Алгоритм выполнения практических навыков по ортопедической стоматологии
“Оценить диагностическую модель в параллелометре и спланировать конструкцию бюгельного протеза на диагностической модели”
I. Материальное обеспечение:
диагностические модели с обычного гипса и модели из супергипса с блоками, загипсованные в артикуляторе с магнитной системой фиксации модели в положении центральной окклюзии;
параллелометр механический со стандартным набором инструментов;
маркеры гипсовые и карандаши разного цвета, остро заточенные;
линейка.
П. Базовый уровень знаний, необходимых для выполнения навычек:
знать конструкции бюгельных протезов и премоляров;
знать показания и противопоказания к изготовлению бюгельных протезов с разными элементами фиксации (кламмеры, телескопические фиксаторы, замковые фиксаторы);
знать цели и задачи параллелометрии;
знать 3 способа проведения параллелометрии и показания к каждому из них;
знать показания к состоянию проведения параллелометрии по каждому способу;
знать целесообразность и необходимость поиска пути введения протеза;
знать целесообразность и необходимость поиска и определение общей межевой линии;
знать целесообразность и необходимость проведения калибровки поднутрений;
знать общую классификацию литых кламмеров, телескопических фиксаторов, замковых фиксаторов;
знать классификацию кламмеров по Нею;
знать показания, правила размещения и использование литых кламмеррв, кламмеров Нея, телескопических фиксаторов и замковых фиксаторов;
знать общие правила распределения нагрузки и планирование конструкции с помощью кламеров, телескопических фиксаторов, замковых фиксаторов при разных клинических ситуациях;
знать правила размещения дуги и седел бюгельного протеза на верхней или нижней челюстях, при использовании разных фиксирующих и опорных элементов, при разных клинических ситуациях и групп по Кеннеди;
знать этапы изготовления бюгельных протезов и материалов, которые применяются на клинических и лабораторных этапах;
знать ошибки и осложнения при протезировании бюгельными протезами;
знать показания и противопоказания к изготовлению бюгельных протезов.
Ш. Показания и противопоказания к проведению стоматологических манипуляций:
предыдущую оценку диагностических моделей в параллелометре для определения и планирования конструкции будущего бюгельного протеза. При этом обращают внимание на возможность размещения, при данной клинической ситуации, всех необходимых фиксирующих, ретенционных и окклюзионных элементов;
параллелометр используют для определения направления пути вывода или ввода протеза;
определение общей межевой линии необходимо при планировании размещения на опорных зубах опорных и удерживающих частей и элементов будущих кламмеров, и делит зуб на окклюзионную и ретенционную поверхности;
калибровка проводится для определения глубины поднутрений (удерживающей, ретенционной зоны) и определяет где будет размещаться ретенционная часть будущего кламмера, а также определяет необходимость заливки поднутрений;
определение в зависимости от положения опорных зубов и локализации дефектов зубного ряда формы, размера и положения будущей дуги к альвеолярному отростку;
определение границ базиса бюгельного протеза;
при протезировании цельнолитых конструкций;
при изготовлении бюгельных протезов на замковых фиксаторах;
при изготовлении протезов на телескопических фиксаторах.
^
№
п/п
|
Последовательность действий
|
Критерии контроля выполнения
|
1.
|
Взять диагностическую модель и установить в параллелометре
|
Модель хорошо зафиксирована в параллелометре всеми винтами, ее протетическая плоскость параллельная поверхности предметного столика параллелометра
|
2.
|
Оценить модель, для изготовления бюгельного протеза
|
Определить класс по Кеннеди. Знать показания и противопоказания к изготовлению бюгельных протезов в разных клинических ситуациях
|
3.
|
Определить опорные зубы
|
В зависимости от классификации по Кеннеди определяются опорные зубы. Знать какие опорные зубы должны быть опорными при классификации по Кеннеди, в зависимости от их фукнкционального состояния. Знать требования к опорным зубам
|
4.
|
Определить виды кламмеров, целесообразные для данной клинической ситуации
|
Знать все 5 видов кламмеров по Нею, и их разновидности, показания к их применению, и привила размещения на зубе или в зубах. Знать, как тот или другой кламмер распределяет нагрузку на опорный зуб, или альвеолярный отросток. Знать требования каждого кламмера к опорному зубу.
|
5
|
Определить способ проведения параллелометрии
|
Знать 3 способа проведения параллелометрии. В зависимости от класса Кеннеди и наклона опорных зубов знать показания к каждому способу из 3-х в параллелометрии.
Произвольный - опорные зубы параллельные между собой и перпендикулярные протетической плоскости или цоколю модели.
Логический – опорные зубы параллельные между собой, но имеют выраженный наклон в одну сторону.
Метод определения среднего наклона продольных осей опорных зубов - опорные зубы имеют наклон в разные направления и не параллельные между собой.
Знать цель параллелометрии - определение пути направления ввода и вывода протеза.
Знать задачи параллелометрии – определение общей межевой линии, глубины поднурения и др.
|
6
|
На установленной в параллелометре модели начать проводить параллелометрию. Определить направление пути ввода и вывода протеза
|
С помощью поискового стержня определить наклон опорных зубов на зафиксированной модели в предметном столике параллелометра.
При логическом - по одному из 4-х положений модели определить доминирующий наклон опорных зубов, переднее положение или наклон, задний наклон, левый, правый.
После определения наклона и пути введения определить оптимальное соотношение и размещение ретенционной и окклюзионной поверхностей по опорным зубам. Зафиксировать модель в данном наклоне. В середине модели при необходимости поставить ориентир, который зафиксирует наклон модели в параллелометра.
При разных наклонах зубов - правильно перенести их наклон на боковую поверхность цоколя выбрав зубы, которые относятся к одной функциональной группе. Определить биссектрисы углов наклона зубов. Взяв две такие биссектрисы в параллелометре установить модель так, чтобы смотря со стороны каждой из биссектрис она была параллельная поисковому стержню. Зафиксировать это положение модели на предметном столике.
|
7
|
Провести определение общей межевой линии в случае невыгодного положения межевой линии, рекомендовать до препарировать опорные зубы или изготовить коронки с соответствующим экватором
|
Не меняя положения модели в столике параллелометра заменить поисковый стержень на стержень с грифелем. Осторожно, плотно, но не сильно прижимая модель к грифелю ( или наоборот) провести общую межевую линию вокруг каждого опорного зуба. Знать виды наклона или размещение межевой линии на опорных зубах.
Высокое размещение, низкое, по диагонали, по экватору зуба. После того, как поделили зуб на окклюзионную и ретенционную поверхности определить для каждого опорного зуба и выбранного к нему кламмеру, где будут размещаться его ретенционные и опорные части.
|
8
|
Провести калибровку модели с помощью 0,25; 0,5; 0,75 мм калибров
|
Не изменяя положения модели на предметном столике паралеллометра заменить стержень с грифелем на стержень с калибром 0,25; 0,5; 0,75 мм, в зависимости от выраженности поднутрений. Калибр должен одновременно затрагивать зуб стержнем в точке экватора, а калибром в поднутрении. Точка, где калибр затрагивает зуб маркируется карандашом. Нужно знать, что при одной и той же самой толщине кламмера его жесткость будет более выражена при большей глубине поднутрений. Выбранная и зафиксированная точка поднутрения будет свидетельствовать о том, где будет заканчиваться ретенцонная или удерживающая часть кламмера. Глубина поднутрений указывает также на необходимость будущей изоляции поднутрений воском на этапе дублирования модели.
|
9
|
Нанести рисунок будущего кламмера на диагностическую модель
|
Имея общую экваторную линию и проведенную калибровку модели с учетом глубины поднутрений, вида будущего кламмера на каждом опорном зубе и его жесткости нанести маркером рисунок кламмеров на каждый опорный зуб. Правильно начертить, разместить окклюзионные и ретенционные элементы каждого типа кламмера по Нею на поверхности зуба.
|
10
|
Нанести рисунок седел протеза и дуги бюгельного протеза
|
Имея на модели места размещений кламмеров нанести рисунок седел в месте дефектов зубных рядов. Учитывая челюсть (верхняя или нижняя), локализацию дефектов, размещение кламмеров или других конструкционных элементов, выбрать форму и размер (ширину) дуги (на нижней или верхней челюсти), учитывая положение подвижной слизистой оболочки и на верхней челюсти – линию “А” . Рисунок нанести маркерами на гипсовую модель.
|
11
|
Проверить окклюзионное соотношение и наличие места под будущие элементы конструкции бюгельного протеза
|
Загипсовать модель в положении центральной окклюзии (с помощью блоков) в артикуляторе. В положении центральной окклюзии проверить наличие пространства и места для будущих окклюзионных накладок и опорных элементов конструкции. При отсутствии пространства для элементов кламмеров со стороны зубов-антагонистов запланировать его создание, пометить красным маркером места до препарирования зуба.
|
12
|
Подвести итог анализа диагностической модели и дать рекомендации, если в этом есть необходимость
|
Определиться и утвердить положение каждого элемента конструкции. Согласовать с пациентом необходимость улучшения ретенционных и опорных условий на опорных зубах. В случае необходимости рекомендовать создание фиссур для опорных элементов или изготовление коронок с необходимым углом наклона для оптимизации положения общей межевой линии на опорных зубах. Рисунок с модели перенести на наряд. Рекомендации записать в наряд на работу.
Модели, прикусные валики и гипсоблоки снять с артикулятора и положить на наряд работы.
|
13
|
Закончить работу
|
|
via-futuro.com | Портал стоматологічного факультету НМУ ім.О.О.Богомольця | Твоя дорога в майбутнє
|