|
Скачать 435.17 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
^ Цель дисциплины - обеспечить приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков по специальности офтальмология, необходимых для врача-стоматолога в амбулаторно-поликлинических условиях. Задачами дисциплины являются: - научить студентов проводить сбор и анализ информации об офтальмологическом статусе пациента. - сформировать у студентов навыки владения алгоритмами диагностики, лечения и профилактики основных офтальмологических заболеваний; - научить студентов оказывать первую врачебную помощь и принимать решение о последующей врачебной тактике при неотложных офтальмологических состояниях; - научить студентов владеть диагностическими алгоритмами системной патологии с офтальмологическими и стоматологическими проявлениями; - научить студентов проводить профилактику возможных офтальмологических осложнений при патологии и повреждениях зубо-челюстной системы; - ознакомить студентов с принципами организации и работы офтальмологической клиники, профилактики внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях; - ознакомить студентов с мероприятиями по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, осуществлением контроля за соблюдением и обеспечением экологической безопасности; - ознакомить студентов с принципами организации и проведения экспертизы трудоспособности больных офтальмологического профиля; - ознакомление студентов с делопроизводством в офтальмологической клинике; - ознакомление студентов с организацией работы с медикаментозными средствами и соблюдением правил их хранения в офтальмологической клинике; - формирование у студентов навыков общения и взаимодействия с коллективом, партнерами, пациентами и их родственниками; - формирование у студентов навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, подготовки рефератов, обзоров по современным научным проблемам в области офтальмологии. ^ Дисциплина «Офтальмология» изучается в восьмом семестре, относится к циклу профессиональных дисциплин образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования Стоматология. ^ - в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, педагогика, психология, правоведение, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык); - в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (математика, физика, химия, биохимия, биология, медицинская информатика, анатомия и топографическая анатомия, микробиология, вирусология, иммунология, гистология, цитология, нормальная физиология, патологическая анатомия, патофизиология, фармакология); - в цикле профессиональных дисциплин (гигиена, организация здравоохранения, восстановительная медицина, пропедевтика внутренних болезней, факультетская терапия, профессиональные болезни, лучевая диагностика, общая хирургия, лучевая диагностика, медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности, неврология, медицинская генетика, дерматовенерология, акушерство, медицинская реабилитация). ^ Процесс изучения дисциплины «Офтальмология» направлен на формирование у выпускника следующих компетенций: способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способен и готов к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2); способен и готов к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к использованию основных понятий и закономерностей мирового исторического процесса, использованию историко-медицинской терминологии; уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям; оценить политику государства, проявлять в своем поведении элементы политической культуры (ОК-3); способен и готов понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики, рыночные механизмы хозяйства, методику расчета показателей экономической эффективности (ОК-4); способен и готов к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5); способен и готов к письменной и устной коммуникации на государственном языке и владению одним из иностранных языков на уровне бытового общения (ОК-6); готов и способен использовать методы управления; к организовывать работу исполнителей; находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7); способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; к соблюдению правил врачебной этики, сохранению врачебной тайны; к соблюдению законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8); общепрофессиональные способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, родственниками пациента (ПК-1); способен и готов выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2); способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3); способен и готов анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом ответственность дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную (ПК-4); способен и готов проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5); способен и готов проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики с учетом возрастно-половых групп пациентов (ПК-6); способен и готов применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений лечебно-профилактических учреждений, владеть техникой ухода за больными (ПК-7); способен и готов проводить судебно-медицинское освидетельствование живых лиц и трактовать результаты лабораторных исследований объектов судебно-медицинской экспертизы, в случае привлечения к участию в процессуальных действиях в качестве специалиста или эксперта (ПК- 8); способен и готов к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9); профилактическая деятельность способен и готов к научно-обоснованному применению современных социально-гигиенических методик сбора и медико-статистическому анализу информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья на уровне различных подразделений ЛПУ стационарного и амбулаторного типа (акушерско-гинекологический, сельский врачебный участок и др.) в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения (ПК-10); способен и готов использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней, их коррекции, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11); способен и готов проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия, мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-12); способен и готов проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14); диагностическая деятельность способен и готов к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15); способен и готов анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16); способен и готов выявлять основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-17); лечебная деятельность способен и готов выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях, способных вызвать тяжелые осложнения и/или летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК-19); способен и готов назначать адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии (лечебное питание, двигательный режим и др.) больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями; к ведению физиологической беременности, приему родов (ПК-20); способен и готов осуществлять первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях, оказывать медицинскую помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить госпитализацию в плановом и экстренном порядке, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации (ПК-21); способен и готов назначать и использовать медикаментозные средства, проводить мероприятия по соблюдению правил их хранения (ПК-22); реабилитационная деятельность способен и готов применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма, определять показания к переводу пациентов в специализированные группы для занятий физической культурой после перенесенных заболеваний (ПК-23); психолого-педагогическая деятельность способен и готов к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в лечебно-профилактических учреждениях, и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементов здорового образа жизни (ПК-25); способен и готов к обучению пациентов, членов их семей и общества основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек (ПК-26); организационно-управленческая деятельность способен и готов использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации (например, МКБ-10), и т.д., а также документацию для оценки качества и эффективности работы лечебно-профилактических учреждений стационарного и амбулаторного типа (ПК-27); способен и готов использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности лечебно-профилактических учреждений различного типа по оказанию медицинской помощи населению, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг, оценку качества оказания лечебно-диагностической и реабилитационно-профилактической помощи пациентам, своевременного направления к врачам-специалистам, в том числе к специалистам, осуществляющим реабилитацию (ПК-28); способен и готов обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала ЛПУ, проводить мероприятия по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, а также обеспечивать контроль за соблюдением экологической безопасности; (ПК-29); способен и готов решать вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов, оформлять медицинскую документацию, определять необходимость направления больного в БМСЭ (Бюро медико-социальной экспертизы); проводить профилактику инвалидизации различных групп населения, определять показания к занятию спортом (ПК-30); научно-исследовательская деятельность способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовить рефераты, обзоры, доклады; участвовать в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК-31); способен и готов к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования (ПК-32). В результате изучения дисциплины студент должен Знать: - анатомию и физиологию органа зрения и вспомогательного аппарата глаза; - основные функции органа зрения и методы их исследования; - методы исследования органа зрения; - об оптической системе и рефракции глаза; - этиологию, патогенез, клиническое течение, осложнения, принципы лечения и профилактики наиболее распространенных заболеваний глаза, вспомогательного аппарата и орбиты; систем ную патологию с офтальмологическими и стоматологическими проявлениями; - особенности повреждений орбиты, вспомогательного аппарата и глазного яблока; - принципы оказания первой помощи и последующей врачебной тактики при неотложных оф тальмологических состояниях. Уметь: - собрать и проанализировать информацию о состоянии здоровья пациента с офтальмологическим заболеванием; - провести осмотр и исследование органа зрения у пациента: - наружный осмотр глаза и его придаточного аппарата, - осмотр переднего отдела глаза методом бокового освещения, - осмотр оптических сред глаза в проходящем свете, - осмотр конъюнктивы с выворотом верхнего века, - определение внутриглазного давления (пальпаторно), - определение ширины угла передней камеры ориентировочным способом - определение проходимости слезоотводящих путей (канальцевая и носовая пробы), - определение остроты центрального зрения, - определение границ периферического зрения ориентировочным способом, - определение цветового зрения по таблицам Рабкина, - исследование бинокулярного зрения - определение рефракции субъективным способом, - определение расстояния между центрами зрачков, - определение положения ближайшей точки ясного зрения, - определение реакции зрачков на свет (прямая, содружественная), на конвергенцию и аккомодацию, - исследование чувствительности и целостности роговицы, - определение выстояния глазного яблока с помощью экзофтальмометра Гертеля, - определение объема движения глаз; - поставить предварительный диагноз при повреждениях и наиболее распространенных заболеваниях глаза, вспомогательного аппарата и орбиты с последующим направлением к врачу - специалисту; - оказать первую врачебную помощь при неотложных офтальмологических состояниях в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к качеству оказания медицинской помощи и принять решение о последующей врачебной тактике: - проводить профилактические мероприятия возможных офтальмологических осложнений при патологии и повреждениях зубо-челюстной системы; - самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой по офтальмологии. Демонстрировать способность и готовность (владеть): - методами работы с учебной и учебно-методической литературой; - методами общеклинического обследования больных; - методами анализа результатов лабораторного обследования (клинических и биохимических анализов крови, мочи, бактериологического, гистоморфологического исследований, рентгенологических исследований: рентгенографии, КТ, МРТ и др.) и дополнительной информации о состоянии больных. - алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту; - выполнением основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях. ^
^ 5.1. Содержание разделов дисциплины
^
^
5.4. Лекции
^
^
6.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ^ Воспалительные заболевания орбиты. Клиника, диагностика, лечение. Первичная глаукома, классификация, острый приступ глаукомы, первая врачебная помощь. Симптомы повреждения орбиты. Первая врачебная помощь. Синдромы с одновременным поражением органа зрения, полости рта и зубо-челюстной системы. Патология орбиты. ^ 1. Кровоснабжение конъюнктивы глазного яблока обеспечивается ветвями латеральных и медиальных артерий век передними и задними конъюнктивальными артериями * задними длинными ресничными артериями слезной артерией ^ боль отсутствует, зрачок широкий, офтальмотонус нормальный боль в глазу, зрачок сужен, офтальмотонус нормальный или снижен * боль при движении глазного яблока, зрачок не изменен, офтальмотонус нормальный боль, зрачок широкий, офтальмотонус резко повышен ^ расширение зрачка косоглазие амавротический "кошачий" глаз - желтое свечение зрачка* псевдогипопион ^ концентрическое сужение поля зрения центральная абсолютная скотома битемпоральная гемианопсия биназальная гемианопсия* ^ наиболее часто наблюдается ретинальное кровоизлияние разрыв сетчатки берлиновское помутнение сетчатки побледнение диска зрительного нерва* ^ Задача №1 К окулисту по месту жительства обратился больной 29 лет с жалобами на небольшую светобоязнь и слезотечение из левого глаза. Болей нет. Снижения зрения не отмечает. Каких-либо общих заболеваний не было и к врачу не обращался. Острота зрения правого глаза=0,9-1,0.; левого глаза=0,7-0,8. При осмотре левого глаза методом бокового освещения отмечается умеренная перикорнеальная инъекция глазного яблока. В глубоких слоях роговицы – диффузное помутнение, идущее от лимба и занимающее 75% окружности роговицы. Центральная часть роговицы прозрачна. При биомикроскопии видно, что диффузное помутнение – это инфильтрат роговицы в глубоких слоях. На отдельных участках видно врастание сосудов в виде щеточек и метелочек. Радужка спокойна. ВГД пальпаторно в пределах нормы. На глазном дне без особенностей. Правый глаз без видимых патологических изменений. Ваш предположительный диагноз? Какие необходимые дополнительные исследования? Где должен лечиться больной, если диагноз подтвердится? Ответ: предположительный диагноз – диффузный паренхиматозный сифилитический кератит, приобретенный. Необходима консультация венеролога и реакция Вассермана. В случае, если она будет положительная и диагноз подтвердится венерологом, то общее лечение должен проводить венеролог, а окулист должен в определенное время осмотреть больного и корригировать местное раннее назначенное им лечение. Задача № 2 Больной 25 лет обратился с жалобой на слезотечение, резь в правом глазу, ощущение инородного тела, небольшую светобоязнь. Это состояние длится почти неделю. Затем такие же ощущения появились и во втором глазу. До появления этих симптомов были незначительные катаральные явления. Объективно: OU- выраженная гиперемия конъюнктивы век и переходных складок, отек нижней переходной складки, отдельные фолликулы и мелкоточечные геморрагии больше выраженные справа. В роговице на периферии – отдельные субэпителиальные монетовидные инфильтраты. Остальные оптические среды прозрачны. Радужка не изменена. Отмечена регионарная лимфоаденопатия. Острота зрения правого глаза=0,8-0,9, левого – 0,9-1,0. Ваш предположительный диагноз? Какую лабораторную диагностику следует провести? Рекомендуемое лечение. Как долго иногда приходиться наблюдать больного и почему? Ответ: аденовирусный кератоконъюнктивит. Следует провести вирусологическое и цитологическое исследование. Лечение: закапывание 0,25% раствора левомицетина 5 раз в день, офтальмоферон до 6-8 раз в сутки или раствора полудана (100 ЕД на 5,0 мл дистиллированной воды, 6 раз в день), 3 раза в день закладывают 3% мазь ацикловир, показаны иммунокорректоры, витамины. Наблюдать за больными приходиться иногда и до года, т.к. монетовидные инфильтраты идут с периферии к центру, что снижает зрение, а рассасываются они очень медленно, поэтому необходимо наблюдать за пациентами и своевременно корректировать лечение. Задача №3 Больная К. 59 лет обратилась с жалобами на сильнейшие боли в правом глазу, иррадиирующие в правую половину головы, челюсти, зубы, тошноту, рвоту. Глаз заболел внезапно после нервного потрясения. При объективном осмотре: правый глаз – застойная инъекция глазного яблока, роговица мутная, передняя камера мелкая, зрачок широкий, глубжележащие среды за флером. ВГД=43 мм рт ст.Острота зрения 0,1, не корригирует. Левый глаз – передний отрезок в норме, среды прозрачны, глазное дно в норме. Передняя камера мелкая. Острота зрения = 1,0. При гониоскопии на обоих глазах – угол передней камеры закрыт, после надавливания гониоскопом на роговицу стали видны все элементы угла. Ваш диагноз? Чем объясняется полупрозрачность роговицы? Почему при надавливании гониоскопом на роговицу стали видны все элементы угла? Рекомендуемое лечение. Ответ: острый приступ закрытоугольной глаукомы. Полупрозрачность роговицы объясняется ее отеком. Все элементы угла стали видны, т.к. в данном случае блок угла передней камеры функциональный, а не органический. Рекомендуется в первые 2 часа закапывать в конъюнктивальный мешок каждые 15 минут 2% раствор пилокарпина гидрохлорида, диакарб 0,25г или осмотический диуретик глицерол 50% раствор 1,5 г на 1 кг веса больного, можно поставить горчичники на затылок, икроножные мышцы. Больного следует направить в специализированное учреждение для продолжения купирования приступа и последующего оперативного лечения. Задача № 4 К окулисту обратился больной с жалобами на чувство инородного тела в правом глазу, слезотечение, покраснение глаза. Три дня назад он наткнулся глазом на ветку дерева. Неприятные ощущения как будто бы прошли, а сегодня утром опять появилось чувство инородного тела и покраснение глаза. При осмотре: острота зрения правого глаза = 0,6, не корригирует; левого = 1,0. Правый глаз: выраженная перикорнеальная инъекция глазного яблока. При биомикроскопии видна группа мелких пузырьков в эпителии роговицы, которые имеют форму веточки дерева с утолщениями по ходу инфильтратов. Инфильтраты серого цвета, окрашиваются флюоресцеином. Чувствительность роговицы снижена на обоих глазах. Радужка спокойна, зрачок правильной, округлой формы. ВГД пальпаторно в норме. Левый глаз: без видимой патологии, ВГД пальпаторно в норме. Ваш диагноз? Его обоснование. Назначьте лечение. Ответ: герпетический древовидный кератит правого глаза. Диагноз поставлен на основании того, что провоцирующим фактором была микротравма роговицы, инфильтрат имеют форму веточки дерева с характерными утолщениями помутнений. Снижена чувствительность роговицы не только на одном, но и на втором глазу. Лечение комплексное: Местно – 3 % мазь ацикловир, инстилляции - офтальмоферон 6-8 раз в день или полудан 4 раза в день. Полудан так же возможно введить под конъюнктиву по 0,5 мл на курс от 5 до 25 инъекций. Для улучшения метаболических процессов – в/м иммуномодулятор тималин по 10-30 мг ежедневно в течение 20 дней, витамины В1 5% раствор, В2 1 % раствор, внутрь аскорбиновую кислоту по 0,1 2-3 раза в день. Для борьбы с вторичной инфекцией назначают местно антибиотики в виде капель и мазей. Для профилактики иридоциклита назначают мидриатики. При болях анальгетики. Лечение следует проводить в стационаре, в случае неэффективности лечения показана кератопластика Задача №5 Больной С., 30 лет, шофер по профессии обратился в клинику глазных болезней с жалобами, что после недомогания и лихорадки у него появились афты на слизистой полости рта и языка, гнойнички на коже. Одновременно с появлением афт на слизистой полости рта снизилось зрение правого глаза, появились сильные головные боли, иногда с рвотой. Затем образовались язвочки на половых органах. Лечился по месту жительства, стало лучше, язвочки на мошонке исчезли в течение полутора недель, улучшилось зрение правого глаза. При обследовании: острота зрения правого глаза = 0,2, не корригирует; левого глаза = 0,8, коррекция не улучшает. Объективно: правый глаз – смешанная инъекция глазного яблока, в передней камере – гипопион, занимающий нижнюю ее треть, цвет радужки изменен, зрачок узкий, неправильной формы из-за образования задних синехий. Глазное дно видно с трудом. После расширения зрачка и разрыва задних синехий удалось осмотреть глазное дно. ДЗН бледно-розовый, границы несколько смыты, вены расширены, пастозны. Левый глаз – спокоен, патологии не выявлено. При осмотре полости рта: на слизистой щек и языка имеются беловато-желтые пятна разной величины, окруженные красным ободком. На мошонке на месте бывших язв имеется нежная пигментация. 1.О каком синдроме идет речь? 2.Как называется заболевание глаз? 3.Чем объясняются сильные головные боли? 4.Причины, вызвавшие это заболевание? 5.Какое применяется лечение? Ответ: 1.синдром Бехчета. 2.Гипопион-иридоциклит 3.Поражением нервной системы по типу менингоэнцефалита. 4. Предполагается вирусная этиология заболевания. 5.Лечение: антибиотики широкого спектра действия, сульфаниламиды, переливание одногруппной крови, плазмы, гемотрансфузии дробными дозами, глобулин, кортикостероиды под конъюнктиву, ретробульбарно и внутрь, аутогемотерапия, дегидратирующая терапия, витрэктомия, местно – инстилляции атропина. Применяется комбинация преднизолона с иммунодепрессантами. При заднем увеите применяют циклоспорин (вначале 5 мг на 1 кг веса больного в сутки. Минимальный уровень циклоспорина в крови должен поддерживаться в пределах от 50 до 200 мг/мл. Афты рта и половых органов обрабатываются различными септическими растворами, смазываются 1% раствором хромовой кислоты. ^ ДИСЦИПЛИНЫ а) основная литература Федоров С.Н., Ярцева Н.С., Исманкулов А.О. Глазные болезни.- Москва., 2005. б) дополнительная литература Ярцева Н.С., Барер Г.М., Гаджиева Н.С. Синдромы с одновременным поражением органа зрения, полости рта и зубо-челюстной системы. Учебное пособие - М., 2003 г., 40с. Тахчиди Х.П., Иванова З.Г., Ярцева Н.С., Гаврилова Н.А., Костина В.А., Гаджиева Н.С. Бинокулярное зрение. Косоглазие. Учебное пособие.- М., 2009 г., 46с. Ярцева Н.С., Гаджиева Н.С., Костина В.А., Иванова З.Г., Верзин Р.А. Орган зрения при физиологической и патологической беременности. Учебное пособие. – М. 2009 г., 28с. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я., Ярцева Н.С., Гаврилова Н.А., Нагибина М.В. Поражение органа зрения при инфекционных заболеваниях, «Медицина» 2006. – 176с. Офтальмопатология при общих заболеваниях, ГЭОТАР, 2009- 360с. в) программное и коммуникационное обеспечение (программное обеспечение и Интернет-ресурсы): - обучающая и контролирующие программы г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы - сайты учебных центров; - сайты Высших учебных медицинских учреждений. ^ Современно оснащенные лекционные залы, компьютеризированные и объединенные в единую сеть учебные комнаты, малая лекционная аудитория с интерактивной доской и мультимидийной установкой, компьютерный класс, операционный тренажерный зал (Wetlab) с современным оборудованием (микроскопами, тренажерами). ^ Лекционный курс строится на выделении основных вопросов темы и ее проблематики. Обращается особое внимание на разделы совместной работы стоматологов и офтальмологов, решению общих проблем. В плане практических занятий на проверку теоретической подготовки студентов выделяется 10-15% времени. Основное время используется для работы с пациентами, разбора клинических примеров, согласно темы. Максимально используется иллюстративно–демонстрационный потенциал кафедры. Соответственно разделам программы знания студентов проверяются текущим и итоговым тестовым контролем. Обязательным является подкрепление теоретической части занятия разбором конкретных клинических случаев с представлением больных и решением соответствующих ситуационных задач, проведение ролевой игры, в которой один из учащихся является пациентом, а другой – врачом. Такой подход при работе студенческой группе вырабатывает у учащихся чувство коллективизма, коммуникабельности, внимательности, аккуратности. Позволяет освоить деонтологические принципы поведения с пациентами и коллегами. Самостоятельная работа с литературой, написание историй болезни и рефератов, прием пациентов формируют способность анализировать медицинские и социальные проблемы, умение использовать на практике естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, способностью в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты; готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций; формируют способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии. Разработчики:
Эксперты:
|