Министерство здравоохранения и социального развития
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный медико-стоматологический университет
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе,
профессор Ярыгин Н.В.
____________________________
«___» ________________2011г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине «Стоматологические заболевания»
для специальности 060106.51 «Стоматология ортопедическая» (базовый уровень) квалификация «Зубной техник»
Кафедра ^
Курс 2 семестр III.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальность 0601006.51 «Стоматология ортопедическая» (базовый уровень), квалификация «Зубной техник».
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Стоматологии общей практики и подготовки зубных техников ФПДО»
«____»_______________________2011г., протокол № _________________
Зав. кафедрой профессор Арутюнов С.Д. ____________________
Рабочая программа одобрена на заседании методической комиссии по среднему медицинскому образованию «____»__________2011г. протокол №_____
Председатель комиссии д.м.н., профессор Маркин В.А.____________________
Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ «____»__________2011г. протокол № ______
Председатель ЦМС, академик РАМН, проф. Луцевич Э.В. ________________
Рабочая программа одобрена на Ученом совете ФСПО МГМСУ «____»__________2011г. протокол № ______
Председатель профессор Арутюнов С.Д. ________________
^
Рабочая учебная программа по дисциплине «Стоматологические заболевания» предназначена для реализации требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников зуботехнических отделений медицинских училищ и колледжей, факультетов среднего профессионального образования ВУЗов.
Дисциплина «Стоматологические заболевания» относится к циклу специальных дисциплин. Программа рассчитана на 60 академических часов, из которых 18 часа- лекционные занятия, 42 часа- семинарские.
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060106.51 Стоматология ортопедическая в области стоматологических заболеваний выпускник должен:
иметь представление о структуре стоматологической помощи населению;
иметь представление о причинах возникновения, клинике, принципах лечения и профилактике стоматологических заболеваний;
знать ортопедические методы лечения стоматологических заболеваний;
При изложении дисциплины «Стоматологические заболевания» особое внимание уделяется следующим вопросам:
организация ортопедической стоматологической помощи населению;
ортопедические методы лечения стоматологических заболеваний;
осложнения, возникающие при изготовлении некачественных зубных протезов и несоблюдении технологий изготовления ортопедических конструкций;
роль зубного техника в повышении культурного уровня приема пациентов.
^
Цель дисциплины – ознакомление студентов с причинами возникновения, клинической картиной, принципами лечения и профилактики стоматологических заболеваний.
^ :
1. Ознакомление студентов с принципами организации стоматологической помощи в учреждениях государственного и негосударственного подчинения.
2. Формирование у студентов представлений об этиологии и патогенезе( )стоматологических заболеваний.
3. Ознакомление студентов с клиническими проявлениями, принципами лечения( )и профилактики стоматологических заболеваний.
4. Формирование у студентов представлений об ортопедических методах лечения стоматологических заболеваний.
5. Ознакомление студентов с современными методами и средствами асептики, антисептики и дезинфекции.
6. Ознакомление студентов с основами неотложной ортопедической стоматологической помощью.
7. Ознакомление студентов с принципами оказания первой медицинской помощи при заболеваниях полости рта, вызванных зубными протезами и ортодонтическими аппаратами.
8. Формирование у студентов здорового образа жизни.
9. Формирование у студентов мотивации к повышению культурного и профессионального уровня.
10. Формирование у студентов умения проводить санитарное просвещение населения по уходу за зубными протезами.
^
Студент должен знать и уметь использовать:
основные законы биологии, химии, физики (в пределах учебной программы средней школы);
анатомию зубочелюстно-лицевой системы (из первой части курса «Анатомия человека»);
основные принципы оказания первой медицинской помощи (из первой части курса «Неотложная помощь»);
основные свойства конструкционных материалов (из первой части курса «Материаловедение»).
^
-
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
|
^
|
60
|
Теоретическое обучение
из них:
- лекции;
- семинары
|
60
18
42
|
Лабораторно-практические занятия
|
0
|
Вид итогового контроля
|
экзамен
|
^
№
п/п
|
Разделы дисциплины
|
Количество часов
|
Всего
|
Лекции
|
Практические
занятия
|
1.
|
^
|
4
|
-
|
4
|
2.
|
Этика и деонтология зубного техника
|
2
|
-
|
2
|
3.
|
Заболевания твердых тканей зуба
|
4
|
-
|
4
|
4.
|
^
|
4
|
-
|
4
|
5.
|
^
|
10
|
-
|
10
|
6.
|
Зубочелюстные аномалии
|
10
|
-
|
10
|
7.
|
^
|
6
|
-
|
6
|
8.
|
Заболевания слизистой оболочки полости рта
|
6
|
-
|
6
|
9.
|
Заболевания слюнных желез
|
4
|
-
|
4
|
10.
|
Травма челюстно-лицевой области
|
4
|
-
|
4
|
11.
|
Новообразования челюстно-лицевой области
|
2
|
-
|
2
|
12.
|
Профилактика стоматологических заболеваний
|
4
|
-
|
4
|
|
ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ
|
60
|
0
|
60
|
ЭКЗАМЕН
|
^
№ п/п
|
Наименование раздела
|
Лекции и семинары
|
практика
|
Всего
|
^
|
|
Этапы развития стоматологии как науки. История развития зубного протезирования.
Организация стоматологической помощи в учреждениях государственного и негосударственного подчинения. Структура стоматологических поликлиник. Организация ортопедической стоматологической помощи населению. Роль зубного техника в организации стоматологической помощи населению. Основы медицинского страхования, юридические и экономические аспекты. Понятие о диспансеризации.
Стоматологический инструментарий. Современные методы обработки и стерилизации перевязочного материала, инструментария, наконечников, оттисков. Способы обработки рук медицинского персонала.
|
4
|
-
|
4
|
|
Итого по разделу
|
4
|
-
|
4
|
^
|
|
Роль зубного техника в повышении уровня культуры приема пациентов; этический, психосоциальный, профессиональный и организационный факторы деонтологии.
|
2
|
-
|
2
|
|
Итого по разделу
|
2
|
-
|
2
|
^
|
|
Наследственные и врожденные поражения твердых тканей зубов: аномалии размера и формы зубов; несовершенный амело- и дентиногенез; гипоплазия эмали; флюороз зубов. Причины возникновения. Клиническая картина. Профилактика.
Приобретенные поражения твердых тканей зубов: клиновидные дефекты; повышенная стираемость зубов; изменения цвета. Этиология. Клиническая картина. Профилактика.
Лечение некариозных поражений твердых тканей зубов терапевтическими и ортопедическими методами (отбеливание, пломбирование, облицовки прямого и непрямого изготовления).
Нарушения прорезывания зубов. Ретенция. Дистопия. Клиническая картина. Ортодонтические методы лечения.
Кариес. Этиология.( )Клиническая картина. Основные принципы лечения. Современные методы лечения и пломбировочные материалы, используемые для реставрации/реконструкции дефектов твердых тканей зуба. Современные методы и средства профилактики кариеса зубов. Герметизация фиссур зубов.
|
4
|
-
|
4
|
|
Итого по разделу
|
4
|
-
|
4
|
^
|
|
Пульпит. Этиология. Клиническая картина. Основные принципы лечения. Профилактика. Современные методы и средства эндодонтического лечения зубов.
Периодонтит. Этиология. Клиническая картина. Основные принципы лечения. Профилактика.
Периостит челюсти. Этиология. Клиническая картина. Основные принципы лечения. Профилактика.
Остеомиелит челюсти. Этиология. Патогенез. Клиническая картина. Основные принципы лечения. Профилактика.
Перикоронит. Причины возникновения. Клиническая картина. Основные принципы лечения. Профилактика.
^ демонстрация методов лечения осложненных форм кариеса, периостита, перикоронита.
|
4
|
-
|
4
|
|
^
|
4
|
-
|
4
|
Раздел 5. Дефекты и деформации зубочелюстно-лицевой области
|
|
Дефекты коронковой части зуба. Восстановление коронковой части зуба вкладкой, штифтовыми конструкциями, искусственными коронками.
Устранение последствий травм, врожденных и приобретенных дефектов, деформаций лица. Классификация ортопедических аппаратов.
Частичное отсутствие зубов. Клиническая картина. Лечение несъемными ортопедическими конструкциями. Протезирование частичными съемными протезами. Лечение частичной потери зубов съемными протезами с различными методами фиксации.
Полное отсутствие зубов. Клиническая картина. Ортопедическое лечение.
Взаимодействие протеза и организма пациента. Профилактика непереносимости пластиночных зубных протезов. Проблема адаптации к протезам.
|
10
|
-
|
10
|
|
^
|
6
|
4
|
10
|
|
Раздел 6. Зубочелюстные аномалии
|
|
|
|
|
Аномалии величины челюстей. Клиническая картина. Лечение. Аномалии положения челюстей в черепе. Клиническая картина. Лечение. Аномалии соотношения зубных рядов. Клиническая картина. Лечение. Аномалии формы и величины зубных рядов Клиническая картина. Лечение. Аномалии отдельных зубов. Клиническая картина. Лечение.
|
10
|
-
|
10
|
|
^
|
10
|
-
|
10
|
Раздел 7. Заболевания пародонта
|
|
Строение пародонта. Классификация заболеваний пародонта. Современные представления об этиологии( )воспалительных заболеваний пародонта. Профилактика заболеваний пародонта.
Гингивит. Этиология.( )Клиническая картина. Основные принципы лечения. Профилактика. Пародонтит. Пародонтоз. Этиология.( )Клиническая картина. Современные представления о травматической окклюзии и функциональной перегрузке пародонта. Основные принципы консервативного, хирургического и ортопедического методов лечения. Избирательное пришлифовывание зубов. Временное шинирование подвижных зубов. Современные методы, технологии, материалы. Иммедиат-протезы в комплексном лечении болезней пародонта. Постоянные шинирующие конструкции зубных протезов.
|
6
|
-
|
6
|
|
^
|
6
|
-
|
6
|
Раздел 8. Заболевания слизистой оболочки полости рта
|
|
Строение слизистой оболочки полости рта. Функции слизистой оболочки полости рта. Слизистая оболочка как протезное ложе. Понятие о местном иммунитете. Классификация заболеваний слизистой оболочки полости рта. Элементы поражения слизистой оболочки полости рта.
Заболевания слизистой оболочки полости рта: стоматиты, хейлиты, острый герпетический стоматит, лейкоплакия, травматическая эрозия, травматическая язва, травматический папилломатоз. Этиология.( )Клиническая картина. Основные принципы лечения. Заболевания слизистой оболочки полости рта, возникающие при непереносимости зубных протезов. Этиология. Патогенез. Клиническая картина. Основные принципы лечения. Лекарственные препараты, используемые при лечении заболеваний слизистой оболочки полости рта. Заболевания, вызванные зубными протезами. Проявление ВИЧ-инфекции и сифилиса на слизистой оболочке полости рта.
Диспансеризация больных с заболеваниями слизистой оболочки полости рта. Профилактика заболеваний слизистой оболочки полости рта.
Особенности зубного протезирования пациентов с заболеваниями слизистой оболочки полости рта
|
6
|
-
|
6
|
|
^
|
6
|
-
|
6
|
Раздел 9. Заболевания слюнных желез
|
|
Функции слюнных желез. Состав слюны. Классификация заболеваний слюнных желез. Воспалительные заболевания слюнных желез. Этиология. Патогенез. Клиническая картина. Основные принципы лечения.
Изменение функции слюнных желез при наличии в полости рта ортодонтических аппаратов и ортопедических конструкций..
|
4
|
-
|
4
|
|
^
|
4
|
-
|
4
|
Раздел 10. Травма челюстно-лицевой области
|
|
Классификация повреждений челюстно-лицевой области.
Травма челюстей, мягких тканей лица и слизистой оболочки полости рта. Клиническая картина. Первая медицинская помощь.
Травма молочных и постоянных зубов. Основные принципы лечения.
|
4
|
-
|
4
|
|
^
|
4
|
-
|
4
|
Раздел 11. Новообразования челюстно-лицевой области
|
|
Классификация новообразований челюстно-лицевой области (злокачественные, доброкачественные, опухолеподобные). Понятие онкологической настороженности. Основные принципы лечения больных с новообразованиями челюстно-лицевой области. Челюстно-лицевое протезирование в комплексной реабилитации больных. Профилактика онкологических заболеваний.
|
2
|
–
|
2
|
|
^
|
2
|
–
|
2
|
Раздел 12. Профилактика стоматологических заболеваний
|
|
Факторы риска возникновения стоматологических заболеваний.
Понятие о первичной, вторичной и третичной профилактике стоматологических заболеваний. Виды профилактики. Методы стоматологического просвещения населения. Роль зубного техника в санитарном просвещении населения по уходу за зубными протезами.
Роль гигиены полости рта в профилактике( )стоматологических заболеваний. Профессиональная и индивидуальная гигиена полости рта. Современные методы и средства гигиены полости рта. Уход за зубными протезами и ортодонтическими аппаратами.
|
4
|
-
|
4
|
|
^
|
4
|
-
|
4
|
|
Всего по дисциплине
|
60
|
-
|
60
|
^
иметь представление об организации стоматологической помощи населению;
иметь представление об этиологии и патогенезе( )стоматологических заболеваний;
иметь представление о клинических проявлениях и принципах профилактики основных стоматологических заболеваний;
иметь представление о принципах использования современных методов и средств индивидуальной гигиены полости рта;
иметь представление о принципах оказания первой медицинской помощи при травме челюстно-лицевой области;
иметь представление о принципах оказания первой медицинской помощи при заболеваниях полости рта, вызванных зубными протезами и ортодонтическими аппаратами;
знать структуру стоматологических поликлиник;
знать и уметь использовать современные методы и средства дезинфекции и стерилизации слепков (оттисков) и моделей зубных протезов;
уметь дать рекомендации населения по уходу за зубными протезами, изготовленными из различных материалов.
^
Список литературы, рекомендуемой к использованию.
Основная литература:
Терапевтическая стоматология под ред. Барера Г.М., 2009;
Терапевтическая стоматология Под ред. Дмитриевой Л.А., Максимовского Ю.М., 2009;
Стоматология Афанасьев В.В., Губайдуллина Е.Я., Дьякова С.В., Робустова Т.Г., Базикян Э.А., 2008;
Стоматология под ред. Т.Г. Робустовой, М., 2008.
Средства обеспечения освоения дисциплины
Для освоения дисциплины используются учебные аудитории, таблицы, варианты учебных ситуационных задач, наглядные учебные пособия, фантомы, муляжи, плакаты, стенды, слайды, видеофильмы, компьютерные программы.
^
1. Учебная аудитория, оснащенная тематическими стендами, фантомами, муляжами, плакатами, таблицами.
2. Стоматологическая клиника.
Для организации учебного процесса необходимо также иметь:
задания в тестовой форме для определения исходного уровня знаний;
варианты учебных ситуационных задач;
наглядные учебные пособия;
слайды;
компьютерные программы;
клинические базы;
варианты тестовых заданий для текущего контроля знаний;
варианты заданий для итогового контроля знаний.
Авторы:
Заведующий кафедрой стоматологии общей практики и подготовки зубных техников ФПДО МГМСУ профессор Арутюнов С.Д., доцент кафедры стоматологии общей практики и подготовки зубных техников ФПДО МГМСУ Грачев Д.И.
|