|
Скачать 3.13 Mb.
|
ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИУчебное пособие Под редакцией Ю.В. Лобзина Санкт-Петербург 2000 Учебное пособие к практическим занятиям по инфекционным болезням предназначено для курсантов 4-го, 5-го и 6-го курсов факультетов подготовки врачей и имеет своей целью обеспечить самостоятельную работу в процессе практического обучения в клинике инфекционных болезней. Оно является обучающим пособием, с помощью которого курсанты могут самостоятельно освоить методы и практические навыки, необходимые врачу медицинского пункта части для диагностики и лечения инфекционных больных. Авторский коллектив: Ю.В.Лобзин, Ю.И.Буланьков, В.В.Васильев, Ю.А.Винакмен, В.М.Волжанин, Ю.Н.Громыко, К.В.Жданов, С.М.Захаренко, М.Е.Земсков, Т.М.Зубик, К.С.Иванов, А.Ю.Ковеленов, О.И.Кошиль, А.А.Кучерявцев, В.П.Лихопоенко, Н.И.Львов, Л.Ф.Молчанов, В.В.Пилипенко, К.С.Плотников, А.Н.Усков, Ю.П.Финогеев, М.К.Шишкин, И.М.Юркаев. Издается согласно редакционно-издательскому плану, утвержденному начальником ГВМУ МО РФ ОГЛАВЛЕНИЕ
В В Е Д Е Н И Е Пособие к практическим занятиям составлено в соответствии с учебной программой по курсу инфекционных болезней для курсантов факультетов подготовки врачей Российской Военно-медицинской академии. Оно является методическим пособием, предназначенным для самостоятельного освоения слушателями методов, приемов и практических навыков, необходимых для диагностики инфекционных болезней и лечения инфекционных больных. Важнейшим разделом пособия являются диагностические алгоритмы, использование которых позволит слушателям самостоятельно изучить систему логического последовательного диагностического поиска, результатом которого должно явиться установление нозологического диагноза болезни, определение патогенеза состояния больного и степени тяжести его, выбор рациональной комплексной индивидуальной терапии, в том числе неотложной. Применение диагностических алгоритмов в практической работе с инфекционным больным приобщает курсантов к процессу познания больного и его болезни – к процессу, который обычно называется "клиническим мышлением". Работа над диагностическими алгоритмами, использование их у постели больного, закрепление приобретенных знаний и навыков на практических занятиях под руководством преподавателя и в процессе выполнения всех других самостоятельных заданий, личное наблюдение больных и изучение рекомендованной литературы применительно к курируемому инфекционному больному приближают курсантов к "великому искусству врачевания", овладеть которым можно только путем самообразования. В каждой теме практических занятий после изучения алгоритмов курсантам предлагается продумать ответы на вопросы, которые могут возникать у врача во время логического поиска. Эти ответы позволят курсантам более уверенно решать диагностические и лечебные задачи. Ответы на все вопросы курсанты могут получить при внимательном изучении учебника "Инфекционные болезни" К.С.Иванова и А.П.Казанцева (издание ВМедА, Л., 1989). В пособии представлено подробное описание методики выполнения практических приемов, применяемых для диагностики и лечения инфекционных больных. Познакомившись с этими методиками, курсант будет более грамотно и уверенно выполнять соответствующие врачебные манипуляции при обследовании больных и оказании им медицинской помощи. Здесь изложены основные формы самостоятельной работы курсантов в процессе практического обучения в клинике инфекционных болезней, условия выполнения этой работы в лечебном отделении, объем и содержание ее во время вечернего дежурства по клинике; также даются задания для самостоятельной подготовки и самоконтроля знаний при изучении инфекционных форм, которые входят в тематический план практических занятий. Особенно подробно представлены материалы, относящиеся к практическому занятию, проведение которого будет осуществляться на базе "Учебного центра" академии (Красное Село). Их усвоение наряду с полученными в клинике инфекционных болезней знаниями и практическими навыками позволят курсантам успешно выполнять свои функциональные обязанности по лечебно-диагностической работе при оказании медицинской помощи инфекционным больным во время войсковой стажировки и после окончания академии, будучи на должности начальника (врача) медицинской службы части (корабля). Авторский коллектив при составлении учебного пособия учитывал прежде всего требования, которые предъявляются врачу части (начальнику медицинского пункта) по раннему выявлению инфекционных больных, оказанию им неотложной медицинской помощи и лечению. Составной частью пособия являются приложения, содержащие информацию, предназначенную для практической деятельности войскового (корабельного) врача: перечень инфекционных больных, подлежащих лечению в изоляторе медицинского пункта части, контингенты военнослужащих, требующих диспансерного наблюдения после перенесенных инфекционных заболеваний, диеты, назначаемые инфекционным больным и реконвалесцентам, основные рецептурные прописи, составленные с учетом табельных средств медицинского пункта части (корабля). ^ 1.1. Практические занятия Занятие 1. а) Организация работы инфекционного стационара и противоэпидемического режима в нем. б) Методика обследования инфекционного больного. Занятие 2- 3. Брюшной тиф, паратифы А и В. Занятие 4- 5. Сальмонеллезы и другие острые диарейные инфекционные заболевания. Занятие 6- 7. Дизентерия (шигеллез). Занятие 8- 9. Ангина. Занятие 10-11. Дифтерия. Занятие 12-13. Менингококковая инфекция. Занятие 14-15. Лептоспироз. Занятие 16. Псевдотуберкулез. Занятие 17-18. Грипп и другие острые респираторные заболевания. Занятие 19-20. Вирусные гепатиты. Занятие 21. Корь. Краснуха. Занятие 22. Ветряная оспа. Занятие 23. Эпидемический паротит. Занятие 24. Бруцеллез. Занятие 25. Медицинская помощь инфекционным больным в медицинском пункте части. ^ Занятие 1. Чума. Туляремия. Занятие 2. Малярия. Занятие 3. Сыпной тиф. Занятие 4. Сибирская язва. Занятие 5. Бешенство. (Клещевой бореллиоз). ^
Примечание: В следующие после дежурств курсантов дни первые 15 мин практического занятия проводится утренняя конференция с заслушиванием докладов дежуривших по клинике курсантов о поступивших и тяжелых больных. ^ Курирование больных. Применение практических навыков. Участие (ассистирование) в проведении неотложных лечебных мероприятий (внутрисосудистое введение лекарственных средств, спинномозговая пункция и др.). Участие в клинических обходах и разборах начальника кафедры, заместителя начальника кафедры, профессоров кафедры. Прием больных в приемном отделении клиники (лечебно-диагностическом центре по лечению и обследованию инфекционных больных 442 ОВКГ), выполнение диагностических и лечебных назначений, участие в обходе больных дежурным врачем во время вечернего дежурства. Подготовка к докладу на утренней конференции курсантов. Написание учебных историй болезни (на 4-м курсе). Составление протоколов обследования больных. Написание рецептов. Изучение учебных пособий, официальных документов, решение ситуационных клинических задач с помощью алгоритмов и других методик, предложенных для самостоятельной работы в учебном пособии к практическим занятиям по инфекционным болезням. Проведение бесед с больными на санитарно-просветительные темы. ^ Объектом обследования в клинике инфекционных болезней является инфекционный больной - потенциальный источник заражения любого человека, в том числе куратора (курсанта). В условиях клиники инфекционных болезней могут действовать все пути и механизмы передачи инфекций, из них основных два: контактный и воздушно-капельный. Направляясь в лечебное отделение для выполнения учебного задания, курсант должен знать, к какой группе инфекционных болезней (по степени контагиозности) относятся больные этого отделения. В клинике курсант снимает верхнюю одежду, надевает индивидуальные медицинский халат и колпак, получает маску-респиратор. Волосы должны быть полностью убраны и закрыты колпаком, манжеты рукавов халата завязываются имеющимися на них тесемками. На период занятий курсанты оставляют портфели, учебники и другие вещи в классе. Курсант должен иметь при себе только фонендоскоп, неврологический молоток, лист бумаги или тонкую тетрадь (блокнот). Во время обследования больных и при уходе за ними необходимо следить за чистотой рук и спецодежды (медицинских халатов). После каждой выполненной манипуляции, соприкосновения с выделениями больных или с загрязненным бельем и посудой следует обязательно мыть руки с мылом. При наличии на коже рук порезов или ссадин, а также перед работой, связанной с риском загрязнения рук кровью или другими выделениями больных, необходимо надевать резиновые перчатки (после работы сдаются медицинской сестре и обеззараживаются в отделении кипячением). Приступая к работе в палатах для больных капельными инфекциями, следует надеть марлевый респиратор. В отделении реанимации и интенсивной терапии респиратор применяется в любом случае, не только для своей защиты, но и с целью защиты от интеркуррентной инфекции тяжелобольного. При входе в палату боксового отделения куратор должен надеть второй халат, колпак и марлевый респиратор. Выходя, их снимают и сдают для обеззараживания, обувь вытирают о коврик, смоченный дезинфицирующим раствором. Курсантам запрещается: - появляться в отделениях клиники без спецодежды; - садиться на кровати больных; - принимать пищу в отделениях клиники; - курить во время пребывания в клинике. При отработке практических навыков курсантам следует быть особенно внимательными. Во время посева испражнений на питательные среды для бактериологического исследования важно тщательно мыть руки после каждого посева. При заборе материала из носоглотки возможна кашелевая реакция больного, сопровождающаяся выбросом зараженной слизи и мокроты. В этом случае требуется немедленно поменять марлевую маску (респиратор), обработать открытые части лица тампоном, смоченным спиртом, а при попадании заразного материала в глаза промыть коньюнктивальные мешки водой и закапать 20% раствор сульфацила натрия. Халат с попавшими на него выделениями больного, в том числе рвотными массами, необходимо сменить, а зараженные участки обмундирования - обработать дезинфицирующим раствором (хлорамином). О случившемся курсант обязан тотчас сообщить преподавателю или дежурному врачу клиники. При появлении недомогания или других признаков болезни курсант должен немедленно доложить об этом преподавателю, а в вечернее время - дежурному врачу клиники инфекционных болезней. ^ Иванов К.С., Казанцев А.П. Инфекционные болезни: Учебник. Л.: ВМедА, 1989.-328 с. Инфекционные болезни: Учебное пособие (Под ред. проф. Ю.В. Лобзина).-СПб: ВМедА, 2000.-125 с. Ситуационные клинические задачи: Учебное пособие к практическим занятиям по инфекционным болезням (Под ред. Ю.В. Лобзина). - СПб.: ВМедА, 2000. Избранные лекции: Тропические инфекционные болезни. Л.: ВМсдА: 1-й - Выпуск - 1974.-125 с. 2-й – Выпуск - 1977.-110 с. 3-й – Выпуск - 1978.-130с. 4-й - Выпуск - 1980.-132 с. 5й-Выпуск-1992.-175с. Указания ГВМУ МО РФ по диагностике, лечению и профилактике в Вооруженных Силах РФ: - дизентерии и других острых кишечных диарейных инфекций, 2000; - вирусных гепатитов А и В, 1999; - холеры, 1990; - менингококковой инфекции, 1987; - дифтерии, 1987; - ангины, 1999; - гриппа и других ОРЗ, 1999; - брюшного тифа, паратифов А и В, 1999; - малярии,1988; - лептоспироза, 1993. Руководство по инфекционным болезням (Под ред. Ю.В. Лобзина и А.П. Казанцева).-СПб: Комета, 1996.-720с. Приказ Зам. МО-ПТ ВС СССР № 64 1989 г. (Руководство по медицинскому обеспечению ВС СССР). М., Воениздат.-1991. Приказ МО РФ № 315 от 22.09.1995 г. (О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах РФ), М., 1995 г. Для курсантов III факультета, кроме перечисленной литературы рекомендуются следующие документы: Приказ Глав. Кома ВВС МО СССР № 99 от 12.04.1991 г. (Руководство по медицинскому обеспечению полетов авиации Вооруженных Сил СССР) М., Воениздат.-1991. Приказ Министра Обороны Российской Федерации № 299 от 12.09.1995 г. (О введении в действие положения о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации (Приложения 1,9). / М.. Воениздат.-1995. РАЗДЕЛ 6 ^ Учебно-целевая задача: ознакомить курсантов с организацией работы инфекционного стационара и комплексом противоэпидемических мероприятий, проводимых в лечебном учреждении при приеме, лечении и обследовании, а также при выписке инфекционного больного. ^ 2 часа. Место проведения занятий: приемное и лечебные отделения клиники инфекционных болезней (442 ОКВГ, Городская инфекционная больница им. С.П. Боткина). Структурно-логическая последовательность преподавания вопроса. Формирование знаний, умений и практических навыков у курсантов по организации противоэпидемического режима инфекционного стационара является важным направлением в преподавании инфекционных заболеваний. В ходе занятия курсанты знакомятся с общими принципами функционирования инфекционного стационара на примере инфекционного отделения Окружного военного госпиталя, начиная с территории, размещения корпусов и кончая палатами лечебных отделений и блока интенсивной терапии. |