными, время от времени разыгрывайте небольшие сценки, беря на себя какую-нибудь роль, а затем предложите ребенку изобра­зить, например, лисичку, медвежонка.

К заторможенным детям необходим чуткий, бережный подход. Таких детей следует выводить из пассивного состоя­ния осторожно, без нажима. Для этого надо поощрять, обо­дрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельно­сти, вселять в них уверенность в своих силах. Благотворно действует на ребенка спокойный, негромкий голос взросло­го, иногда даже шепот. При таком доверительном общении дети легче подчиняются требованиям взрослых. (Упражне­ния для занятий с заторможенными детьми, а также с двига-тельно беспокойными детьми даны в Приложении 1.)

Приведем пример из практики.

Алеша В., 8 лет. Мальчик от второй беременности, един­ственный ребенок в семье. По словам родителей, отягчающей наследственности нет, однако первый ребенок скончался че­рез несколько часов после появления на свет от глубокой ас­фиксии. Алеша тоже родился с тяжелой формой асфиксии и был приложен к груди только к концу четвертых суток. Сле­довательно, причина дефекта была либо в нарушении внут­риутробного развития, либо в тяжелой родовой травме. У мальчика наблюдалось своеобразное недоразвитие мотори­ки при отсутствии параличей (хотя, по словам матери, в ран­нем детстве у него был легкий правосторонний парез — не поднималась правая рука). Его движения были неорганизо­ванны, некоординированны, нецеленаправленны. Ребенок был беспомощен в действиях с предметами. Кроме того, Але­ша очень плохо говорил, хотя и понимал речь. У него проявля­лись резкие расстройства в эмоционально-волевой сфере: по­вышенная возбудимость в сочетании с вялостью, апатией, равнодушное отношение к окружающему, поставленной за­даче, отсутствие учета ситуации; ему одинаково трудно дава­лись как фиксация на задании, так и переключение на новое.

Прежде всего, перед педагогом встал вопрос: с чего начать работу, как организовать поведение, внимание, деятельность мальчика? Самым важным представлялось пробудить у Але­ши интерес к занятиям. Педагог, обращаясь к мальчику, го­ворил: «У меня сегодня есть для тебя что-то очень, очень ин­тересное! Посмотрим...» Открывал портфель и вынимал содержимое. Алеша приступал к выполнению задания с раз­решения педагога. После занятия он помогал сложить все в портфель, действуя по инструкции: «Дай, пожалуйста! По-

ложи сюда. Закрой». При этом учитель настаивал, чтобы ре­бенок повторял за ним: «На это! Вот это! Это сюда. Это туда».

Если Алеша бросал что-нибудь на пол, то непременно дол­жен был поднять и положить на место. Игрушки он обычно «пробовал на вкус», картинки лизал. Учитель просил вынуть игрушку изо рта, вытереть губы платком. Педагог прежде всего приучал Алешу подчиняться инструкциям: «Нельзя — можно, подожди, потерпи — теперь делай», «Слушай внима­тельно, вначале посмотри, а потом выполняй». Взрослый пред­лагал поглядеть молча и послушать: «Едет машина, за окном идет дождь, поет птичка» и т.д. Для развития внимания и координации движений проводилась игра «Цирк». От маль­чика требовалось, держа на вытянутых руках дощечку с уста­новленными на ней предметами, перенести ее с одного места на другое, переставить небьющуюся кружку с водой и поста­раться ее не пролить, передвинуть башенку из кубиков так, чтобы она не развалилась, и т.д.

Алеша не умел ходить по лестнице, поэтому на занятиях он выполнял такие упражнения: поднимался и опускался по лестнице, как это принято, держался вначале за перила, по­том за руку воспитателя, наконец самостоятельно; шагал по комнате за руку под счет; ходил на носках; привставал на нос­ки и пытался коснуться руками висящего воздушного шари­ка; сидел прямо, держа руки за спиной, и т.д.

Затем Алешу учили выполнять предметные действия. Выяс­нилось, что при нормальном мышечном развитии пальцы у него слабые, движения некоординированные. Поэтому ему назна­чили массаж кистей рук, а затем упражнения, развивающие пальцы: он ломал тонкие палочки на маленькие кусочки; сжи­мал мяч (проколотый), резиновый баллон (набирал и выпускал из него воду); мял глину; брал со стола двумя пальцами каран­даш, разжимал пальцы и бросал его на стол; катал карандаш ладонью по дощечке; мял бумагу; пользовался ножницами — вначале пластмассовыми, а затем обычными («Сделаем чик-чик!»); резал бумагу ножницами на короткие полоски («Сдела­ем кисточки»), а также по проведенной линии; застегивал и рас­стегивал пуговицы, кнопки, крючки, «молнии»; нанизывал шарики на тонкую проволоку, а бусы на нитку и т.д.

Особую трудность для Алеши составляли занятия по рисо­ванию, так как пальцы у него расслаблялись, фломастер еле

держался. Мальчик отрабатывал движения трех пальцев, дер-кавших фломастер (имитация движений, которые делают, когда дают корм птицам), выполнял специальные упражне­ния для указательного пальца: держал фломастер между сред­ним и большим пальцами, указательный палец на фломасте­ре; на счет «раз-два» поднимал и опускал указательный палец. Только после таких предварительных упражнений, как штри­ховка, проведение прямых линий («Нарисуем коврик, дождь из тучи, землю и траву на земле; как осенью падают листоч­ки»), замкнутых кривых («Нарисуем дым, большое О и ежи­ка Тепу»), переходили к написанию палочек по опорным точ­кам и линиям, вначале длинным, потом коротким.

Кроме заданий, связанных с организацией поведения, уп­ражнений, выправлявших осанку, развивавших пальцы, выпол­нялась работа по развитию речи (артикуляционная гимнасти­ка, тренировка в понимании речи собеседника и произнесении отдельных слов), предлагались упражнения на развитие мате­матических представлений (один — много — мало; большой — маленький). Мальчик учился различать геометрические фигу­ры с опорой на элементарные ассоциации (квадратик — дом, треугольник — крыша, кружок — мяч), распознавать цвета. Занятия проводились в занимательной игровой форме, инструк­цию ребенок получал дозированно, с учетом этапов действия.

Работа с Алешей велась скрупулезно, даже педантично. Потребовалось терпение, умение мгновенно учитывать ситу­ацию. Несмотря на все трудности, педагог добился положи­тельных результатов.

Помните, что для воспитания ребенка с отклонениями в раз­витии вы должны быть прежде всего выдержанными, настой­чивыми и, несомненно, обладать педагогической изобретатель­ностью.

Среди детей с недостатками развития значительную часть составляют дети, у которых диагностирован синдром Дауна (в специальных учреждениях — 30% и более общего состава групп и классов). У таких детей своеобразный тип лица: уз­кие глаза с приподнятыми наружными углами, маленький, пуговкой, нос, румянец на щеках, рот полуоткрыт, зубы эро-зированные, редко расставленные. Голова меньше обычного, •-«лтонр. Многие дети с синдромом Дауна стра-

дают нарушениями ^А, «„ . тей-даунов — 60-80%, примерно 50% детей иную степень близорукости и у 20% обнаруживается даль­нозоркость, поэтому родителям обязательно следует сделать аудиограмму и проконсультироваться с офтальмологом.

Особенности детей с синдромом Дауна очень различны: одни из них вялы и апатичны, другие, наоборот, — возбу­димы и беспокойны. Несмотря на то что способности к по­знанию у таких детей значительно ниже, чем у здоровых, они отличаются умением подражать окружающим.

Существует интересная зарубежная программа по органи­зации ранней коррекционной работы с детьми-даунами «Ма­ленькие ступеньки»1. Практически с рождения с ребенком проводят занятия по следующим направлениям:

1. Общая моторика. i . v «>- J

2. Тонкая моторика. >■ * . <. ч, *. v ;

ч 3. Зрительно-моторная координация. -и»ч - г■< < it,-r ч 4. Восприятие и понимание речи. чтг ^Ф-и\л ' "v v

, 5. Развитие социальных навыков.

Следуя программе «Маленькие ступеньки», родителям необходимо дифференцировать приемы и методы коррекци­онной работы, учитывая особенности ребенка, шире исполь­зовать разнообразные игровые приемы. Вы можете изучить темпы развития ребенка в доречевой период, используя спе­циальную таблицу (Приложение 2).

Дети с синдромом Дауна плохо говорят, но гораздо лучше понимают чужую речь, так как их пассивный словарь богаче активного. Таким детям трудно говорить, поскольку их арти­куляционный аппарат недоразвит, и может создаться лож­ное представление об истинном уровне их познавательной деятельности. Однако, если ребенку дать задания, не связан­ные с его собственной речью, например разложить в группы картинки с мебелью и посудой или показать круг, квадрат, он легко выполнит такие задания.

Дети-дауны эмоциональны. Они могут испытывать гнев, страх, радость, грусть. Как правило, свои чувства они выража­ют недостаточно ярко, хотя иногда их переживания очень силь­ны даже по незначительному поводу. "У некоторых детей про-

1 ^ См.: Питерси М. и др. Маленькие ступеньки: Программа ранней педа­гогической помощи детям с отклонениями в развитии. — М., 1998.

И

являются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрез­мерная аккуратность, недоброжелательность. Однако боль­шинство из них ласковы, дружелюбны, уравновешены, любят слушать музыку, им присуще чувство ритма. Детям с синдро­мом Дауна музыка доставляет удовольствие и, по-видимому, усиливает их энергию, необходимую для выполнения многих практических заданий, поэтому занятия с детьми, например ручным трудом, целесообразно проводить под музыку. Благода­ря тому, что эти дети эмоциональны, контактны, им можно по­мочь, если с ними настойчиво и доброжелательно заниматься.

Дети-дауны, как правило, делают то, что им говорят роди­тели. Они обучаются несложным действиям с предметами, распознают их по форме, цвету и другим наглядным призна­кам. Таких детей можно научить неплохо читать, что очень важно для формирования их речи. Критерием развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте является игра, а в более старшем — способность к общению с окружающими, возмож­ность выполнения несложных видов труда, т.е. социальная адаптация. А вот обучить таких детей счету нелегко, хотя, если начать занятия как можно раньше, со временем дети приобретут определенные счетные навыки.

Если вы кропотливо, изо дня в день будете заниматься с ре­бенком, то он обязательно постепенно овладеет несложными видами хозяйственно-бытового труда, адаптируется в жизни. Знания психологических особенностей детей с синдромом Дауна помогут вам успешнее решать вопросы педагогической работы.

Медицинская помощь детям и их родителям1

Признаками умственной отсталости являются недоразви­тие и поражение головного мозга, эмоционально-волевой сфе­ры и всей личности ребенка. Умственная отсталость возникает при поражении формирующегося мозга, т.е. во внутриутроб­ный период, при родах, в раннем младшем возрасте (до 3 лет). Причинами умственной отсталости, как правило, являются генетические факторы: патологическая наследственность, нарушения хромосомного набора, эндокринной системы и др.

1 В разделе использованы материалы врача-психоневролога, канд. пси­холог, наук М.Г. Рейдибойма.

12

Кроме генетических, причинами умственной отсталости мо­гут быть и внешние (экзогенные) факторы: вирусные заболева­ния матери в первые месяцы беременности — краснуха, свинка, грипп и др.; природовые осложнения — родовые травмы и ас­фиксия, или кислородная недостаточность, однако родовые трав­мы и асфиксия не всегда приводят к умственной отсталости.

Детей с тяжелыми нарушениями интеллекта, как правило, выявляют рано, до года или в первые годы жизни. Они значи­тельно позже, чем нормально развивающиеся дети, начинают держать голову, самостоятельно садиться, ползать, стоять, хо­дить, реагировать на игрушки, узнавать близких, существенно отстают в понимании и овладении речью. Большинство таких детей находится в учреждениях Министерства здравоохране­ния и социального развития, однако значительная часть их про­живает в семьях. С ними можно проводить специальную работу и в домашних условиях. Большую помощь родителям оказыва­ют врачи и педагоги-дефектологи.

Любая медицинская помощь начинается с постановки ди­агноза. В диагнозе, поставленному ребенку с интеллектуаль­ной недостаточностью, указываются форма и степень ум­ственной отсталости, причины заболевания и осложняющие расстройства. Для выяснения этих вопросов врач подробно изучает историю жизни и болезни ребенка (они часто совпа­дают), проводит обследование общего физического состояния, внутренних органов, нервной системы, учитывает результа­ты обследования ребенка другими специалистами и данные лабораторных анализов. Исключительное значение в оценке состояния ребенка имеют наблюдения родителей.

Постоянно общайтесь с ребенком, проводите с ним коррек-ционные занятия, выполняйте рекомендации педагога и назначения врачей. Чтобы вам ничего не упустить из виду, ведите дневниковые записи, в которых фиксируйте и дости­жения, и новые проблемы. По возможности, регулярно сове­туйтесь с лечащим врачом, педагогом-дефектологом, не сте­сняйтесь лишний раз обратиться за помощью к специалистам. Полученные от них сведения — основа всесторонней оценки состояния здоровья и психических особенностей ребенка. Важно не переоценить отдельные его достижения, так как иногда при относительно хорошем словарном запасе ребенка страдают другие его интеллектуальные функции. Например, подросток с выраженной умственной отсталостью научился у младшей сестры механическому счету на английском языке. Но, называя число, он не соотносил его с количеством пред­метов, т.е. даже в подростковом возрасте у него не было сфор­мировано истинное представление о числе. Вместе с тем, он очень хорошо говорил, любил общаться со взрослыми.

В учреждениях здравоохранения, образования или социаль­ной защиты детям с ограниченными возможностями оказыва­ют различную медицинскую помощь. В специализированных отделениях психиатрических больниц пытаются с помощью нейролептиков и психотропных препаратов смягчить проте­кание болезни, а также облегчить или устранить нарушения поведения, эмоциональные расстройства, судорожные припад­ки. Иногда детей оперируют в связи с врожденным пороком сердца, аномалиями строения губ, твердого и мягкого нёба (рас­щелинами, часто называемыми «заячьягуба», «волчьяпасть») и т.д. Так, судорожный синдром влияет на состояние ребенка и ведет к нарастанию психических нарушений. Для лечения подбирают соответствующие препараты.

Если психическое состояние ребенка устойчиво и нет ост­рой необходимости помещать его в лечебное учреждение, то медицинская помощь оказывается на дому. Как правило, врач назначает медикаментозное лечение, состоящее из двух групп препаратов: общеукрепляющих и ноотропов. К общеукреп­ляющим относятся витаминные препараты и биостимулято­ры, т.е. медикаменты, улучшающие обмен веществ. Ноотро-пы влияют на обменные процессы непосредственно в нервных клетках и, как следствие, — на психическое развитие ребен­ка. Стимулирующие препараты иногда комбинируются с ус­покаивающими, благодаря чему ребенок становится более уравновешенным, у него улучшаются внимание, память, что положительно сказывается на его обучении. Однако не сле­дует переоценивать значение медикаментозного лечения и делать неоправданно оптимистические прогнозы. Кроме ме­дикаментов, используются физиотерапевтические процеду­ры и водолечение, оказывающие успокаивающее действие.

Здоровье ребенка во многом зависит от четко организован­ного охранительного режима дня. Старайтесь, чтобы ваш ма­лыш отдыхал зимой в проветренной просторной комнате, а летом на воздухе. Все это восстанавливает работу нервной системы, улучшает состояние внутренних органов и в итоге ук­репляет здоровье ребенка. Спланированный распорядок дня — это и основа выработки стереотипов, т.е. привычек и навыков уравновешенного поведения.

Психическое развитие ускоряется под влиянием ощуще­ний, идущих с кожи, мышц. Привлекайте ребенка к посиль­ному труду. Так, вместе с ним пересадите цветок, полейте грядку, если вы находитесь на даче; переставьте легкие предметы в комнате, попросите малыша принести нужную вам вещь. Ребенок должен чувствовать вашу уверенность в нем и его силах, знать, что вы доверяете ему.

Попробуйте поиграть с ним в простейшие спортивные игры, занимайтесь с малышом лечебной физкультурой. Попросите, чтобы в кабинете ЛФК вас обучили приемам ус­покаивающего, расслабляющего и стимулирующего массажа. Делайте его периодически вашему сыну или дочке. Стиму­лирующий массаж поможет регулировать поведение и эмо­циональное состояние ребенка.

Среди детей с проблемами развития особую тревогу вызыва­ют малыши с комбинированными нарушениями. Например, у ребенка, наряду с умственной отсталостью, тяжело поражен опорно-двигательный аппарат, нарушены слух или зрение. В каждом случае необходимо систематическое наблюдение специалистов: невропатолога, ортопеда, отоларинголога, оф­тальмолога. Врачи назначат требуемое лечение, порекоменду­ют ортопедическую обувь, слуховой аппарат или очки.

Нужно, чтобы ребенок ежегодно проходил диспансерный осмотр. Это даст вам возможность определить состояние слу­ха, зрения, физического развития, а также наметить меры для его улучшения. Врачи-специалисты оценивают данные лабораторных исследований. Результаты анализов крови и мочи помогут своевременно выявить возможные отклонения в здоровье сына или дочери.

Прежде чем сделать обязательные для каждого ребенка пре­дохранительные прививки, посоветуйтесь с врачами, не игно­рируйте рекомендации специалистов, поскольку прививки иногда вызывают ухудшение состояния ребенка, особенно ма­ленького, обостряют течение судорожных припадков. По этим причинам дети с нарушениями развития нередко освобожда­ются от профилактических прививок на один год или более.


Заш постоянный контакт с медицинскими работниками, на-злюдения за физическим и психическим развитием ребенка помогут избежать возможных осложнений его состояния.

Однако лучше заранее принять необходимые меры, чтобы ис­ключить малейшую возможность появления больного малыша. Генетические исследования будущей матери и плода позволяют предупредить тяжелые формы психического недоразвития. Они проводятся в центрах и лабораториях, созданных при всех облас­тных больницах и медицинских институтах. Важнее всего про­филактика наследственных форм умственной отсталости на раз­ных этапах генетического исследования матери и плода. Даже при высоком риске появления ребенка с генетическим дефектом определенный шанс рождения здорового малыша остается. Уже на раннем этапе беременности проводят исследование околоплод­ной жидкости: ее биохимических особенностей и хромосомного набора клеток зародыша. Такие исследования позволят безоши­бочно выявить наследственную патологию и прервать беремен­ность по медицинским показаниям.

Значительную часть детей с ограниченными возможно­стями составляют дети с синдромом Дауна. Угроза рождения таких детей увеличивается с возрастом женщины. У 40-лет­них рожениц дети с синдромом Дауна появляются с частотой 1:100. Если же не учитывать возраст рожениц, новорожден­ные с этим диагнозом встречаются с частотой 1:600-900.

Чтобы предупредить аномалии развития плода, нужно во­время выявить наследственные нарушения обмена веществ и начать лечение. В медицине известно несколько десятков на­следственных дефектов, обусловливающих патологию разви­тия, некоторые из которых, например фенилкетонурия1, ус­пешно лечатся, главным образом правильно организованным питанием. Поэтому в родильных домах проводится исследова­ние всех новорожденных младенцев с целью своевременного выявления наиболее часто встречающихся наследственных нарушений обмена веществ.

Чтобы предупредить отклонения психического развития у детей, прежде всего, должно быть хорошее здоровье у роди-

1 Фенилкетонурия — наследственная болезнь, вызванная нарушением обмена веществ в организме. В печени больных отсутствует фермент фени-лаланингидроксилаза, что приводит к накоплению в крови неполных про-~"" ™ " ияшшению развития плода.

телей. Экзогенные формы у т^*,__

болезнью матери, можно предотвратить, если она будет vw гать простуд; эти формы представляют особую опасность в первые три месяца беременности.

Будущая мать должна очень осторожно относиться к при­менению лекарственных препаратов, особенно снижающих давление и антибиотиков. В первые 12 недель беременности, когда идет закладка органов и тканей эмбриона, медикамен­ты следует применять строго по назначению врача. Обычно в аннотации к лекарствам сказано, можно ли их принимать бе­ременным и кормящим матерям. Необходимо полностью ис­ключить сигареты и алкоголь.

Помните, что состояние родителей сказывается на поведе­нии ребенка. В некоторых случаях врач вынужден оказывать медикаментозную помощь взрослым, чтобы снять невроти­ческие проявления, обусловленные постоянными тревогами и переживаниями за судьбу сына или дочери. Вы можете по­лучить от врача советы по вопросам социальной защиты ре­бенка. Врач выдаст документы для оформления пенсии по инвалидности.

Таким образом, выполняя с ребенком коррекционные за­дания, периодически советуйтесь с врачами-специалистами разного профиля, так как именно комплексная помощь будет полезна вашему ребенку.

Системы помощи детям с ограниченными возможностями и их родителям

В настоящее время большое внимание уделяется пробле­ме помощи детям с ограниченными возможностями. Ре­шению этой проблеме во многом способствует деятельность различных международных организаций: ЮНЕСКО, Все­мирная организация здравоохранения, Международная ас­социация по научному изучению умственной отсталости, Международная лига обществ содействия умственно отста­лым и др.

Помощь государства семье в работе с детьми с недостатками развития во многом зависит от общего уровня экономики и куль­туры страны, состояния здравоохранения и традиционных ме-

  1   2   3   4   5

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

А. Р. Маллер помощь детям с недостатками развития Книга для родителей icon 1. Статистико-социологическая оценка распространенности детей с недостатками интеллектуального развития

А. Р. Маллер помощь детям с недостатками развития Книга для родителей icon Задержка психического развития у детей (зпр) Нормы развития ребенка: Примерные данные для ориентировки

А. Р. Маллер помощь детям с недостатками развития Книга для родителей icon Книга в систематизированной форме излагает приемы действий в критических ситуациях, а также подготовку
Книга предназначена для каждого, кто хочет усовершенстровать
А. Р. Маллер помощь детям с недостатками развития Книга для родителей icon Педагогическая помощь детям

А. Р. Маллер помощь детям с недостатками развития Книга для родителей icon "в кругу друзей" Создан для организации интересных мероприятий семейного досуга, развития детей,

А. Р. Маллер помощь детям с недостатками развития Книга для родителей icon А. Р. Маллер, Г. В. Цикото

А. Р. Маллер помощь детям с недостатками развития Книга для родителей icon К главе 1 (Лечебно-профилактическая помощь детям в России)

А. Р. Маллер помощь детям с недостатками развития Книга для родителей icon Базовые возрастные закономерности развития – ориентир определения коррекционно-развивающих задач

А. Р. Маллер помощь детям с недостатками развития Книга для родителей icon Уроки рисования как я их провожу
Это книга для родителей и педагогов. Здесь я описываю мой 15-летний опыт рисования вместе со своими...
А. Р. Маллер помощь детям с недостатками развития Книга для родителей icon Алгоритм оказания медицинской помощи детям с орз (Амбулаторная помощь)

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы