|
Скачать 409.78 Kb.
|
Стоматология - Гигиена МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Цель дисциплины – овладение знаниями гигиенической науки и умениями по санитарии в оценке факторов окружающей среды, влияющей на здоровье населения, его факторной обусловленности и показателей, При этом задачами дисциплины являются: - изучение студентами гигиенических вопросов профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии; - приобретение студентами умений по использованию факторов окружающей среды и достижения научно-технического прогресса в оздоровительных целях; - изучение студентами основ законодательства РФ, основных нормативных документов по охране здоровья населения; санитарно-гигиенических требований к устройству, организации и режиму работы медицинских стоматологических организаций; - изучение студентами основных природных и антропогенных факторов окружающей среды, влияющих на здоровье и продолжительность жизни населения; - ознакомление студентов с организацией и методиками санитарно-гигиенической экспертизы продовольствия и воды; - ознакомление студентов с организацией и порядком проведения санитарно-эпидемиологической разведки в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени; - подготовка студентов по теоретическим и практическим вопросам военной гигиены в объеме, необходимом для исполнения функциональных обязанностей по предназначению и в чрезвычайных ситуациях мирного времени. ^ Дисциплина «Гигиена» относится к циклу профессиональных дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования, изучается в четвертом и пятом семестрах. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются: - в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе: философия; биоэтика, история Отечества; экономика; психология и педагогика; история медицины, правоведение; иностранный язык; - в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин в том числе: физика и математика; медицинская информатика; химия, биохимия; анатомия человека, биология; - в цикле профессиональных дисциплин, в том числе: экстремальная медицина. ^ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I); способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2); способен к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, владеет основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса; понимает роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества, владеет исторической терминологией, использует историко-медицинскую терминологию, умеет оценить политику государства, в том числе в области здравоохранения (ОК-3); способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ОК-4); способен понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, владеть консолидирующими показателями, характеризующими степень развития экономики, рыночные механизмы хозяйства, методику расчета показателей медицинской статистики (ОК-5); способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, уметь и анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6); способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7); способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8); способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9); способен к обучению пациентов правилам медицинского поведения путем использования различных форм и методов обучения, современных информационно-образовательных технологий (ОК-10); способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11); способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12). общепрофессиональные: способен и готов провести: - интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (ПК-13); способен и готов применять гигиеническую аппаратуру, медицинский инструментарий и лабораторное оборудование в целях оценки факторов окружающей среды (ПК-14); владеет техникой антропометрии, термометрии, измерения АД, подсчета ЧСС и ЧДД (ПК-15); способен и готов применять научные принципы и методы асептики и антисептики во избежания инфицирования при работе, с медицинским инструментарием, медикаментозными средствами в лабораторно-диагностических и профилактических целях (ПК-16); способен и готов проводить: - санитарную обработку лечебных и диагностических помещений лечебных учреждений; - дезинфекцию воздуха источником ультрафиолетового излучения; - санитарную обработку больного при поступлении в стационар; - дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструмента - оценку стерильности материала в биксе (ПК-17); профилактическая деятельность способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-18); способен и готов к проведению профилактических мероприятий среди населения, направленных на сохранение структуры твердых и мягких тканей полости рта (ПК-19); научно-исследовательская деятельность способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 20); способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК- 21); способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК- 22); психолого-педагогическая деятельность способен и готов к обучению пациентов правилам медицинского поведения; обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 23). ^ Знать: - основы законодательства РФ, основные нормативные документы по охране здоровья населения; - санитарно-гигиенические требования к устройству, организации и режиму работы медицинских стоматологических организаций; - основные природные и антропогенные факторы окружающей среды, влияющие на здоровье и продолжительность жизни населения; - опасные и вредные факторы среды обитания, в том числе профессиональные, и их воздействие на жизнедеятельность человека; - экологически обусловленные заболевания; - организацию и методики санитарно-гигиенической экспертизы продовольствия и воды; - организацию и порядок проведения санитарно-эпидемиологической разведки в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени; - основные официальные документы и гигиенические нормативы определяющие организацию, объем и порядок проведения профилактических мероприятий в военное время и в чрезвычайных ситуациях; - организацию и методику санитарно-эпидемиологического надзора за условиями военного труда, выполнением гигиенических требований к размещению, питанию , водоснабжению, банно-прачечному обслуживанию личного состава, очистки территории и полей сражения, а также к захоронению павших в бою и умерших. Уметь: - отбирать пробы готовой пищи для определения химического состава и энергетической ценности блюд; - оценивать качество проб питьевой воды, хлеба, молока, мяса, рыбы на основании данных лабораторных анализов; - определять витаминную обеспеченность организма и продуктов питания; - отбирать пробы воды для лабораторного исследования; - проводить санитарно-гигиеническую экспертизу продовольствия и воды; - осуществлять контроль обеззараживания воды в полевых условиях; - выявлять факторы риска, способствующие возникновению и распространению заболеваний, в том числе инфекционных, и разрабатывать мероприятия по их профилактике; - проводить санитарную экспертизу проектов стоматологических медицинских организаций; -оценивать санитарное состояние объектов санитарно-эпидемиологического надзора; - пользоваться учебной, научной , научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности - пользоваться лабораторным оборудованием; - проводить статистическую обработку экспериментальных данных; - анализировать компоненты фактического суточного рациона по сравнению с научно-обоснованным и давать рекомендации по устранению выявленных недостатков. Владеть: навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов; - принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; - базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности; - гигиеническими приборами и оборудованием позволяющими проводить термометрию, психометрию, анемометрию, кататермометрию, барометрию; - методами стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки; - методикой определения потребной дозы хлора и коагулянта; - информацией о принципах стерилизации и дезинфекции инструментов, оборудования и рук медицинского персонала во избежание распространения внутрибольничных инфекций, в том числе ВИЧ-инфекций; - методиками определения нормальной массы тела; - методикой расчета суточного расхода энергии таблично-хронометражным методом; - методикой расчета контрольных цифр для составления научно-обоснованного рациона; - методикой определения С-витаминной обеспеченности организма с помощью аппарата Нестерова. ^
^ 5.1. Содержание разделов дисциплины
^
^
5.4. Лекции
^
^
5.7.Семинары
^
^ . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ^ 1. Загрязненность воздушного бассейна города и заболеваемость населения. 2. Метеорологические факторы, их роль в акклиматизации. 3. Влияние пылевого фактора на здоровье человека. 4. Кесонная болезнь. Патогенезю Профилактика. 5. Горная болезнь. Патогенез. Профилактика. 6. Организация вентиляции в ЛПУ стационарного типа. 7. Профилактика воздушно-капельных инфекций. 8. Микроклимат жилых помещений, влияние на организм. 9. Микроклимат производственных помещений, способы его оздоровления. 10. Санитарная охрана атмосферного воздуха. ^ 1. Санитарная охрана водоемов. 2. Влияние качества питьевой воды на здоровье населения. 3. Санитарный контроль качества питьевой воды. ГОСТы. 4. Водные эпидемии. 5. Химический состав воды и здоровье населения. 6. Перспективные способы обеззараживания воды, их гигиеническая оценка. 7. Нанотехнологии для очистки и обеззараживания питевой воды. 8. Новые физические способы водообработки. ^ 1. Гигиеническая оценка систем больничного строительства и участка больницы. 2. Профилактика ВБИ. 3. Гигиеническая оценка санитарного благоустройства больницы. 4. Гигиенические требования к размещению и устройству стоматологических поликлиник. 5. Гигиенические требования к оборудованию и инструментам стоматологических кабинетов и зуботехнических лабораторий. 6. Гигиенические требования при работе со светоотверждаемыми композитными материалами. 7. Профилактика ВИЧ-инфекций в стоматологии. ^ 1. Влияние факторов учебного процесса на здоровье школьников. Меры профилактики. 2. Акселерация. Причины, сущность проблемы. ^ 1. Основы здорового образа жизни. 2. Способы профилактики табакокурения. 3. Способы профилактики алкоголизма. 4. Способы профилактики наркомании. ^ 1. Последствия Чернобыльской аварии. 2. Экологические проблемы развития атомной энергетики. 3. Радиация и здоровье человечества. ^ 1. Принципы рационального питания. 2. Особенности питания детей. 3. Витамин «С» и здоровье. 4. Гигиеническая оценка рыбы. 5. Овощи и фрукты в питании человека. 6. Особенности питания лиц пожилого возраста. 7. Организация питания военнослужащих. 8. Гигиеническая оценка молока и молочных продуктов. 9. Гигиеническая оценка хлеба и его питательное значение. 10. Гигиеническая оценка мяса и мясных продуктов. 11. Консервы и концентраты в питании человека. 12. Роль микроэлементов в питании человека. 13. Пищевые отравления микробного происхождения. Профилактика. 14. Микотоксикозы.Профилактика. 15. Пищевые отравления немикробного происхождения. Профилактика. 16. Ботулизм и его профилактика. 17. Пищевые отравления неустановленной этиологии. 18. Питание космонавтов. 19. Организация общественного питания. 20. Роль витаминоподобных соединений в жизнедеятельности организма человека. 21. Современные научные представления о воде как продукте питания. 22. Нанотехнологии в области питания. 23. Генно-модифицированные источники пищи. ^ а) основная литература А.М.Лакшин, В.А.Катаева Общая гигиена с основами экологии человека. М. Медицина, 2010 В.А.Катаева, А.М.Лакшин Руководство к лабораторным,практическим и самостоятельным занятиям по общей гигиене и основам экологии человека. М, Медицина , 2005 б) дополнительная литература (учебные пособия, словари справочная литература) А.А.Королев Гигиена питания. М ,Медицина, 2007. Труд и здоровье врача-стоматолога. М., Медицина, 2002 В.А.Катаева, А.М.Лакшин Сохранение здоровья и повышение работоспособности стоматологов и зубных техников. М.,«Лаватера», 2007. А.М.Лакшин, В.А.Катаева Современные эколого-гигиенические проблемы. М.,»Лаватера», 2007 в) программное обеспечение г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы ^ Использование учебных комнат для работы студентов. Мебель: аудиторная доска, аудиторные столы, аудиторные стулья, стол преподавателя, стул-кресло для преподавателя в расчете на 1 группу студентов; аудиторная доска, аудиторные столы, аудиторные стулья, стойка-кафедра, стол преподавателя, стул-кресло для преподавателя в расчете на 150 студентов для чтения лекций. Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, слайдоскоп, оверхет, указка, видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы, подставка под ТСО. Наборы наглядных материалов по различным разделам дисциплины: слайды (пленки), таблицы, мультимедийные презентации, набор звукоусиливающей аппаратуры (микрофон, колонки и др.). Микрокалькуляторы. Комплекты основных учебных документов. Учебные бланки основных учетных документов ЛПУ. Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам. ^ Обучение складывается из аудиторных занятий (75144 ч.), включающих лекционный курс и практические занятия, и самостоятельной работы (36 ч.). Основное учебное время выделяется на практическую работу по вычислению различных показателей. При изучении дисциплины необходимо широко использовать анализ полученных показателей, выявлять причины позитивного и негативного их значения. Практические занятия проводятся в виде теоретического разбора отдельных разделов дисциплины, демонстрации тематического видеоматериала и других наглядных пособий, решения ситуационных задач, тестовых заданий, освоения практических умений. При разборе тем практических занятий рекомендовано придерживаться следующей последовательности: - определение изучаемого раздела и его составляющих; - актуальность изучения данного раздела дисциплины; - перечень показателей, характеризующих изучаемый раздел и его составляющие; - методы вычисления, наглядного изображения и оценки показателей, характеризующих изучаемый раздел и его составляющие; - выявление причин, оказывающих влияние на показатели здоровья населения; - определение роли оздоровительных технологий в улучшении здоровья населения; - организационные основы проведения профилактической работы и пр. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО необходимо широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных формы проведения занятий (ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, показателей здоровья населения, критериев деятельности лечебно-профилактических учреждений и т.д.). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 10% аудиторных занятий. Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к практическим занятиям и включает изучение специальной литературы по теме (рекомендованные учебники, методические пособия, желательно также ознакомление с материалами, опубликованными в монографиях, специализированных журналах, на рекомендованных медицинских сайтах). Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам кафедры и ВУЗа. По каждому разделу на кафедре должны быть разработаны методические рекомендации для студентов, а также методические указания для преподавателей. Во время прохождения курса студенты самостоятельно проводят вычисление показателей, оформляют медицинскую документацию, составляют рефераты, которые представляют для разбора и анализа, а затем для проведения санитарно-просветительной работы с населением. Написание реферата дополняет навыки самостоятельной работы с литературой и официальными статистическими материалами, способствует формированию клинического мышления. Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность. Исходный уровень знаний студентов определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе практических занятий во время освоения разделом дисциплины, при решении типовых ситуационных задач и тестовых контрольных заданий. В конце цикла перед проведением экзамена предусматривается проведение тестового контроля по всем пройденным темам в виде компьютерного тестирования или с применением бумажных носителей. По окончании курса проводится зачет, включающий: - собеседование по теоретическим вопросам изученных разделов дисциплины; - контроль практических навыков, решение ситуационных задач. Разработчики:
Эксперты:
|