Программа утверждена на Педагогическом Совете icon

Программа утверждена на Педагогическом Совете





Скачать 290.84 Kb.
НазваниеПрограмма утверждена на Педагогическом Совете
Дата18.05.2013
Размер290.84 Kb.
ТипПрограмма

Программа утверждена на

Педагогическом Совете

№ 2 от25.09.2012г.



СОГЛАСОВАНО

«25.09.2012г.

Заместитель директора школы по ВР

Н.Г. Васильева


УТВЕРЖДАЮ

26 сентября 2012 года

Директор школы


А.П. Лосев




КОУ « Заливинская средняя общеобразовательная школа»

Тарского муниципального района Омской области.


ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

^ ЮНЫЙ ТУРИСТ”


Руководитель: А.П. Ахтулов








2012 год


I. Пояснительная записка.


Туризм в системе дополнительного образования России является эффективным средством воспитания подрастающего поколения.

Основным звеном проведения туристической работы в КОУ «Заливинская СОШ» является массовое вовлечение учащихся в занятия туризмом, воспитание в коллективах туристических объединений социально-активных, высоконравственных, физически и технически подготовленных воспитанников.

Регулярные занятия туризмом, участие в походах формируют в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Нельзя недооценивать и того, что подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, к приключениям и романтике.

Программа “Юный турист” рассчитана на один год обучения, возраст учащихся от 7-8 лет, занимающихся в туристском объединении первый год. В него могут записаться все желающие.

На освоение программы отводится 33 часа в год, причем практические занятия составляют большую часть программы. Занятия проводятся как в классах, спортзалах, так и на местности - 1 час в неделю.

Основа классных занятий - изучение всего учебного материала согласно рекомендуемой тематике. Основу занятий на местности составляют способы и практические приемы по закреплению теоретических занятий и отработка практических навыков.

Прием детей в туристическое объединения осуществляется руководителем при отсутствии у них медицинских противопоказаний.

У каждого участника объединения должна быть тетрадь и ручка. В тетрадь записывается материал изложенный на занятиях, заносятся домашние задания со второго полугодия, впечатления о походах, экскурсиях и т. д.

В конце учебного года проводится аттестация туристского объединения.

Организуются мероприятие: поход, соревнования, туристский лагерь, сборы и т. д.

После выполнения программы «Юный турист» участники объединения продолжают заниматься туризмом, например по программе «Пешеходный туризм» или «Туристское многоборье».

Для выполнения программы имеется следующее оснащение: спортивный зал, маршрут на участках сельской местности, палатки, туристическое снаряжение.

^ II. Цели и задачи программы.


Предлагаемая программа предусматривает ознакомление учащихся со своим родным краем, обучение воспитанников основам туризма, овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых юным путешественникам.

Основная цель программы:

здоровьесбережение младших школьников, удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуально-личностных, социокультурных, духовных образовательных потребностей и запросов детей средствами туризма, выбора подростками и молодежью сферы применения своих сил.

На занятиях в объединениях решаются следующие основные задачи:

  • укрепление здоровья, закаливание организма, содействие правильному физическому развитию воспитанников;

  • обучение жизненно важным двигательным действиям;

  • формирование умений и навыков необходимых для выживания в экстремальных ситуациях;

  • воспитание у детей постоянного занятия туризмом и привитие необходимых гигиенических навыков и умений;

  • расширение у воспитанников представлений об историческом, экономическом и культурном развитии села и его природе;

  • развитие у школьников бережного отношения к окружающей среде и экологии родного края.

  • воспитание у учащихся чувства долга, товарищества и взаимовыручки, сплочённости.

  • воспитание у юных туристов волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания;

  • получение и развитие разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоления препятствий и обеспечения безопасности.


^ III. Деятельность, используемые методы и формы.

В первые месяцы работы объединения необходимо провести собрание родителей, подробно рассказать им о программе, планах занятий и походов, об условиях их проведения, о личном снаряжении юных туристов и т. д.

В начале первого и второго полугодий учебного года руководитель обязан провести с воспитанниками инструктаж по мерам безопасности при проведении занятий, массовых мероприятий, поход, соревнований, на дороге и в транспорте. Необходимо изучить медицинские карточки воспитанников в школе.

