Примерная программа дисциплины гигиена для студентов обучающихся по: специальности Стоматология icon

Примерная программа дисциплины гигиена для студентов обучающихся по: специальности Стоматология





Скачать 409.78 Kb.
Название Примерная программа дисциплины гигиена для студентов обучающихся по: специальности Стоматология
Дата 12.02.2013
Размер 409.78 Kb.
Тип Примерная программа

Стоматология - Гигиена

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ









УТВЕРЖДАЮ


____________ _____________________

(подпись) (ФИО)

"____" ________ 20.. г.


Вводится в действие с"____" ________ 20… г.




^

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ





ГИГИЕНА








Для студентов обучающихся по:




специальности

Стоматология













Форма обучения

очная










Москва

2010 г.




  1. ^ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины – овладение знаниями гигиенической науки и умениями по санитарии в оценке факторов окружающей среды, влияющей на здоровье населения, его факторной обусловленности и показателей,

При этом задачами дисциплины являются:

- изучение студентами гигиенических вопросов профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии;

- приобретение студентами умений по использованию факторов окружающей среды и достижения научно-технического прогресса в оздоровительных целях;

    - изучение студентами основ законодательства РФ, основных нормативных документов по охране здоровья населения; санитарно-гигиенических требований к устройству, организации и режиму работы медицинских стоматологических организаций;

    - изучение студентами основных природных и антропогенных факторов окружающей среды, влияющих на здоровье и продолжительность жизни населения;

    - ознакомление студентов с организацией и методиками санитарно-гигиенической экспертизы продовольствия и воды;

- ознакомление студентов с организацией и порядком проведения санитарно-эпидемиологической разведки в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени;

- подготовка студентов по теоретическим и практическим вопросам военной гигиены в объеме, необходимом для исполнения функциональных обязанностей по предназначению и в чрезвычайных ситуациях мирного времени.

^ 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА

Дисциплина «Гигиена» относится к циклу профессиональных дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования, изучается в четвертом и пятом семестрах.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе: философия; биоэтика, история Отечества; экономика; психология и педагогика; история медицины, правоведение; иностранный язык;

- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин в том числе: физика и математика; медицинская информатика; химия, биохимия; анатомия человека, биология;

- в цикле профессиональных дисциплин, в том числе: экстремальная медицина.

^ 33. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I);

способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2);

способен к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, владеет основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса; понимает роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества, владеет исторической терминологией, использует историко-медицинскую терминологию, умеет оценить политику государства, в том числе в области здравоохранения (ОК-3);

способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ОК-4);

способен понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, владеть консолидирующими показателями, характеризующими степень развития экономики, рыночные механизмы хозяйства, методику расчета показателей медицинской статистики (ОК-5);

способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, уметь и анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6);

способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7);

способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8);

способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9);

способен к обучению пациентов правилам медицинского поведения путем использования различных форм и методов обучения, современных информационно-образовательных технологий (ОК-10);

способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11);

способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12).

общепрофессиональные:

способен и готов провести:

- интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (ПК-13);

способен и готов применять гигиеническую аппаратуру, медицинский инструментарий и лабораторное оборудование в целях оценки факторов окружающей среды (ПК-14);

владеет техникой антропометрии, термометрии, измерения АД, подсчета ЧСС и ЧДД (ПК-15);

способен и готов применять научные принципы и методы асептики и антисептики во избежания инфицирования при работе, с медицинским инструментарием, медикаментозными средствами в лабораторно-диагностических и профилактических целях (ПК-16);


способен и готов проводить:

- санитарную обработку лечебных и диагностических помещений лечебных учреждений;

- дезинфекцию воздуха источником ультрафиолетового излучения;

- санитарную обработку больного при поступлении в стационар;

- дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструмента

- оценку стерильности материала в биксе (ПК-17);

профилактическая деятельность

способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-18);

способен и готов к проведению профилактических мероприятий среди населения, направленных на сохранение структуры твердых и мягких тканей полости рта (ПК-19);

научно-исследовательская деятельность

способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 20);

способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК- 21);

способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК- 22);

психолого-педагогическая деятельность

способен и готов к обучению пациентов правилам медицинского поведения; обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 23).

^ В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать:

    - основы законодательства РФ, основные нормативные документы по охране здоровья населения;

    - санитарно-гигиенические требования к устройству, организации и режиму работы медицинских стоматологических организаций;

    - основные природные и антропогенные факторы окружающей среды, влияющие на здоровье и продолжительность жизни населения;

    - опасные и вредные факторы среды обитания, в том числе профессиональные, и их воздействие на жизнедеятельность человека;

    - экологически обусловленные заболевания;

    - организацию и методики санитарно-гигиенической экспертизы продовольствия и воды;

    - организацию и порядок проведения санитарно-эпидемиологической разведки в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени;

    - основные официальные документы и гигиенические нормативы определяющие организацию, объем и порядок проведения профилактических мероприятий в военное время и в чрезвычайных ситуациях;

    - организацию и методику санитарно-эпидемиологического надзора за условиями военного труда, выполнением гигиенических требований к размещению, питанию , водоснабжению, банно-прачечному обслуживанию личного состава, очистки территории и полей сражения, а также к захоронению павших в бою и умерших.

    Уметь:

    - отбирать пробы готовой пищи для определения химического состава и энергетической ценности блюд;

    - оценивать качество проб питьевой воды, хлеба, молока, мяса, рыбы на основании данных лабораторных анализов;

    - определять витаминную обеспеченность организма и продуктов питания;

    - отбирать пробы воды для лабораторного исследования;

    - проводить санитарно-гигиеническую экспертизу продовольствия и воды;

    - осуществлять контроль обеззараживания воды в полевых условиях;

    - выявлять факторы риска, способствующие возникновению и распространению заболеваний, в том числе инфекционных, и разрабатывать мероприятия по их профилактике;

    - проводить санитарную экспертизу проектов стоматологических медицинских организаций;

    -оценивать санитарное состояние объектов санитарно-эпидемиологического надзора;

    - пользоваться учебной, научной , научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности

    - пользоваться лабораторным оборудованием;

    - проводить статистическую обработку экспериментальных данных;

    - анализировать компоненты фактического суточного рациона по сравнению с научно-обоснованным и давать рекомендации по устранению выявленных недостатков.

    Владеть:

    навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов;

    - принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

    - базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности;

    - гигиеническими приборами и оборудованием позволяющими проводить термометрию, психометрию, анемометрию, кататермометрию, барометрию;

    - методами стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки;

    - методикой определения потребной дозы хлора и коагулянта;

    - информацией о принципах стерилизации и дезинфекции инструментов, оборудования и рук медицинского персонала во избежание распространения внутрибольничных инфекций, в том числе ВИЧ-инфекций;

    - методиками определения нормальной массы тела;

    - методикой расчета суточного расхода энергии таблично-хронометражным методом;

    - методикой расчета контрольных цифр для составления научно-обоснованного рациона;

    - методикой определения С-витаминной обеспеченности организма с помощью аппарата Нестерова.

^ 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

III

Аудиторные занятия

72

72

В том числе:

-

-

Лекции (Л)

23

23

Практические занятия (ПЗ)11 7

37

37

Семинары (С)

6

6

Лабораторные работы (ЛР)

6

6

^ Самостоятельная работа

36

36

В том числе:

-

-

Рефераты (написание и защита):

9

9

Заключение по экспертизе проекта СМО.

9

9

Заключение по сравнительной оценки фактического и научно-обоснованного рационов.

9

9

Вид промежуточной аттестации

зачет




Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

108




3,0




^ 5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины




п/п

Название раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Введение.

^ Предмет и задачи гигиены.

Основоположники гигиенической науки; Ф.Ф.Эрисман, А.П.Доброславин, Г.В.Хлопин. Предмет и задачи экологии. Основоположники экологии: Э.Геккель, В.И.Вернадский. Взаимосвязь экологии и гигиены.

2..

Гигиена и экология атмосферы.

^ Гигиенические проблемы воздушной среды.

Гигиеническое значение атмосферного давления (влияние повышенного и пониженного давления, меры профилактики); гигиеническое значение температуры воздуха (влияние повышенной и пониженной температуры, меры профилактики); гигиеническое значение влажности воздуха(влияние повышенной и пониженной влажности, меры профилактики); гигиеническое значение подвижности воздуха(влияние скорости движения и направления движения воздуха на организм человека и окружающую среду); гигиеническое значение электрического состояния атмосферы; гигиеническое значение солнечной радиации; гигиеническое значение электромагнитных полей; гигиеническое значение климата и погоды; понятие об акклиматизации; гигиеническое значение нормальных химических составных частей воздуха ( кислород, углекислота, инертные газы); гигиеническое значение вредных газообразных примесей (оксид углерода, диоксид серы, оксид азота, канцерогенные углеводороды); гигиеническое значение механических примесей в воздухе ; гигиеническая характеристика воздуха жилых и общественных зданий (химическое загрязнение и его источники, микробное загрязнение, пути передачи воздушных инфекций, меры профилактики); санитарная охрана атмосферного воздуха.

Экологические проблемы воздушной среды(кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры, смоги)

3.

Эколого-гигиенические проблемы гидросферы

^ Экологические проблемы водной среды.

Круговорот воды в природе, загрязнение вод мирового океана, источники загрязнения; гигиенические проблемы водной среды (значение воды для жизнедеятельности человека, эпидемиологическое значение неинфекционных заболеваний связанных с химическим составом воды); гигиенические требования к качеству питьевой воды, нормирующие документы (Сан Пин 21.4.1074 – 01 «Питьевая вода гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения» и Сан Пин 2.1.4.175 – 02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения»); гигиеническая характеристика источников водоснабжения (подземные, поверхностные, атмосферные); понятие о зонах санитарной охраны, систем водоснабжения ( местное, децентрализованное, автономное), централизованная (водопровод); способы улучшения качества воды (очистка, обеззараживание), специальные методы обработки воды (фторирование, дефторирование), гигиеническая оценка современных устройств водоочистки бытового назначения. Санитарная охрана водных ресурсов и объектов водоиспользования. Основы водного законодательства.

4.

Эколого-гигиенические проблемы почвы

^ Экология почвы, понятие о естественных и искусственных биогеохимических провинциях (А.П.Виноградов).

Гигиеническое значение состава и свойств почвы , эпидемиологическое значение почвы ; самоочищение почвы; гигиенические основы очистки населенных мест (почвенный или естественный метод и искусственные методы); санитарная охрана почвы.

Влияние экологических факторов (воздуха, воды и почвы) на состояние зубочелюстной системы человека.

5.

Эколого-гигиенические проблемы населенных мест и гигиена жилищ

^ Выбор места под населенные пункты. Планировка и застройка населенных пунктов; строительство сельских населенных пунктов; влияние жилищных условий на здоровье населения. Гигиена жилищ (ориентация зданий, гигиеническая характеристика строительных материалов, этажность зданий, планировка и размеры помещений, внутренняя отделка помещений, борьба с шумом, предупреждение сырости в зданиях, освещение жилых и общественных зданий, вентиляция помещений, отопление помещений.

6.

Эколого-гигиенические проблемы питания населения

^ Экологические и социально-экономические проблемы питания.

Физиолого-гигиенические основы питания, законы питания, классификация болезней неправильного питания. Функции пищи, виды питания современного человека. Понятие о рациональном и лечебном питании, принципы рационального и лечебного питания. Показатели безопасности пищевых продуктов (микотоксины, нитраты, ароматические углеводороды, токсичные металлы, радионуклеиды). Пищевые добавки ; физиологические потребности организма в энергии и пищевых веществах, значение питательных веществ в обеспечении жизнедеятельности организма ( роль белков, жиров, углеводов, витаминов, солей и воды). Пищевая и биологическая ценность основных продуктов питания ( хлеб, молоко, мясо, рыба, овощи, плоды, ягоды); показатели их безопасности; биологически-активные вещества, роль БАД в питании людей. Пищевые отравления и их профилактика; влияние питания на состояние зубочелюстной системы человека. Особенности питания детей и подростков; особенности питания лиц пожилого возраста. Гигиена предприятий общественного питания.

7.

Основы гигиены и физиологии труда

^ Гигиена труда, профессиональные вредности. Физические факторы (температура и влажность воздуха, изменение атмосферного давления, шум и вибрация , лазерное излучение, ионизирующее излучение), меры профилактики; химические факторы ( свинец, фосфор, фтор, неорганические кислоты, кадмий, оксиды азота, ядохимикаты);

производственная пыль (пневмокониоз, песчанная и металлическая пыль, сажевое производство, стекольное производство, меры профилактики; психо-физиологические факторы (напряжение органов зрения, вынужденная рабочая поза, напряжение дыхательных органов и голосовых связок); факторы биологической природы (сибирская язва, туляремия, сап, ящур, гельминтозы), меры профилактики; физиология труда, физический труд, умственный труд.

8.

Гигиена лечебно-профилактических учреждений

^ Гигиеническое значение благоустройства больниц и поликлиник. Гигиенические требования к размещению больницы на местности; гигиенические требования к земельному участку и генеральному плану , зонирование больничного участка ( лечебные корпуса, садово-парковая зона, поликлиники, патологоанатомический корпус с ритуальной зоной, хозяйственные и инженерные сооружения); системы застройки больниц (децентрализованная или павильонная, централизованная и смешанная); гигиенические требования к планировке и внутренней отделке больничных зданий, особенности инфекционных отделений, профилактика внутрибольничных инфекций ( неспецифические и специфические меры профилактики ВБИ); санитарное содержание помещений ЛПУ, оборудования, инвентаря и личная гигиена пациентов. Гигиенические требования к условиям труда медицинского персонала, профилактика ВБИ в стоматологических поликлиниках (определение понятия ВБИ, источники инфекции в стоматологических поликлиниках, механизм, факторы и пути передачи инфекции в стоматологических поликлиниках, причины возникновения и роста ВБИ в стоматологических поликлиниках), специфика распространения ВБИ в амбулаторной стоматологической практике; санитарно-противоэпидемические мероприятия и лечебные мероприятия проводимые в ЛПУ стоматологического профиля.

9.

Профессиональная гигиена врачей-стоматологов и зубных техников

Гигиенические требования к устройству стоматологических поликлиник. Гигиеническая оценка материально-технического оснащения рабочего места стоматолога. Гигиенические мероприятия по оздоровлению условий труда в стоматологических кабинетах и личная гигиена врачей-стоматологов. Средства и методы повышения работоспособности врача-стоматолога в динамике рабочего дня. Гигиеническая оценка труда зубных техников.

10.

Личная гигиена.

Закаливание организма. Средства закаливания. Физические упражнения. Гигиена кожи. Гигиена зубов и полости рта. Здоровый образ жизни. Борьба с вредными привычками. Гигиена одежды и обуви.

11.

Основы гигиены детей и подростков.

Задачи гигиены детей и подростков. Морфофункцио-нальные особенности организма детей и подростков школьного возраста. Факторы, влияющие на здоровье подрастающего поколения. Группы здоровья детей и подростков. Гигиенические требования к участку школы, зданию, классу.

Гигиенические требования к режиму дня, недели, учебной нагрузке. Гигиенические требования к основным видам школьной мебели. Гигиенические требования к школьным учебникам. Гигиенические требования к работе с компьютерами в школе. Профессиональный отбор абитуриентов для медицинских учебных заведений стоматологического профиля.

^ 5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п

Название

обеспечиваемых

(последующих)

дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Стоматология



+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Внутренние болезни




+

+

+

+

+

+

+










3.

Педиатрия































+

4.

Общая хирургия. Хирургические болезни










+




+
















5.

Лучевая диагностика



















+













6.

Урология
















+
















7.

Военная и экстремальная медицина




+

+

+




+
















8.

Глазные болезни




+










+













+

9.

Инфекционные болезни и эпидемиология




+

+

+




+

+







+




10.

Кожные и венерические болезни




+

+







+










+




11.

ЛОР болезни




+






















+




12.

Медицина катастроф







+




+

+
















13.

Общественое здоровье и здравоохранение






















+

+







14.

Педиатрия
















+













+

15.

Психиатрия и наркология




























+




16.

Акушерство и гинекология
















+













+

17.

Нервные болезни




+










+










+




^ 5.3. Разделы дисциплины и виды занятий




п/п

Название раздела дисциплины

Л

ПЗ

ЛР

С

СРС

Всего часов

1.

Введение

1










0,5

1,5

2.

Гигиена и экология атмосферы

2

6




3

5,5

16,5

3.

Гигиена воды и водоснабжения

2

3

3




4

12

4.

Гигиена почвы

1










0,5

1,5

5.

Эколого-гигиенические проблемы населенных мест и гигиена жилищ

1

3







2

6

6.

Эколого-гигиенические проблемы питания

10

10

3

3

13

39

7.

Основы гигиены и физиология труда

2

3







2,5

7,5

8.

Гигиена ЛПУ

1

3







2

6

9.

Профессиональная гигиена врачей-стоматологов и зубных техников

2

3







2,5

7,5

10.

Личная гигиена




3







1,5

4,5

11.

Основы гигиены детей и подростков

1

3







2

6

5.4. Лекции

п/п

Название тем лекций дисциплины

Объем по семестрам

III

1.

Предмет и задачи гигиены и экологии.Основоположники отечественной гигиены и экологии. Проблемы охраны окружающей среды.

1

2.

Гигиена воздушной среды. Физические факторы и их влияние на организм.Профилактика вредного воздействия. Погода и климат. Акклиматизация.

1

3.

Химическое, механическое , биологическое загрязнение воздушной среды. Охрана атмосферного воздуха.

1

4.

Факторы малой интенсивности. Ионизация воздуха, биоритмы, электромагнитные колебания.

1

5.

Гигиена воды и водоснабжения. Источники и системы водоснабжения. Гигиенические требования к воде.

1

6.

Влияние фтора и йода на организм и зубочелюстную системы. Фторирование и дефторирование воды.

1

7.

Способы улучшения качества воды. Очистка . Обеззараживание.

1

8.

Гигиена почвы и очистка населенных мест.

1

9.

Гигиенические требования к размещению стоматологических поликлиник, их устройству, внутренней отделке, оборудованию и оснащению.

1

10

Профессиональные особенности труда врачей-стоматологв и зубных техников.

1

11.

Гигиена ЛПУ.

1

12.

Здоровый образ жизни. Закаливание. Борьба с вредными привычками.

1

13.

Основы гигиены детей и подростков.

1

14.

Питание и здоровье населения.

1

15.

Роль белков жиров и углеводов в питании человека.

1

16.

Значение витаминов, минеральных веществ и воды в питании человека.

1

17.

Режим питания, усвояемость пищи.

1

18.

Принципы рационального питания.

1

19.

Гигиеническая оценка безопасности пищевых продуктов.

1

20.

Алиментарные заболевания, их профилактика.

1

21.

Пищевые отравления, их профилактика.

1

22.

Особенности питания детей и подростков.

1

23.

Особенности питания лиц пожилого возраста.

1

^ 5.5. Практические занятия

п/п

Название тем практических занятий дисциплины

Объем по семестрам

III

1

Гигиеническая оценка физических свойств воздуха (барометрическое давление, температура, влажность). Оценка отопления жилых помещений.

1

2

Продолжение. Скорость и направление движения воздуха, термометрия. Оценка вентиляции помещения.

1

3

Гигиеническая оценка химического состава пылевого и микробного загрязнения воздуха закрытых помещений.

1

4

Гигиеническая оценка естественного и искусственного освщения жилых и общественных зданий.

1

5

Исследование работоспособности человека.

1

6

Гигиеническая оценка факторов производственной среды. Оценка шума и вибрации.

1

7

Основы здорового образа жизни.

2

8

Определение суточных энергозатрат организма.

3

9

Расчет калорийности и качественного состава фактического суточного пищевого рациона.

3

10

Гигиеническая экспертиза пищевой, биологической ценности, доброкачественности и безопасности основных продуктов питания (хлеб, молоко)

3

11

Продолжение. (мясо, рыба).

3

12

Составление научно-обоснованного пищевого рациона.

3

13

Коррекция фактического пищевого рациона.

3

14

Гигиеническая оценка лечебного и профилактического питания.

3

15

Гигиеническая оценка проектов стоматологических поликлиник.

2

16

Продолжение темы.

2

17

Основы закаливания организма.

2

18

Гигиеническая оценка физического развития детей и подростков.

2

^ 5.6. Лабораторные работы

Название лабораторной работы дисциплины

Объем по

семестрам

III

1

Гигиеническая оценка качества питьевой воды.

1

2

Очистка и обеззараживание – основные методы улучшения качества воды.

1

3

Гигиеническая оценка обеспеченности рациона и организма человека витамином «С».

1

4

Санитарное обследование пищеблока.

2

5

Профилактика внутрибольничных инфекций в стоматологических поликлиниках.

1

5.7.Семинары

^ Название темы семинара дисциплины

Объем по семестрам

III

1

Местный осмотр водоисточника. Гигиенические требования к качеству питьевой воды.

2

2

Гигиеническое обеспечение радиационной безопасности пациентов и персонала при стоматологических рентгенологических исследованиях.

2

3

Расследование и профилактика пищевых отравлений.

2

^ 5.8. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Семестры III Всего

^ В том числе:

36

Рефераты (написание и защита):

9

Заключение по экспертизе проекта СМО.

9

Заключение по сравнительной оценки фактического и научно-обоснованного рационов.

9


^ 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ


^ ПО ТЕМЕ ГИГИЕНА ВОЗДУХА:

1. Загрязненность воздушного бассейна города и заболеваемость населения.

2. Метеорологические факторы, их роль в акклиматизации.

3. Влияние пылевого фактора на здоровье человека.

4. Кесонная болезнь. Патогенезю Профилактика.

5. Горная болезнь. Патогенез. Профилактика.

6. Организация вентиляции в ЛПУ стационарного типа.

7. Профилактика воздушно-капельных инфекций.

8. Микроклимат жилых помещений, влияние на организм.

9. Микроклимат производственных помещений, способы его оздоровления.

10. Санитарная охрана атмосферного воздуха.

^ ПО ТЕМЕ ГИГИЕНА ВОДЫ И ВОДОСНАБЖЕНИЯ:

1. Санитарная охрана водоемов.

2. Влияние качества питьевой воды на здоровье населения.

3. Санитарный контроль качества питьевой воды. ГОСТы.

4. Водные эпидемии.

5. Химический состав воды и здоровье населения.

6. Перспективные способы обеззараживания воды, их гигиеническая оценка.

7. Нанотехнологии для очистки и обеззараживания питевой воды.

8. Новые физические способы водообработки.

^ ПО ТЕМЕ ГИГИЕНА ЛПУ:

1. Гигиеническая оценка систем больничного строительства и участка больницы.

2. Профилактика ВБИ.

3. Гигиеническая оценка санитарного благоустройства больницы.

4. Гигиенические требования к размещению и устройству стоматологических поликлиник.

5. Гигиенические требования к оборудованию и инструментам стоматологических кабинетов и зуботехнических лабораторий.

6. Гигиенические требования при работе со светоотверждаемыми композитными материалами.

7. Профилактика ВИЧ-инфекций в стоматологии.

^ ПО ТЕМЕ ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДНРОСТКОВ:

1. Влияние факторов учебного процесса на здоровье школьников. Меры профилактики.

2. Акселерация. Причины, сущность проблемы.

^ ПО ТЕМЕ ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА:

1. Основы здорового образа жизни.

2. Способы профилактики табакокурения.

3. Способы профилактики алкоголизма.

4. Способы профилактики наркомании.

^ ПО ТЕМЕ РАДИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА:

1. Последствия Чернобыльской аварии.

2. Экологические проблемы развития атомной энергетики.

3. Радиация и здоровье человечества.

^ ПО ТЕМЕ ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

1. Принципы рационального питания.

2. Особенности питания детей.

3. Витамин «С» и здоровье.

4. Гигиеническая оценка рыбы.

5. Овощи и фрукты в питании человека.

6. Особенности питания лиц пожилого возраста.

7. Организация питания военнослужащих.

8. Гигиеническая оценка молока и молочных продуктов.

9. Гигиеническая оценка хлеба и его питательное значение.

10. Гигиеническая оценка мяса и мясных продуктов.

11. Консервы и концентраты в питании человека.

12. Роль микроэлементов в питании человека.

13. Пищевые отравления микробного происхождения. Профилактика.

14. Микотоксикозы.Профилактика.

15. Пищевые отравления немикробного происхождения. Профилактика.

16. Ботулизм и его профилактика.

17. Пищевые отравления неустановленной этиологии.

18. Питание космонавтов.

19. Организация общественного питания.

20. Роль витаминоподобных соединений в жизнедеятельности организма человека.

21. Современные научные представления о воде как продукте питания.

22. Нанотехнологии в области питания.

23. Генно-модифицированные источники пищи.

^ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература

А.М.Лакшин, В.А.Катаева Общая гигиена с основами экологии человека. М. Медицина, 2010

В.А.Катаева, А.М.Лакшин Руководство к лабораторным,практическим и самостоятельным занятиям по общей гигиене и основам экологии человека. М, Медицина , 2005

б) дополнительная литература (учебные пособия, словари справочная литература)

А.А.Королев Гигиена питания. М ,Медицина, 2007.

Труд и здоровье врача-стоматолога. М., Медицина, 2002

В.А.Катаева, А.М.Лакшин Сохранение здоровья и повышение работоспособности стоматологов и зубных техников. М.,«Лаватера», 2007.

А.М.Лакшин, В.А.Катаева Современные эколого-гигиенические проблемы. М.,»Лаватера», 2007

в) программное обеспечение

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

^ 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Использование учебных комнат для работы студентов. Мебель: аудиторная доска, аудиторные столы, аудиторные стулья, стол преподавателя, стул-кресло для преподавателя в расчете на 1 группу студентов; аудиторная доска, аудиторные столы, аудиторные стулья, стойка-кафедра, стол преподавателя, стул-кресло для преподавателя в расчете на 150 студентов для чтения лекций.

Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, слайдоскоп, оверхет, указка, видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы, подставка под ТСО.

Наборы наглядных материалов по различным разделам дисциплины: слайды (пленки), таблицы, мультимедийные презентации, набор звукоусиливающей аппаратуры (микрофон, колонки и др.).

Микрокалькуляторы.

Комплекты основных учебных документов. Учебные бланки основных учетных документов ЛПУ. Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам.

^ 9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Обучение складывается из аудиторных занятий (75144 ч.), включающих лекционный курс и практические занятия, и самостоятельной работы (36 ч.). Основное учебное время выделяется на практическую работу по вычислению различных показателей. При изучении дисциплины необходимо широко использовать анализ полученных показателей, выявлять причины позитивного и негативного их значения. Практические занятия проводятся в виде теоретического разбора отдельных разделов дисциплины, демонстрации тематического видеоматериала и других наглядных пособий, решения ситуационных задач, тестовых заданий, освоения практических умений.

При разборе тем практических занятий рекомендовано придерживаться следующей последовательности:

- определение изучаемого раздела и его составляющих;

- актуальность изучения данного раздела дисциплины;

- перечень показателей, характеризующих изучаемый раздел и его составляющие;

- методы вычисления, наглядного изображения и оценки показателей, характеризующих изучаемый раздел и его составляющие;

- выявление причин, оказывающих влияние на показатели здоровья населения;

- определение роли оздоровительных технологий в улучшении здоровья населения;

- организационные основы проведения профилактической работы и пр.

    В соответствии с требованиями ФГОС ВПО необходимо широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных формы проведения занятий (ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, показателей здоровья населения, критериев деятельности лечебно-профилактических учреждений и т.д.). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 10% аудиторных занятий.

Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к практическим занятиям и включает изучение специальной литературы по теме (рекомендованные учебники, методические пособия, желательно также ознакомление с материалами, опубликованными в монографиях, специализированных журналах, на рекомендованных медицинских сайтах). Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам кафедры и ВУЗа.

По каждому разделу на кафедре должны быть разработаны методические рекомендации для студентов, а также методические указания для преподавателей.

Во время прохождения курса студенты самостоятельно проводят вычисление показателей, оформляют медицинскую документацию, составляют рефераты, которые представляют для разбора и анализа, а затем для проведения санитарно-просветительной работы с населением. Написание реферата дополняет навыки самостоятельной работы с литературой и официальными статистическими материалами, способствует формированию клинического мышления.

Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность.

Исходный уровень знаний студентов определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе практических занятий во время освоения разделом дисциплины, при решении типовых ситуационных задач и тестовых контрольных заданий.

В конце цикла перед проведением экзамена предусматривается проведение тестового контроля по всем пройденным темам в виде компьютерного тестирования или с применением бумажных носителей.

По окончании курса проводится зачет, включающий:

- собеседование по теоретическим вопросам изученных разделов дисциплины;

- контроль практических навыков, решение ситуационных задач.

Разработчики:

Место работы

Занимаемая должность

Инициалы, фамилия

МГМСУ

Зав.кафедрой

В.М.Глиненко

МГМСУ

Профессор

А.М.Лакшин

МГМСУ

Профессор

В.А.Катаева

МГМСУ

Профессор

Т.Ф.Гвоздева


Эксперты:

Место работы

Занимаемая должность

Инициалы, фамилия


































Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Примерная программа дисциплины гигиена для студентов обучающихся по: специальности Стоматология icon Примерная программа дисциплины химия для студентов обучающихся по: специальности Стоматология

Примерная программа дисциплины гигиена для студентов обучающихся по: специальности Стоматология icon Примерная программа дисциплины патофизиология для студентов обучающихся по: специальности Стоматология

Примерная программа дисциплины гигиена для студентов обучающихся по: специальности Стоматология icon Примерная программа дисциплины неврология для студентов обучающихся по: специальности Стоматология

Примерная программа дисциплины гигиена для студентов обучающихся по: специальности Стоматология icon Примерная программа дисциплины психиатрия для студентов обучающихся по: специальности Стоматология

Примерная программа дисциплины гигиена для студентов обучающихся по: специальности Стоматология icon Примерная программа дисциплины биология для студентов обучающихся по: специальности Стоматология

Примерная программа дисциплины гигиена для студентов обучающихся по: специальности Стоматология icon Примерная программа дисциплины офтальмология для студентов обучающихся по: специальности Стоматология

Примерная программа дисциплины гигиена для студентов обучающихся по: специальности Стоматология icon Примерная программа дисциплины дерматовенерология для студентов обучающихся по: специальности Стоматология

Примерная программа дисциплины гигиена для студентов обучающихся по: специальности Стоматология icon Примерная программа дисциплины оториноларингология для студентов, обучающихся по: специальности Стоматология

Примерная программа дисциплины гигиена для студентов обучающихся по: специальности Стоматология icon Примерная программа дисциплины нормальная физиология для студентов обучающихся по: специальности

Примерная программа дисциплины гигиена для студентов обучающихся по: специальности Стоматология icon Примерная программа дисциплины история медицины для студентов обучающихся по: специальности Стоматология

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы