|
Скачать 5.21 Mb.
|
Права человека в сфере охраны здоровья: практическое руководство Казахстан Алматы Издательство Art Depo Studio 2012 год ISBN Права человека в сфере охраны здоровья: практическое руководство/ Под ред. А.Жаппаровой. – Алматы: Из-во «Art Depo Studio», 2012 –…. стр. Практическое руководство – результат совместного проекта Инициативы «Право и Здоровье» (LAHI), Программы «Права человека и управление грантами» (HRGGP) Фондов Открытого общества (OSF), Фонда Сорос-Казахстан (ФСК). В реализации проекта приняли также участие Армения, Грузия, Кыргызстан, Македония, Украина и Россия. В Практическое руководство включены важные нормы международного и регионального права, касающиеся стандартов оказания медицинской помощи. Права и обязанности пациентов и медицинских работников раскрываются через конституционные положения, нормы законов и подзаконных актов. Справочный материал представлен образцами исковых заявлений и жалоб, глоссария терминов по тематике прав человека, содержащий специфическую для Казахстана терминологию. Практическое руководство рассчитано на юристов, медицинских работников, организаторов здравоохранения, пациентов. Надеемся, что данная работа будет интересна и широкому кругу читателей, не равнодушных к сохранению своего здоровья. Содержание данной публикации отражает точку зрения авторов, которая не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан и Фондов Открытого общества (OSF). Рецензенты: С.Ф. Ударцев - доктор юридических наук, профессор, директор Института правовой политики и конституционного законодательства при КазГЮУ И.С. Захаров - кандидат медицинских наук, генеральный директор ТОО «Медико- Инновационные Технологии». Содержание Предисловие Признательность 1 Введение 2 Международная структура прав человека в сфере оказания медицинской помощи ^ 4 Международные и региональные процедуры 5 Справочная информация о законодательстве страны 6 Права и обязанности пациентов в национальном законодательстве ^ 8 Национальные процедуры и приложения Глоссарий ПРЕДИСЛОВИЕ Долгое время к праву на здоровье относились как к праву второго поколения, не требующему закрепления каких-либо механизмов его реализации в национальном законодательстве. Этим было обусловлено отсутствие интереса и недостаток инвестиций в реализацию этого права. Однако ситуация претерпевает существенные изменения по мере того, как положения, определяющие механизмы реализации права на здоровье и его ключевые элементы, все более активно вносятся странами в свои конституции и национальные законодательства в качестве основных и гарантированных прав. Значительный вклад в осуществление права на здоровье внутри стран и развитие законодательства в этой области принадлежит внутригосударственным судебным органам, в частности, в странах Азии, Африки и Латинской Америки, принявшим знаковые решения в данной сфере. Несмотря на то, что эти и другие позитивные изменения на пути к обеспечению наивысшего достижимого уровня физического и психического здоровья представляют собой значительный прогресс, полностью реализовать свое право на здоровье всем без исключения не удается, поскольку для большинства представителей маргинальных и наиболее уязвимых групп населения наивысший достижимый уровень здоровья остается недоступным. Фактически, при обращении в лечебно-профилактические учреждения многие сталкиваются с дискриминацией, нарушениями их основных прав и злоупотреблениями со стороны медицинских работников. Как отмечалось в моем докладе Генеральной Ассамблее ООН по вопросам информированного согласия и права на здоровье, во многих учреждениях нарушаются права на неприкосновенность частной жизни и физическую неприкосновенность. Как пациентам, так и врачам в равной степени необходима поддержка в предупреждении, выявлении и возмещении вреда в случаях нарушения прав человека в учреждениях здравоохранения. В наибольшей степени это касается тех случаев, когда изначальное неравенство отношений «доктор-пациент», вызванное необходимостью для пациента довериться врачу и разницей в уровне их знаний и опыта, усугубляется определенной уязвимостью пациента в силу его классовой, гендерной, этнической принадлежности и других социально-экономических факторов. На фоне значительного количества публикаций на тему соблюдения принципов прав человека явно заметен недостаток информации о том, как эти принципы реализуются в учреждениях здравоохранения. В сложившейся ситуации этот давно ощущавшийся пробел восполняет настоящее Руководство. В представленных материалах отражена ситуация, которая имеет место в странах Восточной Европы. Однако Руководство будет полезно и за пределами данного регионального контекста. Надеюсь, оно будет способствовать разработке защитных механизмов и законодательных актов, препятствующих нарушениям прав человека в учреждениях здравоохранения. Руководство не только обеспечит поддержку медицинским работникам, юристам и правозащитникам в области здравоохранения в соблюдении прав человека на практике, но в перспективе также поможет населению повысить степень своей осведомленности, мобилизоваться и требовать реализации своих прав. Авторы приложили немалые усилия в целях содействия обеспечению права на здоровье и заслуживают признания за проведение такой трудоемкой работы. Следует поблагодарить и Фонды Открытое общество за финансовую поддержку и публикацию этих исключительно важных материалов. У меня нет сомнений в том, что это Практическое руководство даст толчок к большему пониманию роли прав человека при оказании качественной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, а также станет бесценным источником информации для людей, работающих над тем, чтобы право на здоровье соблюдалось. ^ Специальный докладчик ООН по вопросу права на здоровье ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ Предлагаемое Практическое руководство - результат совместных усилий многих заинтересованных людей и организаций. Идея его создания родилась из подлинного беспокойства и искренней веры этих людей в то, что защитить права человека в сфере оказания медицинской помощи, учитывая зависимое положение пациентов относительно медицинских работников, защитить человеческое достоинство и пациентов, и специалистов в области здравоохранения, возможно только путем обеспечения соблюдения прав человека в рассматриваемой области. Организации, поддержавшие этот проект: Инициатива «Право и здоровье» (LAHI) Программы «Общественное здоровье» и Программа «Права человека и управление грантами» (HRGGP) Фондов Открытого общества (OSF), Фонд Сорос-Казахстан (ФСК), Общественный фонд «Аман-саулык». Выражаем искреннюю благодарность представителям этих организаций, наиболее активно участвовавшим в реализации проекта: ^ (директор программы «Правовая реформа» Фонда Сорос – Казахстан), Айнур Шакеновой, Айжан Ошакбаевой (координаторы программы «Правовая реформа» Фонда Сорос – Казахстан) за техническую поддержку в реализации проекта; Рите Набиевой (ОФ «Аман-саулык») за работу по координации проекта; Тамар Эзер (LAHI) и Джонатану Коэну (Программа «Общественное здоровье» Открытого общества), которые не только обеспечили выполнение проекта, но и вместе с Джуди Оверал стали соавторами вступления, международной части и раздела, посвященного региональным механизмам защиты¹; Марианне Бербек Ростас (HRGGP) за обновление раздела о региональных механизмах защиты; Полу Сильве (Программа «Общественное здоровье» Открытого общества) за консультационную и координационную работу по дизайну руководства; Жану Крисколи – за дизайн. Отдельно благодарим Иена Берна (бывший старший юрист организации INTERIGHTS) за написание разделов о международных и региональных стандартах прав человека в сфере здравоохранения и за подготовку словаря (вместе с Джуди Оверал); Джуди Оверал (консультант OSF) и Ондредж Досталя за внесенные предложения по редактированию национальных разделов Практического руководства; Игоря Лоскутова за предоставленные рекомендации. ______________ 1 Этот раздел базируется на материалах, имеющих отношение к правам человека. Институт открытого общества и Эквитас издали ресурсное руководство «Охрана здоровья и права человека» под редакцией Дж. Коэна, Т. Эзер, П. Мак Адамса и М. Милофа, HTML версия этого руководства доступна на сайте http://equalpartners.info/ Приложение к разделу о международных и региональных процедурах (механизмах) получено с разрешения Центра прав человека Университета Эссекс (издание: Убийство на заказ как нарушение прав человека/ Под ред. К. Томсон, К. Гиффарда. С. 127–130). Также выражаем признательность ^ за редактирование международной части руководства; Анне Крюковой за подготовку таблицы ратификации международных документов. Выражаем искреннюю признательность рецензентам: доктору юридических наук, профессору, Сергею Ударцеву, директору Института правовой политики и конституционного законодательства при КазГЮУ и кандидату медицинских наук, Игорю Захарову, генеральному директору ТОО «Медико-Инновационные Технологии». Особая благодарность одному из авторов национального раздела, координатору и главному редактору Практического руководства Альмире Жаппаровой. Особо хотим также отметить, что появление этого руководства, во многом является заслугой ^ , консультанта OSF, M.Ed, MSHA, JD, чей энтузиазм и огромный труд дали путевку в жизнь этой работе. Выражаем благодарность специалистам в области медицины и юриспруденции, принявшим участие в обсуждении проекта на подготовительном этапе: ^ (врач, кандидат медицинских наук), Камалиеву Максуту (врач, доктор медицинских наук, профессор), Касимову Акылтаю (юрист, кандидат юридических наук), Махмутову Рашиду (юрист), Мусину Ерику (врач, доктор медицинских наук), Садыковой Айжан (врач, кандидат медицинских наук). ^ Альмира Жаппарова – кандидат юридических наук, доцент, Алматинский Государственный Институт Усовершенствования Врачей ^ - заведующая отделом по обращениям граждан, Национальный центр по правам человека Гульнара Дарбекова - юрист, Общественное Объединение «Кредо» ^ - кандидат медицинских наук, врач высшей категории, консультант, Общественное Объединение «Кредо» Президент ОФ «Аман-саулык» Туменова Б.Н. Глава 1. Введение
Пользователи руководства Сопровождающие веб-сайты
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее Руководство представляет собой серию тематических выпусков, совместно подготовленных Инициативой «Право и здоровье» Программы «Общественное здоровье» и Программой «Права человека и управление грантами» (HRGGP) Фондов Открытого общества и Фондами Открытого общества в Армении, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Македонии, Молдове и Украине. Задуманное как практическое пособие для юристов, данное Руководство объясняет, каким образом можно использовать правовые механизмы для защиты основных прав человека в контексте оказания медицинской помощи. В Руководстве приводится систематизированный обзор различных конституционных положений, законов, норм, подзаконных актов, приказов, касающихся пациентов и лиц, оказывающих медицинскую помощь, отдельно по каждому из прав или обязанностей. В Руководстве приводятся примеры и конкретные случаи из юридической практики. Цель данного Руководства – повысить осведомленность населения о существующих правовых механизмах, которые могут быть использованы для борьбы со злоупотреблениями в сфере оказания медицинской помощи. При правильном применении существующие законы можно использовать для борьбы с распространенными нарушениями таких прав, как право на информированное согласие, на конфиденциальность, на частную жизнь, на недопущение дискриминации. Поскольку достичь цели можно с помощью как формальных, так и неформальных механизмов, в Руководстве представлена информация о судебных и альтернативных инстанциях рассмотрения жалоб, таких как институт омбудсмена и комитеты по этике. Авторы надеются, что данное пособие будет полезно юристам и другим специалистам, работающим в постсоветском правовом пространстве, для которого порой характерны стремительные перемены. В настоящем Руководстве рассматривается концепция прав человека в сфере оказания медицинской помощи, в которой объединяются и права пациентов, и права лиц, оказывающих медицинскую помощь. Концепция прав человека в сфере оказания медицинской помощи касается применения основных принципов прав человека в отношении всех участников процесса оказания медико-санитарной помощи. Эти общие принципы прав человека можно найти в международных и региональных документах, таких как Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и Европейская социальная хартия. Эти права являются всеобщими и применимы как в сфере оказания медицинской помощи, так и в любой другой области.
В главах 2 и 3 рассматриваются положения международного и, соответственно, регионального права, касающиеся прав человека в контексте оказания медицинской помощи. В них анализируются так называемые «жесткое право» и «мягкое право», приводятся примеры прецедентов и толкования норм соглашений. Обе главы структурированы по одному и тому же принципу, освещая общепризнанные права человека, применимые в отношении и пациентов, и медицинских работников. К таким правам относятся: право на свободу и личную неприкосновенность, право на частную жизнь, право на информацию, право на физическую неприкосновенность, право на жизнь, право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения, право на участие в публичной политике, право на свободу от дискриминации и на равенство пациентов, право на достойные условия труда, право на свободу объединения и право на надлежащую правовую процедуру для медицинских работников. В главе 4 освещены вопросы международной и региональной процедур по защите этих прав. Главы 5, 6, 7 и 8 отражают специфику национального законодательства страны. В главе 5 отражается юридический статус международных и региональных документов, ратифицированных, подписанных и принятых Казахстаном, раскрывается иерархия нормативных правовых актов и приводится краткое описание национальной системы здравоохранения. В главе 6 речь идет о правах и обязанностях пациента. Структура раздела о правах пациента основана на перечне прав, приведенных в Европейской хартии прав пациентов, и прав, предусмотренных законодательством данной страны, но не упоминаемых в хартии. Составленная в 2002 году Сетью активных граждан — европейской сетью организаций по защите прав граждан, потребителей и пациентов – Европейская хартия прав пациентов не является имеющим обязательную силу юридическим документом, но повсеместно признана как наиболее четкое и всеобъемлющее изложение прав пациента. В хартии делается попытка преобразовать положения региональных документов об охране здоровья и правах человека в 14 конкретных прав пациента: право на профилактические меры, на доступность помощи, на информацию, на информированное согласие, на свободный выбор, на приватность и конфиденциальность, на уважение времени пациента, на соблюдение стандартов качества, на безопасность, на инновации, на предотвращение по мере возможности страданий и боли, на индивидуальный подход к лечению, на подачу жалобы и на компенсацию. Этот перечень прав также используется как ориентир при проведении мониторинга и оценки систем здравоохранения в Европе и как образец для разработки национальных законов. В главе 6 за основу берется перечень прав из Европейской хартии прав пациентов, но для каждого права приводятся и анализируются имеющие обязательную силу положения национального законодательства, гарантирующие данное право. Далее следуют ссылки на более общие формулировки этих же прав человека, упомянутых в главах о международных и региональных документах. В главе 7 освещаются права и обязанности медицинских работников, в том числе право на достойные условия труда, на свободу объединения, на надлежащую правовую процедуру и другие права, специфические для Казахстана. В главе 8 рассматриваются национальные механизмы обеспечения прав и обязанностей, как пациента, так и медицинского работника. Это судебные процедуры в рамках административного, гражданского и уголовного судопроизводства, а также альтернативные механизмы, к которым относятся обращения в органы прокуратуры, внутренних дел, к омбудсмену, в комиссию по этике. В числе альтернативных механизмов оговаривается и институт медиации. Данная глава также содержит приложения с образцами исковых заявлений и жалоб в качестве справочного материала. Последний раздел – это глоссарий терминов по тематике прав человека в контексте медико-санитарной помощи. В этом же разделе приведен глоссарий, содержащий специфическую для Казахстана терминологию. Глоссарий делает материалы о законодательстве, охране здоровья и правах человека более понятными для читателей. ^ Руководство призвано служить справочным пособием, как при ведении судебных дел, так и при обучении. Особенно полезным оно будет в клинических программах юридического образования. Руководство представляет интерес не только для юристов, но и для медицинских работников, администраторов здравоохранения, сотрудников министерств здравоохранения и юстиции, организаций по защите прав и интересов пациентов, а также для самих пациентов,, желающих лучше понять юридическую основу прав и обязанностей пациента и медицинского работника, и существующие механизмы обеспечения этих прав и обязанностей. ^ Права человека в контексте медицинской помощи – сфера, которая постоянно меняется и развивается, диктуя необходимость регулярного обновления Руководства. Электронные версии Руководств будут периодически обновляться на сайте www.health-rights.org. Адрес регионального сайта Казахстана – www.health-rights.kz. На международной домашней странице имеются ссылки на сайты разных стран, которые содержат дополнительные ресурсы, собранные рабочими группами, подготовившими Руководства по каждой стране. Сюда входят соответствующие законы и подзаконные акты, прецеденты, вспомогательные материалы и образцы форм, а также практические рекомендации для юристов. Помимо этого, сайты дают возможность юристам, лицам, оказывающим медицинскую помощь, и пациентам, интересующимся правами человека в сфере медицинской помощи, общаться между собой. На каждом сайте имеется механизм обеспечения обратной связи для отзывов о содержании Руководств. ^ Материалы настоящего Руководства отражают точку зрения междисциплинарной рабочей группы в составе экспертов в области права и медицины. Руководство не является источником права, установленного законом или судом, а также не заменяет консультацию квалифицированного юриста. Оно лишь является попыткой авторов представить современное состояние законодательства и юридической практики в сфере прав человека и медицинской помощи в Казахстане. Авторы приветствуют любые комментарии, касающиеся неточностей или упущений в тексте, предложения о дополнениях к Руководству, а также вопросы о случаях правоприменения в конкретных ситуациях. Как видно из данного Руководства, в Казахстане права человека в контексте медицинской помощи – пока еще довольно новая и развивающаяся область. Многие законодательные положения, цитируемые в данном Руководстве, не получили авторитетного судебного толкования, а другие нуждаются в дальнейшем применении и разъяснениях. Серьезные пробелы существуют и в понимании того, как на практике можно применить принципы прав человека в контексте медицинской помощи. Таким образом, данное Руководство – лишь первый шаг в изучении этой сферы права и окончательных ответов на вопросы не дает. Авторы надеются, что Руководство привлечет еще большее число специалистов к работе в сфере прав человека в контексте медицинской помощи, и будущие издания значительно пополнятся анализом механизмов правовой защиты.
^ Среди важных международных договоров, которые были ратифицированы, или к которым присоединился Казахстан, следует отметить:
Глава 2. Международная структура прав человека в сфере оказания медицинской помощи 2.1 Введение
Право на свободу и личную неприкосновенность Право на неприкосновенность частной жизни ^ Право на физическую неприкосновенность Право на жизнь Право на наивысший достижимый уровень здоровья Свобода от пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения Право участвовать в государственной политике ^
Право на благоприятные условия труда Право на свободу ассоциаций Право на надлежащую правовую процедуру и сопутствующие права ^ 2.1 Введение В настоящей главе представлены основные международные нормы, гарантирующие соблюдение прав человека в сфере медицинского обслуживания и рассмотрено толкование этих норм договорными органами Организации Объединенных Наций (ООН). Глава состоит из трех частей. Первая часть раскрывает содержание ключевых международных документов, определяющих права человека в сфере оказания медицинской помощи. Во второй части рассматриваются права пациентов, а в третьей – права лиц, оказывающих медицинскую помощь. В каждой части содержатся подразделы, в которых перечисляются и разъясняются нормы законодательства, связанные с определенным правом (например, с правом на свободу и личную неприкосновенность), а также приводятся примеры возможных нарушений этого права. К рассматриваемым документам относятся как имеющие обязательную силу договоры, например, Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП), так и не имеющие обязательной силы рекомендации, разработанные ООН и неправительственными организациями (НПО), в частности, Декларация о правах пациентов, принятая Всемирной медицинской ассоциацией. 2.2 Основные источники ^
ВДПЧ не относится к международным договорам, но пользуется большим авторитетом. Она сыграла определяющую роль в формировании современного законодательства о правах человека: многие ее положения фактически повторяются в международных пактах (см. ниже), многие ее нормы приобрели статус обычного международного права, т.е. считаются всеобщими и неоспоримыми. К основным ее положениям относятся:
Все семь основных международных договоров о правах человека содержат положения, гарантирующие защиту прав человека в контексте медицинской помощи. Хотя эти договоры имеют обязательную силу только для ратифицировавших их государств, закрепленные в них нормы оказывают сильное моральное и политическое воздействие даже на страны, которые их не ратифицировали. Многие договоры, например, два международных пакта и Конвенция о правах ребенка (КПР), были одобрены большинством стран (а КПР - почти всеми странами).1 Договорными органами, контролирующими исполнение международных договоров, в качестве официальных источников толкования законодательных норм изданы многочисленные комментарии общего характера. Например, Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП) издан Комментарий общего характера № 14 к статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП), в котором право на здоровье трактуется, как право человека принимать решения, касающиеся собственного здоровья и собственного организма. Все договорные органы ведут мониторинг соблюдения договоров путем рассмотрения подаваемых государствами периодических национальных докладов, итогом их изучения являются заключительные замечания.2 Большинство договорных органов, в том числе Комитет по правам человека (КПЧ), Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ), Комитет против пыток (КПП), Комитет по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) и Комитет по правам инвалидов (КПИ), теперь также могут при определенных обстоятельствах рассматривать индивидуальные жалобы, в большинстве случаев при условии, что государство ратифицировало соответствующий Факультативный протокол к международному договору.3 В совокупности эти материалы могут быть использованы для дальнейшего толкования международных норм.
МПГПП наряду с ВДПЧ и МПЭСКП является частью Международного билля о правах. Мониторинг исполнения МПГПП осуществляет КПЧ. К актуальным для защиты прав пациента положениям относятся следующие:
Мониторинг исполнения МПЭСКП осуществляет КЭСКП. Основные положения:
Специальный докладчик по вопросу права на здоровье – это независимый эксперт (в настоящий момент – Ананд Гровер, сменивший на этом посту профессора Пола Ханта в августе 2008 г.), которому ООН поручила изучать способы эффективного соблюдения права на наивысший достижимый уровень здоровья. Специальный докладчик посещает страны с визитами, публикует ежегодные доклады и проводит углубленные исследования по конкретным вопросам. Например, в сентябре 2007 г. Специальный докладчик выпустил проект рекомендаций для фармацевтических компаний по обеспечению доступности лекарств.7 К другим актуальным для защиты прав пациента положениям относятся следующие:
Примечание: Специальный докладчик по вопросу права на здоровье8
Мониторинг исполнения Конвенции осуществляет Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ). Основные положения:
(См. также Рекомендации общего характера № 24 к статье 12 (женщины и здоровье), всесторонний анализ потребностей женщин в вопросах охраны здоровья и рекомендации правительствам по принятию мер в этой сфере.) 10
Мониторинг исполнения Конвенции осуществляет Комитет по ликвидации расовой дискриминации. Основные положения: статья 5(1)(е) (запрещение расовой дискриминации в отношении права на здравоохранение и медицинскую помощь).
Мониторинг исполнения Конвенции осуществляет Комитет против пыток. В 2002 г. был принят новый Факультативный протокол к КПП, где основное внимание уделяется предотвращению пыток. 13
Исполнение Конвенции контролирует Комитет по правам ребенка. КПР содержит широкий спектр гарантий соблюдения гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Основные положения: статья 24 (право на наивысший достижимый уровень здоровья).
Мониторинг исполнения Конвенции осуществляет Комитет ООН по защите прав трудящихся-мигрантов. МКМ содержит широкий спектр гарантий соблюдения гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Основные положения:
КПИ касается лиц с «устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями», ее цель «заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства».17 КПИ содержит широкий спектр гарантий соблюдения гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Конвенция вступила в силу 12 мая 2008 г. Основные положения: статья 25 (здоровье). К другим актуальным для защиты прав пациента положениям относятся следующие:
^
^ Ряд других важных международных документов, принятых на основе консенсуса, не имеют обязательной силы международного договора, но оказывают существенное политическое и моральное влияние.
В декларации еще раз подтверждается, что здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов, и составляет одно из фундаментальных прав человека (статья 1). В декларации подчеркивается важность первичной медико-санитарной помощи.
В хартии рассматриваются такие вопросы, как неприкосновенность частной жизни и информированное согласие.
В декларации освещаются вопросы права на конфиденциальность, информацию и информированное согласие. Ниже следует отрывок из преамбулы: В последние годы отношения между врачами, пациентами и широкой общественностью претерпели значительные изменения. Хотя врач должен действовать в интересах пациента сообразно своей совести, необходимы также соответствующие гарантии автономии и справедливого отношения к пациенту. Настоящая Декларация утверждает основные права, которыми, с точки зрения медицинского сообщества, должен обладать каждый пациент. Врачи и прочие лица или учреждения, участвующие в оказании медицинской помощи, несут солидарную ответственность за признание и поддержку указанных прав. Если в какой-либо стране положения законодательства или действия правительства препятствуют реализации нижеперечисленных прав, врачи должны стремиться всеми доступными средствами восстановить их и обеспечить их соблюдение.
Декларация опубликована МАОП в рамках деятельности Альянса по отстаиванию прав пациентов на международном уровне и усилении роли пациентов в определении соответствующих аспектов политики здравоохранения с целью оказания влияния на международные, региональные и национальные программы и политику в области здравоохранения. В документе провозглашены пять принципов:
Пациенты и лица, которые осуществляют медицинский уход за ними, пользуются фундаментальным правом на охрану здоровья, ориентированную на пациентов и уважающую их уникальные потребности, предпочтения и ценности, а также их самостоятельность и независимость
Пациенты имеют право и обязанность по мере своих способностей и предпочтений участвовать в качестве партнера в принятии решений, касающихся сферы охраны здоровья и влияющих на их жизнь. Для этого требуется система медицинского обслуживания, реагирующая на нужды пациентов и предоставляющая адекватный выбор вариантов лечения и ведения заболеваний, соответствующий этим нуждам, а также поощрение и поддержка пациентов и лиц, осуществляющих уход за пациентами, с целью достижения наивысшего возможного качества жизни. Организации пациентов должны иметь возможность играть ведущую роль в поддержке пациентов и их семей с целью осуществления их права на информированный выбор медицинского обслуживания.
Пациенты и организации пациентов должны иметь возможность взять на себя часть ответственности за формирование политики здравоохранения путем реального и поощряемого участия на всех уровнях и на всех этапах принятия решений, чтобы в таких решениях во главу угла были поставлены интересы пациента. Они не должны ограничиваться политикой здравоохранения, но должны включать в себя, к примеру, социальную политику, которая, в конечном счете, повлияет на жизнь пациентов.
Пациентам должно быть доступно необходимое медицинское обслуживание, под которым подразумеваются безопасные, качественные и адекватные услуги, виды лечения, профилактики и медицинского просвещения. Необходимо обеспечить всем пациентам доступность необходимых услуг независимо от их состояния и социо-экономического статуса. Чтобы пациент мог достичь максимально доступного качества жизни, медицинское обслуживание должно удовлетворять эмоциональным требованиям пациентов и учитывать немедицинские факторы, такие как образование, занятость и семейные проблемы, влияющие на выбор пациентом медицинских услуг и на организацию таких услуг.
Достоверная, актуальная и исчерпывающая информация необходима для того, чтобы пациенты и лица, осуществляющие медицинский уход, могли принимать информированные решения о лечении и о том, как жить с данным заболеванием. Информация должна предоставляться в надлежащем формате в соответствии с принципами медицинской грамотности и с учетом состояния здоровья, языка, возраста, интеллекта, способностей и культуры пациента.
Декларация является итоговым документом Четвертой международной конференции по вопросам охраны здоровья. В ней обозначен ряд приоритетов в области охраны здоровья в XXI веке, включая социальную ответственность, увеличение объема инвестиций, обеспечение стабильной инфраструктуры и расширение возможностей каждого отстаивать свои права и интересы.
МСМС считает право на медицинскую помощь правом всех лиц независимо от финансовых, политических, географических, расовых или религиозных факторов. Оно включает: право выбора медицинского обслуживания или отказа от него, право согласиться на определенное лечение или питание либо отказаться от них, право на информированное согласие, право на конфиденциальность, право на человеческое достоинство и право на достойную смерть. МСМС следит за соблюдением прав как лиц, обращающихся за медицинской помощью, так и лиц, ее оказывающих. Медицинские сестры обязаны всегда и везде защищать и активно поощрять соблюдение прав человека на охрану здоровья. Это обязательство включает в себя обеспечение адекватного ухода с учетом имеющихся ресурсов и в соответствии с сестринской этикой. Более того, медсестра обязана обеспечить получение пациентом соответствующей информации на понятном ему языке перед тем, как пациент даст согласие на какое-либо лечение или обследование, в том числе на участие в научных исследованиях. ^ В настоящем разделе рассматриваются и анализируются международные механизмы защиты девяти ключевых прав пациента, а именно: права на свободу и личную неприкосновенность, право на частную жизнь и конфиденциальность, право на информацию, право на физическую неприкосновенность, право на жизнь, право на наивысший достижимый уровень здоровья, право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения, право на участие в публичной политике, право на свободу от дискриминации и на равенство пациентов. КЭСКП дал наиболее значимое международное юридическое толкование понятия прав пациента. Особенно важным считается Комментарий общего характера № 14 (к статье 12 МПЭСКП) о праве на высший достижимый уровень здоровья. Кроме того, КЭСКП неоднократно осуждал государства за отказ выделить достаточные средства на охрану здоровья и медицинское обслуживание пациентов. Однако на момент написания этих строк отсутствие механизма подачи индивидуальных жалоб не позволяет КЭСКП рассматривать конкретные случаи нарушений помимо системных недостатков, отмечаемых в национальных докладах. Ожидаемое введение такого механизма даст КЭСКП возможность по примеру родственного ему договорного органа – КПЧ – разработать значительную прецедентную базу по правам человека в контексте оказания медицинской помощи. Хотя наиболее подробно вопрос о праве на охрану здоровья разработан КЭСКП, другие договорные органы ООН также сформулировали важные комментарии по вопросам защиты прав пациента. КПЧ нередко ссылается на статьи 9 и 10 МПГПП, осуждая незаконное содержание под стражей психиатрических больных и, соответственно, отказ заключенным в медицинской помощи. Он также отстаивает необходимость защиты конфиденциальности медицинских сведений в соответствии со статьей 17 МПГПП, а на основании статьи 6 МПГПП, провозглашающей право на жизнь, требует гарантировать медицинскую помощь лицам, находящимся в местах предварительного заключения. Кроме того, как подробно рассмотрено ниже, органы ООН, занимающиеся мониторингом дискриминации по признаку расы и пола, также рассматривают вопросы равного доступа к медицинскому обслуживанию. Помимо имеющих обязательную силу договоров существуют и другие международные положения, например, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, в которых заложены важные нормы, касающиеся прав пациента. Несмотря на то, что эти стандарты не имеют обязательной силы и нельзя потребовать их соблюдения государством, пациенты и их защитники могут обращаться к данным нормам для продвижения нового, более прогрессивного толкования положений международных договоров. Право на свободу и личную неприкосновенность ^
^
КПЧ постановил, что лечение в психиатрическом учреждении против воли пациента является одной из форм лишения свободы, подпадающей под положения статьи 9 МПГПП.27 В этом контексте КПЧ посчитал содержание в закрытом учреждении по психиатрическим основаниям в течение 14 дней без судебной проверки нарушением статьи 9(1) МПГПП.28 В отношении случая незаконной госпитализации в рамках законодательства о психиатрической помощи, когда потерпевшая на момент госпитализации считалась дееспособной и правомочной принимать решения от своего имени, КПЧ постановил следующее: 29 На государство возложена особая обязанность - обеспечить защиту находящихся под его юрисдикцией уязвимых лиц, в том числе лиц с психическими нарушениями. [Комитет] считает, что поскольку заявительница страдала снижением дееспособности, что, возможно, повлияло на ее способность полноценно участвовать в судебном разбирательстве, суд должен был обеспечить ей сопровождение или представительство, достаточные для соблюдения ее прав в ходе судебного производства... Комитет признает, что могут возникнуть прецеденты, когда психическое здоровье пациента настолько нарушено, что для предупреждения нанесения вреда самому пациенту или другим лицам принятие решения о принудительной госпитализации без достаточного сопровождения или представительства с целью соблюдения прав пациента может быть неизбежным. В данном деле не было доказано наличие такого состояния пациента. По этим причинам Комитет считает, что принудительная госпитализация заявительницы была произвольной в значении параграфа 1 статьи 9 Пакта.30
1. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды наравне с другими: (а) пользовались правом на свободу и личную неприкосновенность; (b) не лишались свободы незаконно или произвольно и чтобы любое лишение свободы соответствовало закону, а наличие инвалидности ни в коем случае не становилось основанием для лишения свободы. 2. Государства-участники обеспечивают, чтобы в том случае, если на основании какой-либо процедуры инвалиды лишаются свободы, им наравне с другими полагались гарантии, согласующиеся с международным правом прав человека, и чтобы обращение с ними соответствовало целям и принципам настоящей Конвенции, включая обеспечение разумного приспособления.
Право на частную жизнь ^
^
Право на конфиденциальность
Примечание: конфиденциальность информации о сексуальном и репродуктивном здоровье Очевидно, что необходимость соблюдать конфиденциальность медицинских сведений оказывает влияние на многие аспекты охраны здоровья. Однако конфиденциальность особенно важна в сфере сексуального и репродуктивного здоровья. Органы ООН по контролю за выполнением договоров по вопросам соблюдения права на частную жизнь признали (1) неприемлемость положений, обязывающих медицинских работников во всех без исключения случаях сообщать об абортах в свете криминализации этой процедуры, что препятствует обращению женщин за медицинской помощью и ставит под угрозу их жизнь;31 (2) необходимость расследовать сообщения о том, что при найме на работу на иностранные предприятия женщин заставляют проходить тесты на беременность и отвечать на вопросы о своей частной жизни с последующим приемом препаратов для предупреждения беременности;32 (3) необходимость рассмотреть и решить вопрос о соблюдении конфиденциальности в отношении сексуального и репродуктивного здоровья подростков, в том числе состоящих в раннем браке и находящихся в неблагоприятной жизненной ситуации.33 Право на информацию ^
^
«Право человека получать доступ к информации медицинского характера о своем состоянии здоровья является частью права каждого на доступ к касающейся его информации личного характера. Государство не предъявило никаких оснований для своего отказа предоставить доступ к такой информации, а поэтому отказ в просьбе пострадавшего о доступе к его медицинской карте является нарушением обязанности государства уважать право всех на «гуманное обращение и уважение достоинства каждой человеческой личности» независимо от того, имел ли такой отказ последствия для лечения пострадавшего.» 35
Право на получение информации
Достоверная, актуальная и исчерпывающая информация необходима для того, чтобы пациенты и лица, осуществляющие медицинский уход, могли принимать информированные решения о лечении и о том, как жить с данным заболеванием. Информация должна предоставляться в надлежащем формате в соответствии с принципами медицинской грамотности и с учетом состояния здоровья, языка, возраста, интеллекта, способностей и культуры пациента. Примечание: доступность информации о сексуальном и репродуктивном здоровье
Право на физическую неприкосновенность ^
^ Примечание: право на физическую неприкосновенность Право на физическую неприкосновенность не упоминается как таковое в МПГПП и МПЭСКП, но в толкованиях этих документов оно признается частью права на личную неприкосновенность (МПГПП 9), права на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения (МПГПП 7), права на частную жизнь (МПГПП 17) и права на наивысший достижимый уровень здоровья (МПЭСКП 12).
^ [Право на здоровье включает в себя] право не подвергаться лечению и медицинским или научным опытам без свободного согласия.
Диагностические процедуры или лечение могут проводиться против воли пациента в исключительных случаях, конкретно предусмотренных законом, в соответствии с принципами медицинской этики. Примечание: калечащие операции на женских половых органах и право на физическую неприкосновенность
Право на жизнь ^
^
^ Право на жизнь «не подлежит узкому» или «ограничительному толкованию», а его защита «требует от государств принятия позитивных мер…, направленных на повышение продолжительности жизни».
Государства обязаны обеспечить соблюдение права на жизнь в отношении заключенных, а не [заключенные] должны просить о защите... Государство-участник должно таким образом организовать места лишения свободы, чтобы знать о состоянии здоровья заключенных в той степени, в какой этого можно ожидать на разумных основаниях. Недостаток финансовых средств не освобождает государство от этой обязанности.44 Поскольку при следственном изоляторе имелась функционирующая медицинская служба, которой должно было быть известно об опасном изменении состояния здоровья жертвы, государству было предписано принять срочные меры, чтобы обеспечить соответствие условий содержания под стражей обязательствам, предусмотренным статьями 6 и 10. Эти обязательства остаются в силе даже в том случае, когда подобные учреждения находятся в ведении частных компаний.45
Право на наивысший достижимый уровень здоровья ^
^
(2) Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для (a) снижения уровней смертности младенцев и детской смертности; (b) обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей, с первоочередным вниманием, развитию первичной медико-санитарной помощи…d) предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды.
а) обеспечивают инвалидам тот же набор, качество и уровень бесплатных или недорогих услуг и программ по охране здоровья, что и другим лицам, в том числе в области сексуального и репродуктивного здоровья и по линии предлагаемых населению государственных программ здравоохранения; b) предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях — коррекцию, и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых; с) организуют эти услуги в сфере здравоохранения как можно ближе к местам непосредственного проживания этих людей, в том числе в сельских районах; d) требуют, чтобы специалисты здравоохранения предоставляли инвалидам услуги того же качества, что и другим лицам, в том числе на основе свободного и информированного согласия посредством, среди прочего, повышения осведомленности о правах человека, достоинстве, самостоятельности и нуждах инвалидов за счет обучения и принятия этических стандартов для государственного и частного здравоохранения; е) запрещают дискриминацию в отношении инвалидов при предоставлении медицинского страхования и страхования жизни, если последнее разрешено национальным правом, и предусматривают, что оно предоставляется на справедливой и разумной основе; f) не допускают дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой области либо получении пищи или жидкостей по причине инвалидности. |