|
Скачать 231.31 Kb.
|
ЗАЯВКА на участие в районном конкурсе инновационных продуктов Полное наименование образовательного учреждения (далее – ОУ) Государственное образовательное бюджетное учреждение Лицей № 369 ФИО руководителя ОУ Тхостов Константин Эдуардович Телефон ОУ /Факс ОУ 751-17-17 Электронная почта ОУ [email protected] Адрес сайта ОУ в Интернете http://369.shkola.spb.ru. Наименование инновационного продукта, представляемого на конкурс: «Центр профилактики стоматологических заболеваний младших школьников» ^ Тхостов К.Э. (директор ГБОУ Лицей № 369) Миронова Н.Н. Ипатова А.В. (педагог – психолог ГБОУ Лицей № 369) Форма инновационного продукта Проект Тематика инновационного продукта: (согласно п.3.1 Положения о конкурсе инновационных продуктов) Соответствует одному из направлений Программы развития системы образования Красносельского района - «Быть здоровым».
Работа посвящена актуальной на сегодняшний день теме – профилактике стоматологических заболеваний у детей и подростков в Санкт-Петербурге. Более 90% детей в Санкт-Петербурге подвержены стоматологическим заболеваниям. Эту проблему можно решить путем массового внедрения профилактических центров. Городские стоматологические клиники практически не осуществляют профилактических действий в силу своей загруженности и недостатка резервов. Как следствие, возникает острая необходимость в подобных услугах. В данном проекте рассматривается форма организации профилактических мероприятий стоматологических заболеваний у школьников путем создания профилактического центра на территории образовательного учреждения силами частной коммерческой клиники. Наиболее эффективно программа будет работать для целевой группы «школьники начальных классов из школ, находящихся вблизи клиники». В программе должны принимать участие только компетентные специалисты, обладающие опытом чтения лекций для детей в возрасте 7-11 лет. Необходима подготовительная работа с родителями и учителями для усиления мотивации. Эффективная работа с образовательными учреждениями дает также и ряд преимуществ для самой школы. Возможность дополнительного стимулирования персонала, предоставление ученикам дополнительной медицинской услуги в рамках школы, заботы о здоровье учеников – все это в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг дает дополнительные бонусы для школы, формирует приверженность родителей и учеников к учебному заведению. Неоспоримым является и социальный эффект от программы. Помимо квалифицированной стоматологической помощи население получает достоверную информацию в сфере профилактики стоматологических заболеваний, и , как следствие, формируется новое отношение к пониманию здорового образа жизни и необходимости профилактических мер.
Для реализации проекта необходимо принять следующее:
Таблица №1
Для реализации проекта необходимо приобретение и введение в эксплуатацию нематериальных активов (Приложение №2) и основных фондов (Приложение №3), в ежедневной работе используются расходные материалы (Приложение №4). В таблице №2 представлена полная себестоимость реализации по статьям затрат. Общая сумма первоначальных инвестиций составила 1 000 000 руб. Источник финансирования – собственные средства. Таблица №2
Организация центра профилактики включает в себя следующие этапы: а) Проведение обучения врачей и персонала клиник. - обучение проведению лекционной части программы для детей и родителей в общеобразовательном учреждении (раздача методичек); - обучение методике проведения практических занятий с детьми в общеобразовательном учреждении, рекомендации по проведению профилактических осмотров и заполнению медкарт по системе ВОЗ. - обучение по европейской сертификационной программе ITOP. Individually Taught Oral Prophylaxis – уникальный способ ведения и привлечения пациентов. - обучение методам герметизации фиссур. - единые стандарты проведения гигиенических и профилактических мероприятий. Подготовку персонала клиника проводит за собственные средства б) Обеспечение общеобразовательного учреждения учебными пособиями и раздаточным материалом для проведения работы: обучение проводится для учеников 1-4 классов централизованно в классе. Для учеников старших классов проводятся индивидуальные консультации в кабинете у врача. - плакаты, муляжи челюстей, демонстрационные зубные щетки (правильные и неправильные), флоссы, ершики, и т.д. - зубные щетки, пасты, флосстики, окрашивающие таблетки, стаканчики, салфетки, фторполоскание (по количеству детей). - раздаточный материал (картинки с зубиками) для проведения викторины, кроссворды и анкеты для проверки усвоенных детьми знаний ( по кол-ву учащихся ) - все необходимое для проведения стоматологических осмотров в школе: одноразовые перчатки, маски, бланки осмотра – в клинику и для родителей, смотровой стерильный набор – зонд, зеркало (по кол-ву учащихся), лампа, подушка. Обеспечение раздаточным материалом клиника проводит за собственные средства. ^ в) Проведение занятий с педагогами в школе. На общем собрании необходимо разъяснить суть, цель программы, ее необходимость и эффективность. Показать зависимость результатов программы от слаженности взаимодействия между персоналом школьных учреждений и врачами. Повлиять на повышение самосознания учителей при оказании помощи врачам в работе с детьми, предоставить полную информацию. Провести занятия с учителями с целью получения ими навыков и знаний, необходимых для проведения ежедневных чисток зубов с учениками. Раздать методички. Администрация общеобразовательного учреждения должна выделить врачам рабочее место для проведения осмотров и помещение с раковинами и зеркалами для обучения навыкам индивидуальной гигиены; организовать место для хранения зубных щеток, обеспечить проведение ежедневной чистки зубов силами учителей и воспитателей. Необходимо организовать явку родителей на собрание для беседы, подготовить списки классов с указанием даты рождения каждого ученика и № телефона родителей. Проведение обучения педагогов осуществляется за счет клиники. г) Проведение родительского собрания (три родительских собрания в течение года): На первом собрании следует ознакомить родителей с бесплатной для их детей программой, с современной статистикой по распространенности кариеса, с современными методами и средствами профилактики, с правильными и обязательными методами и способами ухода за полостью рта. Необходимо ознакомить их с правилами включения детей в программу и особенностями ее проведения, объяснить всю важность и необходимость профилактических мероприятий, убедить в необходимости проведения полной санации всем нуждающимся в лечении. Следует заручиться поддержкой родителей и готовностью закреплять дома полученные детьми навыки ухода за полостью рта. На втором собрании – ознакомить родителей с результатами осмотров и обсуждение текущих организационных вопросов. На третьем собрании (в конце года) подвести итоги работы за год, обсудить результаты, спланировать дальнейшей работы. д) Проведение лекционной части программы (проводится врачами клиники в общеобразовательном учреждении). В каждом классе проводится 2 (3) занятия по 45 мин. (в разные дни). Возможен вариант увеличения кол-ва лекций за счет сокращения времени одной лекции (зависит от способности детей данного класса усваивать материал). И в день, когда будет проведено первое практическое занятие, проводится закрепляющая основные знания беседа на 15-20 мин. Далее перед проведением каждой контрольной чистки по графику – короткая беседа-напоминание или викторина-опрос (для выяснения объема усвоенных знаний и выявления тем, нуждающихся в повторении). Необходимый объем знаний: - полость рта - зачем нужны зубы - временные и постоянные - виды зубов и их функции - понятие прикуса - части и ткани зуба - кариес и его стадии - зубной налет (микроорганизмы) – причина кариеса - заболевания пародонта ( гингивит, пародонтит) - роль слюны - роль кальция и фтора - как, когда и чем чистить зубы, язык - роль углеводов - жевательная резинка, ксилит - питание е) Практическое обучение гигиеническим навыкам в общеобразовательном учреждении (осуществляется силами учителей): Проведение ежедневной чистки зубов после посещения столовой проводится в классе. Дети сидят за партами. У каждого ребенка имеется: салфетка, стаканчик, зубная щетка. Паста выдавливается учителем каждому на щетку. Дети выполняют движения синхронно, по команде учителя. Паста и слюна сплевываются в стаканчик. Дети по очереди проходят к раковине, промывают стаканчик, щетку, выбрасывают салфетку. Один раз в неделю чистка зубов завершается фторполосканием. ё) Практическое обучение гигиеническим навыкам в общеобразовательном учреждении (осуществляется силами персонала клиники): Проводится в помещении, оборудованном раковинами и зеркалами (как правило, в столовой). Проводится с каждым ребенком индивидуально. График контрольных чисток: - один раз в неделю (первый месяц) - два раза в месяц (три месяца) - один раз в месяц (четыре месяца) Каждому ребенку выдается:
Проходит в течение всего учебного дня. Ученики забираются с урока по несколько человек челночным методом. ж) Стоматологический осмотр в общеобразовательном учреждении. Проводится после контрольной чистки в кабинете профилактики стерильными, индивидуально запечатанными инструментами, в индивидуальных перчатках, масках. Во время осмотра определяется:
Составляется индивидуальная стоматологическая карта на каждого ребенка (по усовершенствованному образцу ВОЗ). Каждому ребенку делается выписка с результатами осмотра и рекомендациями по лечению в индивидуальный талон, который вклеивается в дневник. з) Мероприятия, направленные на повышение заинтересованности. Викторины, кроссворды на стоматологическую тему. Конкурс рисунка на стоматологическую тему. Выставка рисунков. Лучшие рисунки размещаются на сайте программы. Стоматологический праздник. Соревнования между классами. Потом планируются соревнования между школами. Награждение победителей. и) Работа в кабинете профилактики. Всем детям в обязательной форме предложено посетить кабинет для проведения следующих процедур: ^ - осмотр и консультация врача - индивидуальное обучение гигиеническим навыкам, контроль гигиены - профессиональная чистка зубов, покрытие зубов фторлаком ( 2 раза в год) - беседа с родителями - определение гигиенического индекса Всем пациентам предложено пройти все лечебные мероприятия, необходимые для полной санации в клинике-волонтере. Услуги оплачивают родители. Цены на лечение детей из подшефных школ устанавливаются ниже, чем для всех остальных посетителей, что послужит мотивирующим моментом при выборе родителями лечебного заведения. Кроме того, всем детям на дом выдается система домашней фторпрофилактики, которая будет применяться по схеме под контролем родителей. ^ Ожидаемые результаты для государственного общеобразовательного учреждения. - Привлекательность на рынке образовательных учреждений: Именно эта позиция является первостепенной. В условиях существующей системы подушевого финансирования системы образования Санкт-Петербурга, которая состоит в том, что общеобразовательное учреждение получает денежные средства за каждого обучающегося, становится очевидным острая конкуренция между образовательными учреждениями за каждого ребенка. При этом уже давно «статусность» и «громкая» вывеска не являются определяющими при выборе потребителей образовательных услуг. На сегодняшний день практически все общеобразовательные учреждения Санкт-Петербурга предоставляют примерно одинаковый набор услуг. Поэтому на первое место выходят эксклюзивные услуги, которые способно предоставить образовательное учреждение, как например, наличие службы психолого-педагогического сопровождения, кружков и секций дополнительного образования детей, спортивных объектов, пользующихся повышенным спросом у населения (каток, бассейн и т.д.). Реализация программы профилактики стоматологических заболеваний у всех участников образовательного процесса выведет школу-участницу проекта в лидеры среди конкурентов и привлечет внимание наиболее интересного для себя контингента родителей, внимательно относящихся к любым проблемам собственного ребенка, будь то стоматологическая профилактика, будь то контроль за успеваемостью, поведением и т.д. - Постоянный контроль за здоровьем учащихся: Профилактика стоматологических заболеваний у школьников позволит уменьшить количество заболеваний детей, напрямую связанных с запущенными проблемами ротовой полости, сократит время и повысит эффективность ежегодных контрольных стоматологических осмотров, проводимых в единственной районной поликлинике, расположенной очень далеко относительно проживания учащихся лицея. Наличие стоматологического мониторинга позволит полноценно вести программу медицинского сопровождения учащихся, что заметно повысит качество образовательного процесса. - Инновационные формы работы с учащимися: Программа профилактики стоматологических заболеваний, ставшей частью ежедневного распорядка дня учащихся, позволит разнообразить учебно-воспитательный процесс, введя в него новые элементы формирования общечеловеческой культуры. - Формирование приверженности учебному заведению: Учреждение, которое заботится о здоровье своих участников образовательного процесса (учащихся, их родителей, сотрудников учреждения) формирует положительный имидж и обеспечивает себе максимальную сохранность как ученического, так и педагогического контингента. Последнее объясняется тем, что в виду полного отсутствия у образовательного учреждения возможности расходовать средства на социальные пакеты для сотрудников, программа стоматологической профилактики позволит без каких-либо финансовых затрат обеспечивать работников и их детей качественным стоматологическим сопровождением. ^ Снижение потока пациентов, нуждающихся в лечении стоматологических заболеваний у пациентов, проходящих подобную программу, резко сократилось. Согласно исследованию, опубликованному Комитетом здравоохранения Псковской области, проводящему подобную программу более четырнадцати лет в Пскове и Псковской области, показатель коэффицента КПУ ( кариес - пломба – удаление) снизился в 3-4 раза. Это привело к экономии бюджетных средств, направляемых на лечение стоматологических заболеваний у детей также в 3 раза. У наших коллег из Швеции КПУ достигает 0,5. ^ Необходимо оценить также и стратегические возможности фирмы, т.е. адекватность и пригодность ресурсов и компетенций организации для ее выживания и процветания. Ресурсы компании принято классифицировать на материальные и нематериальные. ^
^ Положительная репутация среди клиентов, страховых компаний и других стоматологических клиник, уважаемый бренд, приверженность клинике персонала, сложившаяся организационная культура компании. Работа в коллективе ориентируется на командный дух, необходимый для увеличения эффективности работы клиники, т.к. необходимо загружать всех докторов. С этой целью проводятся тренинги и внутрикорпоративные семинары. Компания борется за оптимизацию своей ресурсной базы. В настоящий момент есть «лишний ресурс» в виде недозагруженности оборудования и персонала. Не секрет, что для вхождения на стоматологический рынок Санкт-Петербурга требуется все больше финансовых ресурсов, необходимо все больше компетенций и эксклюзивных знаний. Пороговыми для стоматологических клиник являются непосредственно компетенции, связанные с наличием достаточного количества рабочих площадей, так как этот параметр жестко нормируется. Наличие оборудования, лицензий, сертификатов у врачей, осуществляющих определенные виды деятельности, наличие достаточного количества персонала, необходимые оборотные средства – т.е. все физические ресурсы, доступные в клинике. Это означает, что клиника не владеет каким либо уникальным физическим ресурсом (они развиты, но не уникальны). Уникальность ресурсов компании лежит непосредственно среди нематериальных ресурсов. Это, конечно высокий профессиональный уровень сотрудников, высокая степень приверженности компании (большинство сотрудников работает свыше 10 лет), выработка командного духа и, как следствие, широкая клиентская база, пополняемая в основном за счет рекомендаций наших клиентов. Ключевой компетенцией можно назвать особые знания и способ продвижения культуры профилактики стоматологических заболеваний. Здесь существует уникальный комплекс мер. Это и активная работа с нашими коллегами из Швеции, организация и проведение международной конференции в апреле 2009 года, клиника является базовой площадкой для научных исследований в области профилактики, организация и проведение «школьной программы». Постепенно клиника становится не только медицинским центром, но также и образовательным. Для врачей других клиник организуются семинары, проводятся занятия с родителями школьников и учителями. Дальнейшее динамическое развитие этих компетенций возможно и видится в переносе места оказания услуг непосредственно в образовательные учреждения, что даст значительную экономию по арендной плате. Обладая подобными компетенциями и при наличии предложенной стратегии компания предполагает при помощи проекта решить следующие задачи:
- Снижение издержек за счет с одной стороны эффекта масштаба производства, а с другой, экономии на арендной плате в организованном профилактическом центре на базе школы - Стабилизация финансовых потоков и уход от сезонности за счет профилактических мероприятий, позволяющих планировать работу клиники - Внедрение новых форм работы, связанных с санитарно -гигиеническим просвещением, лекционной работой с родителями, детьми и учителями.
Для оценки устойчивости проекта в зависимости от изменения факторов, определяющих уровень экономических показателей, рассчитаны показатели эффективности при изменении основных факторов, влияющих на чистый дисконтированный доход. Результаты расчетов представлены в таблице №5 и на диаграмме №7. Таблица №5
![]() Представляя заявку на конкурс, гарантируем, что авторы инновационного продукта: - согласны с условиями участия в данном конкурсе; - не претендуют на конфиденциальность представленных в заявке материалов и допускают редакторскую правку перед публикацией материалов; - принимают на себя обязательства, что представленная в заявке информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц. __________________________ ____________________________ подпись автора/ов продукта расшифровка подписи __________________________ ____________________________ подпись автора/ов продукта расшифровка подписи __________________________ ____________________________ подпись автора/ов продукта расшифровка подписи __________________________ ____________________________ подпись руководителя ОУ расшифровка подписи М.П. «_____»_____________________2013г. |