Занятия на кружке носят преимущественно практический характер. Лишь небольшая часть проводится в форме лекций, бесед. Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении в зависимости от темы занятия, времени года. Особое внимание следует обратить на общефизическую и специальную подготовку. Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Педагог должен воспитывать в учащихся умение самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять правила проводимых мероприятий. Необходимо также использовать такие формы, как рассказ, наглядный показ, встречи, дискуссии, посещение музеев, театров, выставок, туристские игры, викторины и др.

План занятий необходимо строить так, чтобы перед воспитанниками всегда стояла ближайшая и доступная им цель - экскурсия к интересному объекту, поход, участие в туристическом соревновании и т. п. Одновременно следует добиваться того, чтобы воспитанники хорошо понимали, что ведущей целью занятия является предстоящие походы.

Темы для занятий подбираются в зависимости от общей цели объединения, подготовленности группы, сложности и длительности маршрута. Часто в план одного занятия входят различные темы. Например, во время игры по ориентированию на местности можно показать, как выбраться на откос или преодолеть реку, овраг и т.д.

Содержание занятий следует постоянно усложнять. Например, от беседы от правильного выбора места для ночлега и установки палатки переходить к практическому решению этой задачи.

Поход, протяженность несколько километров, является хорошей тренировкой перед многодневными походами в последующем обучении, а фиксация наблюдений, описание пути движения поможет в будущих походах вести содержательные записи для отчета.

Распределение обязанностей в каждом походе следует вести так, чтобы к исполнению их привлекались каждый раз разные члены объединения. Это позволит к началу походов выявить наиболее способных к той или иной работе юных туристов.

После похода на занятии обсуждаются его итоги, а затем одни туристы обрабатывают дневник, другие делают фотомонтаж, некоторые участники занимаются выпуском информационного листка, обработкой записей бесед с интересными людьми и т. д. Конечно, это следует проводить так, чтобы не нарушать цельности занятия и не допускать перегрузки воспитанников.

Особое внимание руководители объединений должны уделять вопросам безопасности при проведении полигонов, походов и соревнований.

Занятия в объединении целесообразно организовать таким образом:

1-2 теоретических занятия, затем совмещенное или практическое занятие. Через 2 недели - 1 занятие на местности. Через 1 месяц - поход выходного дня. Занятия эффективно проводить 1 раза в неделю по 1 часу.

Для достижения поставленных целей и задач объединения необходимо правильно спланировать учебный материал. Уточнить сколько часов еженедельно вы будете вырабатывать; сколько занятий и по каким дням недели будет проводиться на базе школы. Необходимо также учесть мероприятия в дни школьных каникул (походы, экскурсии и т. д.).


^ IV. Ожидаемый результат при реализации программы.


При реализации программы полученные знания прививают у воспитанников любовь к родному краю, а также значительно расширяют кругозор и углубляют знания и представления об окружающем мире.

На занятиях объединения, в походах, путешествиях, на экскурсиях юные туристы должны научиться:

  • составлять план путешествия и разрабатывать маршрут;

  • умению одеваться, обуваться и снаряжаться для похода в зависимости от сезона, длительности похода и способа передвижения;

  • ориентироваться в незнакомой местности при помощи карты, компаса, по местным предметам, солнцу, часам;

  • пользоваться топографической и спортивной картами, ходить по азимуту;

  • преодолевать естественные препятствия в пути, вязать узлы;

  • делать пешие переходы с грузом, оказывать первую доврачебную помощь;

  • выбирать место для привала, оборудовать его для ночлега, ставить палатку, разводить костёр, готовить на нём пищу, изготавливать простейшее туристское оборудование;

  • фиксировать наблюдения, проводить простейшие исследования, обрабатывать и коллекционировать собранные материалы.

Полное выполнение учебной тематики и программы повысит престиж объединения, интерес у школьников и их родителей.

После окончания курса воспитанники переходят в объединение “Походный туризм” второго года обучения.


Учебная программа туристского объединения “Юный турист”


^ I. Вводное занятие.


Туризм. Что это такое? Чем полезны и интересны туристские походы и путешествия. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. Виды туризма. Характеристика каждого вида. Самодеятельный туризм. Центр детского и юношеского туризма в структуре функционирования самодеятельного туризма. Задачи и план работы объединения “Юный турист”. Законы, правила, нормы и традиции туризма.

Знать: основные сведения о туризме. Виды туризма. Роль туризма в становлении личности. Основные задачи туристского объединения. Законы, правила нормы поведения юных туристов.


^ II. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.


2.1. Возможные опасности в походе. Меры безопасности. Походная медицинская аптечка

Опасности, обусловленные природой средней полосы: рельеф, реки, грозы, метели. Ядовитые грибы, растения, насекомые, змеи, хищные звери. Опасности, связанные с действиями человека. Дисциплина в походах и на занятиях - основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении и на улице.

Состав походной медицинской аптечки. Требования к упаковке. Хранение и транспортировка аптечки.

Формирование походной медицинской аптечки.

Знать: опасности, обусловленные природой и связанные с действиями человека. Меры безопасности при проведении занятий в помещении и на улице. Ядовитые грибы, растения, состав медицинской аптечки, её хранение при транспортировке; назначение и дозировку препаратов; состав личной аптечки.

Уметь: пользоваться медицинской аптечкой.


2.2. Личная гигиена туриста. Профилактика заболеваний.

Понятие гигиены, её значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, значение водных процедур (умывание, обтирание, душ, купание).

Гигиена обуви и одежды. Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой.

Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей.

Знать: гигиенические требования при занятиях туризмом. Гигиена тела, одежды, обуви. Сущность закаливания и систематические занятия спортом.

Уметь: ухаживать за телом, одеждой и обувью; выполнить комплекс упражнений утренней зарядки.



2.3. Оказание первой медицинской помощи.

Профилактика отравлений и желудочно-кишечных заболеваний. Подбор, хранение продуктов. Питьевая вода. Обеззараживание воды. Мытьё рук и посуды. Первая помощь при пищевых отравлениях.

Ожоги. Обморожения. Первые признаки обморожения. Как избежать ожогов и обморожений. Первая доврачебная помощь при ожогах и обморожениях. Тепловые и солнечные удары. Профилактика солнечных ударов.

Знать: Правила оказания первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах. Способы обеззараживания воды. Профилактика пищевых отравлений. Как избежать ожогов и обморожений.

Уметь: оказать первую доврачебную помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах; произвести обеззараживание воды.


2.4. Порезы и раны. Нагноения.

Практические занятия.

Профилактика ранений от острых орудий. Первая доврачебная помощь при порезах, ранениях острыми предметами, при появлении гнойных ран. Порядок наложения жгута, ватно-марлевой повязки. Обработка ран.

Практическая отработка приёмов по оказанию первой доврачебной помощи.

Знать: правила оказания первой доврачебной помощи при порезах, ранениях, нагноениях. Как остановить кровотечение, обработать раны.

Уметь: оказать первую доврачебную помощь; обработать раны, наложить повязку, кровоостанавливающий жгут.

Ушибы. Растяжения. Вывихи. Переломы.

Признаки ушибов, растяжений, вывихов, переломов. Правила оказания первой доврачебной помощи. Порядок наложения шин из подручных средств.

Знать: правила оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, вывихах и переломов; признаки данных травм.

Уметь: оказать первую доврачебную помощь; правильно наложить шину из подручных материалов.

Потертости и мозоли. Опрелости. Требования к одежде и обуви.

Причины возникновения потертостей, мозолей, наминов, опрелостей. Требования к одежде и обуви. Выбор одежды и обуви для тренировок и походов. Оказание первой помощи при потертостях, мозолях, опрелостях.

Знать: санитарно-гигиенические требования к одежде и обуви. Действия при обнаружении малейшего неудобства в обуви или одежде. Правила оказания первой медицинской помощи при потертостях, мозолях, опрелостях.

Уметь: оказать помощь при возникновении потертостей, мозолей, опрелостей; подбирать обувь и одежду для тренировок и походов.


2.5. Приёмы транспортировки пострадавшего.

Практическое занятие.

Зависимость способа транспортировки пострадавшего от характера и места повреждения, состояния, количества оказывающих помощь. Способы транспортировки: на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоём на поперечных палках, переноска вдвоём на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте и др.

Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных способов транспортировки пострадавшего.

Знать: способы транспортировки; определение способа транспортировки пострадавшего.

Уметь: изготовить транспортировочные средства и транспортировать пострадавшего.

III. Туристический быт и снаряжение.


3.1. Туристическое снаряжение.

Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для походов, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки, одежда и обувь для летних и зимних походов.

Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки.

^ Практическое занятие: ознакомление с имеющимся туристским снаряжением. Правила размещения предметов в рюкзаке. Укладка рюкзака. Подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за ним.

Знать: перечень личного и группового снаряжения и требования, предъявляемые к нему.

Уметь: составить перечень личного и группового снаряжения для похода с учетом погодных условий; укладывать рюкзак; подгонять снаряжение, ухаживать за ним.


3.2. Установка палаток. Размещение в них вещей.

Практическое занятие. Установка палаток, размещение в них вещей. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Разборка и упаковка палаток.

Знать: устройство и порядок установки палаток. Правила поведения в палатке.

Уметь: установить палатку и разместить в ней вещи.


3.3. Костры, их типы. Костровое хозяйство. Ремонтное снаряжение.

Различные типы костров и их назначение. Отбор места для костра. Выбор и заготовка дров. Правила разведения костра. Меры безопасности при заготовке дров и при обращении с огнём. Требования по уборке места для костра перед уходом группы.

Знать: основные типы костров и их назначение; правила разведения костра; требования к выбору места для костра; меры безопасности при заготовке дров и при обращении с огнём; требования по экологии.

Уметь: выбрать место для костра; заготавливать дрова; разводить костёр в любых условиях погоды.

Костровое хозяйство.

Костровые приспособления. Варочная посуда. Способы подвески котлов. Кухонные принадлежности. Походные топоры и пилы. Требования к топорам и пилам. Порядок их упаковки и транспортировки. Меры безопасности.

Знать: перечень костровых приспособлений, варочной посуды, кухонных принадлежностей и требований к ним. Меры безопасности при подвеске варочной посуды и работе с топором.

Уметь: производить подвеску котлов различными способами; пользоваться костровыми приспособлениями, топором и пилой и упаковывать их для транспортировки без нарушения мер безопасности.

Ремонтный набор. Сушка и ремонт снаряжения.

Практическое занятие. Состав и назначение ремонтного набора. Способы сушки снаряжения. Меры безопасности.

Знать: состав и назначение ремонтного набора; способы сушки снаряжения и ухода за ним в походе; меры безопасности при сушке снаряжения.

Уметь: составить перечень ремонтного набора и упаковать его для транспортировки; сушить снаряжение, обеспечив его сохранность и исключить его порчу.

3.7. Питание в туристском походе.

Значение правильного питания в походе. Два варианта организации питания в походе: перекус (на бутербродах) и с приготовлением горячих блюд. Набор продуктов для похода. Нормы продуктов на человека. Приготовление пищи на костре.

^ Практическое занятие. Приготовление горячей пиши на костре.

Знать: основные требования к продуктам, используемым в походах. Правила хранения продуктов в походе. Принцип составлению меню и списка продуктов.

Уметь: приготовить пишу на костре.


^ IV. Топография и ориентирование.


4.1. Компас. Типы компасов и правила работы с ними.

Практическое занятие. Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова и спортивного жидкостного компаса. Правила обращения с ними. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка.

Знать: устройство компасов; четыре действия с компасом; правила обращения с компасом.

Уметь: обращаться с компасом; находить стороны горизонта, ориентировать карту по компасу; выполнять прямую и обратную засечку (определить по заданному азимуту ориентир и определить азимут на видимый ориентир).


4.2 Ориентирование на местности.

Практическое занятие. Смысл и содержание туристического ориентирования. Средства и условия для ориентирования. Способы ориентирования: ориентирование с помощью карты и компаса; ориентирование с картой без компаса; ориентирование без карты и компаса (по часам, солнцу, луне, звездам); ориентирование по местным предметам; по туристской маркировке. Виды ориентирования: линейное, точечное, звуковой ориентир, ориентир-цель, ориентир-маяк.

^ Занятие на местности. Определение азимута на предмет. Необходимость непрямого чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Движение по заданному азимуту, обход препятствий, выдерживание общего заданного направления, использование солнца и тени. Движение по легенде. Действия в случае потери ориентировки.

Знать: способы ориентирования; виды ориентирования; движение по азимуту в походе; порядок сохранения общего направления движения при обходе препятствий.

Уметь: ориентироваться на местности; определять ориентиры движения, точки стояния, сохранять направление движения; действовать в случае потери ориентировки.


^ V. Специальная туристская подготовка.


5.1. Туристические должности в группе.

Должности постоянные и временные. Командир группы. Требования к командиру группы (туристический опыт, инициативность, ровные отношения с членами группы, авторитет). Его обязанности: руководство действиями членов группы, контроль выполнения заданий, поддержание нормального микроклимата в группе.

Краткие обязанности других постоянных должностей в группе: повар, зав.снаряжением, старший проводник (штурман), санитар, краевед, физорг, редактор (фотограф), ответственный за отчет о походе, ремонтный мастер и др.

Временные обязанности: костровой, повар, направляющий, замыкающий и др.; дежурные по кухне их обязанности (приготовление пищи, мытьё посуды и т. д.)

Знать: перечень должностей членов туристической группы и основные их обязанности.

Уметь: выполнять обязанности по должностям в период подготовки, проведения и подведения итогов похода.


5.2. Правильная организация движения и преодоление препятствий на маршруте.

Порядок построения группы. Строй как элемент организованности и фактор безопасности. Обязанности направляющего и замыкающего. Распорядок дня. Режим движения. Темп движения. Привалы. Продолжительность и периодичность привалов.

Знать: основные правила движения группы на маршруте; порядок построения группы. режим движения и отдыха.

Уметь: соблюдать правила движения группы, режим движения и распорядок дня; выбирать темп движения.

Преодоление естественных препятствий.

Практическое занятие. Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам. Отработка техники движения по дорогам, тропам.

^ Занятие на местности. Отработка техники движения по пересеченной местности. Преодоление спуска и подъёма. Движение по заболоченным участкам, по лесу. Преодоление завалов, зарослей, кустарников. Преодоление водных препятствий. Способы страховки.

Знать: общие характеристики естественных препятствий и правила их преодоления.

Уметь: преодолевать несложные естественные препятствия.


5.3. Техника безопасности при проведении походов.

Дисциплина в походе и на занятиях - основа безопасности. Правила поведения при поездках группы на транспорте: при посадке, высадке и во время движения. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий.

Знать: меры безопасности при посадках, при преодолении препятствий.

Уметь: производить самостраховку и страховку участников группы в походах.

5.4. Организация туристского похода.

5.4.1. Последовательность подготовки к походу: цели и задачи похода, комплектование группы, организация группы (собрание, распределение обязанностей, составление планов, подготовка похода). Изучение района похода (изучение литературы, карт, отчетов о походах, получение сведений у людей, прошедших планируемый маршрут). Выбор и разработка маршрута движения. Составление плана-графика движения. Подготовка личного и группового снаряжения. Меню. Оформление маршрутной документации. Закупка продуктов.

Знать: последовательность и порядок подготовки к походу.

5.4.2. Практическое занятие. Организация туристского похода. Отработка вопросов по подготовке похода. Организация группы. Изучение района похода. Выбор и разработка маршрута.

Уметь: составить план подготовки к походу; изучать район предстоящего похода; выбрать и разработать маршрут.


5.5. Узлы, применяемые в туризме.

Узлы, применяемые в туризме. Деление узлов на группы по назначению:

  1. Для связывания веревок одинакового диаметра (прямой, рифовый, встречный, ткацкий).

  2. Для связывания веревок разного диаметра (академический, шкотовый, брамшкотовый).

  3. Для крепления веревки к опоре (удавка, восьмерка через карабин, штык с количеством шагов не менее трех, беседочный, булинь, стремя, проводник, проводник восьмерка).

  4. Узлы для страховки и самостраховки (проводник, проводник восьмерка, “австрийский” и двойной проводник, булинь, схватывающий всех модификаций).

^ Практические занятия по отработке навыков вязки узлов.

Знать: деление узлов на группы по назначению.

Уметь: вязать узлы: прямой, рифовый, встречный, ткацкий, академический, шкотовый, удавка, стремя, проводник, проводник восьмерка.

5.6. Техническое описание маршрута. Подведение итогов похода.

Техническое описание маршрута и требования к нему. Обсуждение итогов похода в группе, отчеты ответственных по участкам работы. Обработка дневника описания пути движения. Обработка и обобщение собранных материалов. Составление иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, изготовление фотографий.

Знать: порядок подведения итогов и работы над отчётом.

Уметь: составить техническое описание маршрута.


5.7. Метеорологические наблюдения. Природоохранная деятельность туриста.

Метеорологические наблюдения: наблюдения над облачностью, ветром, снегомерные наблюдения. Предсказание погоды. Признаки изменения погоды. Определение устойчивости и перемены, приближающегося ненастья. Составление таблицы местных признаков погоды.

Природоохранная деятельность туриста.

Знать: признаки изменения погоды; признаки предсказания погоды; правила бережного отношения к природе.

Уметь: определить период изменения погоды; выполнять требования по охране природы.


^ VI. Краеведение.


6.1. Географическое положение и природные особенности села Заливино.

Географическое положение села. Рельеф. Погода и климат.

Подземные воды. Реки и озёра.

Почвы. Растительный и животный мир. Заповедники и заказники. Охрана природы и животного мира.

Знать: основные сведения о географическом положении, рельефе, климате, полезных ископаемых, о растительности и животном мире; реки и озера.

6.2. История села.

Далёкое прошлое села. О чём рассказывают раскопки. Первые поселенцы. Наши предки.

История села. Исторические объекты. Село: вчера, сегодня, завтра.

Заливино в период Великой Отечественной войны.

Знать: основные сведения по истории, культуре села; памятники истории, культуры и природы; музеи.

Уметь: спланировать маршрут с учетом посещения интересных мест.


^ VII. Физическая подготовка.

7.1. Общая физическая подготовка.

Основная задача общей физической подготовки - развитие и совершенствование физических, моральных и волевых качеств туристов. Всесторонняя физическая подготовка - основа для достижения безаварийного и стабильного прохождения маршрутов туристских походов. Ежедневные самостоятельные занятия членов группы.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ): походный шаг; переход с бега на шаг и с шага на бег; ходьба на носках, на пятках, на внешних и внутренних сторонах стоп, в приседе в полуприседе, выпадами, приставным и скрестным шагом. Бег вперед, назад, влево, вправо, высоко поднимая колени, с захлёстыванием голени назад, с изменениями направления движения.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для туловища, для ног. Использование комплексов упражнений из игровых форм. Упражнения с предметами.

Знать: значение регулярной общей физической подготовки в укреплении здоровья и подготовке к походам.

Уметь: выполнять общеразвивающие упражнения, комплексы упражнений.


7.2. Эстафеты, игры.

Подвижные игры - игры, способствующие объединению коллектива, массовому охвату детей. Игры с разделением на команды и без разделения. Игры на внимание, сообразительность и координацию. Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол, ручной мяч, русская лапта. Игры на местности.

Спортивные конкурсы, догонялки, “Метатели” (шишек, камней), “Силачи”, “Ловки и умелые” и т. д.

Эстафеты: линейные, встречные, круговые, туристские, с раскладыванием и собиранием предметов и т. д.

Знать: подвижные игры, правила проведения спортивных игр.

Уметь: играть в различные игры.


7.3. Специальная физическая подготовка.

Приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливости): постепенность, систематичность. Развитие физических и специальных качеств, необходимых туристу: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы.

Выполнение упражнений:

а) с элементами легкой атлетики: бег на короткие дистанции, кросс, прыжки в длину, высоту, метания;

б) c элементами гимнастики: стойки, кувырки, перекаты, перевороты;

в) упражнения на гимнастических снарядах, канате, перекладине, скамейке, с гантелями, прыжки со скакалкой.

Упражнения на сопротивление (перетягивание или выталкивание друг друга из круга с помощью палки, каната, рук).

“Конкурсы силачей” (на количество подтягиваний на перекладине, кольцах; сгибание и разгибание рук в упоре лёжа; приседание с весом или приседание на одной ноге; перетягивание каната).

Прикладные упражнения: лазание по наклонному бревну, лазание под бревном; лазание по склону с использованием веревок; преодоление изгородей, барьеров, перелазание через учебные заборы; передвижение по бревну с перешагиванием через набивные мячи, рюкзаке; лазание по канату; преодоление рва с помощью каната в каче (маятник), переноска товарищей и т. д.

Уметь: выполнять упражнения на развитие быстроты, выносливости, прыгучести.

7.4. Папа, Мама, Я - Туристическая семья.

Организованный выход с родителями на природу. Привлечение родителей в туристическом и физическом воспитании детей.

^ VIII. Отчёт о работе.

Подведение итогов по пройденной программе. Информационное освещение (выпуски стен - газет, фото репортажей) впечатлений оставленных в ходе выполнения программы.


^ Тематический план первого года занятия.





Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практически

В помещении

На местности

1





Введение



1



1



-



-


2



Основы гигиены



4



1



1


2



3

Туристический быт и снаряжение

4

1

1

2

4



Топография и ориентирование



3



1



-



2



5



Специальная туристическая подготовка



9



2



2



5



6



Краеведение.



4



1



1



2



7



Физическая подготовка.



5



-



2



3



8


Отчёт о работе.


3


1


2


-






Всего

33


8


9


16







Тема

Форма организации

Занятия

Планируемый результат

Универсальная деятельность

практические

аудиторные

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

1

Вводное занятие

Групповая




+

Беседа

Понимание ребёнком мотива и цели деятельности в данном объединении.

Владение основными сведениями о туризме. Знать основные задачи туристского объединения. Законы, правила нормы поведения юных туристов.



Умение планировать деятельность по данному направлению.

Формирование коллектива

2

Основы гигиены

Групповая

Индивидуальная




+

Теоретическое занятие с элементами

практических упражнений

Уметь

ухаживать за телом, одеждой и обувью; выполнять комплекс упражнений утренней зарядки,

оказывать первую доврачебную помощь, пользоваться медицинской аптечкой.

Знать опасности, обусловленные природой и связанные с действиями человека. Меры безопасности при проведении занятий в помещении и на улице. Ядовитые грибы, растения, состав медицинской аптечки, её хранение при транспортировке; назначение и дозировку препаратов; состав личной аптечки.



Умение давать положительную оценку действиям, направленным на соблюдение гигиенических навыков

Умение пропагандировать ЗОЖ

3

Туристическое снаряжение

Групповая

+

+

Занятие –практикум

Уметь составить перечень личного и группового снаряжения для похода с учетом погодных условий; укладывать рюкзак; подгонять снаряжение, ухаживать за ним.

Знать перечень личного и группового снаряжения и требования, предъявляемые к нему.



Умение вносить дополнения и коррекцию в планы и действия.

Взаимовыручка, взаимопомощь.

4

Топография и ориентирование

Групповая

+

+

Теоретическое занятие с элементами

практических и творческих упражнений

Уметь обращаться с компасом; находить стороны горизонта, ориентировать карту по компасу; выполнять прямую и обратную засечку (определить по заданному азимуту ориентир и определить азимут на видимый ориентир), ориентироваться по солнцу, природным приметам.

Знать устройство компасов; четыре действия с компасом; правила обращения с компасом.



Умение выделять и осознавать учащимися того, что уже усвоено, а что еще необходимо усвоить.

Использование возможности передачи знаний и умений по ориентированию.

5

Специальная туристическая подготовка

Групповая

Индивидуальная

+

+

Лекция

Индивидуальная подготовка

Уметь выполнять обязанности по должностям в период подготовки, проведения и подведения итогов похода.

Знать перечень должностей членов туристической группы и основные их обязанности.



Способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий.

Умение прийти на помощь, взаимодействовать в группе, в коллективе, чётко исполнять свои функции.

6

Краеведение

Групповая

+

+

Экскурсии

Беседы

Работа в музее с краеведческим материалом



Уметь спланировать маршрут с учетом посещения интересных мест.

Знать основные сведения по истории, культуре села; памятники истории, культуры и природы; музеи.



Определение последовательности изучения вопросов краеведения.

Воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю.

Умение проявлять инициативу по сохранению достопримечательностей родного края.

7

Физическая подготовка

Групповая

+

+

Тренировки

Теоретические занятия


Уметь: выполнять общеразвивающие упражнения, комплексы упражнений.



Знать: значение регулярной общей физической подготовки в укреплении здоровья и подготовке к походам.


Мотивация деятельности, определение целей с учётом конечных результатов.

Сформир-ованность у ребёнка знаний о своих возможностях, в том числе физических.


^ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

для проверки знаний воспитанников после окончания

обучения по программе “Юный турист”


  1. Понятие о туризме. Какие вы знаете виды туризма?

  2. Назовите возможные опасности в походе.

  3. Общие гигиенические требования в походе.

  4. Назовите назначение и состав медицинской походной аптечки.

  5. Правила оказания первой помощи при отравлениях и желудочно-кишечных заболеваниях.

  6. Назовите признаки обморожения и правила оказания доврачебной помощи.

  7. Как избежать ожогов, тепловых и солнечных ударов?

  8. Правила оказания первой помощи при ожогах, тепловом и солнечном ударе.

  9. Первая доврачебная помощь при порезах, ранениях острыми предметами, при появлении гнойных ран.

  10. Как остановить кровотечение из раны?

  11. Назовите признаки ушибов, растяжений и правила оказания первой помощи.

  12. Признаки вывихов, переломов и правила оказания доврачебной помощи. Порядок наложения шин.

  13. Назовите причины возникновения потертостей, наминов, мозолей. Порядок оказания первой помощи.

  14. Назовите способы и правила транспортировки пострадавшего.

  15. Что входит в перечень личного снаряжения? Требования к одежде и обуви.

  16. Перечислите, что входит в групповое снаряжение.

  17. Как правильно уложить вещи в рюкзак и обеспечить его влагонепроницаемость?

  18. Порядок установки палаток различных типов и размещение в них вещей, предохранение палаток от намокания.

  19. Цели походов. Классификация походов по степеням.

  20. Назовите туристские должности в группе. Постоянные и временные должности.

  21. Правильная организация движения группы на маршруте. Режим и темп движения, привалы, питьевой режим.

  22. Выбор места для ночлега (бивуака). Основные требования к месту бивуака.

  23. Дайте общую характеристику к естественных препятствий. Преодоление рек, заболоченных участков.

  24. Требования безопасности: на транспорте, при преодолении препятствий.

  25. Какие вы знаете узлы, применяемые в туризме. Назовите группы по назначению.

  26. Основные типы костров и их назначение. Выбор места для костра.

Меры безопасности при обращении с огнем. Экологические требования.

  1. Что относится к костровым приспособлениям. Варочная посуда. Способы подвески котлов.

  2. Способы сушки личного снаряжения. Уход за снаряжением.

  3. Ремонт снаряжения. Ремонтный набор и что в него входит?

  4. Набор продуктов для приготовления пищи на костре, перекус, упаковка и хранения продуктов.

  5. Как правильно выбрать место забора воды для приготовления пищи. Назовите способы обеззараживания воды.

  6. Понятие о топографической карте, её значение для туристов.

  7. Назовите способы измерения расстояний на карте. Работа с численным и линейным масштабами.

  8. Назовите градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта.

  9. Определение магнитного азимута на местности.

  10. Компас. Типы компасов и их назначение.

  11. Какие вы знаете способы ориентирования на местности?

  12. Назовите виды соревнований по спортивному ориентированию.

  13. Правила поведение в лесу и на водоёмах.

  14. Наблюдения в походе. Признаки изменения погоды.


Список литературы

Васильев И.В.В помощь организаторам инструкторам туризма. М.1991г

Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М.1998г.

Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. Пешеходный туризм. М. 1997г.

Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование. М. 1997г.

Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристических походов. М.1991г.

Рыжавский Г.Я. Бивуаки.М. 1999г.

Скрягин Л.Н. Узлы.М.1995г.

Суханов А.П. Питание и ведение хозяйства в туристическом походе. М. 1995г.

Шимановский В.Ф., Ганопольский В.И. Питание в туристическом путешествии. М.1999г.

Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме. М. 1990г.

Менчуков А.Е. В мире ориентиров. М. 1986г.

Ситников В.П. Основы Безопасности Жизнедеятельности, справочник школьника. М 1997г.



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа утверждена на Педагогическом Совете iconКомплексная программа «здоровье» Утверждена на методическом совете 29. 05. 12 г

Программа утверждена на Педагогическом Совете iconДоклад на педагогическом совете школы

Программа утверждена на Педагогическом Совете iconПоложение об организации индивидуального обучения больных детей на дому Принято на педагогическом

Программа утверждена на Педагогическом Совете iconПрограмма утверждена на заседании кафедры 200 г

Программа утверждена на Педагогическом Совете iconПрограмма дисциплины утверждена советом факультета

Программа утверждена на Педагогическом Совете iconПрограмма дисциплины утверждена советом факультета

Программа утверждена на Педагогическом Совете iconПрограмма дисциплины утверждена советом факультета

Программа утверждена на Педагогическом Совете iconПрограмма по курсу «юридическая психология» Утверждена

Программа утверждена на Педагогическом Совете iconПрограмма дисциплины утверждена советом факультета

Программа утверждена на Педагогическом Совете iconПрограмма дисциплины утверждена советом факультета

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы