
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________
___________________________ _____________________________
«___»_______________200 г. «___»_______________200 г.
^
По дисциплине ____ Патофизиология, патофизиология головы и шеи____
По направлению подготовки_________060201 «Стоматология»_________
Курс ____2_____________________________________________________
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)__экзамен_____________
Кафедра __Патологической физиологии_____________________________
Общая трудоемкость 180 часов ( 5 зачетных единиц )
Архангельск, 2012
^
Цель дисциплины - овладение студентами знаниями об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и болезненных состояний, в том числе в тканях полости рта, принципах их выявления, лечения и профилактики.
При этом задачами дисциплины являются:
- изучение методов анализа результатов лабораторных и функциональных исследований;
- формирование методологической и методической основ клинического мышления и рационального действия врача – стоматолога;
- формирование умений патофизиологического анализа симптомов и синдромов заболеваний челюстно-лицевой области;
- приобретение студентом практических умений по устанавлению взаимосвязей между заболеваниями зубочелюстной области и общесоматическими заболеваниями.
^
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки специалиста.
Дисциплина «Патофизиология, патофизиология головы и шеи» относится к математическому, естественно-научному циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования, изучается в третьем и четвертом семестрах.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, биоэтика; история медицины; психология, педагогика; латинский язык; иностранный язык);
- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (физика и математика; биология; биохимия; анатомия человека, анатомия головы и шеи, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта; нормальная физиология; микробиология, вирусология; фармакология; патологическая анатомия;
- медико-профилактические дисциплины: гигиена.
^
Процесс изучения дисциплины «Патофизиология» направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:
^
|
Компетенции
|
ОК-№
|
Общекультурные компетенции
|
ОК-I
|
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
|
ОК-2
|
Способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию
|
ОК-3
|
Способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию.
|
ОК-5
|
Способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемике, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности.
|
ОК-7
|
Способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции.
|
ОК-8
|
Способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.
|
ПК -№
|
^
|
ПК-1
|
Способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.
|
ПК-2
|
Способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат.
|
ПК-3
|
Способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.
|
ПК-4
|
Способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность.
|
ПК-6
|
Способностью и готовностью проводить патофизиоло-гический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп.
|
ПК-9
|
Способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач.
|
^
Знать:
- общие закономерности происхождения и развития жизни; антропогенез и онтогенез человека;
- анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития организма человека;
- основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;
- основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; характеристики воздействия физических факторов на организм;
- химико-биологическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях;
- строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме детей и подростков;
- законы генетики ее значение для медицины и стоматологии в том числе; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний;
- понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии;
- функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах.
Уметь:
- интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов;
- обосновать характер патологического процесса и его клинические проявления, принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний, стоматологических в частности;
- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; анализировать гистофизиологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур человека.
Владеть:
- навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациентов;
- базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности; медико-функциональным понятийным аппаратом
^
Общая трудоемкость дисциплины составляет _5__ зачетных единиц.
^
|
Всего часов / зачетных единиц
|
Семестры
|
|
III
|
IV
|
^
|
96
|
60
|
36
|
В том числе:
|
-
|
-
|
-
|
Лекции (Л)
|
32
|
20
|
12
|
Практические занятия (ПЗ)
|
64
|
40
|
24
|
^
|
48
|
32
|
16
|
Общая трудоемкость:
часы 180
|
^
5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1
|
Общая нозология
|
Предмет и задачи патофизиологии. Основные понятия нозологии. Болезнетворное действие факторов внешней среды. Моделирование основных стоматологических заболеваний
|
2
|
Типовые
патологические процессы
|
Острое неспецифическое повреждение клетки. Особенности реакции клеток пульпы, слизистых оболочек и костной ткани на острое и хроническое повреждение.
Нарушение периферического кровообращения и микроциркуляции. Значение нарушения микроциркуляции в развитии патологических процессов в челюстно-лицевой области.
Барьерные функции организма и их нарушения. Гематосаливарный барьер.
Этиология и патогенез воспалительных процессов в челюстно-лицевой области. Принципы коррекции.
Сиалозы и сиалоадениты основные звенья патогенеза, принципы моделирования и диагностики заболеваний слюнных желез.
Раневой процесс. Патология раневого процесса в тканях челюстно-лицевой области.
Патофизиология водно-солевого обмена. Отеки.
Патофизиология нарушения щелочно-кислотного состояния организма.
Роль КОС в развитии кариеса и воспалительных заболеваний пародонта и патологии слизистой оболочки полости рта. Принципы регуляции КОС в полости рта.
Опухолевый рост. Важнейшие этиологические факторы в развитии опухолей головы и шеи.
Патофизиология теплового обмена. Лихорадка. Перегревание. Переохлождение.
Гипоксия. Роль гипоксии в развитии стоматологических заболеваний.
Патофизиология обмена веществ. Роль нарушений обмена веществ в развитии патологии зубо-челюстной системы.
Патофизиология фосфорно-кальциевого обмена, остеопороз, остеомаляция.
|
3
|
Патофизиология органов и систем
|
Патофизиология системы красной крови. Механизмы нарушений в тканях полости рта при различных видах анемии.
Патофизиология системы белой крови. Изменения в полости рта при нарушениях в системе лейкоцитов.
Гемобластозы. Стоматологические проявления и их патогенез при патологии белой крови.
Патофизиология гемостаза. Значение нарушения гемостаза в развитии стоматологических заболеваний.
Патофизиология внешнего дыхания. Роль нарушения внешнего дыхания в формировании зубо-челюстной системы. Изменения внешнего дыхания при деформациях челюстей и заболеваниях верхнечелюстной пазухи.
Патофизиология сердечно-сосудистой системы. Сердечная недостаточность. Коронарная недостаточность. Нарушения ритма сердца. Нарушения регуляции сосудистого тонуса. Особенности течения основных стоматологических заболеваний при артериальной гипертензии и ИБС.
Патофизиология желудочно-кишечного тракта. Язвенная болезнь. Связь патологии желудочно-кишечного тракте с состоянием полости рта.
Патофизиология печени. Роль патологии печени в развитии заболеваний зубочелюстной системы.
Патофизиология почек. Роль патологии почек в развитии заболеваний зубочелюстной системы.
Патофизиология нервной системы. Боль.
Патофизиология эндокринной системы. Стоматологические проявления при патологии эндокринной системы.
|
^
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Л
|
ПЗ
|
С
|
ЛП
|
КПЗ
|
СРС
|
Всего часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1
|
Общая нозология
|
2
|
4
|
-
|
-
|
-
|
3
|
9
|
2
|
Типовые патологические процессы
|
6
|
30
|
-
|
-
|
-
|
18
|
54
|
3
|
Патофизиология органов и систем
|
16
|
38
|
-
|
-
|
-
|
27
|
81
|
^
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Интерактивные формы проведения занятий
|
Длительность
(час.)
|
1.
|
Типовые патологические процессы
|
Кейс по теме:
«Воспаление»
|
2
|
2.
|
Патофизиология органов и систем
|
Кейс по теме: «Анемии»
Деловая игра по теме: «Патофизиология эндокринной системы»
Кейс по теме: « Нарушение функции почек»
|
2
2
2
|
Итого (час.)
|
8
|
Итого (% от аудиторных занятий)
|
8,3 %
|
^
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Виды самостоятельной работы
|
^
|
1
|
Типовые патологические процессы
|
Реферат по теме « Обмен веществ»
|
проверка
|
2
|
Патофизиология органов и систем
|
Рефераты по профильным вопросам для стоматологического факультета.
|
проверка
|
^
8.1. Формы текущего контроля
- устные (собеседование, доклад)
-письменные (проверка тестов, контрольных работ, рефератов, решение ситуационных задач).
Перечень тем рефератов, докладов, контрольных работ, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
Этапы проведения экзамена
1. Этап - ____итоговый тест________________
2. Этап - ___ответ по билетам______________
3. Этап- __проверка практических навыков___
Вопросы к зачету и экзамену приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
^
1.Литвицкий П. Ф. Патофизиология: в 2х томах: учебник для
студентов вузов / под ред. П. Ф. Литвицкого-3-е издание,
исправленное и дополненное М., ГЭОТАР- МЕД.- 2006
Новицкий В. В. Патологическая физиология: в 2-х томах / под ред. Е.Д.Гольдберга и В.В.Новицкого, Томск.- 2009.
^
Джеймс А. Шейман. Патофизиология почки. Пер. с англ.-2-е изд., испр.-М. СПб: «Издательство БИНОМ», «Невский Диалект», 1999-206с.
Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Основы общей патологии. – СПб., 1999. -ЭЛБИ – СПб, 624с.
Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Основы патохимии.- СПб., 2001. - ЭЛБИ – СПб, 688с.
4. Патофизиология. В 3-х томах Под ред. А.И.Воложин, Г.В.Порядин-
Изд. Академия,- 2006.
Фролов В.Н. «Общая патологическая физиология» М. Издательский дом Высшая школа, 2010 г- 554 с.
Хендерсон Дж.М. Патофизиология органов пищеварения. Перевод с англ.М. -СПб: «Издательство БИНОМ», «Невский Диалект», 2-изд., испр.1999
Шиформан Ф.Дж. Патофизиология крови. Перевод с англ. -М. -СПб.: БИНОМ», «Невский Диалект», 2000 -448с.
^
Общая патофизиология. Электронный курс. В.А.Фролов, Д.П. Билибин. –
М. 2006., 172с.
http://www.pharmed.uz/literatura/40102-patofiziologiya.html
http://medi.ru/doc/80.htm
http://www.cytokines.ru/
http://www.scsml.rssi.ru/
http://med-lib.ru/speclit/patfiz/index.php
http://www.medliter.ru/?page=list&id=09
http://www.rmj.ru/medjurnrus.htm
^
Перечень:
- 3 аудитории на 25 посадочных мест, оснащенных (столы, стулья), ученическая доска, мел.
- ноутбук 1 шт., мультимедийная приставка -1 шт., экран - 1 шт.
- комплект таблиц к учебнику «Патофизиология» П.Ф. Литвицкого (2002г.) в количестве 300 шт. (список прилагается).
- учебные DVD фильмы по темам практических занятий: «Патофизиология периферического кровообращения», «Воспаление», «Гипо- и гипертермии», «Лихорадка», «Опухоли», «Патофизиология печени и желчевыводящих путей», «Патофизиология дыхания».
^ Патофизиология, патофизиология головы и шеи » (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «Патофизиология, патофизиология головы и шеи». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.
^
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________
_________________________________________________________________
^
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО!
Автор (ы):
Занимаемая должность
|
Фамилия, инициалы
|
Подпись
|
Доц. Кафедры, к.м.н.
|
Лебединцева Е.А.
|
|
Рецензент (ы):
Место работы
|
Занимаемая должность
|
Фамилия, инициалы
|
Подпись
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
^
Учебная дисциплина – патологическая физиология
Направление подготовки – стоматология
Семестр – 3.4
Курс –2
№ занятия
|
Тема лекции
|
Количество
часов в семестре
|
3
|
4
|
1.
|
Предмет и задачи патофизиологии. Основные понятия нозологии. Реактивность
|
2
|
2.
|
Воспаление
|
2
|
3.
|
Нарушение теплового обмена
|
2
|
4.
|
Патология тканевого роста
|
2
|
5.
|
Патофизиология обмена веществ
|
4
|
6.
|
Патофизиология крови
|
6
|
7.
|
Патофизиология эндокринной системы
|
2
|
8.
|
Патофизиология нервной
|
2
|
|
Патофизиология сердечно-сосудистой системы
|
2
|
9.
|
Патофизиология дыхания и гипоксия
|
2
|
10.
|
Патофизиология нервной системы
|
2
|
11.
|
Патофизиология желудочно-кишечного тракта
|
2
|
12.
|
Патофизиология почек
|
2
|
ИТОГО
|
32
|
Рассмотрено на заседании кафедры _________________________________
"___"_____________ 20 г. протокол № ____________
Зав. кафедрой ___________________________________________________________
(ФИО подпись)
Приложение 3
^
Учебная дисциплина – патологическая физиология
Направление подготовки – стоматология
Семестр – 3.4
Количество часов, отведенное на курс, цикл – 72 час.
Курс –2
№ занятия
|
Тема занятия
|
Количество
часов
|
3
|
4
|
1.
|
Предмет и задачи патофизиологии
|
2
|
2.
|
Нозология. Реактивность
|
2
|
3.
|
Нарушение периферического кровообращения
|
2
|
4.
|
Воспаление
|
4
|
5.
|
Лихорадка
|
2
|
6.
|
Контрольная работа 1
|
2
|
7.
|
Обмен веществ
|
8
|
8.
|
Контрольная работа 2
|
2
|
9.
|
Патология тканевого роста
|
4
|
10.
|
Патология крови
|
8
|
11.
|
Контрольная работа 3
|
2
|
12.
|
Итоговое занятие 3 семестра
|
2
|
13.
|
Патология нервной системы
|
2
|
14.
|
Патофизиология эндокринной системы
|
4
|
15.
|
Патофизиология сердечно-сосудистой системы
|
2
|
16.
|
Патофизиология дыхания и гипоксия
|
4
|
17.
|
Контрольная работа 4
|
2
|
18.
|
Патофизиология желудочно-кишечного тракта, печени
|
4
|
19.
|
Патофизиология почек
|
4
|
20.
|
Итоговое занятие 4 семестра
|
2
|
ИТОГО
|
64
|
Рассмотрено на заседании кафедры _________________________________
"___"_____________ 20 г. протокол № ____________
Зав. кафедрой ___________________________________________________________
(ФИО подпись)
|