Учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 2,3 курсов, обучающихся по специальности 060105 «стоматология» icon

Учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 2,3 курсов, обучающихся по специальности 060105 «стоматология»





Скачать 4.2 Mb.
Название Учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 2,3 курсов, обучающихся по специальности 060105 «стоматология»
страница 1/15
Л.В.Федюкович
Дата 23.02.2013
Размер 4.2 Mb.
Тип Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Красноярский государственный медицинский университет

Имени профессора В.Ф. Воино-Ясенецкого

Министерства здравоохранения и социального развития»


Кафедра патологической физиологии с курсом клинической патофизиологии


Патологическая физиология


Учебное пособие

для внеаудиторной работы студентов 2,3 курсов,

обучающихся по специальности 060105 «стоматология»


Красноярск

2009


УДК 616-092(075.8)

ББК 52.52


^ Патологическая физиология: учебное пособие для внеаудиторной работы студентов

2,3 курсов, обучающихся по специальности 060105 «стоматология»/ под редакцией Л.В.Федюкович, Т.Г.Рукша– Красноярск: типография КрасГМУ, 2009.- 250 с.


Составители: Федюкович Л.В.,Бардецкая Я.В., Сергеева Е.Ю., Фефелова Ю.А., Климина Г.М., Зобова С.Н., Жирова Н.В., Новикова Л.В.


Учебное пособие содержит основные понятия, контрольные вопросы, планы семинарских занятий, списки рефератов и докладов, тесты для самостоятельной подготовки студентов.


Рецензенты: профессор кафедры патофизиологии,

Новосибирский медицинский университет,

д.м.н., профессор Начаров Ю.В.


Зав. кафедрой биохимии человека и животных,

Институт естественных и гуманитарных

наук Сибирского федерального университета,

д.м.н., профессор Савченко А.А.


зав. кафедрой нормальной физиологии,

Красноярская государственная медицинская академия,

д.м.н., профессор Савченко Ю.И.


Утверждено к печати ЦКМС КрасГМУ ( протокол № 1 от 30.09.2008)


КрасГМУ

2009


Содержание

Занятие №1. .Вводное. Предмет патофизиологии. Патофизиология клетки. 4

Занятие №2. Болезнетворные факторы внешней среды. Патогенное действие

атмосферного давления, электротока, высокой и низкой температуры,

патогенное действие излучений. 10

Занятие №3.Реактивность и резистентность организма. Патология иммунитета.

Аллергия. 17

Занятие №4. Местные нарушения кровообращения. Воспаление 23

Занятие №5. Патофизиология воспаления. Лихорадка. 29

Занятие №6. Патофизиология опухолевого роста. 36

Занятие №7. Контрольное занятие по теме: «Этиология, патогенез. Типические

патологические процессы» 42

Занятие №8. Нарушения углеводного обмена . 56

Занятие № 9. Нарушения белкового обмена. 61

Занятие №10. Нарушения водно- электролитного обмена и кислотно-основного

равновесия 66

Занятие №11. Контрольное занятие по теме: «Патология обмена веществ». 72

Занятие №12 Патофизиология нервной системы. Патофизиология

боли. 86

Занятие 13. Патогенез эндокринопатий. ОАС 91

Занятие №14. Этиология и патогенез дисфункций щитовидной и паращитовидной

желез. 97

Занятие №15. Патология системы крови. Анемии 104

Занятие №16. Патология системы крови. Лейкоцитозы, лейкопении.Гемабластозы 111

Занятие №17. Патология системы гемостаза 118

Занятие №18. Контрольное занятие по теме: «Патология системы крови». 124

Занятие№19. Патофизиология коронарной и сердечной недостаточности.

Артериальные гипертензии. 138

Занятие №20. Патофизиология внешнего дыхания. 144

Занятие №21. Патофизиология экстремальных состояний. Шок. 150

Занятие №22. Контрольное занятие по теме: «Патофизиология сердца, дыхания».

экстремальных состояний» 156

Занятие №23. Патогенез дисфункций системы пищеварения. 166

Занятие №24. Патофизиология печени. 177

Занятие №25. Патофизиология почек. 184

Занятие №26. Контрольное занятие по теме: «Патофизиология системы пищеварения,

печени, почек». 196

План занятий по дисциплине «Патофизиология зубо-челюстной системы.»

Занятие № 1 Специфическая и неспецифическая защита тканей полости рта 209

Занятие № 2 Аллергические реакции в стоматологии. 215

Занятие № 3 Острые и хронические воспалительные процессы тканей

полости рта. 221

Занятие № 4 Патофизиология слюнных желез. 226

Занятие № 5 Патофизиология обмена веществ зубо-челюстной системы 232

Занятие № 6 Патофизиология системы крови и гемостаза в развитии патологии

зубо-челюстной системы 239

Занятие № 7 Патофизиология болевого синдрома в стоматологии,

классификация боли, этиопатогенез пароксизмальной лицевой боли и различных

видов боли, встречающихся в практике врача-стоматолога. 243


Тема № 1

Вводное. Предмет патофизиологии. Патофизиология клетки.

^ Форма работы: Подготовка к практическим занятиям.

Вопросы для самоподготовки:

1.Патофизиология как фундаментальная биомедицинская наука. Предмет и методы патофизиологии.

2.Моделирование патологических процессов. Значение эксперимента.

3.Новейшие достижения молекулярной биологии, генетики, биофизики, биохимии в развитии патофизиологии.

4.Структура учебного курса патофизиологии. Понятие об экспериментальной и клинической патофизиологии. История кафедры патофизиологии КрасГМУ.

5.Норма и патология. Болезнь как нарушение гомеостаза.

6.Общая этиология. Общий патогенез. Причинно-следственные взаимоотношения в патогенезе.

7.Механизмы повреждения клетки. Повреждение мембран. Механизмы цитолиза.

8.Нарушение каскада передачи сигнальной информации в клетке.

9.Механизмы гипоксического повреждения клетки. Синдром реперфузионого повреждения клетки.

10.Механизмы клеточной гибели. Апоптоз и некроз. Клеточно-молекулярные механизмы регуляции апоптоза. Роль нарушений процессов апоптоза в патогенезе заболеваний.

11.Механизмы защиты и адаптации клеток при повреждающих воздействиях. Антиоксидантные системы, система репарации ДНК, система белков теплового шока

12.Патология биологических мембран. Мембранотоксичность в действии повреждающих факторов внешней среды.

Перечень практических умений:

1. Выделить основное звено в патогенезе болезни при разборе ситуационных задач.

2. Выявить «порочный круг» в патогенезе болезни при разборе ситуационных задач.

Рекомендации к УИРС:

1. Оформление альбома с учетом соответствующих заданий по теме, используя учебную и методическую литературу.

2. Овладеть методами творческого использования программного материала по данной теме с помощью решения проблемных задач.

^ Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Признаками типового патологического процесса являются:

а) полиэтиологичность;

б) монопатогенетичность;

в) комплексность;

г) стандартность проявлений;

д) верно всё перечисленное.

Правильный ответ: д.

2. К типовому патологическому процессу относится:

а) воспаление;

б) сахарный диабет;

в) шок;

г) лучевая болезнь;

д) инфаркт миокарда.

Правильный ответ: а.

3. Норма – это:

а) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

б) состояние оптимальной жизнедеятельности организма в конкретных условиях его существования;

в) период от момента воздействия патогенного агента до первых признаков болезни;

г) временное уменьшение или устранение проявлений болезни;

д) пограничное между здоровьем и болезнью состояние.

Правильный ответ: б.

4. Укажите неверное утверждение:

а) болезнь – это форма изменённой жизнедеятельности организма, проявляющаяся ограничением биологических или/и социальных возможностей человека;

б) болезнь возникает под действием патогенных факторов и/или при реализации генетических дефектов;

в) болезнь характеризуется включением саногенетических механизмов под воздействием болезнетворных факторов;

г) болезнь – это динамическое состояние организма;

д) болезнь – это процесс прекращения жизнедеятельности организма.

Правильный ответ: д.

5. Порочный круг в патогенезе заболеваний:

а) переход первично возникшей острой патологии в хроническую форму с периодами обострения и ремиссии;

б) циклическое течение заболевания, при котором каждый новый цикл отличается от предыдущего прогрессирующим нарастанием выраженности расстройств;

в) превращение первично возникшего повреждения в этиологический фактор дальнейших нарушений, которые усиливаются по механизму положительной обратной связи;

г) взаимодействие этиологического фактора и организма;

д) конкретные механизмы развития патологических процессов.

Правильный ответ: в.

6. Какую из перечисленных форм патологии можно считать осложнением основного заболевания:

а) инсульт при атеросклерозе;

б) синдром диссеминированного внутрисосудистого свёртывания крови при множественных травмах мягких тканей;

в) пневмония при иммунодефицитном состоянии;

г) деформация суставов при ревматоидном артрите;

д) портальная гипертензия при циррозе печени.

Правильный ответ: б.

7. Какое положение характеризует понятие «патогенез»:

а) конкретные механизмы развития патологических процессов;

б) учение о причинах и условиях развития болезней;

в) учение о типовых патологических процессах;

г) учение о типовых формах патологии органов;

д) биологически неадекватный ответ организма.

Правильный ответ: а.

8. У крысы, подвергнутой облучению, возник перитонит после внутрибрюшинного введения культуры культуры E. coli. Укажите причину развития патологии.

а) действие ионизирующей радиации;

б) ослабление иммунного статуса организма;

в) E. coli;

г) наследственная предрасположенность к инфекциям;

д) стресс.

Правильный ответ: в.

9.Выберите наиболее точное утверждение. Болезнь – результат:

а) действия на организм патогенного фактора;

б) взаимодействия этиологического фактора и организма;

в) снижения адаптивных возможностей организма;

г) резкого снижения адаптивных возможностей организма;

д) изменения реактивности организма.

Правильный ответ: б.

10 Патологическая реакция:

а) может возникнуть при действии обычного раздражителя;

б) развивается при действии только чрезвычайного раздражителя;

в) биологически адекватный ответ организма;

г) своебразная форма приспособления рганизма к условиям существования;

д) возникает в организме при постоянном действии патогенного фактора.

Правильный ответ: а.

11.Выберите верное утверждение:

а) понятия «патологический процесс» и «болезнь» абсолютно эквивалентны;

б) понятия «патологический процесс» и «болезнь» принципиально отличаются;

в) в отдельных случаях болезнью называется патологический процесс, а патологический процесс – болезнью;

г) патологический процесс – процесс, возникающий в организме при постоянном действии патогенного фактора;

д) болезнь – это процесс прекращения жизнедеятельности организма.

Правильный ответ: в.

\12.Выберите наиболее точную характеристику патологического процесса:

а) процесс, возникающий в организме при постоянном действии патогенного фактора;

б) патологический процесс – качественно своеобразное сочетание процессов повреждения и адаптации;

в) совокупность защитно-приспособительных реакций, интенсивность которых превышает норму;

г) понятия «патологический процесс» и «болезнь» абсолютно эквивалентны;

д) своеобразная форма приспособления организма к условиям существования.

Правильный ответ: б.

13.К патологическим реакциям относится:

а) аллергия;

б) гипоксия;

в) травма;

г) ожог;

д) опухоль.

Правильный ответ: а.

14.К какой категории патологии относится врождённый вывих бедра?

а) Болезни;

б) Патологическому процессу;

в) Патологическому состоянию;

г) Патолгической реакции;

д) Предболезни.

Правильный ответ: в.

15.Какие утверждения являются верными?

а) Патологический процесс не всегда приводит к развитию болезни;

б) Понятия «патологический процесс» и «болезнь» абсолютно эквивалентны;

в) Понятия «патологический процесс» и «болезнь» принципиально отличаются;

г) Один и тот же патологический процесс не может быть компнентм различных заболеваний;

д) Болезнь может возникнуть без патологического процесса.

Правильный ответ: а.

16.Верно всё перечисленное, кроме:

а) Предболезнь – это пограничное между здоровьем и болезнью состояние.

Б)Функциональной основой предболезни является изменённая реактивность организма, характеризующаяся той или иной степенью нарушения процессов саморегуляции;

в) К состоянию предболезни можно отнести антигенную сенсибилизацию;

г) К состоянию предболезни можно отнести сахарный диабет;

д) К состоянию предболезни можно отнести скрытые рецессивные/подпороговые дефекты.

Правильный ответ: г.

17.К стадиям болезни не относится:

а) стадия предвестников (продромальная);

б) латентная стадия (инкубационная);

в) стадия выраженных проявлений болезни;

г) стадия исходов болезни;

д) патологическое состояние.

Правильный ответ: д.

18.Осложнения – это:

а) патологические процессы, состояния или реакции, развивающиеся на фоне основной болезни, но не обязательные для неё;

б) временное уменьшение или устранение проявлений болезни;

в) повторное развитие или усиление симптомов болезни после их устранения или ослабления;

г) факторы, которые способствуют, препятствуют или модифицируют действие причинного агента и придают болезни специфические черты;

д) изменения жизнедеятельности организма, обусловленные антигенными факторами.

Правильный ответ: а.

19.Условия развития болезни – это:

а) факторы, которые способствуют, препятствуют или модифицируют действие причинного агента и придают болезни специфические черты;

б) изменения жизнедеятельности организма, обусловленные антигенными факторами;

в) совокупность защитно-приспособительных реакций, интенсивность которых превышает норму;

г) своеобразная форма приспособления организма к условиям существования;

д) факторы, без воздействия которых данная болезнь не может возникнуть.

Правильный ответ: а.

20.Правильными являются следующие утверждения: а) патологический процесс является основой любой болезни; б) один и тот же патологический процесс может быть вызван различными факторами; в) понятия патологический процесс и болезнь тождественны; г) один и тот же патологический процесс может быть компонентом различных болезней. Укажите правильную комбинацию ответов:

а) а, б, в;

б) а, б, г;

в) а, в, г;

г) а, б;

д) все ответы правильны.

Правильный ответ: б.

21.Причиной болезни является: а) взаимодействие этиологического фактора и организма при наличии достаточных условий; б) фактор, вслед за действием которого последовала болезнь; в) фактор, влияющий на тяжесть и длительность болезни; г) фактор, без воздействия которого данная болезнь не может возникнуть; д) фактор, определяющий специфические особенности болезни. Укажите правильную комбинацию ответов:

а) а, г, д;

б) а, б, д;

в) а, б, в, г;

г) а, в, г, д;

д) все ответы правильны.

Правильный ответ: а.

22.К типовым патологическим процессам относятся: а) воспаление; б) ожог; в) лихорадка; г) голодание; д) гипоксия; е) уремия. Укажите правильную комбинацию ответов:

а) а, в, г, д, е;

б) а, б, в, д;

в) а, в, д;

г) а, в, г, д;

д) все ответы правильны.

Правильный ответ: г.

23.Специфические черты болезни зависят от:

а) причины болезни;

б) условий, способствующих развитию болезни;

в) реактивности организма.

Правильный ответ: а.

24.К срочным механизмам выздоровления относятся: а) включение защитных рефлексов (рвота, кашель); б) увеличение числа эритроцитов; в) переключение системы терморегуляции; г) нейтрализация ядов путем их окисления; д) компенсаторная гипертрофия органа; е) реакция, направленная на поддержание АД. Укажите правильную комбинацию ответов:

а) а, в, г;

б) а, б, д;

в) а, е;

г) а, в, г, е;

д) все ответы правильны.

Правильный ответ: в.

25.К относительно устойчивым механизмам выздоровления относятся: а) развитие иммунитета; б) увеличение числа эритроцитов; в) переключение системы терморегуляции; г) нейтрализация ядов путем их окисления; д) компенсаторная гипертрофия органа. Укажите правильную комбинацию ответов:

а) а, б;

б) а, в, г;

в) б, в, г;

г) б, в, г, д;

д) все ответы правильны.

Правильный ответ: в.

26 К устойчивым механизмам выздоровления относятся: а) увеличение числа эритроцитов; б) компенсаторная гипертрофия органа; в) нейтрализация ядов белками крови; г) репаративная регенерация; д) развитие иммунитета. Укажите правильную комбинацию ответов:

а) а, б, г, д;

б) б, г, д;

в) а, б, в, г;

г) а, в, г, д;

д) все ответы правильны.

Правильный ответ: б.

27 Основное звено патогенеза заболевания - это:

а) первичное повреждение организма;

б) повреждение, влекущее возникновение порочных кругов;

в) повреждение, обусловливающее большинство проявлений заболевания;

г) причины и условия возникновения заболевания;

д) повреждения, являющиеся необратимыми.

Правильный ответ: в.

28.Этиология изучает:

а) общие закономерности развития болезни;

б) общие вопросы нозологии;

в) стадии и исходы болезни;

г) условия и причины болезни;

д) звенья патогенеза и порочные круги.

Правильный ответ: г.

29. Первичное звено патогенеза заболевания - это:

а) условия действия повреждающего фактора на организм;

б) первоначальное повреждение, ведущее к дальнейшим патологическим изменениям в организме;

в) звено патогенеза, с которого начинается порочный круг;

г) первичная стадия терминальных состояний;

д) первичная реакция организма на повреждение.

Правильный ответ: б.

30.Ремиссия - это:

а) ухудшение состояния больного после временного улучшения состояния;

б) осложнение заболевания;

в) переход заболевания в хроническую форму;

г) временное улучшение состояния больного;

д) обострение заболевания.

Правильный ответ: г.

Самоконтроль по ситуационным задачам:

1. Ребенок 14 лет поступил в клинику по поводу туберкулезного гонита (воспаление коленного сустава). Болен в течение 2 лет. Начало заболевания связывает с ушибом коленного сустава при падении. Часто болел простудными заболеваниями. Ребенок пониженного питания.

Вопросы:

1.Какие причины могли привести к развитию данного заболевания у ребенка?

2.Какие условия способствовали развитию заболевания?

3.Дайте понятие патогенеза.

4.Что такое основное звено и «порочный круг» в патогенезе болезней?

2. У больного М., 56 лет, определяются следующие признаки сердечной недостаточности:

1.Стеноз левого атриовентрикулярного отверстия.

2.Расширение левого предсердия.

3.Застой в малом круге кровообращения.

4.Нарушение функции правого желудочка.

5.Застой в большом круге кровообращения.

6.Кислородное голодание циркуляторного типа.

7. Одышка.

Вопросы:

1.Определите главное звено в данной цепи патогенеза возникающих в организме нарушений, устранение которого вызовет ликвидацию всех вышеуказанных нарушений.

2.Дайте понятие «порочного круга» в патогенезе болезни.

3.Дайте понятие патологической реакции, патологического процесса, патологического состояния.

3. Контрольную группу животных (белые крысы) и опытную, которая употребляла низкокалорийную пищу с ограниченным содержанием витаминов, подвергали длительной нагрузке на тредбане. Продолжительность бега в контроле составила 45 мин, уровень сахара в крови повысился в 1,5 раза, концентрация пирувата увеличилась на 20%. Продолжительность бега у опытной группы животных составляла 20 мин на фоне гипогликемии, концентрация пирувата возросла до 180% по отношению к норме.

Вопросы:

1.Дайте понятие реактивности организма?

2.Какие факторы определили разную реактивность животных (контрольной и опытной групп)?

3.Перечислите формы реактивности.

4. После дозированной физической нагрузки у начинающих спортсменов отмечается учащение пульса до 140 уд. в мин и повышение артериального давления до 180/100 мм рт. ст., а у спортсменов высокого класса – пульс достигает 100 уд. в мин. А артериальное давление – 130/90 мм рт. ст.

Вопросы:

1.Какие факторы определяют разную реактивность начинающих и высококлассных спортсменов?

2.Перечислите формы реактивности.

3.Дайте понятие специфической и неспецифической реактивности.

5. Больной Р., 80 лет, предъявляет жалобы на общую слабость, боли в мышцах, кровоточивость десен. Больной пониженного питания, отмечается сухость и шелушение кожи, на голенях точечные кровоизлияния. Температура 36,9ºС. При физикальном обследовании обнаружено притупление перкуторного звука и хрипы под обеими лопатками. При рентгеновском обследовании обнаружены признаки воспаления легких.

Вопросы:

1.Проявлением какой формы реактивности является слабовыраженное бессимптомное течение пневмонии у больного?

2.Перечислите формы реактивности.

3.Дайте понятие специфической и неспецифической реактивности.

4.Перечислите факторы, определяющие реактивность.

6. Больной А., 45 лет, прибыл в Мацесту для курортного лечения с жалобами на слабость в мышцах правой голени при ходьбе. Пять лет назад на фоне заболевания сосудов у него развилась сухая гангрена левой стопы, по поводу чего она была ампутирована. На курорте больному были назначены теплые сероводородные ванны. Однако вскоре процедуры пришлось отменить, так как по ходу подкожных вен правой голени появились болезненные уплотнения, связанные с развитием воспалительного процесса в венах (флебит). Кроме того, больной плохо переносил процедуры: во время приема ванн у него повышалось артериальное давление и появлялись головные боли.

Вопросы:

1.Какая патологическая реакция, какой патологический процесс и какое патологическое состояние отмечались у больного? Обоснуйте свое заключение.

2.Дайте понятие причины и условия возникновения болезни.

3.Дайте понятие «порочного круга» в патогенезе болезни.

7. В группе детского сада из 25 человек острым респираторным заболеванием заболели 15 человек. Через 7 дней 11 человек были здоровы и возобновили посещение детского сада, троих признали здоровыми еще через 4 дня. Ребенок К., на третий день болезни был направлен в стационар с диагнозом «пневмония».

Вопросы:

1.Почему, по Вашему мнению, заболели не все дети одной группы?

2.Почему заболевшие имели разные сроки лечения и разный исход болезни?

3.Перечислите формы реактивности.

4.Дайте понятие специфической и неспецифической реактивности.

5.Перечислите факторы, определяющие реактивность организма.

8. Больной К. доставлен в инфекционное отделение больницы с диагнозом «менингит». Из анамнеза болезни известно, что за день до госпитализации пытался выдавить фурункул в области носогубной складки, а к вечеру следующего дня состояние резко ухудшилось. Появились лихорадка, резкая головная боль, тошнота и рвота.

Вопросы:

1.Какова, по Вашему мнению, этиология менингита у больного К.?

2.Дайте понятие причины и условия возникновения болезни.

3.Дайте понятие патогенеза.

4.Что такое основное звено и «порочный круг» в патогенезе болезней?


Тема № 2

Болезнетворное действие факторов внешней среды: патогенное действие атмосферного давления, электротока, высокой и низкой температуры, патогенное действие излучений

^ Форма работы: Подготовка к практическим занятиям.

Вопросы для самоподготовки:

1.Действие на организм пониженного атмосферного давления. Высотная болезнь.

2.Действие на организм повышенного атмосферного давления. Кессонная болезнь.

3.Механизмы повреждения органов и тканей при электротравме.

4.Принципы оживления организма, подвергшегося действию электротока.

5.Механизмы теплового гомеостаза при действии низкой и высокой температуры.

6.Гипотермия, стадии охлаждения. Отморожение кожи. Принципы согревания охлаждённых.

7.Применение гипотермии в стоматологии.

8.Ожоговая болезнь. Стадии ожоговой болезни. Патогенез нарушений функций органов и систем в различные стадии ожоговой болезни.

9.Местные и общие явления при ожогах.

10.Причины и механизмы перегревания организма. Тепловой и солнечный удар.

11.Механизмы повреждающего действия ионизирующего излучения. Роль процессов перекисного окисления липидов биомембран, нарушения структурно-функциональных свойств биомакромолекул (белков, нуклеиновых кислот).

12.Острая лучевая болезнь. Формы. Периоды.

^ 13.Хроническая лучевая болезнь. Условия возникновения.Проявления в полости рта

14.Отдаленные последствия действия ионизирующего излучения.

15.Местное и общее действие ультрафиолетового излучения на организм.

16.Механизмы фотобиологического действия лазерного излучения на организм.

Перечень практических умений

1. Определить стадию костно-мозговой формы острой лучевой болезни по показателям системы крови

2. Определить степень ожога при работе с иллюстративным материалом

Рекомендации к УИРС:

1. Оформление альбома с учетом соответствующих заданий по теме, используя учебную и методическую литературу.

2. Овладеть методами творческого использования программного материала по данной теме с помощью решения проблемных задач.

^ Самоконтроль по тестовым заданиям:

1.Ведущий патогенетический механизм повреждающего действия декомпрессии:

а) снижение растворимости азота тканей;

б) снижение парциального давления O2 крови;

в) уменьшение кислородной емкости крови;

г) повышение растворимости азота тканей;

д) снижение парциального давления СO2 в крови.

Правильный ответ: г.

2. Причиной остановки дыхания при горной болезни является:

а) гиперкапния;

б) дыхательный ацидоз;

в) гипокапния;

г) метаболический алкалоз;
д) гипероксия.

Правильный ответ: в.

3. Ведущий повреждающий механизм действия гипербарии:

а) сатурация;

б) десатурация;

в) тканевая гипоксия;

г) гипероксия;

д) дыхательный алкалоз.

Правильный ответ: а.

4. Отметить, через какой эффект реализуется токсическое действие азота в условиях гипербарии:

а) инактивация дыхательных ферментов (протеотоксический эффект);

б) гидрофильный;

в) мембрано-повреждающий эффект;

г) повышение сродства НЬ к O2;

д) повышение сродства НЬ к СO2.

Правильный ответ: в.

5. Какой из перечисленных эффектов гипербарии является ведущим в патогенезе развития клинических проявлений:

а) кардиотоксический;

б) нейротоксический;

в) гепатотоксический;

г) иммунодепрессивный;

д) гематотоксический.

Правильный ответ: б.

6. Гематологический синдром периода разгара острой лучевой болезни характеризуется:
а) лимфоцитозом;

б) эритроцитозом;

в) панцитопенией;

г) панцитозом;

д) тромбоцитозом.

Правильный ответ: в.

7. Какой механизм повреждающего действия электротока является ведущим при прохождении тока через миокард:

а) электромеханический;

б) электрохимический;

в) гиперосмотический;

г) электротермический;

д) свободнорадикальный.

Правильный ответ: б.

8. Какие факторы в наибольшей степени определяют тяжесть электротравмы:

а) физические параметры электротока (напряжение, сила, характер тока);

б) сопротивление току тканей организма;

в) направление прохождения тока через ткани организма;

г) продолжительность действия электротока;

д) исходная реактивность организма.

Правильный ответ: а.

9. Ожоговый шок по патогенезу является:

а) кардиогенным;

б) гиповолемическим вследствие потери ОЦК;

в) сосудисто-периферическим;

г) травматическим;

д) нейрогенным.

Правильный ответ: б.

10. Нарушение структуры клеточных мембран при действии низких температур связано с ниже перечисленными факторами, кроме:

а) изменения ионной проницаемости;

б) изменения вязкости липидного бислоя;

в) эндоцитоза поврежденных мембранных структур;

г) нарушения конформации трансмембранных белков.

Правильный ответ: в.

11. Допустимый диапазон колебаний температуры ядра тела:
а) 2 °С;

б) 4°С; в)10°С;

г) 8 °С;

д) колебания недопустимы.

Правильный ответ: а.

12. Первая стадия ожоговой болезни - это:

а) стадия истощения;

б) стадия реконвалесценции;

в) стадия декомпенсации;

г) стадия экссудации;

д) стадия ожогового шока.

Правильный ответ: д.

13. Плазмопотеря в очаге ожога вызвана всеми из нижеперечисленных факторов, кроме:

а) увеличения осмотического и онкотического давления в очаге ожога;

б) повышения проницаемости сосудистой стенки;

в) вазоконстрикции и повышения онкотического давления в соответствующем участке русла микроциркуляции.

Правильный ответ: в.

14 . Синдром инфекционных осложнений при ожоговой болезни связан с:

а) развитием иммунодефицита;

б) развитием аутоиммунизации;

в) срывом иммунологической толерантности;

г) изменением антигенного состава поврежденной ткани;

д) неэффективным гепопоэзом.

Правильный ответ: б.

15. В какую стадию ожоговой болезни развивается централизация кровообращения:

а) истощения;

б) токсико-инфекционную;

в) ожогового шока;

г) исхода;

д) декомпенсации.

Правильный ответ: в.

16. Отметить, каким фактором в наибольшей степени определяется развитие ожоговой болезни:

а) площадью ожоговой поверхности;

б) глубиной поражения кожи;

в) исходным уровнем резистентности организма;

г) возрастом;

д) видом термического агента.

Правильный ответ: б.

17. Основным патогенетическим механизмом развития стадии истощения ожоговой болезни является:

а) потеря белка с мочой;

б) нарушение переваривания белков;

в) повышенный катаболизм белков;
г) тканевая гипоксия;

д) кишечная ферментопатия.

Правильный ответ: в.

18. Ведущим клеточно-молекулярным механизмом развития общего перегревания организма является:

а) инактивация цитохромов дыхательной цепи;

б) повышение текучести липидов биомембран клеток;

в) усиление анаэробного гликолиза;

г) денатурация рецепторов биомембран клеток;

д) инактивация ферментов антиоксидантной системы клетки.

Правильный ответ: б.

19. Одним из эффектов гипотермии, используемых в медицине, является:

а) активация ферментов - антиоксидантов клетки;

б) уменьшение потребности клетки в кислороде;

в) активация ферментов дыхательной цепи;

г) повышение потребности клетки в кислороде;

д) активация транспортных белков клеточных биомембран.

Правильный ответ: б.

20. Прямой механизм повреждающего действия УФ - излучения связан с:

а) дестабилизацией цитоплазматической мембраны;

б) дестабилизацией биомакромолекул клетки;

в) дестабилизацией ядерной мембраны клетки;

г) дестабилизацией мембран митохондрий;

д) дестабилизацией мембран ЭПР.

Правильный ответ: в.

21.Радиочувствительными клетками, органами и тканями являются: а) мышцы; б) костный мозг; в) головной мозг; г) эпителий; д) тимус. Укажите правильную комбинацию ответов:

а) б, г, д;

б) б, в, д;

в) а, в, г;

г) а, в, г, д;

д) все ответы правильны.

Правильный ответ: а.

22. Какое изменение в организме не характерно для стадии компенсации острой горной (высотной) болезни?

а) увеличение частоты сердечных сокращений;

б) гипервентиляция легких;

в) увеличение числа эритроцитов в крови;

г) увеличение продукции эритропоэтинов почками;

д) снижение артериального давления.

Правильный ответ: д.

23. Какие из указанных симптомов характерны для первых 6 часов острой лучевой болезни у взрослого, однократно тотально облученного в дозе 2-6 Гр? а) тошнота, рвота; б) лимфоцитопения; в) нейтрофильный лейкоцитоз; г) кровоточивость; д) эритема; е) анемия. Укажите правильную комбинацию ответов:

а) а, б, в;

б) а, б, в, д;

в) а, в, г;

г) б, е.

Правильный ответ: б.

24. Что является главной мишенью в клетке при действии на неё ионизирующей радиации?

а) цитоплазматическая мембрана;

б) ДНК;

в) саркоплазматический ретикулум;

г) рибосомы;

д) митохондрии.

Правильный ответ: б.

25. Для стадии компенсации острой горной (высотной) болезни характерны следующие изменения: а) увеличение частоты сердечных сокращений; б) уменьшение частоты сердечных сокращений; в) гипервентиляция легких; г) гиповентиляция легких; д) увеличение числа эритроцитов в крови; е) увеличение продукции эритропоэтинов почками. Укажите правильную комбинацию ответов:

а) а, г, д, е;

б) б, г, д;

в) а, в, д;

г) а, в, д, е;

д) все ответы правильны.

Правильный ответ: г.

26. К механизмам компенсации при острой гипоксии относятся следующие изменения: а) перераспределение крови; б) эритроцитоз; в) усиление гликолиза; г) увеличение вентиляции легких; д) увеличение МОС; е) понижение мембранного потенциала клеток. Укажите правильную комбинацию ответов:

а) а, б, г, д;

б) б, г, д;

в) а, в, д;

г) в, е;

д) все ответы правильны.

Правильный ответ: а.

27. К компенсаторным реакциям организма, возникающим в процессе развития гипотермии, относятся: а) спазм периферических сосудов; б) расширение периферических сосудов; в) снижение интенсивности обмена веществ; г) увеличение гликогенолиза в печени и мышцах; д) увеличение потоотделения; е) мышечная дрожь (озноб). Укажите правильную комбинацию ответов:

а) а, г, е;

б) б, г, д;

в) а, в, е;

г) а, в, г, е;

д) все ответы правильны.

Правильный ответ: а.

28. Основными признаками гипотермии в фазе декомпенсации являются: а) угнетение бульбарных центров; б) расширение периферических сосудов; в) увелич. частоты сердечных сокращений; г) уменьш. частоты сердечных сокращений; д) увеличение частоты дыхания; е) снижение АД. Укажите правильную комбинацию ответов:

а) а, г, д, е;

б) б, г, д;

в) а, в, д;

г) а, б, г, е;

д) нет правильных ответов.

Правильный ответ: г.

29. Перечислите условия, способствующие перегреванию организма: а) высокая влажность воздуха на фоне высокой температуры окружающей среды; б) увеличение потоотделения; в) уменьшение потоотделения; г) разобщение окисления и фосфорилирования; д) расширение периферических сосудов; е) сужение периферических сосудов. Укажите правильную комбинацию ответов:

а) а, в, г, е;

б) б, г, д;

в) а, в, д;

г) а, в, г, д;

д) все ответы правильны.

Правильный ответ: а.

30. Перечислите условия, усиливающие патогенное действие электрического тока на организм: а) сухая кожа; б) эмоциональная готовность к воздействию тока; в) влажная кожа; г) легкое алкогольное опьянение; д) переутомление; е) сильное алкогольное опьянение. Укажите правильную комбинацию ответов:

а) а, г, д;

б) б, г, д;

в) в, г, д;

г) в, д, е;

д) все ответы правильны.

Правильный ответ: г.


Самоконтроль по ситуационным задачам:

1. Водолаз Т., 26 лет, работая под водой в кислородном изолирующем аппарате, в силу необходимости вынужден был нарушить инструкцию и опуститься на глубину свыше 20 м. При этом у него внезапно развился приступ судорог с потерей сознания. Водолаз был быстро извлечен на поверхность и освобожден от снаряжения. Приступы судорог повторились еще несколько раз, затем были купированы противосудорожными средствами.

Вопросы:

  1. Объясните патогенез указанных симптомов.

  2. Как предупредить их развитие при глубоководных спусках?

  3. Разовьется ли гипоксия у водолаза в данных условиях? Ответ обоснуйте.

  4. Основные факторы, определяющие развитие кессонной болезни.

  5. Дайте понятие ведущего звена патогенеза. Выделите ведущее звено патогенеза в развитии данной формы патологии.

2. Летчик В., 40 лет, поступил в госпиталь для определения годности к летной работе. С этой целью был подвергнут испытанию в барокамере. Через 5 мин после "подъёма" на высоту 5000 м стал жаловаться на головную боль, головокружение. Появились одышка, цианоз кончиков пальцев, лицо побледнело. АД повысилось со 120/70 до 130/75 мм рт. ст., пульс 120 в мин, слабого наполнения. Внезапно пульс и дыхание стали уряжаться, АД снизилось, испытуемый потерял сознание.

Вопросы:

  1. Назовите развившийся патологический процесс.

  2. Укажите его основной патогенетический фактор.

  3. Назовите и обоснуйте меры помощи пострадавшему.

  4. Какие типы гипоксии Вы знаете?

  5. Каковы срочные и долговременные механизмы компенсации при гипоксии?

  6. Объясните патогенез клинических проявлений (одышки, акроцианоза, бледности кожных покровов).

3. На высоте 10000 м произошла аварийная разгерметизация пассажирского авиалайнера. В течение нескольких секунд барометрическое давление в салоне самолёта стало равным атмосферному давлению на данной высоте (170 мм рт. ст.). Экипаж не смог произвести срочного снижения, и самолет продолжал полет на указанной высоте ещё несколько минут.

Вопросы:

1.Какие патологические процессы, возникшие в организме пассажиров в связи с этой аварийной ситуацией, могут угрожать здоровью и привести к смерти?

2.Каковы причины возникновения и механизмы развития патологических процессов?

3.Какой из названных Вами процессов представляет наибольшую опасность для жизни пассажиров и почему?

4.Дайте понятие ключевого звена патогенеза. Выделите ключевые звенья патогенеза в развитии патологических процессов в данной ситуации.

5.Укажите основные патогенетические типы гипоксии.

4. Водолаз С., 30 лет, после быстрой декомпрессии жаловался на боль в коленных, плечевых суставах и бедренных костях. При движении боли усиливались, отмечалась болезненность при надавливании, хруст и крепитация. При рентгенологическом исследовании суставов во время приступа в мягких тканях, в полостях суставов и вокруг них обнаруживалось скопление газа в виде пузырьков.

Вопросы:

1.Каков патогенез обнаруженных патологических изменений?

2.Каковы меры профилактики данных нарушений?

3.Дайте понятие кессонной болезни. Укажите причины ее развития.

4.Разовьется ли гипоксия в данном случае? Если да, то укажите ее патогенетический тип.

5.Дайте понятие гипероксической гипоксии. Укажите основные причины и механизмы клеточных и системных нарушений при гипероксической гипоксии.

5. Водолаз, находящийся на глубине 120 м ниже уровня моря имеет парциальное напряжение азота в крови 630 мм рт. ст. (570 мм рт. ст.).

Вопросы:

1.Какие возможны патологические изменения и их патогенез?

2.Дайте понятие «кессонной» болезни. Укажите ключевые звенья ее патогенеза.

3Каковы меры профилактики патологических изменений, наблюдающихся при кессонной болезни?

4.Возможно ли развитие гипербарической гипоксии у данного водолаза. Ответ обоснуйте.

5.Укажите отдаленные последствия действия гипер- и гипобарического факторов.

6. Рабочий П., 42 лет, во время аварии на производстве схватился рукой за провод, по которому проходил ток напряжением 220 В. Вследствие судорожного состояния мышц самостоятельно отделиться от провода не мог. Быстро потерял сознание. Через несколько минут был отделен от провода другими рабочими. Прибывший врач констатировал остановку дыхания при сохранившейся, но ослабленной сердечной деятельности. На ладони и на обеих стопах имеются небольшие, глубокие раны с обожженными и слегка обугленными краями. Пострадавшему было произведено искусственное дыхание, которое осуществлялось в течение 2,5 часов (до появления самостоятельного дыхания).

Вопросы:

  1. Можно ли считать, что пострадавший находился в состоянии клинической смерти? Обоснуйте свое заключение.

  2. Каковы механизмы повреждающего действия электротока?

  3. Какие возможны проявления действия электротока в зависимости от точки приложения?

  4. Повреждающее действие какого вида тока будет более выраженным – переменного или постоянного? Ответ обоснуйте.

  5. Укажите основные факторы, определяющие степень тяжести электротравмы.

7. Больной 16 лет доставлен в больницу в тяжелом состоянии с термическим ожогом II степени (площадь ожога достигает 30 % поверхности тела). Сознание помрачено, АД – 80/50 мм рт. ст. (120/70 мм рт. ст.), пульс 120 мин-1 (60-80 мин-1), слабого наполнения, дыхание частое и поверхностное, температура тела 37,7º С. Анализ крови: эритроциты – 5,5×1012/л (4,7-5,12×1012/л), Hb – 170 г/л (133-145 г/л), показатель гематокрита – 52% (38-41%), лейкоциты – 20×109 /л (6-8×109).

Вопросы:

1. Какая форма патологии развилась у пациента? Ответ обоснуйте.

  1. Стадия данной патологии.

  2. Каковы механизмы выявленных нарушений?

  3. Каково значение гемоконцентрации, развившейся у больного?

  4. Объясните механизмы высокой плазмопотери у ожоговых больных.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 2,3 курсов, обучающихся по специальности 060105 «стоматология» icon Учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 2-го курса, обучающихся по специальности 060201
Патофизиология раневого процесса: учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 2-го курса,...
Учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 2,3 курсов, обучающихся по специальности 060105 «стоматология» icon Учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 3 курса обучающихся по специальности

Учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 2,3 курсов, обучающихся по специальности 060105 «стоматология» icon Учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 3 курса обучающихся по специальностям

Учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 2,3 курсов, обучающихся по специальности 060105 «стоматология» icon Учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 3 курса обучающихся по специальностям

Учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 2,3 курсов, обучающихся по специальности 060105 «стоматология» icon Учебное пособие Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому

Учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 2,3 курсов, обучающихся по специальности 060105 «стоматология» icon Учебные указания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 4-5 курсов специальности

Учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 2,3 курсов, обучающихся по специальности 060105 «стоматология» icon Учебное пособие для внеаудиторной самостоятельной работы студентов 060109 специальность «Сестринское

Учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 2,3 курсов, обучающихся по специальности 060105 «стоматология» icon Учебно-методический комплекс Для студентов обучающихся по специальности 060105- «Стоматология»

Учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 2,3 курсов, обучающихся по специальности 060105 «стоматология» icon Учебно-методический комплекс Для студентов обучающихся по специальности 060105- «Стоматология»

Учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 2,3 курсов, обучающихся по специальности 060105 «стоматология» icon Рвные болезни сборник ситуационных задач с эталонами ответов для внеаудиторной работы студентов 4
Нервные болезни: сборник ситуационных задач с эталонами ответов для внеаудиторной работы студентов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы