И. Н. Денисов 30 октября 2000 г icon

И. Н. Денисов 30 октября 2000 г





Скачать 0.89 Mb.
Название И. Н. Денисов 30 октября 2000 г
страница 1/6
Дата 12.02.2013
Размер 0.89 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6
Министерство здравоохранения Российской Федерации


Учебно-методическое объединение медицинских
и фармацевтических вузов



Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова


«СОГЛАСОВАНО»


Руководитель департамента образовательных

медицинских учреждений

и кадровой политики

МЗ РФ

Н.Н. Володин



«УТВЕРЖДАЮ»


Зам. председателя

учебно-методического

объединения медицинских

и фармацевтических вузов


И.Н. Денисов

30 октября 2000 г.




19 октября 2000 г.



^ Государственный стандарт послевузовской
профессиональной подготовки специалистов


с высшим медицинским образованием по специальности
№ 040109.02 «Рефлексотерапия»



Москва - 2000


Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 040109.02 «рефлексотерапия», подготовлен сотрудниками Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова:


кафедры нелекарственных методов лечения и клинической физиологии:


^ В.Г. Зилов - зав.кафедрой, член-корреспондент РАМН, профессор;


М.Н. Мельникова - доцент, кандидат медицинских наук;


А.А. Михайлова - доцент, кандидат медицинских наук;


^ Е.Б. Новикова - доцент, кандидат медицинских наук;


кафедры традиционых методов лечения и физиотерапии:


Л.Г. Агасаров - зав.кафедрой, профессор;


Э.Д. Киямова - кандидат медицинских наук.

ВВЕДЕНИЕ


В целях повышения качества оказания медицинской помощи населению, совершенствования подготовки специалистов, дальнейшей разработки и внедрения рефлексотерапии Министерством здравоохранения РФ решен вопрос о введении в номенклатуру врачебных специальностей специальности "Рефлексотерапия" (код 040109.02). Приказом N364 от 10.12.97 г. утверждены также Приложения, касающиеся положения врача-рефлексотерапевта, его квалификационной характеристики, инструктивно-методических указаний по аттестации специалистов на присвоение квалификационной категории по специальности "Рефлексотерапия".

Одной из основных задач, поставленных Приказом N364, является разработка учебных программ подготовки врачей-рефлексотерапевтов в системе последипломного профессионального образования, включая первичную подготовку по специальности и повышение квалификации.

Первичная профессиональная подготовка по рефлексотерапии основана на базисных знаниях высшего медицинского образования и может осуществляться в ординатуре, на циклах общего усовершенствования с последующим получением итогового документа. Дополнительными формами профессионального образования являются тематические циклы усовершенствования.

В соответствии с современными научно-практическими требованиями в подготовке специалистов-рефлексотерапевтов возросла значимость стандарта при разработке программ последипломного образования. Настоящая программа составлена в соответствии со структурой стандарта последипломного профессионального образования, утвержденного Учебно-методическим отделом по высшему медицинскому и фармацевтическому образованию Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова.

^

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


к государственному стандарту послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 040109.02 "Рефлексотерапия".


Целью послевузовской профессиональной подготовки является формирование широко образованного врача-специалиста с гуманистическим и естественно-научным мировоззрением, высокой общей культурой, ориентированного на работу в современных условиях.

Образовательный стандарт подготовки по специальности "Рефлексотерапия" разработан на основании макета государственного стандарта подготовки специалистов с высшим медицинским образованием. Стандарт состоит из федерального компонента "Клиническая подготовка, включая смежные специальности" и регионального вузовского компонента - блоки фундаментальных дисциплин, организация и экономика здравоохранения, элективы.

В соответствии с Приказом МЗ РФ N364 от 10.12.97. в номенклатуру специальностей учреждений здравоохранения введена специальность "Рефлексотерапия" (код 040109.02), утверждено положение о враче-рефлексотерапевте (Приложение 2).

Врач-рефлексотерапевт - специалист с высшим медицинским образованием по специальности "Лечебное дело", прошедший послевузовскую подготовку (ординатуру) или специализацию по рефлексотерапии в государственных образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, владеющий теоретическими знаниями и практическими навыками в области рефлекторной диагностики и терапии в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и имеющий соответствующее удостоверение.

Директивными документами предусмотрены следующие нормативные сроки освоения стандартов послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием:

- Клиническая ординатура - 2 года, 3456 часов. Приказ N23 от 17.02.93 "Об утверждении положения о клинической ординатуре".

- Общее усовершенствование по специальности (переподготовка) – не менее 500 часов. Постановление Госкомвуза РФ N12 от 27.12.95.

- Аттестационные циклы - не менее 144 часов. Постановление Госкомвуза РФ N13 от 27.12.95.

- Тематическое усовершенствование - не менее 72 часов. Постановление Госкомвуза РФ N13 от 27.12.95.

Настоящая программа послевузовской профессиональной подготовки по рефлексотерапии разработана на основании Унифицированной программы, утвержденной Управлением научных и образовательных медицинских учреждений МЗ РФ 6.05.98. В соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания стандартов послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием 90% от всего времени обучения составляет профессиональная подготовка и 10% - элективы. В профессиональную подготовку входит клиническая подготовка - 80%, фундаментальные дисциплины - 7%, вопросы организации, экономики и управления здравоохранением - 3%. Клиническая подготовка включает 8 недель поликлинической практики за весь период обучения в ординатуре.

Программа содержит:

- Квалификационную характеристику врача-рефлексотерапевта.

- Методические рекомендации по преподаванию специальности.

- Учебный план.

- Учебно-тематический план.

- Содержание программы с изложением основных вопросов в заданной последовательности по разделам, темам, элементам и модулям.

- Тестовые задания и ситуационные задачи к проведению итоговой аттестации (примеры).

- Список обязательной и рекомендуемой литературы.


Приложение 3.

УТВЕЖДЕНО

Приказ Министерства здравоохранения

Российской Федерации N364 от 10.12.97

^

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА врача-рефлексотерапевта.



В соответствии требованиями специальности врач-рефлексотерапевт должен знать и уметь:

1.Общие знания:

-основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации;

-основы организации лечебно-профилактической помощи в больницах и амбулаторно-поликлинических учреждениях, скорой и неотложной медицинской помощи, Всероссийской службы медицины катастроф;

-основы медицинской этики и деонтологии;

-принципы деятельности учреждений здравоохранения и медицинских работников в условиях страховой медицины, основные вопросы экономики в здравоохранении;

-основы социальной гигиены и санитарно-эпидемиологической службы;

-общие принципы и основные методы клинический, инструментальной и лабораторной диагностики функционального состояния органов и систем организма;

-этиологию, патогенез, клиническую симптоматику, особенности течения, принципы комплексного лечения основных заболеваний.

2.Врач-рефлексотерапевт должен уметь:

-оказать экстренную медицинскую помощь при травмах и угрожающих жизни состояниях, провести реанимационные мероприятия при терминальных состояниях;

-организовать и провести прием первичных больных различного профиля в амбулаторных и стационарных условиях;

-получать информацию об общем состоянии пациента, выявлять общие и специфические признаки заболевания в соответствии с общепринятыми современными медицинскими критериями;

-определять необходимые взаимодополняющие общие и специальные методы исследования и проводить анализ полученных данных;

- назначать и проводить необходимое лечение методами рефлексотерапии и комплексное лечение с их использованием;

-применять необходимые в работе врача принципы психологии общения, основные психотерапевтические навыки, проводить санитарно-просветительную работу среди населения;

-оформлять медицинскую документацию, применять статистические методы в здравоохранении, использовать персональный компьютер;

3. Специальные знания.

3.1. Врач-рефлексотерапевт должен знать:

-предмет, содержание, задачи и разделы рефлексотерапии как самостоятельной комплексной клинической дисциплины, содержание основных научно-практических направлений рефлексотерапии;

-организацию службы рефлексотерапии в Российской Федерации, ее организационно-методическую структуру, действующие директивные и инструктивно-методические документы; задачи и структуру региональных и областных клинических центров рефлексотерапии;

-задачи, структуру, категорийность, штаты и оснащение службы рефлексотерапии, в том числе кабинетов и отделений рефлексотерапии поликлиник и больниц;

-задачи, организацию труда и функциональные обязанности сотрудников центров, отделений и кабинетов рефлексотерапии;

-принципы планирования деятельности и отчетности учреждений службы рефлексотерапии;

-методику проверки организациии службы рефлексотерапии в структурах органов управления здравоохранением;

-общую методологию и основополагающие теоретические концепции традиционной акупунктуры;

-традиционную и современную теории механизмов лечебного, профилактического и реабилитационного действия средств и методов рефлексотерапии, показания и противопоказания к их использованию;

-топографию корпоральных акупунктурных каналов и точек, их классификацию, способы уточнения локализации, показания к исполь-зованию, их диагностическое и терапевтическое значение;

-топографию микроакупунктурных систем (аурикулярной, краниальной, кисти-стопы, назальной, оральной), их диагностическое и терапевтическое значение;

-специальные методы диагностики, применяемые в рефлексотерапии, основанные на измерении биоэлектрических температурных, морфологических и физиологических параметров точек акупунктуры;

-диагностическое значение и интерпретацию показателей, регистрируемых с точек акупунктуры;

-анатомические и гистологические основы рефлексотерапии, общую физиологию и патофизиологию центральной и периферической нервной системы, анализаторных (зрительной, слуховой, соматосенсорной) систем, физиологию и патофизиологию вегетативной нервной системы и регуляции вегетативных функций, физиологию и патофизиологию высшей нервной деятельности;

-морфо-функциональные особенности акупунктурных точек и каналов, их иннервацию и васкуляризацию;

-структурно-функциональные основы висцеро-соматических и сомато-висцеральных рефлексов, лежащих в основе рефлекторной диагностики и участвующих в развитии лечебных эффектов рефлексотерапии;

-механизмы рефлексотерапии, реализуемые соматической и вегетативной нервной системами, периферические и центральные уровни развития лечебных эффектов;

-механизмы развития рефлекторной аналгезии, современную теорию боли, морфофункциональную организацию ноцицептивной и антиноцицептивной систем организма;

-биохимические и биофизические основы рефлексотерапии, другие разделы фундаментальных медико-биологических наук, предусмотренные унифицированной программой подготовки врача-рефлексотерапевта;

-общие принципы и конкретные схемы сочетания методов рефлексотерапии с другими методами лечения, профилактики и реабилитации при различных заболеваниях и патологических состояниях;

-применение методов рефлексотерапии во всех областях клинической медицины, где они не противопоказаны;

-использование рефлексотерапии при диспансерном наблюдении в профилактических и реабилитационных целях, в санаторно-курортных учреждениях.

3.2. Специальные умения:

-провести клинический осмотр больного, поставить диагноз согласно современной нозологической номенклатуре и провести дифференциальную диагностику со смежной патологией;

-провести специальную диагностику функционального состояния акупунктурных каналов и микроакупунктурных систем, используя пальпаторные, инструментальные, аппаратно-программные и другие методы,

предусмотренные унифицированной программой подготовки врача-реф-лексотерапевта;

-выявить показания и противопоказания для рефлексотерапии;

-определить оптимальные для данного больного методы рефлекотерапии, их сочетание и использование в комплексном лечении;

-провести классические (иглоукалывание, прижигание) и современные (электрические, лазерные и др.) лечебные методы воздействия на точки акупунктуры и микроакупунктурных систем;

-предусматривать возможные осложнения рефлексотерапии;

-использовать скорую рефлексотерапевтическую помощь;

-использовать рефлексотерапию как самостоятельный метод лечения и как элемент комплексного лечения при всех нозологическиех формах, имеющих показания к ее применению.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРЕПОДАВАНИЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ"


Послевузовское профессиональное образование по специальности "Рефлексотерапия" имеет свои существенные особенности, которые откладывают отпечаток на всю организацию учебного процесса, формы и методы проведения учебных занятий.

Программа обучения в ординатуре имеет два раздела: профессиональную подготовку и элективы. Профессиональная подготовка составляет 85% всего учебного времени и предусматривает теоретическую и клиническую подготовку. Теоретическая часть составляет не менее 5% учебного времен и включает в себя вопросы теории рефлексотерапии, вопросы управления здравоохранением, страховую медицину, ведение медицинской документации. Клиническая подготовка занимает 80% учебного времени, обязательно включая 8 недель работы ординатора в поликлинике за весь период обучения.

Элективные курсы в ординатуре направлены на более углубленную подготовку по специальности, ее разделам или смежным дисциплинам.

После окончания каждого этапа образовательно-профессиональной программы проводится итоговая аттестация, причем вопросы подготовки по смежным дисциплинам, управлению здравоохранением и элективы включаются во все формы контроля знаний ординаторов и курсантов.

При проведении учебного процесса, ориентированного на квалификационную характеристику врача-рефлексотерапевта, используются следующие его формы: лекция, семинар, практические занятия, самостоятельная работа курсантов.


1.ЛЕКЦИЯ.

Учебная лекция - одна из форм систематических учебных занятий, в задачу которой входит: определение содержания изучаемого предмета, ознакомление слушателей с развитием науки по специальности "Рефлексотерапия", ее связи с другими научными проблемами и практикой здравоохранения, формирование деонтологических принципов.

На лекцию выносят наиболее сложные теоретические разделы курса, требующие глубокого понимания и логического изложения. В зависимости от целей и содержания различают следующие виды учебных лекций:

- Вводная лекция знакомит курсантов с сущностью рефлексотерапии, историей ее развития в России и за рубежом, ее связью с другими медицинскими и биологическими проблемами, новейшими достижениями науки, вопросами организации здравоохранения.

- Обзорная лекция касается общих, ведущих проблем рефлексотерапии с учетом новейших достижений отечественной и зарубежной медицинской и биологический науки.

- Тематическая лекция представляет собой часть систематического курса лекций, посвящается разбору одной темы или одного раздела учебной программы.

В структуре лекции имеется введение, содержащее цель лекции, основное изложение материала и заключение с краткими выводами по отдельным разделам лекции. Лекции читают наиболее квалифицированные преподаватели - заведующий

кафедрой, профессор, доцент. Объем лекции в часах и по тематике определяется учебным планом цикла, число лекционных часов в день не должно превышать 4-х академических часов (45 мин.).

К каждой лекции составляют методические разработки, содержащие название лекции, объем учебного времени, цели и задачи ее, контингент слушателей, последовательность изложения материала (план или конспект), характер иллюстративного материала, перечень основной литературы по теме лекции. Лекции предварительно обсуждают на методическом совещании кафедры.

Чтение лекций проводят в специально оборудованном помещении, позволяющим демонстрировать таблицы, слайды, приборы и работать с другими техническими средствами обучения. На лекциях присутствуют все слушатели цикла, которых предварительно знакомят с темой лекции.

Учебную нагрузку преподавателю, читающему лекцию, учитывают по фактически затраченному времени и отмечают в журнале педагогической нагрузки кафедры и отчете куратора цикла.


2. СЕМИНАР.

Семинар - систематическая, наиболее активная и эффективная форма учебного процесса, способствующая глубокому и детальному усвоению учебного материала, входящего в состав учебного плана.

Общие цели семинара: углубление и закрепление теоретических знаний курсантов по конкретному разделу, теме учебной программы, формирование умений и навыков их использования, развитие логики мышления, способности принимать правильное решение. Семинар является важным связующим звеном между теоретическим освоением специальности рефлексотерапии и применением этих положений на практике, служит формированию у курсантов профессиональных качеств, научного мышления.

На семинары выносят, как правило наиболее сложные разделы программы, требующие глубокого осмысления, логических действий, выработки конкретных решений. Объем в часах, тематика и содержание семинаров определяются учебным планом цикла.

В подготовке к семинару преподавателю следует:

- четко определить цели и задачи семинара, дать название его в строгом соответствии с учебным планом программы,

- составить методическую разработку семинара, содержащую порядок работы, перечень вопросов для дискуссии и литературу, необходимую для предварительной проработки,

- использовать содержание теоретических занятий (лекций) по тематике семинара.

Предварительная самостоятельная подготовка курсантов к семинарам обязательна. Она включает ознакомление с темой предстоящего семинара, перечнем обсуждаемых вопросов и необходимой литературой. Продолжительность одного учебного часа семинара 45 минут, общая продолжительность семинара от 1 до 4 часов. Руководство семинаром поручается наиболее опытным в методическом отношении и подготовленным преподавателям из числа профессоров, доцентов, ассистентов, а в отдельных случаях - работникам практического здравоохранения.

Повышению эффективности семинаров способствует обеспечение их вспомогательными средствами, к которым относят плакаты, таблицы, схемы, технические средства обучения, а также учебно-методические материалы (справочная литература, методические разработки).

В зависимости от целей, задач обучения используют следующие виды семинаров:

- Семинар-коллоквиум проводят с целью проверки освоения ин-

формации, полученной на занятиях, повторения и закрепления знаний, их оценки. Методика проведения заключается в вопросах и ответах (устно или в письменной форме). Программированный тестовый контроль знаний. Учебная нагрузка рассчитывается по фактическим затратам времени согласно расписанию преподавателю, ведущему семинар.

- Семинар по обсуждению контрольных работ проводят в целях выяснения неясных вопросов, закрепления информации. Преподаватель, ведущий семинар, знакомится с контрольными работами курсантов и проводит анализ допущенных ошибок. Учебная нагрузка рассчитывается по фактическим затратам времени согласно расписанию преподавателю, ведущему семинар.

- Семинар-дискуссия проводится с целью сообщения новой информации, развития мышления, умения применять знания на практике, приобщения курсантов к научной деятельности. Преподаватель, ведущий семинар, ставит на обсуждение вопросы проблемного характера, проводит дискуссию, дает оценку прошедшего обсуждения и подводит итоги. Учебная нагрузка рассчитывается по фактическим затратам времени согласно расписанию преподавателю, ведущему семинар.

- Семинар-конференция - одна из форм семинара, являющаяся связующим звеном между теоретическими положениями науки и применением их на практике. Общая цель семинара-конференции - сообщение новой информации (результатов научных исследований, апробации новых методов диагностики, лечения, реабилитации, профилактики и др.) одним из курсантов цикла. В структуре семинара-конференции выделяют вводную часть, выступление докладчика, выступление содокладчиков (рецензентов), дискуссию по основным положениям доклада, заключение преподавателя, ведущего семинар-конференцию. Семинар-конференцию проводят зав.кафедрой, профессор или доцент со всеми курсантами цикла. Учебную нагрузку профессорско-преподавательского состава кафедры, участвующего в семинаре-конференции, определяют из фактических затрат времени и учитывают ведущему конференцию и всем преподавателям, присутствующим на ней.

- Семинар - учебно-реферативная конференция является одной из форм семинара, которая способствует более глубокому и детальному усвоению предмета, служит школой научного мышления, формированию творческой мысли обучаемого, связи между теоретическими положениями рефлексотерапии и применением их на практике, развитию интереса к поиску в литературе необходимой информации, выработке собственного мнения будущего врача-специалиста. В самом начале цикла зав. кафедрой и куратор с учетом состава курсантов и уровня их подготовки намечают темы наиболее актуальных реферативных докладов, распределяют темы среди курсантов. По каждому из сообщения назначают консультанта из числа преподавателей для помощи курсантам в поиске и подборе необходимой литературы. Учебно-реферативную конференцию проводит зав. кафедрой или профессор. Проведение учебно-реферативной конференции возможно за счет сокращения объема лекционной части курса. Частота проведения учебно-реферативной конференции не более 1 раза в 2 недели. Учебно-реферативную конференцию проводят со всем циклом. Педагогическую нагрузку учитывают всем преподавателям, принимавшим участие в конференции.

- Семинар-экскурсия знакомит курсантов с новейшими достижениями науки и практики рефлексотерапии, способствует более глубокому усвоению предмета, расширяет кругозор будущих врачей-специалистов. Оъектом семинара-экскурсии могут быть отделения и кабинеты рефлексотерапии лечебно-профилактического учреждения, отделы

и лаборатории различных направлений и проблем рефлексотерапии научно-исследовательских институтов. Задачами семинара-экскурсии являются ознакомление с опытом работы, ознакомление с достижениями науки, перспективы развития. К проведению семинара-экскурсии следует привлекать основных работников объекта посещения. Семинар-экскурсия проводится с курсантами всего цикла, отражается в расписании занятий и журнале педагогической нагрузки. Учебную нагрузку учитывают куратору цикла или преподавателю, сопровождающему курсантов цикла.


^ 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

Практическое занятие - одна из форм систематических учебных занятий, приближенных к реальным условиям работы врача-специалиста, направленных на развитие самостоятельности курсантов и приобретение необходимых навыков и умений для практической работы.

Практические занятия на цикле специализации по рефлексотерапии являются важнейшей составной частью общего курса и заключаются в освоении раздела анатомических основ рефлексотерапии, топографии точек акупунктуры, методов определения локализации точек акупунктуры, применения знаний по использованию различных методов рефлексотерапии (классической корпоральной и аурикулярной, электропунктуры, лазеропунктуры и др.). К практическим занятиям относятся также курация больных.

Практические занятия могут носить характер демонстрационных или самостоятельных, в ходе которых курсанты по рекомендации преподавателя или по методическим указаниям проводят необходимые этапы работы. Продолжительность одного занятия 45 минут, общая продолжительность не более 6 часов в день. Перечень умений и навыков, которыми должен овладеть курсант в процессе практических

занятий, определяется квалификационной характеристикой врача-рефлексотерапевта (Приложение 3 Приказа МЗ РФ N364 от 10.12.97).

При подготовке к практическому занятию преподаватель определяет цели и задачи занятия, обеспечивает необходимые оборудование и другие технические средства, составляет методическую разработку, включающую критерии контроля знаний, умений и навыков. Учебная нагрузка рассчитывается по фактическим затратам времени согласно расписанию преподавателю, ведущему практическое занятие.


^ 4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРСАНТОВ.

Самостоятельная работа курсантов, выполняемая без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, является основной формой организации учебного процесса. К самостоятельной работе относят различные по форме и организации занятия, отражающие виды деятельности врача:

- работа с учебной литературой и учебными пособиями,

- работа в виде учебных задач и упражнений по составлению программ акупунктурного лечения (сочетание точек акупунктуры в зависимости от жалоб, состояния больного, клинической и аппаратной акупунктурной диагностики),

- тестовые и ситуационные задачи,

- подготовка обзорных, реферативных и научных докладов,

  • курация больных и пр.



^ 5. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ.

Контроль знаний является основным элементом управления учебной деятельности и находится в тесной связи с другими элементами

педагогической системы - учебными целями, организационными формами обучения, дидактическими процессами. Оценка знаний и умений слушателей должна быть всесторонней, во взаимосвязи с учетом требований, которые предъявляют к уровню профессиональной компетентности и квалификации врача-специалиста. Оценку знаний и умений проводят прежде всего в отношении тех действий курсанта, которые необходимы ему для выполнения профессиональной деятельности.

Контроль обучения проводят на всех этапах учебного процесса. Различают предварительный (вводный, базисный), текущий и итоговый контроль. Базисный контроль проводят в самом начале занятий на цикле с целью определения уровня подготовленности курсантов. Это дает возможность внести коррективы в учебный план цикла, правильно комплектовать группы, оптимально построить индивидуальное обучение. Текущий контроль проводят в ходе учебных занятий с целью установления степени усвоения учебного материала на определенном этапе обучения по завершению конкретной темы или раздела программы. Итоговый контроль (экзамен) проводят в конце обучения с целью оценки результатов обучения, уровня достижения учебных целей.

Контрольные вопросы, задачи должны соответствовать целям обучения и касаться оценки уровня профессиональной квалификации каждого врача-специалиста. Возможны следующие способы контроля:

- контроль, осуществляемый преподавателем,

- контроль с помощью технических средств,

- самоконтроль,

- самоконтроль с помощью технических средств.

Выбор способов контроля определяется целями контроля, контингентом курсантов, наличием контролирующих программ и технических средств контроля. Используют различные методы контроля: устный, письменный, практический и тестовый.

Устный контроль променяют в ходе лекции, семинара и практического занятия на всех этапах учебного процесса. Целью его является оценка уровня знаний, понимания учебного материала, логики мышления.

Письменный контроль в виде письменных контрольных заданий, учебных упражнений, обзоров, рефератов, докладов применяют на всех этапах обучения.

Практический контроль, оценивающий, в первую очередь, практические, мануальные навыки и умения в рефлексотерапии, используют в качестве итогов практического занятия и в качестве итогового экзамена с целью оценки достигнутого результата.

Тестовый контроль дает возможность количественной оценки результатов обучения и измерения (квалиметрии) объема знаний при минимальных затратах времени как в малых, так и больших учебных группах. Его применяют в качестве базисного и итогового контроля без и с помощью технических средств. Комплект тестовых заданий должен полностью охватывать содержание программы обучения по специальности ("банк" тестов обычно содержит от 1500 до 2000 тестовых заданий и образцов ответов).

Контрольные занятия могут проводиться в виде семинара или практического занятия. Учебная нагрузка профессорско-преподавательского состава, проводящего контроль обучения рассчитывается по фактическим затратам времени.

  1   2   3   4   5   6

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

И. Н. Денисов 30 октября 2000 г icon И. Н. Денисов 1 ноября 2000 г

И. Н. Денисов 30 октября 2000 г icon Денисов, И. Н. Диагноз при сердечно-сосудистых заболеваниях. Формулировка,классификации: практическое

И. Н. Денисов 30 октября 2000 г icon Г. Бишкек от 4 октября 2000 года n 83

И. Н. Денисов 30 октября 2000 г icon И. Н. Денисов 24 ноября 2000 г
Фппо московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, член-корр. Рамн, з д н. РФ, проф. И. С. Сидоровой,...
И. Н. Денисов 30 октября 2000 г icon М. А. Пальцев 25 августа 2000 г
«общая врачебная практика (семейная медицина)» разработан на кафедре семейной медицины (заведующий...
И. Н. Денисов 30 октября 2000 г icon 27-31 Октября 2000, Даллас Обзор Конференция aasld одно из самых представительных мероприятий в гепатологии,

И. Н. Денисов 30 октября 2000 г icon 3. У/0832 сд герасимов а. Н. Медицинская информатика: Учебное пособие. – М.: Изд-во «миа», 2008.
Европе, организованного в рамках программы сотрудничества между Министерством здравоохранения и социального...
И. Н. Денисов 30 октября 2000 г icon Положение о военно-врачебной экспертизе
Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе (с изменениями от 22 октября 1998 г., 8 сентября...
И. Н. Денисов 30 октября 2000 г icon 2000 г. Номер государственной регистрации
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02. 03. 2000...
И. Н. Денисов 30 октября 2000 г icon Программа 9-ой международной научно-практической конференции по стоматологии 28 октября 30 октября
Приветствие представителей Министерства здравоохранения Республики Беларусь и зарубежных гостей
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы