Приложение № 1
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
2012 года №_____
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о медицинском обеспечении обучающихся президентских кадетских, суворовских военных, Нахимовского военно-морского, Московского военно-музыкального училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов Министерства обороны Российской Федерации
I.Общие положения
Медицинское обеспечение обучающихся президентских кадетских, суворовских военных, Нахимовского военно-морского, Московского военно-музыкального училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов Министерства обороны Российской Федерации (далее – училища) организуется в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами (приложение № 1 к настоящему Типовому положению) и осуществляется с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.
Медицинское наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием обучающихся организовано в процессе выполнения ими учебной программы, а также при проведении плановых медицинских осмотров и обследований.
Медицинское обеспечение обучающихся в объеме первичной медико-санитарной помощи осуществляется силами персонала медицинского пункта училища, являющегося структурным подразделением военно-медицинского учреждения Министерства обороны Российской Федерации (далее – медицинский пункт училища). Медицинский пункт училища является первичным звеном медицинского сопровождения обучающихся.
Стационарное лечение обучающихся возрастной категории
15 лет и старше, может быть организовано в профильных отделениях военно-медицинских учреждений на общих основаниях с военнослужащими.
^
-
Основными задачами медицинского пункта училища являются:
определение годности по состоянию здоровья кандидатов, поступающих в училище, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 265 «Об утверждении Порядка приема в суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса Министерства обороны Российской Федерации»;
проведение лечебно-профилактических мероприятий обучающимся;
организация диспансерного наблюдения за обучающимися, перенесшими острые заболевания, имеющими повышенный риск возникновения различных заболеваний, с хроническими заболеваниями;
организация и проведение профилактических прививок;
осуществление медицинского контроля за выполнением санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также рекомендаций специалистов санитарно-эпидемиологического надзора в вопросах размещения, питания, режима учебы и отдыха;
осуществление медицинского обеспечения учебного процесса;
организация обеспечения медицинским имуществом;
организация и проведение специальной подготовки со всеми категориями медицинских работников;
работа по гигиеническому воспитанию, пропаганда здорового образа жизни.
III. Структурные подразделения медицинского пункта училища
Медицинский пункт училища должен располагать основными оснащенными функциональными подразделениями в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования», введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2008 г. № 2, СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 и Санитарных Правил СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации 1 ноября 2000 г.
Медицинский пункт училища должен состоять из врачебно-процедурных кабинетов, приемно-карантинного отделения и изолятора. Медицинские помещения желательно размещать на первом этаже в изолированном блоке.
Изолятор отделяют от остальных помещений медицинского пункта шлюзом с умывальником, он должен иметь самостоятельный выход на улицу. Количество коек в палатах изолятора, включающего боксы, принимается из расчета не менее 2% вместимости учреждения и должно быть рассчитано не менее чем на 3 инфекции. Типовым штатом медицинского пункта училища в настоящее время предусмотрено только 5 коек изолятора. В период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями коечная емкость изолятора может быть увеличена, при наличии условий для размещения больных в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
Комната дежурной медицинской сестры размещается рядом с палатами изолятора и имеет отдельный вход из коридора.
Кабинет врача длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 21,0 м²; процедурный и прививочный кабинеты площадью не менее 14,0 м² каждый; помещение для приготовления дезинфицирующих растворов и хранения уборочного инвентаря, предназначенных для помещений медицинского назначения, площадью не менее 4,0 м²; туалет. При оборудовании стоматологического кабинета его площадь должна быть не менее 12,0 м.
Температура воздуха в медицинских кабинетах должна составлять 20-22°C.
Примерный состав и площадь помещений медицинского пункта определены Санитарными Правилами СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации 1 ноября 2000 г.
При необходимости могут быть развернуты другие функциональные кабинеты, в том числе для врачей-консультантов (врачей-специалистов врачебной педиатрической бригады при проведении профилактических медицинских осмотров).
Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета определен Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189.
^
Лечебно-профилактические мероприятия организуются и проводятся с учетом возрастных особенностей обучающихся в училище. Работа медицинского пункта осуществляется в соответствии с годовыми и ежемесячными планами, которые утверждаются руководителем военно-медицинского учреждения, осуществляющего медицинское обеспечение училища, и согласовываются с директором училища.
Организует эту работу начальник медицинского пункта – врач-педиатр. В целях повышения качества и эффективности проводимых лечебно-профилактических мероприятий за каждым учебным подразделением (курсом) закрепляется медицинский персонал. Основные лечебно – профилактические мероприятия организуются на базе медицинского пункта училища. Порядок работы и распорядок для медицинского пункта определяется приказом руководителя военно-медицинского учреждения, осуществляющего медицинское обеспечение училища по согласованию с директором училища.
^ организуется в соответствии с распорядком работы медицинского пункта. Для амбулаторного приема обучающихся разных возрастных и половых групп определено разное время. Ведется амбулаторный журнал.
^ возлагаются следующие задачи:
- временная госпитализация трудных для амбулаторной диагностики больных, не требующих срочного направления на стационарное лечение;
- реабилитация после консервативного и оперативного лечения в стационаре, а также для проведения противорецидивной терапии;
- временное размещение и лечение больных, нуждающихся в плановом стационарном лечении и обследовании, до направления их в соответствующие лечебные учреждения;
- временная изоляция инфекционных больных или лиц подозрительных на наличие инфекционных заболеваний до отправки в специализированный стационар.
На больных, находящихся на лечении (обследовании) в изоляторе медицинского пункта ведутся истории болезни по образцу согласно приложению № 3 к настоящему Типовому положению.
Круглосуточное дежурство в изоляторе медицинского пункта организуется силами дежурного медперсонала медицинского пункта.
^ организуется и проводится с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Для обеспечения оказания неотложной помощи обучающимся в медицинском пункте организовано круглосуточное дежурство среднего медицинского персонала. С дежурным медперсоналом перед заступлением на круглосуточное дежурство врач-педиатр или старшая медицинская сестра проводят занятие по отработке навыков оказания неотложной помощи.
В медицинском пункте оснащаются шкаф неотложной помощи, медицинские укладки для оказания неотложной помощи вне функциональных подразделений медицинского пункта. Набор фармакологических средств в шкафу неотложной помощи соответствует таблицам (картотеке) неотложной помощи. На стенке шкафа находится опись лекарственных средств в алфавитном порядке с указанием сроков годности и дефектуры. Порядковый номер медикамента в описи, в таблице (картотеке) и в шкафу единый. В картотеке неотложных состояний, на упаковках с медикаментами указываются возрастные дозировки препаратов.
Для оказания неотложной помощи при состояниях, угрожающих жизни, укомплектовываются укладки для оказания медицинской помощи при:
анафилактическом шоке;
менингите;
синдроме бронхиальной обструкции, острой дыхательной недостаточности;
гипертермическом синдроме;
судорожном синдроме;
отравлениях.
В медицинском пункте содержатся кислородная и дыхательная аппаратура, наборы для трахеотомии, промывания желудка, стерильных инструментов, оснащаются ЛОР и глазной уголки.
Ежегодно в медицинском пункте училища обучающиеся осматриваются врачом-педиатром, стоматологом и проводится их медицинское обследование по базовой скрининг-программе, которая включает:
1) Анкетный тест-опрос родителей детей в возрасте до 12 лет и самих учащихся в возрасте 12 лет и старше. Опрос проводится по формализованной анкете и направлен на выявление анамнестических данных и жалоб воспитанника, характерных для нарушений со стороны нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной, костно-мышечной систем, а также типичных заболеваний ЛОР-органов, аллергических реакций и заболеваний. Для оптимизации целесообразно использование методов компьютерного тестирования с автоматической обработкой результатов (тест анализа здоровья и адаптированности организма и другие).
2) Антропометрия (рост, вес, окружность грудной клетки) с индивидуальной оценкой физического развития обучающегося, позволяющей выделить основные отклонения в развитии – дефицит и избыток массы тела, низкий и очень высокий рост, сниженные физиометрические показатели (жизненная емкость легких и динамометрия). Оценка физического развития проводится в соответствии с центильными таблицами (приложения № 4, 5 к настоящему Типовому положению). Оценка полового развития проводится по таблицам (приложение № 6 к настоящему Типовому положению).
3) Измерение артериального давления для выявления гипертонических и гипотонических состояний (приложение № 7 к настоящему Типовому положению).
4) Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью визуального исследования и плантографии.
5) Исследование остроты зрения, выявление предмиопии (склонности к близорукости), нарушений бинокулярного зрения и скрытого косоглазия.
6) Выявление нарушений слуха с помощью шепотной речи.
7) Выявление протеинурии и глюкозурии с помощью лабораторных скрининг-тестов (в периоды между осмотрами в декретированные сроки).
8) Оценка уровня физической подготовленности по специально утвержденной методике и нормативам.
Оценка состояния здоровья обучающихся проводится на основе результатов профилактических медицинских осмотров. Осмотры проводятся на базе медицинского пункта училища. Сроки проведения профилактических медицинских осмотров своевременно согласовываются начальником медицинского пункта с руководством детского амбулаторно-поликлинического учреждения (далее – АПУ) и с руководством училища.
Учебную группу на медицинские осмотры представляет старший воспитатель (воспитатель). Старший воспитатель (воспитатель) сообщает врачу информацию об обучающихся, имеющих низкую успеваемость по учебной и физической подготовке, испытывающих трудности в адаптации, склонных к употреблению алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, имеющих суицидальную предрасположенность, низкую нервно-психическую устойчивость по результатам профессионально-психологического отбора, частые дисциплинарные взыскания, неадекватные реакции на команды, замечания и другие черты характера. Вышеуказанные сведения необходимо учитывать врачу при вынесении заключения о состоянии здоровья обучающегося.
Во время осмотров обучающихся в начальном периоде обучения должны выявляться признаки нервно-психической неустойчивости, такие как: анамнестические данные о перенесенных психических и поведенческих расстройствах, плохой успеваемости, трудностях в адаптации в коллективе, наследственной отягощенности психическими заболеваниями, искаженных типах семейного воспитания, социально-педагогической запущенности, заболеваниях и травмах головного мозга без психопатологической симптоматики на период обследования, признаках невропатии (энуреза, снохождений, сноговорений, нарушений сна, гиперактивности); предрасполагающие личностные факторы, в частности, акцентуации характера, психический инфантилизм, пограничная умственная отсталость; низкая нервно-психическая устойчивость (по результатам профессионально-психологического отбора), а также склонность к употреблению алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ. Лица с нервно-психической неустойчивостью осматриваются врачом-психиатром для исключения психической патологии, дальнейшему динамическому наблюдению врачом и психологом учебного заведения.
Периодичность профилактических медицинских осмотров обучающихся (врачебный этап) определяется декретированными возрастными сроками: 10 лет, 12 лет, 14-15 лет, 16 и 17 лет. К профилактическим осмотрам привлекаются педагог и психолог. На врачебном этапе обследования в обязательном порядке проводятся анализы крови, мочи, кала, электрокардиографическое исследование и флюорография подростков в возрасте 15 и 17 лет.
Объем и методики обязательного и дополнительного обследования каждого ребенка зависят от выявленных отклонений в состоянии здоровья.
Выделяются три группы здоровья обучающихся:
I – здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем основных функций;
II – дети, имеющие функциональные или морфологические отклонения после острых заболеваний, часто болеющие (гипертрофия небных миндалин 1-2 ст., искривление носовой перегородки без нарушения функции внешнего дыхания, нарушение осанки, уплощенная стопа, миопия, гиперметропия слабой степени, умеренная вегетативная лабильность пубертатного генеза, функциональный систолический шум и др.);
III – больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохранением функциональных возможностей организма, в т.ч. анемия, ожирение, недостаточное питание, вегето-сосудистая дистония, гипотония, задержка физического и (или) полового развития, плоскостопие, сколиоз, варикозное расширение вен семенного канатика и др.
Комплексная оценка состояния здоровья обучающихся с определением группы здоровья проводится в соответствии со специальной схемой, утвержденной приказом Министра здравоохранения Российской Федерации 2003 года № 621.
Заключения по медицинским осмотрам и обследованиям должны отражаться в медицинских картах (форма № 026/у 2000) с указанием группы здоровья обучающегося (I, II, III) и планируемых в отношении него лечебно-профилактических мероприятий, а также в специальном разделе классного журнала.
Ответственность за организацию внезапных контрольных обследований на предмет употребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ, полноту охвата подразделений возлагается на директора училища, планирование и непосредственное проведение обследования – на рабочие группы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Рабочие группы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Вооруженных Силах Российской Федерации в своей деятельности используют формы социально-психологического обследования обучающихся (с элементами анонимного анкетирования) и другие методы обследования на предмет употребления алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ.
Результаты обследования с проведенным анализом полученных данных и подготовленным на его основе перечнем мероприятий по противодействию употребления наркотических средств и психоактивных веществ представляются на утверждение директору училища.
Особенностью организации диспансерного динамического наблюдения является преобладание в структуре наблюдаемых детей - обучающихся после перенесенных острых заболеваний (ангины, пневмонии, острые кишечные инфекции, детские инфекционные болезни, функциональные расстройства). Учет переболевших детей и планируемых мероприятий ведутся в журналах диспансерного динамического наблюдения. Диспансерное динамическое наблюдение осуществляется медицинским персоналом медицинского пункта училища и проводится в соответствии с требованиями приказов, инструкций и методических рекомендаций Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по отдельным нозологическим формам. Лабораторные и инструментальные исследования могут проводиться в поликлиническом отделении военно-медицинского учреждения, в состав которого входит медицинский пункт училища, в иных лечебно-профилактических учреждениях, а также в клинике детских болезней Военно-медицинской академии.
^ проводится в соответствии с требованиями Национального календаря профилактических прививок, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 2011 года № 51н.
Для своевременного проведения профилактических прививок начальник медицинского пункта:
- представляет в иммунологический отдел детского АПУ прививочные сертификаты для учета сведений о прививках, проведенных обучающимся до поступления в учебное заведение;
- обеспечивает с учетом календаря прививок включение обучающихся в план профилактических прививок детского АПУ, истребование и получение прививочного материала;
- ведет учет обучающихся, получивших прививки, а также детей, не привитых в календарные сроки; отражает в медицинской документации противопоказания к проведению прививок.
При проведении туберкулиновой диагностики обучающимся, осуществлении диспансерного наблюдения за группой с повышенным риском заболевания туберкулезом следует руководствоваться требованиями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации 2003 года № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации».
^
Медицинское освидетельствование кандидатов, поступающих в училище, обучающихся, а также выпускников училищ производится в соответствии с требованиями Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123, Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 200, приказа Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. № 240/168 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе».
^
Медицинский контроль за состоянием здоровья, условиями обучения, жизни и быта обучающихся проводится начальником медицинского пункта училища и должностными лицами территориального органа государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации.
При проведении медицинского контроля необходимо руководствоваться положениями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189; СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации 1 ноября 2000 г.; «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.1251-03», введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 г. № 45, и других нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся условий обучения, жизни и быта обучающихся в училище.
Медицинский контроль включает:
изучение, оценку и прогнозирование состояния здоровья обучающихся;
оценку соблюдения санитарных правил и норм при организации и осуществлении питания, размещения, водоснабжения, организации и режима учебных занятий и величины образовательной нагрузки в учебно-воспитательном процессе, физической подготовки и спорта, банно-прачечного обслуживания, содержания территории;
отбор и доставку в специализированные лаборатории проб воды, (по показаниям – почвы, пищевых продуктов и готовой пищи) для проведения санитарно-гигиенических (токсикологических, радиометрических и бактериологических) исследований;
проверку своевременности и полноты проведения предварительных и периодических медицинских обследований (осмотров) персонала общеобразовательных учреждений и плавательных бассейнов, объектов питания;
проверку выполнения должностными лицами и обучающимися требований по сохранению и укреплению здоровья;
разработку обоснованных предложений директору училища по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
контроль устранения недостатков и эффективности выполняемых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Медицинскому контролю подлежат здания, сооружения, помещения, иные объекты и занимаемая ими территория, принадлежащие Министерству обороны Российской Федерации, а также общеобразовательная деятельность обучающихся.
Начальник медицинского пункта училища и должностные лица территориального органа государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации, при осуществлении медицинского контроля в училище, в соответствии со своими полномочиями, имеют право в установленном порядке:
вносить на рассмотрение соответствующих начальников предложения по проведению необходимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, улучшение условий обучения, жизни и быта, охрану окружающей природной среды;
проводить санитарно-эпидемиологические расследования (обследования), измерять уровень факторов среды обитания, осуществлять отбор проб воздуха, воды, почвы, других сред и материалов, в том числе продовольственного сырья, пищевых продуктов и готовой пищи для лабораторных исследований;
рекомендовать соответствующим должностным лицам временно отстранять от выполнения должностных обязанностей (работ) лиц, являющихся носителями инфекционных болезней, не прошедших обязательные предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры (обследования), а также имеющих медицинские противопоказания;
при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для обучающихся, принимать решения: о госпитализации (изоляции) больных инфекционными заболеваниями и лиц с подозрением на такие заболевания; о проведении обязательного медицинского осмотра, лабораторного обследования, медицинского наблюдения за лицами, контактировавшими с больными инфекционными заболеваниями; о проведении дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, в зданиях, помещениях и на территории, где сохраняются условия для возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Медицинский контроль осуществляется в виде плановых и внеплановых обследований объектов контроля и повседневного наблюдения за соблюдением условий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся.
Плановые обследования должны занимать ведущее место, поскольку они предупреждают негативное влияние условий среды обитания на здоровье обучающихся.
Внеплановые обследования проводятся по указанию вышестоящих должностных лиц, на основании жалоб, повышения уровня заболеваемости обучающихся.
Результаты медицинского контроля, а также предложения по проведению необходимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, начальник медицинского пункта училища докладывает в установленном порядке директору училища и начальнику военно-медицинского учреждения.
^ осуществляется путем проведения:
- анализа и оценки статистических данных о физическом развитии,
об уровне, структуре и динамике заболеваемости, травматизма, госпитализации и трудопотерь обучающихся; результатов профилактических медицинских обследований и осмотров;
- медицинских осмотров с целью предупреждения возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний и пищевых отравлений (обучающихся, возвратившихся из каникулярного отпуска, лечебных учреждений до направления их в подразделение);
- ежедневного медицинского наблюдения за обучающимися в процессе их повседневной деятельности.
^ включает:
- наблюдение, оценку и прогнозирование состояния здоровья обучающихся в связи с особенностями условий размещения;
- контроль выполнения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор по вопросам, касающимся размещения;
- установление причинно-следственных связей между особенностями размещения, заболеваемостью и другими показателями здоровья обучающихся;
- разработку предложений соответствующим должностным лицам о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на улучшение условий размещения обучающихся;
- контроль мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей природной среды (почвы, водоисточников и атмосферного воздуха) хозяйственно-бытовыми отходами.
Обследование объектов размещения проводится путем: изучения проектной документации, технических паспортов и других материалов квартирно-эксплуатационной службы; осмотра объекта на месте и ознакомления с условиями его эксплуатации и содержания; опроса лиц, проживающих или работающих на данном объекте (в помещении), об их самочувствии, жалобах, связанных с условиями размещения.
Гигиеническое обследование объектов размещения необходимо проводить в присутствии представителей училища, других заинтересованных лиц, которые могут дать необходимые сведения о состоянии эксплуатируемых зданий и сооружений и о состоянии здоровья работающих в них людей.
В зависимости от конкретных задач, при необходимости некоторые вопросы уточняются путем проведения измерений с помощью специальных приборов и инструментов, лабораторных исследований и расчетными методами с привлечением, в установленном порядке, для их проведения специалистов санитарно-эпидемиологических учреждений Министерства обороны Российской Федерации.
Медицинский контроль условий размещения обучающихся в военном городке состоит из изучения и оценки:
состояния здоровья обучающихся;
планировки, застройки и благоустройства военного городка, проведения природоохранных мероприятий в нем и на прилегающей к нему территории;
состояния отдельных зданий и сооружений.
При изучении планировки, застройки и благоустройства военного городка устанавливают:
соблюдение границ санитарно-защитных зон между зданиями военного городка и источниками загрязнения окружающей среды, шума, электромагнитного излучения с учетом характеристики источников загрязнения, розы ветров, рельефа местности, направления и скорости течения рек, характера растительности;
соответствие планировки и застройки территории училища гигиеническим требованиям (наличие необходимых зон, размеры их территории, правильное взаимное расположение, оптимальная ориентация зданий, необходимые санитарные разрывы, реализация проектных решений по защите зон (жилой, отдыха, физкультурно-спортивной, хозяйственной, учебно-опытной) от вредных факторов окружающей среды;
периодичность профилактических осмотров зданий и сооружений, своевременность текущего ремонта, проведение регламентных работ по обслуживанию санитарно-технических систем;
обеспеченность городка системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, тепло- и электроснабжения;
наличие необходимых элементов благоустройства территории городка – покрытия дорожной сети, отвода поверхностных вод, всех видов озеленения, площадок для мусоросборников, наружного освещения.
Медицинский контроль условий размещения в отдельных зданиях и сооружениях состоит из:
- изучения и оценки здоровья обучающихся, проживающих в конкретном здании, и его динамики;
- ознакомления с инженерно-строительной характеристикой объекта;
- осмотра объекта и прилегающей территории на месте;
- изучения фактического выполнения требований нормативных правовых актов в отношении условий размещения в конкретном здании;
- санитарно-эпидемиологической оценки условий размещения;
- разработки предложений по устранению выявленных недостатков и улучшению условий размещения.
Благоустройство и санитарное состояние прилегающей территории оценивается по размерам ее озеленения, видам насаждений и местам их расположения, состоянию и виду покрытия подъездных и пешеходных путей, регулярности и качеству уборки мусора, наличию ночного освещения.
Проверка фактического выполнения санитарных требований к размещению обучающихся включает гигиеническую оценку:
внутренней планировки и отделки помещений зданий и их соответствия установленному составу функциональных помещений, площади и объема помещений в расчете на одного человека;
эффективности проветривания, работы вентиляции и кондиционирования воздуха в жилых (учебных, спортивных) помещениях по показателям производительности и кратности воздухообмена, а также вытяжной вентиляции уборных, душевых, сушилок, комнат для чистки одежды и обуви;
системы отопления по показателям температуры воздуха в помещениях;
естественной освещенности помещений, достаточности и равномерности их искусственной освещенности, а также возможного уменьшения светового потока за счет загрязнения оконных стекол и плафонов, осветительных устройств;
возможных изменений качества внутренней среды помещений, вызываемых воздействием таких физических факторов как шум, вибрация, электромагнитное поле;
ярусности кроватей, удаления их от наружных стен и окон;
обеспеченности тумбочками, табуретами, прикроватными ковриками, тапочками;
оснащенности рабочих мест для обучающихся различными видами ученической мебели, которая должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики;
оснащенности комнат бытового обслуживания оборудованием и принадлежностями, необходимыми для выполнения правил личной гигиены, парикмахерских услуг и мелкого ремонта обмундирования и обуви;
возможностей и порядка хранения одежды, обуви и личных вещей;
эффективности работы сушилок по фактической пропускной способности и обеспечению необходимого температурного режима, в том числе в межотопительный период, для просушки одежды и обуви, а также отсутствию влияния на качество воздуха в соседних помещениях;
достаточности и исправности питьевых фонтанчиков, кранов умывальников, ножных ванн и душевых сеток, унитазов с устройством закрывающихся кабин или перегородок между ними, писсуаров, а также наличия подвода горячей воды к ножным ваннам и душевым сеткам;
эффективности работы систем сбора, удаления и обеззараживания твердых и жидких бытовых отходов.
При изучении условий размещения обучающихся, при необходимости, специалистами центров санитарно-эпидемиологического надзора проводятся инструментальные измерения: температуры воздуха в помещениях с вычислением ее горизонтальных и вертикальных перепадов и разницы между температурой воздуха и температурой наружных стен, а также влажности и скорости движения воздуха; естественной и искусственной освещенности помещений (инструментальными или расчетными методами); исследуется химический состав воздуха помещений по содержанию кислорода, диоксида и оксида углерода, а также его загрязненности по окисляемости, содержанию пыли и микроорганизмов; измеряются уровни звука и звукового давления, электромагнитных излучений, тепловой, видимой и ультрафиолетовой радиации и других биологически активных факторов, характеризующих условия размещения.
^ обучающихся направлен на обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01», введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. № 24, при доставке и распределении воды потребителям.
Целью медицинского контроля водоснабжения является сохранение и укрепление здоровья обучающихся путем предупреждения заболеваний и других неблагоприятных изменений в их организме, связанных с потреблением недоброкачественной воды или с недостаточным ее количеством.
Медицинский контроль водоснабжения включает:
наблюдение, оценку и прогнозирование состояния здоровья обучающихся в связи с особенностями водоснабжения;
обследование, оценку технического и санитарного состояние объектов и элементов системы водоснабжения;
проверку соответствия санитарным требованиям качества и количества воды, подаваемой обучающимся;
обобщение, анализ полученных данных и выявление ведущих неблагоприятных факторов, обусловленных особенностями водоснабжения, которые влияют на здоровье обучающихся;
разработку предложений директору училища по устранению выявленных недостатков и улучшению водоснабжения обучающихся;
контроль устранения недостатков и эффективности выполняемых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий должностными лицами училища по обеспечению обучающихся достаточным количеством доброкачественной питьевой водой.
Медицинскому контролю подлежат водопроводы, сооружения и сети централизованных систем питьевого водоснабжения и системы горячего водоснабжения, расположенные на территории училища и используемые для организации водоснабжения училища.
Необходимые данные о качестве подаваемой воды получают в учреждениях, входящих в единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.
Основным критерием санитарной надежности системы водоснабжения является качество питьевой воды, определяемое лабораторным путем.
При обнаружении микробного загрязнения воды выше допустимых значений для выявления его причин должен проводиться повторный отбор проб с дополнительными исследованиями на наличие бактерий – показателей свежего фекального загрязнения и определением минеральных азотсодержащих веществ и хлоридов. Одновременно совместно с представителем училища проводится комплексное обследование системы водоснабжения для выявления причин ухудшения качества воды, разрабатываются мероприятия по их устранению, и устанавливается контроль за реализацией этих мероприятий.
Здания общеобразовательных учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками. В общеобразовательных учреждениях обеспечивается централизованное водоснабжение и канализация. Холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются производственные помещения пищеблока, душевые, умывальные, кабины гигиены девочек, помещения медицинского кабинета, кабинеты физики, химии, рисования, мастерские трудового обучения.
Общеобразовательные учреждения обеспечиваются доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
Питьевой режим в образовательном учреждении может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода, расфасованная в емкости. Должен быть обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательном учреждении. Конструктивные решения стационарных питьевых фонтанчиков должны предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи, высота которой должна быть не менее 10 см. При организации питьевого режима с использованием бутилированной воды образовательное учреждение должно быть обеспечено достаточным количеством чистой посуды (стеклянной, фаянсовой – в обеденном зале и одноразовых стаканчиков – в учебных и спальных помещениях), а также отдельными промаркированными подносами для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды; контейнерами для сбора использованной посуды одноразового применения. При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели. Бутилированная вода, поставляемая в образовательные учреждения, должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность.
Использование в общеобразовательных учреждениях фильтров для очистки питьевой воды согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
^ осуществляется силами сторонней организации по контракту.
Текущий медицинский контроль за санитарным состоянием объектов питания с учетом требований СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 г. № 45 проводится начальником медицинского пункта училища не реже 1 раза в неделю. О выявленных недостатках медицинский работник докладывает непосредственно директору училища или его заместителям.
Дежурный медицинский персонал медицинского пункта осуществляет бракераж готовой продукции, о чем делает запись в книге контроля качества приготовления пищи (бракеражный журнал).
Медицинский контроль питания обучающихся включает:
контроль режима и планирования питания;
изучение и оценку фактического питания;
наблюдение, оценку и прогнозирование состояния здоровья обучающихся, обусловленного факторами питания (гигиеническую диагностику статуса питания обучающихся);
контроль доброкачественности и безвредности пищевых продуктов и готовой пищи;
контроль выполнения санитарных правил и норм, гигиенических нормативов на объектах питания, независимо от их организационно-правовых форм, размещающихся (функционирующих) на территории училища;
контроль состояния здоровья лиц, работающих на объектах питания, и соблюдения ими правил личной гигиены;
расследование случаев пищевых отравлений;
обобщение, анализ полученных данных и выявление ведущих неблагоприятных факторов, обусловленных особенностями питания, которые влияют на здоровье обучающихся;
разработку предложений по устранению выявленных недостатков и улучшению питания обучающихся;
контроль устранения недостатков и эффективности выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий должностными лицами, обеспечивающими питание обучающихся.
Диагностика статуса питания обучающихся проводится на основе антропометрических измерений и определения индекса массы тела (ИМТ), который рассчитывается по формуле:

В зависимости от ИМТ, возраста и в соответствии с таблицей
(приложение № 5 к настоящему Типовому положению) обучающиеся относятся к той или иной группе статуса питания.
Индивидуальная оценка статуса питания обучающихся проводится при профилактических медицинских осмотрах.
При изучении режима питания обучающихся проверяется регулярность, частота и время приемов пищи, продолжительность интервалов между ними, а также согласованность с периодами функциональной активности и видом деятельности обучающихся.
Контроль фактического питания обучающихся предусматривает проверку полноты доведения до обучающихся норм довольствия, которую проверяют путем:
сопоставления по количеству и ассортименту (балансовый метод) данных раскладки продуктов и накладной на их получение;
взвешивания продуктов непосредственно перед началом тепловой обработки (перед закладкой в котел);
определения фактической массы выданных на столы порций пищевых продуктов и готовой пищи и равномерности их распределения (взвешивается
не менее 10 порций);
определения после приема пищи массы пищевых остатков по видам блюд (пищевым продуктам).
Медицинский контроль доброкачественности и безвредности питания осуществляется в двух вариантах: в порядке плановой работы и вне плана (при наличии особых санитарно-эпидемиологических показаний).
Плановая работа проводится в виде опробования готовой пищи в столовой (бракераж готовой продукции), контроля соблюдения санитарных правил и норм при хранении, приготовлении и реализации пищевых продуктов и готовой пищи.
Внеплановая – в виде исследования пищевых продуктов в случаях: возникновения отравлений или острых кишечных инфекций, связанных с употреблением пищи или подозрения на это; предполагаемого бактериального, химического или механического загрязнения пищевых продуктов; нарушения технологии производства пищевых продуктов и рецептур; нарушения санитарных правил и норм при производстве, хранении и реализации пищевых продуктов; при решении вопросов о пригодности в пищу продуктов с истекшими сроками годности или после длительного их хранения на складах, продуктов, не отвечающих требованиям стандартов и технических условий.
В процессе проведения контрольных мероприятий выявляются:
наличие сопроводительных документов на пищевые продукты, их соответствие, сроки реализации;
изменения органолептических, физических и химических свойств пищевых продуктов и готовой пищи, причины этих изменений;
посторонние, в особенности, вредные для здоровья примеси в количествах, превышающих предельно допустимые величины.
Для питания обучающихся не могут использоваться пищевые продукты, которые:
не соответствуют требованиям нормативных документов;
не имеют сертификатов соответствия, документов изготовителя или поставщика, подтверждающих их происхождение;
не соответствуют представленной документации;
имеют явные признаки недоброкачественности;
обоснованно подозреваются в фальсификации;
не имеют установленных сроков годности или сроки годности уже истекли.
Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными, не подлежат выдаче на кухню и заменяются другими.
По показаниям лабораторное исследование проб продуктов, доброкачественность которых вызывает сомнение, проводятся в аккредитованном учреждении.
Выдача на довольствие обучающимся пищевых продуктов, вызывающих сомнение в доброкачественности, запрещается до получения результатов лабораторного исследования.
Не допускаются необоснованное запрещение использования и самовольное уничтожение продуктов.
Медицинский контроль выполнения санитарных правил и норм, гигиенических нормативов на объектах питания осуществляется путем изучения и оценки: условий хранения пищевых продуктов; выполнения гигиенических требований при кулинарной обработке пищевых продуктов, приготовлении и раздаче готовой пищи; содержания объектов питания.
При санитарно-эпидемиологических обследованиях условий хранения контролируется:
санитарно-техническое состояние продовольственного склада, иных складских помещений и технических средств продовольственного хранения, в том числе организация и эффективность проведения дезинсекционных, фумигационных и дератизационных мероприятий;
условия и сроки годности продуктов (особенно скоропортящихся), соблюдение температурно-влажностного режима в складских помещениях, холодильниках;
соблюдение установленных сроков выдачи продуктов со склада в столовую до начала их тепловой обработки.
Контроль выполнения гигиенических требований при кулинарной обработке продуктов, приготовлении и раздаче готовой пищи включает проверку:
использования и приготовления запрещенных в общественном питании образовательного учреждения продуктов и блюд;
строгого обеспечения поточного принципа перемещения продуктов в соответствии с последовательностью технологических процессов их обработки, недопущением встречных потоков и контакта сырых и вареных продуктов, а также пищевых продуктов с грязной посудой и отходами, грязной и чистой посуды, грязной посуды и готовой пищи;
выполнения требований по раздельной обработке сырых и вареных мясных, рыбных продуктов и овощей;
своевременности приготовления пищи, соблюдения сроков и правил тепловой обработки продуктов, обязательной повторной термической обработки мясных и рыбных порций перед выдачей;
выполнения требований к приготовлению холодных закусок и напитков, блюд из молока и молочных продуктов и куриных яиц, рубленых изделий из мяса, птицы, рыбы, изделий с кремом и других изделий повышенного эпидемического риска;
своевременности реализации готовой пищи, ее температуры перед выдачей;
выполнения требований к срокам и условиям хранения расхода готовой пищи и его тепловой обработки перед выдачей обучающимся, не присутствовавшим на завтраке, обеде или ужине в связи с выполнением различных заданий;
выполнения поварским составом гигиенических требований при приготовлении пищи, соблюдения им правил личной гигиены, обеспеченности его специальной одеждой.
При контроле содержания продовольственных объектов проверяется и оценивается:
санитарно-техническое состояние объекта, в том числе достаточность состава и площади производственных и вспомогательных помещений, столово-кухонного оборудования и инвентаря, посуды, мебели, санитарно-технических приборов, эффективность работы вентиляции, состояние водоснабжения и водоотведения;
проведение мероприятий по защите продовольствия от грызунов и амбарных вредителей, а также противомушиных мероприятий;
качество ежедневных и генеральных уборок помещений, дезинфекции (дезинсекции, дератизации);
чистота столовой и кухонной посуды и инвентаря, соблюдение правил ее мытья и обеззараживания;
исправность и чистота технологического оборудования и холодильных шкафов;
благоустройство и очистка территории вокруг объектов, выполнение требований по сбору и удалению пищевых отходов.
Медицинский контроль банно-прачечного обслуживания обучающихся заключается в гигиеническом контроле и оценке:
регулярности помывки и полноты охвата ею обучающихся, смены нательного и постельного белья, а также обеспеченности банными полотенцами, мылом и индивидуальными мочалками;
санитарно-технического состояния бань, достаточности набора и площади производственных и вспомогательных помещений, пропускной способности и производительности, обеспеченности санитарно-техническим оборудованием и инвентарем, эффективности вентиляции, соблюдения температурного режима, обеспеченности холодной и горячей водой и паром.
^ осуществляется путем проведения периодических санитарно-эпидемиологических обследований территории училища с участием представителей территориального центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации.
При обследовании территории училища проверке и оценке подлежат:
уровень благоустройства территории (зонирование, озеленение, характер покрытия дорог);
организация сбора и условия сбора, удаления, обеззараживания и утилизации твердых и жидких бытовых и производственных отходов;
соблюдение санитарных правил содержания канализационных сетей и сооружений (в том числе очистных), а также устройств по обеззараживанию и утилизации твердых бытовых отходов.
Медицинский контроль при сопровождении обучающихся, убывающих на отдых в детские оздоровительные лагеря, санатории и дома отдыха Министерства обороны Российской Федерации.
Организация оказания медицинской помощи детям в пути следования поезда осуществляется в соответствии с санитарными правилами
СП 2.5.1277-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов», введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. № 31.
^ .
Медицинский контроль условий учебно-воспитательного процесса проводится в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 и включает:
- наблюдение, оценку и прогнозирование состояния здоровья обучающихся в связи с особенностями их учебной подготовки;
- участие в разработке планов учебной подготовки в целях наиболее полной реализации гигиенических требований, предъявляемых к обеспечению режима труда и отдыха, величине и интенсивности умственных нагрузок, чередованию различных занятий;
- контроль выполнения гигиенических требований, предъявляемых к обеспечению режима труда и отдыха, величине и интенсивности умственных нагрузок в течение дня, чередованию различных занятий, распределению времени суток с учетом необходимости для обучающихся выполнения правил личной гигиены, мероприятий по закаливанию, проведения утренней физической зарядки, приемов пищи, отдыха и сна;
- контроль условий проведения учебных занятий с учетом гигиенических требований к площади помещений в расчете на каждого занимающегося, естественной и искусственной освещенности, вентиляции, отоплению и оборудованию учебных классов, а также оценку их содержания и проверку качества уборок и проведения проветривания;
- контроль соответствия величины и интенсивности умственных нагрузок тренированности и возрасту обучающихся;
- установление причинно-следственных связей между особенностями учебно-воспитательного процесса, заболеваемостью и другими показателями здоровья обучающихся.
^
Медицинский контроль за физическим воспитанием и спортом преследует цель обеспечить правильную всестороннюю физическую подготовку обучающихся без вреда для состояния здоровья и нарушения закономерностей роста и развития. Медицинский контроль за физической подготовкой и спортом включает комплекс мероприятий:
наблюдение за динамикой физического развития и состоянием здоровья занимающихся физкультурой и спортом;
контроль за соблюдением норм спортивной нагрузки и наблюдение за реакциями организма обучающихся во время занятий физической культурой и спортивных соревнований, правильностью построения занятий физкультурой и спортом;
контроль за состоянием здоровья обучающихся, занимающихся в спортивных секциях;
медицинский контроль санитарного состояния за местами и условиями проведения занятий и соревнований;
медицинское обеспечение спортивных соревнований;
профилактика спортивного травматизма;
пропаганда здорового образа жизни.
Организация медицинского контроля за физической подготовкой и спортом возлагается на медицинский пункт училища. В своей деятельности медицинские работники руководствуются требованиями методических рекомендаций «Врачебный контроль за нагрузкой учащихся на уроках физической культуры в общеобразовательных школах», утвержденных приказом Министерства здравоохранения СССР от 27 декабря 1984 г.
№ МР 11-14/30-7.
^
Перед началом каждого учебного года начальником медицинского пункта училища отрабатываются планы профилактических и противоэпидемических мероприятий актуальных инфекционных заболеваний, которые утверждаются начальником военно-лечебного учреждения, осуществляющего медицинское обеспечение обучающихся, и согласованное с директором училища.
При возникновении очага инфекции проводится комплекс противоэпидемических мероприятий, определенных приказом директора училища.
К противоэпидемическим мероприятиям относятся:
раннее активное выявление, изоляция и лечение источника инфекции;
разобщение контактных;
наблюдение, обследование и вакцинация, а при необходимости серопрофилактика контактных;
текущая и заключительная дезинфекция.
Своевременная изоляция источника инфекции – основное условие успешной противоэпидемической работы.
Сроки изоляции детей с инфекционными заболеваниями и порядок наблюдения за контактными отражены в приложении № 8 к настоящему Типовому положению.
^
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 определено, что все работники общеобразовательного учреждения проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.
^
За состояние специальной подготовки медицинского персонала училища отвечает начальник медицинского пункта училища. Занятия по специальной подготовке проводятся со всеми категориями медицинских работников из расчета 2 учебных часа в месяц. В ходе занятий особое внимание уделяется изучению вопросов: анатомо-физиологические особенности детей среднего и старшего школьного возраста; организация медицинского освидетельствования; оказание неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях; клиника, диагностика и лечение основных детских инфекций; противоэпидемические мероприятия при различных инфекционных заболеваниях; гигиена детей и подростков; организация динамического врачебного наблюдения.
^
Организация обеспечения медицинской техникой и имуществом
(далее – медицинское имущество) медицинского пункта училища возлагается на военно-медицинское учреждение, структурным подразделением которого он является.
Начальник медицинского пункта училища организует получение, учет, хранение, отпуск медицинского имущества в структурные подразделения медицинского пункта и осуществляет систематический контроль за его рациональным и экономным расходованием.
Реализация мероприятий по приему, хранению, отпуску и учету медицинского имущества возлагается на старшую медицинскую сестру медицинского пункта училища, а в стоматологическом кабинете на врача-стоматолога.
Истребование медицинского имущества медицинским пунктом училища осуществляется в пределах месячной потребности в плановом порядке из аптеки военно-медицинского учреждения по требованиям и требованиям-накладным, в порядке, определенном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. № 110 г. «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания».
Все принятое медицинское имущество должно быть не позднее следующего дня оприходовано по книгам учета на основании оформленных актов приема или накладных.
В медицинском пункте училища для учета медицинского имущества ведутся учетно-отчетные документы в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2008 г. № 139 «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации».
Медицинское имущество независимо от источника поступления и способов приобретения, подлежит обязательному учету.
Все учетные документы хранятся в запирающихся шкафах или ящиках, обеспечивающих их сохранность.
Отпуск лекарственных средств обучающимся по рецептам на руки
не производится. Прием лекарственных средств обучающимся осуществляется только под контролем медицинских работников.
Организация хранения лекарственных средств в медицинском пункте училища осуществляется в соответствии приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 августа 2010 г. № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств».
^
В медицинском пункте училища составляется Отчет о состоянии здоровья переменного состава кадетских корпусов (форма 13К/МЕД). Отчет составляет начальник медицинского пункта – врач-педиатр медицинского пункта училища в соответствии со сроками и порядком представления, установленными Табелем срочных донесений Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации (№9) на мирное время, утвержденным приказом начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации – заместителя Министра обороны Российской Федерации от 1 августа 2000 г. № 75.
Отчет составляется в трех экземплярах. Два экземпляра направляются в адрес медицинской службы военного округа места дислокации училища и военно-медицинского учреждения, структурным подразделением которого является медицинский пункт училища. Один экземпляр хранится в деле медицинского пункта училища – срок хранения – 3 года.
Сведения по отчету медицинского пункта училища включаются (по подчиненности) в сводный отчет военно-медицинского учреждения, структурным подразделением которого является медицинский пункт училища.
Медицинская служба военного округа представляет в Главное военно-медицинское управление Министерства обороны Российской Федерации сводные отчеты за медицинские пункты училищ, дислоцирующиеся соответственно на территории этих военных округов.
По разделу 1 отчета. Общие сведения о заболеваемости, госпитализации, отчисляемости и смертности обучающихся.
В графе «Состав» приводятся категории обучающихся по классам (годам) обучения, которые имеются в училище.
В графе 2 указывается количество всех обращений – как первичных, так и повторных.
В графе 3 указывается количество первичных обращений.
В графах 4-6 указывается количество больных, направленных на стационарное лечение по типу лечебных учреждений. В графе 6 в т.ч. указывается количество больных, получающих лечение по системе обязательного медицинского страхования амбулаторно с определением домашнего режима (дневной стационар).
В графе 9 указывается количество всех обучающихся, освидетельствованных в гарнизонных или госпитальных ВВК и признанных негодными по состоянию здоровья к обучению в училище (корпусе).
По разделу 2 отчета. Первичная заболеваемость обучающихся и ее структура.
Графы 1-3 включают номер по порядку, наименование классов, групп болезней, наименование нозологических форм болезней и их код по МКБ Х.
В графе 4 сведения о первичной заболеваемости обучающихся показывать в абсолютных числах.
В графе 5 сведения о первичной заболеваемости обучающихся указываются в промилле:
[Общее число заболеваний]______ ___ х 1000
[Численность обслуживаемых обучающихся]
В графе 6 производится расчет структуры первичной заболеваемости по нозологическим формам, при этом за 100% принимается число обращений по всем классам болезней (строка 142 – Итого по выше перечисленным классам).
В графе 7 указываются сведения об обучающихся, отчисленных по состоянию здоровья из училища (корпуса) за отчетный период, а также воспитанниках, признанных негодными к поступлению в ВВУЗы при проведении предварительного медицинского освидетельствования выпускников.
По разделам 3, 3.1 и 3.2 отчета. Обстоятельства и причины травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин.
В разделах 3, 3.1, 3,2 указываются данные только о травмах, острых отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин, связанных с трудопотерями или окончившихся внезапной смертью. Составляют эти данные на основании записей в книге учета больных в амбулатории и книге учета больных, направленных на стационарное лечение.
В графе 1 раздела 3 категории обучающихся отражаются в соответствии с графой 1 Раздела 1.
В графах 4-6 раздела 3 указывается количество пострадавших, направленных на стационарное лечение по типу лечебных учреждений. В графе 6 в т.ч. показывать пострадавших, получающих лечение через систему ОМС амбулаторно с определением домашнего режима (дневной стационар).
По разделу 4 отчета. Характеристика состояния здоровья обучающихся.
В графе 1 категории обучающихся приведены в соответствии с графой 1 Разделов 1 и 3.
В графах 5-10 строки «1 год обучения» отражаются результаты профилактического медицинского осмотра кандидатов перед поступлением в училище или окончательного медицинского освидетельствования кандидатов при поступлении в училище (при условии проведения) и при сроке обучения более одного года.
В графах 5-10 другие строки по годам обучения отражаются результаты ежегодного профилактического медицинского осмотра обучающихся (для выпускников – отражать результаты медицинского освидетельствования выпускников по определению годности к поступлению в ВВУЗы при условии его проведения).
Группы состояния здоровья (графы 5-7) определяются в соответствии со специальной схемой, утвержденной приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 621.
Состояние питания обучающихся (графа 8-10) оценивается на основе расчета показателя ИМТ с учетом вариантов нормативных показателей, изложенных в приложении № 5 к настоящему Типовому положению.
|