Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 стоматология Нальчик 2009 icon

Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 стоматология Нальчик 2009





Скачать 2.51 Mb.
Название Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 стоматология Нальчик 2009
страница 1/10
Дата 20.02.2013
Размер 2.51 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

«Кабардино-Балкарский государственный

университет им. Х.М. Бербекова»


Кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения»


Д.м.н., доцент Сабанчиева Ж.Х.


ФТИЗИОПУЛЬМОНОЛОГИЯ


Учебно-методический комплекс


для студентов специальности 060105 – стоматология


Нальчик 2009


УДК 616.-002.5

ББК 55.4

C-12

Рецензенты: Басиев З.Г., заведующий кафедрой пульмонологии, аллергологии и клинической иммунологии ФПДО ГОУ ВПО «СОГМА» Росздрава, д.м.н., профессор;

Каранашева В.А., зав. кафедрой нормальной и патологической анатомии, к.м.н., доцент.


^ Д.м.н., доцент Сабанчиева Ж.Х.

Фтизиопульмонология: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060105 - стоматология).-Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения, 2009.- 138 с.


Дисциплина «Фтизиопульмонология» преподается на 4 курсе для студентов специальности «Стоматология». В учебно-методическом комплексе представлена рабочая программа, задания для СРС, тесты, тестовые-ситуационные задачи, учебно-методические указания.


«Согласовано» __________________декан медицинского факультета КБГУ

Захохов Р.М.


«Согласовано» __________________председатель УМК факультета КБГУ

Уметов М.А.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационно-методический раздел 4

1.1. Цель, задачи и место дисциплины в образовательной программе 4

1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы ..10

1.3. Учебно-тематический план …11

^ 2. Программа дисциплины ..14

2.1. Темы лекций ..14

2.2. Темы лабораторных занятий ..15

3. Тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнению .19

4. Используемые инновационные методы в процессе преподавания 21

^ 5. Методические рекомендации по изучению дисциплины .23

6. Формы промежуточного и итогового контроля (экзамен, зачет) и требования при их проведении………………………………………25

6.1. Структура рейтинга (текущий и рубежный контроль) 25

6.2. Формы итоговой аттестации 27

6.3. Перечень контрольных вопросов 28

^ 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………...…35

7
.1. Рекомендуемая основная литература 35

7.2. Рекомендуемая дополнительная литература 35

8. Приложения 37


^ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Цель дисциплины: Обеспечение студентов необходимой информацией для овладения знаниями и умениями, необходимыми студентами для решения профессиональных задач по раннему выявлению, диагностике, дифференциальной диагностике и профилактике туберкулеза с учетом дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.

Цели и содержание обучения определяются современным состоянием фтизиатрии, характеризующейся острой ситуацией с заболеваемостью туберкулезом, когда борьба с туберкулезом в стране рассматривается одной из приоритетных задач здравоохранения. В изменяющихся условиях организации противотуберкулезных профилактических мероприятий и системы госпитализации и лечения больных туберкулезом необходимы глубокие знания фтизиопульмонологии не только фтизиатрам, но прежде всего врачам общего профиля, терапевтам, педиатрам и другим специалистам.

Прохождение цикла туберкулеза студентами имеет целью дать студентам практические навыки по диагностике, лечению и профилактике туберкулеза, развить полученные знания по теоретическим спектрам фтизиатрии и клиническое мышление.

Предусматривается самостоятельная курация больных туберкулеза легких под руководством преподавателя, применение для их обследования и лечения современных методов и терапевтических средств: клиника и дифференциальная диагностика легочных форма туберкулеза, нетипичных, осложненных и редких форм туберкулеза легких, диагностика и лечение осложнений туберкулеза, требующих неотложной врачебной помощи. Неотложные состояния при туберкулезе и других заболеваниях легких. Диагностика и лечение отрицательных реакций и осложнений химиотерапии. Организация и методы современного выявления больных туберкулезом, проведение специфической санитарной и других видов профилактики. Выявление среди больных поликлиники и стационара лиц с риском заболевания туберкулезом, наблюдение и проведение среди них мероприятий по раннему выявлению и профилактике туберкулеза. Содержание совместной работы терапевта, педиатра и фтизиатра. Работа в очаге туберкулезной инфекции по его оздоровлению и предупреждению распространения. Выявление больных внелегочными формами туберкулеза и показания для их направления к фтизиатру.

^ Задачи дисциплины - научить студентов:

    • исследованию состояния здоровья населения с целью его сохранения, укрепления и реабилитации;

    • организации и проведению мероприятий по активному выявлению и профилактике туберкулеза;

    • основам овладения навыков распознавания бронхолегочных поражений путем анализа симптомов и синдромов, часто встречающихся при различных заболеваниях легких, при этом туберкулез – как основная патология.

    • проводить клиническую интерпретацию результатов обследования больных с туберкулезом и бронхолегочной патологий, обращая внимание на методы, применяемые в условиях РПТД, поликлиники и терапевтических стационаров.

    • Описывать общие проблемы лечения больных туберкулезом, с осложнениями, возникающими при длительном применении противотуберкулезных препаратов

^ Место дисциплины в образовательной программе

Преподавание дисциплины «Фтизиопульмонология» базируется на знаниях, полученных на предшествующих теоретических и клинических кафедрах, предусматривает преемственность преподавания этой дисциплины с пропедевтикой внутренних болезней, патофизиолоигей, патологической анатомией и другими клиническими дисциплинами. В связи с этим реализация задачи по интеграции преподавания курса Фтизиопульмонологии с другими клиническими дисциплинами студентам 4 курса специальности “Стоматология” приобретает особую актуальность в настоящее время в связи с изменением подходов, оценочных критериев в организации противотуберкулезных профилактических мероприятий. Так, для раннего выявления, госпитализации и лечения больных туберкулезом необходимы глубокие знания фтизиопульмонологии не только фтизиатрам, но и прежде всего врачам общего профиля, терапевтам, педиатрам и другим специалистам, а также стоматологам.

Программа изучения туберкулеза адаптирована к специальности «Стоматология». Предусматривается к специальности разделов фтизиатрии: ранее выявление и диагностика туберкулеза органов дыхания, полости рта и челюстно-лицевой области, лимфатических узлов шеи и подчелюстной области, верхних дыхательных путей. Проведение необходимых лечебных и противоэпидемических мероприятий до передачи выявленного больного туберкулезом под наблюдение фтизиатра. Методы диагностики, общие принципы лечения и профилактики туберкулеза.

Освоение дисциплины проводится на базе республиканского противотуберкулезного диспансера (ГУЗ «РПТД») на 500 коек, где имеются 4 терапевтических отделения для различных форм легочного туберкулеза, легочно-хирургическое отделение, отделение функциональной диагностики, где размещаются диагностические больные и больные с урогенитальным туберкулезом, отделение реанимации, детско-подростковое отделение и поликлиническое отделение диспансера, подростковое отделение и поликлиническое отделение диспансера, обеспечивающее противотуберкулезную работу по городу и консультативный прием больных (взрослых, подростков и детей) из сел и районов республики. Внелегочные больные размещены в ЛХО и отделении функциональной диагностики. Для обучения студентов используются также клиническая и бактериологическая диагностическая лаборатория, кабинеты лучевой диагностики, бронхологический, функциональной диагностики.

Материально-техническое обеспечение - негатоскоп, флюороскопы, наборы рентгенограмм и томограмм, наборы учебных таблиц «Туберкулез», набор учебных и контролирующих программ, учебные и учебно-методические пособия с обучающими и контролирующими тестами и клиническими задачами.

Чтение лекций и проведение практических занятий осуществляются в соответствии с планом; методика их проведения соответствует роли и содержанию дисциплины. В процессе прохождения практического курса осуществляется текущий, промежуточный и заключительный контроль знаний студентов, решаются задачи по утвержденной программе в рамках рейтинговой системы.

По завершении курса “Фтизиопульмонологии” студенты должны:

Знать:

-общие сведения по туберкулезу (заболеваемость, болезненность, смертность, инфицированность). Этиологию, эпидемиологию, патогенез и патоморфологию, туберкулеза.

-эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в мире, РФ, КБР.

-методы диагностики туберкулеза (клинические проявления, данные лабораторных и инструментальных методов исследования). Организационные мероприятия по раннему выявлению туберкулеза у детей, подростков и взрослых.

-первичный туберкулез. Диссеминированный туберкулез (клинику, диагностику, осложнения и лечение).

-методы профилактики туберкулеза.

-туберкулез периферических лимфоузлов (клинику, диагностику, осложнения и лечение).

-туберкулез полости рта и челюстно-лицевой области (патогенез, патоморфологию, клинику, диагностику и лечение). Обследование больных с указанной патологией.

-вторичные формы туберкулеза легких (клинику, диагностику, осложнения и лечение).

-осложнения туберкулеза и их неотложная терапия.

-принципы лечения туберкулеза. Лечение больных туберкулезом полости рта и челюстно-лицевой области.

Уметь:

- проводить расспрос пациента и его родственников.

- проводить обследование больного туберкулезом.

- оценивать туберкулиновые пробы Манту и Пирке на основании местных реакций;

- разводить вакцину для внутрикожного введения вакцины; вводить внутрикожного вакцину БЦЖ и оценивать характер местных прививочных реакций после внутрикожного введения БЦЖ.

- проводить забор материала для бактериологического и цитологического исследований.

- проводить микробиологическое исследование мокроты и другого материала с целью обнаружения микобактерий туберкулеза.

- читать результаты рентгенограмм (обзорных, боковых, прицельных), томограмм легких; составлять протоколы рентгенологического исследования; читать флюорограммы.

- выявлять и интерпретировать патологические тени на рентгенограммах грудной клетки больного туберкулезом и составлять протокол рентгенологического обследования.

- диагностировать туберкулез полости рта, тканей, челюстно-лицевой области на основании анамнеза, клиники, визуального, рентгенологического и лабораторного исследования;

- диагностировать туберкулез органов дыхания на основании данных анамнеза, клинического, рентгенологического и лабораторного обследования больного;

- диагностировать легочное кровотечение, спонтанный пневмоторакс на основании данных анамнеза, клинического и рентгенологического обследования и оказывать неотложную помощь;

-выявлять лиц с повышенным риском заболевания туберкулезом на основании результатов туберкулиновых проб и флюорографии;

- заполнять историю болезни и другую медицинскую документацию;

Владеть:

- методикой выявления туберкулеза органов дыхания на основании данных анамнеза, клиники, рентгенологического и лабораторного исследования;

- методикой постановки диагноза туберкулеза на основании анамнеза, клиники, визуального, рентгенологического и лабораторного исследования;

- методикой проведения лечения больного туберкулезом в условиях специализированного стационара;

- техникой плевральной пункции;

- техникой спинномозговой пункции;

- методикой оказания догоспитальной медицинской помощи при легочном кровотечении и спонтанном пневмотораксе;

- методикой проведения противоэпидемиологических мероприятий при выявлении больного с открытой формой туберкулеза;

- методикой формирования диспансерных групп и наблюдение за ними

- методикой подсчета основных статистических показателей (инфицированность, заболеваемость, смертность, болезненность).


^ 1.2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды занятий

8-й семестр

^ Кредиты за год

лекции

4

0,1

лабораторные занятия

12

0,3

самостоятельная работа

11

0,3

форма итогового контроля

­­­­зачет

0,5

всего часов

27

1,0



^ 1.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы (раздела)

Всего часов

^ Аудиторные занятия, в т.ч.


СРС

Л

ЛЗ




^ Методы диагностики туберкулеза. Первичный туберкулез. Диссеминированный туберкулез.

5

1

4

4

^ Методы профилактики туберкулеза. Туберкулез верхних дыхательных путей.

6

1

4

4

Основные формы вторичного туберкулеза. Осложнения туберкулеза и неотложная их терапия.

7

2

4

3



^ 1.3.1. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ПО ТЕМАМ


п/п

Наименова-ние тем

Содержание самостоятель-ной работы, часы

^ Форма контроля

Методическое обеспечение

1.


Туберкулез верхних дыхательных путей.

Работа с учебной литературой, 2 часа

устный опрос, оценка выступлений, тестирование

Шебанов Ф.В. Туберкулез. М., Медицина, 1987.



^ 1.3.2. СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

п/п

Наимено-вание тем

Контроли-руемая СРС, часы

Форма контроля

Методическое обеспечение

1

Туберкулез и сопутствующие заболевания (ХНЗЛ, сахарный диабет, язвенная болезнь желудка, ВИЧ, СПИД и др.)

Подготовка докладов , 4 часа


оценка выступлений

1. Шебанов Ф.В. Туберкулез. М., Медицина, 1987.


2. Белинский М.С. Клиническая туберкулезная диагностика -Киев: Здоровья, 1984г.-86 с

2

Туберкулез и материнство

Подготовка докладов , 3 часа


оценка выступлений

1.Васильев Н.А., Туберкулез.-М., Медицина, 1990.

2.Журнал «Проблемы туберкулеза».

3

Отделенные формы внелегочного туберкулеза


Подготовка докладов , 4 часа



оценка выступлений


Внелегочный туберкулез. Под ред. А.В. Васильева. -Санкт Петербург.-2000.-560 с.



^ 2. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ


Тема лекции

Рассматриваемые вопросы,

количество часов

Используемые

иллюстрации

1 Лекция.

Основы фтизиопульмонологии


2 Лекция:

Семиотика туберкулеза

1. Этиология. Эпидемиология и микробиология туберкулеза.

2. Патогенез и патоморфология туберкулеза.

3. Организация и методы раннего выявления туберкулеза у детей, подростков, взрослых.

4.Совместная работа фтизиатра и врача общей лечебной сети по борьбе с туберкулезом.

5.Профилактика туберкулеза.

2 часа.


1.Методы диагностики.

2.Формы туберкулеза органов дыхания (клинико-рентгенологиче-ская характеристика)

2 часа.

power point презентация

5 слайдов


power point презентация

5 слайдов






^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

по курсу «Фтизиопульмонология»

на специальности «Стоматология» 4 курс 7 семестр


п/п

Название лекции

часы

1.

Основы фтизиопульмонологии

2

2.

Семиотика туберкулеза

4




ВСЕГО

6


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

по курсу «Фтизиопульмонология»

на специальности «Стоматология» 4 курс 7 семестр

№ п/п

^ ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ

ЗАНЯТИЙ

часы

1.

Знакомство с диспансером, эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в мире, РФ, КБР.

Первичный туберкулез (клиника, диагностика, особенности течения, осложнения, лечение). Диссеминированный туберкулез легких

4

2.

Туберкулез периферических лимфоузлов, лимфоузлов шеи, подчелюстных и прочих (клиника, диагностика, осложнения, лечение).

Туберкулез полости рта и челюстно-лицевой области. Патогенез, патоморфология, клиника, диагностика.

4

3.

Основные формы вторичного туберкулеза: очаговый, инфильтративный, казеозная пневмония, фиброзно-кавернозный туберкулез легких, цирротический, плевриты, туберкулез верхних дыхательных путей.

Осложнения туберкулеза и неотложная терапия их (легочные кровотечения и спонтанный пневмоторакс).

Общие принципы лечения туберкулеза. Лечение больных туберкулезом полости рта, челюстно-лицевой области.

Осложнения туберкулеза и неотложная терапия их (легочные кровотечения и спонтанный пневмоторакс).

Общие принципы лечения туберкулеза. Лечение больных туберкулезом полости рта, челюстно-лицевой области.

4




^ ВСЕГО ЧАСОВ

12


2.2. ТЕМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ





^ Тема

лабораторного


занятия,

количество часов


Лабораторный

практикум


Компетенции

1

Знакомство с диспансером, эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в мире, РФ, КБР.

Первичный туберкулез (клиника, диагностика, особенности течения, осложнения, лечение). Диссеминированный туберкулез легких

Количество часов – 4ч

Методические разработки для студентов, таблицы, ситуационные задачи

Знать: Общие сведения по туберкулезу (заболеваемость, болезненность, смертность, инфицированность). Этиологию, эпидемиологию, патогенез и патоморфологию, туберкулеза.

Эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в мире, РФ, КБР.

Уметь: проводить расспрос пациента и его родственников.

-оценивать туберкулиновые пробы Манту и Пирке на основании местных реакций;

-разводить вакцину для внутрикожного введения вакцины; вводить внутрикожного вакцину БЦЖ и оценивать характер местных прививочных реакций после внутрикожного введения БЦЖ.

- проводить забор материала для бактериологического и цитологического исследований.

- проводить микробиологическое исследование мокроты и другого материала с целью обнаружения микобактерий туберкулеза.

- читать результаты рентгенограмм (обзорных, боковых, прицельных), томограмм легких; составлять протоколы рентгенологического исследования; читать флюорограммы.

Владеть:

Методикой подсчета основных статистических показателей (инфицированность, заболеваемость, смертность, болезненность)

2

Туберкулез периферических лимфоузлов, лимфоузлов шеи, подчелюстных и прочих (клиника, диагностика, осложнения, лечение).

Туберкулез полости рта и челюстно-лицевой области. Патогенез, патоморфология, клиника, диагностика.

Количество часов – 4ч

Методические разработки для студентов, таблицы, ситуационные задачи

Знать:

-Туберкулез верхних дыхательных путей: трахей, бронхов, гортани (диагностику и дифференциальную диагностику, лечение).

^ Уметь: - проводить обследование больного с туберкулезом верхних дыхательных путей, туберкулеза периферических лимфатических узлов.

Владеть:
методикой постановки диагноза туберкулеза на основании анамнеза, клиники, визуального, рентгенологического и лабораторного исследования;

3

Основные формы вторичного туберкулеза: очаговый, инфильтративный, казеозная пневмония, фиброзно-кавернозный туберкулез легких, цирротический, плевриты, туберкулез верхних дыхательных путей.

Осложнения туберкулеза и неотложная терапия их (легочные кровотечения и спонтанный пневмоторакс).

Общие принципы лечения туберкулеза. Лечение больных туберкулезом полости рта, челюстно-лицевой области.

Количество часов – 4ч

Методические разработки для студентов, таблицы, ситуационные задачи

Знать:

-Основные формы вторичного туберкулеза.

-Осложнения туберкулеза и их неотложная терапия.

-Общие принципы лечения туберкулеза

Уметь:

-диагностировать основные формы вторичного туберкулеза на основании клинико-лабораторных и

рентгенологических результатов и назначать лечение;

-диагностировать легочное кровотечение, спонтанный пневмоторакс на основании данных анамнеза, клинического и рентгенологического обследования и оказывать неотложную помощь;

Владеть:

Методикой проведения дифференциальной диагностики ОТ, ИТ, КП, ФКТ, ТП.

-Методикой оказания догоспитальной медицинской помощи при легочном кровотечении и спонтанном пневмотороксе.




^ 3. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Туберкулез легких в сочетании с внутренними болезнями.

2. Туберкуле легких и алкоголизм.

3. Туберкулез женских половых органов.

4. Туберкулез легких в возрасте старше 50 лет.

5. Осложнения туберкулеза легких.

6. Основные принципы лечения.

7. Реактивация туберкулеза легких.

8. Критерии клинического излечения туберкулеза легких.

9. Режим больного туберкулезом..

10. Организация борьбы с туберкулезом.

11. Противотуберкулезный диспансер.

12. Противотуберкулезная помощь сельскому населению.

13. Туберкулез и сопутствующие заболевания.

14. Хронический тонзиллит и туберкулез.

15. Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу.

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ОФОРМЛЕНИЮ


Реферат состоит из:

  • введения;

  • основной части – обобщенное и систематизированное изложение темы на основе литературных источников;

  • заключения или выводов;

  • перечня использованных литературных источников (отечественных и иностранных).

Объем реферата – 8-10 страниц машинописного текста или 18-20 страниц рукописи. Текст должен быть напечатан или написан только на одной стороне листа с полями: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху и снизу – 2,5 см. Каждый лист, таблица и рисунок должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Работа должна быть сброшюрована.

Указатель литературы должен содержать не менее 5-6 источников: пособия, справочники, монографии, периодические издания, страницы в Интернете и т.д. Использованные источники располагаются в алфавитном порядке. Описание каждого источника имеет следующую последовательность:

  • Фамилия и инициалы авторов книг и статей;

  • название статьи;

  • название книги или журнала;

  • место издания, издательство, год издания, том, выпуск (для журналов - № журнала), страницы от … до …

На титульном листе (см. ниже) следует указать полное название ВУЗа, кафедры, специальность, тему реферата, фамилию, имя, отчество преподавателя и студента, номер подгруппы, год.

^ Пример титульного листа

Кабардино-Балкарский госуниверситет им. Х.М. Бербекова

Медицинский факультет

Кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения


РЕФЕРАТ

ТЕМА: « __________________________________________________»


Руководитель – ФИО

Исполнитель – студент 4 курса 1 п/гр. специальности «Стоматология»

Ф.И.О.


^ 4. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ


  • Творческие задания (составление ситуационных задач)

  • Методы проблемного обучения (деловые игры)

На практических занятиях студенты изучают рентген пленки.

При просмотре рентгенограмм следует оценить качество снимка:

  1. Исключить артефакты, возникающие при повреждении поверхности пленки, плохой обработки ее.

  2. Оценивается жесткость, контрастность – при стандартной жесткости в грудном отделе позвоночника определяют 3-4 межпозвоночных промежутка. В контрастной рентгенограмме ясно различимы тени тканей различной плотности (кожа, мягкие ткани, кости).

  3. Правильность установки больного судят по грудино-ключичным сочленениям при одинаковом расстоянии их от срединной тени.

  4. Симметричность легочных полей.

  5. Положение куполов диафрагмы на высоте вдоха – справа на уровне пятого межреберья по среднеключичной линии, слева – на 1-1,5 см ниже глубины синусов.

Легочный рисунок на рентгенограмме может быть – не изменен, усилен, ослаблен, обеднен, деформирован, отсутствовать. При описании патологических теней, полости, просветлений, необходимо последовательно указать – локализацию по долям и сегментам, форму, величину, количество теней, однородность (гомогенность), контуры, протяженность. Затем отражают тень средостения – наличие смещения, контуры аорты, сердце. Диафрагма – в описании указывают форму, контуры, высоту стояния, характер синусов. В завершении описания рентгенограммы, можно перечислить предполагаемые сходные заболевания. При рентгенологическом исследовании при туберкулезе могут быть выявлены: очаги, инфильтраты, полости распада, фиброз, пневмосклероз.

При туберкулезе различают следующие рентгенологические синдромы:

  1. Синдром поражения корня легких и внутригрудных лимфоузлов.

  2. Синдром диссеминации.

  3. Синдром полости.

  4. Синдром круглой тени.

  5. Синдром затемнения –ограниченного, тотального, субтотального.

  6. Синдром просветления – ограниченного, обширного.

Указывая тот или иной синдром, предлагаются сходные заболевания для дифференциации.



  1. ^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Рекомендации для преподавателей

Краткое описание структуры занятия

Учебное время: 4 часа - 180 минут

Метод и место: лабораторное занятие с подгруппой в учебной аудитории.

Учебные цели: 1. Разобрать следующие теоретические вопросы:

1. 2. 3. 4. и т.д.

2. Приобрести практические навыки:

1. 2. 3. 4. и т.д.

3. Решение ситуационных задач.


План проведения занятия

п/п

Учебные цели

Действия студентов

^ Время,

минуты


1.

Организационная часть занятия.

Преподаватель проверяет по журналу присутствие студентов, объявляет тему и порядок проведения занятия.

Слушают, готовятся к устным ответам

3

2.

Устный опрос по учебно-целевым вопросам темы

Отвечают на вопросы, дополняют и уточняют ответы студентов

57




Ежедневный обход и клинический разбор больных.




60

3.

Приобретение практических навыков и решение ситуационных задач.

Преподаватель показывает необходимые для данного занятия практические навыки, раздает методические разработки с типовыми заданиями, ситуационные задачи.

Изучают методические разработки, выполняют практические навыки, решают ситуационные задачи.

40

4.

Заключительная часть занятия.

Заключительное слово преподавателя.

Подведение итогов занятия. Ориентация на очередное занятие. Домашнее задание.

Подведение итогов занятия.

20




  • ^ 6.2.Рекомендации для студентов:(приложение 4,5)




  1. Сабанчиева Ж.Х., Мысищева Л.В. ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНАЯ ВАКЦИНАЦИЯ И РЕВАКЦИНАЦИЯ. –Учеб.-метод. пособие.-Нальчик, 2008.-15с.

  2. Инарокова А.М., Сабанчиева Ж.Х., Альмова И.Х. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ В ФТИЗИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ–Учеб.-метод. пособие.-Нальчик, 2008.-24с.



^ 6. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (ЭКЗАМЕН, ЗАЧЕТ) И ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ИХ ПРОВЕДЕНИИ

6.1. ТЕКУЩИЙ И РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ

рейтинговой системы и периодичность контроля разделов на занятиях по курсу фтизиопульмонологии специальности «Стоматология» в 9-м семестре

Точки контроля



Название разделов

Оценка

3

4

5

баллы

1

1

Текущий контроль знаний по теме: этиология, патогенез, патоморфология, туберкулеза. Диагностика туберкулеза. Раннее выявление туберкулеза. Профилактика туберкулеза.

3




6







Посещение

1




1

^ Всего по первой контрольной точке


4




7

2

2

Первичный туберкулез. Клинические формы туберкулеза легких. Внелегочный туберкулез. Осложнения туберкулеза. Лечение туберкулеза. Критерии клинического излечения туберкулеза.

3




6







Посещение

1




1

^ Всего по второй контрольной точке


4




7

3

3

Итоговый контроль (Тест-контроль)

4




9







Посещение

1




1

4

4

Лекции










Всего по третьей контрольной точке


5




10

Итого:








13




24


Контроль осуществляется по данным текущей успеваемости на лабораторно-практических занятиях. На каждом занятии проводится систематическая проверка и учет успеваемости студентов по степени усвоения каждым из них знаний фтизиопульмонологии, методических навыков и умения применять их во врачебной практике на основании выполнении практических навыков, разбора рентгенологических снимков, решении ситуационных задач, ответов на контрольные вопросы. Сумма этих данных за цикл дает достаточное представление об уровне знаний студентов. В рамках действия рейтинговой системы в процессе прохождения курса проводятся итоговый тестовый контроль по пройденным темам. Фонды тестовых заданий на курсе фтизиопульмнологии ежегодно перерабатываются, дополняются, обсуждаются на кафедральных заседаниях. Тестовые задания имеются в напечатанном состоянии, часть вложена в ЭВМ (приложение № 2).

На курсе фтизиопульмонологии имеются комплекты тестовых заданий:

1. для проведения промежуточного контроля знаний студентов на

конец 1, 2, 3 практических занятий;

2. для проведения итогового контроля знаний студентов по дисциплине;

3. для проверки остаточных знаний по дисциплине


Завершающим этапом контроля знаний студентов является предусмотренный программой собеседование по туберкулезу и зачет. На зачете студент отвечает на билет, содержащий 3 вопроса по основным разделам фтизиопульмонологии и задачу по одному из разделов. При необходимости студент получает дополнительные вопросы для выяснения степени усвоения практических навыков, описание рентгенологических пленок, лабораторных методов определения туберкулеза. По ответам на эти и билетные вопросы выводится средний балл.

Автоматический зачет для студентов, набравших достаточное количество баллов по рейтинговой системе (условия применения рейтинговой системы оценки успешности обучения студентов по курсу фтизиопульмонологии.


  • ^ 6.2. Форма промежуточной и итоговой аттестации




этап

Форма проведения

Критерии оценки

1 этап

Решение ситуационной задачи


7 баллов

2 этап

Практические навыки

7 баллов

3 этап

Тестирование


70-74%-8 баллов

75-97%-9 баллов

98-100%-10баллов

10 баллов



^ 6.3. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

(для текущего рейтинга и зачета):

А) Вопросы I занятия

  1. Возбудитель туберкулеза – его свойства и клиническое значение

  2. Наиболее частые жалобы больных туберкулезом легких: общие 1,2,3,4,5; локальные 1,2,3,4,5

  3. Пути заражения туберкулезом

  4. Группы риска по туберкулезу

  5. Что такое первичная туберкулезная инфицированность или туберкулиновый вираж.

  6. Какой процесс лежит в основе аллергической реакции

  7. Что означают L-форм микобактерий туберкулеза и атипичные формы микобактерий. Клиническое значение этих форм микобактерии

  8. Что такое туберкулин, виды туберкулина

  9. С какой целью применяется реакция Манту, перечислить показания.

  10. Туберкулиновая проба Пирке и градированная проба – показания, техника.

  11. Показания для проведения подкожной пробы Коха (или белково-туберкулиновой подкожной пробы) и ее оценка.

  12. Организация и методы раннего выявления туберкулеза взрослых.

  13. Преимущества флюорографии легких перед рентгенографией.

  14. Строение туберкулезного бугорка. Патанатомия туберкулезного воспаления.

  15. Перечислите осложнения первичного комплекса

  16. Основные методы профилактики первичного туберкулеза

  17. Исходы хронической туберкулезной интоксикации

  18. Исходы неосложненного первичного комплекса

  19. Рентгенологические стадии первичного комплекса

  20. Рентгенологические признаки бронхоаденита

  21. Значение бронхоскопии при первичном туберкулезе

  22. Перечислите возможные остаточные изменения после излечения от первичного комплекса

  23. Осложнения туберкулезного бронхоаденита.

  24. Характер тканевой реакции при подостром гематогенно-диссеминированном туберкулезе легких

  25. Наиболее частые симптомы при хроническом гематогенно-диссеминированном туберкулезе легких.

  26. Характер тканевой реакции при хроническом гематогенно-диссеминированном туберкулезе легких

  27. Положение корней легких и характер их отображения на рентгенограмме при хроническом гематогенно-диссеминированном туберкулезе легких

  28. исходы хронического гематогенно-диссеминированного туберкулеза легких

  29. Перечислите с какими заболеваниями необходимо дифференцировать диссеминированный туберкулез

Б) Вопросы II занятия

  1. Методы дезинфекции при туберкулезе

  2. Работа в очаге туберкулезной инфекции -1,2,3,4

  3. Методы дезинфекции мокроты больного туберкулезом.

  4. Организация и методы раннего выявления туберкулеза взрослых.

  5. Преимущества флюорографии легких перед рентгенографией.

  6. Что означает вторичная химиопрофилактика и кому она проводится

  7. Какие мероприятия могут предупредить заболевание первичным туберкулезным комплексом -1,2,3

  8. Вторичная химиопрофилактика – показания и методы.

  9. Кем и как была получена противотуберкулезная вакцина БЦЖ

  10. Осложнения вакцинации БЦЖ.

  11. Показания и противопоказания для БЦЖ

  12. Сроки ревакцинации БЦЖ – показания и противопоказания.

  13. Туберкулез надгортанника, глотки, миндали (патогенез, клиника, диагностика)

  14. Осложнения туберкулеза верхних дыхательных путей.

  15. Диагностика туберкулеза верхних дыхательных путей

  16. Лечение туберкулеза верхних дыхательных путей

  17. Клиническая картина туберкулеза гортани и варианты его поражения

  18. Туберкулез бронхов – варианты поражения, клиника, жалобы, объективные данные

В) Вопросы III занятия

  1. Какой туберкулез легких называется очаговым

  2. Маски очагового туберкулеза

  3. Из каких форм туберкулеза развивается фиброзно-очаговый туберкулез

  4. Каким методом поводится массовое обследование детей на туберкулез в возрасте до 14 лет и с 14 лет.

  5. Что представляет морфологически мягкий очаг

  6. С какими нормальными тенями на рентгенограмме органов грудной клетки сравнивают тень очага суждения о степени ее интенсивности

  7. Наиболее частый вариант клиники типичного неосложненного мягкоочагового туберкулеза.

  8. Рентгенологические признаки фиброзно-очагового туберкулеза

  9. Частота очагового туберкулеза среди вновь, выявленных и среди состоящих на учете диспансера.

  10. Какие могут быть клинические проявления мягкоочагового туберкулеза

  11. Клинико-рентгенологические формы очагового туберкулеза

  12. Формула белой крови при мягкоочаговом туберкулезе

  13. Характер туберкулиновой чувствительности при инфильтративном туберкулезе легких.

  14. Маски инфильтративного туберкулеза легких.

  15. Как часто при облаковидном инфильтрате возникает распад

  16. Рентгенологическая картина лобита.

  17. Какой туберкулез легкого называет инфильтративный

  18. В каких сегментах легкого чаще возникает инфильтрат

  19. Патогенез инфильтративно-пневмонического туберкулеза легких

  20. Какие формы туберкулеза легких предшествуют развитию инфильтративного туберкулеза

  21. На что указывает возникновение крупно-пузырчатых влажных хрипов при инфильтративном туберкулезе легких

  22. Частота обнаружения микобактерии туберкулеза при инфильтративном туберкулезе

  23. Что представляет рентгенологически облаковидный инфильтрат

  24. Лечение больных с казеозной пневмонией

  25. С какими заболеваниями следует дифференцировать казеозную пневмонию

  26. Перечислите жалобы больных туберкулемой легкого

  27. Виды туберкулем легкого

  28. Какие изменения в легких перкуторно и аускультативно можно выявить у больных туберкулемой

  29. Дайте рентгенологическую характеристику туберкулемы легкого

  30. Показания к хирургическому лечению туберкулем легкого

  31. Определение фиброзно-кавернозного туберкулеза легких

  32. Исходы фиброзно-кавернозного туберкулеза легких.

  33. Жалобы больного циррозом легкого

  34. Варианты плевритов туберкулезной этиологии

  35. Патогенез идиопатических плевритов при туберкулезе

  36. Дифференциальная диагностика серозного плеврита туб. Этиологии от неспецифических плевритов различной этиологии.

  37. Основные принципы лечения больного туберкулезом (перечислите)

  38. Основные принципы этиотропной терапии туберкулеза (перечислите)

  39. Патогенетическое лечение больного туберкулезом (режим, диета).

  40. Перечислите антибактериальные препараты при туберкулезе (I, II, III ряда)

  41. Механизмы действия основных АБП применяемых при туберкулезе (изониазид- ГИНК, рифампицин, стрептомицин, пиразинамид, этамбутол)

  42. Показания и противопоказания для гормонотерапия при туберкулезе

  43. Дифференциальная диагностика легочного кровотечения от желудочного и пищеводного кровотечения

  44. Клиническая картина и диагностика спонтанного пневмоторакса

  45. Лечение спонтанного пневмоторакса

  46. Кровохарканье и легочное кровотечение – методы остановки (медикаментозная помощь)

  47. Патогенез спонтанного пневмоторакса

  48. Патогенез легочного кровотечения при туберкулезе

Г) Вопросы к зачету

  1. Ранняя туберкулиновая интоксикация (клиника, диагностика, лечение)

  2. Осложнения туберкулезного бронхоаденита

  3. Милиарный туберкулез легких (клиника, диагностика, д/диагностика)

  4. Клинические признаки параспецифических реакций при первичном туберкулезе

  5. Клинико-рентгенологические проявления неосложненного первичного комплекса

  6. С какими заболеваниями дифференцируют туберкулез внутригрудных лимфоузлов

  7. Показания для проведения подкожной пробы Коха и ее оценка

  8. Осложнения вакцинации БЦЖ

  9. Кинико-лабораторные особенности острого диссеминированного туберкулеза

  10. Что означает L формы микобактерий туберкулеза и атипичные формы микобактерий. Клиническое значение этих форм микобактерий.

  11. Показания для проведения р. Манту.

  12. Осложнения вакцинации БЦЖ.

  13. Методы дезинфекции при туберкулезе.

  14. Диагностика хронической туберкулезной интоксикации.

  15. Перечислите с какими заболеваниями необходимо дифференцировать диссеминированный туберкулез.

  16. Показания и противопоказания для вакцинации БЦЖ.

  17. Вторичная химиопрофилактика – показания и методы..

  18. Перечислите основные принципы и методы лечения туберкулезного бронхоаденита.

  19. Техника постановки и чтение реакции Манту.

  20. Сроки обратного развития местной прививочной реакции БЦЖ и сроки развития и длительность поствакцинального иммунитета.

  21. Возможные исходы первичного туберкулезного комплекса.

  22. Что такое естественная резистентность к туберкулезу.

  23. Методы дезинфекции при туберкулезе.

  24. В чем выражается местная реакция при подкожном введении живой культуры МБТ.

  25. Что означает отрицательная и положительная анергия при постановке туберкулиновых проб

  26. Рентгенологические стадии первичного туберкулезного комплекса.

  27. Осложнения туберкулеза внутригрудных лимфоузлов

  28. Сроки ревакцинации БЦЖ – показания и противопоказания

  29. Перечислите группы внутригрудных лимфоузлов, которые поражаются при первичном туберкулезе

  30. Укажите рентгенологические признаки подострого диссеминированного туберкулеза

  31. Возбудитель туберкулеза – его свойства и клиническое значение.

  32. Наиболее частые жалобы больных туберкулезом легких: общие 1,2,3,4,5 и локальные 1,2,3,4,5

  33. Перечислите типы микобактерий туберкулеза, строение МБТ, размножение.

  34. Охарактеризуйте туберкулин, виды туберкулина.

  35. Техника проведения противотуберкулезной вакцинации БЦЖ.

  36. Пути заражения туберкулезом.

  37. Перечислите лабораторные методы выявления МБТ.

  38. Что такое первичная туберкулезная инфицированность или туберкулиновый вираж.

  39. Охарактеризуйте типы микобактерий туберкулеза (строение МБТ, размножение, химический состав и т.п.)

  40. Что такое туберкулин, виды туберкулина.

  41. Техника вакцинации БЦЖ.



^ 7. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

7.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Перельман М.И., Корякин В.А., Протопопова Н.М. Туберкулез, М., - Медицина.- 2000.

  2. Внелегочный туберкулез. Под ред. А.В. Васильева. -Санкт Петербург.-2000.-560 с.

  3. Васильев Н.А. Фтизиопульмонология. Курск, 1995.

  4. Туберкулез органов дыхания. Под ред. Хоменко А.Г., М., 1996.

  5. Визель А.А., Гурылева М.Э. Туберкулез. М., 1999.


^ 7.2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Актуальные проблемы организации борьбы с туберкулезом (сб. науч. тр./М-во Здравоохранения РСФСР, Проблемно-научный центр «Фтизиопульмонология», под ред. А.Л. Кучерова.-М. МНИИТ, 1990 г., 128 с.)

  2. Журнал «Проблемы туберкулеза».

  3. Журнал «Пульмонология».

  4. Розенштраух Л.С., Винер М.Г. Дифференциальная рентгенодиагностика заболеваний органов дыхания и средостения. М., Медицина, 1991.

  5. Современные аспекты энтопатогенетической терапии туберкулеза. - М.: Моск. НИИ туберкулеза, 1990 г.-137 с.

  6. Туберкулез: Учебное пособие/ Н.А. Васильев и др./под ред.Н.А. Василева –М.: Медицина, 1990г.-206с.



^ 7.3. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ САЙТЫ:

www.medlit.ru

(На данном сайте публикуются новые актуальные вопросы проблемы современной медицины, в том числе и туберкулезной инфекции).

Туберкулез в Интернете@yandex.ru


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Х.М. БЕРБЕКОВА


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан медицинского факультета,

председатель УМСФ, доцент

________________Р.М. Захохов

«__30__»_августа______2008г.


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения»

Шифр и наименование дисциплины Фтизиопульмонология

Статут дисциплины Обязательная

Направление подготовки дипломированного специалиста

060105 –Стоматология

Образовательная программа (специальность)

Форма обучения Очная

Всего часов по госстандарту- 27, кредитных единиц – 1,25

Объем дисциплины – 27 часов (0,75; 0,2; 0,7; 0,6)


^ СОСТАВ ЗАНЯТИЙ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО СЕМЕСТРАМ


Номера


Учебные занятия (часы)

Формы

Семестр

Общий объем

Аудиторные

Самостоятельная работа

Итогов. Аттестац.










Руков. СРС

СРС










Всего

Лекции

Практ.

Лабор.










7

27

16

4

-

12

2

9

Зачет

Всего

27

16

4

-

12

2

9






Нальчик-2008 г.

Учебно-методический комплекс составлен на основании Программы по фтизиатрии для студентов специальности «СТОМАТОЛОГИЯ» медицинских вузов, утвержденной Управлением научных и образовательных учреждений Минздрава РФ 2002 г. И в соответствии с содержанием Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060105 «Стоматология», а также Положения «Об организации учебного процесса в КБГУ с использованием системы зачетных единиц», утвержденного Решением Ученого Совета университета от 13.06.2008 г. (протокол № 7).

Переработанный учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры общей врачебной практике, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения 29.08.2008 г. (протокол № 1).


«_____»_____________2008 г.


Зав. кафедрой,

профессор ________________ А.М. Инарокова


Утвержден Учебно-методическим Советом медицинского факультета.


«_____»________________2008 г.


Председатель УМСФ,

доцент ____________________Р.М. Захохов


С О Д Е Р Ж А Н И Е


1. ВВЕДЕНИЕ. МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ФТИЗИОПУЛЬМОНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКИХ НАУК. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ КУРСА, ЕГО СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ.


Обеспечение студентов необходимой информацией для овладения знаниями и умениями, необходимыми студентами для решения профессиональных задач по раннему выявлению, диагностике, дифференциальной диагностике и профилактике туберкулеза с учетом дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.

Цели и содержание обучения определяются современным состоянием фтизиатрии, характеризующейся острой ситуацией с заболеваемостью туберкулезом, когда борьба с туберкулезом в стране рассматривается одной из приоритетных задач здравоохранения. В изменяющихся условиях организации противотуберкулезных профилактических мероприятий и системы госпитализации и лечения больных туберкулезом необходимы глубокие знания фтизиопульмонологии не только фтизиатрам, но прежде всего врачам общего профиля, терапевтам, педиатрам и другим специалистам.

Прохождение цикла туберкулеза студентами имеет целью дать студентам практические навыки по диагностике, лечению и профилактике туберкулеза, развить полученные знания по теоретическим спектрам фтизиатрии и клиническое мышление.

Предусматривается самостоятельная курация больных туберкулеза легких под руководством преподавателя, применение для их обследования и лечения современных методов и терапевтических средств: клиника и дифференциальная диагностика легочных форма туберкулеза, нетипичных, осложненных и редких форм туберкулеза легких, диагностика и лечение осложнений туберкулеза, требующих неотложной врачебной помощи. Неотложные состояния при туберкулезе и других заболеваниях легких. Диагностика и лечение отрицательных реакций и осложнений химиотерапии. Организация и методы современного выявления больных туберкулезом, проведение специфической санитарной и других видов профилактики. Выявление среди больных поликлиники и стационара лиц с риском заболевания туберкулезом, наблюдение и проведение среди них мероприятий по раннему выявлению и профилактике туберкулеза. Содержание совместной работы терапевта, педиатра и фтизиатра. Работа в очаге туберкулезной инфекции по его оздоровлению и предупреждению распространения. Выявление больных внелегочными формами туберкулеза и показания для их направления к фтизиатру.

Программа изучения туберкулеза адаптирована к специальности «Стоматология». Предусматривается к специальности разделов фтизиатрии: ранее выявление и диагностика туберкулеза органов дыхания, полости рта и челюстно-лицевой области, лимфатических узлов шеи и подчелюстной области, верхних дыхательных путей. Проведение необходимых лечебных и противоэпидемических мероприятий до передачи выявленного больного туберкулезом под наблюдение фтизиатра. Методы диагностики, общие принципы лечения и профилактики туберкулеза.

Освоение дисциплины проводится на базе республиканского противотуберкулезного диспансера (ГУЗ «РПТД») на 500 коек, где имеются 4 терапевтических отделения для различных форм легочного туберкулеза, легочно-хирургическое отделение, отделение функциональной диагностики, где размещаются диагностические больные и больные с урогенитальным туберкулезом, отделение реанимации, детско-подростковое отделение и поликлиническое отделение диспансера, подростковое отделение и поликлиническое отделение диспансера, обеспечивающее противотуберкулезную работу по городу и консультативный прием больных (взрослых, подростков и детей) из сел и районов республики. Внелегочные больные размещены в ЛХО и отделении функциональной диагностики. Для обучения студентов используются также клиническая и бактериологическая диагностическая лаборатория, кабинеты лучевой диагностики, бронхологический, функциональной диагностики.

Материально-техническое обеспечение - негатоскоп, флюороскопы, наборы рентгенограмм и томограмм, наборы учебных таблиц «Туберкулез», набор учебных и контролирующих программ, учебные и учебно-методические пособия с обучающими и контролирующими тестами и клиническими задачами.


^ II. ОБЩИЙ ОБЪЕМ КУРСА ФТИЗИОПУЛЬМОНОЛОГИИ В ЧАСАХ.


Лекционные часы - 4

Лабораторные часы - 12

------------------------------------------------------------------

В С Е Г О Ч А С О В - 18


^ III. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКОМЕНДУЕМЫХ

МЕТОДИК ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ФТИЗИОПУЛЬМОНОЛОГИИ.

А. Л Е К Ц И О Н Н Ы Й К У Р С.


В курсе лекций по фтизиопульмонологии излагаются основные теоретические положения по всем разделам, освещаются новые данные фтизиатрии, которыми нужно дополнить материал учебника. Затрагиваются современные методы диагностики и терапевтические средства; клиника и дифференциальная диагностика легочных форм туберкулеза; диагностика и лечение осложнений туберкулеза, требующие неотложной врачебной помощи; неотложные состояния при туберкулезе и других заболеваниях легких; диагностика и лечение отрицательных реакций и осложнений химиотерапии; организация и методы современного выявления больных туберкулезом, проведение специфической, санитарной и других видов профилактики. Эти и многие другие вопросы находят свое отражение в лекционном курсе. Лекции сопровождаются показом учебных таблиц, схем и других наглядных пособий. Все это дополняет лекции и способствует лучшему восприятию излагаемого материала.

По ходу лекции систематически выделяется несколько минут для организационных и методических вопросов: контроль посещаемости лекций, ориентация на последующие лекции и лабораторные занятия, даются рекомендации для ознакомления с дополнительной литературой, способствующей расширению знаний студентов.


^ Б. ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ.

Лабораторные и практические занятия проводятся в учебной аудитории с подгруппой студентов с использованием следующих методик или форм учебного процесса:

1. инструктивные занятия;

2. обследование больного туберкулезом

3. описание рентгенпленок и выявление патологические тени на рентгенограмме челюстно-лицевой области, у больного туберкулезом;

4. проведение и оценка туберкулиновых проб;

5. выполнение заданий, решение ситуационных задач;

6. итоговые контрольные мероприятия.


На лабораторно-практических занятиях студенты закрепляют полученную на лекциях, из учебников и практикумов информацию. На каждом занятии осуществляется опрос студентов по теме занятия и по предыдущим материалам с выставлением соответствующих оценок по 5-балльной системе. Этим методом выявляется степень понимания разбираемого материала студентами, а также накапливаются данные о текущей успеваемости и внеаудиторной работе студентов. При этом приглашаются более слабые студенты на дополнительные занятия. После прохождения отдельного раздела фтизиатрии проводится итоговое контрольное занятие, которое оценивается по рейтинговой системе определенным количеством баллов.

Условия применения рейтинговой системы успешности обучения студентов на курсе фтизиопульмонологии ежегодно перерабатываются, обновляются, обсуждаются на заседаниях кафедры и вывешиваются на доске объявлений в учебной аудитории ( см. Приложение № 1).

Лабораторно-практические занятия, как и лекции, широко используются для воспитательной работы (культура рабочего места, бережное отношение к имуществу курса и факультета, тактичность взаимоотношений между студентами, опрятность ведения записей в рабочих тетрадях, товарищеская взаимопомощь, чистота помещений, поощрение активных студентов, беседы с отстающими...).

В ходе занятий преподаватель направляет, консультирует и контролирует самостоятельную работу студента. Преподаватель должен постоянно стремиться привить интерес к дисциплине, показать ее значимость для подготовки врача, создать оптимальную психологическую атмосферу, способствующую успешному усвоению разбираемого материала.

Отработка пропущенных лабораторно-практических занятий принимаются еженедельно в определенные дни и часы преподавателями. В дни отработок студенты имеют возможность не только отработать пропущенные занятия, но и самостоятельно поработать, получить консультативную помощь. Выделены и дни консультаций.


^ IV. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ

УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ СТУДЕНТЫ.

В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФТИЗИОПУЛЬМОНОЛОГИИ

^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:


1.Общие сведения по туберкулезу (заболеваемость, болезненность, смертность, инфицированность). Этиологию, эпидемиологию, патогенез и патоморфологию, туберкулеза.

2.Организационные мероприятия по борьбе с туберкулезом в противотуберкулезном диспансере. Эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в мире, РФ, КБР.

3.Методы диагностики туберкулеза. Диагностику туберкулеза на догоспитальном этапе обследования (клинические проявления, данные лабораторных и инструментальных методов исследования). Организационные мероприятия по раннему выявлению туберкулеза у детей, подростков и взрослых.

Туберкулинодиагностику.

4.Первичный туберкулез. Диссеминированный туберкулез (клинику, диагностику, осложнения и лечение).

5.Методы профилактики туберкулеза.

6.Туберкулез периферических лимфоузлов, лимфоузлов шеи, подчелюстных и прочих (клиника, диагностика, осложнения, лечение).

7.Туберкулез полости рта и челюстно-лицевой области (патогенез, патоморфологию, клинику, диагностику и лечение). Обследование больных с указанной патологией.

8.Вторичные формы туберкулеза легких (клинику, диагностику, осложнения и лечение). Разбор больных и рентгенограмм по теме.

9.Осложнения туберкулеза и их неотложная терапия.

10.Принципы лечения туберкулеза. Лечение больных туберкулезом полости рта и челюстно-лицевой области.


^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:


1. Проводить расспрос пациента и его родственников.

2. Освоить методику обследования больного туберкулезом. Проводить обследование (осмотр, пальпация) полости рта.

3. Приготовить стандартный растворов туберкулина, освоение техники постановки и оценки результатов проб Пирке, Манту, Коха. Методику чтений этих реакций.

4. Технику вакцинации и ревакцинации. Умение развести вакцины для внутрикожного введения вакцины. Овладение техникой внутрикожного введения вакцины БЦЖ. Практические навыки по оценки характера местных прививочных реакций после внутрикожного введения БЦЖ.

5. Проводить забор материала для бактериологического и цитологического исследований.

6. Проводить микробиологическое исследование мокроты и другого материала с целью обнаружения микобактерий туберкулеза.

7. Освоить методику рентгенографии больных туберкулезом легких, чтение рентгенограмм (обзорных, боковых, прицельных), томограмм легких. Составлять протоколы рентгенологического исследования. Освоить методику чтения флюорограмм.

8. Диагностировать неотложные состояния у больных туберкулезом. Оказание неотложной помощи при легочном кровотечении и спонтанном пневмотораксе.

9. Ознакомиться с работой клинической и бактериологической лабораторий


2. О Ц Е Н И В А Т Ь:


1. выявлять туберкулез органов дыхания на основании данных анамнеза, клиники, рентгенологического и лабораторного исследования;

2. поставить диагноз туберкулеза полости рта, тканей, челюстно-лицевой области на основании анамнеза, клиники, визуального, рентгенологического и лабораторного исследования и проводить лечение;

3. проводить лечение выявленного в специализированном стационаре больного туберкулезом и наблюдение за ним до направления его к фтизиатру;

4. проводить противоэпидемиологические мероприятия при выявлении в специализированном стационаре больного с открытой формой туберкулеза.


^ V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФТИЗИОПУЛЬМОНОЛОГИИ.


КОНТРОЛЬ ТЕКУЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ.


Контроль осуществляется по данным текущей успеваемости на лабораторно-практических занятиях. На каждом занятии проводится систематическая проверка и учет успеваемости студентов по степени усвоения каждым

из них знаний фтизиопульмонологии, методических навыков и умения применять их во врачебной практике на основании выполнении практических навыков, разбора рентгенологических снимков, решении ситуационных задач, ответов на контрольные вопросы. Сумма этих данных за цикл дает достаточное представление об уровне знаний студентов.

В рамках действия рейтинговой системы в процессе прохождения курса гигиены проводятся итоговый тестовый контроль по пройденным темам.

Завершающим этапом контроля знаний студентов является предусмотренный программой собеседование по туберкулезу и зачет. На зачете студент отвечает на билет, содержащий 3 вопроса по основным разделам фтизиопульмонологии и задачу по одному из разделов. При необходимости студент получает дополнительные вопросы для выяснения степени усвоения практических навыков, описание рентгенологических пленок, лабораторных методов определения туберкулеза. По ответам на эти и билетные вопросы выводится средний балл.

Автоматический зачет для студентов, набравших достаточное количество баллов по рейтинговой системе (условия применения рейтинговой системы оценки успешности обучения студентов по курсу фтизиопудбмонологии прилагаются (см. Приложения № 1).


VI.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 стоматология Нальчик 2009 icon Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060101- лечебное дело Нальчик 2009

Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 стоматология Нальчик 2009 icon Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология»

Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 стоматология Нальчик 2009 icon Учебно-методический комплекс Для студентов обучающихся по специальности 060105- «Стоматология»

Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 стоматология Нальчик 2009 icon Учебно-методический комплекс Для студентов обучающихся по специальности 060105- «Стоматология»

Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 стоматология Нальчик 2009 icon Методическое пособие Для студентов специальности 060105 Стоматология Нальчик 2009
К95 Кучмезов И. А ортопедическое лечение боль­ных при полной потере зубов.[Текст]: Методическое пособие/И....
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 стоматология Нальчик 2009 icon Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105

Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 стоматология Нальчик 2009 icon Учебно-методический комплекс Для студентов обучающихся по специальности 060105- «Стоматология»
В. Н. Олесова заведующий кафедрой клинической стоматологии и им­плантологии фум цсп, доктор медицинских...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 стоматология Нальчик 2009 icon Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания
О. М. Чикова. Психология акцентуированных личностей: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 стоматология Нальчик 2009 icon Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101

Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 стоматология Нальчик 2009 icon Учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 2,3 курсов, обучающихся по специальности 060105
«стоматология»/ под редакцией Л. В. Федюкович, Т. Г. Рукша– Красноярск: типография Красгму, 2009....
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы