|
Скачать 290.81 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
^ Цель дисциплины - приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков для раннего распознавания, лечения и профилактики психических заболеваний, трудоустройства и реабилитации психически больных, больных с расстройствами, обусловленными приёмом психоактивных веществ. При этом задачами дисциплины являются: - ознакомление с принципами организации и работы психиатрических больниц, с организацией ведения больных и делопроизводства в условиях амбулаторно-поликлинических учреждений; - обучение технике безопасности при работе с психически больными; - формирование навыков общения с больным с учетом этико-деонтологических особенностей психической патологии; - изучение этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, принципов лечения психических заболеваний; - приобретение знаний об общей психопатологии и о нозологических формах психических болезней; - обучение диагностике важнейших клинических синдромов при психических заболеваниях; - обучение распознаванию психического заболевания в процессе клинической беседы, выделению ведущих клинических синдромов; - обучение выбору оптимальных методов лабораторного и инструментального обследования при психических заболеваниях; - обучение составлению алгоритма дифференциальной диагностики; - обучение оказанию психическим больным первой врачебной помощи при возникновении неотложных состояний; - обучение определению показаний для госпитализации психически больного; - обучение выбору оптимальных схем лечения при основных нозологических формах психических болезней; - обучение проведению полного объема лечебных и профилактических мероприятий в соответствии со стандартами лечения при лечении на дому больных с различными нозологическими формами психических болезней; - обучение проведению диспансерного наблюдения и реабилитации пациентов в период после выписки из психиатрического стационара ^ Дисциплина «Психиатрия» относится к циклу профессиональных дисциплин по специальности …………... Стоматология высшего профессионального медицинского образования, изучается в десятом семестре. ^ - в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, педагогика, психология, правоведение,история Отечества, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык); - в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (математика, физика, химия, биохимия, биология, медицинская информатика, анатомия человека, топографическая анатомия, микробиология, вирусология, иммунология, гистология, цитология, эмбриология, нормальная физиология, патологическая анатомия, патофизиология, фармакология); - в цикле медико-профессиональных и клинических дисциплин (медицинская реабилитация; гигиена; общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения; внутренние болезни, военно-полевая терапия, пропедевтика внутренних болезней; хирургические болезни; лучевая диагностика; экстремальная медицина, безопасность жизнедеятельности; инфекционные болезни; эпидемиология; акушерство; педиатрия). ^ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций: способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I); способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2); способен к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, владеет основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса; понимает роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества, владеет исторической терминологией, использует историко-медицинскую терминологию, умеет оценить политику государства, в том числе в области здравоохранения (ОК-3); способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, способен грамотно оформить латинскую часть рецепта (ОК-4); способен понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, владеть консолидирующими показателями, характеризующими степень развития экономики, рыночные механизмы хозяйства, методику расчета показателей медицинской статистики (ОК-5); способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6); способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7); способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8); способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9); способен к обучению пациентов правилам медицинского поведения путем использования различных форм и методов обучения, современных информационно-образовательных технологий (ОК-10); способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11); способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12). б) профессиональными (ПК): общепрофессиональные: способен и готов: - провести общеклиническое обследование больного и оформить историю болезни, - интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (ПК-1); способен и готов использовать алгоритм постановки предварительного диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) (ПК-2); способен и готов применять научные принципы и методы асептики и антисептики во избежания инфицирования при работе, с медицинским инструментарием, медикаментозными средствами в лабораторно-диагностических и профилактических целях (ПК-4); профилактическая деятельность способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-10); способен и готов формировать группы риска по стоматологическим заболеваниям с целью их профилактики (ПК-11). способен и готов к организации проведения первичной профилактики в каждой возрастной группе (ПК-12); способен и готов к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья (ПК-13); диагностическая деятельность способен и готов к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента (биологическая, медицинская, психологическая и социальная информация), включая данные о состоянии полости рта (ПК-16); способен и готов к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований (ПК- 17); способен и готов поставить диагноз, с учетом действующей Международной классификацией болезней на основе клинических и лабораторных исследований для пациентов всех возрастов и направлению их к соответствующим специалистам (ПК-18); способен и готов к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов, и в случае необходимости направить пациента к соответствующим специалистам (ПК-19); лечебная деятельность способен и готов осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-24); способен и готов анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний (ПК-25); организационно-управленческая деятельность способен и готов понимать иерархию правления отраслью, структуру организации медицинской помощи населению и значение стоматологической службы в системе здравоохранения Российской Федерации, роль врача стоматолога в охране здоровья граждан; нормативно правовую базу деятельности врача стоматолога (ПК- 41); способен и готов управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса (ПК- 42); способен и готов решать вопросы экспертизы трудоспособности пациентов; оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; способен использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний (ПК- 44); научно-исследовательская деятельность способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46); способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК- 47); способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48); психолого-педагогическая деятельность способен и готов к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49). ^ Знать: - структуру психиатрической службы, принципы устройства, организацию работы психиатрических больниц, отделений, боксов; - этиологию, основные вопросы патогенеза изученных психических болезней; - клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения изученных психических заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп; - основные методы лабораторной и инструментальной диагностики, применяемые в психиатрии (показания к применению, трактовка результатов), правила забора патологических материалов от больного; - критерии диагноза изученных психических заболеваний; - современную классификацию психических заболеваний, правила формулировки диагноза; - основные психотропные средства; - показания к амбулаторному лечению и госпитализации психических больных; - основные принципы лечения психических болезней, рациональный выбор лекарственных средств при лечении психически больных; - правила диспансерного наблюдения и реабилитации больных изученными психическими заболеваниями; - основные положения законодательства о психиатрической службе; - основы психопрофилактики и психогигиены; - ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в лечебно-профилактических учреждениях при психических заболеваниях; - особенности организации и объем работы врача амбулаторно-поликлинического звена при работе с психическими больными; - основы медицинской и врачебной этики и деонтологии при работе, как с пациентами, так и с медицинским персоналом и коллегами по работе. Уметь: - заподозрить психическую болезнь у пациента; - провести расспрос пациента и родственников/сопровождающих лиц с целью сбора объективного анамнеза (в том числе: анамнеза настоящего заболевания, жизни, эпидемиологического анамнеза); - находить психотерапевтический подход к пациентам, с учётом их личностных, интеллектуально-мнестических, эмоциональных и волевых особенностей; - обследовать психического больного (осмотр, клиническая беседа, сбор анамнеза); - составить план лабораторного и инструментального обследования; - интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования больного; - выделить ведущие клинические и клинико-лабораторные синдромы; - оценить дифференциально-диагностическую значимость имеющихся симптомов и синдромов; - провести дифференциальный диагноз между болезнями со схожей клинической симптоматикой; - прогнозировать течение и исход психической болезни; - определить показания к амбулаторному лечению и госпитализации психически больного; - определить показания к консультации других специалистов; - осуществить диспансерное наблюдение и реабилитацию с учетом тяжести течения болезни и сопутствующих патологических состояний; - сформулировать диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10. Владеть: - методами общеклинического обследования (расспрос, сбор объективного и субъективного) с целью диагностики и дифференциальной диагностики основных клинических синдромов при психических заболеваниях; - алгоритмом постановки предварительного диагноза больному с подозрением на психическую патологию; - алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза при психической патологии; - знаниями о распространённости и структуре психической заболеваемости населения; - знаниями о психосоматической проблеме, о так называемой “латентной” психической патологии (например, “маскированной депрессии”), которая может кардинальным образом определять качество жизни пациента и быть основным препятствием для успешного лечения; - техникой оформления истории болезни (амбулаторной карты) с изложением в ней всех основных разделов, обоснования клинического диагноза, плана обследования и лечения, а также дневников и этапных эпикризов при работе с психически больными; правильным ведением иной медицинской документации при работе с психически больным; - навыками диагностики неотложных состояний у психически больных и оказания неотложной (экстренной) и первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях; - базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности; медико-функциональным понятийным аппаратом. ^
^ 5.1. Содержание разделов дисциплины
^
^
5.4. Лекции
^
^
^ . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ Депрессия и коморбидные расстройства Терапия эндогенных психозов Современная терапия при зависимости от психоактивных веществ ^ 1. Диспансерное наблюдение за больным, страдающим психическим расстройством, устанавливается на срок не менее 1 года не менее 3 лет от 3 до 10 лет на период времени, в течение которого сохраняются предусмотренные Законом основания для диспансерного наблюдения + ^ 24 часов 48 часов 3 дней + 5 дней ^ решению лечащего врача по решению заведующего отделением по личному заявлению пациента по заключению комиссии врачей-психиатров или постановлению судьи об отказе в продлении недобровольной госпитализации + ^ до улучшения психического состояния только в течение одного месяца не более 6 месяцев только в течение времени сохранения оснований, по которым была проведена госпитализация + ^ не допускается + допускается при получении письменного согласия этих больных допускается при получении письменного разрешения прокурора допускается только при наличии письменного разрешения судьи 6. При апраксии теряются моторные навыки + нарушается узнавание развиваются фобии наблюдается дезориентировка в месте ^ восприятием объекта там, где ничего нет переносом качества ощущений одного вида на какой-нибудь другой + восприятием одного объекта, вместо другого неприятными, с трудом описываемыми ощущениями 8. Сенестопатиивосприятие объекта там, где ничего нет с трудом описываемые, вычурные, ощущения + восприятие одного объекта, вместо другого дезориентировка во времени 9. Мутизм отсутствие экспрессивной речи при сохранном речевом аппарате + с трудом описываемые, вычурные, ощущения восприятие одного объекта, вместо другого дезориентировка в месте 10. Шперрунг эпизодически возникающие состояния блокады мыслительной деятельности + выпадение моторных навыков и волевых нарушение узнавания забывание ^ Задача 1. Больной 68 лет. Заболевание развивалось постепенно. Стал вялым, потерял интерес к семейным делам. Утратил такт и приличие: будучи в гостях, полез рукой в кастрюлю, пытаясь извлечь кусок мяса. У родных и знакомых таскал всё без разбору (мыло, крупу и т.д.). Не мылся и не брился, отличался непомерной прожорливостью, съедал еду, оставленную для внучки. Почти не разговаривал. На вопросы отвечал или повторением вопроса или “Убегу в Америку”. Вопросы: 1. Какие симптомы описаны? 2. Каким синдромом определяется состояние? 3. При каких расстройствах может наблюдаться эта клиническая картина? 4. Какие факторы влияют на возникновение подобного расстройства? 5. Каковы лечебные рекомендации? Ответы: 1. Абулия, апатия, эмоциональная тупость, булимия, мутизм, слабоумие. 2. Тотальная деменция. 3. Болезнь Пика. 4. Этиология неизвестна. 5. Уход, надзор, симптоматическая терапия. Задача 2. Женщина 24 лет, злоупотребляет алкоголем в течение 8 лет. В течение последних 2 лет пьет запоями. В период запоев по утрам испытывает головную боль, потливость, сердцебиение. Во время последнего алкогольного эксцесса появилась тревога, подавленность, была двигательно-беспокойной, пыталась выпрыгнуть с балкона. Родственники вызвали дежурного психиатра. Вопросы и задания: 1.Назовите описанные симптомы. 2.Назовите описанные синдромы. 3.Поставьте диагноз? 4.Каков прогноз расстройства? 5.Рекомендуемое лечение. Ответы: 1. Изменённая форма потребления, психомоторное возбуждение, нарушение ориентировки. 2. Синдром изменённой реактивности, синдром зависимости, абстинентный. 3. Абстинентный синдром с делирием, синдром зависимости от алкоголя. 4. Неблагоприятный. 5. Дезинтоксикационная терапия, атипичные нейролептики (оланзапин). Задача 3. Больная 37 лет. Больна в течение многих лет. С 12-летнего возраста стали нарастать изменения личности: стала пассивной, безразличной и холодной к матери, перестала учиться в школе, ничем не занималась. Живёт с матерью, которая полностью её обслуживает, ни к чему не проявляет интереса. Целыми часами стереотипно раскачивается сидя на стуле, речь разорванная, иногда становится жестокой к матери, бьёт её, прожорлива, контакт с больной затруднён. Вопросы и задания: 1. Назовите описанный синдром и симптомы. 2. Для какого расстройства этот синдром характерен? 3. Какие параклинические методы исследования показаны для дифференциального диагноза? 4. Каков прогноз расстройства? 5. Рекомендуемое лечение. Ответы: 1. Апатико-абулический синдром. Симптомы: эмоциональное оскудение, гипобулия, двигательная стереотипия, шизофазия, гетероагрессия, булимия, аутизм. 2. Для шизофрении. 3. Психологическое обследование для выявления специфических нарушений мышления. 4. Неблагоприятный. 5. Нейролептики (галоперидол, рисполепт). Задача 4. Больной 44 года врач, наблюдается у психиатра с 28 лет по поводу периодически повторяющихся депрессивных состояний, длящихся в среднем от 1,5 до 2 месяцев, преимущественно в осенний период. Пациент обходился амбулаторным лечением, принимал амитриптилин доза 50 мг. в сутки. Перенёс острый инфаркт миокарда 4 месяца назад. После выписки из стационара у больного развилось очередное депрессивное состояние, которое выражалось в снижении настроения, подавленности, чувстве тоски, апатии в первой половине дня, нарушении сна, потере аппетита, снижением работоспособности (сильно уставал, испытывал трудности в сосредоточении внимания). Вопросы: 1. Назовите описанный синдром и симптомы. 2. Для какого расстройства этот синдром характерен? 3. Какие параклинические методы исследования показаны для дифференциального диагноза? 4. Каков прогноз расстройства? 5. Рекомендуемое лечение. Ответы: 1.Депрессивный, астено-депрессивный, апапия, инсомния, астения. 2. Рекуррентгого депрессивного расстройства. 3. Психологические, шкала Гамильтона. 4. Высока вероятность повторных депрессивных эпизодов. 5. Ремерон, паксил, ноотропы. ^ а) основная литература Цыганков Б.Д. , Овсянников С.А. Психиатрия. Основы клинической психопатологии: учеб. для студ. мед. вузов – 2-е изд., перераб. и доп. М.:ГЕОТАР- Медиа, 2009г. Лакосина Н.Д., Панкова О.Ф., Сергеев И.И. Психиатрия и наркология:учеб. для студ. мед. вузов М.:МЕДпресс-информ, 2009 г. б) дополнительная литература Арана Д., Розенбаум Д. Фармакотерапия психических расстройств /Под ред. С.Н.Мосолова/, М., 2006 г. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика, М., 2007 г. Клинические разборы в психиатрической практике /Под ред. А.Г.Гофмана/, 2006. в) программное обеспечение г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: - www.medlit.ru - MedExplorer, MedHunt, PubMed. - сайты учебных центров; - сайты Высших учебных медицинских учреждений. ^ Используются возможности клинической базы кафедры (психиатрические отделения различного профиля, лечебно-производственные мастерские, стоматологический кабинет, учебные аудитории). ^ Учебный процесс для студентов, изучающих психиатрию, складывается из лекций, практических занятий и самостоятельного написания истории болезни. На лекциях освещаются проблемные вопросы психиатрии, раскрываются методологические и социальные аспекты, показывается взаимосвязь общей психопатологии и частной психиатрии, обращается внимание на результаты новейших научных исследований, в том числе исследований сотрудников кафедры. Лекции иллюстрируются демонстрацией больных, видеофильмов, слайдов и других средств наглядности. На практических занятиях, начиная со второго, проводится письменный тестовый контроль подготовленности студентов с последующим обсуждением сложных, неясных и принципиальных вопросов. Основная работа во время практических занятий проводится в отделениях базовой психиатрической больницы. Студенты обследуют больных в соответствии с предложенной схемой истории болезни, преподаватель оказывает необходимую помощь, сообщая, в частности, имеющуюся объективную информацию. При так называемой “микрокурации” учащиеся оформляют результаты беседы с больным в виде психического статуса. При “макрокурации” пишется полная история болезни. Результаты работы с больными обсуждаются в заключительной части практического занятия. На практических занятиях используются разнообразные дополнительные средства наглядности: учебные таблицы, видеофильмы, слайды, произведения творчества душевнобольных, монографические и журнальные научные публикации.
Эксперты:
|