|
Скачать 131.21 Kb.
|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение, детский сад №9 общеразвивающего вида «Березка» Организация оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста по формированию осанки и профилактике плоскостопия. Программа кружка. Храмова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре ЗАТО г. Снежногорск Мурманской области Автор – Храмова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре МДОУ детский сад №9 общеразвивающего вида «Березка». Рецензенты – Кузнецова В.М., доцент кафедры МОИПКРО и К. Стороженко Н.В., канд.мед.наук, ст.преподаватель кафедры МГПИ. Клименко Е.И., методист по дошкольному образованию ГМК УО. Компьютерный набор и верстка: Коваленко Т.В.,Басков М.В. Программа содержит теоретические и практические материалы по организации работы кружка по формированию осанки и профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста. Адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям и всем тем, кто интересуется данной проблемой. 1-е издание вышло в 2002 году. 2-е издание доработанно в 2005 году. ^ В дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводиться правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и вялой осанкой, так как эти заболевания взаимосвязаны. Проблемой в организации коррекционной работы с детьми по формированию осанки и профилактике плоскостопия являлось то, что ежегодно проводимые в детском саду медицинские осмотры охватывали лишь детей старшего дошкольного возраста, когда занятия с детьми уже не имели эффективности. Понятно, что предупредить дефекты осанки значительно легче, чем их лечить. Поэтому так важно правильно организовать комплексную работу по формированию осанки и профилактике плоскостопия уже на ранней стадии заболевания, привлекая к решению проблемы не только сотрудников ДОУ, но и родителей воспитанников. Нарушения осанки имеют следующие разновидности: плоская спина, круглая спина, кругло-вогнутая спина, боковые искривления позвоночника (рис.1). ![]() а б в рис.1 Приучая ребёнка правильно сидеть за столом, перед ним ставят такие требования: голову держать вертикально или слегка наклонить вперёд, плечи – симметрично в горизонтальной плоскости и параллельно краю стола; локти свободно размещаются на столе, туловище вертикально, ноги в тазобедренных и коленных суставах под прямым углом, ступни полностью поставлены на пол. Спина должна касаться спинки стула. Расстояние от поверхности стола до глаз – не менее 30-35 см. Такая поза способствует формированию правильной осанки в статическом положении. Основным средством формирования правильной осанки и коррекции её нарушений являются занятия физическими упражнениями. Плоскостопие – это деформация стопы, в результате которой понижается её свод. Плоскостопие бывает продольное (когда свод стопы понижается в направлении от пальцев к пяточной кости) и поперечное (свод стопы понижается в направлении от мизинца до большого пальца стопы через клиновидные, кубовидные и плюсневые кости) (рис.2.). Основной признак продольного плоскостопия – отсутствие внутренней выемки стопы, поэтому пятка и вся стопа как бы лежат на внутреннем крае и отклоняются кнаружи. ![]() ^ . Программа подготовлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Курс рассчитан на восемь месяцев. Планирование работы и распределение коррекционного материала осуществляется по квартал. Занятия с детьми проводятся два раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий: старшая группа – 25 мин; средняя группа – 20 мин.; младшая группа – 15 мин. ^ Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия с детьми дошкольного возраста в процессе коррекционно-оздоровительной работы. ^ 1.Развивать силовую выносливость мышц и двигательные навыки, совершенствовать физические качества. 2.Расширять у детей представления и знания о здоровье, гигиене и теле человека. 3.Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Основные направления коррекционной работы: 1. Первичная диагностика детей. Медицинскими работниками детского сада в начале учебного года проводится первичная диагностика детей 2-х младших, средних и старших групп с целью выявления отклонений в физическом развитии (плоскостопия и вялой осанки) используя плантографический метод И.М. Чижина. 2.Формирование группы детей для коррекционных занятий. 3. Подбор упражнений для работы с детьми. 4.Сравнительная диагностика. 5. Мониторинг свода стопы у детей одной группы, занимавшихся в течение 3 лет. 6. Организация работы с родителями: а) индивидуальные и групповые консультации 1 раз в месяц или по запросу родителей; в) семинары – практикумы для родителей. ^ коррегирующих упражнений по формированию навыка правильной осанки и профилактики плоскостопия для детей старшего дошкольного возраста. I квартал Задачи: 1.Дать детям представление о правильной осанке с показом наглядных пособий. 2.Формировать навык правильной осанки у вертикальной плоскости. 3.Познакомить детей с навыками правильной осанки в различных положениях. 4.Формировать навык правильной осанки в различных положениях и с различными движениями рук. 5.Дать детям представление о здоровой стопе, с показом наглядных пособий. 6.Развивать мелкие мышцы стопы.
|