Программа по воспитанию культуры здоровья детей «тропинка к здоровью» icon

Программа по воспитанию культуры здоровья детей «тропинка к здоровью»





Скачать 421.7 Kb.
Название Программа по воспитанию культуры здоровья детей «тропинка к здоровью»
Кирсанова Наталья Владимировна
Дата 24.05.2013
Размер 421.7 Kb.
Тип Пояснительная записка
Государственное казенное образовательное учреждение

для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» города Балашова Саратовской области


Программа по воспитанию культуры здоровья детей


«ТРОПИНКА К ЗДОРОВЬЮ»


Автор: Кирсанова Наталья Владимировна

Должность: воспитатель

Категория: высшая


Пояснительная записка

Наше государство заинтересовано в здоровье нации. При этом, в понятие  «здоровье»  – входит не просто отсутствие болезней, а состояние физического, морального, психического и социального благополучия, включающего такие формы поведения и образа жизни людей, которые позволяют сделать нашу жизнь лучше. Здоровье и образование детей – основа устойчивого развития российского общества и государства.

Согласно ст.51 Федерального Закона РФ “Об образовании”, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

В чреде тех проблем, которые стоят перед детским домом, одной из первостепенных является здоровье наших детей. В детский дом дети, чаще всего, поступают из социально-неблагоприятных условий, и имеют различные проблемы со здоровьем, низкий уровень гигиенических навыков.

При исследовании структуры заболеваемости детей, поступивших в группу- семью № 4 (16 человек) на 2008 -2009 учебный год, ведущее место занимает психоневрологическая патология: церебрастения выявляется в 75% случаев, неврозоподобный синдром (поведенческие нарушения, ночной энурез и тд.) наблюдается у 31% детей. Хронические заболевания ЛОР-органов - 12,5%, терапевтические патологии - 19%, нарушение зрения - 19%, эндокринная система 25%, плоскостопие - 6,3% и т д.). Все дети наблюдаются специалистами и получают необходимое лечение в поликлиниках и стационарах.

Кто будет спорить, что самое дорогое, что есть у человека это его здоровье. Когда этого здоровья нет, тогда все остальное перестает быть у человека приоритетным. Здоровье - это самая дорогая ценность, которая дает нам жизнь. Как быть здоровым, нас нигде не учат. Нам говорят лишь в общем: «Надо правильно питаться!», но как правильно питаться? «Надо заниматься физкультурой!», но как правильно заниматься физическими упражнениями? Как правильно подбирать эти физические упражнения, которые подходят именно тебе? «Надо закаляться!», но как правильно закаляться? Разве не странно, что нас этому не учат. Государственный образовательный стандарт не содержит специальной дисциплины, которая учила бы наших детей быть здоровыми. Поэтому вполне возможно включение определенных вопросов, которые касаются именно воспитания культуры здоровья детей в преподавание базисных учебных дисциплин и досуговых мероприятий.

«Детский дом» г. Балашова Саратовской области ориентирован на создание здоровьесберегающей среды воспитанников, поэтому мною разработана программа формирования здоровьесберегающей среды «Тропинка к здоровью». Данная программа направлена на воспитание культуры здоровья воспитанников, которая включает вопросы, связанные со здоровьем и в питании, и в эстетическом воспитании, и даже в предупреждении проступков.


^ Цель программы:


Создать условия для сохранения и улучшения здоровья детей.


Задачи программы:


- изучить и проанализировать состояние здоровья воспитанников;

- формирование у воспитанников системы знаний и убеждений, обеспечивающих разумное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру;

- формирование у воспитанников гигиенических навыков здорового образа жизни, осознание ценности своего здоровья, профилактика рискованного поведения посредством развития здоровьесберегающей среды в детском доме.


^ Формы реализации:


Просвещение по данной теме - (диагностики, встречи с врачами за круглым столом, лектории, беседы, практикумы, праздники, викторины, походы, акции, проекты, спортивные мероприятия и др.).

^ Взаимодействие воспитателя с медицинскими работниками, психологом детского дома, педагогами специалистами, с инструктором по физической культуре.

Воспитатель, организуя жизнедеятельность детей, с целью повышения культуры воспитанников, сотрудничает с работниками оздоровительных инфраструктур: стадиона «Олимп», тренажерного комплекса «Алмаз», спортивно – игровой площадки «Газпром», спортивной школы, а также с работниками музея, выставочного зала, к/т. «Победа» и других общественных организаций.

^ Предполагаемые   результаты   реализации программы:


Если будет создана система воспитательной работы по формированию ЗОЖ, система работы по половому воспитанию. Будут эффективно организованы профилактические мероприятия по предупреждению вредных привычек, то изменятся у всех участников воспитательного процесса отношения к своему здоровью, выработаются способности противостоять вредным привычкам. Будет сформировано правильное представление о взаимоотношениях полов, ценностях семьи и брака. Увеличится число  воспитанников, занимающихся  в  спортивных  кружках  и  секциях. Сократятся острые респираторные  заболевания, число  рецидивов  хронических  заболеваний, количества  психоэмоциональных  расстройств. Увеличится  число  воспитанников, занимающихся  в  спортивных  кружках  и  секциях.

^ Участники программы: данная программа рассчитана на воспитанников 7 – 18 лет

Программа рассчитана на занятия по 1 часу в неделю в течение календарного года

^ Срок реализации программы: 10 лет

1 этап: подготовительный

- анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отно­шения к вредным привычкам;

- изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедре­ние;

- разработка  и  внедрение  системы  оздоровительных, профилактических  и  коррекционных  мероприятий

^ 2 этап: апробационный

- внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявле­ние наиболее эффективных;

- систематическая   учебно -  воспитательная   работа   по пропаганде здорового образа жизни;

- выполнение оздоровительных мероприятий.

^ 3 этап: заключительный

- сбор и анализ результатов выполнения программы;

-  коррекция деятельности.

Разделы программы:

- место человека в природе и обществе;

- анатомо-физиологические и психологические особенности возрастно-полового развития;

- здоровье и здоровый образ жизни;

- нравственно-этические основы здоровья;

- рациональная организация жизнедеятельности;

- методы оценки и коррекции психофизиологического состояния;

- факторы риска здоровья и профилактика заболеваний;

- основы семейной жизни;

- охрана здоровья в чрезвычайных ситуациях;

- первая (доврачебная) помощь;

- антропологические изменения в природе и их влияние на организм человека.

Практически каждый из предлагаемых разделов программы подходит к различной возрастной категории воспитанника

Младший возраст


^ 1 год обучения

1. Место человека в природе и обществе – 2 часа.

Природа и человек. Мир, окружающий тебя.

Единство живой и неживой природы. Красота живых существ. Место человека в мире природы. Сходство и различие человека и животных. Признаки жизни у растений и животных: движение, питание, дыхание, размножение, выделения и др. Элементарные сведения об эволюции человека.

2. Анатомо-физиологические и психологические особенности возрастно-полового развития – 2 часа.


Части тела и их взаимодействие. Особенности организма первоклассника.

Строение тела человека: скелет, голова, туловище, конечности, кожа. Их назначение. Организм человека как целое и роль нервной системы в их единстве.

Практическое занятие: выявление доминирующей руки.

^ 3. Здоровье и здоровый образ жизни – 9 часов.

Что такое здоровье. Образ жизни и здоровье человека. Понятие о болезни. Понятие о гигиене тела и жилища. Двигательный режим первоклассника. Понятие о рациональном питании. Закаливание.

Что значит быть здоровым. Зачем надо быть здоровым. Почему заболевает человек. Может ли сам человек предупредить болезнь. Зачем нужно питаться. Правила питания. Полезные продукты. Ошибки в питании. Опасность употребления незнакомых веществ. Как надо правильно дышать. Как следует двигаться в течение дня. Как правильно сидеть за столом, стоять, носить тяжести. Гигиена тела, полости рта, сна, рабочего места, зрения, чтения, письма, просмотра телепередач. Закаливание – способ предупреждения простуд.

Освоение практических навыков: как следует сидеть за партой. Как правильно чистить зубы. Что делать, чтобы глаза не устали. Проверим свой ранец. Утренняя зарядка.

4. Нравственно-этические основы здоровья – 2 часа.


Понятия «добро» и «зло». Привычки полезные и вредные.

Уважение к окружающим людям как признак культуры. Правила общения. Понятие о полезных (соблюдение гигиенических норм, выполнение физических упражнений, уважительное отношение к людям и др.) и вредных (малоподвижность, переедание, курение, употребление алкоголя и др.) привычках. Отношение к вредным привычкам в семье.

Освоение практических навыков: как обращаться с товарищами; как избежать ненужных конфликтов.

5. Рациональная организация жизнедеятельности – 2 часа.


Режим дня первоклассника.

Что такое режим и зачем он нужен. Как влияет учебная деятельность на организм первоклассника. Признаки утомления. Для чего нужны перемены в учебных занятиях. Как чередовать учебную нагрузку и отдых. Каким должен быть отдых.

Освоение практических навыков: построение режима на неделю.

6. Методы оценки и коррекции психофизиологического состояния – 1 час.


Настроение и поведение.

От чего зависит настроение. Приятные и неприятные эмоции. Движение и настроение.

7. Факторы риска здоровья и профилактика заболеваний – 6 часов.


Причины заболеваний. Инфекции. Малоподвижность. Стрессы. Неправильное питание. Неправильный режим. Вредные привычки.

Почему мы болеем. Простуды: причины (переохлаждение, слабый иммунитет, несоблюдение гигиенических норм…), профилактика (закаливание, оптимальная температура в помещении, достаточная двигательная активность, рациональное питание) и поведение при начинающейся простуде. Недостаток движения: причины, последствия, как надо двигаться в течение дня. Стрессы: причины, следствия для здоровья, предупреждение и действия при стрессах. Последствия неправильного режима. Влияние вредных привычек на организм.

Освоение практических навыков: точечный массаж по А. Уманской. Как надо питаться при простуде.

8. Основы семейной жизни – 2 часа.


Моя семья. Члены семьи и их роли.

Состав семьи. Любовь и уважение как основа отношений в семье. Родители, бабушки, дедушки, дети, родственники. Связь поколений.

^ 9. Поведение в чрезвычайных ситуациях – 4 часа.

Основы безопасного поведения на улице. Как обратиться за помощью в экстренных случаях. Поведение с незнакомыми людьми. Как вызвать милицию.

Правила поведения на улице. Правила пользования городским и личным транспортом. Общение с незнакомыми людьми. Поведение в подъезде. Если один дома. Поведение при пожаре, прорыве водопровода, отопления, утечке газа и др. Как вызвать пожарных, милицию. Как связаться с родителями.

Освоение практических навыков: как переходить дорогу. Вызываем милицию, пожарную машину, «скорую помощь».

10. Поведение в быту – 3 часа.


Опасности дома и поведение в случае их возникновения. Бытовая травма: ушиб, порез, ожог. Домашняя аптечка. Отношение к лекарствам. Профилактика и самопомощь при бытовых травмах. Как правильно вызвать скорую медицинскую помощь.

Освоение практических навыков: остановим кровотечение. Первая помощь при ожоге.

11. Антропогенные изменения в природе и их влияние на организм человека – 1 час.


Поведение на природе.

Роль природы в обеспечении здоровья человека. Почему и как надо поддерживать чистоту природы.

Требования к уровню подготовленности воспитанников первого года обучения


^ Учащийся должен знать:

  • основные понятия культуры здоровья (здоровый образ жизни, питание, режим, физические упражнения…) и приводить примеры, связанные с ними;

  • значение образа жизни в укреплении здоровья человека;

  • важность физических упражнений для укрепления здоровья;

  • необходимость правильного питания;

  • правила личной гигиены;

  • значение закаливания;

  • правила для пешеходов;

  • как обратиться за помощью, вызвать милицию, «скорую помощь».

Учащийся должен иметь представление:

  • о значении природы для человека;

  • о понятиях «добро» и «зло»;

  • об основных полезных и вредных для здоровья привычках;

  • о семье и ее членах;

  • о распорядке дня;

  • об основах безопасного поведения на улице и правилах дорожного движения;

  • о домашней аптечке;

  • о бытовых травмах и их предупреждении;

  • о правилах содержания рабочего места;

  • о правилах поведения на природе.

Учащийся должен уметь:

  • сохранять правильное положение тела и частей тела при учебной деятельности, при работе и движении;

  • использовать игру как средство организации досуга;

  • выполнять правила личной гигиены и режим дня;

  • вырабатывать позитивный эмоциональный настрой к школьной жизни;

  • соблюдать правила безопасного поведения на улице;

  • вызвать медицинскую помощь и милицию по телефону;

  • поддерживать чистоту учебного места;

  • вести себя на природе.

2 год обучения

1. Место человека в природе и обществе – 3 часа.


Отражение в мифах и сказках красоты живой природы. Происхождение человека. Индивидуальная неповторимость каждого человека. Красота внешняя и внутренняя, духовная. Что значит быть красивым человеком?

2. Анатомо-физиологические и психологические особенности возрастно-полового развития – 4 часа.


Составные части тела (клетки, ткани, органы, позвоночник, мозг). Главные органы: сердце, легкие, органы пищеварения. Их работа. Органы чувств, их значение. Понятие о возрастном развитии. Особенности организма младшего школьника.

Освоение практических навыков: тренируем глаза. Заботимся о здоровье волос.

3. Здоровье и здоровый образ жизни – 8 часов.


Что значит быть здоровым. Понятие о здоровом образе жизни. Активный образ жизни. Подвижные игры, физкультминутки, физкультпаузы. Зачем нужно питаться. Состав пищи. Витамины, их роль в обеспечении здоровья. Сколько надо есть. Как надо жевать. Вода – наш друг. Как надо заботиться о глазах. Чтобы уши слышали. Как ухаживать за зубами, волосами, ногтями. Как ухаживать за руками и ногами. Солнце, воздух и вода – друзья и враги.

Освоение практических навыков: учимся измерять пульс. Как ухаживать за ногтями.

^ 4. Нравственно-этические основы здоровья – 2 часа.

Чувства и культура их выражения: доброта, любовь, милосердие, обида. Причины распространенных конфликтов и их анализ, меры предупреждения. Поведение в общественных местах, в гостях, за столом.

Освоение практических навыков: приветствуем друг друга. Как входить и выходить из помещения.

5. Рациональная организация жизнедеятельности – 2 часа.


Что значит правильный режим дня. Значение и гигиена сна. Сновидения – почему они возникают и что означают. Утренняя зарядка. Как надо готовить домашние задания. Активный и пассивный отдых. Правильно ли мы отдыхаем. Чем заняться после школы, в выходные дни. Сколько, что и как надо смотреть по телевизору. Компьютер в жизни второклассника.

Освоение практических навыков: как правильно выполнять домашние задания.

^ 6. Методы оценки и коррекции психофизиологического состояния – 2 часа.

Проверим свою память. Как тренировать память. От чего зависит настроение и как его улучшить. Наблюдательность, ее тренировка.

Освоение практических навыков: тренируем внимание. Как лучше запомнить учебный материал.

7. Факторы риска здоровья и профилактика заболеваний – 3 часа.


Инфекция, пути ее распространения (через воздух, воду, грязные руки). Простудные и простудно-инфекционные заболевания, меры их предупреждения. Поведение при простуде и при гриппе. Закаливание дома. Как надо одеваться и как вести себя на холодном воздухе. Почему болят зубы. Если дома курят.

Освоение практических навыков: как правильно принимать контрастный душ. Гигиена рук.

8. Основы семейной жизни – 2 часа.


Мальчик и девочка: мы разные и мы одинаковые. Роли мужчины и женщины в семье. Как я появился на свет. Этика отношений между членами семьи.

Освоение практических навыков: этика поведения девочки и мальчика.

9. Поведение в чрезвычайных ситуациях – 3 часа.


Правила обращения с незнакомыми веществами. Опасные вещества дома. Один дома. Поведение при прорыве водопровода, пожаре. В дверь позвонили. Дядя предлагает мороженое. Поведение при пользовании транспортом.

Освоение практических навыков: составим домашнюю аптечку. Как себя вести дома одному.

10. Первая доврачебная помощь – 3 часа.


Первая помощь при ушибах, при попадании инородного предмета в глаз, нос, горло, ухо. Кровотечение из носа. Действия при зубной боли, боли в животе. Поведение при грозе.

Освоение практических навыков: как себя вести при попадании инородных предметов в тело. Как остановить кровотечение.

11. Антропогенные изменения в природе и их влияние на организм человека – 2 часа.


Экология воздуха. Значение зеленых насаждений в жизни человека. Чистый двор. Что делать, если другие люди засоряют окружающую среду.

Требования к уровню подготовленности воспитанников второго года обучения


Учащийся должен знать:

  • элементарные сведения о развитии человека и способах познания мира;

  • части тела и работу органов;

  • роль движения (подвижные игры, физкультминутки, физкультпаузы) в укреплении здоровья;

  • основы личной и общественной гигиены;

  • правила гигиены органов зрения и слуха;

  • правила поведения в общественных местах, в гостях, за столом;

  • роль пищевых составляющих в обеспечении здоровья;

  • рекомендации по предупреждению простуд и инфекций.

Учащийся должен иметь представление:

  • о причинах болезней;

  • о правилах безопасного обращения с незнакомыми веществами;

  • о мерах профилактики школьного травматизма;

  • об основах медицинской помощи;

  • о роли чистого и свежего воздуха для здоровья.

Учащийся должен уметь:

  • использовать подвижные игры, физкультурные паузы в качестве активного отдыха;

  • тщательно пережевывать пищу;

  • правильно вести себя за столом;

  • ухаживать за предметами личного пользования;

  • поддерживать в чистоте руки, уши.

  • выполнять простейшие упражнения для профилактики утомления глаз;

  • соблюдать этику поведения в общественных местах;

  • различать хорошие и плохие эмоции;

  • развивать наблюдательность;

  • проявлять чуткость и заботу о ближних;

  • оказывать посильную помощь товарищам при ушибах;

  • следить за чистотой воздуха в помещении.

3 год обучения

1. Место человека в природе и обществе – 2 часа.


Единство человека и природы. Биологические ритмы.

2. Анатомо-физиологические и психологические особенности возрастно-полового развития – 4 часа.


Организм как единое целое. Скелет, его части. Значение скелета. Значение дыхания. Как дышат животные. Органы дыхания, их роль. Как правильно дышать. Гигиена дыхания. Дыхание во время учебной работы. Как поддерживать здоровый воздух в помещении. Кожа и ее функции. Родимые пятна, родинки и бородавки, почему они возникают и что означают. Органы чувств и их гигиена.

Освоение практических навыков: правильное дыхание. Правильная осанка.

3. Здоровье и здоровый образ жизни – 10 часов.


Что значит быть здоровым. Как измерить свое здоровье. Правила здорового образа жизни. Физические упражнения младшеклассника. Их влияние на развитие организма. Составление комплекса упражнений утренней гимнастики. Основы правильного питания. Сколько и что надо есть в течение дня. Вред переедания. Симптомы простудных и простудно-инфекционных заболеваний. Поведение при ангине и тонзиллите. Роль закаливания, правильного питания, двигательного режима и чистого воздуха в профилактике простуд. Осанка. Как поддерживать правильную осанку. Как одеваться. В здоровом образе жизни нет места алкоголю.

Освоение практических навыков: разработка и освоение комплекса упражнений утренней гимнастики. Определение необходимого суточного набора продуктов питания. Средства предупреждения усталости глаз. Меры и средства ухода за одеждой и обувью. Меры и средства срочной профилактики простуд и инфекций.

4. Нравственно-этические основы здоровья – 2 часа.


Этика поведения и общения с товарищами, взрослыми, пожилыми людьми. Кому нужно помогать. Как относиться к доброму и злому поступку. Щедрость и жадность. Хорошие и дурные манеры. Поведение в общественном месте.

Освоение практических навыков: твоя реакция на добрые и злые поступки. Как правильно общаться с товарищами и взрослыми. Твоя посильная работа в классе и дома.

5. Рациональная организация жизнедеятельности – 3 часа.


Как планировать жизнь на неделю. Как правильно организовать досуг. Роль отдыха и подвижных игр в режиме дня. Как правильно подготовиться ко сну. Какой должна быть постель. Каникулы для здоровья.

Освоение практических навыков: как правильно организовать свое свободное время. Как правильно подготовиться ко сну.

6. Методы оценки и коррекции психофизиологического состояния – 1 час.


Учимся расслабляться. Учимся запоминать. Ведем диалог, а не спор.

Освоение практических навыков: способы расслабления с помощью регуляции дыхания; способы запоминания.

7. Факторы риска здоровья и профилактика заболеваний – 2 часа.


Гигиена зрения. Осваиваем упражнения для профилактики нарушений зрения. Дышим «животом». Гигиена одежды и обуви. Понятие о прививках.

Освоение практических навыков: какой должна быть подсветка рабочего места. Как одеваться по погоде. Если стало зябко.

8. Основы семейной жизни – 2 часа.


Как я появился на свет. Семейные традиции. Кто в семье главный. Мои обязанности в семье. Уважение и забота о близких. Культура общения мальчиков и девочек.

Освоение практических навыков: что значит проявлять заботу о ближних, сопереживать. Твои обязанности в семье.

9. Поведение в чрезвычайных ситуациях – 4 часа.


Правила пользования электронагревательными, газовыми приборами. Профилактика электротравм, отравления газом. В лифте с незнакомыми людьми. Переходим улицу. Отношения с домашними животными – своими и незнакомыми. Поведение школьника у воды и на воде, с животными. Ядовитые растения. Собираем грибы. Как обращаться за помощью к посторонним. Рабочие телефоны родителей. А если заблудился?..

Освоение практических навыков: как правильно пользоваться бытовыми электронагревательными и газовыми приборами. Как безопасно вести себя у воды, на воде, с животными. Как определить сторону света.

10. Первая (доврачебная) помощь – 2 часа.


Если болит живот. Как оказать помощь потерявшему сознание после поражения электротоком. Что делать при укусах насекомых. Ушиб, порез – первая помощь. Если болит голова.

Освоение практических навыков: как оказать помощь, потерявшему сознание. Поведение при боли в животе.

11. Антропогенные изменения в природе и их влияние на организм человека – 2 часа.


Шум и его влияние на здоровье и умственную работоспособность. Экологическое поведение во время отдыха на природе. Правила разжигания костра. Охрана зеленых насаждений.

Освоение практических навыков: что значит поддерживать чистоту окружающей среды во время отдыха на природе.

Требования к подготовке воспитанников третьего года обучения


Учащийся должен знать:

  • значение органов дыхания и кожи;

  • как проводить закаливание водой;

  • признаки здоровья и болезни;

  • правила здорового образа жизни;

  • важность правильной осанки для здоровья;

  • гигиенические основы питания;

  • гигиену зрения;

  • правила ухода за одеждой и обувью;

  • симптомы простудных и инфекционных заболеваний.

Учащийся должен иметь представление:

  • о профилактике простудных заболеваний;

  • об этике поведения и общения с товарищами и взрослыми;

  • о своих обязанностях в классе и дома;

  • об организации режима дня;

  • о правилах безопасного пользования бытовыми приборами;

  • о первой помощи при электротравме, укусах насекомых;

  • о правилах поведения на природе.

Учащийся должен уметь:

  • различать способы дыхания и вырабатывать привычку правильно дышать;

  • поддерживать правильную осанку;

  • делать утреннюю гимнастику;

  • определять необходимый набор продуктов питания;

  • проводить физкультурные разминки;

  • не переедать;

  • предупреждать усталость глаз;

  • ухаживать за одеждой и обувью;

  • применять меры срочной профилактики простуд и инфекций;

  • правильно реагировать на добрые и злые поступки;

  • вежливо общаться с товарищами и взрослыми;

  • выполнять посильную работу в классе и дома;

  • проявлять заботу о ближних, сопереживать;

  • рационально проводить свой досуг;

  • пользоваться бытовыми электронагревательными и газовыми приборами;

  • безопасно вести себя у воды, на воде, с животными;

  • оказывать помощь потерявшему сознание;

  • поддерживать чистоту окружающей среды во время отдыха на природе.

4 – й год обучения

1. Место человека в природе и обществе – 2 часа.


Человек и его возможности. Способность организма к саморегуляции, самовосстановлению и самосовершенствованию.

2. Особенности возрастно-полового развития – 3 часа.


Строение и функции дыхательной системы. Опорно-двигательный аппарат и его значение.

3. Здоровье и здоровый образ жизни – 10 часов.


Факторы, определяющие здоровье. Понятие о физическом здоровье и физическом развитии. Двигательная активность и развитие человека. Физические качества (сила, гибкость, выносливость). Способы их оценки и развития. Роль белков, жиров, углеводов и витаминов для организма. Режим питания. Острота зрения. Профилактика утомления глаз. Гигиенические основы здоровья. Гигиена органов дыхания и голосового аппарата. Почему мы простужаемся. Поведение при простуде и гриппе. Пути повышения сопротивляемости организма. Влияние курения и употребления алкоголя на организм ребенка и взрослого. Закаливание. Предупреждение утомления глаз.

Освоение практических навыков: знакомство с пищевыми веществами, повышающими сопротивляемость организма. Физические упражнения для развития силы, гибкости, выносливости.

4. Нравственно-этические основы здоровья – 2 часа.


Понятие «дружба». Как выбирать друзей.

Освоение практических навыков: приемы оценки взаимоотношений между сверстниками.

5. Рациональная организация жизнедеятельности – 3 часа.


Сон и бодрствование. Сколько нужно спать. Понятие об утомлении и усталости. Причины их появления. Профилактика переутомления.

Освоение практических навыков: приемы диагностики наступающего утомления. Активный отдых для устранения утомления.

6. Методы оценки и коррекции психофизиологического состояния – 2 часа.


Понятие о стрессе и его причинах. Поведение и стресс. Меры предупреждения стресса.

Освоение практических навыков: самооценка психического состояния.

7. Факторы риска здоровья: профилактика заболеваний – 4 часа.


Влияние освещенности и характеристик воздуха в помещении на производительность труда и учебу. Профилактика простуд. Гигиена органов дыхания и голосового аппарата. Профилактика плоскостопия.

Освоение практических навыков: оценка влияния различного типа обуви на нарушение свода стопы. Упражнения для укрепления мышц свода стопы.

8. Основы семейной жизни – 2 часа.


Функции семьи (мои роли в семье).

9. Поведение в чрезвычайных ситуациях – нет.

10. Первая (доврачебная) помощь – 4 часа.


Вызов «скорой помощи». Принципы оказания первой медицинской помощи. Понятия о травме. Раны. Обработка ран. Временная остановка кровотечения.

Освоение практических навыков: как вызывать «скорую помощь». Методы обработки ран и остановки кровотечения.

11. Антропологические изменения в природе и их влияние на организм – 2 часа.


Экология жилого и общественного помещения.

Требования к подготовке воспитанников четвертого года обучения


Учащийся должен знать:

  • потенциальные возможности организма человека;

  • строение и функции дыхательной системы;

  • значение опорно-двигательного аппарата;

  • причины простуд;

  • упражнения, предотвращающие утомление глаз;

  • гигиену органов дыхания и голосового аппарата;

  • значение сна для здоровья и его оптимальная продолжительность.

Учащийся должен иметь представление:

  • о сущности понятий «физическое здоровье» и «физическое развитие»;

  • о способах оценки и развития силы, гибкости, выносливости;

  • о деформациях свода стопы и мерах профилактики плоскостопия;

  • об основных компонентах пищи (белки, жиры, углеводы и витамины) и их роли для организма;

  • о значении режима питания для правильной работы пищеварительной системы;

  • о личной гигиене;

  • о способах повышения сопротивляемости организма простудам;

  • о влиянии вредных привычек (курение, употребление алкоголя) на организм ребенка и взрослого;

  • о правилах знакомства и поддержания дружбы;

  • о влиянии освещенности и температуры воздуха в помещении на производительность труда и учебы;

  • об обязанностях членов семьи и своей роли в ней;

  • о принципах оказания первой медицинской помощи;

  • о значении чистоты в помещении и правилах ее поддержания.

Учащийся должен уметь:

  • использовать физические упражнения для развития силы, гибкости, выносливости и укрепления мышц свода стопы;

  • предупреждать утомление глаз;

  • применять закаливающие средства;

  • повышать сопротивляемость организма;

  • приобретать друзей;

  • распознавать утомление организма и предупреждать переутомление;

  • вызывать «скорую помощь»;

  • обрабатывать раны и останавливать кровотечение.

5 год обучения

1. Место человека в природе и обществе.

2. Анатомо-физиологические и психологические особенности возрастно-полового развития – 5 часов.


Анатомо-физиологические особенности развития подростков. Половое созревание. Железы внутренней секреции. Строение и функции мочеполовой системы. Психология подростка.

3. Здоровье и здоровый образ жизни – 9 часов.


Развитие силы мышц спины и брюшного пресса. Упражнения для коррекции веса тела. Самоконтроль при занятиях физкультурой. Физическая культура во время менструаций. Основы правильного питания. Эволюционные предпосылки. Значение для организма минеральных веществ, микроэлементов, воды. Гигиена пищеварительной системы. Понятие об иммунитете. Виды иммунитета. Тренировка иммунитета. Основы личной гигиены подростка. Почему человек поддается влиянию вредных пристрастий. Виды эмоций. Основы регуляции эмоционального состояния.

Освоение практических навыков: приемы рационального питания. Умение отказать, когда пытаются приобщить к вредным привычкам. Знакомство с упражнениями для развития силы мышечного корсета и коррекции веса тела. Освоение приемов оценки реакции организма на физическую нагрузку.

4. Нравственно-этические основы здоровья – 2 часа.


Общение родителей и детей как психологическая проблема. Основы бесконфликтного общения.

Освоение практических навыков: как реагировать на замечания родителей.

5. Рациональная организация жизнедеятельности – 3 часа.


Понятие о здоровом режиме. Чередование работы и отдыха. Понятие о нагрузке и отдыхе. Активный и пассивный отдых.

Освоение практических навыков: разработка режима учебы и отдыха на один день и неделю.

6. Методы оценки и коррекции психофизиологического состояния – 3 часа.


Понятие о психическом и физическом здоровье. Что происходит в организме при психических напряжениях. Причины нарушений психофизического состояния в школе и в детском доме.

Освоение практических навыков: простейшие приемы регуляции эмоциональных состояний.

7. Факторы риска здоровья и профилактика заболеваний – 2 часа.


Простудно-инфекционные заболевания и поведение при них.

Освоение практических навыков: простейшие приемы профилактики простудных заболеваний. Поведение при простудных и инфекционных заболеваниях.

8. Основы семейной жизни – 1 час.


Роль каждого из членов семьи в формировании и сохранении здоровья.

9. Поведение в чрезвычайных ситуациях – 2 часа.


Понятие об экстремальных ситуациях (пожар, авария, землетрясение, наводнение). Правильное поведение школьника в таких ситуациях.

Освоение практических навыков:

Действия при пожаре и отключении электроэнергии в доме.

10. Первая (доврачебная) помощь – 5 часов.


Виды травм. Реакция организма на травму. Первая помощь при ушибах, растяжениях, разрывах. Транспортировка пострадавшего. Первая помощь при укусах животных и змей.

Освоение практических навыков: оказание первой помощи при травмах, укусах животных и змей.

11. Антропологические изменения в природе и их влияние на организм человека – 2 часа.


^ Источники загрязнения окружающей среды. Их влияние на человека.

Требования к подготовке воспитанников пятого года обучения


Учащийся должен знать:

  • особенности развития организма в период полового созревания;

  • строение и функции мочеполовой системы;

  • как мышцы спины и брюшного пресса поддерживают правильную осанку и работу внутренних органов;

  • способы самоконтроля при занятиях физкультурой;

  • основы правильного питания;

  • значение минеральных веществ, микроэлементов, воды для существования организма;

  • основы профилактики заболеваний пищеварительной системы;

  • меры профилактики простудно-инфекционных заболеваний.

Учащийся должен иметь представление:

  • о психологических особенностях подростков;

  • о видах иммунитета и его тренировке;

  • о причинах пристрастий человека к вредным привычкам;

  • о правилах личной гигиены подростка;

  • о способах регуляции эмоционального состояния;

  • об основах бесконфликтного общения cо сверстниками и взрослыми;

  • о здоровом режиме жизнедеятельности;

  • о комплексе физических упражнений для коррекции фигуры и нормализации веса тела;

  • о роли каждого из членов семьи в формировании и сохранении здоровья;

  • об экстремальных ситуациях и способах реагирования на них;

  • об оказании первой помощи при ушибах, растяжениях, укусах животных и змей;

  • о влиянии загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Учащийся должен уметь:

  • делать упражнения для развития мышечного корсета и следить за весом тела;

  • определять реакцию организма на физическую нагрузку;

  • правильно питаться;

  • выражать свое отношение к проблеме курения и употребления алкоголя;

  • использовать простейшие приемы регуляции эмоционального состояния;

  • планировать организацию работы и отдыха на один день и неделю;

  • оказывать медицинскую помощь при травмах, укусах животных и змей.

6 год обучения

1. Место человека в природе и обществе – 2 часа.


Биологическое и социальное в человеке. Их взаимосвязь.

2. Анатомо-физиологические и психологические особенности возрастно-полового развития – 4 часа.


Понятие о половой дифференциации. Система кровообращения. Ее строение и функции. Особен¬ности функционирования сердечно-сосудистой системы в подростковом возрасте. Психологические различия полов.

3. Здоровье и здоровый образ жизни – 9 часов.


Компоненты здорового образа жизни. Стратегия жизни и уровень здоровья. Двигательная активность и здоровье человека. Гиподинамия, ее влияние на функциональные системы организма. Понятие о сбалансированном питании. Особенности питания при занятиях физической культурой, спортом и избыточном весе. Меры предупреждения простуды. Закаливание. Возрастные особенности предрасположенности к вредным привычкам. Влияние алкоголя на организм человека. Алкогольная зависимость.

Освоение практических навыков: умение оценить положительные и отрицательные моменты своего образа жизни. Умение оценить влияние различных средств физической культуры на организм. Выполнение физических упражнений, повышающих функциональные возможности сердца.

4. Нравственно-этические основы здоровья – 1 час.


Особенности проявления чувств и эмоций у подростков.

5. Рациональная организация жизнедеятельности – 2 часа.


Понятие о работоспособности. Умственная и физическая работоспособность. Колебания работоспособности.

Освоение практических навыков: разработка графика изменений умственной работоспособности в течение рабочего дня и недели.

6. Методы оценки и коррекции психофизиологического состояния – 2 часа.


Темперамент и характер. Учет своего темперамента в обучении.

Освоение практических навыков: оценка типа высшей нервной деятельности.

7. Факторы риска здоровья, профилактика заболеваний – 4 часа.


Дыхательная гимнастика по методике К.Бутейко. Профилактика плоскостопия. Профилактика заболеваний мочеполовой системы.

Личная гигиена подростка.

Освоение практических навыков: тренировка свода стопы для предотвращения плоскостопия. Использование средств личной гигиены.

8. Основы семейной жизни – 2 часа.


Биологическое и социальное предназначение полов. Любовь как социальное явление.

9. Поведение в чрезвычайных ситуациях – 2 часа.


Экстремальные ситуации в природных и городских условиях. Действия школьника при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях. Средства индивидуальной защиты.

10. Первая (доврачебная) помощь – 4 часа.


Первая помощь при вывихах и переломах. Ожоги. Ожоговый шок. Первая помощь при ожогах. Транспортировка пострадавшего. Лечение. Искусственное дыхание.

Освоение практических навыков: методы и средства оказания первой помощи при вывихах, переломах, ожогах. Приемы искусственного дыхания.

11. Антропогенные изменения в природе и их влияние на организм человека – 2 часа.


Источники загрязнения воды, воздушной среды. Влияние антропогенных изменений на здоровье человека.

Требования к уровню подготовки воспитанников шестого года обучения


Учащийся должен знать:

  • значение и взаимосвязь биологического и социального проявлений в человеке;

  • строение и функции системы кровообращения;

  • особенности функционирования сердечно-сосудистой системы в подростковом возрасте;

  • основные компоненты здорового образа жизни;

  • значение двигательной активности для здоровья человека;

  • последствия гиподинамии;

  • меры профилактики плоскостопия;

  • основы профилактики заболеваний мочеполовой системы;

  • способы оказания первой помощи при вывихах, переломах и ожогах.

Учащийся должен иметь представление:

  • о половой дифференциации;

  • о сбалансированном питании;

  • о влиянии алкоголя на организм человека;

  • об умственной и физической работоспособности и ее колебаниях;

  • об упражнениях, тренирующих системы кровообращения и дыхания;

  • о системе дыхательной гимнастики по методике К.Бутейко;

  • об особенностях питания для людей, ведущих активный образ жизни, и для людей, имеющих избыточный вес;

  • о биосоциальном предназначении полов;

  • о типах темперамента человека;

  • об экстремальных ситуациях в природных и городских условиях, средствах индивидуальной защиты;

  • о технике выполнения искусственного дыхания;

  • о влиянии загрязнения воды и воздуха на здоровье человека.

Учащийся должен уметь:

  • обосновывать зависимость уровня здоровья человека от его жизненных ориентаций;

  • выявлять положительные и отрицательные черты своего образа жизни;

  • приводить примеры, подтверждающие благотворное влияние физической активности на здо¬ровье человека;

  • повышать производительность работы сердца;

  • предотвращать развитие плоскостопия;

  • определять индивидуальные типологические особенности высшей нервной деятельности, тип темперамента;

  • использовать средства личной гигиены;

  • оказывать помощь пострадавшему при вывихах, переломах, ожогах;

  • выполнять искусственное дыхание.

7 год обучения

1. Место человека в природе и обществе – 1 час.


Человек и Вселенная – единый живой организм.

2. Анатомо-физиологические и психологические особенности возрастно-полового развития – 1 час.


Понятие о «паспортном» и «биологическом» возрасте.

3. Здоровье и здоровый образ жизни – 10 часов.


Дыхательная гимнастика. Методика А.Стрельниковой. Упражнения для развития подвижности суставов. Типы питания (рациональное, лечебное, диетическое). Сочетание пищевых продуктов. Питание по Н.Семеновой. Факторы, подавляющие иммунитет. Термостабильность и терморегуляция. Факторы, нарушающие терморегуляцию. Понятие об «аэробных» и «анаэробных» упражнениях. Специфика их использования в физическом воспитании. Особенности упражнений с отягощением. Методы оценки состояния позвоночника, выявление дефектов. Корригирующие упражнения для позвоночника. Социально-педагогические предпосылки распространения кожно-венерических заболеваний. Виды венерических заболеваний, их влияние на организм.

Освоение практических навыков: дыхательная гимнастика А.Стрельниковой. Аэробные и анаэробные упражнения. Корригирующие упражнения для профилактики нарушений осанки. Умение сочетать пищевые продукты в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями организма. Поведение при начале простудных заболеваний.

4. Нравственно-этические основы здоровья – 1 час.


Этика поведения и общения между людьми. Психология отношений взрослых и детей.

5. Рациональная организация режима жизни – 2 часа.


Понятие о биоритмах, их учет в повседневной жизни.

Освоение практических навыков: планирование индивидуального режима жизни в соответствии с собственными биоритмологическими особенностями.

6. Методы оценки и коррекции психофизиологического состояния – 4 часа.


Понятие о стрессе. Обучение и стресс. Основы профилактики психоэмоциональных нарушений. Внимание и память. Их тренировка.

Освоение практических навыков: знакомство с упражнениями по коррекции повышенного и пониженного психоэмоционального состояния. Овладение приемами тренировки внимания и памяти.

7. Факторы риска здоровья и профилактика заболеваний – 6 часов.


Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы (вегетососудистой дистонии, гипотонии, гипертонии и др.). Профилактика простудных заболеваний и действия при начинающейся простуде. Природные и синтетические лекарственные средства и механизмы их действия на организм. Токсиче¬ские вещества и их влияние на здоровье. Системы закаливания (Б.Толкачев, П.Иванов).

8. Основы семейной жизни – 2 часа.


Психофизиологические особенности полов. Психология дружбы и любви. Особенности межличностных взаимоотношений в семье.

9. Охрана жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях – 2 часа.


Опасные и криминальные ситуации. Их предвидение и распознавание. Выбор средств самозащиты. Защита прав человека.

Освоение практических навыков: анализ опасных и криминальных ситуаций и оценка способов поведения и средств самозащиты при них.

10. Первая (доврачебная) помощь – 3 часа.


Травматический шок. Непрямой массаж сердца. Обморожения. Первая помощь при них.

Освоение практических навыков: приемы выполнения непрямого массажа сердца. Оказание первой помощи при обморожениях.

11. Антропогенные изменения в природе и их влияние на организм человека – 2 часа.


Качество воды, пищи, воздушной среды. Их влияние на здоровье.

Освоение практических навыков: знакомство с простейшими методами оценки качества пищевых продуктов при их покупке.

Требования к подготовке воспитанников седьмого года обучения


^ Учащийся должен знать:

  • особенности типов питания и их значение для организма;

  • значение аэробных и анаэробных упражнений для физического совершенствования и профилактики заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

  • как предупредить нарушение осанки;

  • комплекс упражнений для развития подвижности суставов;

  • меры профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы;

  • меры профилактики простудных заболеваний и действия при начинающейся простуде;

  • основы дыхательной гимнастики А. Стрельниковой.

Учащийся должен иметь представление:

  • о природе мироздания;

  • о паспортном и биологическом возрастах и взаимосвязи последнего с образом жизни человека;

  • о правильном сочетании пищевых продуктов;

  • о факторах, подавляющих иммунитет;

  • о видах венерических заболеваний;

  • о системах закаливания организма по Б. Толкачеву и П. Иванову;

  • об основах гармоничных отношений в семье;

  • о влиянии природных и синтетических лекарственных средств и токсических веществ на организм;

  • о психофизиологических особенностях полов;

  • о нравственно-этической стороне взаимоотношений между полами;

  • о биоритмах и планировании на их основе здоровой жизнедеятельности;

  • о закономерностях проявления опасных и криминальных ситуаций и способах самозащиты при них;

  • о непрямом массаже сердца;

  • об обморожениях и первой помощи при них;

  • о влиянии качества воды, пищи, воздуха на здоровье человека.

Учащийся должен уметь:

  • обосновать значимость аэробных и анаэробных упражнений;

  • использовать корригирующие упражнения для профилактики нарушения осанки;

  • обосновать выбор типа питания и давать индивидуальные рекомендации по правильному сочетанию пищевых продуктов;

  • предотвращать появление простудных заболеваний и правильно действовать в начале простудных заболеваний;

  • выполнять упражнения по коррекции психоэмоционального состояния;

  • развивать внимание и память;

  • планировать построение индивидуального режима жизни в соответствии с биоритмологическими процессами;

  • предвидеть опасные и криминальные ситуации и выбирать способы поведения и средства самозащиты в таких ситуациях;

  • выполнять непрямой массаж сердца;

  • оказывать первую (доврачебную) помощь при обморожениях.

8- год обучения

1. Место человека в природе и в обществе – 1 час.


Человек в системе социальных отношений.

2. Анатомо-физиологические и психологические особенности возрастно-полового развития – 2 часа.

Психофизиологические особенности юноши и девушки. Функциональные нарушения.

3. Здоровье и здоровый образ жизни – 11 часов.


Значение физических упражнений для организма юноши и девушки. Рациональный двигательный режим учащихся. Гигиенические основы питания. Питание по Г.Шаталовой, П.Брэггу. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Понятие об очистке организма. Простудно-инфекционные заболевания: грипп, ангина, ОРВИ. Профилактика и функциональное лечение. Значение бани для здоровья. Основы фитотерапии. Социально-педагогические предпосылки формирования вредных привычек. Предрасположенность к вредным привычкам. Курение и его влияние на здоровье. Преодоление никотиновой зависимости. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Основы контрацепции. Психическое развитие и психическое здоровье. Регуляция психического состояния (точечный массаж, контроль дыхания). Влияние цвета и музыки на эмоциональную сферу.

Освоение практических приемов: методы использования природных средств для предупреждения развития простудно-инфекционных заболеваний. Формирование психологической устойчивости к курению. Выбор физических упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями человека. Воспитание выносливости и ловкости. Организация здорового питания.

4. Нравственно-этические основы здоровья – 1 час.


Эмоциональная нестабильность. Психологические и социальные конфликты в юношеском возрасте. Их преодоление.

5. Рациональная организация режима жизни – 2 часа.


Организация активного оздоровительного отдыха. Профилактика переутомления.

Освоение практических приемов:

Анализ средств и методов оздоровительного отдыха.

Предупреждение умственного и физического утомления.

6. Методы оценки и коррекции психофизиологического состояния – 4 часа.


Гармоничность физического развития. Многофункциональные типы конституции. Определение конституциональных особенностей человека. Упражнения для воспитания выносливости и ловкости. Самопознание. Личностная самооценка.

Освоение практических приемов:

Оценка индивидуального типа конституции и степени гармоничности физического развития.

Дыхательные упражнения для коррекции психического состояния.

7. Факторы риска здоровья и профилактика заболеваний – 6 часов.


Понятие о «факторах риска» здоровья. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата. Остеохондроз, радикулит. Профилактика заболеваний суставов (артриты, артрозы). Кожные заразные заболевания (чесотка, педикулез, лишаи, грибковые заболевания и пр.) и их профилактика. Болезни, передающиеся половым путем.

Освоение практических приемов: как вести себя при возникновении заболеваний кожи.

8. Основы семейной жизни – 2 часа.


Культура и гармония семейных отношений. Психологические проблемы отношений в семье. Их преодоление.

9. Поведение в чрезвычайных ситуациях – 2 часа.


Антропогенные экстремальные ситуации. Предвидение экстремальных ситуаций. Поведение человека при аварии, пожаре…

Освоение практических приемов: анализ экстремальных ситуаций на воде и поведение при них.

10. Первая (доврачебная) помощь – 2 часа.


Пищевые отравления. Оказание первой помощи при них. Первая помощь при солнечном и тепловом ударах.

Освоение практических приемов: первая помощь при отравлениях, солнечном и тепловом ударах.

11. Антропогенные изменения в природе и их влияние на организм человека – 2 часа.


Климатические условия и здоровье. Возможности адаптации организма к изменяющимся природным факторам.

Требования к подготовке воспитанников восьмого года обучения


^ Учащийся должен знать:

  • о влиянии социума на социализацию человека и развитие цивилизации;

  • психофизиологические особенности развития мужского и женского организма, возможные функциональные нарушения, связанные с этими особенностями;

  • основы рационального двигательного режима учащихся и его влияние на организм юноши и девушки;

  • морфофункциональные особенности типов конституции человека;

  • системы питания по Г. Шаталовой и П. Брэггу;

  • основные нарушения в режиме питания;

  • основы профилактики и функционального лечения гриппа, ангины, ОРВИ;

  • какие факторы отрицательно влияют на здоровье человека;

  • показатели гармоничного физического развития.

Учащийся должен иметь представление:

  • об основах профилактики желудочно-кишечных заболеваний;

  • о путях очистки организма;

  • о значении бани и фитотерапии для организма;

  • о влиянии курения на организм и преодолении пристрастия к нему;

  • о способах регуляции психического состояния;

  • о видах кожных заболеваний и их профилактике;

  • о ВИЧ-инфекциях и СПИДе;

  • об упражнениях для воспитания выносливости и ловкости;

  • о профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, радикулит) и заболеваний суставов (артриты, артрозы);

  • о гармоничных семейных отношениях и причинах конфликтов в семье;

  • о значении оздоровительного отдыха;

  • о разновидностях экстремальных ситуаций и о поведении человека во время аварии, пожара и пр.;

  • о мерах оказания первой помощи при пищевых отравлениях, солнечном и тепловом ударах;

  • о влиянии климатических условий на здоровье и о климатической адаптации человека.

Учащийся должен уметь:

  • обосновывать влияние физических упражнений на организм индивида;

  • использовать физические упражнения для развития выносливости и ловкости;

  • придерживаться гигиенических требований к питанию;

  • предупреждать развитие простудно-инфекционных заболеваний;

  • формировать психологическую устойчивость к курению;

  • использовать способы психической саморегуляции;

  • изучать особенности своей психики;

  • предупреждать появление умственного и физического переутомления;

  • оценивать индивидуальный тип конституции и степень гармоничности физического развития человека;

  • предвидеть экстремальные ситуации и уметь адекватно на них реагировать;

  • оказывать медицинскую помощь при отравлении, солнечном и тепловом ударах.

9 год обучения

1. Место человека в природе и обществе – 1 час.


Современные тенденции ухудшения здоровья населения.

2. Анатомо-физиологические и психологические особенности возрастно-полового развития – 3 часа.


Основные закономерности возрастного развития человека. Особенности организма девушки и юноши. Типологические особенности высшей нервной деятельности. Учет типа темперамента при выборе профессии.

3. Здоровье и здоровый образ жизни – 14 часов.


Понятие о физическом, психическом и социальном здоровье. Принципы здорового образа жизни. Выбор средств физического воспитания. Контроль при занятиях физическими упражнениями. Физическая культура в период беременности и после родов. Оздоровительная физическая тренировка. Системы тренировок по Н. Амосову и П. Брэггу. Оценка уровня физического здоровья (методики В.Белова, Г.Апанасенко). Определение желательного веса. Индивидуальная программа оздоровления. Особенности питания школьников. Традиции в питании. Типы питания (вегетарианство, сыроедение, раздельное и смешанное питание). Составление меню. Культура питания. Избыточное и недостаточное питание. Влияние наркотиков на здоровье человека. Наркотическая зависимость. Профилактика наркомании. Мотивационная сфера. Потребности человека и его здоровье.

Освоение практических навыков: планирование двигательных нагрузок в соответствии с индивидуальными особенностями человека. Приемы самоконтроля за состоянием организма при занятиях физической культурой. Методы оценки уровня физического здоровья. Методы расчета оптимального веса при существующем росте. Разработка суточного меню.

4. Нравственно-этические основы здоровья – 1 час.


Основы личностного и нравственного здоровья.

5. Рациональная организация режима жизни – 1 час.


Формы и методы организации оздоровительной работы.

Освоение практических навыков: разработка индивидуальной оздоровительной программы.

6. Методы оценки и коррекции психофизиологического состояния – 4 часа.


Понятие о межполушарной асимметрии мозга и ее значении в образе жизни и в обучении. Методы психорегуляции (релаксация, концентрация внимания).

Освоение практических навыков: методы определения доминирующего полушария. Особенности обучения с точки зрения доминирующего полушария мозга. Основы аутогенной тренировки.

7. Факторы риска здоровья и профилактика заболеваний – 2 часа.


Средства профилактики простудных и инфекционных заболеваний и методы их устранения.

Освоение практических навыков: средства профилактики простудных заболеваний.

8. Основы семейной жизни – 3 часа.


Планирование семьи. Подготовка к зачатию. Беременность и здоровье. Наследственные и врожденные заболевания.

9. Поведение в чрезвычайных ситуациях – 2 часа.


Возможности организма человека и его способность к существованию в ситуациях, опасных для здоровья (ранение, боль, голод, жажда, истощение и другие).

10. Первая (доврачебная) помощь – 2 часа.


Принципы реанимации. Правила пользования индивидуальными пакетами первой помощи. Первая помощь при утоплении.

Освоение практических навыков: знакомство с индивидуальным пакетом первой помощи. Приемы первой помощи утопающему.

11. Антропогенные изменения в природе и их влияние на организм человека – 1 час.


Экологическая напряженность и генофонд.

Требования к подготовке воспитанников девятого года обучения


Учащийся должен знать:

  • причины ухудшения здоровья населения в современных условиях жизни;

  • закономерности возрастного развития человека;

  • типологические различия высшей нервной деятельности человека;

  • влияние каждого из компонентов физического, психического и социального здоровья на целостное состояние организма;

  • принципы здорового образа жизни;

  • выбор средств физического воспитания применительно к индивидуальным психофизиологическим особенностям;

  • систему контроля при занятиях физическими упражнениями;

  • систему тренировок по Н.Амосову и П.Брэггу;

  • дифференциацию типов питания и их значение для здоровья;

  • методы и средства профилактики простудных и простудно-инфекционных заболеваний.

Учащийся должен иметь представление:

  • об особенностях организма девушки и юноши;

  • о физической культуре в период беременности и после родов;

  • о культуре питания;

  • о влиянии наркотиков на здоровье человека и о способах предотвращения наркомании;

  • о методах психорегуляции (релаксация, концентрация внимания);

  • о методиках оценки физического здоровья;

  • о способах определения нормальной массы тела;

  • об организации оздоровительной работы;

  • о подготовке родителей к зачатию и формировании здоровья ребенка до его рождения;

  • о наследственных и врожденных заболеваниях;

  • о способностях человека к существованию в ситуациях, опасных для здоровья;

  • о принципах реанимации;

  • об основах медицинской помощи утопающему;

  • о влиянии экологического загрязнения на здоровье людей.

Учащийся должен уметь:

  • планировать тренировочный процесс в соответствии со своими психофизиологическими особенностями;

  • осуществлять контроль за состоянием своего здоровья при занятиях физической культурой;

  • составлять меню;

  • применять методы психологической разгрузки;

  • рассчитывать оптимальный для себя вес;

  • определять индивидуальную межполушарную асимметрию;

  • оценивать уровень физического здоровья;

  • способы устранения простудных заболеваний;

  • пользоваться индивидуальными пакетами первой медицинской помощи;

  • оказывать помощь утопающему.

10 год обучения

1. Место человека в природе и обществе – 2 часа.


Уровень и качество жизни. Культура человека и его здоровье. Проблема ценности здоровья.

2. Анатомо-физиологические и психологические особенности возрастно-полового развития – 1 час.


Анатомо-физиологические и психологические особенности юношеского возраста. Здоровье и гигиена девушки и юноши.

Освоение практических навыков: приемы ухода за телом, одеждой, обувью, жилищем.

3. Здоровье и здоровый образ жизни – 11 часов.


Здоровье и резервы организма. Критерии здоровья. Индивидуальная норма. Стратегия, тактика, индивидуальная программа здоровья. Здоровье человека на разных возрастных этапах. Способы очистки организма. Оздоровительное голодание. Вредные привычки (курение, употребление алкоголя и наркотиков), их последствия и влияние на потомство. Роль здорового образа жизни в преодолении вредных пристрастий. Основы психического здоровья. Эмоциональная устойчивость.

Освоение практических навыков: противодействие влиянию пагубных пристрастий. Формы и методы преодоления вредных привычек. Оценка состояния сердечно - сосудистой, дыхательной систем и психологической сферы человека. Пути разработки индивидуальных оздоровительных программ.

4. Нравственно-этические основы здоровья – 3 часа.


Проблема ценности здоровья. Человек как личность и индивидуальность. Уважение и терпимость к чужому мнению как норма поведения цивилизованного человека.

5. Рациональная организация жизнедеятельности – 2 часа.


Основы планирования и рациональный режим дня, недели, месяца и года.

Освоение практических навыков: приемы стратегического и тактического планирования своего режима.

6. Методы оценки и коррекции психофизиологического состояния - 3 часа.


Роль питания в обеспечении психического здоровья. Методы психорегуляции: аутотренинг, самовнушение и др. Профилактика нервно-психических расстройств.

Освоение практических навыков: приемы укрепления психического здоровья через самовнушение.

7. Факторы риска здоровья и профилактика заболеваний – 2 часа.


Средства и методы стимуляции иммунитета и предупреждения простуд.

Освоение практических навыков: приемы точечного массажа для стимуляции иммунитета.

8. Основы семейной жизни – 4 часа.


Гармония семейных отношений. Основы счастливой семейной жизни. Подготовка к родам. Понятие о родовспоможении. Воспитание здорового ребенка.

Образ жизни юноши и девушки, который позволит им родить и воспитать здорового ребенка.

9. Поведение в чрезвычайных ситуациях – 2 часа.


Опасные и чрезвычайные ситуации, имеющие последствия для здоровья человека (аварии, криминальные ситуации, экологические катастрофы и пр.), их распознавание. Выбор средств и способов самозащиты.


Освоение практических навыков: анализ путей предвидения опасных и чрезвычайных ситуаций в условиях массового скопления людей и выбор средств самозащиты при них.

10. Первая (доврачебная) помощь – 2 часа.


Первая помощь при обширных повреждениях (грудной клетки, туловища, головы и др.). Транспортировка пострадавшего.

Освоение практических навыков: приемы оказания доврачебной помощи человеку при обширных повреждениях. Приемы транспортировки раненого человека.

11. Антропогенные изменения в природе и их влияние на организм человека – 2 часа.


Роль энергообмена организма с окружающей средой в условиях экологического загрязнения. Проблема экологической адаптации человека.

Освоение практических навыков: анализ средств и методов повышения устойчивости организма к неблагоприятным экологическим условиям.

^ Требования к подготовке десятого года обучения

Учащийся должен знать:

  • взаимосвязь «качества жизни» и уровня здоровья человека;

  • критерии оценки физического, психического, нравственного здоровья;

  • понятие индивидуальной нормы;

  • принципы разработки индивидуальной программы оздоровления;

  • последствия вредных для здоровья пристрастий;

  • способы коррекции функциональных нарушений правильным питанием;

  • основы психического здоровья и регуляции психического состояния;

  • способы преодоления вредных привычек;

  • методы стимуляции иммунитета и предупреждения простуды;

  • правила оказания первой помощи при обширных повреждениях частей тела и ранениях.

Учащийся должен иметь представление:

  • о возрастных психофизиологических изменениях в состоянии здоровья человека;

  • о способах и системах очистки организма;

  • о значении индивидуальных особенностей человека для профессионального самоопределения;

  • об основах планирования жизни на различные временные периоды;

  • о правилах формирования гармоничных семейных отношений;

  • о разновидностях опасных для здоровья человека ситуаций, их распознавании и особенностях самозащиты во время них;

  • об адаптационных возможностях организма в ситуации экологического неблагополучия.

Учащийся должен уметь:

  • оценивать функциональное состояние сердечно-сосудистой, дыхательной систем и психологической сферы человека;

  • составлять для себя оздоровительную программу;

  • определять целесообразность использования некоторых режимов питания и способов очистки организма для профилактики болезней;

  • противодействовать влиянию пагубных пристрастий со стороны социального окружения;

  • применять методы укрепления психического здоровья и психорегуляции;

  • планировать свою жизнь;

  • предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и определять выбор средств самозащиты при них;

  • оказывать доврачебную помощь человеку при обширных повреждениях и обеспечить его своевременную транспортировку;

  • использовать способы, повышающие устойчивость организма к неблагоприятным экологическим условиям.



^ Список использованной литературы:


1. Вайнер Э. Н., профессор, проректор Государственного педагогического университета, г. Липецк. Лекция «Программа здоровьесберегающей деятельности в школе» / Компакт СD – диск / Издательский дом «Первое сентября» 2009 г.

2.Вайнер Э. Н., профессор, проректор Государственного педагогического университета, г. Липецк. Возможности воспитания культуры здоровья
в общеобразовательной школе / Интернет ресурсы zdd.1september.ru/2006/13/1.htm

3. Ле-ван Т. Н., ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании МГПИ. «Мастер – класс «Реклама и здоровье» / Компакт СD – диск / Издательский дом «Первое сентября» 2009 г.

4. Науменко, Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективнг.ости М.: Изд. – во «Глобус» - С. 124, 2009 г.

5. Коростелев Н.Б. Слагаемые здоровья.- М.: Знание, С. 120, 1990 г.

6. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. 2-е изд., стереотип. – М.: ИЦ «Академия», 2000. – С. 114.

7. Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. Пособие к курсу «Валеология» для учащихся 5–7-х классов. – СПб.: Петроградский и Ко, 1998. – С. 258

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа по воспитанию культуры здоровья детей «тропинка к здоровью» icon Задачи: обучить детей к бережному отношению к своему здоровью, ознакомить с приемами сохранения здоровья.

Программа по воспитанию культуры здоровья детей «тропинка к здоровью» icon Положение о проведении городского конкурса «Тропинка» I. Общие положения > Городской конкурс «Тропинка»

Программа по воспитанию культуры здоровья детей «тропинка к здоровью» icon Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Азбука здоровья» (1 4 классы)

Программа по воспитанию культуры здоровья детей «тропинка к здоровью» icon В. П. Горащук Статья посвящена теоретической и методической разработке формирования культуры здоровья

Программа по воспитанию культуры здоровья детей «тропинка к здоровью» icon Программа спортивной секции «Оздоровительные игры для детей младшего школьного возраста» Программа

Программа по воспитанию культуры здоровья детей «тропинка к здоровью» icon Углубить представление детей о вредных привычках; способствовать воспитанию отрицательного отношения

Программа по воспитанию культуры здоровья детей «тропинка к здоровью» icon «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей на уроках физической культуры» Выполнила учитель физической

Программа по воспитанию культуры здоровья детей «тропинка к здоровью» icon Программа кружка «культура здоровье» создана на основе программы Э. Н. Вайнера «Возможности воспитания

Программа по воспитанию культуры здоровья детей «тропинка к здоровью» icon Ирование мероприятий по воспитанию безопасного поведения детей

Программа по воспитанию культуры здоровья детей «тропинка к здоровью» icon Задачи: Воспитательные: Воспитание общей культуры личности; Воспитание чувства уверенности в своих

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы