Рекомендации утверждены Приказом Комитета РФ по физической культуре от 1 апреля 1993г. №44 icon

Рекомендации утверждены Приказом Комитета РФ по физической культуре от 1 апреля 1993г. №44





Скачать 241.92 Kb.
Название Рекомендации утверждены Приказом Комитета РФ по физической культуре от 1 апреля 1993г. №44
Дата конвертации 30.04.2013
Размер 241.92 Kb.
Тип Документы
СОДЕРЖАНИЕ

Стр.








РЕКОМЕНДАЦИИ:





9

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ, Утверждены Приказом Комитета РФ по физической культуре от 1 апреля 1993г. № 44





10

^ Давыдов В.Ю., ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ, ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА И МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ






РЕКОМЕНДАЦИИ



Утверждены

Приказом Комитета РФ

по физической культуре

от 1 апреля 1993г. № 44
^

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВМАТИЗМА

ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ



Рекомендации предусматривают основные организационно-профи­лактические меры обеспечения безопасности и снижения травматизма, обязательные для выполнения на территории Российской Федерации и при нахождении физкультурников и спортсменов сборных команд страны за рубежом.

Руководителям территориальных органов управления физической культурой и спортом, директорам (начальникам) спортивных сооруже­ний, тренировочных баз, яхт-клубов и т.п. рекомендуется издать приказ, определяющий порядок организации занятий физической культурой и спортом, проведения учебно-тренировочного процесса и спортивных соревнований на подведомственных спортивных сооружениях, базах и временных местах проведения мероприятий в соответствии с данными рекомендациями, с учетом окружающей среды и территории, климати­ческих условий, транспортного движения на суше, воде и т.д.

Проведение учебно-тренировочных занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований разрешается:

  • на спортивных базах, спортивных сооружениях, принятых в экс­плуатацию согласно акту государственной приемной Комиссии;

  • на других спортивных базах, спортсооружениях при наличии разре­шения их дирекций, согласованного с местными организациями спасе­ния на водах, госавтоинспекцией, горноспасательной и санитарно - эпидемиологической службой с учетом характера территории;

  • при погодных условиях, не представляющих опасности для здоро­вья и жизни физкультурников и спортсменов;

  • только при соответствии мест занятий, инвентаря и одежды зани­мающихся метеорологическим условиям и санитарно-гигиеническим нормам.

4. Руководитель спортивного сооружения издает приказ на проведе­ние спортивного мероприятия, в котором предусматривается:

- обеспечение мер по профилактике спортивного травматизма и без­опасности проведения мероприятия в целом с указанием ответственных лиц со стороны спортивного сооружения и со стороны, проводящей спор­тивное мероприятие;

- наличие медицинского персонала (врача, медицинской сестры), обеспечивающего данное мероприятие;

- наличие акта готовности спортивного сооружения к спортивному мероприятию, подписанного руководителем спортивного сооружения и ответственным представителем организации, проводящей мероприятие (приложение к приказу).

5. Руководители учебно-тренировочного мероприятия или ответствен­ные за проведение спортивного соревнования обязаны:

- лично осмотреть места занятий или соревнований, проверить, ис­правность оборудования и инвентаря, обратить внимание на его соответ­ствие нормам техники безопасности, принятым в соответствующих ви­дах спорта;

- проверить качество личного инвентаря и оборудования, используе­мого спортсменами;

- требовать от руководителей спортивного сооружения ликвидации неисправностей, обнаруженных на сооружении и отрицательно влияю­щих на проведение спортивных занятий и соревнований.

6. Установка, подключение к сети электрической аппаратуры и электронного оборудования производится только в присутствии специалиста-электрика, назначенного руководством спортивного сооружения, и в том случае, если имеется разрешение дирекции спортсооружения и если:

- имеется техническая документация, отражающая назначение и ха­рактеристики аппаратуры;

- техническое соединение между собой отдельных элементов элект­рической аппаратуры и электронного оборудования выполнено в соот­ветствии с ГОСТом и исключает возможность поражения током или воз­никновение пожара;

- наличие заземления.

7. Дирекция спортивного сооружения, базы обязана:

- разработать конкретные меры по обеспечению безопасности про­ведения мероприятий;

- поставить в известность местную организацию спасения на водах, Госавтоинспекцию, горноспасательную, медицинскую, пожарную служ­бы и т.п.;

- провести с ответственными за мероприятие лицами инструктаж (в том числе о мерах профилактики травматизма, оказания первой помо­щи, о местных условиях, климате, особенностях территории, маршрутах походов, прогулок, обратив особое внимание на опасные зоны, о поряд­ке связи и сроков возвращения на базу, о местных обычаях, качестве пи­тьевой воды и местных продуктов питания);

- иметь на видных местах территории базы, спортсооружения необхо­димое количество карт (схем) близлежащей местности с указанием без­опасных маршрутов, прогулок по воде, на лыжах, походов, а также опас­ных мест и ближайших пунктов помощи (спасения на водах, Госавтоинспекция, пожарная охрана, горноспасательная служба, вертолетная станция, лесничество и т.п.);

- организовать в случае необходимости в районе расположения базы соответствующую спасательную службу с финансированием по смете рас­ходов базы; спасательная служба должна быть снабжена современным оборудованием, транспортом, средствами связи и обязана обеспечить безопасность на территории базы, на местах тренировок, соревнований и походов, проводимых вне территории базы;

- организовать медицинскую службу и медицинское обеспечение спортсменов в период тренировок и соревнований, а также приезд и от­правку иногородних тренеров, спортсменов, обслуживающего персона­ла по заранее согласованному графику.


  1. Группы, выходящие с территории спортивного сооружения, базы в походы в необходимых случаях должны иметь приемопередающую ра­диостанцию и сопровождаться представителем соответствующей спаса­тельной службы.

  2. В случае значительной удаленности мест тренировок от места проживания участников учебно-тренировочного сбора, организация, проводящая сбор, обязана обеспечить спортсменов транспортом и меди­цинским обслуживанием в местах тренировок.

  3. В случае получения травмы в ходе учебно-тренировочного процесса или соревнования создается комиссия в составе официального предста­вителя организации, проводящей мероприятие, врача и руководителя спортсооружения, на территории которого произошел несчастный слу­чай. При тяжелой травме акт комиссии в течение суток должен быть от­правлен в Комитет Российской Федерации по физической культуре, а копия в территориальный спорткомитет.

  4. В целях предупреждения травм, заболеваний, несчастных случаев при проведении спортивных мероприятий необходимо руководствоваться санитарными правилами содержания мест размещения и занятий физи­ческой культурой и спортом, утвержденными Главной государственной санитарной инспекцией Министерства здравоохранения Российской Федерации и правилами соревнований по видам спорта.

  5. Запрещается допуск к учебно-тренировочным занятиям и сорев­нованиям занимающихся физической культурой и спортом, не прошед­ших врачебного диспансерного обследования, не выполнивших назна­ченные лечебно-профилактические мероприятия или прибывших на учебно-тренировочный сбор без соответствующей медицинской докумен­тации, не получивших разрешения врача к занятиям и соревнованиям после перенесенных травм и заболеваний.

  6. Запрещается проведение учебно-тренировочных занятий и сорев­нований в сложных метеорологических условиях, в отсутствие медицин­ского персонала и без санитарного транспорта.

  7. Медицинская служба спортивного сооружения, базы, дежурный медицинский персонал, врач команды осуществляют контроль ка­чества продуктов питания, санитарного состояния мест хранения, приготовления и приема пищи, санитарного состояния спортивно­го объекта. В необходимых случаях медицинские работники обязаны обратиться в санитарную инспекцию по месту проведения спортивного мероприятия.

  8. Главный врач соревнований входит в состав судейской кол­легии на правах заместителя главного судьи по медицинской части. Решения главного врача, касающиеся его компетенции, являются для судейской коллегии обязательными. Запрещается проведение соревно­ваний без врача.

  9. Главный врач соревнований, медицинская служба спортивного сооружения, врач спортивной команды имеют право запрещать проведе­ние учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий во всех случаях возникновения угрозы для здоровья или жизни спортсменов, тре­нерского состава, обслуживающего персонала. В этом случае должна быть сделана запись в дежурном санитарном журнале с указанием, когда, кому персонально было сделано предложение о прекращении мероприятия и какое было принято решение.

  10. Проведение спортивного мероприятия может быть разрешено толь­ко после выполнения всех требований настоящих рекомендаций.

Ответственность за соблюдение мер профилактики спортивного травматизма и безопасности проведения спортивного мероприятия не­сут персонально руководители спортивного сооружения и ответственные за проведение спортивного мероприятия, подписавшие акт готовности спортивного сооружения к учебно-тренировочному сбору, учебно-тре­нировочным занятиям, спортивным соревнованиям.




^




ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА
ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ, ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА И
МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ


(Давыдов В.Ю. «Меры безопасности на уроках физической культуры».

Учебно-методическое пособие. М. «Советский спорт», 2007 г. )


Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой и спортом является одной из важнейших задач тренеров-преподавателей, инструкторов, медицинских работников, дирекции спортивных школ. Однако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно. Множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводило и приводит учащихся к травмам.

На учебно-тренировочных занятиях тренеры-преподаватели используют разнообразное спортивное оборудование. Безопасность таких занятий зависит, прежде всего, от твердых знаний учащимися правил установки в рабочее и исходное положение снарядов, обучения тренером приемам страховки и самостраховки.

Во избежание возможных травм необходимо выполнять следующие правила:

а) все действия учащихся по установке оборудования должны организовываться и осуществляться только в присутствии тренера и по его распоряжению;

б) по окончании установки оборудования в рабочее положение необходимо обязательное опробование его снарядов.

Важно также знать и некоторые особенности операций по установке секций, грифов перекладин и жердей брусьев, гимнастических лестниц, фиксаторов, хомутов, которые нужно наглядно показать всем учащимся.

Так, при отодвигании секций от стены к центру зала учащиеся во избежание травмы стопы должны находиться сбоку секции, толкая ее одной рукой.

Во время установки перекладин и брусьев при опускании хомутов, грифов и жердей, чтобы исключить травму кистей рук, нельзя держаться ими за вертикальную направляющую трубу секций, а при отведении в сторону грифа или жерди необходимо соблюдать осторожность, чтобы не задеть ими рядом стоящего учащегося.

Большое внимание необходимо уделить установке учащимися стопорных болтов, которые должны до упора вставляться в свои гнезда-отверстия с последующим загибом фиксатора, находящегося на конце каждого болта, тем самым исключая возможность его выпадения при работе на снарядах.

После установки снарядов в рабочее положение нужно под каждый снаряд положить необходимое количество гимнастических матов.

Если многокомплектное спортивное оборудование установлено на открытой площадке, то важным условием безопасной работы является предварительная подготовка мягкого грунта (песок с опилками) под снарядами. Перед занятиями необходимо разрыхлить песок и немного его увлажнить.

При выполнении учащимися физических упражнений на снарядах возле спортивного оборудования не должно быть каких-либо посторонних предметов.

В целях предупреждения травмы учащихся необходимо осуществлять технический уход за спортивным оборудованием. Он заключается в систематическом контроле со стороны тренера-преподавателя за целостностью элементов снарядов, узлов их креплений, а также в периодической смазке всех трущихся деталей (шарниры, подшипники и др.)

Все занятия на спортивном оборудовании должны проходить организованно и под непосредственным контролем тренера-преподавателя.

Для предупреждения травматизма необходима, прежде всего, систематическая проверка прочности установки снарядов, подвесных колец, растяжек для креплений снарядов к полу, страхующих устройств. Для защиты ладоней используют специальные накладки, для профилактики повреждений лучезапястных суставов — кожаные манжеты, для предохранения от ушибов о снаряды отдельных частей тела — поролоновые прокладки.

В целях безопасной работы на спортивных снарядах важное значение имеет физическая помощь, страховка и самостраховка учащихся на занятиях.

Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых тренером-преподавателем или учащимся в целях правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся: помощь «проводкой»; поддержка «фиксаций»; помощь подталкиванием.

Страховка — это готовность тренера-преподавателя или учащегося оказать помощь занимающемуся, неудачно исполняющему упражнение. Страховка и помощь связаны между собой. Физическая помощь сводится к минимуму или прекращается на учебно-тренировочных занятиях совершенствования физических упражнений, когда учащиеся выполняют их самостоятельно.

Самостраховка — способность занимающихся самостоятельно выходить из опасных ситуаций, прекращая при этом выполнение упражнения или изменяя его для предотвращения возможной травмы. Например, при выполнении стойки на плечах на брусьях в случае падения вперед учащийся должен сделать кувырок вперед ноги врозь; при соскоках со снарядов, влекущих за собой падение, также выполнить кувырки.

Одна из важнейших функций физкультурных работников — это профилактика спортивного травматизма. Причины травматизма заключаются, как правило, в нарушениях учебно-тренировочного процесса и правил соревнований, а также в нарушениях санитарно-гигиенического характера.

Зачастую учащиеся получают травмы из-за неудовлетворительного состояния покрытий в местах занятий: неровный, твердый грунт площадок, неисправный или скользкий пол гимнастических залов, неровный лед, плохое состояние мест отталкивания и приземления для прыжков и т. д.

К недостаткам оборудования мест занятий относятся:

- плохое качество или изношенность снарядов, матов;

- наличие на местах занятий посторонних предметов;

- плохое качество, неисправность спортивного инвентаря или его неправильное хранение;

- несоответствие размеров и массы инвентаря индивидуальным особенностям занимающихся.

При занятиях гимнастикой возможны ссадины, потертости, срывы мозолей в области кистей, ушибы и растяжения связочно-суставного аппарата преимущественно верхних конечностей.

Используют такие технические средства: поролоновые ямы, тренажеры с поясом для изучения оборотов на перекладине, амортизирующие пояса для страховки при обучении и выполнении сложных комбинаций.

Травматизм при занятиях легкой атлетикой различается в зависимости от узкой специализации в видах спорта. Спринтеры, например, чаще страдают от растяжений и надрывов двуглавой мышцы бедра, икроножной мышцы, ахиллова сухожилия, растяжений связок голеностопного сустава.

^ Барьерный бег дополняется ушибами и растяжениями связок коленного и голеностопного суставов, травматических радикулитов. При беге на средние и длинные дистанции возникают потертости стоп и промежности, хронические заболевания сухожилий и мышц стопы и голени.

Для баскетболистов характерны травмы связочного аппарата голеностопного сустава, ушибы, растяжения боковых, крестообразных связок, повреждения менисков коленного сустава, а также ушибы и растяжения связок пальцев и кистей рук.

^ Травматизм у волейболистов: ушибы пальцев кисти лучезапястного, плечевого и локтевого суставов, ушибы туловища, чаще связанные с дефектами оборудования, неудовлетворительным санитарным состоянием залов.

При занятиях футболом травмируются, как правило, нижние конечности, возникают хронические артриты коленного сустава, растяжение связок коленного и голеностопного суставов, ушибы, надрывы и разрывы мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц, травматические периоститы большой берцовой кости голени. Нужно обязательно следить, чтобы на поле, как и в других местах занятий, не было камней, стекол и других предметов, которые могут привести к травмам и падениям.

^ Травматизм у лыжников. Занятия на открытом воздухе при низких температурах опасны из-за возможности обморожения. Сильный ветер, повышенная влажность воздуха, тесная и мокрая обувь могут вызвать обморожение даже при нулевой температуре.

Для профилактики спортивного травматизма тренеры-преподаватели должны строго соблюдать правила рациональной методики обучения и тренировки, учитывать индивидуальные особенности занимающихся, обеспечивать необходимую страховку при выполнении упражнений, обучать учащихся правилам страховки, само- и взаимостраховки.

^ Итак, основными причинами травматизма являются:

Организационные недостатки при проведении занятий и соревнований. Это нарушения инструкций и положений о проведении занятий по видам спорта, соревнований, неквалифицированное составление программы соревнований, нарушение их правил; неправильное размещение участников, судей и зрителей при проведении соревнований по метаниям, скоростным спускам, при проведении велогонок; перегрузка программы и календаря соревнований; неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении видами спорта в зале, на площадке; неорганизованные смена снарядов и переход с места занятий; проведение занятий в отсутствие тренера-преподавателя.

^ Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения (регулярность занятий, постепенность увеличения нагрузки, последовательность), отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности учащихся.

Часто причиной травмы является пренебрежительное отношение к вводной части занятия - разминке; неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие необходимой страховки, самостраховки, неправильное ее применение, частое применение максимальных или форсированных нагрузок; перенос средств и методов тренировки квалифицированных спортсменов на учащихся начального этапа подготовки. Кроме этого, причинами травм являются недостатки учебного планирования, которое не может обеспечить полноценную общефизическую подготовку и преемственность в формировании и совершенствовании у учащихся двигательных навыков и психофизических качеств.

^ Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, тесные тренажерные комнаты, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, неровность футбольных и гандбольных полей, отсутствие табельного инвентаря и оборудования (жесткие маты), неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок. Причиной травм может явиться плохое снаряжение занимающихся (одежда, обувь, защитные приспособления), его несоответствие особенностям вида спорта. Вероятность получения травм возрастает при плохой подготовке мест и инвентаря для проведения занятий и соревнований (плохое крепление снарядов, не выявленные дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся).

^ Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза), низкая температура воздуха и воды в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокие влажность и температура воздуха; дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация учащихся.

^ Низкий уровень воспитательной работы, который приводит к нарушению дисциплины, невнимательности, поспешности, несерьезному отношению к страховке. Зачастую этому способствуют либерализм или низкая квалификация судей и тренеров.

^ Отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных требований. Причинами травм, иногда даже со смертельным исходом, могут стать допуск к занятиям и участию в соревнованиях учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение тренером и спортсменом врачебных рекомендаций по срокам возобновления тренировок после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп в зависимости от степени подготовленности.

Как видно из вышеизложенного, причины травм и несчастных случаев — это нарушения правил, обязательных при проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований. В основе борьбы с травматизмом и заболеваниями лежит строгое выполнение этих требований организаторами, тренерами-преподавателями, учащимися.

Таким образом, профилактика спортивного травматизма заключается в устранении факторов, приводящих к повреждениям, и заключается в следующем:

- осуществление постоянного контроля состояния мест занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;

- изучение учащимися инструкций по охране труда и мерам безопасности при занятиях определённым видом спорта;

- обязательное включение в каждое тренировочное занятие упражнений в самостраховке, страховке и оказании помощи при выполнении различных упражнений и технических действий;

- тщательное проведение разминки;

- тщательное планирование занятий (последовательность тренировочных заданий, определение величины тренировочных нагрузок в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся и т.д.);

- осуществление постоянного контроля состояния занимающихся (спортсменов);

- снижение нагрузки в случае утомления, первыми признаками которого являются бледность, блеск глаз, перевозбуждение, нарушение координации движений, ухудшение внимания, апатия, сонливость и др.;

- обязательное регулярное медицинское обследование занимающихся (спортсменов);

- соблюдение строгого режима и правил здорового образа жизни;

- соблюдение всех педагогических принципов организации и построения тренировочных занятий (доступность, постепенность, прочность, наглядность, активность, индивидуальность и др.;

- индивидуальный подход к занимающимся видами спорта;

- оптимально сочетание нагрузки и отдыха;

- постоянная воспитательная работа с занимающимися (строгая дисциплина на занятиях, товарищеская взаимопомощь, требовательность к себе и к своим товарищам, максимальная собранность на занятиях, своевременное пресечение грубости, запрещённых приёмов, воспитание уважения к противнику, воспитание творческого отношения к тренировке и т.п.).

Существенную роль в профилактике спортивного травматизма играет хорошо организованный медицинский контроль. Медицинский персонал школы должен содействовать использованию всех средств физической культуры и спорта в интересах укрепления здоровья учащихся, повышения их физической подготовленности и улучшения физического развития; контролировать соответствие физической нагрузки состоянию здоровья учащихся; проводить врачебно-педагогические наблюдения на учебно-тренировочных занятиях, определять моторную плотность занятий, совместно с тренером-преподавателем принимать участие в организации физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, контролировать их проведение; осуществлять их медицинское обслуживание; постепенно вести работу по профилактике спортивного травматизма.

Роль медицинской сестры в проведении всей этой работы особенно велика, так как она непосредственно (под руководством врача) осуществляет контроль за строгим соблюдением всех медицинских требований в организации при проведении физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий

Медицинская сестра должна выявлять первые признаки утомления учащихся во время занятия, информировать об этом тренера и врача; определять плотность учебно-тренировочного занятия, кривую физиологической нагрузки; проверять наличие необходимых материалов и средств для оказания первой помощи в случае травмы.

В определении соответствия физической нагрузки состоянию здоровья и уровню подготовленности учащихся по внешним признакам утомления медицинскому работнику и тренеру поможет таблица 1.

^ Таблица 1

Внешние признаки утомления при физических напряжениях




Признаки

Небольшое физическое утомление

^ Значительное утомление (острое переутомление 1 степени)

Резкое переутомление (острое переутомление II степени)

Окраска кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение, побледнение, синюшность

Потливость

Небольшая

Большая (выше пояса)

Особо резкое (ниже пояса), выступление солей

Дыхание

Учащенное (до 22—26 в мин на равнине и до 3—6 на подъеме)

Учащенное (38—46 в мин), поверхностное

Резкое (более 50—60 в 1 мин), учащенное, через рот, переходящее в отдельные вдохи, сменяющееся беспорядочным дыханием

Движение

Бодрая походка

Неуверенный шаг, легкое покачивание, отставание на марше

Резкие покачивания, появление некоординированных движений. Отказ от дальнейшего движения

Общий вид, ощущения

Обычный

Усталое выражение лица, нарушение осанки (сутулость, опущенные плечи). Снижение интереса к окружающему

Изможденное выражение лица, резкое нарушение осанки («вот-вот упадет»), апатия, жалобы на резкую слабость (до прострации), сильное сердцебиение, головная боль, жжение в груди, тошнота, рвота

Мимика

Спокойная

Напряженная

Искаженная

Внимание

Хорошее, безошибочное выполнение указаний

Неточность в выполнении команд, ошибки при перемене направления

Замедленное, неправильное выполнение команд. Воспринимается только громкая команда

Пульс, уд./мин

110—150

160—180

180—200 и более


В обязанности медицинского персонала школы входит обучение учащихся оказанию первой помощи при различных травмах и несчастных случаях, обмороках, утомлении, а также наложению повязок, остановке кровотечения, проведению искусственного дыхания, самоконтроля. Медицинский персонал школы должен обеспечить врачебный контроль учебно-тренировочного процесса — это одно из важнейших звеньев профилактики травматизма.

Особое внимание следует уделять учащимся, ослабленных в результате перенесенных ими различных заболеваний или травм. На практике часто встречаются отрицательные последствия и различные осложнения при раннем назначении двигательных режимов после перенесенных заболеваний или травм.

Так, например, при воспалительном процессе в бронхах, легких, под действием сильных лекарств смазывается клиническая картина. Подросток чувствует себя здоровым, а патологический процесс скрыто продолжается и на высоте физической нагрузки (особенно соревновательной — лыжные гонки, кросс, бег на коньках) и может дать молниеносное обострение с явлениями острой сердечно-сосудистой недостаточности, вплоть до смертельного исхода.

Поэтому следует строго выполнять предписания лечащих врачей по срокам начала занятий спортом. В практической работе школьные медицинские работники и тренеры-преподаватели могут пользоваться таблицей 2, где указаны примерные сроки возобновления занятий спортом после некоторых заболеваний и травм.


^ Таблица 2

Примерные сроки возобновления занятий физкультурой и спортом


учащимися после некоторых заболеваний и травм (от начала посещения школы)



^ Наименование болезни

Сроки

Примечание

Ангина

2—4 недели

Для возобновления занятий необходимо дополнительное медицинское обследование. Избегать охлаждения во время занятий лыжами, плаванием и т.п.

Острые респираторные заболевания

1—3 недели

Избегать охлаждения. Лыжи, коньки, плавание могут быть временно исключены. Зимой при занятиях на открытом воздухе дышать только через нос

Острый отит

3—4 недели

Запрещается плавание. Избегать охлаждения. При хроническом отите противопоказаны все водные виды спорта. При вестибулярной неустойчивости, наступающей часто после операции, исключаются также упражнения, которые могут вызвать головокружение (резкие повороты, вращения, перевороты и т.д.)

Пневмония

1—2 месяца

Избегать переохлаждения. Рекомендуется шире использовать дыхательные упражнения, а также плавание, греблю и зимние виды спорта (из-за чистоты воздуха, отсутствия пыли и положительного влияния на систему дыхания)

Наименование болезни

Сроки

Примечание

Плеврит

1—2 месяца

Исключаются сроком до полугода упражнения на выносливость и упражнения, связанные с натуживанием. Рекомендуются плавание, гребля, зимние виды спорта

Грипп

2—3 недели

Необходимо наблюдение врача, контроль ЭКГ

Острые инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия, дизентерия и др.)

1—2 месяца

Лишь при удовлетворительной реакции сердечнососудистой системы на функциональные пробы. Если были изменения со стороны сердца, то исключаются сроком до полугода упражнения на выносливость, силу и связанные с натуживанием. ЭКГ-контроль

Острый нефрит

2—3 месяца

Навсегда запрещаются упражнения на выносливость и водные виды спорта. После начала занятий физкультурой необходим регулярный контроль за составом мочи

Ревмокардит

2—3 месяца

Занятия разрешаются лишь при условии санации очагов хронической инфекции. Не менее года занимаются в специальной группе. Необходим ЭКГ-контроль

Гепатит инфекционный

6—12 месяцев (а зависимости от течения и формы заболевания)

Исключаются упражнения на выносливость. Необходим регулярный контроль за функцией печени

Аппендицит (после операции)

1—2 месяца

В первое время следует избегать натуживания, прыжков и упражнений, дающих нагрузки на мышцы живота

Перелом костей конечностей

3 месяца

Не менее трех месяцев следует исключать упражнения, дающие резкую нагрузку на поврежденную конечность

Сотрясение мозга

2—3 месяца (в зависимости от тяжести и характера травмы)

В каждом случае необходимо разрешение врача-невропатолога. Следует исключить упражнения, связанные с резким сотрясением тела (прыжки, футбол, волейбол, баскетбол и др.)

Растяжение мышц и связок

1—2 недели

Увеличение нагрузки и амплитуды движений в поврежденной конечности должно быть постепенным

Разрыв мышц и сухожилий

Не менее 6 месяцев после операционного вмешательства

Предварительное длительное применение лечебной гимнастики




Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рекомендации утверждены Приказом Комитета РФ по физической культуре от 1 апреля 1993г. №44 icon Учебник по лечебной физической культуре написан применительно к программе подготовки инструкторов
Допущен Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР в качестве учебника для...
Рекомендации утверждены Приказом Комитета РФ по физической культуре от 1 апреля 1993г. №44 icon Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах (утв. Минпросвещения

Рекомендации утверждены Приказом Комитета РФ по физической культуре от 1 апреля 1993г. №44 icon Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах (утв. Минпросвещения

Рекомендации утверждены Приказом Комитета РФ по физической культуре от 1 апреля 1993г. №44 icon Методика адаптивной физической культуры при дцп. 2011 28с. Составитель: Никитина Е. С., методист

Рекомендации утверждены Приказом Комитета РФ по физической культуре от 1 апреля 1993г. №44 icon Тестовые задания Олимпиады по физической культуре 6-7 классы

Рекомендации утверждены Приказом Комитета РФ по физической культуре от 1 апреля 1993г. №44 icon Ирина Петровна Ушкова инструктор по физической культуре

Рекомендации утверждены Приказом Комитета РФ по физической культуре от 1 апреля 1993г. №44 icon Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по физической культуре

Рекомендации утверждены Приказом Комитета РФ по физической культуре от 1 апреля 1993г. №44 icon Методическое пособие для 2 курса Лекции по физической культуре

Рекомендации утверждены Приказом Комитета РФ по физической культуре от 1 апреля 1993г. №44 icon С. Н. Попова Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре
Учебник предназначен для студентов физкультурных и медицинских вузов, методистов и инструкторов лфк,...
Рекомендации утверждены Приказом Комитета РФ по физической культуре от 1 апреля 1993г. №44 icon Программа кружка. Храмова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре зато г. Снежногорск

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина