Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов)
Скачать
5.31 Mb.
Название
Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов)
Количество страниц
28
Дата
02.04.2013
Размер
5.31 Mb.
Тип
Элективный курс
Содержание
I. введение
Ii. содержание элективного курса
Iii. календарно-тематический план лекций-бесед
«валеология – наука о здоровье»
2. Определение здоровья учеными различных эпох
3. Современные представления о здоровье как категории социальной, медико-биологической, экономической
4. Важнейшие составляющие рационального образа жизни
5. Функциональные возможности проявления здоровья человека
Резервные возможности организма
7. Контрольные вопросы
«современные подходы к закаливанию»
2. Исторические корни закаливания
3. Правила классического закаливания по И.Р. Тарканову
4. Закаливание по С. Кнейпу
5. Зимнее плавание – высшая форма закаливания
6. «Испарительное» закаливание К.В. Плеханова
7. Закаливание йогов
Солнечная энергия
«целительные мудры»
1. Что мы знаем о своих руках?
2. Что такое Цигун?
3. Рекомендации по выполнению мудр
Отношение человека с окружающей средой.
Аромат розового эфирного масла
Аромат мятного эфирного масла
Аромат эфирного масла герани
Аромат шалфейного эфирного масла
Аромат лавандового эфирного масла
Цвет и мудры здоровья
Белый, желтый, зеленый, фиолетовый
Красный, оранжевый, желтый. Черный
Красный и темно- огненный
Синий, пепельно-серый, черный
Сочетание цветов
Пурпурный (синий и
Действие на организм
Гипотония, ипохондрия, вялые
Оранжевый цвет 585 - 620 нм
Желтый цвет 550 – 585 нм
Зеленый цвет 510 - 550 нм
Голубой цвет 480 - 510 нм
Синий цвет 450 - 480 нм
Фиолетовый цвет (лиловый, сиреневый) 380 - 450 нм
Белый цвет
Мудра "раковина"
Методика исполнения.
Мудра "корова"
Методика исполнения.
Мудра "знания"
Методика исполнения.
Мудра "неба"
Мудра "ветра"
Мудра "поднимающая"
Мудра "спасающая жизнь"
Мудра "жизни"
Мудра "земли"
Мудра "воды"
Мудра "окно мудрости"
Мудра "лестница небесного храма"
Мудра "голова дракона"
6. Контрольные вопросы
Лекция – беседа №4
Сердечно - сосудистая система.
Функции почек.
Мышечная масса и сила.
Функциональная возможность легких.
Жировое содержание организма.
Поджелудочная железа.
Половая активность.
2. Содержание и методика проведения самостоятельной физической тренировки
Примерный недельный план направленности физической тренировки для лиц различного возраста
Среда Пятница
Понедельник Среда Пятница
Оздоровительный бег.
Езда на велосипеде
Профилактическая и оздоровительная ценность различных
Водный туризм (на
Горный туризм
Лыжный туризм
Конный туризм
Санный туризм
Транспортный туризм
Плавание в бассейне
Лыжная прогулка
Оздоровительный бег
Прогулочная гребля
Кегельбан, крокет
3. Планирование и управление самостоятельными занятиями
Главный принцип при занятии физкультурой
Пульс и артериальное давление.
Ортостатическая проба
Клиностатическая проба
Оценка функции внешнего дыхания.
4. Особенности самостоятельных занятий физическими упражнениями у женщин. Новые двигательные системы для женщин
Джаз - гимнастика
5. Самоконтроль за эффективностью занятий, участие в соревнованиях
Дневник самоконтроля
Задержка дыхания
Окружность груди
Экскурсия грудной клетки
Сила правой кисти
Сила левой кисти
Окружность шеи
Правое предплечье
Правое бедро
Вес можно измерять на обычных или медицинских весах. Рост.
Время задержки дыхания
Сила кистей
Для измерения окружности шеи
Окружность плеча
Талия. При измерении талии сантиметровая лента накладывается над гребнями подвздошных костей в самом узком месте туловища. Окруж
Участие в соревнованиях
6. Организация самостоятельных занятий за рубежом
8. Контрольные вопросы
«идеальный вес, идеальная фигура»
2. Типы телосложения человека
Антропометрические данные фигур женщин
Масса женщин в возрасте 19-25 лem, рассчитанная по индексу
Рекомендуемый весо-ростовой коэффициент для женщин, (г/см)
3. Оптимальный процент жира и идеальный вес
Поправочные коэффициенты расчета нормального веса человека
Формулы идеального веса
4. Что такое целлюлит и как с ним бороться?
5. Программа борьбы с лишним весом
5.1. Правила питания направленные на уменьшение жировой ткани
5.2. Программа упражнений при избыточной массе тела
6. Виды физических упражнений для снижения избыточной массы тела
Шейп - аэробика
7. Кратко о питании
Рекомендуемые продукты
Естественные углеводы
9. Контрольные вопросы
Лекция – беседа №6
2. История развития и современное состояние социальной помощи инвалидам
3. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов
3.1. Правовой аспект
3.2. Социально-средовой аспект
3.3. Психологический аспект
3.4. Общественно-идеологический аспект
3.5. Производственно-экономический аспект
3.6. Анатомо-функциональный аспект
3.7. Комплексное решение проблемы инвалидности
4. Физическая культура и спорт для инвалидов: проблемы и решения
4.1. Содержание и задачи адаптивной физической культуры
Основная задача АФВ
Задачи АФК
Содержание адаптивного спорта
Основная задача адаптивного спорта
Содержание адаптивной физической рекреации
Основная задача АФР
Содержание адаптивной двигательной реабилитация
Основная задача АДР
5. Цель и основные принципы реабилитации
1-е начало
3-е начало
5-е начало
7. Контрольные вопросы
Лекция- беседа №7
2. Меры предосторожности и противопоказания к занятиям физическими упражнениями
3. Программа физической подготовки
4. Физические упражнения
4.1. До 16 недель беременности
Тренировка брюшного типа дыхания
Тренировка грудного типа дыхания
Тренировка частого дыхания
4.2. От 17 до 24 недель беременности
4.3. От 25 до 32 недель беременности
4.4. От 32 недель беременности до родов
4.5. Занятия в послеродовом периоде
В первый день после родов
Во второй день
На третий день
5.1. Группы продуктов питания
5.2. Роль калорий
5.3. Качество питания (витамины, белки, жиры, углеводы)
Белки - 100 г в сутки (молоко, творог, йогурт, сыр, рыба, орехи, яйца, говядина, телятина) Жиры
7. Контрольные вопросы
1. История возникновения и применения метода мёдотерапии
Минеральные вещества
Органические кислоты
3. Фармакологическое действие мёда
4. Формы применения меда
4.1. Прием внутрь
4.2. Наружное (местное) применение
Местные аппликации (прикладывания)
4.3. Применение меда методом ингаляции
5. Показания к применению меда
6. Противопоказания к применению меда
6. О прополисе, пыльце, маточном молочке
Фармакологические действия прополиса
Фармакологические действия пыльцы
Маточное молочко
Фармакологические действия маточного молочка
7. Список литературы
8. Контрольные вопросы
«массаж и гимнастика детей первого года жизни»
1. Оcобенности строения мышечной системы детей первого года жизни
2. Гигиенические требования к проведению массажа и гимнастики
Движения при выполнении массажа должны быть направлены по ходу кровеносных сосудов.
3. Противопоказания к проведению массажа и гимнастики
4. Правила проведения массажа
5. Приемы и техника проведения массажа
6. Правила проведения гимнастики
6.1. Гимнастические упражнения для детей от 1,5 до 3-х месяцев
6.2. Гимнастические упражнения для детей от 3-х до 4-х месяцев
6.3. Гимнастические упражнения для детей от 4-х до 6-и месяцев
6.4. Гимнастические упражнения для детей от 6-и до 9-и месяцев
6.5. Гимнастические упражнения для детей от 9-и до 12-и месяцев
8. Контрольные вопросы
Лекция – беседа №10 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САУНЫ И БАНИ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ» План лекции
Классическая русская баня
Современная русская баня
Римские бани
Турецкая (арабская) баня
2. Общая характеристика сауны и бани
Условия правильного мытья в сауне и бане
Правила приема сауны и бани
Подготовка перед входом в сауну или в баню
Приемы охлаждения в сауне и бане
3. Гигиенические требования к сауне и бане
Комната для ожидания —
Для охлаждения тела
Комната отдыха
Подсобные помещения
Климатические условия
4. Влияние банных процедур на организм человека
5. Особенности лечебно-профилактического действия сауны и бани
6. Показания и противопоказания к использованию сауной и баней
Методика посещения русской бани
Методика посещения сауны при различных заболеваниях
Лекция – беседа №11 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В МЕДИЦИНЕ И СПОРТЕ» План лекции
Основными предпосылками возникновения и развития метода БОС явились следующие обстоятельства
Широкое внедрение метода БОС в клиническую медицину обусловлено
Суть метода БОС состоит в том
2. Механизм воздействия БОС
3. БОС как метод диагностики и лечения
Применение методов БОС в клинической практике
Метод БОС – терапии
4.1. Применение методов БОС для коррекции двигательных нарушений
Патология опорно-двигательного аппарата
Методика функциональной коррекции двигательных расстройств
Общие положения методики коррекции двигательных нарушений методом ЭМГ-БОС
Специальные задачи реабилитации, решаемые
Травматологические - последствия травматического повреждения костей, суставов, мышц, сухожилий.
4.2. БОС в клинике сердечно-сосудистой патологии
4.3. Опыт лечения детей с психозависимой формой бронхиальной астмы методом БОС
6. Биоуправление в физической культуре и спорте
В спорте метод БОС наиболее успешно зарекомендовал себя в процессе обучения движениям
8. Контрольные вопросы
«функциональная музыка - помощник в учебе, работе, спорте, профилактике и лечении заболеваний»
1. История возникновения музыки
2. Методы практической музыкотерапии
3. Классификация современных методов музыкотерапии
4. Влияние функциональной музыки на организм
5. Влияние функциональной музыки на труд человека
6. Механизм воздействия музыки на деятельность спортсменов
7. Классификация музыки по функциональной направленности
7.2. Музыка врабатывания
7.3. Лидирующая музыка
7.4. Успокаивающая музыка
7.5. Провожающая музыка
8. Влияние функциональной музыки на спортивные результаты
9. Функциональная музыка в учебном процессе
10. Профилактические и лечебные свойства музыки
Примерные программы занятий по музыкотерапии для лечения больных страдающих неврозами
10.1. Возрастная периодизация и музыкотерапия
10.2. Метод музыкальной электростимуляции
Применение метода
10.3. Влияние музыки на культуру опухолевых клеток
12. Контрольные вопросы
«применение лекарственных растений в профилактике заболеваний и для повышения физической работоспособности»
1. Стимуляторы физической силы и умственной деятельности
2. Женьшень и его братья
3. Тонизирующие салаты
4. Безалкогольные напитки
7. Биогенные стимуляторы
9. Витаминные растения
10. Гормонально-активные растения
11. Малоизученные тонизирующие растения
12. Классификация растений, использующихся для восстановления и повышения работоспособности
Общеукрепляющие, тонизирующие растения
Эргогенные растения, оказывающие антистрессовый эффект и улучшающие восстановительную функцию сна
Растения, раздражающие кожу, слизистые оболочки, улучшающие кровообращение и оказывающие рефлекторное тонизирующее, болеутоляюще
Малоизученные тонизирующие укрепляющие растения
13. Классификация растений, применяемых для борьбы с весенним десинхрозом
2. Растения, влияющие на поверхностно-активную (сурфактантную) систему легких
3. Растения – кишечные эубиотоки, восстанавливающие кишечную микрофлору и функции ЖКТ.
14. Классификация преимущественно диких съедобных растений по вкусовым качествам
Пряные растения
Горькие растения
Растения с особым вяжущим привкусом
Сладкие крахмалистые растения и инулиноносы
Пресные растения, обычно не имеющие особого вкуса
16. Контрольные вопросы
«основы метода психологической саморегуляции»
2. История развития метода психологической саморегуляции
3. Стадии развития стресса и его влияние на организм человека
Стадия сопротивления
Стадия истощения
Физиологию человека
4. Классификация самовнушения
Первый этап
Второй этап
Третий этап
Аутогенная тренировка
5. Аутогенная тренировка
5.2. Механизм воздействия
5.3. Ступени аутогенной тренировки
5.4. Правила освоения АТ
5.5. Техника аутогенной тренировки
2-е стандартное упражнение
3-е стандартное упражнение
4-е стандартное упражнение
5-е стандартное упражнение
6-е стандартное упражнение
6. Направленная тренировка органов
Группа “голова”
Группа “сердце”
Группа “живот”
Группа “сосуды“
Группа “легкие”
Группа “покой”
7. Показания и противопоказания к занятиям по самовнушению
Медицинские противопоказания
8. Вопросы психогигиены спорта
10. Контрольные вопросы
«влияние цветовой гаммы на физическую работоспособность и психологическое состояние человека»
2.1. Метод красочной медитации
2.2. Метод лечения цветной водой
3. Цвет в интерьере
Синий (голубой)
Пурпурный (фиолетовый)
4. Цветовой тест Люшера
5. Цвет и символика
7. Контрольные вопросы
«основы межличностных отношений в коллективе»
1. Психология общения
1.1. Виды общения
Деловое общение.
1.2. Информативные составляющие общения
Походка человека
2. Социальная группа, ее социальная и социально-психологическая структура
3. Типы конфликтов и управление конфликтной ситуацией
Внутриличностный конфликт
Конфликт между личностью и группой
Межгрупповой конфликт
Социальный конфликт.
Начало конфликта
4. Кодекс поведения в конфликте
4.2. Табу в конфликтной ситуации
4.3. Типичные ошибки конфликтующего человека
5. Примеры предотвращения конфликта
7. Контрольные вопросы
«современные дыхательные оздоровительные системы, их место при формировании здорового образа жизни»
2. Системы дыхательных упражнений различного назначения
ДУ для профилактики начинающегося ОРЗ, катара верхних дыхательных путей, гриппа, ринита
3. Волевая ликвидация глубокого дыхания (ВЛГД) по К.П.Бутейко
4. Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой
Четыре правила исполнения дыхательной гимнастики
5. Гипоксическая дыхательная тренировка по Ю.Б. Буланову
2 этап – задержка дыхания на ходу. 3 этап
4 этап – «дыхательные наклоны». 5 этап
Эффект ГДТ
6. Дыхательная гимнастика по В.С. Чугунову
7. Дыхание по системе «Хатха –йога» (пранаяма)
Ду «ха-дыхание»
ДУ «БХЛАСТРИКА» (кузнечные меха)
Очистительное дыхание
Ду «волна»
Ду «лягушка»
Ду «лотос»
9. Трехфазное дыхание
Запомните, что при сгорбленном позвоночнике Вы никогда не сможете правильно дышать. Ни одного вдоха ртом!
10. Тренировка резервов мощности дыхательной системы (С.Н. Кучкин, 1991)
Ду для повышения жел
Ду для увеличения силы дыхательных мышц
Эффект тренировки
11. Дыхательные упражнения для профилактики заболеваний органов зрения
Специальные ду, стимулирующие приток крови к глазам
Комбинация глубокого дыхания с массажем головы
12. Дыхательные упражнения для снятия стресса
«дыхание 7-11»
Противострессовое дыхание
13. Рыдающее дыхание против диабета (Ю.Г.Вилунас, 1999)
15. Контрольные вопросы
Лекция – беседа №18 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ В СЕМЬЕ» План лекции
1.1. Медицинские группы при занятиях оздоровительной физической культурой
2-ю группу
3-ю группу
1.2. Составные части двигательного режима
1.3. Принципы занятий оздоровительной физической культурой
1.4. Влияние адекватной физической нагрузки на организм человека
1.5. Абсолютные противопоказания к занятиям оздоровительной физической культурой
2. Занятия с детьми в семье
3. Формы занятий с детьми в семье
3.2. Оздоровительный бег
При занятиях бегом с ребенком рекомендуется
3.3. Семейные туристические походы
3.4. Учимся плавать
Первый этап
Второй этап
Третий этап
«Водолазы» - достать со дна с открытыми глазами какой-нибудь специально брошенный предмет.
3.5. Велосипедный спорт
3.6. Стадион в квартире
3.7. Подвижные и спортивные игры
Кто обгонит?»
3.8. Ритмическая гимнастика
Ходьба гномов
5. Контрольные вопросы
Лекция – беседа № 19
3. Энзимы растений — мобилизация защитных сил организма.
1. Яблоня – лекарственное растение
Яблоня восточная
Яблоня дикая (лесная)
Яблоня домашняя
2. Яблоки против окислительного стресса
3. Энзимы яблок — мобилизация защитных сил организма
4. Яблоки от всех болезней
4.2. Применение яблочного сока при заболеваниях сердца и сосудов, желудочно-кишечного тракта, печени, почек
Заболевания желудочно-кишечного тракта
Заболевания печени
Заболевания почек
Лекция – беседа №20
1. Основные понятия медицины
4 группы факторов риска
Профилактика заболеваний
Здоровый образ жизни
2. Основные физиологические и биохимические понятия и механизмы
3. Факторы риска основных заболеваний
3.1. Факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний
3.2. Экологические факторы риска
4. Эссенциальные факторы питания
4.2. Витаминология - наука, изучающая витамины
Вторичные гиповитаминозы
Классификация витаминов
Водорастворимые витамины
Витамин В12
4.3. Минеральные вещества
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина
База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo
,
dekanat
, ansya, kenam
обратиться к администрации
|
правообладателям
|
пользователям
Новые материалы
опубликовать
Документы