В. А. Сухомлинский Внастоящее время является актуальным в icon

В. А. Сухомлинский Внастоящее время является актуальным в





Скачать 493.94 Kb.
НазваниеВ. А. Сухомлинский Внастоящее время является актуальным в
страница1/3
Дата24.05.2013
Размер493.94 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3
Содержание

Введение


2

I. Этапы реализации программы


7

II. Технологии здоровьесбережения.


9

2.1 Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

9

2.2 Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности

12
^

2.3 Условия для сохранения здоровья обучающихся





15

III. Основные направления программы и их краткое содержание (1 – 4 классы)


16

Заключение


27

Список литературы


28

Приложение









.


Введение

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский

В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся школьного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма. По мнению медиков, 75 процентов всех болезней человека заложено в детские годы. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологией т.п. По данным академика РАМН Ю.П. Лисицина, среди факторов, обуславливающих здоровье человека, на долю экологических приходится примерно 20-25% всех воздействий; 20% составляют биологические (наследственные) факторы; 10% - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором, влияние которого на здоровье оценивается в 50-55%, является образ жизни. Поэтому понятие "здоровье" необходимо рассматривать комплексно. Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает телевидение и компьютерные игры. Ежедневно ребенок проводит более 2 часов у телеэкрана. А сколько за компьютером..? Это продолжительное время ребенка в неподвижности, усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия. Ко всему этому добавить уличный шум, громкую музыку, сотовые телефоны — это приводит к появлению различных опасных симптомов и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте. Все выше перечисленные причины приводят к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него появляются трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи. У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость- это немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни. Состояние оптимальной работоспособности как взрослого человека, так и школьника, неразрывно связано с хорошим самочувствием, с наилучшим функционированием всех систем организма. Здоровый ребёнок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, физкультурную, игровую. Он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и взрослыми, т.е. счастлив. Известно, что основная цель жизни - счастье. Но к нему ведёт одна дорога: крепкое здоровье. Без него не может быть счастья. Счастье сильно зависит от той заботы, которую мы проявляем по отношению к нашему телу. Но, к сожалению, нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном детстве и  продолжаются в начальной школе. Это связано со  следующими обстоятельствами. Во-первых, в школах нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся. Во-вторых, в школе преобладают так называемые «сидячие» занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока. В-третьих, отмечается неправильная организация процесса обучения: это касается и технологии формирования отдельных умений (безотрывное письмо, форсированное обучение чтению и письму), и организации урока (отсутствие смены видов деятельности, малая наглядность и пр.) В-четвёртых, можно выделить ряд внутришкольных факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся:

I. Гигиенические условия, факторы

1.1. шум 1.2. освещенность 1.3. воздушная среда 1.4. размер помещений 1.5. дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы) 1.6. используемые стройматериалы, краска 1.7. мебель: размеры, размещение в помещении 1.8. видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры 1.9. пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания 1.10. качество питьевой воды, используемой в школе 1.11. экологическое состояние прилегающей к школе территории 1.12. состояние сантехнического оборудования.


II.Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы)

2.1. объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника 2.2. расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году 2.3. организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.) 2.4. объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время) 2.5. особенности устава школы и норм жизни школы 2.6. медицинское и психологическое обеспечение школы 2.7. участие родителей учащихся в жизни школы 2.8. стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали» 2.9. психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали» 2.10. интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы 2.11. наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся 2.12. позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.


III. Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя)

3.1. психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок 3.2. стиль педагогического общения учителя с учащимися 3.3. характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок 3.4. степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска) 3.5. особенности работы с «трудными детьми» в классе 3.6. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников 3.7. степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе) 3.8. личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений 3.9. состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью 3.10. обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения 3.11. степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя 3.12. профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровье сберегающих образовательных технологий.

Проблема: снижение показателей здоровья детей в начальной школе.


^ Актуальность проекта: наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей, отрицательное воздействие оказывает и ряд школьных факторов, в числе которых отсутствие системы работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни. Особую актуальность в этих условиях приобретает создание программы «Здоровая школа».


^ Цель: создать систему оздоровительных мероприятий в школе через внедрение здоровьесберегающих технологий.


Задачи:

  1. Обобщить опыт работы учителей начальных классов по применению здоровьесберегающих технологий.

  2. Изучить и внедрить в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

  3. Разработать систему оздоровительных мероприятий для учащихся начальной школы и представить в виде программы.

^ Место исследования: МОУ «СОШ №12 г. Чебоксары».

Стратегия проекта


Предполагаемый проект ориентирован на создание в школе системы оздоровительных мероприятий для учащихся начальных классов.

Проект направлен на организацию систематизированной работы учителей, работающих в начальных классах по сохранению и укреплению здоровья для учащихся начальных классов.


^ Ожидаемые результаты:

  • Сохранить благоприятную образовательную среду, способствующую сохранению здоровья, воспитания и развития личности.




  • Сформировать у детей знания, умения и навыки о здоровье и здоровом образе жизни.




  • Выработать формы поведения, помогающие избежать опасности для жизни и здоровья детей.




  • Снизить количество простудных заболеваний среди учащихся.


^ Гипотеза исследования: если в школе соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, проводится системная физкультурно-оздоровительная работа, работа с родителями по соблюдению единства требований к здоровому образу жизни, регулярный проверочный осмотр, ведется пропаганда здорового образа жизни, организуются регулярное питание, положительная мотивационная обстановка на уроках, то это все будет способствовать улучшению самочувствия и здоровья учащихся.

Практическая значимость: опыт работы может быть использован любой общеобразовательной школой, планирующей введение здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса при условии понимания: - из каких элементов состоит система здоровьесберегающего образования; - как эти элементы можно качественно и количественно оценить при анализе эффективности этого инновационного подхода.

Новизной проекта является использование традиционных и инновационных программ обучения и развития детей, привлечение всех ресурсов образовательного учреждения и социума для формирования у обучающихся и родителей устойчивого стремления к здоровому образу жизни.

^ Возможности и ограничения проекта.

Проект предполагает решить проблему низкого уровня побуждений школьников к ведению здорового образа жизни посредством повышения компетенций в области здоровьесбережения, повышения уровня побуждений к ведению здорового образа жизни учителей и родителей, и преобразованием имеющихся здоровьесберегающих условий школы.

Проект будет способствовать освоению педагогами новых технологий обучения здоровью, создаст благоприятные условия для формирования навыков здорового образа жизни у учащихся с учётом их индивидуальных возможностей, позволит повысить мотивацию школьников к ведению здорового образа жизни, и сделает возможным повышение эффективности здоровьесберегающей среды школ.

Однако необходимо спрогнозировать возможные ограничения на пути реализации проекта:

  • пессимистическое отношение к проекту со стороны некоторых членов ученического коллектива;

  • низкий уровень активности со стороны родителей учащихся;


Участники программы:

  • педколлектив школы

  • психолог

  • школьный врач

  • администрация

  • учащиеся школы

  • родители

Данный проект рассчитан на 5 лет.

Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной, полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учеба вызвала прилив энергии, а обучение было в радость? Как найти наиболее эффективные формы организации школьной жизни, возможности разгрузки учебного процесса и снятия утомляемости школьников? Как сделать так, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться, и при этом им было бы комфортно и интересно?

Основные направления работы:

1) сохранение и укрепление физического здоровья детей; 2) сохранение психического здоровья; 3) обеспечение таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса.

Совокупностью тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения, являются «здоровьесберегающие образовательные технологии». Их можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья» Учителями начальных классов нашей школы были изучены педагогические технологии по здоровьесбережению.

^ I. Этапы реализации программы.

Этапы и мероприятия на данном этапе

Исполнители

^ I.Подготовительный этап (январь – май 2010)

Задачи: Изучение литературы по здоровьесберегающим технологиям. Проведение стартовой диагностики 4 класса. Анализ полученных результатов и выбор последующего направления. Отбор форм и содержания физкультминуток и энергизаторов для снятия усталости и коррекции зрения. Применение наиболее приемлемых принципов технологии.

1.Постоянный контроль по введению здоровьесберегающих технологий и методов в учебной программе



Администрация школы

2.Проведение семинаров с классными руководителями и учителями-предметниками по вопросам укрепления и сохранения здоровья учащихся.

Зам. директора по воспит. работе, классные руководители, психолог


3.Проведение профилактического медицинского осмотра учащихся, направленного на изучение состояния здоровья

Школьный медработник

4. Подбор примерной тематики бесед по формированию здорового образа жизни 1-4 классов

Классные руководители 1-4 классов

^ 5.Формирование банка методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, классных часов валеологического направления

Классные руководители 1-4 классов

^ II. Практический этап (сентябрь 2010 – май 2013/2014 уч. г.)

Задачи: Разработка программы мероприятий по оздоровительной системе в начальной школе. Применение здоровьесберегающих технологий. Проведение промежуточного мониторинга по здоровью.

^ 1. В области сохранения и укрепления здоровья

Проведение уроков здоровья.

Классные руководители

Регулярное проведение энергизаторов на уроках для снятия физического и эмоционального напряжения.

Классные руководители

Проведение общешкольных «Дней Здоровья»

Классные руководители

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках.

Классные руководители

^ 2. Работа с родителями

Консультации родителей по вопросам охраны и ценности здоровья учащихся.

Психолог, классные руководители

Родительские собрания, классные и общешкольные по вопросам организации детского питания.

Классные руководители, администрация школы

^ 3. Школьная психология

Беседы с родителями по здоровьесбережению семьи.

Психолог

Проведение психологических тренингов «Как сказать «нет»?»

Психолог

^ 4. Дополнительное образование в области здоровья

Вовлечение детей в спортивные секции и кружки.

Классные руководители

Конкурс по параллелям классов «Весёлые старты»

Классные руководители

^ III.Обобщающий этап (сентябрь – декабрь 2014/2015 уч. г.)

Задачи:

Выбор технологий и дальнейшее использование их с учетом преемственности младшего звена.

Анализ динамики изменений ценностных установок на здоровый образ жизни у учащихся.

^ 1. Рациональная организация учебного процесса

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся, в соответствии с СанПиНом.

администрация школы и классный руководитель

Использование методов и методик обучения согласно возрастным особенностям учащихся.

классный руководитель

Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства).

администрация школы и классный руководитель

Рациональная организация уроков физкультуры и занятий двигательного характера.

администрация школы и классный руководитель

^ 2. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Эффективная работа с учащимися на уроках физкультуры

Классные руководители

Организация динамических перемен, энергизаторов на уроках, часа активных движений.

Классные руководители

Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (Дни здоровья, турпоходы, спортивные мероприятия)

Классные руководители, зам. директора по ВР

Организация спецмедгрупп

Школьный медработник и классный руководитель

^ II. Технологии здоровьесбережения.

2.1 Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п. На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы. Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п. Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обуче­ния как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

^ Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выра­зить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого вре­мени отрицательные факторы практически отсутствовали.

^ Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологи­ческих условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

^ Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

    • создание положительного эмоционального на­строя на работу всех учеников в ходе урока;

    • использование проблемных творческих заданий;

    • стимулирование учеников к выбору и самостоя­тельному использованию разных способов вы­полнения заданий;

    • применение заданий, позволяющих ученику са­мому выбирать тип, вид и форму материала (сло­весную, графическую, условно-символическую);

    • рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наибо­лее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.


^ 2.2 Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности


Личностно-ориентированные технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания:

^ Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Цель школы, реализующей ПС,— разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Этому же способствует решение одной из задач ПС – формирование положительной Я-концепции личности ребенка.

^ Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье, является принятый в ТРО характер оценки учебной деятельности.

^ Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой группы технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных. Важной отличительной особенностью данной технологии, которую можно рассматривать как системообразующую для целой группы образовательных технологий, является разработанный подход к оцениванию знаний учащихся.

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным. Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:


  1. Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.

  2. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажёры, «бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т. ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.).

  3. С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно), распложенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в начальной школе, снижая нагрузку на зрение.

  4. Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.

  5. В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз – рука».

  6. Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.

  7. В школах, использующих эту технологию, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду.

  8. В технологии предусмотрено введение раздельно-параллельного образования мальчиков и девочек. Это означает, что, учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках.

  9. Одно из требований технологии – условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии,— регулярное проведение экспресс-диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах.
    При использовании технологии Базарного результаты внедрения обучения по его системе показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья и т. п., т. е. все признаки, которые характерны для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников. Это позволяет рассматривать технологию В. Ф. Базарного как здоровьесберегающую.


Технология В.Ф. Базарного помогает учителю стать свободным, раскрепощенным, повысить свой творческий потенциал, а также значимость и престиж своей профессии в обществе. И только такой учитель сделает свободным и раскрепощенным подрастающее поколение.
^ Технология психологического сопровождения учебной группы разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. В её основе – активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровье сбережения. Именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространёнными среди школьников и служат в дальнейшем основой развития большого числа разных заболеваний. Учителям, освоившим эту технологию становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
               Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Таким образом, данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения: •   «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя; •   Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса; •     Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке; • Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах; •     Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся; •  Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей; •  Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки; •  Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

В. А. Сухомлинский Внастоящее время является актуальным в iconПосвященный актуальным проблемам современной косметологии
И сегодня компания является организатором параллельной программы этих крупнейших в Восточной и Центральной...
В. А. Сухомлинский Внастоящее время является актуальным в iconВнастоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом

В. А. Сухомлинский Внастоящее время является актуальным в iconКранним трахеостомиям относятся операции, выполненные на 1-3 сутки после начала проведения искусственной

В. А. Сухомлинский Внастоящее время является актуальным в iconВнастоящее время в Узбекистане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение

В. А. Сухомлинский Внастоящее время является актуальным в iconВнастоящее время по данным воз более 40% населения планеты страдают различными аллергическими заболеваниями.

В. А. Сухомлинский Внастоящее время является актуальным в iconСпорообразующие аэробные бактерии продуцируют широкий спектр биологически активных веществ (бав).

В. А. Сухомлинский Внастоящее время является актуальным в iconВнастоящее время во многих отраслях знаний (медицина, психология, социология, политология и др.)

В. А. Сухомлинский Внастоящее время является актуальным в iconВнастоящее время проблема насыщения пищи необходимыми элементами стала актуальной. Особенно важно

В. А. Сухомлинский Внастоящее время является актуальным в iconВнациональном проекте здоровье особое место уделяется развитию службы крови и пропаганде донорства.

В. А. Сухомлинский Внастоящее время является актуальным в iconДревняя группа организмов, которые появились в протерозойскую эру (около 1 млрд лет назад) от древних

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы