|
Скачать 2.51 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» Кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения» Д.м.н., доцент Сабанчиева Ж.Х. ФТИЗИОПУЛЬМОНОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 – стоматология Нальчик 2009 УДК 616.-002.5 ББК 55.4 C-12 Рецензенты: Басиев З.Г., заведующий кафедрой пульмонологии, аллергологии и клинической иммунологии ФПДО ГОУ ВПО «СОГМА» Росздрава, д.м.н., профессор; Каранашева В.А., зав. кафедрой нормальной и патологической анатомии, к.м.н., доцент. ^ Фтизиопульмонология: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060105 - стоматология).-Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения, 2009.- 138 с. Дисциплина «Фтизиопульмонология» преподается на 4 курсе для студентов специальности «Стоматология». В учебно-методическом комплексе представлена рабочая программа, задания для СРС, тесты, тестовые-ситуационные задачи, учебно-методические указания. «Согласовано» __________________декан медицинского факультета КБГУ Захохов Р.М. «Согласовано» __________________председатель УМК факультета КБГУ Уметов М.А. СОДЕРЖАНИЕ 1. Организационно-методический раздел 4 1.1. Цель, задачи и место дисциплины в образовательной программе 4 1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы ..10 1.3. Учебно-тематический план …11 ^ 2.1. Темы лекций ..14 2.2. Темы лабораторных занятий ..15 3. Тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнению .19 4. Используемые инновационные методы в процессе преподавания 21 ^ 6. Формы промежуточного и итогового контроля (экзамен, зачет) и требования при их проведении………………………………………25 6.1. Структура рейтинга (текущий и рубежный контроль) 25 6.2. Формы итоговой аттестации 27 6.3. Перечень контрольных вопросов 28 ^ .1. Рекомендуемая основная литература 35 7.2. Рекомендуемая дополнительная литература 35 8. Приложения 37 ^ 1.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ Цель дисциплины: Обеспечение студентов необходимой информацией для овладения знаниями и умениями, необходимыми студентами для решения профессиональных задач по раннему выявлению, диагностике, дифференциальной диагностике и профилактике туберкулеза с учетом дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Цели и содержание обучения определяются современным состоянием фтизиатрии, характеризующейся острой ситуацией с заболеваемостью туберкулезом, когда борьба с туберкулезом в стране рассматривается одной из приоритетных задач здравоохранения. В изменяющихся условиях организации противотуберкулезных профилактических мероприятий и системы госпитализации и лечения больных туберкулезом необходимы глубокие знания фтизиопульмонологии не только фтизиатрам, но прежде всего врачам общего профиля, терапевтам, педиатрам и другим специалистам. Прохождение цикла туберкулеза студентами имеет целью дать студентам практические навыки по диагностике, лечению и профилактике туберкулеза, развить полученные знания по теоретическим спектрам фтизиатрии и клиническое мышление. Предусматривается самостоятельная курация больных туберкулеза легких под руководством преподавателя, применение для их обследования и лечения современных методов и терапевтических средств: клиника и дифференциальная диагностика легочных форма туберкулеза, нетипичных, осложненных и редких форм туберкулеза легких, диагностика и лечение осложнений туберкулеза, требующих неотложной врачебной помощи. Неотложные состояния при туберкулезе и других заболеваниях легких. Диагностика и лечение отрицательных реакций и осложнений химиотерапии. Организация и методы современного выявления больных туберкулезом, проведение специфической санитарной и других видов профилактики. Выявление среди больных поликлиники и стационара лиц с риском заболевания туберкулезом, наблюдение и проведение среди них мероприятий по раннему выявлению и профилактике туберкулеза. Содержание совместной работы терапевта, педиатра и фтизиатра. Работа в очаге туберкулезной инфекции по его оздоровлению и предупреждению распространения. Выявление больных внелегочными формами туберкулеза и показания для их направления к фтизиатру. ^ - научить студентов:
^ Преподавание дисциплины «Фтизиопульмонология» базируется на знаниях, полученных на предшествующих теоретических и клинических кафедрах, предусматривает преемственность преподавания этой дисциплины с пропедевтикой внутренних болезней, патофизиолоигей, патологической анатомией и другими клиническими дисциплинами. В связи с этим реализация задачи по интеграции преподавания курса Фтизиопульмонологии с другими клиническими дисциплинами студентам 4 курса специальности “Стоматология” приобретает особую актуальность в настоящее время в связи с изменением подходов, оценочных критериев в организации противотуберкулезных профилактических мероприятий. Так, для раннего выявления, госпитализации и лечения больных туберкулезом необходимы глубокие знания фтизиопульмонологии не только фтизиатрам, но и прежде всего врачам общего профиля, терапевтам, педиатрам и другим специалистам, а также стоматологам. Программа изучения туберкулеза адаптирована к специальности «Стоматология». Предусматривается к специальности разделов фтизиатрии: ранее выявление и диагностика туберкулеза органов дыхания, полости рта и челюстно-лицевой области, лимфатических узлов шеи и подчелюстной области, верхних дыхательных путей. Проведение необходимых лечебных и противоэпидемических мероприятий до передачи выявленного больного туберкулезом под наблюдение фтизиатра. Методы диагностики, общие принципы лечения и профилактики туберкулеза. Освоение дисциплины проводится на базе республиканского противотуберкулезного диспансера (ГУЗ «РПТД») на 500 коек, где имеются 4 терапевтических отделения для различных форм легочного туберкулеза, легочно-хирургическое отделение, отделение функциональной диагностики, где размещаются диагностические больные и больные с урогенитальным туберкулезом, отделение реанимации, детско-подростковое отделение и поликлиническое отделение диспансера, подростковое отделение и поликлиническое отделение диспансера, обеспечивающее противотуберкулезную работу по городу и консультативный прием больных (взрослых, подростков и детей) из сел и районов республики. Внелегочные больные размещены в ЛХО и отделении функциональной диагностики. Для обучения студентов используются также клиническая и бактериологическая диагностическая лаборатория, кабинеты лучевой диагностики, бронхологический, функциональной диагностики. Материально-техническое обеспечение - негатоскоп, флюороскопы, наборы рентгенограмм и томограмм, наборы учебных таблиц «Туберкулез», набор учебных и контролирующих программ, учебные и учебно-методические пособия с обучающими и контролирующими тестами и клиническими задачами. Чтение лекций и проведение практических занятий осуществляются в соответствии с планом; методика их проведения соответствует роли и содержанию дисциплины. В процессе прохождения практического курса осуществляется текущий, промежуточный и заключительный контроль знаний студентов, решаются задачи по утвержденной программе в рамках рейтинговой системы. По завершении курса “Фтизиопульмонологии” студенты должны: Знать: -общие сведения по туберкулезу (заболеваемость, болезненность, смертность, инфицированность). Этиологию, эпидемиологию, патогенез и патоморфологию, туберкулеза. -эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в мире, РФ, КБР. -методы диагностики туберкулеза (клинические проявления, данные лабораторных и инструментальных методов исследования). Организационные мероприятия по раннему выявлению туберкулеза у детей, подростков и взрослых. -первичный туберкулез. Диссеминированный туберкулез (клинику, диагностику, осложнения и лечение). -методы профилактики туберкулеза. -туберкулез периферических лимфоузлов (клинику, диагностику, осложнения и лечение). -туберкулез полости рта и челюстно-лицевой области (патогенез, патоморфологию, клинику, диагностику и лечение). Обследование больных с указанной патологией. -вторичные формы туберкулеза легких (клинику, диагностику, осложнения и лечение). -осложнения туберкулеза и их неотложная терапия. -принципы лечения туберкулеза. Лечение больных туберкулезом полости рта и челюстно-лицевой области. Уметь: - проводить расспрос пациента и его родственников. - проводить обследование больного туберкулезом. - оценивать туберкулиновые пробы Манту и Пирке на основании местных реакций; - разводить вакцину для внутрикожного введения вакцины; вводить внутрикожного вакцину БЦЖ и оценивать характер местных прививочных реакций после внутрикожного введения БЦЖ. - проводить забор материала для бактериологического и цитологического исследований. - проводить микробиологическое исследование мокроты и другого материала с целью обнаружения микобактерий туберкулеза. - читать результаты рентгенограмм (обзорных, боковых, прицельных), томограмм легких; составлять протоколы рентгенологического исследования; читать флюорограммы. - выявлять и интерпретировать патологические тени на рентгенограммах грудной клетки больного туберкулезом и составлять протокол рентгенологического обследования. - диагностировать туберкулез полости рта, тканей, челюстно-лицевой области на основании анамнеза, клиники, визуального, рентгенологического и лабораторного исследования; - диагностировать туберкулез органов дыхания на основании данных анамнеза, клинического, рентгенологического и лабораторного обследования больного; - диагностировать легочное кровотечение, спонтанный пневмоторакс на основании данных анамнеза, клинического и рентгенологического обследования и оказывать неотложную помощь; -выявлять лиц с повышенным риском заболевания туберкулезом на основании результатов туберкулиновых проб и флюорографии; - заполнять историю болезни и другую медицинскую документацию; Владеть: - методикой выявления туберкулеза органов дыхания на основании данных анамнеза, клиники, рентгенологического и лабораторного исследования; - методикой постановки диагноза туберкулеза на основании анамнеза, клиники, визуального, рентгенологического и лабораторного исследования; - методикой проведения лечения больного туберкулезом в условиях специализированного стационара; - техникой плевральной пункции; - техникой спинномозговой пункции; - методикой оказания догоспитальной медицинской помощи при легочном кровотечении и спонтанном пневмотораксе; - методикой проведения противоэпидемиологических мероприятий при выявлении больного с открытой формой туберкулеза; - методикой формирования диспансерных групп и наблюдение за ними - методикой подсчета основных статистических показателей (инфицированность, заболеваемость, смертность, болезненность). ^
^
^
^
^ 2.1. ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ
^ по курсу «Фтизиопульмонология» на специальности «Стоматология» 4 курс 7 семестр
^ по курсу «Фтизиопульмонология» на специальности «Стоматология» 4 курс 7 семестр
2.2. ТЕМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
^ 1. Туберкулез легких в сочетании с внутренними болезнями. 2. Туберкуле легких и алкоголизм. 3. Туберкулез женских половых органов. 4. Туберкулез легких в возрасте старше 50 лет. 5. Осложнения туберкулеза легких. 6. Основные принципы лечения. 7. Реактивация туберкулеза легких. 8. Критерии клинического излечения туберкулеза легких. 9. Режим больного туберкулезом.. 10. Организация борьбы с туберкулезом. 11. Противотуберкулезный диспансер. 12. Противотуберкулезная помощь сельскому населению. 13. Туберкулез и сопутствующие заболевания. 14. Хронический тонзиллит и туберкулез. 15. Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу. ^ Реферат состоит из:
Объем реферата – 8-10 страниц машинописного текста или 18-20 страниц рукописи. Текст должен быть напечатан или написан только на одной стороне листа с полями: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху и снизу – 2,5 см. Каждый лист, таблица и рисунок должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Работа должна быть сброшюрована. Указатель литературы должен содержать не менее 5-6 источников: пособия, справочники, монографии, периодические издания, страницы в Интернете и т.д. Использованные источники располагаются в алфавитном порядке. Описание каждого источника имеет следующую последовательность:
На титульном листе (см. ниже) следует указать полное название ВУЗа, кафедры, специальность, тему реферата, фамилию, имя, отчество преподавателя и студента, номер подгруппы, год. ^
^
На практических занятиях студенты изучают рентген пленки. При просмотре рентгенограмм следует оценить качество снимка:
Легочный рисунок на рентгенограмме может быть – не изменен, усилен, ослаблен, обеднен, деформирован, отсутствовать. При описании патологических теней, полости, просветлений, необходимо последовательно указать – локализацию по долям и сегментам, форму, величину, количество теней, однородность (гомогенность), контуры, протяженность. Затем отражают тень средостения – наличие смещения, контуры аорты, сердце. Диафрагма – в описании указывают форму, контуры, высоту стояния, характер синусов. В завершении описания рентгенограммы, можно перечислить предполагаемые сходные заболевания. При рентгенологическом исследовании при туберкулезе могут быть выявлены: очаги, инфильтраты, полости распада, фиброз, пневмосклероз. При туберкулезе различают следующие рентгенологические синдромы:
Указывая тот или иной синдром, предлагаются сходные заболевания для дифференциации.
6.1. Рекомендации для преподавателей Краткое описание структуры занятия Учебное время: 4 часа - 180 минут Метод и место: лабораторное занятие с подгруппой в учебной аудитории. Учебные цели: 1. Разобрать следующие теоретические вопросы: 1. 2. 3. 4. и т.д. 2. Приобрести практические навыки: 1. 2. 3. 4. и т.д. 3. Решение ситуационных задач. План проведения занятия
^ 6.1. ТЕКУЩИЙ И РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ рейтинговой системы и периодичность контроля разделов на занятиях по курсу фтизиопульмонологии специальности «Стоматология» в 9-м семестре
Контроль осуществляется по данным текущей успеваемости на лабораторно-практических занятиях. На каждом занятии проводится систематическая проверка и учет успеваемости студентов по степени усвоения каждым из них знаний фтизиопульмонологии, методических навыков и умения применять их во врачебной практике на основании выполнении практических навыков, разбора рентгенологических снимков, решении ситуационных задач, ответов на контрольные вопросы. Сумма этих данных за цикл дает достаточное представление об уровне знаний студентов. В рамках действия рейтинговой системы в процессе прохождения курса проводятся итоговый тестовый контроль по пройденным темам. Фонды тестовых заданий на курсе фтизиопульмнологии ежегодно перерабатываются, дополняются, обсуждаются на кафедральных заседаниях. Тестовые задания имеются в напечатанном состоянии, часть вложена в ЭВМ (приложение № 2). На курсе фтизиопульмонологии имеются комплекты тестовых заданий: 1. для проведения промежуточного контроля знаний студентов на конец 1, 2, 3 практических занятий; 2. для проведения итогового контроля знаний студентов по дисциплине; 3. для проверки остаточных знаний по дисциплине Завершающим этапом контроля знаний студентов является предусмотренный программой собеседование по туберкулезу и зачет. На зачете студент отвечает на билет, содержащий 3 вопроса по основным разделам фтизиопульмонологии и задачу по одному из разделов. При необходимости студент получает дополнительные вопросы для выяснения степени усвоения практических навыков, описание рентгенологических пленок, лабораторных методов определения туберкулеза. По ответам на эти и билетные вопросы выводится средний балл. Автоматический зачет для студентов, набравших достаточное количество баллов по рейтинговой системе (условия применения рейтинговой системы оценки успешности обучения студентов по курсу фтизиопульмонологии.
^ (для текущего рейтинга и зачета): А) Вопросы I занятия
Б) Вопросы II занятия
В) Вопросы III занятия
Г) Вопросы к зачету
^ 7.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
^
^ www.medlit.ru (На данном сайте публикуются новые актуальные вопросы проблемы современной медицины, в том числе и туберкулезной инфекции). Туберкулез в Интернете@yandex.ru ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 ^ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Х.М. БЕРБЕКОВА «УТВЕРЖДАЮ» Декан медицинского факультета, председатель УМСФ, доцент ________________Р.М. Захохов «__30__»_августа______2008г. ^ Кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения» Шифр и наименование дисциплины Фтизиопульмонология Статут дисциплины Обязательная Направление подготовки дипломированного специалиста 060105 –Стоматология Образовательная программа (специальность) Форма обучения Очная Всего часов по госстандарту- 27, кредитных единиц – 1,25 Объем дисциплины – 27 часов (0,75; 0,2; 0,7; 0,6) ^
Нальчик-2008 г. Учебно-методический комплекс составлен на основании Программы по фтизиатрии для студентов специальности «СТОМАТОЛОГИЯ» медицинских вузов, утвержденной Управлением научных и образовательных учреждений Минздрава РФ 2002 г. И в соответствии с содержанием Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060105 «Стоматология», а также Положения «Об организации учебного процесса в КБГУ с использованием системы зачетных единиц», утвержденного Решением Ученого Совета университета от 13.06.2008 г. (протокол № 7). Переработанный учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры общей врачебной практике, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения 29.08.2008 г. (протокол № 1). «_____»_____________2008 г. Зав. кафедрой, профессор ________________ А.М. Инарокова Утвержден Учебно-методическим Советом медицинского факультета. «_____»________________2008 г. Председатель УМСФ, доцент ____________________Р.М. Захохов С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. ВВЕДЕНИЕ. МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ФТИЗИОПУЛЬМОНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКИХ НАУК. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ КУРСА, ЕГО СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ. Обеспечение студентов необходимой информацией для овладения знаниями и умениями, необходимыми студентами для решения профессиональных задач по раннему выявлению, диагностике, дифференциальной диагностике и профилактике туберкулеза с учетом дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Цели и содержание обучения определяются современным состоянием фтизиатрии, характеризующейся острой ситуацией с заболеваемостью туберкулезом, когда борьба с туберкулезом в стране рассматривается одной из приоритетных задач здравоохранения. В изменяющихся условиях организации противотуберкулезных профилактических мероприятий и системы госпитализации и лечения больных туберкулезом необходимы глубокие знания фтизиопульмонологии не только фтизиатрам, но прежде всего врачам общего профиля, терапевтам, педиатрам и другим специалистам. Прохождение цикла туберкулеза студентами имеет целью дать студентам практические навыки по диагностике, лечению и профилактике туберкулеза, развить полученные знания по теоретическим спектрам фтизиатрии и клиническое мышление. Предусматривается самостоятельная курация больных туберкулеза легких под руководством преподавателя, применение для их обследования и лечения современных методов и терапевтических средств: клиника и дифференциальная диагностика легочных форма туберкулеза, нетипичных, осложненных и редких форм туберкулеза легких, диагностика и лечение осложнений туберкулеза, требующих неотложной врачебной помощи. Неотложные состояния при туберкулезе и других заболеваниях легких. Диагностика и лечение отрицательных реакций и осложнений химиотерапии. Организация и методы современного выявления больных туберкулезом, проведение специфической санитарной и других видов профилактики. Выявление среди больных поликлиники и стационара лиц с риском заболевания туберкулезом, наблюдение и проведение среди них мероприятий по раннему выявлению и профилактике туберкулеза. Содержание совместной работы терапевта, педиатра и фтизиатра. Работа в очаге туберкулезной инфекции по его оздоровлению и предупреждению распространения. Выявление больных внелегочными формами туберкулеза и показания для их направления к фтизиатру. Программа изучения туберкулеза адаптирована к специальности «Стоматология». Предусматривается к специальности разделов фтизиатрии: ранее выявление и диагностика туберкулеза органов дыхания, полости рта и челюстно-лицевой области, лимфатических узлов шеи и подчелюстной области, верхних дыхательных путей. Проведение необходимых лечебных и противоэпидемических мероприятий до передачи выявленного больного туберкулезом под наблюдение фтизиатра. Методы диагностики, общие принципы лечения и профилактики туберкулеза. Освоение дисциплины проводится на базе республиканского противотуберкулезного диспансера (ГУЗ «РПТД») на 500 коек, где имеются 4 терапевтических отделения для различных форм легочного туберкулеза, легочно-хирургическое отделение, отделение функциональной диагностики, где размещаются диагностические больные и больные с урогенитальным туберкулезом, отделение реанимации, детско-подростковое отделение и поликлиническое отделение диспансера, подростковое отделение и поликлиническое отделение диспансера, обеспечивающее противотуберкулезную работу по городу и консультативный прием больных (взрослых, подростков и детей) из сел и районов республики. Внелегочные больные размещены в ЛХО и отделении функциональной диагностики. Для обучения студентов используются также клиническая и бактериологическая диагностическая лаборатория, кабинеты лучевой диагностики, бронхологический, функциональной диагностики. Материально-техническое обеспечение - негатоскоп, флюороскопы, наборы рентгенограмм и томограмм, наборы учебных таблиц «Туберкулез», набор учебных и контролирующих программ, учебные и учебно-методические пособия с обучающими и контролирующими тестами и клиническими задачами. ^ Лекционные часы - 4 Лабораторные часы - 12 ------------------------------------------------------------------ В С Е Г О Ч А С О В - 18 ^ МЕТОДИК ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ФТИЗИОПУЛЬМОНОЛОГИИ. А. Л Е К Ц И О Н Н Ы Й К У Р С. В курсе лекций по фтизиопульмонологии излагаются основные теоретические положения по всем разделам, освещаются новые данные фтизиатрии, которыми нужно дополнить материал учебника. Затрагиваются современные методы диагностики и терапевтические средства; клиника и дифференциальная диагностика легочных форм туберкулеза; диагностика и лечение осложнений туберкулеза, требующие неотложной врачебной помощи; неотложные состояния при туберкулезе и других заболеваниях легких; диагностика и лечение отрицательных реакций и осложнений химиотерапии; организация и методы современного выявления больных туберкулезом, проведение специфической, санитарной и других видов профилактики. Эти и многие другие вопросы находят свое отражение в лекционном курсе. Лекции сопровождаются показом учебных таблиц, схем и других наглядных пособий. Все это дополняет лекции и способствует лучшему восприятию излагаемого материала. По ходу лекции систематически выделяется несколько минут для организационных и методических вопросов: контроль посещаемости лекций, ориентация на последующие лекции и лабораторные занятия, даются рекомендации для ознакомления с дополнительной литературой, способствующей расширению знаний студентов. ^ Лабораторные и практические занятия проводятся в учебной аудитории с подгруппой студентов с использованием следующих методик или форм учебного процесса: 1. инструктивные занятия; 2. обследование больного туберкулезом 3. описание рентгенпленок и выявление патологические тени на рентгенограмме челюстно-лицевой области, у больного туберкулезом; 4. проведение и оценка туберкулиновых проб; 5. выполнение заданий, решение ситуационных задач; 6. итоговые контрольные мероприятия. На лабораторно-практических занятиях студенты закрепляют полученную на лекциях, из учебников и практикумов информацию. На каждом занятии осуществляется опрос студентов по теме занятия и по предыдущим материалам с выставлением соответствующих оценок по 5-балльной системе. Этим методом выявляется степень понимания разбираемого материала студентами, а также накапливаются данные о текущей успеваемости и внеаудиторной работе студентов. При этом приглашаются более слабые студенты на дополнительные занятия. После прохождения отдельного раздела фтизиатрии проводится итоговое контрольное занятие, которое оценивается по рейтинговой системе определенным количеством баллов. Условия применения рейтинговой системы успешности обучения студентов на курсе фтизиопульмонологии ежегодно перерабатываются, обновляются, обсуждаются на заседаниях кафедры и вывешиваются на доске объявлений в учебной аудитории ( см. Приложение № 1). Лабораторно-практические занятия, как и лекции, широко используются для воспитательной работы (культура рабочего места, бережное отношение к имуществу курса и факультета, тактичность взаимоотношений между студентами, опрятность ведения записей в рабочих тетрадях, товарищеская взаимопомощь, чистота помещений, поощрение активных студентов, беседы с отстающими...). В ходе занятий преподаватель направляет, консультирует и контролирует самостоятельную работу студента. Преподаватель должен постоянно стремиться привить интерес к дисциплине, показать ее значимость для подготовки врача, создать оптимальную психологическую атмосферу, способствующую успешному усвоению разбираемого материала. Отработка пропущенных лабораторно-практических занятий принимаются еженедельно в определенные дни и часы преподавателями. В дни отработок студенты имеют возможность не только отработать пропущенные занятия, но и самостоятельно поработать, получить консультативную помощь. Выделены и дни консультаций. ^ УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ СТУДЕНТЫ. В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФТИЗИОПУЛЬМОНОЛОГИИ ^ 1.Общие сведения по туберкулезу (заболеваемость, болезненность, смертность, инфицированность). Этиологию, эпидемиологию, патогенез и патоморфологию, туберкулеза. 2.Организационные мероприятия по борьбе с туберкулезом в противотуберкулезном диспансере. Эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в мире, РФ, КБР. 3.Методы диагностики туберкулеза. Диагностику туберкулеза на догоспитальном этапе обследования (клинические проявления, данные лабораторных и инструментальных методов исследования). Организационные мероприятия по раннему выявлению туберкулеза у детей, подростков и взрослых. Туберкулинодиагностику. 4.Первичный туберкулез. Диссеминированный туберкулез (клинику, диагностику, осложнения и лечение). 5.Методы профилактики туберкулеза. 6.Туберкулез периферических лимфоузлов, лимфоузлов шеи, подчелюстных и прочих (клиника, диагностика, осложнения, лечение). 7.Туберкулез полости рта и челюстно-лицевой области (патогенез, патоморфологию, клинику, диагностику и лечение). Обследование больных с указанной патологией. 8.Вторичные формы туберкулеза легких (клинику, диагностику, осложнения и лечение). Разбор больных и рентгенограмм по теме. 9.Осложнения туберкулеза и их неотложная терапия. 10.Принципы лечения туберкулеза. Лечение больных туберкулезом полости рта и челюстно-лицевой области. ^ 1. Проводить расспрос пациента и его родственников. 2. Освоить методику обследования больного туберкулезом. Проводить обследование (осмотр, пальпация) полости рта. 3. Приготовить стандартный растворов туберкулина, освоение техники постановки и оценки результатов проб Пирке, Манту, Коха. Методику чтений этих реакций. 4. Технику вакцинации и ревакцинации. Умение развести вакцины для внутрикожного введения вакцины. Овладение техникой внутрикожного введения вакцины БЦЖ. Практические навыки по оценки характера местных прививочных реакций после внутрикожного введения БЦЖ. 5. Проводить забор материала для бактериологического и цитологического исследований. 6. Проводить микробиологическое исследование мокроты и другого материала с целью обнаружения микобактерий туберкулеза. 7. Освоить методику рентгенографии больных туберкулезом легких, чтение рентгенограмм (обзорных, боковых, прицельных), томограмм легких. Составлять протоколы рентгенологического исследования. Освоить методику чтения флюорограмм. 8. Диагностировать неотложные состояния у больных туберкулезом. Оказание неотложной помощи при легочном кровотечении и спонтанном пневмотораксе. 9. Ознакомиться с работой клинической и бактериологической лабораторий 2. О Ц Е Н И В А Т Ь: 1. выявлять туберкулез органов дыхания на основании данных анамнеза, клиники, рентгенологического и лабораторного исследования; 2. поставить диагноз туберкулеза полости рта, тканей, челюстно-лицевой области на основании анамнеза, клиники, визуального, рентгенологического и лабораторного исследования и проводить лечение; 3. проводить лечение выявленного в специализированном стационаре больного туберкулезом и наблюдение за ним до направления его к фтизиатру; 4. проводить противоэпидемиологические мероприятия при выявлении в специализированном стационаре больного с открытой формой туберкулеза. ^ КОНТРОЛЬ ТЕКУЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ. Контроль осуществляется по данным текущей успеваемости на лабораторно-практических занятиях. На каждом занятии проводится систематическая проверка и учет успеваемости студентов по степени усвоения каждым из них знаний фтизиопульмонологии, методических навыков и умения применять их во врачебной практике на основании выполнении практических навыков, разбора рентгенологических снимков, решении ситуационных задач, ответов на контрольные вопросы. Сумма этих данных за цикл дает достаточное представление об уровне знаний студентов. В рамках действия рейтинговой системы в процессе прохождения курса гигиены проводятся итоговый тестовый контроль по пройденным темам. Завершающим этапом контроля знаний студентов является предусмотренный программой собеседование по туберкулезу и зачет. На зачете студент отвечает на билет, содержащий 3 вопроса по основным разделам фтизиопульмонологии и задачу по одному из разделов. При необходимости студент получает дополнительные вопросы для выяснения степени усвоения практических навыков, описание рентгенологических пленок, лабораторных методов определения туберкулеза. По ответам на эти и билетные вопросы выводится средний балл. Автоматический зачет для студентов, набравших достаточное количество баллов по рейтинговой системе (условия применения рейтинговой системы оценки успешности обучения студентов по курсу фтизиопудбмонологии прилагаются (см. Приложения № 1). VI. |