Рабочая учебная программа по дисциплине Патофизиология, патофизиология головы и шеи По направлению подготовки 060201 «Стоматология» icon

Рабочая учебная программа по дисциплине Патофизиология, патофизиология головы и шеи По направлению подготовки 060201 «Стоматология»





Скачать 228.19 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине Патофизиология, патофизиология головы и шеи По направлению подготовки 060201 «Стоматология»
Дата25.02.2013
Размер228.19 Kb.
ТипРабочая учебная программа




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации



«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

___________________________ _____________________________

«___»_______________200 г. «___»_______________200 г.


^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине ____ Патофизиология, патофизиология головы и шеи____

По направлению подготовки_________060201 «Стоматология»_________

Курс ____2_____________________________________________________

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)__экзамен_____________

Кафедра __Патологической физиологии_____________________________

Общая трудоемкость 180 часов ( 5 зачетных единиц )


Архангельск, 2012



  1. ^ Цель и задачи освоения дисциплины


Цель дисциплины - овладение студентами знаниями об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и болезненных состояний, в том числе в тканях полости рта, принципах их выявления, лечения и профилактики.

При этом задачами дисциплины являются:

- изучение методов анализа результатов лабораторных и функциональных исследований;

- формирование методологической и методической основ клинического мышления и рационального действия врача – стоматолога;

- формирование умений патофизиологического анализа симптомов и синдромов заболеваний челюстно-лицевой области;

- приобретение студентом практических умений по устанавлению взаимосвязей между заболеваниями зубочелюстной области и общесоматическими заболеваниями.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП специалиста

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки специалиста.

Дисциплина «Патофизиология, патофизиология головы и шеи» относится к математическому, естественно-научному циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования, изучается в третьем и четвертом семестрах.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, биоэтика; история медицины; психология, педагогика; латинский язык; иностранный язык);

- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (физика и математика; биология; биохимия; анатомия человека, анатомия головы и шеи, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта; нормальная физиология; микробиология, вирусология; фармакология; патологическая анатомия;

- медико-профилактические дисциплины: гигиена.

^ 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины «Патофизиология» направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

^ Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-I

способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ОК-2

Способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию

ОК-3

Способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию.

ОК-5

Способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемике, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности.

ОК-7

Способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции.

ОК-8

Способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

ПК -№

^ Профессиональные компетенции

ПК-1

Способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.

ПК-2

Способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат.

ПК-3

Способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.


ПК-4

Способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность.

ПК-6

Способностью и готовностью проводить патофизиоло-гический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп.

ПК-9

Способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач.


^ В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- общие закономерности происхождения и развития жизни; антропогенез и онтогенез человека;

- анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития организма человека;

- основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;

- основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; характеристики воздействия физических факторов на организм;

- химико-биологическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях;

- строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме детей и подростков;

- законы генетики ее значение для медицины и стоматологии в том числе; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний;

- понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии;

- функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах.

Уметь:

- интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов;

- обосновать характер патологического процесса и его клинические проявления, принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний, стоматологических в частности;

- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; анализировать гистофизиологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур человека.

Владеть:

- навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациентов;

- базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности; медико-функциональным понятийным аппаратом


^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы:


Общая трудоемкость дисциплины составляет _5__ зачетных единиц.

^ Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры




III

IV

^ Аудиторные занятия (всего)

96

60

36

В том числе:

-

-

-

Лекции (Л)

32

20

12

Практические занятия (ПЗ)

64

40

24

^ Самостоятельная работа (всего)

48

32

16

Общая трудоемкость:

часы 180


^ 5. Содержание дисциплины:


5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Общая нозология


Предмет и задачи патофизиологии. Основные понятия нозологии. Болезнетворное действие факторов внешней среды. Моделирование основных стоматологических заболеваний

2

Типовые

патологические процессы


Острое неспецифическое повреждение клетки. Особенности реакции клеток пульпы, слизистых оболочек и костной ткани на острое и хроническое повреждение.

Нарушение периферического кровообращения и микроциркуляции. Значение нарушения микроциркуляции в развитии патологических процессов в челюстно-лицевой области.

Барьерные функции организма и их нарушения. Гематосаливарный барьер.

Этиология и патогенез воспалительных процессов в челюстно-лицевой области. Принципы коррекции.

Сиалозы и сиалоадениты основные звенья патогенеза, принципы моделирования и диагностики заболеваний слюнных желез.

Раневой процесс. Патология раневого процесса в тканях челюстно-лицевой области.

Патофизиология водно-солевого обмена. Отеки.

Патофизиология нарушения щелочно-кислотного состояния организма.

Роль КОС в развитии кариеса и воспалительных заболеваний пародонта и патологии слизистой оболочки полости рта. Принципы регуляции КОС в полости рта.

Опухолевый рост. Важнейшие этиологические факторы в развитии опухолей головы и шеи.

Патофизиология теплового обмена. Лихорадка. Перегревание. Переохлождение.

Гипоксия. Роль гипоксии в развитии стоматологических заболеваний.

Патофизиология обмена веществ. Роль нарушений обмена веществ в развитии патологии зубо-челюстной системы.

Патофизиология фосфорно-кальциевого обмена, остеопороз, остеомаляция.

3

Патофизиология органов и систем


Патофизиология системы красной крови. Механизмы нарушений в тканях полости рта при различных видах анемии.

Патофизиология системы белой крови. Изменения в полости рта при нарушениях в системе лейкоцитов.

Гемобластозы. Стоматологические проявления и их патогенез при патологии белой крови.

Патофизиология гемостаза. Значение нарушения гемостаза в развитии стоматологических заболеваний.

Патофизиология внешнего дыхания. Роль нарушения внешнего дыхания в формировании зубо-челюстной системы. Изменения внешнего дыхания при деформациях челюстей и заболеваниях верхнечелюстной пазухи.

Патофизиология сердечно-сосудистой системы. Сердечная недостаточность. Коронарная недостаточность. Нарушения ритма сердца. Нарушения регуляции сосудистого тонуса. Особенности течения основных стоматологических заболеваний при артериальной гипертензии и ИБС.

Патофизиология желудочно-кишечного тракта. Язвенная болезнь. Связь патологии желудочно-кишечного тракте с состоянием полости рта.

Патофизиология печени. Роль патологии печени в развитии заболеваний зубочелюстной системы.

Патофизиология почек. Роль патологии почек в развитии заболеваний зубочелюстной системы.

Патофизиология нервной системы. Боль.

Патофизиология эндокринной системы. Стоматологические проявления при патологии эндокринной системы.


^ 5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Общая нозология

2

4

-

-

-

3

9

2

Типовые патологические процессы

6

30

-

-


-

18

54

3

Патофизиология органов и систем

16

38

-

-


-

27

81


^ 6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1.

Типовые патологические процессы

Кейс по теме:

«Воспаление»

2

2.

Патофизиология органов и систем

Кейс по теме: «Анемии»

Деловая игра по теме: «Патофизиология эндокринной системы»

Кейс по теме: « Нарушение функции почек»

2

2


2

Итого (час.)

8

Итого (% от аудиторных занятий)

8,3 %


^ 7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

^ Формы контроля

1

Типовые патологические процессы

Реферат по теме « Обмен веществ»

проверка

2

Патофизиология органов и систем

Рефераты по профильным вопросам для стоматологического факультета.

проверка


^ 8. Формы контроля


8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад)

-письменные (проверка тестов, контрольных работ, рефератов, решение ситуационных задач).

Перечень тем рефератов, докладов, контрольных работ, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».


8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Этапы проведения экзамена


1. Этап - ____итоговый тест________________

2. Этап - ___ответ по билетам______________

3. Этап- __проверка практических навыков___


Вопросы к зачету и экзамену приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».


^ 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

1.Литвицкий П. Ф. Патофизиология: в 2х томах: учебник для

студентов вузов / под ред. П. Ф. Литвицкого-3-е издание,

исправленное и дополненное М., ГЭОТАР- МЕД.- 2006

  1. Новицкий В. В. Патологическая физиология: в 2-х томах / под ред. Е.Д.Гольдберга и В.В.Новицкого, Томск.- 2009.


^ 9.2. Дополнительная литература

  1. Джеймс А. Шейман. Патофизиология почки. Пер. с англ.-2-е изд., испр.-М. СПб: «Издательство БИНОМ», «Невский Диалект», 1999-206с.

  2. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Основы общей патологии. – СПб., 1999. -ЭЛБИ – СПб, 624с.

  3. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Основы патохимии.- СПб., 2001. - ЭЛБИ – СПб, 688с.

4. Патофизиология. В 3-х томах Под ред. А.И.Воложин, Г.В.Порядин-

Изд. Академия,- 2006.

  1. Фролов В.Н. «Общая патологическая физиология» М. Издательский дом Высшая школа, 2010 г- 554 с.

  2. Хендерсон Дж.М. Патофизиология органов пищеварения. Перевод с англ.М. -СПб: «Издательство БИНОМ», «Невский Диалект», 2-изд., испр.1999

  3. Шиформан Ф.Дж. Патофизиология крови. Перевод с англ. -М. -СПб.: БИНОМ», «Невский Диалект», 2000 -448с.


^ 9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

Общая патофизиология. Электронный курс. В.А.Фролов, Д.П. Билибин. –

М. 2006., 172с.

http://www.pharmed.uz/literatura/40102-patofiziologiya.html

http://medi.ru/doc/80.htm

http://www.cytokines.ru/

http://www.scsml.rssi.ru/

http://med-lib.ru/speclit/patfiz/index.php

http://www.medliter.ru/?page=list&id=09

http://www.rmj.ru/medjurnrus.htm


^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Перечень:

- 3 аудитории на 25 посадочных мест, оснащенных (столы, стулья), ученическая доска, мел.

- ноутбук 1 шт., мультимедийная приставка -1 шт., экран - 1 шт.

- комплект таблиц к учебнику «Патофизиология» П.Ф. Литвицкого (2002г.) в количестве 300 шт. (список прилагается).

- учебные DVD фильмы по темам практических занятий: «Патофизиология периферического кровообращения», «Воспаление», «Гипо- и гипертермии», «Лихорадка», «Опухоли», «Патофизиология печени и желчевыводящих путей», «Патофизиология дыхания».


^ 11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине


Анкета-отзыв на дисциплину « Патофизиология, патофизиология головы и шеи » (анонимная)


Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «Патофизиология, патофизиология головы и шеи». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

^ 1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________


^ 4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________


5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!

Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Доц. Кафедры, к.м.н.


Лебединцева Е.А.





Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись



























Приложение 2


^ Тематический план лекций


Учебная дисциплина – патологическая физиология

Направление подготовки – стоматология

Семестр – 3.4

Курс –2


№ занятия

Тема лекции



Количество

часов в семестре

3


4


1.

Предмет и задачи патофизиологии. Основные понятия нозологии. Реактивность

2

2.

Воспаление

2

3.

Нарушение теплового обмена

2

4.

Патология тканевого роста

2

5.

Патофизиология обмена веществ

4

6.

Патофизиология крови

6

7.

Патофизиология эндокринной системы

2

8.

Патофизиология нервной

2




Патофизиология сердечно-сосудистой системы

2

9.

Патофизиология дыхания и гипоксия

2

10.

Патофизиология нервной системы

2

11.

Патофизиология желудочно-кишечного тракта

2

12.

Патофизиология почек

2

ИТОГО

32



Рассмотрено на заседании кафедры _________________________________

"___"_____________ 20 г. протокол № ____________


Зав. кафедрой ___________________________________________________________

(ФИО подпись)


Приложение 3


^ Тематический план практических занятий


Учебная дисциплина – патологическая физиология

Направление подготовки – стоматология

Семестр – 3.4

Количество часов, отведенное на курс, цикл – 72 час.

Курс –2


№ занятия

Тема занятия



Количество

часов

3

4

1.

Предмет и задачи патофизиологии

2

2.

Нозология. Реактивность

2

3.

Нарушение периферического кровообращения

2

4.

Воспаление

4

5.

Лихорадка

2

6.

Контрольная работа 1

2

7.

Обмен веществ

8

8.

Контрольная работа 2

2

9.

Патология тканевого роста

4

10.

Патология крови

8

11.

Контрольная работа 3

2

12.

Итоговое занятие 3 семестра

2

13.

Патология нервной системы

2

14.

Патофизиология эндокринной системы

4

15.

Патофизиология сердечно-сосудистой системы

2

16.

Патофизиология дыхания и гипоксия

4

17.

Контрольная работа 4

2

18.

Патофизиология желудочно-кишечного тракта, печени

4

19.

Патофизиология почек

4

20.

Итоговое занятие 4 семестра

2

ИТОГО

64


Рассмотрено на заседании кафедры _________________________________

"___"_____________ 20 г. протокол № ____________

Зав. кафедрой ___________________________________________________________

(ФИО подпись)

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине Патофизиология, патофизиология головы и шеи По направлению подготовки 060201 «Стоматология» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Патологическая анатомия, патологическая анатомия головы

Рабочая учебная программа по дисциплине Патофизиология, патофизиология головы и шеи По направлению подготовки 060201 «Стоматология» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Материаловедение» По направлению подготовки 060201 стоматология
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (фгос...
Рабочая учебная программа по дисциплине Патофизиология, патофизиология головы и шеи По направлению подготовки 060201 «Стоматология» iconПеречень тем практических занятий по дисциплине «Патофизиология. Патофизиология головы и шеи»

Рабочая учебная программа по дисциплине Патофизиология, патофизиология головы и шеи По направлению подготовки 060201 «Стоматология» iconЭкзаменационные вопросы для студентов стоматологического факультета по дисциплине «ПатофизиологиЯ.

Рабочая учебная программа по дисциплине Патофизиология, патофизиология головы и шеи По направлению подготовки 060201 «Стоматология» iconРабочая учебная программа по дисциплине профилактика и коммунальная стоматология по направлению подготовки

Рабочая учебная программа по дисциплине Патофизиология, патофизиология головы и шеи По направлению подготовки 060201 «Стоматология» iconРабочая учебная программа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф По направлению

Рабочая учебная программа по дисциплине Патофизиология, патофизиология головы и шеи По направлению подготовки 060201 «Стоматология» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Внутренние болезни, клиническая фармакология» По направлению

Рабочая учебная программа по дисциплине Патофизиология, патофизиология головы и шеи По направлению подготовки 060201 «Стоматология» iconРабочая учебная программа по дисциплине иммунология клиническая иммунология По направлению подготовки

Рабочая учебная программа по дисциплине Патофизиология, патофизиология головы и шеи По направлению подготовки 060201 «Стоматология» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Пропедевтика» По направлению подготовки 060201 Стоматология
Терапевтической стоматологии, ортопедической стоматологии, челюстно-лицевой хирургии и хирургической...
Рабочая учебная программа по дисциплине Патофизиология, патофизиология головы и шеи По направлению подготовки 060201 «Стоматология» iconРабочая учебная программа по дисциплине (модулю) «зубопротезирование (простое протезирование)»
«Стоматология», относится к циклу профессиональных дисциплин, цели и задачи изучения которого соотносятся...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы