|
Скачать 0.49 Mb.
|
Стоматология - Оториноларингология МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
^ Цель дисциплины - создание у обучающихся теоретических и практических знаний, умений и навыков в отношении диагностики, лечения, диспансеризации, профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний ЛОР-органов, связанных с патологией зубочелюстной системы, и оказания неотложной оториноларингологической помощи. При этом задачами дисциплины являются: - обучение студентов принципам организации и работы ЛОР кабинета, профилактики инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней ЛОР кабинете; - освоение студентами этиологии, патогенеза, клинических признаков, лечения и профпатологии заболеваний уха, носа, глотки и гортани; - освоение студентами заболеваний ЛОР-органов, вызывающие опасные для жизни больных осложнения и сопутствующие заболевания; - формирование у студентов представлений о распространённости и значимости заболеваний уха, горла и носа и взаимосвязях их со стоматологической патологией; - обучение студентов правильной постановке предварительного диагноза и направлению пациента на обследование; - освоение студентами методиками клинического обследования больных с заболеваниями ЛОР-органов; - формирование у студентов умений интерпретировать данные клинико-лабораторных методов исследования, клинических тестов и проб для подтверждения диагноза; - формирование у студентов навыков диагностики, лечения заболеваний ЛОР-органов, связанных с патологией зубочелюстной системы, и оказания неотложной оториноларингологической помощи; - научить будущего врача в зависимости от характера заболевания у пациента: восстанавливать здоровье больных, оказывать им экстренную или первую помощь, лечить совместно с оториноларингологом или знать куда направить больного. ^ Дисциплина "Оториноларингология" относится к профессиональному циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования, изучается в девятом семестре. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются: - цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика; психология, история медицины; правоведение; педагогика; латинский язык; - математические, естественно-научные, медико-биологические дисциплины в том числе: физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия человека, анатомия головы и шеи, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта; нормальная физиология; патофизиология; микробиология, вирусология; фармакология; патологическая анатомия, патанатомия головы и шеи; - медико-профилактические дисциплины: медицинская реабилитация; гигиена; общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; внутренние болезни, военно-полевая терапия, пропедевтика внутренних болезней; общая хирургия, хирургические болезни; лучевая диагностика, стоматологическая радиология; экстремальная медицина, безопасность жизнедеятельности; инфекционные болезни, фтизиатрия; эпидемиология; дерматовенерология; неврология, медицинская генетика; офтальмология; психиатрия, медицинская психология; судебная медицина; акушерство; педиатрия; стоматология профилактическая; стоматология пропедевтическая; стоматология детского возраста, стоматология терапевтическая у детей, заболевания пульпы и периодонта, заболевания пародонта; стоматология хирургическая, хирургия полости рта, челюстно-лицевая хирургия, онкология ЧЛО; стоматология ортопедическая, ортопедия. ^ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а) общекультурными (ОК): способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I); способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2); способен к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, владеет основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса; понимает роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества, владеет исторической терминологией, использует историко-медицинскую терминологию, умеет оценить политику государства, в том числе в области здравоохранения (ОК-3); способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, способен грамотно оформить латинскую часть рецепта (ОК-4); способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6); способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7); способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8); способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9); способен к обучению пациентов правилам медицинского поведения путем использования различных форм и методов обучения, современных информационно-образовательных технологий (ОК-10); способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11); способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12). б) профессиональными (ПК): общепрофессиональные: способен и готов: - провести общеклиническое обследование больного и оформить историю болезни, - интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (ПК-1); способен и готов использовать алгоритм постановки предварительного диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) (ПК-2); способен и готов: - применять медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях, - использовать технику антропометрии, термометрии, измерения АД, подсчета ЧСС и ЧДД, измерения суточного диуреза, - использовать технику введения воздуховода, промывания желудка, газоотведения из толстой кишки, - осуществлять уход за больными (ПК-3); способен и готов применять научные принципы и методы асептики и антисептики во избежания инфицирования при работе, с медицинским инструментарием, медикаментозными средствами в лабораторно-диагностических и профилактических целях (ПК-4); способен и готов удалить дренажи и тампоны, снять швы с раны, произвести перевязку ран (ПК-5); способен и готов: - провести подкожные и внутримышечные инъекции - провести венепункцию, взятие проб крови из вены и внутривенные инъекции; подготовить и заполнить инфузионную систему (ПК-6); способен и готов определить группы крови по АВО, определить резус-принадлежности экспресс-методом, пробу на индивидуальную совместимость крови донора и реципиента (ПК-7); способен и готов пользоваться индивидуальным перевязочным пакетом (ПК-8); способен и готов проводить: - санитарную обработку лечебных и диагностических помещений лечебных учреждений, - дезинфекцию воздуха источником ультрафиолетового излучения, - санитарную обработку больного при поступлении в стационар, - гигиеническую обработку тела операционного больного, - дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария и средств ухода за больными, - оценку стерильности материала в биксе (ПК-9); профилактическая деятельность способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-10); способен и готов формировать группы риска по стоматологическим заболеваниям с целью их профилактики (ПК-11). способен и готов к организации проведения первичной профилактики в каждой возрастной группе (ПК-12); способен и готов к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья (ПК-13); диагностическая деятельность способен и готов к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента (биологическая, медицинская, психологическая и социальная информация), включая данные о состоянии полости рта (ПК-16); способен и готов к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований (ПК- 17); способен и готов поставить диагноз, с учетом действующей Международной классификацией болезней на основе клинических и лабораторных исследований для пациентов всех возрастов и направлению их к соответствующим специалистам (ПК-18); способен и готов выполнить основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-20); способен и готов анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития болезней, и их влияние на развитие стоматологических заболеваний, оценить функциональные изменения челюстно-лицевого аппарата при различных соматических и инфекционных заболеваниях и патологических процессах (ПК-21); способен анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеет современными методами, используемыми в изучении генетики человека, принципами медико-генетического консультирования, способен объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию различных вариантов аномалий и пороков (ПК-22); способен и готов проводить анализ результатов исследований клинико-анатомического, биопсийного, операционного и секционного стоматологического материала (ПК-23); лечебная деятельность способен и готов осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-24); способен и готов анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний, в том числе стоматологических (ПК-25); способен и готов к проведению лечения типичных заболеваний слизистой оболочки рта у пациентов различного возраста (ПК-30); способен и готов к осуществлению приемов реанимации и первой помощи при экстренных ситуациях, которые могут иметь место в стоматологической практике (ПК-35); способен и готов выполнять основные лечебные мероприятия по оказанию первой врачебной помощи инфекционным больным при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-36); способен и готов проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-37); способен и готов назначить лечение заболеваний у детей, провести лечебные мероприятия по оказанию неотложной помощи клинических состояний (ПК-39); способен и готов применять методы лечебной физической культуры, физиотерапии и курортологии для профилактики и лечения больных, улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия здоровых (ПК- 40); организационно-управленческая деятельность способен и готов понимать иерархию правления отраслью, структуру организации медицинской помощи населению и значение стоматологической службы в системе здравоохранения Российской Федерации, роль врача стоматолога в охране здоровья граждан; нормативно правовую базу деятельности врача стоматолога (ПК- 41); способен и готов управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса (ПК- 42); способен и готов к использованию современных технологий менеджмента и маркетинга в своей профессиональной деятельности, осуществлять анализ качества и эффективности своей работы, к анализу показателей деятельности ЛПУ, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в ЛПУ амбулаторного и стационарного типа (ПК- 43); способен и готов решать вопросы экспертизы трудоспособности пациентов; оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; способен использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний (ПК- 44); способен и готов определить необходимость направления больного в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ), в Противотуберкулезный диспансер (ПТД) по результатам рентгенологического обследования (ПК- 45); научно-исследовательская деятельность способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46); способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК- 47); способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48); психолого-педагогическая деятельность способен и готов к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49). ^ Знать: - правила работы и техники безопасности в клинических лабораториях, с реактивами, приборами; - этиологию, патогенез, динамику патологических изменений и связанных с ними функциональных расстройств ЛОР-органов; - методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний ЛОР-органов; - основные принципы общего клинического обследования больных заболеваниями ЛОР-органов; - особенности лучевой диагностики при патологии ЛОР-органов; - особенности оперативной хирургии челюстно-лицевой области и ЛОР-органов; - организацию плановой и неотложной медицинской помощи, правила ведения медицинской документации; - взаимосвязь патологии верхних дыхательных путей, уха с заболеваниями зубочелюстной системы и организма в целом; - алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях; - показания и противопоказания к проведению ортопедического лечения заболеваний полости рта у пациентов различного возраста; - о возможностях отечественной и зарубежной техники для диагностики состояния и лечения ЛОР-органов. Уметь: - пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; - собирать и анализировать информацию о состоянии здоровья пациента с заболеванием ЛОР-органов; - использовать методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний ЛОР-органов; - производить расспрос пациента и его родственников, выявлять жалобы, анамнез жизни, анамнез болезни; - производить осмотр и физикальное исследование ЛОР-органов пациента традиционными методами; - составлять план дополнительных методов исследований ЛОР-органов пациента; - анализировать результаты дополнительных методов исследования ЛОР-органов пациента; - ставить предварительный диагноз с последующим направлением к врачу-специалисту при болезнях ЛОР-органов; - диагностировать и оказывать экстренную врачебную помощь детям и взрослым на догоспитальном этапе при неотложных состояниях, связанных с патологией ЛОР-органов: стеноз гортани, ложный круп, травмы и инородные тела ЛОР-органов, носовое кровотечение; - решать деонтологические задачи, связанные со сбором информации о пациенте, диагностикой, лечением, профилактикой и оказанием помощи больным с заболеваниями ЛОР-органов; - самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой по оториноларингологии - вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач; - вести истории болезни больного с заболеванием ЛОР-органов; - описывать клиническую картину поражения больного с заболеванием ЛОР-органов; - составлять амбулаторную историю болезни больного с заболеванием ЛОР-органов; - интерпретировать результаты обследования, поставить пациенту предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; сформулировать клинический диагноз; - разработать план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения, провести реабилитационные мероприятия при заболеваниях ЛОР-органов; - формулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств; - применять методы асептики и антисептики, медицинский инструментарий при работе с больными сифилисом и ВИЧ-инфекцией; - проводить профилактику и лечение заболеваний ЛОР-органов; и при необходимости направить пациента к соответствующим специалистам; - проводить диагностику и лечение с назначением необходимой лекарственной терапии пациента с острыми инфекционными заболеваниями ЛОР-органов; а и при необходимости направлять к соответствующему специалисту. Владеть: - методами общеклинического обследования больных с заболеванием ЛОР-органов; - интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у пациентов разного возраста; - алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам и, при необходимости, с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам; алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза больным; - алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при острых заболеваниях ЛОР-органов; - навыками организации диспансерного наблюдения за пациентами с заболеваниями ЛОР-органов в стоматологическом кабинете ЛПУ; - проведением санитарно-просветительной работы среди различных групп населения по профилактике заболеваниях ЛОР-органов; провести первую оториноларингологическую помощь при экстренных ситуациях, которые могут иметь место в стоматологической практике. ^
^ 5.1. Содержание разделов дисциплины
^ :
^
5.4. Лекции
^
^
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ^ 1. Эндоскопическое исследование полости носа и околоносовых пазух 2. КРТ и ЯМРТ околоносовых пазух. 3. УЗИ околоносовых пазух и органов шеи. 4. Современные методы диагностики заболеваний ЛОР – органов. 5. Инородные тела ЛОР – органов. Клиника, диагностика, оказание помощи. 6. Профилактика одонтогенных синуситов. 7. Неврологические синдромы (Костена, Фрея). 8. ЛОР – патология при врожденной расщелине твердого неба. ^
^ Задача 1 Больной жалуется на периодическую заложенность носа, водянистые выделения из носовых ходов, пароксизмальное чихание. Данные симптомы усиливаются во время уборки квартиры. В носовой слизи и в периферической крови – повышенное содержание эозинофилов. Вопросы 1. Какой диагноз можно поставить? 2. С какими заболеваниями следует проводить дифференциальный диагноз? 3. Причины заболевания. 4. Необходима ли консультация других специалистов? 5. Назовите основные способы лечения данного заболевания. Ответы 1 1. Аллергический ринит. 2. Нейровегетативная форма вазомоторного ринита. 3. Идиосинкразия на домашнюю пыль. 4. Иммунолог, аллерголог. 5. Специфическая и неспецифическая гипосенсибилизация (топические интраназальные стероиды, антигистаминные препараты, препараты кальция). Задача 2 Больной Д., 20 лет, жалуется на головную боль в области лба слева. Заболевание связывает с перенесенным месяц назад гриппом. Боль усиливается при наклоне головы книзу. При передней риноскопии отмечается отечность слизистой полости носа, скопление слизисто-гнойного секрета в общем и среднем носовом ходе слева. На рентгенограмме все пазухи слева затемнены. Вопросы 1. Какой предположительный диагноз? 2. Пути проникновения инфекции в пазухи? 3. Методы диагностики? 4. Какое лечение следует проводить? 5. Какие возможны осложнения? Ответы 2 1. Гнойный левосторонний гемисинусит. 2. Риногенный, одонтогенный, орбитогенный, гематогенный, травматический. 3. Риноскопия, УЗ ОНП, диафаноскопия, рентгенография ОНП, бактериологическое исследование. 4. Местное лечение: деконгестанты, антибиотики, муколитики, пункция в/ч пазухи. Общее лечение: антибиотики, анальгетики, муколитики. Физиотерапия. 5. Риногенные орбитальные, менингит, абсцесс головного мозга. Задача 3 Ребенок 5 лет плохо дышит носом, из носа происходят постоянные выделения слизистого характера. При осмотре отмечается сухость слизистой оболочки полости рта, сам рот приоткрыт, выявляется высокое твердое небо. Вопросы: 1. Какой диагноз можно поставить? 2. Каковы возможные методы диагностики? 3. Каковы методы исследования функции носового дыхания? 4. С какими заболеваниями необходимо проводить дифференциальную диагностику? 5. Назовите основные способы лечения этого заболевания. Ответы 3 1. Хронический аденоидит. 2. Задняя риноскопия, пальцевое исследование, эндоскопия. 3. Проба с ватой, ринопневмометрия. 4. Хронический катаральный и гипертрофический риниты, ангиофиброма носоглотки. 5. Хирургическое: аденотомия. Консервативное общее: антигистаминные и общеукрепляющие препараты. Консервативное местное: физиотерапия, аэрозоли. Задача 4 Ребенок 5 лет болен ОРВИ. Внезапно среди ночи развился приступ удушья, ребенок с трудом делает вдох, появляется синюшность кожных покровов, приступ продолжается несколько минут, появляется лающий кашель. Вопросы 1. Какой диагноз можно поставить в таком случае? 2. Назовите причины данного заболевания? 3. Дифференциальный диагноз. 4. Первая помощь при приступе. 5. Какое лечение следует проводить ребенку? Ответы 4 1. Подскладочный ларингит, стеноз гортани I – II стадии. 2. Бактериальная инфекция, вирусы, как следствие отек рыхлой клетчатки в подскладочном отделе. 3. Дифтерия гортани. 4. Отвлекающая терапия, вызвать рвотный рефлекс, паровые ингаляции. 5. Госпитализация в ЛОР – стационар, парентеральное введение кортикостероидов, антигистаминных препаратов, мочегонных, вливание в гортань кортикостероидов. Задача 5 У больного Б., 20 лет, после полета в самолете появились заложенность правого уха, шум в нем и интенсивная боль, отдающая в висок, темя, зубы. При отоскопии выявляется покраснение барабанной перепонки, выпячивание ее в просвет наружного слухового прохода, отсутствие светового конуса. Вопросы: 1. Какой предположительный диагноз? 2. Причины заболевания. 3. Какой тип тугоухости имеет место в данном случае? 4. Профилактика данного заболевания. 5. Какое лечение следует проводить? Ответы 5 1. Острый правосторонний средний отит (аэроотит). 2. Транстубарный путь проникновения инфекции из полости носа и носоглотки. 3. Кондуктивная тугоухость. 4. Санация очагов инфекции в полости носа и ОНП, в глотке, коррекция перегородки носа. 5. Санация очагов инфекции в носоглотке, полости носа и ОНП. Консервативное: общая и местная антибиотикотерапия, сосудосуживающие капли в нос, анальгетики, муколитики, антигистаминные препараты, физиотерапия. ^
^ а) основная литература: 1. Носуля Е. В. Пропедевтика в оториноларингологии. (2009). 2. Пальчун В.Т., Лучихин Л.А., Магомедов М.М. Практическая оториноларингология. (2006). 3. Овчинников Ю. М., Лопатин А. С., Гамов В. П. Болезни носа, глотки, гортани и уха. (2008). 4. Пальчун В. Т., Магомедов М. М., Лучихин Л. А. Оториноларингология (+ CD-ROM) (2008). б) дополнительная литература: 1. Бабияк В.И. Оториноларингология Руководство. Том 2. 2009; Питер 2. Богомильский М.Р., Орлова О.С. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учебное пособие (ГРИФ) 2008 3. Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Детская оториноларингология (2007) 4. Лучихин Л.А. Оториноларингология (с курсом видео- и медиалекций). (2008) 5. Сперанская А.А., Черемисин В.М. . в) Программное обеспечение: 1. The Larynx and carotid triangle. Interactive anatomy. Atlas of continuous cross-sections on CD-ROM CD-1 Автор: Berrend Hillen MD, Ph D, Department of Functional Anatomy. Utrecht University The Nederland’s, 1995 2. Paranasal sinuses and anterior scull base. Interactive anatomy. Atlas of continuous cross-sections on CD-ROM CD-1 Автор: Berrend Hillen MD, Ph D, Department of Functional Anatomy. Utrecht University The Nederland’s, 1993 3. Temporal bone and posterior cranial fossa. Atlas of continuous cross-sections on CD-ROM CD-1 Автор: Berrend Hillen MD, Ph D, Department of Functional Anatomy. Utrecht University The Nederland’s, 1994. в) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы медицинские поисковые системы - MedExplorer, MedHunt, PubMed. ^ Использование специализированных учебных аудиторий для работы студентов с оборудованием, приборами, установками (в соответствии с номенклатурой типового учебного оборудования кафедр ЛОР- болезней): аудиометрическая лаборатория, набор рентгенограмм, аудиограмм, инструментарий, таблицы, муляжи. Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы, мультимедийные презентации, таблицы, слайды, видеофильмы. ^ Обучение складывается из аудиторных занятий (54 ч.) и самостоятельной работы (27 ч.). Основное учебное время выделяется на практическую работу. Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам кафедры и ВУЗа. В плане практических занятий на проверку теоретической подготовки студентов выделяется 10-15% времени. Основное время используется для работы с пациентами, разбора клинических примеров согласно темы. Максимально используется иллюстративно–демонстрационный потенциал кафедры. Соответственно разделам программы знания студентов проверяются текущим и итоговым тестовым контролем. Обязательным является подкрепление теоретической части занятия разбором конкретных клинических случаев с представлением больных и решением соответствующих ситуационных задач, проведение ролевой игры, в которой один из учащихся является пациентом, а другой – врачом. Такой подход при работе студенческой группе вырабатывает у учащихся чувство коллективизма, коммуникабельности, внимательности, аккуратности. Позволяет освоить деонтологические принципы поведения с пациентами и коллегами. Самостоятельная работа с литературой, написание историй болезни и рефератов, прием пациентов формируют способность анализировать медицинские и социальные проблемы, умение использовать на практике естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, способностью в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты; готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций; формируют способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии. Разработчики:
Эксперты:
|