|
Скачать 4.86 Mb.
|
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время в Узбекистане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательной работы: осуществляется переход на прогрессивные инновационные педагогические технологии, на повсеместное использование интерактивных методов обучения. Продолжает проводиться работа по повышению педагогического и методического мастерства ВУЗовских преподавателей. В связи с этим каждому ВУЗу необходимо научно обоснованная нормативная модель системы обучения, которая может обеспечить единство профилизации фундаментальных и профильных дисциплин. Именно такой является единая методическая система (ЕМС) ВУЗа в целом и каждой кафедры в отдельности. Под ЕМС подразумевается нормативная модель проектирования и реализации педагогического процесса, теоретически рассчитанной согласно выявленным ее целям, принципам, функциям, а также специальным логико-дидактическим параметрам подготовки занятий (как лекционных, так и практических). Задачами ЕМС являются: унификация преподавания, уменьшение степени зависимости от опытности и таланта педагога, повышение значимости и удельного веса самостоятельной работы студентов, усиление курса на интенсификацию и компьютеризацию учебного процесса, развитие творческих способностей студентов. Педагогической наукой практически установлено, что процесс обучения не может быть построен научно и эффективно, пока психолого-педагогические закономерности не переведены на язык норм и критериев организации процесса обучения. ЕМС является педагогической технологией, направляющей деятельность каждого преподавателя на оптимальное достижение поставленных целей. Общие принципы ЕМС определяют разработку конкретного обучения, являются базисными элементами учебно-методического механизма управления, оставаясь динамичной, т.е. постоянно развивается и конкретизируется. С этой целью сотрудниками кафедры написано данное учебно-методическое пособие. Оно предназначено для преподавателей и студентов медицинских ВУЗов. СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………… ………………..4 Вагинальные кровотечения в поздние сроки беременности. Преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты. Предлежание плаценты…………………………………………………………………………….……7 Вагинальные кровотечения после родоразрешения (аномалии прикрепления плаценты, гипотония и атония матки, задержка частей последа, разрывы шейки матки и промежности) причины, диагностика, тактика, меры профилактики. …………………………………………………………………….….32 Неудовлетворительный прогресс родов. Пассивная и активная фазы родов. Классификация. Этиология, клиника и диагностика различных видов аномалий родовой деятельности. Акушерская тактика и профилактика. Родостимуляция окситоцином по рекомендациям ВОЗ…………………………………………………………….……..………….63 Узкий таз, этиология, виды, классификация, диагностика. Диспропорция головки плода и таза матери. Дистоция плечиков. Причины возникновения и клинические симптомы функционально узкого таза. Осложнения для матери и плода, их профилактика………………………………………………..……90 Неправильное положение плода, причины, диагностика, тактика……… 113 Вагинальные кровотечения во время родов: разрыв матки. Классификация, этиология и патогенез, клиника, диагностика, принципы лечения, профилактика…………………………………………………………………….…..141 Родоразрешающие операции: кесарево сечение, акушерские щипцы, экстракция плода за тазовый конец…………..…………………………………163 Неотложные состояния и проблемы новорожденного. Реанимация новорожденных. ФПС. Внутриутробные инфекции плода. Понятие о ТОRCH – инфекциях. Пути внутриутробного заражения. Диагностика, лечение и акушерская тактика.………………………………………...…………………….205 Трансмиссия ВИЧ-инфекции от матери к плоду. Интеграция профилактики передачи ВИЧ от матери к ребенку в эффективный перинатальный уход. До- и послетестовое консультирование по вопросам ВИЧ. Антенатальный уход ВИЧ-позитивной беременной, назначение антиретровирусных препаратов. Выбор способа родоразрешения (элективное кесарево сечение), безопасные практики ведения родов. Безопасные практики вскармливания младенца. Специальный уход за новорожденным от ВИЧ-позитивных матерей. Профилактика послеродовых осложнений. ВИЧ на рабочем месте……..231 Инфекции в послеродовом периоде. Современные представления. Классификация, пути распространения инфекции. Современные представления о возбудителях инфекции. Диагностика. Принципы лечения. Профилактика. Группы повышенного риска, профилактика в амбулаторных условиях……………………………………………………….……………………….249 Высокая температура после родоразрешения. Акушерский перитонит, причины, диагностика, лечение…………………………………………………..272 ^ Гемолитическая болезнь новорожденных (ГБН) Цель: Обучить студента вовремя распознать ГБН и своевременно начать лечение и предупредить возможные необратимые последствия. Задачи: Студент должен знать:
Студент должен уметь: Различать клинические виды ГБН
Перечень практических навыков
При резус конфликте для ЗПК используется кровь той же группы, что и у ребенка, резус отрицательную не более 2-3 дней консервации. При АВО конфликте Эр. масса 0 группы (плазма 4 группы, 2 объема циркулирующей крови). Например: Масса при рождении 2 кг. 80 мл х 2 = 160 мл/кг V = 160 х 2 кг = 320 мл. ^ Методика преподавания
Ответ:
Ответ:
Ответ:
План занятия
Оснащение практического занятия
Раздаточный материал
Виды контроля: Задачи для самостоятельной работы студента и УИРС
Контрольные вопросы
Ответы:
I. Гиперосмолярность (гипергликемия) - тяжелый респираторный ацидоз, кровоизлияния в мозг и его оболочки, судороги, нейроинфекции, эндотоксемия, артериальная гипертензия (повреждают гемоэнцефалический барьер и повышают ее проницаемость). II. Снижающая способность альбумина прочно связывать непрямой билирубин - недоношенность, гипоальбуминемия, ацидоз, инфекции, гипоксия, внутрисосудистый гемолиз, некоторые лекарства, сульфаниламиды, алкоголь, фуросемид, метициллин, оксациллин.
У всех детей от Rh (-) матерей в пуповинной крови определяют группу крови и Rh - принадлежность, уровень билирубина сыворотки. При Rh - несовместимости определяют титр резус - антител в крови и молоке матери, а также ставят прямую реакцию Кумбса с эритроцитами ребенка и непрямую реакцию Кумбса с сывороткой крови матери
Суть фототерапии и показания (РПН)
Психоневролог осматривает ребенка после выписки из роддома, ЛОР осматривает на предмет установления нарушения слуха. Ежемесячно после 2 мес в течении первых 2 мес еженедельно
Диспансерное наблюдение новорожденных перенесших ГБН Частота осмотра: 1. Участковый педиатр 1. Еженедельно в первый месяц после выписки в домашних условиях.
2. Узкие специалисты - невропатолог осматривает после выписки из роддома - отоларинголог - осматривает на предмет установления нарушения слуха 3. Дополнительные методы исследования - определение уровня Hb, эритроцитов в крови еженедельно в течении первых 2 месяцев жизни. Определение уровня билирубина Тесты: Гемолитическая болезнь новорожденных
а. незрелость глюкуронилтрансферазы печени б. изоиммунная гемолитическая анемия в. гемоглобинопатия г. внутриутробная инфекция д. аутоиммунная гемолитическая анемия б 2. При несовместимости крови матери и плода по резус-фактору гемолитическая болезнь новорожденного чаще развивается: а. при первой беременности б. повторных беременностях б 3. Более тяжелое течение гемолитической болезни новорожденного отмечается при несовместимости крови матери и плода а. по резус-фактору б. группу крови а
а. на 1-2 сутки жизни б. на 4-5 сутки жизни в. на 6-7 сутки жизни г. после 7 суток жизни а 4.Для проведения заменного переливания крови при гемолитической болезни новорожденного по резус-фактору используют эритроцитарную массу: а. 0 (1) Rh - положительную б. 0 (1) Rh- отрицательную в. группы крови ребенка Rh - положительную г. группы крови ребенка Rh - отрицательную г 5.К проявлениям гемолитической болезни новорожденного относятся: а. гепатоспленомегалия б. геморрагический синдром в. тромбоцитопения г. анемия д. диспепсический синдром а,г
а. высоким содержанием непрямого билирубина б. высоким уровнем билирубинглюкуронида в. понижением уровня непрямого билирубина г. высоким содержанием прямого и непрямого билирубина д. высоким содержанием прямого билирубина а 7. Осложнения, возникающие при ГБН а. билирубиновая энцефалопатия б. ДВС синдром в. гипоксическая энцефалопатия г. метаболическая энцефалопатия д. нейротоксикоз а
а. иктеричностью склер и кожи, слизистых, гепатоспленомегалия б. гидроцефалия, судороги, гипертермия в. рвота «фонтаном», признаки обезвоживания г. ожирение, багровый цианоз кожи, кефалогематома д. ринит, одышка, везикулопустулез а 9.Расчет крови при заменном переливании : а. 2 объема циркулирующей крови. б. 10-15 мл/кг в. 400 мл в сутки г. 100-110 мл/кг д. 250-300 мл/кг а 10. ГБН по системе АВ0 может развиваться, если группа крови а.матери 0(I), ребенка А(II) б. матери 0(I), ребенка В(III) в. матери А(II), ребенка 0(I) г. матери В(III), ребенка 0(I) д. матери 0(I), ребенка АВ(IV) а,б 11. Характерными клиническими симптомами желтушной формы гемолитической болезни новорожденных является а. обесцвеченный кал б. анемия в. увеличение печени г. увеличение селезенки д. геморрагическая сыпь на коже ж. желтуха б,в,г,ж 12. Характерными клиническими симптомами отечной формы гемолитической болезни новорожденных является а. анемия б. эритробластоз в. гепатоспленомегалия г. отеки д. желтуха е. геморрагическая сыпь на коже а,б,в,г 13. Клиническими проявлениями ядерной желтухи являются а. симптом Грефе б. симптом "заходящего солнца" в. мышечная гипотония г. мышечный гипертонус д. выбухание большого родничка б,г,д 14. Гемолитическую болезнь новорожденных следует дифференцировать а. с конъюгационными желтухами б. с геморрагической болезнью новорожденных в. с врожденным гепатитом г. с постгеморрагической анемией д. с перинатальной энцефалопатией а,в,г 15. Для лечения гемолитической болезни новорожденных применяется а. инфузионная терапия б. фототерапия в. гормональная терапия г. заменное переливание крови д. фенобарбитал а,б,г,д
|