|
Скачать 1.45 Mb.
|
Министерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
^ с высшим медицинским образованием по специальности № 040122.05 «Кардиология» Москва - 2000 ^ ПОСЛЕВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА С ВЫСШИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КАРДИОЛОГИЯ» Авторы: Юренев А.П., зав. кафедрой кардиологии с курсом функциональной диагностики, профессор, президент Московской Ассоциации кардиологов, член Американской коллегии и Американской Ассоциации сердца, академик Международной академии информатизации и Нью-Йоркской академии наук. ^ доцент, кандидат медицинских наук Дьяконова Е.Г., ассистент, кандидат медицинских наук Гориева Ш.Б., ассистент, кандидат медицинских наук Рецензенты: ^ профессор, заместитель директора РКНПК МЗ РФ Арутюнов Г.П., профессор, кафедра пропедевтики внутренних болезней РГМУ Авторы тестовых вопросов: ^ доцент Дьяконова Е.Г., ассистент Мокриевич Е.А., ассистент Гориева Ш.Б., ассистент Ноева Е.А., ассистент СОДЕРЖАНИЕ.Введение Пояснительная записка Общие положения, обязанности, права и ответственность врача-кардиолога Квалификационная характеристика Перечень знаний и практических навыков, необходимых в работе врача кардиолога Методические рекомендации по преподаванию специальности Учебный план по специальности кардиология – (клиническая ординатура) Учебно-тематический план по специальности кардиология (клиническая ординатура, 1-ый год обучения – 48 нед., 1728 час.). Учебно-тематический план по специальности кардиология (клиническая ординатура, 2-ой год обучения - 48 нед., 1728 час.) Учебный план (Сертификационный цикл) Учебно-тематический план (Сертификационный цикл) Учебный план (Цикл общего усовершенствования) Учебно-тематический план (Цикл общего усовершенствования) Учебный план (Цикл тематического усовершенствования) Учебно-тематический план (Цикл тематического усовершенствования) Учебная программа подготовки врача кардиолога Ситуационные задачи к проведению итоговой аттестации при окончании клинической ординатуры по специальности кардиология Тестовые задания к проведению итоговой аттестации при окончании клинической ординатуры по специальности кардиология Ситуационные задачи и тестовые задания (Сертификационный цикл) Ситуационные задачи и тестовые задания (Цикл общего усовершенствования) Ситуационные задачи и тестовые задания (Цикл тематического усовершенствования) Список рекомендуемой обязательной литературы Список рекомендуемой дополнительной литературы ВВЕДЕНИЕМедицина переживает сложный период своего развития. С одной стороны, неоспоримы её успехи, обусловленные выяснением причин и механизмов развития ряда заболеваний, созданием новых методов диагностики и лечения. С другой стороны, около постели больного нередко оказываются врачи, не только лишённые в силу своих характерологических особенностей аналитического мышления – основы для работы хорошего диагноста, но, что ещё хуже, просто плохо ориентирующиеся в симптоматике патологического процесса, возможных лабораторных и инструментальных методов обследования и, наконец, теряющихся в сведениях о массе лекарственных средств. К тому же та узкая специализация в различных областях медицинских знаний, которая характерна для второй половины ХХ в., принесла не только углубление знаний в определённых разделах клинической и поликлинической практики, но одновременно породила фетишизм технических и лабораторных методов исследования, ограничила широту врачебного мышления. Образовался довольно многочисленный отряд врачей, превративших свою деятельность в работу врача-статиста, запрограммированного министерскими инструкциями и рекламными памятками фармацевтических фирм. Кроме того, сердечно-сосудистые заболевания остаются наиболее распространенными заболеваниями. Поэтому имеется огромная потребность в распространении знаний, касающихся кардиологии.Вот почему сегодня важнейшей задачей является формирование врача-кардиолога не только с обширными знаниями о современных подходах к диагностике и лечению, но и с широким медицинским кругозором. Именно эту цель мы преследовали, создавая образовательный стандарт по специальности врача-кардиолога ^ Накопленный более чем сороколетний опыт преподавания кардиологии в медицинских вузах страны позволил существенно повысить качество подготовки специалистов. На 70-летнем юбилее патриарха отечественной кардиологии академика Е.И.Чазова министром здравоохранения РФ Ю.М. Шевченко было справедливо отмечено, что кардиология является нашим национальным достоянием. В настоящее время возникла насущная необходимость в дальнейшем повышении качества преподавания кардиологии не только во время обучения в вузе, но и на всех этапах постдипломного непрерывного образования врача. Целью обучения является подготовка врачей к самостоятельной работе по оказанию специализированой кардиологической помощи. Подготовка врача-кардиолога осуществляется в ВУЗах, медицинских Академиях и Университетах в условиях крупных клиник, больниц, поликлиник, имеющих специализированные кардиологические отделения. В ординатуру по кардиологии принимаются врачи, прошедшие первичную специализацию (интернатуру) по терапии. Продолжительность обучения 2 года. Обучение предусматривает только очную форму и является 3-им уровнем высшего медицинского образования. Подготовка врачей-кардиологов (стажировка) должна осуществляться в соответствии с разработанными типовыми учебными планами и программами стажировки. Основным методом подготовки врача-кардиолога является лечебно-диагностическая работа при участии преподавателей кафедры. Расчет учебного времени производится на 1 клинического ординатора 3 часа в неделю при коэффициенте 1: 6 на одного преподавателя ( письмо МЗ РФ No 2510/4893-32 от 03.05.2000). Врачи- клинические ординаторы обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне со штатными врачами базового учреждения. По окончании ординатуры врачи-стажеры сдают аттестационный экзамен по кардиологии и получают итоговый документ врача-кардиолога установленного образца Для специалистов, прошедших ординатуру, существует система повышения квалификации. Закончившие обучение по образовательно-профессиональным программам могут осуществлять профессиональную деятельность с последующим повышением квалификации и получением различных категорий. Повышение квалификации проводится один раз в 5 лет. С этой целью в институтах (факультетах) усовершенствования врачей, на кафедрах кардиологии проводятся аттестационные циклы (общее и тематическое усовершенствование, сертификационный цикл) с целью углубления теоретической и практической подготовки врача – кардиолога в соответствии с требованиями квалификационных характеристик к врачам – специалистам II, I и высшей квалификационных категорий. Аттестационные циклы проводятся также с целью углублённого изучения и практического освоения новейших достижений медицинской науки и техники, прогрессивных медицинских технологий, а также оказания помощи врачам в подготовке к аттестации на квалификационные категории. Объем требований к образовательно-профессиональной программе и уровню подготовки дипломированного специалиста определяется государственным стандартом. Стандарт является основой для:
Настоящий государственный стандарт определяет образовательнно-профессиональную подготовку врача кардиолога, включающую первичную пофессиональную подготовку (ординатуру), программы повышения квалификации для получения или подтверждения итогового документа врача кардиолога, программы повышения квалификации для врачей кардиологов-реаниматологов, ревматологов, врачей скорой и неотложной помощи, терапевтов. Реализация подготовки специалиста-кардиолога с высшим медицинским образованием должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование по терапии и специализированное по кардиологии и систематически занимающимися научно-педагогической деятельностью. Преподаватели должны иметь ученую степень ( не менее 10%-докторов наук) и опыт деятельности в кардиологии не менее 5 лет. Высшее учебное заведение, реализующее стандарт подготовки специалиста с высшим образованием по кардиологии, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, клинической, теоретической подготовки и научно-исследовательской работ обучаемых, предусмотренных по специальности. В основу образовательно-профессиональной программы положена квалификационная характеристика врача-кардиолога (приказ МЗ СССР от 21.07.88 N 579). |
![]() |
И. Н. Денисов 24 ноября 2000 г Фппо московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, член-корр. Рамн, з д н. РФ, проф. И. С. Сидоровой,... |
![]() |
Денисов, И. Н. Диагноз при сердечно-сосудистых заболеваниях. Формулировка,классификации: практическое |
![]() |
И. Н. Денисов 30 октября 2000 г Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским... |
![]() |
М. А. Пальцев 25 августа 2000 г «общая врачебная практика (семейная медицина)» разработан на кафедре семейной медицины (заведующий... |
![]() |
Кабинет министров украины постановление от 29 ноября в 2000 г. N 1755 Киев |
![]() |
2000 г. Номер государственной регистрации Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02. 03. 2000... |
![]() |
Программа конференции «Клиническая психология в здравоохранении и образовании» 24-25 ноября 2011 |
![]() |
И. Н. Денисов 2003 г |
![]() |
Всероссийский конкурс научных работ бакалавров и магистрантов по направлению «биосовместимые материалы |
![]() |
И. Н. Денисов 8 февраля 2001 г |