|
Скачать 434.36 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
^ Цель дисциплины - овладение студентами знаниями об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и болезненных состояний, в том числе в тканях полости рта, принципах их выявления, лечения и профилактики. При этом задачами дисциплины являются: - изучение методов анализа результатов лабораторных и функциональных исследований; - формирование методологической и методической основ клинического мышления и рационального действия врача – стоматолога; - формирование умений патофизиологического анализа симптомов и синдромов заболеваний зубо-челюстно-лицевой области; - приобретение студентом практических умений по устанавлению взаимосвязей между заболеваниями зубочелюстной области и общесоматическими заболеваниями. ^ Дисциплина «Патофизиология» относится к математическому, естественно-научному медико-биологическому циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования, изучается в пятом и шестом семестрах. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются: - в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, биоэтика; история медицины; психология, педагогика; латинский язык; иностранный язык); - в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (физика и математика; биология; биохимия; анатомия человека, анатомия головы и шеи, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта; нормальная физиология; патофизиология; микробиология, вирусология; фармакология; патологическая анатомия; - медико-профилактические дисциплины: гигиена. ^ Процесс изучения дисциплины «Патофизиология» направлен на формирование у выпускника следующих компетенций: а) общекультурными (ОК): способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I); способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2); способен к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, владеет основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса; понимает роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества, владеет исторической терминологией, использует историко-медицинскую терминологию, умеет оценить политику государства, в том числе в области здравоохранения (ОК-3); способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ОК-4); способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6); способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7); способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8); способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9); способен к обучению пациентов правилам медицинского поведения путем использования различных форм и методов обучения, современных информационно-образовательных технологий (ОК-10); способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11); способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12). б) профессиональными (ПК): общепрофессиональные: способен и готов: - провести общеклиническое обследование больного - интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (ПК-1); способен и готов использовать алгоритм постановки предварительного диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) (ПК-2); способен и готов: - применять медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях, - использовать технику антропометрии, термометрии, измерения АД, подсчета ЧСС и ЧДД, измерения суточного диуреза (ПК-3); профилактическая деятельность способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-10); способен и готов формировать группы риска по стоматологическим заболеваниям с целью их профилактики (ПК-11). диагностическая деятельность способен и готов к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований (ПК- 17); способен и готов к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов, и в случае необходимости направить пациента к соответствующим специалистам (ПК-19); способен и готов выполнить основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-20); способен и готов анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития болезней, и их влияние на развитие стоматологических заболеваний, оценить функциональные изменения челюстно-лицевого аппарата при различных соматических и инфекционных заболеваниях и патологических процессах (ПК-21); научно-исследовательская деятельность способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46); способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК- 47); способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48); психолого-педагогическая деятельность способен и готов к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49). ^ Знать: - общие закономерности происхождения и развития жизни; антропогенез и онтогенез человека; - анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития организма человека; - основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования; - основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; характеристики воздействия физических факторов на организм; - химико-биологическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях; - строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме детей и подростков; - законы генетики ее значение для медицины и стоматологии в том числе; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний; - понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии; - функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах. Уметь: - интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов; - обосновать характер патологического процесса и его клинические проявления, принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний, стоматологических в частности; - пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; анализировать гистофизиологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур человека. Владеть: - навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациентов; - базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности; медико-функциональным понятийным аппаратом ^
^ 5.1. Содержание разделов дисциплины
^
^
5.4. Лекции
^
^
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Тестовые задания 1. ^ - алая окраска тканей - понижение температуры тканей - цианоз - снижение энергообеспечения тканей - побледнение участка ткани 2^ - увеличение кровенаполнения органа или ткани в результате затрудненного оттока по венам - уменьшение кровенаполнения органа или ткани вследствие уменьшения притока крови - увеличение кровенаполнения органа или ткани в результате расширения артериол - процесс прижизненного образования на стенке сосуда плотных масс - увеличение кровенаполнения органа или ткани в результате улучшения оттока по венам 3.^ - брадикинин - фибронектин - серотонин - фибриноген - адреналин 4. ^ - нейтрофильный лейкоцитоз, ускорение СОЭ - анемия, лейкоцитоз, замедление СОЭ - лейкопения, замедление СОЭ - эозинофилия, нейтропения, ускорение СОЭ - тромбоцитопения, моноцитоз, ускорение СОЭ ^ - тахипноэ, тахикардия - брадипноэ, брадикардия - замедление тока крови - гипертрофия дыхательной мускулатуры - кратковременное угнетение анаэробного гликолиза ^ Задача 1: Больной Н., 25 лет, поступил в клинику с приступом болей в животе, которые возникли внезапно и сопровождались однократной рвотой. При обследовании: боль локализуется в правой подвздошной области, носит постоянный характер. При пальпации в правой подвздошной области локальное напряжение мышц брюшной стенки, при надавливании на брюшную стенку и отрыве руки от нее возникает резкая болезненность (положительный симптом Щеткина-Блюмберга). Температура тела 37,5о С. Диагноз: Острый аппендицит. Вопросы: 1. К какому типовому процессу относится данное заболевание? 2. Какие этиологические факторы вызывают данное заболевание? 3. Какие обязательные компоненты присутствуют при развитии данной патологии? 4. Какие гематологические изменения характерны для данной патологии? 5. Чем вызвано повышение температуры тела? Краткие ответы: 1. Острое воспаление; 2. Физические, химические, биологические; 3. Альтерация, экссудация, пролиферация; 4. Нейтрофильный лейкоцитоз с регенераторным сдвигом формулы, повышение СОЭ; 5. Выделение возбужденными микро- и макрофагами эндогенного пирогена. Задача 2: У больного Г., 50 лет, при подъеме в горы (высота около 4000 м) появилась одышка, ощущение сердцебиения, нарастающая слабость, сонливость, головная боль, носовое кровотечение. Больной доставлен в больницу. При осмотре больной апатичен, кожные покровы цианотичны, пульс 100 ударов в минуту, частота дыхания 25 в минуту. Диагноз: Горная болезнь. Вопросы: 1. Какой вид гипоксии развивается при горной болезни? 2. Дайте определение термину гипоксия. 3. Какие виды гипоксии выделяют в зависимости от причин возникновения и механизмов развития? 4. Что такое цианоз и чем объясняется его появление? 5. Как изменяется кислотно-основное состояние при горной болезни? Краткие ответы: 1. Экзогенная гипобарическая; 2. Типовой патологический процесс, возникающее при недостаточном снабжении тканей организма кислородом или нарушении его утилизации; 3. Экзогенный: а) гипобарический; б) нормобарический. Эндогенный: а) респираторный (дыхательный); б) циркуляторный (сердечно-сосудистый); в) гемический (кровяной); г) тканевой; д) перегрузочный; е) субстратный; ж) смешанный; 4. Синюшная окраска кожи и слизистых оболочек, обусловленная темным цветом капиллярной крови из-за повышенного содержания в ней восстановленного гемоглобина; 5. В крови развивается газовый алкалоз, а в тканях метаболический ацидоз. Задача 3: Больная С., 60 лет, обратилась с жалобами на появления уплотнения в области левой молочной железы. При осмотре. При пальпации левой молочной железы обнаружен очаг уплотнения в толще железы. Над уплотнением кожа морщинистая. Обнаружены выделения из соска буроватого цвета. Сосок втянут. Проведена пункция и гистологическое исследование выявленного узла. Диагноз: Рак молочной железы. Вопросы: 1. Из каких клеток (эпителиальных или соединительно-тканных) развивается рак? 2. Назовите факторы риска, способствующие развитию злокачественной опухоли. 3. Что такое инвазивный рост опухоли? 4. Что такое метастазирование? 5. Какие опухоли (доброкачественные или злокачественные) метастазируют? Краткие ответы: 1. Из эпителиальных клеток; 2. Генетическая предрасположенность, вредные привычки (табакокурение), диета богатая животными жирами и копчеными продуктами, нитраты, пестициды в пище и воде; 3. Прорастание опухоли в окружающие ткани с развитием в них деструкции; 4. Вторичные очаги опухолевого роста в отдаленных тканях и органах; 5. Злокачественные. Задача 4: У больной Т., 38 лет, появились резкие боли за грудиной, которые не купировались нитроглицерином и продолжались в течение 5 часов. Врач скорой помощи доставил больную в клинику. Боли с перерывами продолжались в течение 2 суток и сопровождались чувством онемения в левой руке. Диагноз: Трансмуральный инфаркт миокарда. Вопросы: 1. Назовите основные этиологические факторы, вызывающие развитие инфаркта миокарда. 2. Объясните механизм развития инфаркта миокарда. Стадии развития. 3. Какие характерные изменения ЭКГ выявляются при трансмуральном инфаркте миокарда? 4. Какие изменения в биохимических показателях крови наблюдаются при инфаркте миокарда? 5. Какие изменения в гемограмме наблюдаются при инфаркте миокарда? Краткие ответы: 1. Атеросклероз, тромбоз коронарных сосудов; 2. Развитие необратимой ишемии в участке миокарда. Стадии 1. Потребление резервного кислорода. 2. Ишемии 3. Некроза. 4. Асептического воспаления. 5. Реперфузии и рубцевания; 3. Появление глубокого зубца Q, отрицательный зубец Т, подъем интервала SТ выше изолинии; 4. Повышение содержания ионов калия, ферментов: ЛДГ1, 2, АСТ, АЛТ; 5. Нейтрофильный лейкоцитоз, повышение СОЭ. Задача 5: У больного А., 35 лет, при незначительных ушибах развиваются обширные кровоизлияния, при повреждении тканей длительное кровотечение. Диагноз: Гемофилия А. Вопросы: 1. Какой вид гемостаза нарушается при гемофилии? 2. Назовите причины развития гемофилии А. 3. Какие виды гемофилии известны и с чем они связаны? 4. Какая стадия гемостаза нарушается при гемофилиях? 5. Какие факторы составляют основу противосвёртывающей системы? Краткие ответы: 1. Преимущественно коагуляционный; 2. Врожденный недостаток синтеза VIII фактора свертывания; 3. Дефицит IX фактора – гемофилия В, XI – С, XII – Д; 4. Нарушается первая стадия коагуляционного гемостаза – образование кровяной тромбокиназы; 5. Антитромбин 3, гепарин, продукты деградации фибрина, плазминоген. ^ 1. Понятие о стволовых клетках, их характеристика, роль в патологии. Применение стволовых клеток в лечении заболеваний, в том числе, в зубо-челюстно-лицевой области. 2. Особенности течения стоматологических заболеваний у наркоманов. 3. Изменение состава слюны при заболеваниях челюстно-лицевой области. 4. Роль нарушений обмена веществ в развитии патологии челюстно-лицевой области. 5. Инфекционный процесс в стоматологии. Этиология и патогенез «одонтогенного» сепсиса, роль кровеносной и лимфатической систем. 6. Механизмы адаптации и дезадаптации в стоматологии (при протезировании, врожденных и приобретенных дефектах в челюстно-лицевой области). 7. Остеопения, остеопороз, остеомаляция, их роль в развитии заболеваний пародонта и нарушении регенерации кости. 8. Роль фтора и других микроэлементов в развитии патологии твердых тканей зубов. 9. Методы функциональных исследований тканей зубочелюстной системы, роль в диагностике и лечении. 10. Стресс, его влияние на зубо-челюстную систему. 11. Патофизиология воспалительных и дистрофических заболеваний в пародонте. 12. Значение нарушений состава и количества десневой жидкости в определении характера воспалительных процессов в тканях пародонта. ^ а) основная литература 1. Патофизиология. Учебник для студентов лечебного, педиатрического, санитарно-гигиенического факультетов медицинских вузов. (Ред. А.И.Воложин, Г.В.Порядин), Изд. Академия. Том 1,2,3. 2006. 2. Ситуационные задачи и визуализированные тесты по общей патофизиологии. Под редакцией проф. А.Г. Русановой. Составители: А.Г.Русанова, А.Б.Денисов, Р.А.Дружинина, Величко Э.В., Кузьмин А.А.-М., МГМСУ, 2011. 100с. 3. Ситуационные задачи и визуализированные тесты по частной патофизиологии. Под редакцией проф. А.Г. Русановой. Составители: А.Г.Русанова, А.Б.Денисов, Р.А.Дружинина, Величко Э.В., Кузьмин А.А.-М., МГМСУ, 2011. 115с. 3. Практикум по патофизиологии. Для стоматологического факультета (3 издание). Под редакцией проф. А.И.Воложина Составители: Проф. А.Б.Денисов, проф.А.Г. Русанова, доц. Р.А.Дружинина, доц. Т.И.Сашкина, доц В.Н.Матвеева.-М., 2009. 101с. 4. Патофизиология зубочелюстной системы. А.Б.Денисов.М., 2008. 137с. 5. Краткое пособие в схемах по патофизиология системы крови. Часть 1. Патофизиология красной крови. Под редакцией проф. А.Г.Русановой. М., МГМСУ, 2010. 80с. 6. Краткое пособие в схемах по патофизиология системы крови. Часть 2. Патофизиология белой крови. Лейкозы. Под редакцией проф. А.Г.Русановой. М., МГМСУ, 2010. 80с. 7. Тестовые задания по патофизиологии (для стоматологического факультета) 2-е издание Под редакцией проф. А.И.Воложина. М., 2009. 170с. б) дополнительная литература: 1. Общая патологическая физиология. В.А.Фролов, Д.П.Билибин, Г.А.Дрохдова, Е.А.Демуров. М., 2009. 554с. 2. Атлас по патофизиологии. В.А. Войнов. -М. 2007. 255с. 3. Цветной атлас клеток системы крови. В.М.Погорелов, Г.И.Козинец, О.А. Дягилева, Д.Д.Проценко. М., 2007. 175с. 4. Патофизиология наркотической и алкогольной зависимости. Под редакцией проф. А.И.Воложина, проф. А.Г.Русановой. М., 2006. 80с. 5. Слюна и слюнные железы. А.Б.Денисов. М. ,2006. 370с. 6. Одонтогенные воспалительные заболевания. Руководство для врачей. Ред. Т.Г. Робустов. М. Медицина. 2006. 662с. в) программное обеспечение: Общая патофизиология. Электронный курс. В.А.Фролов, Д.П. Билибин. - М. 2006., 172с. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы медицинские поисковые системы - MedExplorer, MedHunt, PubMed. ^ Использование специализированных учебных аудиторий для работы студентов с оборудованием, приборами, установками (в соответствии с номенклатурой типового учебного оборудования кафедр патофизиологии). Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы, мультимедийные презентации, таблицы,слайды, видеофильмы. ^ Обучение складывается из аудиторных занятий (96 ч.) и самостоятельной работы (48 ч.) и подготовки к экзамену и сдача экзамена (36 ч.). Основное учебное время выделяется на практическую работу по темам «Моделирование. Моделирование основных стоматологических заболеваний», «Острое неспецифическое повреждение клетки. Особенности реакции клеток пульпы, слизистых оболочек и костной ткани на острое и хроническое повреждение», «Нарушение периферического кровообращения и микроциркуляции», «Барьерные функции организма и их нарушения. Гематосаливарный барьер», «Острое воспаление», «Этиология и патогенез воспалительных процессов в челюстно-лицевой области. Принципы коррекции», «Раневой процесс. Патология раневого процесса в тканях челюстно-лицевой области», «Патофизиология водно-солевого обмена. Отеки», «Патофизиология нарушения щелочно-кислотного состояния организма», «Роль КОС в развитии кариеса и воспалительных заболеваний пародонта и патологии слизистой оболочки полости рта. Принципы регуляции КОС в полости рта», «Опухолевый рост. Важнейшие этиологические факторы в развитии опухолей головы и шеи», «Патофизиология теплового обмена. Лихорадка. Перегревание. Переохлождение», «Гипоксия. Роль гипоксии в развитии стоматологических заболеваний», «Патофизиология обмена веществ. Роль нарушений обмена веществ в развитии патологии зубо-челюстной системы», «Патофизиология системы красной крови. Механизмы нарушений в тканях полости рта при различных видах анемии», «Патофизиология системы белой крови. Изменения в полости рта при нарушениях в системе лейкоцитов», «Гемобластозы. Стоматологические проявления и их патогенез при патологии белой крови», «Патофизиология гемостаза. Значение нарушения гемостаза в развитии стоматологических заболеваний», «Патофизиология внешнего дыхания. Роль нарушения внешнего дыхания в формировании зубо-челюстной системы. Изменения внешнего дыхания при деформациях челюстей и заболеваниях верхнечелюстной пазухи», «Патофизиология сердечно-сосудистой системы. Особенности течения основных стоматологических заболеваний при артериальной гипертензии», «Патофизиология желудочно-кишечного тракта. Язвенная болезнь. Связь патологии желудочно-кишечного тракте с состоянием полости рта», «Патофизиология печени. Роль патологии печени в развитии заболеваний зубочелюстной системы», «Патофизиология почек. Роль патологии почек в развитии заболеваний зубочелюстной системы», «Патофизиология нервной системы. Боль», «Патофизиология эндокринной системы», «Стоматологические проявления при патологии эндокринной системы». Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам кафедры и ВУЗа. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО необходимо широкое использование в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций и т.д.). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах должен составлять не менее 10% аудиторных занятий. Методика преподавания состоит в последовательном изучении изменений, происходящих на всех уровнях структурной организации организма при развитии типовых патологических процессов и наиболее часто встречаемых нозологических формах болезней. По каждому разделу на кафедре разработаны методические рекомендации для студентов, тематические графологические структуры для практических занятий, а также методические указания для преподавателей. Все разработанные на кафедре методические рекомендации для лекций и практических занятий имеются в методическом кабинете Университета. Исходный уровень знаний студентов определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом и контрольной письменной работой в конце занятия. Практические занятия проводятся в виде дискуссии, также демонстрируется тематический видеоматериал. Самостоятельная работа студентов осуществляется с помощью графических схем по изучаемым темам. В конце цикла предусматривается проведение зачетного занятия в виде тестового контроля и устного опроса. Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность. Самостоятельная работа с пациентами способствует формированию деонтологического поведения, аккуратности, дисциплинированности. Самостоятельная работа с литературой, написание рефератов, формируют способность анализировать медицинские и социальные проблемы, умение использовать на практике естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Обладание целостным представлением о болезни на основании изучения этиологических факторов, патогененических механизмов типовых патологических процессов, наиболее часто встречаемых нозологических формах болезней на всех структурных уровнях организации организма необходимо для обеспечения теоретического фундамента подготовки врачей стоматологов. Умение грамотно и свободно использовать полученные знания и представления о основных закономерностях развития патологии органов и систем человеческого организма при общении с коллегами и пациентами для обеспечения профессионального уровня в подготовке врача стоматолога. Разработчики:
Эксперты:
|