Методические указания для студентов №1 до практического занятия на тему icon

Методические указания для студентов №1 до практического занятия на тему





Скачать 293.85 Kb.
Название Методические указания для студентов №1 до практического занятия на тему
Дата 05.05.2013
Размер 293.85 Kb.
Тип Методические указания
Методические указания для студентов № 1
до практического занятия на тему:
"Структура хирургического стационара. Организация работы приемного отделения ".

Актуальность темы: целесообразность проведения данного занятия обусловливается необходимостью ознакомления студентов со структурой и оборудованием хирургического стационара, а также организацией работы приемного отделения. Успех в лечении хирургических больных во многом зависит от правильной организации и оборудование хирургического отделения, ведь именно на этапе планирования и обустройства хирургического отделения закладываются основы противоэпидемического режима, который в большой степени обеспечивает эффективность лечения пациентов хирургического профиля. Учитывая то, что первым звеном стационара является приемное отделение в котором, кроме первичной диагностики и санитарной работы, оказывается, еще и неотложная помощь, необходимо подробно рассмотреть условия организации работы данного структурного подразделения.
Учебные цели.
Знать: требования к планированию и оборудование хирургического отделения, основные структурно-функциональные подразделения хирургического отделения, требования к планированию и оборудование операционного блока, принципы организации работы и основные задачи приемного отделения.
Уметь: проводить планирование основных структурно-функциональных подразделений хирургического отделения и согласно требованиям противоэпидемического режима уметь организовать их работу. Проводить планирование и зонирование помещений операционного блока. Проводить организационные мероприятия по приему пациентов в стационар.

Самостоятельная внеаудиторная работа:
1. Составить схему размещения помещений в хирургическом стационаре.
2. Составить схему зонирования помещений в операционном блоке.
3. Вспомнить основные требования относительно расположения хирургических отделений.
4. Составить алгоритм диагностических, санитарно-гигиенических и лечебных мероприятий в приемном отделении.
Контрольные вопросы темы:
1. Требования к проектированию хирургического отделения.
2. Требования к планированию структурно-функциональных подразделений хирургического отделения.
3. Организация противоэпидемической и лечебно-диагностической работы в хирургическом отделении.
4. Требования к планированию и обустройству операционного блока.
5. Зонирование помещений в операционном блоке.
6. Структурная организация приемного отделения.
7. Основные функции и направления работы приемного отделения.
Самостоятельная работа на занятии:
1. Первичный осмотр больного в приемном отделении, осмотр на чесотку и педикулез.
2. Санитарная обработка больного в приемном отделении.
3. Транспортировка больных на кресле-каталке, носилках, перекладывание тяжелобольных на кровать, пользование функциональным кроватью и предоставления удобного положения больному.

ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Черенько М.П., ​​Ваврик Ж.М. Общая хирургия с анестезиологией,
     основами реаниматологии и ухода за хворими.-К.: Здоровье, 1999 .-
     616 с.
2. Апанасенко Г.Л., Богуш С.А., Тросцинська Н.Н., Шевчук М.Г.,
     Шевчук И.М. Сестринское справа.-К.: Здоровье, 1994.-496 с.
3. Двужильна К.Д. Общая хирургия .- К.: Здоровье, 1969.-418 с.
Дополнительная:
1. Общая хирургия / Под ред. В. Шмитта, В. Хартиг, М. И. Кузина.
     Совместное издание СССР - ГДР: В 2 томах. Т.1.-М.: Медицина,
     1985.-384 с.
2. Хирургия: пер. с англ. доп. / Под ред. Ю.М. Лопухина, В.С.
    Саева.-М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1997.-1070 с.

Методические указания для студентов № 2
до практического занятия на тему:
"Медицинская этика и деонтология в хирургической клинике".
Актуальность темы: целесообразность проведения данного занятия обусловливается необходимостью ознакомления студентов с нравственными вопросами взаимоотношений медицинского персонала между собой, с больными и их родственниками. Каждый медицинский работник лечебного учреждения должен знать особенности психики, темперамента больного с учетом его возраста, характера и тяжести заболевания, а также факторы, определяющие поведение человека. Это позволит врачу лучше найти общий язык с пациентом и наладить эффективное сотрудничество в преодолении болезни.
Учебные цели.
Знать: принципы и проблемы профессиональной этики и деонтологии, основы деонтологической поведения медицинского работника, особенности пациентов разного возраста, моральную и правовую ответственность медицинского работника, варианты неадекватного отношения пациента к болезни, концепцию болезни.
Уметь: проводить работу с пациентом по формированию у него положительной внутренней картины болезни и уверенности в эффективности лечения, используя принципы этики и деонтологии общаться с пациентом, родственниками больного, коллегами, младшим медицинским персоналом.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
1. Вспомнить психологические темпераменты людей и их характеристику.
2. Вспомнить основные исторические вехи формирования медицинской этики и деонтологии.
3. Привести сравнительную характеристику понятий медицинской ошибки и преступной халатности.
4. Указать факторы, которые формируют психологический климат в коллективе.

Контрольные вопросы темы:
1. Определение и принципы деонтологии.
2. Основные этические нормы.
     3. Факторы формирования личности медицинского работника.
4. Основы взаимоотношений медицинских работников.
5. Внутренняя картина болезни.
6. Концепция болезни.
7. Варианты неадекватного отношения пациента к заболеванию.
     8. Определение и характеристика терминов: ятрогения, егротогения, фобия и госпитализм.
     9. Основы деонтологической поведения медицинских работников.
Самостоятельная работа на занятии:
Проведение бесед с больными, психологическая подготовка больного к операции.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1.Черенько М.П., ​​Ваврик Ж.М. Общая хирургия с анестезиологией,
     основами реаниматологии и ухода за хворими.-К.: Здоровье, 1999 .-
     616 с.
2.Апанасенко Г.Л., Богуш С.А., Тросцинська Н.Н., Шевчук М.Г.,
     Шевчук И.М. Сестринское справа.-К.: Здоровье, 1994.-496 с.
3. Двужильна К.Д. Общая хирургия .- К.: Здоровье, 1969.-418 с.
Дополнительная:
1.Общая хирургия / Под ред. В. Шмитта, В. Хартиг, М. И. Кузина.
     Совместное издание СССР - ГДР: В 2 томах. Т.1.-М.: Медицина,
     1985.-384 с.
2.Хирургия: пер. с англ. доп. / Под ред. Ю.М. Лопухина, В.С.
    Саева.-М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1997.-1070 с.


 


Методические указания для студентов № 3
до практического занятия на тему:
"Санитарно-гигиенический режим в хирургическом отделении".

Актуальность темы: целесообразность проведения данного занятия обусловливается необходимостью ознакомления студентов с организацией санитарно-гигиенического режима в хирургическом отделении. Санитарно-гигиенический режим - это комплекс организационных, санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий, которые предотвращают возникновение внутрибольничных инфекции, а следовательно в значительной степени обусловливают эффективность лечения хирургических больных и безопасность работы самого медицинского персонала.
Учебные цели.
Знать: принципы организации работы основных структурно-функциональных подразделений хирургического отделения, а также основные элементы комплекса мер, направленных на обеспечение санитарно-гигиенического режима в хирургическом отделении.
Уметь: планировать и проводить уборку в подразделениях отделения и операционных, проводить хирургические манипуляции с соблюдением принципов асептики и антисептики, проводить дезинфекцию оборудования и стерилизацию инструментария хирургического отделения.

Самостоятельная внеаудиторная работа:
1. Составить план уборок в перевязочных и операционных.
2. Вспомнить виды асептики и антисептики.
3. Вспомнить основные виды дезинфицирующих средников, которые используются в хирургическом отделении.
4. Составить алгоритм санитарно-гигиенических мероприятий по предупреждению воздушно-капельной и контактной инфекции.

Контрольные вопросы темы:
1. Характеристика санитарно-гигиенического режима.
2. Пути распространения инфекции.
3. Профилактика воздушно-капельной инфекции в хирургическом стационаре.
4. Профилактика контактной инфекции в хирургическом стационаре.
5. Виды уборок в перевязочной и операционной.
6. Обязанности медицинского персонала по соблюдению санитарно-гигиенического режима.
7. Организация работы операционного блока.


Самостоятельная работа на занятии:
1. Усвоение и соблюдение правил лечебно-охранительного и санитарно-гигиенического режимов отделения.
2. Приготовление дезинфицирующих растворов и санитарная обработка помещений стационарного отделения.
3. Усвоения правил одевания операционного белья.

ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Черенько М.П., ​​Ваврик Ж.М. Общая хирургия с анестезиологией,
основами реаниматологии и ухода за хворими.-К.: Здоровье, 1999 .-
616 с.
2. Апанасенко Г.Л., Богуш С.А., Тросцинська Н.Н., Шевчук М.Г.,
          Шевчук И.М. Сестринское справа.-К.: Здоровье, 1994.-496 с.
3. Двужильна К.Д. Общая хирургия .- К.: Здоровье, 1969.-418 с.
Дополнительная:
1. Общая хирургия / Под ред. В. Шмитта, В. Хартиг, М. И. Кузина.
     Совместное издание СССР - ГДР: В 2 томах. Т.1.-М.: Медицина,
     1985.-384 с.
2. Хирургия: пер. с англ. доп. / Под ред. Ю.М. Лопухина, В.С.
    Саева.-М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1997.-1070 с.


Методические указания для студентов № 4
до практического занятия на тему:
"Особенности ухода за больными с постельным режимом".

Актуальность темы: целесообразность проведения данного занятия обусловливается необходимостью ознакомления студентов с особенностями ухода за больными, находящимися на постельном режиме. Соблюдение правил личной гигиены, удобная кровать, чистая постель создают условия для скорейшего выздоровления больных и предотвращения многим осложнениям. Большое значение имеет правильный уход за больными. Что тяжелее больной, тем сложнее за ним ухаживать. Поэтому медицинский персонал должен хорошо усвоить методику проведения всех манипуляций по уходу за больными и уметь четко их выполнять.

Учебные цели.
Знать: режимы физической активности и положение больного в постели, гигиенические мероприятия, которые проводятся больным с длительным постельным режимом. Осложнения и патологические состояния, которые возникают у пациентов с длительным постельным режимом, а также меры по их ликвидации.
Уметь: проводить туалет кожи тяжелобольных, смену нательного и постельного белья, уход за полостью рта, волосами, глазами, профилактику пролежней и опрелости.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
1. Вспомнить группы антисептических средников.
2. Составить характеристику режимов физической активности.
3. Отработать методы изменения нательного и постельного белья.
4. Составить перечень профилактических мер относительно возникновения пролежней и опрелости.
Контрольные вопросы темы:
1.Режим физической активности.
2. Положение больного в постели.
3. Уход за кожей и полостью рта.
4. Уход за волосами, глазами, ушами.
5. Пролежни, опрелости.
6. Профилактика пролежней и опрелости.
7. Методы изменения нательного и постельного белья.
8. Транспортировки тяжелобольных.
Самостоятельная работа на занятии:
1. Перемена нательного и постельного белья.
2. Кормление больных.
3. Пользование подкладным судном и мочеприемником, ознакомление с применением газоотводной трубки.
4. Проведения гигиенических процедур по уходу за кожей и слизистыми оболочками.
5. Профилактика пролежней.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1.Черенько М.П., ​​Ваврик Ж.М. Общая хирургия с анестезиологией,
     основами реаниматологии и ухода за хворими.-К.: Здоровье, 1999 .-
     616 с.
2.Апанасенко Г.Л., Богуш С.А., Тросцинська Н.Н., Шевчук М.Г.,
     Шевчук И.М. Сестринское справа.-К.: Здоровье, 1994.-496 с.
3. Двужильна К.Д. Общая хирургия .- К.: Здоровье, 1969.-418 с.
Дополнительная:
1. Общая хирургия / Под ред. В. Шмитта, В. Хартиг, М. И. Кузина.
     Совместное издание СССР - ГДР: В 2 томах. Т.1.-М.: Медицина,
     1985.-384 с.
2. Хирургия: пер. с англ. доп. / Под ред. Ю.М. Лопухина, В.С.
    Саева.-М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1997.-1070 с.


Методические указания для студентов № 5
до практического занятия на тему:
"Антисептика. Основные группы антисептических средников ".

Актуальность темы: открытие Д. Листер в 1867 году антисептического метода осуществило революцию в хирургии, что позволило выделить два этапа развития - доантисептичний и антисептический. На сегодняшний день незнание антисептического метода несовместимо не только с хирургической специальностью, но вообще с медицинской наукой, совершенствование его остается одной из актуальных проблем современной медицины. Антисептика - единственный лечебно-профилактический комплекс мероприятий, направленных на уменьшение количества микробов в ране, снижение их жизнеспособности, опасности проникновения в окружающие ткани и другие среды организма, а также на снятие интоксикации, повышения иммуно-биологической активности больного организма, его реактивности.

Учебные цели:
Знать:
Что такое антисептика, для чего она применяется, какие основные группы антисептических препаратов, точки приложения.
Уметь:
1. Организовать обеспечение профилактики раневой инфекции при проведении хирургических операций и исследований.
2. Применить все виды антисептики на уничтожение микробов в ране, тканях, полостях и т.д..
3. Продемонстрировать применение различных видов антисептики в практической работе
4. Продемонстрировать применение хирургической антисептики в виде растворов, мазей и порошков.
5. Продемонстрировать применение галоидов и галоида вместительных средств для обработки операционного поля и рук.
6. Продемонстрировать методику лечения гнойных ран или ожоговых поверхностей хлормистким антисептиком - хлорамином.
7. Уметь продемонстрировать применение окислителей (перекиси водорода) для промывания глубоких ран и полостей с гноем или детритом.
            
Перечень вопросов для опроса:
1. Антисептика - одна из составных частей единого асептического метода.
2. Современная антисептика.
3. Первичная антисептика Д. Листера.
4. Виды современной антисептики.
5. Биологическая приемлемость и направления современной антисептики.
6. Что понимают под клинической антисептиком.
7. Значение галоидов и галоида вместительных препаратов в современной медицине.
8. Использование окислителей, красителей, спиртов в современной хирургии.
9. Антисептика нитрофуранового группы.
10. Возможные противопоказания и осложнения применения препаратов, относящихся к химической антисептики.

Самостоятельная работа на занятии:
1. Продемонстрировать на фантоме выполнения первичной хирургической обработки раны.
2. Продемонстрировать на фантоме использование резиновых дренажей.
3. Продемонстрировать на фантоме выполнения биологической антисептики (введение сывороток и вакцин).
4. Продемонстрировать в условиях операционной применения физической антисептики.
    5. Провести предупредительные методы перекрестного инфицирования в перевязочной
    (Дезинфекцию рук).
6. Умение вести себя в чистой и гнойной перевязочной.
7. Утилизировать перевязочный материал, загрязненный гнойными выделениями.
 
Литература:
Основная:
1. Нетяженко В.З., Семине А.Г., Присяжнюк М.С. Общий и специальный уход за больными, К., 1993. - 304с.
2. Щулипенко И.М. Общий и специальный уход за больными с основами валеологии.К., 1998.-384с.
3. Общий уход за больными в терапевтических и хирургическо стационарах / за редакцией. А. Д. Визир. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. -Запорожье, 1996.
4. Черенько М.П., ​​Ваврик М.М. Общая хирургия, М.: «Здоровье» 2004. - 616с.
5. Гостищев В.К. Руководство практическим занятием по общей хирургии. - М., «Медицина»., 1987. - 320 с.
   

 
Методические указания для студентов № 6
до практического занятия на тему:
"Организация работы в чистой перевязочной"

 Актуальность темы: проведение перевязки хирургическом больному является очень ответственной процедурой. Для этого необходимы как теоретические знания (асептика и антисептика) так и практические навыки (Десмургия). Жизнь убедительно показывает, что именно практические навыки для работы в перевязочной должны быть отшлифованы до автоматизма, что уменьшит риск распространения внутригоспитальной инфекции и способствовать скорейшему выздоровления пациента, что доказывает актуальность данного занятия.

 Учебные цели:
Знать: правила работы в чистой перевязочной, требования к работе перевязочной медсестры, врача-хирурга, студента.
Уметь:
1. проводить уборку помещения чистой перевязочной;
2. изготовить ватные и марлевые шарики;
3. изготовить большие, средние, малые салфетки;
4. изготовить турунды;
5. наложить основные виды повязок;
6. проводить перевязку.

Перечень вопросов для опроса:
1. Правила работы в перевязочной и подготовка инструментария для работы.
2. Обязанности перевязочной медсестры, врача-хирурга, студента.
3. Виды перевязочного материала.
4. Виды повязок на различные части тела.
5. Общие правила наложения повязок и проведение перевязок.

Самостоятельная работа на занятии:
Формирование следующих профессиональных умений и навыков проводится на основе разработанных на кафедре алгоритмов:
1. проводить уборку помещения чистой перевязочной;
2. изготовить ватные и марлевые шарики;
3. изготовить большие, средние, малые салфетки;
4. изготовить турунды;
5. изготовить тампоны;
6. наложить основные виды повязок;
7. провести перевязку.


Литература:
Основная литература
1. Нетяженко В.З., Семине А.Г., Присяжнюк М.С. Общий и специальный уход за больными, К., 1993. - 304с.
2. Щулипенко И.М. Общий и специальный уход за больными с основами валеологии.К., 1998.-384с.
3. Общий уход за больными в терапевтических и хирургическо стационарах / за редакцией. А. Д. Визир. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. -Запорожье, 1996.
4. Черенько М.П., ​​Ваврик М.М. Общая хирургия, М.: «Здоровье» 2004. - 616 с.
5. Гостищев В.К. Руководство практическим занятием по общей хирургии. - М., «Медицина»., 1987. - 320 с.
  
 Дополнительная литература
1. Гребнев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.М. Основы общего ухода за больными. -Г.: Медицина, 1999.
2. Основы обследования больного и схема истории болезни (справочник) / Дзяк Г.В., Нетяженко В.З., Хомазюк Т.А. и др. - Днепропетровск: Арт-пресс, 2002.
3. Грандо А.А., Грандо С.А. Врачебная стыков и Деонтология. - М.: м
Здоровье, 1994.
4. Михайличенко В.А., Акжигитов Г.Н. Организация работы хирургического стационара. М. «Медицина» 1979. - 288 с.
5. Михайличенко В.А. Практические занятия по общей хирургии. - М.: 1976. - 144 с.
6. Морозов М.А. Хирургия. Питер, Санкт-Петербург., 2000. - 352 с.
7. Шевчук М.Г. Хохоля В.П. Хирургические манипуляции., М.: «Здоровье»., 1991. - 128 с.

Методические указания для студентов № 7
до практического занятия на тему:
"Организация работы гнойной перевязочной"

Актуальность темы: проведение перевязок в гнойной "септической" перевязочной является очень ответственной хирургической манипуляцией. Для этого необходима как теоретическая подготовка с практической (знание асептики и антисептики, 720-го приказа) и непосредственно практическими навыками (Десмургия больных с различными формами осложнений со стороны ран). Практический опыт современной медицины показывает, что собственно практические навыки работы в гнойной перевязочной должны быть отшлифованы до автоматизма, что значительно уменьшает риск распространения внутрибольничной инфекции и способствовать скорейшему выздоровлению пациента, что доказывает актуальность данного занятия.

 Учебные цели:
Знать:
Правила работы в гнойной "септической" перевязочной, которые пациенты, с которым по состоянию ран должны перевязываться в гнойной перевязочной, как утилизировать загрязненную навозом перевязочный материал, требования к работе перевязочной медсестры, врача-хирурга, студента в условиях септической перевязочной.
Уметь:
1. Продемонстрировать подготовку к работе «септической» перевязочной.
2. Продемонстрировать виды уборки в гнойной перевязочной.
3. Продемонстрировать методику утилизации перевязочного материала загрязненного гнойными выделениями.
4. Продемонстрировать на фантоме промывание гнойной полости антисептическими растворами.
5.Продемонстрировать влажную уборку (протирка) горизонтальных поверхностей в гнойной перевязочной.
6. Продемонстрировать обработку хирургического инструментария загрязненного гнойным содержимым.
7. Продемонстрировать приготовление тройного раствора для дезинфекции и в гнойной перевязочной инструментов.


Самостоятельная внеаудиторная работа:
1. Санитарно-гигиеническую уборку помещений.
2. Приготовление и применение дезинфицирующих растворов
3. Подготовка посуды для взятия анализов.
4. Подготовка инструментов к стерилизации.
5. Проведение проб на качество предстерилизационной подготовки.
6. Подготовка средств для перевязки и гигиены послеоперационной раны


Контрольные вопросы темы:
1. В какой половине отделение целесообразно разместить гнойную перевязочную.
2. Какие режимы уборки применяются в условиях гнойной перевязочной.
          3. Которые больные должны перевязываться в гнойной, а какие в чистой перевязочной.
4. Каким приказом регламентирована работа в перевязочной.
5. Разрешается выполнение гнойных перевязок после чистых.
6. Как провести обработку перчаток и инструментов после гнойной перевязочной.
7. Возможно ли для уборки в гнойной перевязочной использовать инструментарий чистой перевязочной.

 Самостоятельная работа на занятии:
1. Продемонстрировать санитарно-гигиеническую уборку чистой перевязочной.
2 Продемонстрировать приготовления и применения дезинфицирующих растворов.
3. Продемонстрировать транспортировки больных в перевязочную.
4. Подготовка инструментов к стерилизации.
5. Подготовить средства для перевязки и гигиены послеоперационной раны.
6. Продемонстрировать как выполняется стерилизация шовного материала.
7. Продемонстрировать проведения перевязки в чистого «асептического» больного.

ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1.Черенько М.П., ​​Ваврик Ж.М. Общая хирургия с анестезиологией,
     основами реаниматологии и ухода за хворими.-К.: Здоровье, 1999 .-
     616 с.
2.Апанасенко Г.Л., Богуш С.А., Тросцинська Н.Н., Шевчук М.Г.,
     Шевчук И.М. Сестринское справа.-К.: Здоровье, 1994.-496 с.
3. Двужильна К.Д. Общая хирургия .- К.: Здоровье, 1969.-418 с.
Дополнительная:
1.Общая хирургия / Под ред. В. Шмитта, В. Хартиг, М. И. Кузина.
     Совместное издание СССР - ГДР: В 2 томах. Т.1.-М.: Медицина,
     1985.-384 с.
2.Хирургия: пер. с англ. доп. / Под ред. Ю.М. Лопухина, В.С.
    Саева.-М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1997.-1070 с.

Методические указания для студентов № 8
 до практического занятия на тему:
"Асептика. Предстерилизационная подготовка материалов и инструментов ".

Актуальность темы: наряду с антисептиком, асептический метод в хирургии является важнейшим методом борьбы с внутрибольничной инфекцией и профилактики послеоперационных гнойных осложнений. Внедренная в 1890 году Е. Бергманом и значительно усовершенствована в течение следующего столетия, асептика в комплексе с антисептиком позволила уменьшить частоту послеоперационных гнойных осложнений в хирургии в несколько десятков раз, а вместе с этим - и существенно снизить послеоперационную летальность. Все это неопровержимо указывает на высокую актуальность данной темы, и не только для будущих врачей, но и для среднего и младшего медицинского персонала, ведь асептика является нужной не только при операциях, но и при выполнении таких обще применяемых манипуляций, инъекции, венепункции, перевязки подобное.

Учебные цели:
Знать:
Причины и виды попадание микрофлоры в ране, полости, сосуды во время операции, исследований и лечебных процедур.
Уметь:
1. Продемонстрировать организационно-технические, гигиенические, физические и химические меры асептики.
2. Различать эндогенные и экзогенные проникновения инфекции в организм.
3. Обосновать рациональность конструирования и расположения больницы или хирургического корпуса.
4. Уметь определить гигиенические нормы по площади отделения, его блоков, палат, коридоров, освещение.
5. Продемонстрировать уборку влажным способом стен, потолка, пола в палатах больных.
6. Для обеспечения чистоты операционных уметь и продемонстрировать уборка текущее, после каждой операции, в конце операционного дня, и генеральная (в конце недели).
7. Уметь подготовить «асептическую» перевязочную хирургического отделения к работе.
Перечень вопросов для опроса:
1. Асептика, какая система мер по предотвращению попадания патогенной микрофлоры в ране.
2. Комплекс меры включает в себя асептика.
3. Какая инфекция относится к экзогенной, которая к эндогенной.
4. Какой бывает экзогенная инфекция.
5. Как попадает эндогенная инфекция.
6. Что означает имплантационная инфекция.
7. Что лежит в основе профилактики экзогенной инфекции.
8. Где лучше всего оборудовать хирургическое отделение.
9. Как должны размещаться чистое и септическое гнойное отделение?
10. Какие виды уборки в операционной вы знаете.
Самостоятельная работа на занятии:
1. Продемонстрировать обработку рук хирурга по Спасокукоцкого.
2. Продемонстрировать обработку операционного поля за Филончикова.
3. Продемонстрировать на фантоме обложения операционного поля стерильной белизной.
4. Продемонстрировать применение гигиенической ванны больными.
5. Продемонстрировать приготовление и применение дезинфицирующих растворов.
6. Продемонстрировать как выполняется контроль за стерильностью операционного белья.
7. Продемонстрировать как проводится вложения операционного и перевязочного материала в биксы.

Литература:
Основная литература
1.Нетяженко В.З., Семина А.Г., Присяжнюк М.С. Общий и специальный уход за больными, К., 1993. - 304с.
2.Щулипенко И.М. Общий и специальный уход за больными с основами валеологии.К., 1998. - 384с.
3.Загальний уход за больными в терапевтическом и хирургическом стационарах / за редакцией. А. Д. Визира. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. - Запорожье, 1996.
4. Методические разработки для аудиторной и самостоятельной работы студентов.
Дополнительная литература
1.Гребнев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.М. Основы общего ухода за больными. - М.: Медицина, 1999.
2.Основы обследования больного и схема истории болезни (справочник) / Дзяк Г.В., Нетяженко В.З., Хомазюк Т.А. и проч. - Днепропетровск: Арт-пресс, 2002.
3.Грандо А.А., Грандо С.А. Врачебная этика и деонтология.-К.: М Здоровье, 1994.

Методические указания для студентов № 9
до практического занятия на тему:
"Стерилизация шовного и перевязочного материала и белья"

Актуальность темы: В распространении внутри-больничной инфекции важное место занимает контактный путь передачи возбудителя. Любой материал, который контактирует с раной должен быть стерильным. Это залог быстрого заживления раны и выздоровления пациента. Данная тема содержит всю необходимую информацию, касающуюся методов стерилизации шовного, перевязочного материала, белья, что крайне важно именно для этого аспекта деятельности.

Учебные цели:
Знать: Основные виды и методы стерилизации шовного материала, подготовка их к стерилизации, стерилизация и правила работы с ними. Строение, принцип и режим работы автоклава, правила безопасности при работе с автоклавом.
Уметь:
1. Подготовить белье и перевязочные средства к стерилизации.
2. Продемонстрировать методы стерилизации шовного материала.
3. Продемонстрировать методику изготовления салфеток, тампонов, шариков для ухода за хирургическими больными и правила их утилизации после использования.
4. Продемонстрировать методику утилизации перевязочного материала, загрязненного гнойными выделениями в перевязочной.

Перечень вопросов для опроса:
1. Основные методы стерилизации шовного материала.
2. Пути предупреждения развития имплантационной инфекции.
3. Способы стерилизации перевязочного материала и белья.
4. Пробы на стерильность перевязочного материала и белья.
5. Строение автоклава и правила стерилизации.
6. Техника безопасности со средствами химической и физической дезинфекции.

Самостоятельная работа на занятии:
Формирование следующих профессиональных умений и навыков (проводится на основе разработанных на кафедре алгоритмов):
1.Подготовка операционного белья и перевязочного материала в
    стерилизации.
2.Участь в стерилизации шовного материала.
3.Виготовлення перевязочного материала.
4.Утилизация перевязочного материала.

Литература:
Основная литература
1. Нетяженко В.З., Семина А.Г., Присяжнюк М.С. Общий и специальный уход за больными, К., 1993. - 304с.
2. Щулипенко И.М. Общий и специальный уход за больными с основами валеологии.К., 1998. - 384с.
3.Загальний уход за больными в терапевтическом и хирургическом стационарах / за редакцией. А. Д. Визира. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. - Запорожье, 1996.
4.Методични разработки для аудиторной и самостоятельной работы студентов.
Дополнительная литература
1. Гребнев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.М. Основы общего ухода за больными. - М.: Медицина, 1999.
2. Основы обследования больного и схема истории болезни (справочник) / Дзяк Г.В., Нетяженко В.З., Хомазюк Т.А. и проч. - Днепропетровск: Арт-пресс, 2002.
3. Грандо А.А., Грандо С.А. Врачебная этика и Деонтология. - М.: м
          Здоровье, 1994.

Методические указания для студентов № 10
до практического занятия на тему:
"Хирургические манипуляции, хирургическая операция"

Актуальность темы: знание течения основного этапа хирургического лечения - операции, своевременное определение возможных осложнений во время операций и назначении оптимального лечения должно лечь в основу подготовки хирурга.Хирургические заболевания требуют лечения преимущественно оперативным путем, расширение и внедрение новых методик операций на всех органах и системах человеческого организма, обусловливает изучение влияния операционной травмы на организм и вызывает необходимость изучения течения операционного периода.Хирургические манипуляции все шире используются не только с целью лечения, но и для диагностики того или иного заболевания. Знание некоторых хирургических манипуляций необходимо знать и уметь выполнить для правильного оказания первой помощи, от которой будет зависеть жизнь больного.
Учебные цели:
Знать: представление о хирургической операции, хирургическую манипуляцию, классификацию
 оперативных вмешательств и основные показания и противопоказания к ним.Методику и
 этапы проведения основных хирургических манипуляций: плевральная
 пункция, лапароцентез, пункция сустава, венепункции. Виды
 хирургического инструментария.

Уметь:
1.Подготовить необходимые растворы и продемонстрировать правила обращения с одноразовим шприцом после его применения.
 2. Разложить на демонстрационном столе лекарственные средства по группам испособах введения.
3. Принять участие в проведении плевральной пункции, абдоменоцентезу и
 диагностической пункции.

4. Подготовить кожу и слизистые оболочки к операциям или манипуляций.
 5. Различить чаще использование виды швов.
 6. Определить этап операции и хирургической манипуляции.
Перечень вопросов для опроса:
1. Определение понятия хирургическая манипуляция и операция.
2. Классификация операций и хирургических манипуляций, основные этапы их выполнения.
3. Показания и противопоказания к операции.
4. Особенности подготовки младшим медицинским персоналом больных к манипуляциям и операций.
5. Понятие о плевральную и диагностическую пункцию, лапароцентез.
6. Возможные осложнения при операциях и манипуляциях.
7. Классификация хирургического инструментария.
8. Шовный материал и виды хирургических швов.
Самостоятельная работа на занятии:
Формирование следующих профессиональных умений и навыков (проводится на основе разработанных на кафедре алгоритмов):
1.Пидготуваты необходимые растворы и продемонстрировать правила
   обращения с однор ¬ зовим шприцем после его применения.
2. Разложить на демонстрационном столе лекарственные средства по группам и способам
    введение.
3. Принять участие в проведении плевральной пункции.
4. Принять участие в проведении абдоменоцентезу.
5. Принять участие в проведении диагностической пункции.
6. Подготовить кожу и слизистые оболочки к операциям или манипуляций.
7. Различить зачастую применяемые виды швов.
Литература:
Основная литература
1. Нетяженко В.З., Семина А.Г., Присяжнюк М.С. Общий и специальный уход за больными, К., 1993. - 304с.
2. Щулипенко И.М. Общий и специальный уход за больными с основами валеологии.К., 1998. - 384с.
3. Общий уход за больными в терапевтическом и хирургическом стационарах / за редакцией. А. Д. Визира. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. - Запорожье, 1996.
4. Методические разработки для аудиторной и самостоятельной работы студентов.

^ Методические указания для студентов № 11
до практического занятия на тему:
"Особенности ухода за больными в предоперационном периоде"

Актуальность темы: предоперационное обследование и подготовка больных к операции являются важными звеньями в комплексе мер, направленных на восстановление здоровья больного человека. Общей задачей всех предоперационных мероприятий является максимальное снижение риска операции, возможности развития осложнений. Все это напрямую зависит от качества подготовки пациента к операции младшим медицинским персоналом.

Учебные цели:
Знать: Основные задачи предоперационного периода. Понятие о предоперационную подготовку больного. Подготовка к ургентного и планового вмешательства.Разновидности клизм и особенности их применения у хирургических больных.Психологическая подготовка больного к операции и роль в ней младшего медицинского персонала.
Уметь: выполнить клизму, принимать участие в введении желудочного зонда и промывании желудка, найти индивидуальный подход к пациенту в процессе их подготовки к операционному вмешательству, владеть элементами ухода за кожей, глазами, ушами, волосами, исследовать пульс на периферических артериях.
 
Перечень вопросов для опроса:
1. Определение и характеристика предоперационного периода.
2. Основные задачи предоперационного периода.
3. Удаленная подготовка больного к операции.
4. Ближайшая и непосредственная подготовка больного к операции.
5. Санация больного в предоперационном периоде.
6. Санитарно-гигиенические мероприятия и подготовка кожи больного к операции.
7. Подготовка больного к ургентного оперативного вмешательства.
8. Подготовка больного к плановому оперативному вмешательству.
9. Разновидности клизм и особенности их применения у хирургических больных.
10. Психологическая подготовка больного к операции.
11. Определение и характеристика послеоперационного периода.
12. Особенности ухода за тяжелобольными в послеоперационном периоде.
13. Возможны осложнения со стороны различных органов и систем в послеоперационном периоде и методы их ликвидации.

Самостоятельная работа на занятии:
Формирование следующих профессиональных умений и навыков (проводится на основе разработанных на кафедре алгоритмов):
1. Овладеть методикой проведения очистительной клизмы.
2. Выполнить постановку газоотводной трубки.
3. Исследовать пульс на лучевых артериях.
4.Дослидиты пульс на нижних конечностях.
5.Вимиряты артериальное давление.
6.Вимирювання температуры тела.
7.Провесты смену нательного белья лежачему больному.
8. Подготовить и использовать пузырь со льдом.
9. Использование подкладного судна.
10. Уход за полостью рта у тяжелобольного.
11. Профилактика образования пролежней.
12. Методика проведения реанимационных мероприятий.

Литература:
Основная литература
1.Нетяженко В.З., Семина А.Г., Присяжнюк М.С. Общий и специальный уход за больными, К., 1993. - 304с.
2.Щулипенко И.М. Общий и специальный уход за больными с основами валеологии.К., 1998. - 384с.
3.Загальний уход за больными в терапевтическом и хирургическом стационарах / за редакцией. А. Д. Визира. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. - Запорожье, 1996.
4.Методични разработки для аудиторной и самостоятельной работы студентов.

^ Методические указания для студентов № 12
до практического занятия на тему:
"Особенности ухода за больными в послеоперационном периоде"

Актуальность темы: Адекватный уход за оперированными больными имеет не меньшее значение, чем сама операция. Ведь хорошо известно, что подавляющее большинство осложнений, которые наблюдаются при хирургическом лечении пациентов, возникает именно в послеоперационном периоде. Внимательное наблюдение за оперированными больными младшим и средним медицинским персоналом и немедленная коррекция выявленных нарушений под контролем врача, препятствуют развитию указанных осложнений, способствуя быстрому и полного выздоровления пациентов. Необходимые для этого знания студенты смогут получить, проштудировав тему данного занятия.

Учебные цели:
Знать: Основные принципы ухода за больными в послеоперационном периоде и профилактика возможных осложнений.
Уметь: Наблюдать за больными в послеоперационном периоде, помочь медсестре в выполнении катетеризации мочевого пузыря и постановке газоотводной трубки, провести смену нательного и постельного белья, подготовить и использовать пузырь со льдом и подкладное судно, провести профилактику образования пролежней, осуществить забор мокроты для анализа, особенностипредоперационного периода, правила подготовки больных к ургентных и плановых операций.

Перечень вопросов для опроса:
1. Определение и характеристика послеоперационного периода.
2. Режима пребывания больных в стационаре.
3. Особенности ухода за тяжелобольными в послеоперационном периоде.
4. Возможны осложнения со стороны различных органов и систем в послеоперационном периоде и методы их ликвидации.

Самостоятельная работа на занятии:
Формирование следующих профессиональных умений и навыков (проводится на основе разработанных на кафедре алгоритмов):
1. Овладеть методикой проведения очистительной клизмы.
2. Выполнить постановку газоотводной трубки.
3. Исследовать пульс на лучевых артериях.
4. Исследовать пульс на нижних конечностях.
5. Провести смену нательного белья лежачему больному.
6. Подготовить и использовать пузырь со льдом.
7. Использование подкладного судна.
8. Уход за полостью рта у тяжелобольного.
9. Профилактика образования пролежней.
10. Методика проведения реанимационных мероприятий.

Литература:
Основная литература
1. Нетяженко В.З., Семина А.Г., Присяжнюк М.С. Общий и специальный уход за больными, К., 1993. - 304с.
2. Щулипенко И.М. Общий и специальный уход за больными с основами валеологии.К., 1998. - 384с.
3. Общий уход за больными в терапевтическом и хирургическом стационарах / за редакцией. А. Д. Визира. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. - Запорожье, 1996.
4. Методические разработки для аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Дополнительная литература
1.Гребнев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.М. Основы общего ухода за больными. - М.: Медицина, 1999.
2.Основы обследования больного и схема истории болезни (справочник) / Дзяк Г.В., Нетяженко В.З., Хомазюк Т.А. и проч. - Днепропетровск: Арт-пресс, 2002.
3.Грандо А.А., Грандо С.А. Врачебная этика и Деонтология. - М.: м
Здоровье, 1994.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические указания для студентов №1 до практического занятия на тему icon Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «Патофизиология

Методические указания для студентов №1 до практического занятия на тему icon Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «Патология

Методические указания для студентов №1 до практического занятия на тему icon Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «Патология

Методические указания для студентов №1 до практического занятия на тему icon Методические разработки практического занятия для студентов Учебная

Методические указания для студентов №1 до практического занятия на тему icon Методические разработки практического занятия для студентов Учебная

Методические указания для студентов №1 до практического занятия на тему icon Методические разработки практического занятия для студентов Учебная

Методические указания для студентов №1 до практического занятия на тему icon Методические разработки практического занятия для студентов Учебная

Методические указания для студентов №1 до практического занятия на тему icon Методические разработки практического занятия для студентов Учебная

Методические указания для студентов №1 до практического занятия на тему icon Методические разработки практического занятия для студентов Учебная

Методические указания для студентов №1 до практического занятия на тему icon Методические рекомендации для студентов. Лечебное дело. План практического занятия

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы