|
Скачать 37.78 Kb.
|
Содержание
Планирование места уроков физической культуры в школьном расписании. |
Участник: Лощёнин Сергей Борисович, учитель физической культуры, Каргинская средняя общеобразовательная школа Вешкаймского района Ульяновской области Проблема: Планирование места для уроков физической культуры в школьном расписании. Инициатива: На современном этапе реформирования школы, когда обращается большое внимание на воспитание здорового и социально адаптированного ребенка, роль уроков физической культуры заметно возросла. Чтобы наиболее эффективно развивать физические качества детей и тем более не нанести им вред, нужно найти оптимальное место для уроков физической культуры в школьном расписании. Для решения этой проблемы нужно учитывать множество различных факторов как объективных, так и субъективных. Работая учителем физической культуры на протяжении 15 лет, могу предложить своим коллегам рекомендации по составлению расписания для уроков физической культуры. Статья: ^ Мой урок – главный урок в школе. Так, наверное, может сказать учитель любого предмета и будет по-своему прав. Однако каждый родитель вам скажет: «Был бы ребёнок здоровый – это самое главное». Поэтому роль урока физической культуры просто огромна. Каким бы способным не был ученик в точных или гуманитарных науках, физическое здоровье является базисом, фундаментом для развития любых других способностей. В основном к месту уроков физической культуры в режиме школьного дня относятся свысока: «Сначала разберемся с «главными уроками», а физкультуру, куда – нибудь, вставим». Но если урок математики или истории можно поставить любым по счету, обращая внимание лишь на предшествующие предметы, то с уроками физической культуры ситуация заметно сложнее. Неважно, после какого предмета дети будут заниматься физической культурой, важно найти оптимальное место в расписании в зависимости от других, причин. В большинстве школ нашей страны для составления общешкольного расписания администрация школы чаще всего используют таблицу И.В. Сивкова, где за основу взята бальная система оценки предмета в зависимости от его трудности, учитывают загруженность спортивного зала, занятость кабинетов, индивидуальное расписание учителей. Все вроде бы правильно, все в соответствии с требованиями, однако следует учитывать и другие факторы при составлении расписания по физической культуре, которые лучше всех знает учитель, преподающий этот предмет. Поэтому общешкольное расписание нужно составлять, консультируясь с учителем физической культуры. В этой статье я хочу поделиться своим опытом по составлению расписания по физической культуре, выделив основные особенности, которые необходимо учитывать в обязательном порядке. Первое и, на мой взгляд, самое главное, нужно обратить внимание на очередность питания детей в школьной столовой и не допускать проведения уроков физической культуры сразу после приема пищи (в основном в начальной школе урок физической культуры ставят последним, четвертым, а обедают дети после третьего; в среднем звене – пятым, а обедают после четвертого и т. д., считая уроки физической культуры простыми, не требующими умственного труда). Даже если после обеда большая перемена – пауза недостаточно большая для нормального процесса пищеварения. Во-вторых, нужно учитывать время года и климатические особенности (особенно при занятиях на свежем воздухе), а так же разделы физической культуры. В одном случае целесообразно проводить уроки в первой половине дня, в другом - во второй. Например, при проведении уроков лёгкой атлетики в первой четверти нужно стараться расположить их в расписании так, чтобы исключить первых два урока, так как на улице осенью утром еще прохладно, что может привести к простудным заболеваниям. В четвертой четверти нужно сделать наоборот, так как температура во второй половине дня превышает тридцать градусов, что снижает эффективность занятий, к тому же дети могут получить тепловой или солнечный удар. При планировании проведения уроков по лыжной подготовке нужно учитывать следующие факторы: во-первых, уроки проводить во второй половине дня (особенно в младшем звене), так как температура на улице утром значительно ниже, чем в обед; во-вторых, следует учитывать расстояние до места занятий и, если требуется, запланировать спаренные уроки. Проведение уроков лыжной подготовки во второй половине дня также дает возможность учителю физической культуры более качественно подготовиться к уроку, который будет проведен вместо урока лыжной подготовки, если лыжной подготовкой заниматься нельзя в связи с плохими погодными условиями. Планируя уроки физической культуры по гимнастике, следует использовать блочную систему, например, в первой половине дня проводить уроки в младших классах, а во второй половине дня в старшем звене, или наоборот. Это связано со значительным различием используемого инвентаря и спортивных снарядов, которые требуют длительной переноски и установки. Блочная система составления расписания по физической культуре по разделу гимнастика позволит не снижать моторную плотность урока и более длительное время использовать спортивные снаряды и инвентарь. Если не учитывать изложенные выше факты, можно получить обратный эффект: чем лучше работает учитель физической культуры, тем больше вреда он наносит. Следствием неправильного планирования и неверного места в общешкольном расписании уроков физической культуры могут быть заболевания желудочно-кишечного тракта, простудные заболевания, перегревание организма детей или обморожения, обострения уже существующих заболеваний, спортивные травмы, снижение работоспособности и уровня физического развития, быстрый износ спортивного инвентаря, снижение моторной плотности уроков, сложности в организации уроков. Правильно найденное место для уроков физической культуры в общешкольном расписании позволит более качественно проводить занятия, достичь главной цели современной школы – воспитать здорового, гармонично развитого ребёнка. |