|
Скачать 416.23 Kb.
|
Стоматология - Дерматовенерология МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
^ Цель дисциплины – создание у обучающихся теоретических и практических знаний, умений и навыков в отношении диагностики, лечения, диспансеризации, профилактики наиболее часто встречающихся кожных и венерических болезней с поражением слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ. При этом задачами дисциплины являются: - освоение студентами методик клинического обследования больных поражением слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ; - умение применять необходимые для подтверждения диагноза клинические тесты, пробы и др.; - умение интерпретировать данные клинико-лабораторных методов исследования; - научить будущего врача в зависимости от характера заболевания у пациента: восстанавливать здоровье больных, оказывать им экстренную или первую помощь, направлять к соответствующим специалистам. ^ Дисциплина «Дерматовенерология» относится к профессиональному циклу дисциплин ФГОС по специальности ….Стоматология высшего профессионального медицинского образования, изучается в восьмом семестре. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются: - в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (биоэтика; история медицины; психология, педагогика; латинский язык; иностранный язык); - в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (математика, физика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; биохимия полости рта; анатомия человека, анатомия головы и шеи, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология; гистология полости рта; нормальная физиология; микробиология, вирусология; микробиология полости рта; иммунология, клиническая иммунология; фармакология; патофизиология; патологическая анатомия, патанатомия головы и шеи); - в цикле медико-профессиональных и клинических дисциплин (медицинская реабилитация; гигиена; общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения; внутренние болезни, военно-полевая терапия, пропедевтика внутренних болезней; общая хирургия, хирургические болезни; лучевая диагностика, стоматологическая радиология; экстремальная медицина, безопасность жизнедеятельности; инфекционные болезни; эпидемиология; акушерство; педиатрия, стоматологические дисциплины). ^ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций: а) общекультурные (ОК): способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I); способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2); способность использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, способен грамотно оформить латинскую часть рецепта (ОК-4); способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6); способость к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7); способность к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8); способность к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9); способность к обучению пациентов правилам медицинского поведения путем использования различных форм и методов обучения, современных информационно-образовательных технологий (ОК-10); способность осуществлять свою деятельность в различных сферах обществен-ной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11); способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12). б) профессиональные (ПК): общепрофессиональные: способен и готов: - провести общеклиническое обследование больного и оформить историю болезни, - интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (ПК-1); способен и готов использовать алгоритм постановки предварительного диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) (ПК-2); способен и готов: - применять медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях, - использовать технику антропометрии, термометрии, измерения АД, подсчета ЧСС и ЧДД, измерения суточного диуреза, - использовать технику введения воздуховода, промывания желудка, газоотведения из толстой кишки, - осуществлять уход за больными (ПК-3); способен и готов применять научные принципы и методы асептики и антисептики во избежание инфицирования при работе, с медицинским инструментарием, медикаментозными средствами в лабораторно-диагностических и профилактических целях (ПК-4); профилактическая деятельность способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-10); способен и готов формировать группы риска по стоматологическим заболеваниям с целью их профилактики (ПК-11); способен и готов к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья (ПК-13); способен и готов к проведению профилактических мероприятий среди населения, направленных на сохранение структуры твердых и мягких тканей полости рта (ПК-14); диагностическая деятельность способен и готов к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента (биологическая, медицинская, психологическая и социальная информация), включая данные о состоянии полости рта (ПК-16); способен и готов к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований (ПК- 17); способен и готов поставить диагноз, с учетом действующей Международной классификацией болезней на основе клинических и лабораторных исследований для пациентов всех возрастов и направлению их к соответствующим специалистам (ПК-18); способен и готов выполнить основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-20); способен и готов анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития болезней, и их влияние на развитие стоматологических заболеваний, оценить функциональные изменения челюстно-лицевого аппарата при различных соматических и инфекционных заболеваниях и патологических процессах (ПК-21); способен и готов проводить анализ результатов исследований клинико-анатомического, биопсийного, операционного и секционного стоматологического материала (ПК-23); лечебная деятельность способен и готов осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-24); способен и готов анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний, в том числе стоматологических (ПК-25); способен и готов к проведению лечения типичных заболеваний слизистой оболочки рта у пациентов различного возраста (ПК-30); организационно-управленческая деятельность способен и готов решать вопросы экспертизы трудоспособности пациентов; оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; способен использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний (ПК- 44); научно-исследовательская деятельность способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46); способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК- 47); способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48); психолого-педагогическая деятельность способен и готов к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49). ^ Знать: - этиологию, патогенез, диагностику, лечение и профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний кожи, слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ; - клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных кожных заболеваний, а также заболеваний слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ, протекающих в типичной форме; - основные клинические проявления заболеваний кожи, слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ, особенности их диагностики и наблюдения; - клинические проявления основных заболеваний слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ, требующих хирургического лечения; особенности оказания медицинской помощи при неотложных состояниях (отек Квинке, анафилактический шок); - современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных дерматологического профиля; - классификацию и клинические симптомы заболеваний кожи, слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ; - методику оказания помощи при ожогах кожи, слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ; - основные клинические проявления кожных и венерических болезней, ВИЧ-инфекции и инфекций, передающихся половым путем; особенности организации работы с больными ВИЧ-инфекцией; - особенности клинического течения неодонтогенных воспалительных заболеваний слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ; - специфические инфекционные заболевания (сифилис, туберкулёз) и их клинические проявления в челюстно-лицевой области; - классификацию, диагностику и методы лечения предраковых заболеваний кожи, слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ; - методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ. Уметь: - использовать методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний слизистой оболочки полости рта; - клинически диагностировать первичные и вторичные морфологические элементы на слизистой оболочке полости рта, кранной кайме губ и коже лица; - по вторичным морфологическим элементам определить предшествовавшие им первичные морфологические элементы; - описывать клиническую картину поражения слизистой оболочки полости рта, красной каймы губ и кожи лица; - оформить амбулаторную историю болезни больного дерматозом с высыпаниями на слизистой оболочке полости рта и красной кайме губ; - интерпретировать результаты обследования, поставить пациенту предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; сформулировать клинический диагноз; - разработать план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения, провести реабилитационные мероприятия при заболеваниях кожи, слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ; - формулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств; - применять методы асептики и антисептики, медицинский инструментарий при работе с больными сифилисом и ВИЧ-инфекцией; - проводить профилактику и лечение болезней слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ и при необходимости направить пациента к соответствующим специалистам; - проводить диагностику и лечение с назначением необходимой лекарственной терапии пациента с острыми инфекционными заболеваниями полости рта и при необходимости направлять к соответствующему специалисту. Владеть: - клиническими методами обследованиями челюстно-лицевой области; - интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у пациентов разного возраста; - алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам и, при необходимости, с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам; алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза больным; - алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при острых заболеваниях кожи и слизистых оболочек. - мануальными навыками при диагностике заболеваний кожи и слизистых оболочек такими как: постановка кожных проб, выявление псориатических феноменов, оценка изоморфной реакции Кебнера, взятие мазков отпечатков и распознавание акантолитических клеток, выявление симптома Никольского, взятие соскобов для микроскопической диагностики кандидоза, наложение чистого ихтиола на фурункул, определение дермографизма, взятие соскоба на атипичные клетки и их распознавание, осмотр больного под лампой Вуда; - навыками организации диспансерного наблюдения за пациентами с заболеваниями слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ в стоматологическом кабинете ЛПУ; - проведением санитарно-просветительной работы среди различных групп населения по профилактике ВИЧ-инфекции и инфекций, передающихся половым путем в челюстно-лицевой области. ^
^ 5.1. Содержание разделов дисциплины
^
^
5.4. Лекции
^
^
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ^ 1. К первичным элементам относят 1) пятно, папула, бугорок + 2) рубец, эрозия, трещина 3) вегетация, язва, пузырь 4) лихенизация, корка, чешуйки 5) пигментация, атрофия, волдырь ^ 1) типичная, атипичная, буллезная, эксудативно-гиперемичекая, эрозивно-язвенная + 2) атрофическая, пигментная, бородавчатая, узелковая 3) каплевидная, эритродермическая, пустулезная 4) дисгидротическая, истинная, микробная, себорейная 5) пигментная, солнечная, холодовая ^ 1) возникновение высыпаний после воздействия облигатного раздражителя 2) четкие очертания патологического очага в месте воздействия раздражителя 3) появление патологических изменений сразу же после воздействия раздражителя 4) появление патологического очага, с нечеткими границами, после повторных контактов с факультативным раздражителем + 5) зависимость клинических проявлений от силы и времени воздействия раздражителя ^ 1) отправить пациента на исследование иммунного статуса 2) немедленно назначить глюкокортикостероиды 3) проверить симптом Никольского и взять мазок-отпечаток со дна эрозии + 4) поставить кожные аллерогопробы 5) взять материал со слизистой на посев с подбором чувствительности к антибиотикам ^
^ Задача № 1 К Вам обратилась пациентка 49 лет. Жалобы: на болезненность в области слизистой щек, особенно при приеме горячей и грубой пищи. Анамнез: стало известно, что в возрасте 38 лет была произведена экстирпация матки, имеется фиброзно-кистозная мастопатия, хронический гастрит и гипертоническая болезнь 2 степени. Страдает данными проявлениями на слизистой оболочке полости рта больше года. Лечилась местными средствами без эффекта. ^ на слизистой щек имеются обширные эрозии неправильной формы ярко-красного цвета, расположенные на эритематозном фоне. Вокруг эрозий имеются белого цвета высыпания в виде точек, полосок, дуг, которые не снимаются при поскабливании шпателем. Вопросы и задания: 1.Ваш предварительный диагноз? 2.Какой первичный элемент при этом заболевании? 3.С какими заболеваниями надо дифференцировать данные проявления у пациентки? 4.В чем сходство и различие этих заболеваний? 5.Назначьте лечение. Задача № 2 К врачу обратилась больная 30 лет. ^ высыпания возникают периодически, преимущественно в осеннее - весенний период. Появлению этих высыпаний предшествует повышение температуры до 38°, сильные головные боли, озноб. Длительность существования проявлений на слизистой оболочке полости рта около 20 дней. Известно, что больная страдала в детстве частыми ангинами. ^ : слизистая оболочка полости рта ярко гиперемированна, на этом фоне имеются обширные эрозии, прикрытые плотным фибринозным налетом, при снятии которого возникает кровоточивость. На красной кайме нижней губы имеются массивные геморрагические корки. Вопросы и задания: 1. Ваш предварительный диагноз. 2. Какой первичный элемент при данном заболевании? 3. Какие исследования надо провести для постановки диагноза? 4. С какими заболеваниями надо дифференцировать данные проявления? 5. Назначьте лечение и дайте рекомендации пациентке. Задача № 3 К врачу обратился больной 53 лет. ^ Считает себя больным в течение месяца, когда начала беспокоить болезненность при глотании. Лечился местно у отоларинголога без эффекта. Затем процесс распространился на слизистую оболочку полости рта. С данными проявлениями пациент обращался к врачу-стоматологу, где был поставлен диагноз стоматита и назначено местное лечение, но также без эффекта. ^ : на слизистой оболочке полости рта на фоне неизмененной слизистой имеются эрозии ярко-красного цвета различной величины и очертаний, прикрытые покрышкой спавшегося пузыря. Симптом Никольского резко положительный. Вопросы и задания: 1.Ваш предварительный диагноз. 2. Какой первичный элемент при этом заболевании? 3.Какие исследования надо провести для постановки диагноза? 4.С какими заболеваниями надо провести дифференциальную диагностику? 5. В чем их сходство и в чем различие между ними? Задача № 4 Обратился мужчина 50 лет. ^ Больной по поводу плоской лейкоплакии слизистой оболочки щеки получал лечение витаминами А и группы В, аппликациями масла шиповника. Лечение эффекта не дало. Больной много курит. Вопросы и задания: 1. Опишите клиническую характеристику данной патологии. 2. Какие еще клинические формы этого заболевания выделяют? 3. Какие дополнительные методы обследования необходимо использовать в данном случае? 4. Назначьте план лечения. 5. Дайте пациенту профилактические рекомендации. . Задача №5 К врачу стоматологу обратилась женщина 35лет. ^ Считает себя больной в течение 2-х недель, когда в углу рта справа появилась безболезненная трещина. Лечилась местно мазями «Радевит» и «Актовегин» без эффекта. ^ При осмотре в правом углу рта имеется неглубокая трещина мясо-красного цвета без воспалительной реакции вокруг. При открывании рта трещина приобретает вид эрозии овальных очертаний. В основании определяется плотно-эластичный инфильтрат. Подчелюстные лимфатические узлы справа увеличены, плотноэластической консистенции, при пальпации безболезненны. Вопросы и задания: 1. Ваш предварительный диагноз. 2. Какие симптомы характерны для данного заболевания? 3. Какие лабораторные исследования надо провести для постановки диагноза? 4. С какими заболеваниями надо дифференцировать данные проявления у пациентки? 5. В чем сходство и в чем отличие этих заболеваний? ^ 1.Роль экзогенных, эндогенных, социальных факторов в возникновении и развитии заболеваний слизистой оболочки полости рта. 2.Роль генетических факторов, патологии нервной системы, иммунологических нарушений, заболеваний внутренних органов в патогенезе заболеваний слизистой оболочки полости рта. 3.Роль патологии зубочелюстной системы в развитии плоского лишая. 4.Роль фокальной и герпетической инфекции в патогенезе многоформной экссудативной эритемы. 5.Дифференциальная диагностика хейлитов. 6.Роль наследственности и инфекционной аллергии в развитии синдрома Мелькерсона-Розенталя. 7.Симптоматические хейлиты, как проявление кожных заболеваний. 8.Роль индивидуальных особенностей анатомического строения нижней губы, хронической травмы и гиповитаминоза в развитии хронической трещины губы. 9.Факторы, предрасполагающие к развитию предраковых изменений красной каймы губ и слизистой оболочки полости рта. 10.Дифференциальная диагностика пузырных заболеваний в полости рта. 11.Поражения слизистых оболочек полости рта при сифилисе. ^ а) основная литература 1. «Дерматовенерология» учебник под ред. Соколовского Е.В. М. ACADEMA 2005г. 2. Цветкова Л.А., Арутюнов С.Д., Петрова Л.В., Перламутров Ю.Н. Заболевания слизистой оболочки рта и губ. М. «Медпресс-информ» 2005 3. Скрипкин Ю.К., Кубанова А.А., Акимов В.Г. Кожные и венерические болезни Москва «Гэотар-Медиа» 2009г. б) дополнительная литература (учебные пособия, словари справочная литература): 1. «Атлас заболеваний полости рта» Роберт П. Лангле, Крэйг С. Миллер. М., «ГЭОТАР-Медиа» 2008, 224 с. 2. «Лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта» (руководство для врачей) М., МИА 2006. 3. «Клиника и дифференциальная диагностика поражений слизистой полости рта и красной каймы губ при сифилисе» (учебно-методическое пособие) Трофимова И.Б., Глебова Л.И., Василенко Т.И., Голоусенко И.Ю. 2008 4. "Клинические формы герпеса кожи и слизистых оболочек" (учебно-методическое пособие) Каримова И.М. 2008 г. в) программное обеспечение: программ – контроль тестовых заданий, контрольных и лабораторных работ. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: ^ www.geotar/ruwww.medlit.ru www.WebMedInfo.ru ^ Отделения клиник (световые микроскопы, шпатели, предметные стекла, одноразовые скальпели, лампы Вуда), лекционный зал, учебные аудитории, оснащенные посадочными местами, столами, доской, мелом. Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы, учебные фантомы. ^ Обучение складывается из аудиторных занятий (72 ч.) и самостоятельной работы (36ч.). Основное учебное время выделяется на практическую работу по приёму больных. Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам кафедры и ВУЗа. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО необходимо широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций и т.д.). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах должен составлять не менее 10% аудиторных занятий. Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность. Самостоятельная работа с пациентами способствует формированию деонтологического поведения, аккуратности, дисциплинированности. Для успешного и плодотворного обучения и освоения студентами программы по дерматовенерологии отдается предпочтение индивидуальной работе студента. На это отводится три четверти времени практического занятия. Для этого разработана и применяется поэтапная схема проведения практического занятия. Прежде всего, оценивается исходный уровень знаний каждого студента группы с помощью тестов. После чего с помощью наглядных пособий (цветные фотографии, слайды) проводится разбор клиники и течения заболевания по данной теме. На следующем этапе обучения каждому студенту предлагается поставить диагноз по цветной фотографии или слайду больного, а затем — фотозадача с описанием легенды. В этом задании он должен описать локальный статус, поставить предположительный диагноз, провести дифференциальный диагноз, при необходимости предложить дополнительные методы обследования, сформулировать полный окончательный диагноз с его обоснованием и составить план лечения, так же с его обоснованием предложить меры профилактики. Проводится демонстрация больных по теме занятия, студенты овладевают умениями, необходимыми для постановки диагноза. При разборе каждой темы проводится решение ситуационных клинических задач и выставляются баллы, что является мотивацией для успешного освоения специальности. На заключительном этапе студенты пишут тесты, демонстрируют освоение практических навыков. Окончательная оценка - это суммируемые баллы за все занятия плюс баллы за итоговое занятие. Самостоятельная работа с литературой, написание историй болезни и рефератов, прием пациентов формируют способность анализировать медицинские и социальные проблемы, умение использовать на практике естественно-научные, медико-биологические и клинические науки в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, способностью в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты; готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций; формируют способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии. Различные виды учебной деятельности формируют способность в условиях развития науки и практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно-образовательные технологии. Разработчики:
Эксперты:
|