|
Скачать 0.54 Mb.
|
Министерство образования Российской Федерации Российский Государственный Педагогический Университет Им. А. И. Герцена Психолого-педагогический факультет Кафедра клинической психологии ВЛИЯНИЕ ОСАНКИНАРАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВВыпускная квалификационная работаcтудентки очного отделения Сперанской Елены Сергеевны Специальность: 020400 «Психология» Научный руководитель Доктор психологических наук, профессор Ананьев Виктор Алексеевич ^ 2002 Содержание Введение………………………………………………………………………3
Заключение……………………………………………………………………54 Выводы и рекомендации……………………………………………………..56 Литература…………………………………………………………………….57 Приложение…………………………………………………………………...59 Введение. Для врачей уже давно не секрет, что осанка влияет самым непосредственным образом на все органы и функции организма. Так, неправильная осанка в положении сидя вызывает деформации и дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника, нарушение мозгового кровообращения, нарушения со стороны системы пищеварения, углубление течения заболеваний органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Между тем, имеет место и влияние осанки на психическое состояние человека, что даже подтверждается наличием в языке устойчивых сочетаний типа «высоко держать голову» (держать себя с достоинством), «выпрямляться» (приободриться), «сломаться» (не выдержать) и др. Тем не менее, на сегодня, для большинства характерно легкомысленное отношение к своей осанке, непонимание ее значения для организма. В современном обществе наблюдается следующая тенденция: дети приходят в школу, и массу времени проводят там в сидячем положении. Это приводит к утомляемости, расслаблению мускулатуры и принятию школьниками вынужденной позы для отдыха. И, как результат, у них формируется неправильная осанка. Соответственно, привычка неправильно сидеть закрепляется у них в дальнейшем: на лекциях в высшем учебном заведении, на работе или в автомобиле. Характерно, что одной из причин различных искривлений позвоночника является несоответствие мебели естественным изгибам позвоночника. Исходя из всего вышесказанного, данная тема представляется мне достаточно актуальной. Цель данного исследования заключалась в изучении влияния поддержания правильной осанки в положении сидя с помощью ортопедических подушек «Доктор Симкин®» на работоспособность студентов. Гипотеза исследования состояла в том, что поддержание правильной осанки в положении сидя способствует повышению работоспособности. Работоспособность в данной работе понималась, как способность человека выполнять целесообразную деятельность в заданное время на заданном уровне эффективности. Предполагалась диагностика работоспособности с психологической точки зрения, то есть исследование внимания, памяти, скорости мыслительных операций, а также эмоциональной сферы личности. В соответствии с гипотезой исследования предполагалось решить следующие задачи:
В качестве объекта исследования были выбраны студенты. Дело в том, что обучение в высшей школе является сложным и длительным процессом, который предъявляет высокие требования к пластичности психики и физиологии молодых людей. Умственный характер труда студентов определяет нагрузку прежде всего на высшие психические функции: память, внимание, мышление. Типична для них высокая нервно-эмоциональная нагрузка. Кроме того, статическая поза, ограниченный двигательный режим предрасполагают к переутомлению и перенапряжению[5]. В связи с этим студенты являются хорошим объектом для подобного исследования. Объектом данного исследования выступили студенты I курса психолого-педагогического факультета имени А. И. Герцена. Предметом исследования явились познавательные процессы (память, внимание, мышление) и эмоциональные особенности (агрессия, тревожность) студентов. 1. Роль осанки в поддержании работоспособности. ^ В «Словаре физиологических терминов» (1987) работоспособность определена как «потенциальная способность человека на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально большое количество работы» [21]. Схожее определение дано в «Психологическом словаре» (1997): “работоспособность человека – характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течении определенного времени” [17]. Вместе с тем, несмотря на присутствие общих черт в определении этого понятия, обращает на себя внимание неоднозначность его трактовки в работах различных авторов. Так, Г. Леман определяет работоспособность как “тот максимум работы, который в состоянии выполнить человек”. Из этого следует, что работоспособность – максимально выявленная возможность работать. В то же время измерить работоспособность, заставив человека выполнять работу до крайних пределов, практически невозможно. Возникает вопрос, какую часть своей работоспособности захочет и сможет он использовать на работу? Эту реализованную часть Г. Леман обозначает как “работоготовность”[9]. В. П. Загрядский и А. С. Егоров считают, что работоспособность – это способность к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Оба определения, по существу, сориентированы на характеристики деятельности как на критерии работоспособности[6]. В некотором смысле противоположную точку зрения на работоспособность дает Е. П. Ильин: “Работоспособность – состояние систем организма, их готовность проявлять максимум своих возможностей”[22]. Здесь работоспособность трактуется как характеристика резервов организма, обусловливающих работоготовность. Попыткой объединить эти точки зрения можно считать определение работоспособности, данное по ГОСТу 21003-75: “Работоспособность человека-оператора – свойство человека-оператора, определяемое состоянием физиологических и психических функций и характеризующее его способность выполнять определенную деятельность с требуемым качеством и в течение требуемого интервала времени”[4]. Таким образом, обобщая все сказанное, можно констатировать, что понятие «работоспособность» должно отражать следующие стороны рассматриваемого явления:
Чтобы лучше понять сущность такого явления как работоспособность, представляется важным рассмотреть его с точки зрения понятия утомления, тем более, что, по мнению многих авторов именно изменения работоспособности наиболее показательны для определения степени утомления (Зинченко В. П., Леонова А.Б., Стрелков Д. К.,1977) [16]. Всякая длительная работа постепенно приводит к состоянию сниженной работоспособности. Утомление и есть «временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки» [17]. В самом общем виде утомление возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в обеспечивающих деятельность системах. Утомление имеет разнообразные проявления на различных уровнях психики человека:
Кроме того, утомление сопровождается формированием комплекса субъективных переживаний усталости. Все это, в конечном счете, приводит к падению работоспособности, в том числе умственной. Для понимания этой проблемы стоит рассмотреть уровни проявления утомления более подробно.
Важно отметить, что выполнение работы в состоянии выраженного утомления ведет к падению эффективности труда, снижению надежности деятельности, истощению внутренних ресурсов человека. Утомление и переутомление могут привести к временной астенизации, способствовать возникновению невроза, привести к нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы или усилить уже имеющиеся нарушения[8]. При отсутствии мер, уменьшающих степень или снимающих остаточные явления утомления, возможно развитие пограничных или хронических состояний (астенический синдром, истощение, психосоматические заболевания). Всвязи с этим актуальны задачи своевременной диагностики и профилактики утомления[17]. В этой связи отношений естественным образом встает вопрос о причинах утомления (снижения работоспособности). В психологическом словаре (1997) утверждается, что работоспособность человека зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. Среди внешних условий деятельности одну из основных ролей играет положение тела во время выполнения работы. Многие авторы отмечают значимую зависимость работоспособности от положения тела при выполнении работы[3, 5, 9, 16]. Напряженное, статическое, согнутое положение тела неизбежно вызывает быстрое утомление и перенапряжение. Х. Холцин утверждает зависимость успеваемости и даже профессиональной успешности детей от здоровой осанки[24]. Важно отметить, что в процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой работоспособности. Впервые проанализировав т. н. кривую работы, Т. Крепелин (1898) выделил следующие основные стадии работоспособности по показателям результативности деятельности: врабатывание, оптимальная работоспособность, утомление, конечный порыв. В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, степени тренированности, профессиональной подготовки, состояния здоровья продуктивность, чередование и выраженность определенных стадий работоспособности может варьировать, вплоть до полного выпадения некоторых из них. Характер распределения стадий на кривой работоспособности – один из показателей оптимальности организации трудовой и учебной деятельности[17]. Таким образом, суммируя вышесказанное, можно выделить следующее:
^ |