|
Скачать 56.28 Kb.
|
Содержание
1.Формирование правильной осанки. |
ДОУ «Рябинка» Ст. медсестра Клевцова В.А. Компоненты здорового образа жизни 2010 г. Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей в последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. Это и частые заболевания простудными заболеваниями (снижение иммунитета), ухудшение зрения, нарушение осанки, детские неврозы и т.д. Сохранить и укрепить здоровье детей- забота всех. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно. Здоровый ребенок – это ребенок, который болеет редко и не тяжело. Он жизнерадостен, активен, доброжелателен. Он достаточно бодр, ловок, силен. Развитие его физических качеств, прежде всего двигательных, качеств происходит гармонично. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Ребенок закален, он нормально переносит неблагоприятные погодные условия, так как у него тренирована система терморегуляции. Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой здоровый ребенок не имеет лишней массы тела. Это портрет идеально здорового ребенка, какого сейчас встретить не часто. Но вырастить и воспитать ребенка, близкого к этому идеалу, - задача вполне посильная. О том, как добиться этого мы сегодня с вами и поговорим. Итак обратим на самые распространенные нарушения здоровья детей. ^ Из 100% всех детей – первоклассников у 8% - нарушение осанки, у 10% -плоскостопие, у 10% - сколиоз. Правила формирования осанки. 1.Наращивать ребенку «мышечный корсет». Хорошая осанка не мыслима без равномерно развитой мускулатуры. «Мышечный корсет» спасет даже того, кому не повезло с наследственностью, кому от родителей достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости. 2.Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она – правильная поза! Тело должно ее запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то рядом и мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдет у ребенка в привычку. 3.Обратите особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом. Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна в плотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 30 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придется наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку! 4.Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функции ног, ноги быстро устают, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему. 5.Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким, подушка – маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно, а ему удобна жесткая постель. Соблюдать гигиену зрения. У 13% детей – младших школьников – отклонение зрения. Если выполнять несложные правила, то в большинстве случаев, если это не врожденное наследственное отклонение, можно предотвратить это нарушение зрения. Очень вредно держать книги и тетради на расстоянии ближе 30 см от глаз. Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика, возникает быстрое утомление и ухудшение зрительного восприятия. При постоянном плохом освещении и неправильной осанке вырабатывается привычка рассматривать все вблизи. В результате развивается близорукость. Пребывание на природе, где обеспечен большой кругозор, - прекрасный отдых для глаз. Для нормальной работы глаз важно хорошее освещение. Стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. На рабочем столе слева ставится настольная лампа с лампочкой мощностью 50-60 Вт, защищенная абажуром так, чтобы свет не падал в глаза, а освещал только книгу или тетрадь. Слишком яркое освещение раздражает сетчатку глаз и приводит к быстрому утомлению. Вредно читать в движущемся транспорте, особенно при плохом освещении. Из-за постоянных толчков книга то удаляется от глаз, то приближается к ним, то отклоняется в сторону. При этом кривизна хрусталика то увеличивается, то уменьшается, а глаза все врем поворачиваются, «ловя» ускользающий текст. В результате наступает ухудшение зрения. Когда ребенок читает лежа, положение книги в руке по отношению к глазам тоже постоянно меняется, освещенность ее недостаточна. Привычка читать лежа наносит вред зрению. Глаза нужно беречь от травм, от попадания инородных предметов, пыли, не тереть их руками, вытирать только совершенно чистыми полотенцем или носовым платком. Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Я думаю даже нет необходимости доказывать эту пользу, все родители достаточно наслышаны о пользе режима дня. Режим дня - это рациональное чередование работы и отдыха. Занятия, которые проводятся в детском саду, особенно в подг. группе требуют умственной работы головного мозга. Поэтому в детском саду режим дня построен так, что умственный труд сменяется отдыхом детям. Чтобы предупредить все неблагоприятные последствия, нужно правильно построить режим дня ребенка: - продолжительность занятий должна учитывать возрастные возможности; - должен быть обеспечен достаточный отдых; - необходимое время должно быть отведено на сон. Ребенку должно быть обеспечено достаточное пребывание не свежем воздухе. Прибытие детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость, у ребенка улучшается аппетит. Зачастую «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер. Я не буду много говорить о питании детей, только подчеркну, что надо всячески противостоять складывающейся у ребенка привычке «перехватывать» что-нибудь на бегу. Прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение. Используйте в питании детей свежие и натуральные продукты. Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность в сне составляет в 7 лет 10-11 часов. Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Поэтому нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разговоры – все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим. Сон важно оберегать, если так можно выразиться, до того, как ребенок заснул. Конечно, он уже не малыш, которому на ночь нельзя рассказывать страшные сказки, и все-таки надо избегать всего, что может взбудоражить физически или умственно: подвижных игр, длительно чтения, просмотра телепередач. Из всех перечисленных факторов и складывается привычка у детей к здоровому образу жизни детей. все они выполнимы и не требуют никаких усилий; просто мы должны понимать, что это очень важно для здоровья детей. Очень важно у детей воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам. Детям необходимо говорить о вреде курения, алкоголизма, наркомании. Дети не в коем случае не должны быть «пассивными курильщиками» или участниками бурного застолья. Взрослые – пример для детей, с нас они берут как хороший пример подражания, так и отрицательный. В семье должна быть создана благоприятная психологическая обстановка – это хорошие дружеские отношения, доверие и взаимопонимание, желание поделиться своими проблемами с близкими людьми, возможность найти поддержку и помощь, совместное проведение досуга и умение вести здоровый образ жизни. |